Список богов Вейднера
Список богов Вейднера — условное название одного из известных древних месопотамских списков божеств , первоначально составленного древними писцами в конце третьего тысячелетия до нашей эры , при этом самая старая известная копия датируется Уром III или периодом Исина-Ларсы . Дополнительные примеры были найдены во многих раскопанных месопотамских городах и относятся к периоду между Старым Вавилоном и четвертым веком до нашей эры. Согласовано, что текст служил упражнением для начинающих писцов, но принципы, определяющие расположение перечисленных божеств, остаются неизвестными. В более поздние периоды филологические исследования привели к созданию расширенных версий, объясняющих имена отдельных божеств.
Во втором тысячелетии до нашей эры список богов Вейднера распространился за пределы Месопотамии, его копии известны из Эмара , Угарита и Амарны . Хурритские и угаритские писцы составили многоязычные издания, содержащие сведения о соответствиях между месопотамскими, хурритскими и угаритскими божествами , но из-за ряда особенностей, характерных для этих текстов, предполагается, что они не обязательно точно отражают современные религиозные верования.
История
[ редактировать ]Термин «список богов Вейднера» происходит от имени его первоначального издателя, ассириолога Эрнста Вейднера . [ 1 ] Вейднер подготовил подборку текста в 1924 году, опираясь на различные фрагменты, происходящие из разных мест и периодов времени. [ 2 ] Стандартизированного издания в настоящее время не существует. [ 3 ] Хотя инципит оригинального текста указывает на то, что его называли просто Ан , современное название чаще используется для его обозначения в ассириологической литературе. [ 2 ]
Список богов Вейднера был одним из стандартных списков богов Месопотамии. [ 1 ] Самые ранние примеры таких текстов взяты из Раннединастического Фара ( Шуруппака ). [ 4 ] Однако ничего не известно о периоде между двадцать шестым веком до нашей эры и началом второго тысячелетия до нашей эры. [ 5 ] и нет явных указаний на то, что ранние списки напрямую повлияли на список богов Вейднера. [ 6 ] Самый старый известный экземпляр, НДС 6563, скорее всего, относится к исин-ларсийскому периоду . [ 5 ] происхождение из предшествующего периода Ура III . хотя иногда также предполагается [ 7 ] [ 8 ] Хотя многие из списков богов, составленных позже, известны только по одному городу, уникальные древневавилонские сочинения этого жанра найдены в Ниппуре , Уруке , Исине , Сузах , Мари и, возможно, Уре . [ 9 ] Список богов Вейднера был описан как «широко распространенный в хронологическом и географическом плане». [ 10 ] Несколько табличек относятся к старовавилонскому периоду из Вавилона , Сиппара , [ 11 ] Табатум ( Скажи время ) [ 12 ] и Ниппур. [ 8 ] В более поздние времена этот список засвидетельствован в Средневавилонском Ниппуре и различных « периферийных » местах, Среднеассирийском Ассуре и нововавилонском Вавилоне, Кише , Ниппуре и Уруке. [ 1 ] Он оставался в обращении до поздневавилонского периода, вплоть до четвертого века до нашей эры. [ 2 ]
Содержание
[ редактировать ]Характер списка богов Вейднера был описан как «педагогический». [ 13 ] Некоторые копии были идентифицированы как упражнения писца. [ 7 ] Общепризнано, что его использование в школьной программе писцов было широко распространено. [ 14 ] по крайней мере, со времен Среднего Вавилона, хотя в некоторых местах он мог уже выполнять такую роль в период Старого Вавилона. [ 15 ] Его изучали в начале обучения писцов. [ 10 ] Предполагалось, что писцы-ученики будут копировать все более сложные лексические списки , начиная с перечисления знаков, организованных на основе схожих форм первых клиньев или произношения, и в конечном итоге переходя к аналогичным компиляциям различных слов, организованных тематически, например, на основе сопутствующего определителя, как в случай списков имен божеств. [ 16 ] Ознакомление писцов с составом пантеона, скорее всего, было одним из аспектов передачи идеализированной концепции общего шумеро-аккадского наследия. [ 17 ]
Список богов Вейднера представляет собой перечисление теонимов в одну колонку, начиная с Ана и заканчивая множеством других месопотамских божеств , как хорошо засвидетельствованных, так и малоизвестных. [ 2 ] Стандартная старовавилонская версия содержит 245 записей, но остается неясным, каким принципам следует их расположение. [ 13 ] Некоторые божества схожего характера, например богини рождения или местные проявления Инанны , перечислены последовательно, но это правило не является универсальным, поскольку Гула , Нинкаррак и Нинисина , одинаково связанные с исцелением, встречаются отдельно друг от друга. [ 18 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта , трудно сказать, следовали ли составители единому принципу, и несколько первоначально отдельных коротких списков, вероятно, были объединены, чтобы сформировать список богов Вейднера. [ 7 ] В более поздней оценке Аарон Тугендхафт занимает аналогичную позицию и отмечает, что, например, только начало списка соответствует четкому иерархическому порядку. [ 2 ] Точное содержание списка варьируется в зависимости от копии. [ 19 ] так как со временем могут добавляться новые записи. [ 1 ] Например, Ара появляется только в копиях, датированных периодом Старого Вавилона. [ 20 ] за исключением одного планшета от Tell Taban. [ 21 ] Другие примеры божеств, представленные только в более поздних изданиях, включают Идлуругу , Магаллу и Нин-Эанна. [ 22 ]
