Садарнунна
Садарнунна | |
---|---|
Главный культовый центр | Ниппур , Харран |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруг | Половина |
Садарнунна была месопотамской богиней , считавшейся женой Нуски . О ее индивидуальном характере известно очень мало. Ей поклонялись в Ниппуре , и она появляется наряду с другими божествами этого города в текстах уже периода Ура III . В более поздние времена она также засвидетельствована в источниках из других мест, например Харрана и Урука .
Характер
[ редактировать ]Значение имени Садарнунны остается неясным. [ 1 ] В самых ранних текстах, в которых она появляется, она постоянно пишется клинописью как д Са-дир(и)-нун-на , но в древневавилонский период д имя пишется 𒀭𒊓𒁰𒉣𒈾 . По умолчанию [ 1 ] Согласно древневавилонскому предшественнику более позднего списка богов Ан = Анум и словаря эмесала , ее также можно было назвать Нинкаашбаранки, «госпожа, принимающая решения для неба и земли». [ 2 ] Другие подтвержденные альтернативные имена включают Нинкиагнуна, «госпожа, любимая принцем», Нинмешуду, «госпожа, которая совершенствует меня » , и Думу-абзу, «дитя Абзу » . [ 1 ]
О индивидуальном характере Садарнунны известно очень мало. [ 3 ] В позднем пояснительном тексте она описывается как «советница бога и короля». [ 4 ] В посвященном ей гимне она неоднократно упоминается как «добродетельная женщина» ( мунус-зи ). [ 3 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Садарнунна считалась супругой Нуски . [ 5 ] Она уже находится с ним в паре в самых ранних доступных источниках, упоминающих ее. [ 1 ] Они появляются вместе в различных списках богов, включая список богов Вейднера , список богов Мари и древневавилонский предшественник Ан = Анум . [ 4 ] Однако в списке богов Ниппура она вместо этого появляется рядом с Никарнунной , а в плохо сохранившемся списке богов Исина после Гатумдуга и до Газбабы . [ 4 ] Согласно древневавилонским источникам, комната в храме Нуски в Ниппуре считалась спальней, принадлежавшей как ему, так и Садарнунне. [ 3 ]
Ану считался отцом Садарнунны. [ 6 ] Эта традиция засвидетельствована в посвященном ей гимне и в источниках из Урука . [ 4 ]
Под диалектической эмесальной формой имени Нинмешуду, Гасанмешуду, Садарнунна появляется рядом с Умунмудуру ( Нинедру ) в причитаниях . [ 4 ] В серии заклинаний Шурпу (табличка VIII, строки 31–33) она появляется между Шулпае и Белет-или в последовательности божеств, умоляющих освободить пациента от проклятия. [ 7 ]
В списке богов Ан = Анум говорится, что божество Ад-Хи-нун (чтение второго знака остается неопределенным) служило советником Садарнунны. [ 3 ]
Поклонение
[ редактировать ]Садарнунна впервые упоминается в списках периода Ура III из Пузриш-Дагана, в которых говорится о божествах, которым поклоняются в Ниппуре . [ 1 ] Например, она упоминается рядом с Нуской между парами Нинурта и Ниннибру и Лугалгусису и Мешага . [ 8 ]
Ниппур был культовым центром Садарнунны. [ 6 ] Эпадданунус, «избранный дом женщин». [ 3 ] или «Избранный дом женщины» указан как ее храм в Каноническом списке храмов и, возможно, где-либо еще, и предполагается, что он находился именно там. [ 9 ] Поскольку он отсутствует в административном документе, перечисляющем городские храмы, получившие продовольствие в касситский период , было высказано предположение, что он был частью святилища Нуски в комплексе Экур , а не полностью независимым молитвенным домом. [ 3 ] И Садарнунне, и Нуске также поклонялись в Эшмахе, святилище в Экуре. [ 10 ] чье имя означает «возвышенный дом». [ 11 ] Также возможно, что Эш у-Энлиль, «дом (созданный) рукой Энлиля », был посвящен одному или обоим из них. [ 12 ]
Садарнунна появляется рядом с Нуской в надписи на кудурру (пограничном камне) касситского периода, которая, по словам Уилфреда Г. Ламберта, представляет «религиозное мировоззрение Дер ». [ 13 ]
