Имзуанна
Имзуанна | |
---|---|
Богиня пребывания | |
Другие имена | Нинзуанна |
Главный культовый центр | Он остается |
Генеалогия | |
Супруг | Нога-Талия |
Имзуанна , также известная как Нинзуанна , [ 1 ] была месопотамской богиней, которой поклонялись в Мараде как жене бога-покровителя города Лугал-Марады . Она засвидетельствована в различных списках богов, в литературном сочинении « Плач по Шумеру и Уру» и по крайней мере в одном теофорном имени . Известные источники, упоминающие ее, относятся к периоду между Уром III и нововавилонским периодом.
В трехъязычном издании списка богов Вейднера, известного из Угарита , Имзуанна рассматривается как эквивалент хурритского бога погоды Тешуба и его угаритского аналога Ваала , но из-за несходства между их ролями в соответствующих пантеонах предполагается, что это результат древних писцов, ошибочно интерпретировавших первый признак общепринятого написания ее имени как логограмму д ИМ, который мог обозначать божества погоды.
Имя
[ редактировать ]Имя богини Имзуанны можно было написать как д нин -зу-ан-на или д им-зу-ан-на . [ 2 ] Первый известен, например, из списка древневавилонских богов. [ 3 ] и от Плача по Шумеру и Уру , тогда как последний от Ан = Анум и в нововавилонском теофорном имени Имзуанна-эмкет. [ 2 ]
По мнению Ричарда Л. Литке, следует предположить, что клинописный знак IM читался как ni , а форма Имзуанна неверна, в имени этой богини [ 4 ] но Антуан Кавиньо и Манфред Креберник не согласны с этим выводом, поскольку в одном из древних комментариев к списку богов Вейднера утверждается, что это имя можно было произносить как Имзуанна. [ 2 ] Они предполагают, что это могло отражать форму, в которой начальная согласная в форме «Нинзуанна» не произносилась. [ 2 ] Это предложение принимает Дайсуке Сибата. [ 5 ] По состоянию на 2022 год написание Имзуанна остается принятым в ассириологической литературе. [ 6 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Имзуанна считалась женой Лугаль-Марады (также пишется Лугальмарда). [ 7 ] ), -покровитель Марада бог . [ 3 ] Они часто упоминаются рядом друг с другом в известных источниках. [ 2 ] Согласно древневавилонскому списку богов, они были двумя из трех главных божеств Марада, третьим из которых был Лулу, первоначально отличавшийся, но позже объединенный с Лугал-Марадой. [ 3 ]
По словам Ричарда Л. Литке [ 8 ] и Уилфреда Г. Ламберта , список богов Ан = Анум указывает на то, что у Имзуанны был свой суккал (божественный визирь), Или-мишар . [ 9 ] Мартен Стол, опираясь на тот же источник, вместо этого утверждает, что это божество было одним из двух суккалов Лугал-Марады, а вторым был Лугал-меа. [ 3 ] Литке предлагает отождествлять Или-мишара с Мишару, второстепенным богом, считающимся сыном Адада . [ 8 ]
связь между Имзуанной и богиней медицины Гулой . Также засвидетельствована [ 7 ] в неоассирийской версии списка богов Вейднера. [ 5 ] По словам Дайсуке Сибаты, предоставленный комментарий прямо приравнивает двух богинь, а также их супругов Лугал-Мараду и Нинурту . [ 5 ]
Текстовые источники
[ редактировать ]В списке подношений периода Ура III Имзуанна упоминается наряду с Лугаль-Марадой. [ 2 ]
В серии заклинаний Шурпу (табличка VIII, строки 31–33) Имзуанна появляется после Лугал-Марады в последовательности божеств, умоляющих освободить пациента от проклятия. [ 10 ] За ними следуют Нинимма , Шузианна , Шулпае , Садарнунна , Белет-или , Суд , Сираш и Нингишзида . [ 10 ]
Имзуанна (под именем Нинзуанна) появляется в композиции « Плач по Шумеру и Уру» . [ 11 ] Обстоятельства, описанные в этом произведении, вынуждают ее и ее Лугаль-Мараду покинуть свой город, побуждая ее оплакивать свою судьбу и разрушение своего жилища. [ 11 ] Раздел, посвященный им, помещен между ними, посвященными Нумушде и его жене Намрат из Казаллу и Нинисине из Исина . [ 12 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]В трехъязычном шумеро - хурро - угаритском варианте списка богов Вейднера из Угарита Имзуанна ( им-зу-ан-на ) соответствует хурритскому Тешубу ( те-еш-ша-аб ) и местному Ваалу ( ба-а-лу ) ., которые оба были божествами погоды. [ 7 ] Было высказано предположение, что уравнение с Тешубом могло уже присутствовать в более раннем двуязычном шумеро-хурритском издании, известном по копии из Эмара . [ 13 ] Дэниел Швемер отмечает, что ни один из известных месопотамских источников не связывает Имзуанну с месопотамским богом погоды Ишкуром /Ададом, и поэтому приходит к выводу, что предположение Жана Нугайроля о том, что эквивалентность между тремя божествами было результатом путаницы писцов, вызванной обычным использованием слова д IM как логограмма, представляющая имена божеств погоды, скорее всего, верна. [ 7 ] Эту точку зрения разделяют и другие исследователи. [ 2 ] [ 1 ] Аарон Тугендхафт соглашается с тем, что список не является точным представлением теологической позиции Ваала и Тешуба, но утверждает, что, возможно, уравнение является не результатом путаницы, а сознательной игрой слов писца . [ 13 ]
Принято считать, что характер Имзуанны не был похож на характер Баала и Тешува. [ 13 ] хотя в отличие от других авторов Ирен Сиббин-Плантолт в недавней публикации описывает ее как грозовое божество . [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Саймонс 2017 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кавинье и Креберник 1998 , с. 532.
- ^ Перейти обратно: а б с д Stol 1987 , p. 148.
- ^ Litke 1998 , p. 170.
- ^ Перейти обратно: а б с Шибата 2009 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б с д Швемер 2001 , с. 505.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 171.
- ^ Ламберт 1980 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Фокке 1999 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Черный 2006 , с. 132.
- ^ Блэк 2006 , стр. 131–132.
- ^ Перейти обратно: а б с Тугендхафт 2016 , с. 179.
Библиография
[ редактировать ]- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 25 июля 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), "NIN-zu'ana" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 25 июля 2022 г.
- Фокке, Карен (1999). «Богиня Нинимма» . Архив востоковедения . 46/47. Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 92–110. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41668442 . Проверено 25 июля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Или-мишар» , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 июля 2022 г.
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Сибата, Дайсуке (2009). «Старовавилонская рукопись списка богов Вейднера из Телля-Табана» . Ирак . 71 . Британский институт изучения Ирака, Издательство Кембриджского университета: 33–42. ISSN 0021-0889 . JSTOR 20779001 . Проверено 25 июля 2022 г.
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на месопотамском медицинском рынке . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .
- Саймонс, Фрэнк (2017). «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вейднера от Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)» . Altorientalische Forschungen . 44 (1). Де Грютер. дои : 10.1515/aofo-2017-0009 . ISSN 2196-6761 .
- Стол, Мартен (1987), «Лугаль-Марада» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 25 июля 2022 г.
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перевод KAV 046 , копии аннотированного неоассирийского издания списка богов Вейднера, на Oracc . сайте