Jump to content

Список богов Вейднера

Список богов Вейднера — условное название одного из известных древних месопотамских списков божеств , первоначально составленного древними писцами в конце третьего тысячелетия до нашей эры , при этом самая старая известная копия датируется Уром III или периодом Исина-Ларсы . Дополнительные примеры были найдены во многих раскопанных месопотамских городах и относятся к периоду между Старым Вавилоном и четвертым веком до нашей эры. Согласовано, что текст служил упражнением для начинающих писцов, но принципы, определяющие расположение перечисленных божеств, остаются неизвестными. В более поздние периоды филологические исследования привели к созданию расширенных версий, объясняющих имена отдельных божеств.

Во втором тысячелетии до нашей эры список богов Вейднера распространился за пределы Месопотамии, его копии известны из Эмара , Угарита и Амарны . Хурритские и угаритские писцы составили многоязычные издания, содержащие сведения о соответствиях между месопотамскими, хурритскими и угаритскими божествами , но из-за ряда особенностей, характерных для этих текстов, предполагается, что они не обязательно точно отражают современные религиозные верования.

Термин «список богов Вейднера» происходит от имени его первоначального издателя, ассириолога Эрнста Вейднера [ де ] . [ 1 ] Вейднер подготовил подборку текста в 1924 году, опираясь на различные фрагменты, происходящие из разных мест и периодов времени. [ 2 ] Стандартизированного издания в настоящее время не существует. [ 3 ] Хотя инципит оригинального текста указывает на то, что его называли просто Ан , современное название чаще используется для его обозначения в ассириологической литературе. [ 2 ]

Список богов Вейднера был одним из стандартных списков богов Месопотамии. [ 1 ] Самые ранние примеры таких текстов взяты из Раннединастического Фара ( Шуруппака ). [ 4 ] Однако ничего не известно о периоде между двадцать шестым веком до нашей эры и началом второго тысячелетия до нашей эры. [ 5 ] и нет явных указаний на то, что ранние списки напрямую повлияли на список богов Вейднера. [ 6 ] Самый старый известный экземпляр, НДС 6563, скорее всего, относится к исин-ларсийскому периоду . [ 5 ] происхождение из предшествующего периода Ура III . хотя иногда также предполагается [ 7 ] [ 8 ] Хотя многие из списков богов, составленных позже, известны только по одному городу, уникальные древневавилонские сочинения этого жанра найдены в Ниппуре , Уруке , Исине , Сузах , Мари и, возможно, Уре . [ 9 ] Список богов Вейднера был описан как «широко распространенный в хронологическом и географическом плане». [ 10 ] Несколько табличек относятся к старовавилонскому периоду из Вавилона , Сиппара , [ 11 ] Табатум ( Скажи время ) [ 12 ] и Ниппур. [ 8 ] В более поздние времена этот список засвидетельствован в Средневавилонском Ниппуре и различных « периферийных » местах, Среднеассирийском Ассуре и нововавилонском Вавилоне, Кише , Ниппуре и Уруке. [ 1 ] Он оставался в обращении до поздневавилонского периода, вплоть до четвертого века до нашей эры. [ 2 ]

Содержание

[ редактировать ]

Характер списка богов Вейднера был описан как «педагогический». [ 13 ] Некоторые копии были идентифицированы как упражнения писца. [ 7 ] Общепризнано, что его использование в школьной программе писцов было широко распространено. [ 14 ] по крайней мере, со времен Среднего Вавилона, хотя в некоторых местах он мог уже выполнять такую ​​роль в период Старого Вавилона. [ 15 ] Его изучали в начале обучения писцов. [ 10 ] Предполагалось, что писцы-ученики будут копировать все более сложные лексические списки , начиная с перечисления знаков, организованных на основе схожих форм первых клиньев или произношения, и в конечном итоге переходя к аналогичным компиляциям различных слов, организованных тематически, например, на основе сопутствующего определителя, как в случай списков имен божеств. [ 16 ] Ознакомление писцов с составом пантеона, скорее всего, было одним из аспектов передачи идеализированной концепции общего шумеро-аккадского наследия. [ 17 ]

Список богов Вейднера представляет собой перечисление теонимов в одну колонку, начиная с Ана и заканчивая множеством других месопотамских божеств , как хорошо засвидетельствованных, так и малоизвестных. [ 2 ] Стандартная старовавилонская версия содержит 245 записей, но остается неясным, каким принципам следует их расположение. [ 13 ] Некоторые божества схожего характера, например богини рождения или местные проявления Инанны , перечислены последовательно, но это правило не является универсальным, поскольку Гула , Нинкаррак и Нинисина , одинаково связанные с исцелением, встречаются отдельно друг от друга. [ 18 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта , трудно сказать, следовали ли составители единому принципу, и несколько первоначально отдельных коротких списков, вероятно, были объединены, чтобы сформировать список богов Вейднера. [ 7 ] В более поздней оценке Аарон Тугендхафт занимает аналогичную позицию и отмечает, что, например, только начало списка соответствует четкому иерархическому порядку. [ 2 ] Точное содержание списка варьируется в зависимости от копии. [ 19 ] так как со временем могут добавляться новые записи. [ 1 ] Например, Ара появляется только в копиях, датированных периодом Старого Вавилона. [ 20 ] за исключением одного планшета от Tell Taban. [ 21 ] Другие примеры божеств, представленные только в более поздних изданиях, включают Идлуругу , Магаллу и Нин-Эанна. [ 22 ]