Документы времен правления Набонида указывают на то, что Садарнунне поклонялись в Харране . [ 14 ] В надписи этого царя говорится, что он восстановил местный храм Эхулкул, «дом, приносящий радость». [ 15 ] для «богов Сина , Нингала , Нуску и Садарнунны», которых он называет своими «господинами». [ 16 ] Надпись его матери Адад-гуппи гласит, что он возглавил туда те же божества из Вавилона в процессии и что он «совершил (...) все забытые обряды», посвященные им. [ 17 ] Адад-Гуппи также считала себя поклонницей этих четырех божеств. [ 18 ]
В период Селевкидов Садарнунне также стали поклоняться в Уруке , хотя она отсутствует в более ранних нововавилонских текстах из этого города. [ 19 ] По словам Юлии Круль, в местный пантеон она попала из-за связи с Нуской. [ 20 ] Ей могли бы поклоняться вместе с ним в келле Бит-Реша. [ 21 ] «Главный храм», недавно построенный комплекс, посвященный Ану и Анту . [ 22 ] Во время фестиваля акиту она была одним из божеств, шествовавших рядом с последним из этих двух божеств, наряду с такими, как Шала , Ая , Гула , Амасагнуди и Ашратум . [ 6 ] Она также появляется в надписи некоего Ану-убаллита, которая содержит пророческий запрос, касающийся создания новой статуи Иштар , которую он направил на нее, Шамаша , Адада и Забабу . [ 23 ]
Лексические тексты свидетельствуют, что поклонение Садарнунне осуществлялось на культовых лодках. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Коэн и Креберник 2008 , с. 481.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 439.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коэн и Креберник 2008 , с. 483.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Коэн и Креберник 2008 , с. 482.
- ^ Крул 2018 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 126.
- ^ Фокке 1999 , с. 105.
- ^ Саллабергер 1993 , с. 119.
- ^ Джордж 1993 , с. 136.
- ^ Джордж 1993 , с. 85.
- ^ Джордж 1993 , с. 84.
- ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 184.
- ^ Ламберт 2013 , с. 267.
- ^ Тойер 2000 , с. 374.
- ^ Джордж 1993 , с. 99.
- ^ Меллинк 1991 , с. 135.
- ^ Сак 1983 , стр. 59–60.
- ^ Тойер 2000 , с. 328.
- ^ Крул 2018 , с. 72.
- ^ Крул 2018 , с. 75.
- ^ Крул 2018 , с. 152.
- ^ Джордж 1993 , с. 137.
- ^ Крул 2018 , стр. 44.
Библиография
[ редактировать ]- Альмамори, Хайдер Орайби; Бартельмус, Алекса (2021). «Новый свет на Дилбат». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 111 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 174–190. дои : 10.1515/za-2021-2002 . ISSN 0084-5299 . S2CID 244530382 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-кашашбар-анки» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 19 сентября 2022 г.
- Коэн, Марк Э.; Креберник, Манфред (2008), «Садар(а)нунна, Садир(и)-нуна» , Reallexikon der Assyriologie , получено 19 сентября 2022 г.
- Фокке, Карен (1999). «Богиня Нинимма» . Архив востоковедения . 46/47. Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 92–110. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41668442 . Проверено 19 сентября 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Меллинк, Махтелд Дж. (1991). «Археология в Анатолии» . Американский журнал археологии . 95 (1). Археологический институт Америки: 123–153. дои : 10.2307/505160 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 505160 . S2CID 245275550 . Проверено 19 сентября 2022 г.
- Сак, Рональд Х. (1983). «Легенда о Набониде» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 77 (1). Presss Universitaires de France: 59–67. ISSN 0373-6032 . JSTOR 23282496 . Проверено 19 сентября 2022 г.
- Саллабергер, Вальтер (1993). Культовый календарь третьей эпохи (PDF) . Де Грютер. дои : 10.1515/9783110889253 . ISBN 978-3-11-013932-7 .
- Тойер, Габриэле (2000). «Бог Луны в религиях Сирии и Палестины: с особым упором на КТУ 1.24» . Orbis Biblicus et Orientalis . 173 . дои : 10.5167/уж-150559 . Проверено 19 сентября 2022 г.