Хотя большинство известных копий соответствуют стандарту одной колонки, [ 1 ] составители поздних версий могли бы добавить и больше, например, три фрагмента из Ассура включают пояснения к именам перечисленных божеств во второй колонке, а в одном всего четыре дополнительных, со сведениями о произношении, названиями клинописных знаков используется для написания имени и пояснительных записок. [ 7 ] Хотя в некоторых таких копиях отдельные божества приравниваются друг к другу, из-за их поздней датировки их нельзя обязательно рассматривать как представление общепринятой теологии. [ 23 ] В случае некоторых записей, например, уравнение между Кудмой ( д КУ 5 ) и Мандану ( д ДИ.КУ 5 ), они зависят только от фонетического или графического сходства между теонимами. [ 24 ] Такие варианты не служили упражнениями для переписчиков, а, скорее всего, представляют собой древний образец филологического исследования. [ 25 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]В течение второго тысячелетия до нашей эры список богов Вейднера распространился по Верхней Месопотамии и за ее пределами, о чем свидетельствуют копии, найденные в Угарите , Эмаре и Амарне . [ 1 ] В версиях первых двух из этих городов, датируемых тринадцатым веком до нашей эры, были добавлены новые колонны: хурритская в обоих случаях и третья угаритская только в первом. [ 26 ] Поскольку копии совпадают друг с другом, скорее всего, угаритские писцы работали с уже существовавшими хурритскими изданиями. [ 27 ] предположительно предназначено для облегчения двуязычного обучения писцов. [ 28 ]
Целью многоязычных изданий, очевидно, было показать соответствия между божествами месопотамского, хурритского и угаритского пантеонов. [ 29 ] Например, Уту соответствует Шимиге и Шапашу , которые также были солнечными божествами. [ 30 ] Однако размер местных западных пантеонов был сравнительно меньшим, что привело к тому, что несколько месопотамских божеств представлялись соответствующими одному хурритскому или угаритскому божеству. [ 28 ] По той же причине некоторые из хурритских записей представляют собой фонетические транскрипции месопотамских имен и, возможно, не представляют активно почитаемых божеств. [ 31 ] Другие записи кажутся новшеством ученых, например, богиня Аште Кумурбиневе, «жена Кумарби », скорее всего, призвана отразить этимологическую связь между соответствующими записями в первом столбце. [ 32 ] Энлиль и Нинлиль . [ 33 ] Некоторые записи могли быть истолкованы по-новому по теологическим причинам, например, хотя засвидетельствована хурритская форма богини Айи , в угаритском списке ее имя интерпретируется как необычное написание Эа и, следовательно, приравнивается к Эйан (хурритский вариант Эа) и Котар , местный бог аналогичного характера, предположительно для того, чтобы избежать намека на то, что у богини Шапаш, двойника мужа Аи, была жена. [ 34 ] Еще одним часто отмечаемым своеобразным аспектом трехъязычного списка является тот факт, что Баал , угаритский бог погоды, приравнивается к богине Имзуанне . [ 35 ] Это может быть результатом либо ошибки [ 36 ] или игра слов писцов, основанная на использовании знака IM в качестве логограммы, обозначающей имена богов погоды. [ 35 ] По этим причинам ни хурритские, ни угаритские колонны не рассматриваются как точное отражение соответственно хурритской религии и угаритской религии , а просто как писцовые нововведения. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Шибата 2009 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и Тугендхафт 2016 , с. 166.
- ^ Петерсон 2009 , с. 132.
- ^ Литке 1998 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 78.
- ^ Литке 1998 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б с д Ламберт 1971 , с. 474.
- ^ Jump up to: а б Петерсон 2009 , с. 81.
- ^ Петерсон 2009 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Гадотти и Кляйнерман, 2021 , с. 53.
- ^ Петерсон 2009 , с. 2.
- ^ Сибата 2009 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 79.
- ^ Петерсон 2009 , с. 3.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 169.
- ^ Тугендхафт 2016 , стр. 168–169.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 170.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 79–80.
- ^ Саймонс 2017 , с. 84.
- ^ Петерсон 2009 , стр. 48–49.
- ^ Сибата 2009 , с. 37.
- ^ Саймонс 2017 , с. 87.
- ^ Саймонс 2017 , с. 86.
- ^ Саймонс 2017 , с. 89.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 171.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 172.
- ^ Тугендхафт 2016 , стр. 172–173.
- ^ Jump up to: а б Саймонс 2017 , с. 83.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 173.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 176.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 177.
- ^ Тугендхафт 2016 , стр. 177–178.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 175.
- ^ Тугендхафт 2016 , стр. 179–180.
- ^ Jump up to: а б Тугендхафт 2016 , с. 179.
- ^ Швемер 2001 , с. 505.
- ^ Тугендхафт 2016 , стр. 181–182.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Гадотти, Альена; Кляйнерман, Александра (2021). Начальное образование в Вавилонии в начале второго тысячелетия до нашей эры . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646021802 . ISBN 978-1-64602-180-2 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1971), «Götterlisten · Списки богов» , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 декабря 2022 г.
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Сибата, Дайсуке (2009). «Старовавилонская рукопись списка богов Вейднера из Телль-Табана» . Ирак . 71 . Издательство Кембриджского университета (CUP): 33–42. дои : 10.1017/s0021088900000723 . ISSN 0021-0889 . S2CID 192701412 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Саймонс, Фрэнк (2017). «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вейднера от Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)» . Altorientalische Forschungen . 44 (1). Де Грютер. дои : 10.1515/aofo-2017-0009 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164771112 .
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 164. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .