Сахар (богиня)
Сахар | |
---|---|
Божественный врач | |
![]() Богиня-целительница с собакой на кудурру | |
Главный культовый центр | Умма , позже Ниппур |
Символ | собака, скальпель |
Генеалогия | |
Супруг | Нинурта ; посылают Они Абу |
Дети | Даму и Гунура |
Эквиваленты | |
Исин эквивалент | Это было предназначено |
Эквивалент Сиппара и Терки | Нинкарс |
Ниппурский эквивалент | Нинтинугга |
Лувийский эквивалент | Камрушепа |
Гула ( шумерский : «великий»). [ 1 ] ) была месопотамской богиней медицины , изображалась как божественный врач и акушерка . В течение второго и первого тысячелетий до нашей эры она стала одним из главных божеств месопотамского пантеона и в конечном итоге стала рассматриваться как вторая по значимости богиня после Иштар . Она была связана с собаками и могла быть изображена рядом с этими животными, например, на кудурру (пограничных камнях с надписями), и получать фигурки, изображающие их, в качестве вотивных подношений .
Хотя Гула изначально считалась незамужней, в касситский период она стала ассоциироваться с Нинуртой . В Вавилоне его роль мог выполнять также Мандану , а список богов Ан = Анум связывает Гулу с Пабилсагом и Абу. В круг божеств, тесно связанных с ней, также входили Даму и Гунура , которые со временем стали считаться ее детьми, а также ее суккал (божественный помощник) Урмашум, которого можно было представить как существо, похожее на собаку. Посредством различных синкретических процессов ее можно было приравнять к другим богиням аналогичного характера, включая Нинисину , Нинкаррак , Нинтинуггу , Бау и Меме , хотя все они изначально были отдельными и, за исключением последней из них, не перестали полностью поклоняться. по отдельности, хотя их отдельные культы действительно пришли в упадок. Хорошо известным сочинением, посвященным описанию синкретических ассоциаций Гулы, является « Гимн Гулы» Буллуца-раби , который, по-видимому, был скопирован месопотамскими практикующими врачами во время их формального обучения.
Условно предполагается, что Гула возникла в Умме , где она хорошо засвидетельствована в период Ура III, хотя возможные более старые ссылки присутствуют в текстах из Адаба . В последующие столетия ее культ распространился на другие города, включая Ниппур , который в конечном итоге стал считаться ее основным культовым центром, а также Урук , Вавилон , Ур и Лагаш . После завоеваний Хаммурапи она была также представлена Ларсе , Сиппару и Исину . В касситский период ей начали поклоняться в недавно основанном королевском городе Дур-Куригальзу . В Ассирии Гула впервые появляется только в средневавилонский период . У нее были храмы в Ассуре , Калху , Табету и Мардамане . Свидетельства из-за пределов Месопотамии, например из Эмара и Угарита , в основном ограничиваются научными текстами.
Имя
[ редактировать ]Имя Гула имеет шумерское происхождение и обычно понимается как «великий». [ 1 ] [ 2 ] В зависимости от контекста обычное слово гула может также означать «больший», «величайший», «бывший», «столица» или «главный». [ 3 ] В источниках периода Ура III слово «гула» иногда употреблялось просто как эпитет , добавляемый к именам различных божеств: упоминания об « Инанна -гула», « Нинхурсаг -гула» или даже « Алла-гула ». известны [ 4 ] Его также применяли к богине медицины Нинисине , например, в списке подношений из Лагаша и в гимне времен правления Ишби-Эрры . [ 5 ] Было высказано предположение, что богиня Гула изначально была эпитетом, но постепенно превратилась в отдельное божество. [ 6 ] Хорошо известным примером месопотамского божества, развившегося таким образом, является Аннунитум . [ 1 ] который изначально был эпитетом Иштар . [ 7 ]
Гу2 - ла2
[ редактировать ]Иеремия Петерсон утверждает, что Гула (𒀭𒄖𒆷) и Гу 2 -ла 2 (𒀭𒄘𒇲), которые часто появляются в списках богов вместе с Абу , скорее всего, понимались как две орфографии одного теонима , хотя он допускает возможность того, что изначально они были отдельные божества, и отмечает, что их могли продолжать признавать таковыми даже в старовавилонский период . [ 8 ] В число исследователей, поддерживающих это предложение, входят Маркос Суш-Гутьеррес, [ 9 ] Джоан Гудник Вестенхольц [ 5 ] и Ирен Сиббин-Плантолт. [ 10 ] Доказательствами в пользу такой возможности являются расположение соответствующих культовых центров Гула и Гу 2 -ла 2 в разных частях Месопотамии в период Ура III, отсутствие каких-либо указаний на то, что написание гу 2 -ла 2 когда-либо соответствовало термину gula и отдельное размещение в списках богов, хотя это не однозначно. [ 11 ] Также возможно, что имя Gu 2 -la 2 имело другую этимологию: глагол gu 2 -la 2 , «наклоняться» или «обнимать», был предложен Сиббингом-Плантолтом. [ 12 ]
