Амасагнуди
Амасагнуди | |
---|---|
Придворный Ану | |
Главный культовый центр | Урук |
Генеалогия | |
Супруг | Папсуккал |
Амасагнуди была месопотамской богиней, считавшейся служанкой Ану и женой Папсуккала . Она известна только из нескольких источников, включая список богов Ан = Анум и документы из Селевкидов Урука .
Имя
[ редактировать ]Имя Амасагнуди можно перевести как «нерушимая мать», «непоколебимая мать», «мать, которая не уходит». [ 1 ] или «мать, которую невозможно отодвинуть». [ 2 ] Возрождение божеств с именами, начинающимися со знака ама , «мать», в богословии Селевкидов Урука, включая как ее, так и Ама-аркуша , считается необычным. [ 3 ]
Варианты прочтения названия, предложенного в прошлом и теперь считающегося ошибочным, включают Амасагсилсирсир и Амапанул. [ 4 ] Оба основывались на формах д АМА.САГ.КА.НУ.НУ и д АМА.ПА.НУ.УЛ из документов Селевкидов из Урука. [ 4 ] Утверждалось, что написание менялось из-за безвестности Амасагнуди до того, как она стала известна в этот период, из-за чего ее имя было трудно передать даже литераторам города. [ 5 ] Скорее всего, его первоначальное значение больше не было понятно из-за проблем со структурой и грамматикой шумерского языка, распространенного в поздних текстах. [ 6 ]
Амасагнуди также была известна под именем Нинкагал, «госпожа великих ворот». [ 7 ] также читай я скучаю [ 8 ] или Нин-абул. [ 9 ]
Характер
[ редактировать ]Самая старая ссылка на Амасагнуди, лексический текст , в котором она указана как эквивалент Ниншубур , объясняет, что она была женским божеством ( нин-суккал , «визирь») и суккалом (божественным визирем) Ану . [ 10 ]
Были предложены три возможности происхождения Амасагнуди: что она была первоначальным суккалом Ану, замененным в этой роли суккалом Инанны Ниншубур; что она была эпитетом Ниншубура; или что она была женой мужской формы Ниншубура. [ 10 ]
В списке богов Ан = Анум и в источниках из Селевкидов Урука она фигурирует как жена Папсуккала . [ 11 ]
Поклонение
[ редактировать ]Ссылки на Амасагнуди до периода Селевкидов невероятно редки, и, по словам Поля-Алена Болье, по состоянию на 1992 год известные примеры ограничивались списком богов Ан = Анум и одним лексическим текстом. [ 5 ] Более поздние исследования выявили дальнейшее появление Амасагнуди во втором тысячелетии до нашей эры в аккадском заклинании против Ламашту, известном из копии из Угарита , в котором она появляется рядом с Папсуккалом. [ 12 ] Более того, ее альтернативное имя, Нин-абул, присутствует в древневавилонском тексте упражнений. [ 9 ]
Амасагнуди был представлен Уруку вместе с Папсуккалем. [ 13 ] Весь пантеон города был реструктурирован в период Селевкидов: Иштар, Наная и их двор, включающий таких божеств, как Усур-амассу , превзошли по известности Ану и Анту . [ 14 ] Хотя Ану не отсутствовал полностью в Уруке ни в какой момент времени между третьим и первым тысячелетием до нашей эры, [ 14 ] По мнению Поля-Алена Болье, его положение было «подставным лицом» и «ненужным божеством». [ 11 ] Он предполагает, что возвышение Ану было результатом потери Вавилоном своего влияния после персидского завоевания, что привело к развитию новой местной теологии, опирающейся на список богов Ан = Анум (который начинает божественную иерархию с Ану) для усиления местной гордости. [ 15 ] Побочным эффектом этого процесса стало появление божеств, связанных с Ану, таких как Папсуккал и Амасагнуди. [ 11 ]
В богословских текстах Папсуккал и Амасагнуди вместе занимают девятое место в списках, в которых боги Селевкидов Урука располагаются в соответствии с предполагаемой богословской важностью. [ 16 ] Однако Амасагнуди не встречается ни в каких теофорных именах Урука. [ 17 ] Юлия Крул предлагает понимать это как указание на то, что ее присутствие в религии Селевкидов Урука во многом ограничивалось богословскими спекуляциями высокопоставленных представителей духовенства. [ 18 ]
Во время новогоднего фестиваля, проводившегося в Уруке в период Селевкидов, Амасагнуди был среди божеств, перечисленных в качестве участников парада под предводительством Анту (а не Иштар), наряду с такими божествами, как Шала , Ая , Гула , Садарнунна (жена Нуски ). и Ашратум . [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Болье 1992 , с. 51.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 493.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 131.
- ^ Jump up to: а б Болье 1992 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Болье 1992 , с. 53.
- ^ Болье 1992 , с. 69.
- ^ Крул 2018 , с. 150.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 325.
- ^ Jump up to: а б Гадотти 2015 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Болье 1992 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Болье 1992 , с. 68.
- ^ дель Ольмо Лете 2014 , с. 44.
- ^ Крул 2018 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Болье 1992 , с. 54.
- ^ Болье 1992 , стр. 67–68.
- ^ Робсон 2019 , с. 186.
- ^ Крул 2018 , с. 70.
- ^ Крул 2018a , с. 353.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 126.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (1992). «Античная теология в селевкидском Уруке» . Акта Шумерология . 14 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-абула» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 22 апреля 2022 г.
- дель Ольмо Лете, Грегорио (2014). Заклинания и антиколдовские тексты из Угарита . Бостон: Де Грютер. ISBN 1-61451-627-8 . OCLC 948655744 .
- Гадотти, Альена (2015). «Новый текст о Нин-Абуле» (PDF) . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1).
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . БРИЛЛ. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Круль, Юлия (2018a). «Некоторые наблюдения о поздних урукских теофорических именах» . Пересекая границы Исследования по истории культуры Древнего Востока: Фестиваль Ганса Неймана к его 65-летию 9 мая 2018 года . Мюнстер: Зафон. ISBN 3-96327-010-1 . OCLC 1038056453 .
- Робсон, Элеонора (2019). Сети древних знаний: социальная география клинописной науки в Ассирии и Вавилонии первого тысячелетия . УКЛ Пресс. ISBN 978-1-78735-595-8 . Проверено 22 апреля 2022 г.
- Виггерманн, Франс А.М. (1998), "Нин-шубур" , Reallexikon der Assyriologie , получено 22 апреля 2022 г.