Хотя большинство известных копий соответствуют стандарту одной колонки, [ 1 ] составители поздних версий могли бы добавить и больше, например, три фрагмента из Ассура включают пояснения к именам перечисленных божеств во второй колонке, а в одном всего четыре дополнительных, со сведениями о произношении, названиями клинописных знаков используется для написания имени и пояснительных записок. [ 7 ] Хотя в некоторых таких копиях отдельные божества приравниваются друг к другу, из-за их поздней датировки их нельзя обязательно рассматривать как представление общепринятой теологии. [ 23 ] В случае некоторых записей, например, уравнение между Кудмой ( д КУ 5 ) и Мандану ( д ДИ.КУ 5 ), они зависят только от фонетического или графического сходства между теонимами. [ 24 ] Такие варианты не служили упражнениями для переписчиков, а, скорее всего, представляют собой древний образец филологического исследования. [ 25 ]

За пределами Месопотамии

[ редактировать ]

В течение второго тысячелетия до нашей эры список богов Вейднера распространился по Верхней Месопотамии и за ее пределами, о чем свидетельствуют копии, найденные в Угарите , Эмаре и Амарне . [ 1 ] В версиях первых двух из этих городов, датируемых тринадцатым веком до нашей эры, были добавлены новые колонны: хурритская в обоих случаях и третья угаритская только в первом. [ 26 ] Поскольку копии совпадают друг с другом, скорее всего, угаритские писцы работали с уже существовавшими хурритскими изданиями. [ 27 ] предположительно предназначено для облегчения двуязычного обучения писцов. [ 28 ]

Целью многоязычных изданий, очевидно, было показать соответствия между божествами месопотамского, хурритского и угаритского пантеонов. [ 29 ] Например, Уту соответствует Шимиге и Шапашу , которые также были солнечными божествами. [ 30 ] Однако размер местных западных пантеонов был сравнительно меньшим, что привело к тому, что несколько месопотамских божеств представлялись соответствующими одному хурритскому или угаритскому божеству. [ 28 ] По той же причине некоторые из хурритских записей представляют собой фонетические транскрипции месопотамских имен и, возможно, не представляют активно почитаемых божеств. [ 31 ] Другие записи кажутся новшеством ученых, например, богиня Аште Кумурбиневе, «жена Кумарби », скорее всего, призвана отразить этимологическую связь между соответствующими записями в первом столбце. [ 32 ] Энлиль и Нинлиль . [ 33 ] Некоторые записи могли быть истолкованы по-новому по теологическим причинам, например, хотя засвидетельствована хурритская форма богини Айи , в угаритском списке ее имя интерпретируется как необычное написание Эа и, следовательно, приравнивается к Эйан (хурритский вариант Эа) и Котар , местный бог аналогичного характера, предположительно для того, чтобы избежать намека на то, что у богини Шапаш, двойника мужа Аи, была жена. [ 34 ] Еще одним часто отмечаемым своеобразным аспектом трехъязычного списка является тот факт, что Баал , угаритский бог погоды, приравнивается к богине Имзуанне . [ 35 ] Это может быть результатом либо ошибки [ 36 ] или игра слов писцов, основанная на использовании знака IM в качестве логограммы, обозначающей имена богов погоды. [ 35 ] По этим причинам ни хурритские, ни угаритские колонны не рассматриваются как точное отражение соответственно хурритской религии и угаритской религии , а просто как писцовые нововведения. [ 37 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Шибата 2009 , с. 35.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Тугендхафт 2016 , с. 166.
  3. ^ Петерсон 2009 , с. 132.
  4. ^ Литке 1998 , стр. 1–2.
  5. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 78.
  6. ^ Литке 1998 , стр. 2–3.
  7. ^ Jump up to: а б с д Ламберт 1971 , с. 474.
  8. ^ Jump up to: а б Петерсон 2009 , с. 81.
  9. ^ Петерсон 2009 , с. 1.
  10. ^ Jump up to: а б Гадотти и Кляйнерман, 2021 , с. 53.
  11. ^ Петерсон 2009 , с. 2.
  12. ^ Сибата 2009 , с. 33.
  13. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 79.
  14. ^ Петерсон 2009 , с. 3.
  15. ^ Тугендхафт 2016 , с. 169.
  16. ^ Тугендхафт 2016 , стр. 168–169.
  17. ^ Тугендхафт 2016 , с. 170.
  18. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 79–80.
  19. ^ Саймонс 2017 , с. 84.
  20. ^ Петерсон 2009 , стр. 48–49.
  21. ^ Сибата 2009 , с. 37.
  22. ^ Саймонс 2017 , с. 87.
  23. ^ Саймонс 2017 , с. 86.
  24. ^ Саймонс 2017 , с. 89.
  25. ^ Тугендхафт 2016 , с. 171.
  26. ^ Тугендхафт 2016 , с. 172.
  27. ^ Тугендхафт 2016 , стр. 172–173.
  28. ^ Jump up to: а б Саймонс 2017 , с. 83.
  29. ^ Тугендхафт 2016 , с. 173.
  30. ^ Тугендхафт 2016 , с. 176.
  31. ^ Тугендхафт 2016 , с. 177.
  32. ^ Тугендхафт 2016 , стр. 177–178.
  33. ^ Тугендхафт 2016 , с. 175.
  34. ^ Тугендхафт 2016 , стр. 179–180.
  35. ^ Jump up to: а б Тугендхафт 2016 , с. 179.
  36. ^ Швемер 2001 , с. 505.
  37. ^ Тугендхафт 2016 , стр. 181–182.

Библиография

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9ff6c3e7604d73c7c96b14c7b37e6ca__1709598360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/ca/d9ff6c3e7604d73c7c96b14c7b37e6ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Weidner god list - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)