Гу 2 -ла 2 впервые засвидетельствован в раннединастический период в списках богов Фара и Абу Салабиха , а также в теофорических именах . [ 13 ] Однако она отсутствует в литературных текстах, и свидетельства ее культа отсутствуют ни в каких текстах, датированных периодом Старого Вавилона. [ 14 ] В известных источниках нет никаких указаний на то, что она была богиней-целительницей. [ 12 ] и ее характер неизвестен. [ 14 ] В более позднем списке богов Ан = Анум Гула, а не Гу 2 -ла 2 . супругой Абу фигурирует [ 15 ]
Третьей богиней, которую из-за гомофонности имени можно было связать или спутать с Гулой и Гу 2 -ла 2, была Укулла , супруга Тишпака . [ 16 ] Более того, Уилфред Г. Ламберт выявил примеры путаницы между именем Гулы и именем мужского -каменщика божества Куллы . [ 17 ]
Ниннибру
[ редактировать ]Ниннибру, также известный под аккадским названием Белет-Ниппури. [ 18 ] «госпожа Ниппура » — богиня, считавшаяся женой Нинурты , которая впервые появляется в списках подношений периода Ура III. [ 19 ] В конце концов ее стали понимать как форму Гулы, и как таковую перестали считать отдельной богиней. [ 18 ] В настоящее время неизвестно, поклонялись ли ей как отдельному божеству в касситский период , когда Нинурта был в паре с Гулой. [ 20 ] Как Ниннибру, Гуле поклонялись в Эшумеше, [ 21 ] хорошо известный храм Нинурты в Ниппуре. [ 22 ]
Эпитет Ниннибру иногда применялся к Нинимме , которая обычно не была женой Нинурты, [ 18 ] хотя исключение можно найти в недавно опубликованном «Гимне Нинимме для Нанны» , поскольку Нанне — малоизвестный король, упомянутый также в надписи Туммал . [ 23 ] Ниннибру не следует путать с одноименной Унгал-Нибру/Шаррат-Ниппури, «царицей Ниппура». [ 18 ] поскольку оба этих имени могли использоваться в одних и тех же текстах для обозначения отдельных богинь, причем последняя понималась как форма Иштар , а не Гула. [ 24 ]
д ME.ME
[ редактировать ]Хотя Меме изначально была отдельной богиней, в конечном итоге она была поглощена Гулой. [ 25 ] и ее имя стало использоваться как альтернативное написание последнего теонима. [ 26 ] Как результат, д ME.ME засвидетельствовано как логографическое изображение имени Гулы, например, в нововавилонском архиве Эанны из Урука. [ 27 ] и другие источники первого тысячелетия до нашей эры, хотя ассоциация может идти еще дальше, к древневавилонскому лексическому списку . [ 28 ]
Белет-балаты
[ редактировать ]Белет-балати засвидетельствован как теоним, написанный знаком дингир , служивший определителем , обозначающим имена божеств в клинописи , и как эпитет Гулы. [ 29 ] В последнем качестве его можно встретить в заклинаниях. [ 30 ] Ирен Сиббин-Плантхольт утверждает, что ее следует понимать либо как божество, синкретизированное с Гулой, либо как ее эпитет, который стал рассматриваться как ее отдельное проявление. [ 29 ] Поль-Ален Болье предполагает, что она могла соответствовать Манунгаль , хотя он также отмечает, что ее можно считать формой Гулы или членом круга связанных с ней божеств. [ 31 ]
Амааркушшу
[ редактировать ]Имена Нин-амааркусшу («госпожа милосердная мать») и Амааркусшу («милосердная мать»). [ 32 ] ) прилагаются к Гуле в двух экземплярах пояснительного текста. [ 33 ] По мнению Юлии Крул, не исключено, что последний также служил дублером имени Гула в теофорных именах Урука эллинистического периода . [ 34 ] Однако Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что она была отдельной богиней, представленной в местном пантеоне только в поздние времена, так же, как Амасагнуди или Шаррахиту . [ 35 ]
Персонаж и иконография
[ редактировать ]Как и другие богини медицины Месопотамии, Гула считалась божественным врачом. [ 36 ] Хотя в самых ранних источниках прямо не упоминается, что ее воспринимали как таковую, связь с исцелением подразумевается, например, тем фактом, что предложения ей были сделаны Навир-илумом, Шу-кабтой и Убартумом , хорошо засвидетельствованными высокопоставленными людьми из Ур III периода работал асу (врачи). [ 37 ] Отсутствие ранних упоминаний о ее персонаже может указывать на то, что поначалу ей поклонялись в основном как исцеляющему божеству в домашней обстановке. [ 38 ] В более позднем гимне она названа «великой докторшей». [ 39 ] Ее можно описать как вооруженную множеством инструментов, используемых врачами в древней Месопотамии, включая различные лечебные травы , бритву , скальпель и ряд других ножей или ланцетов. [ 40 ] Считалось, что, как и другие богини медицины, Гула могла не только лечить болезни, но и использовать их в качестве наказания. [ 41 ] Однако, в отличие от Нинкаррака , ее специально не призывали к таким целям в проклятиях. [ 42 ]
Гула уже появляется в заклинании периода Ура III, посвященном осложнениям при рождении, в котором говорится, что она была ответственна за перерезание пуповины . [ 43 ] К ней также можно было обращаться для определения благоприятной судьбы новорожденного. [ 44 ] В качестве продолжения таких ролей она считалась способной лечить болезни младенцев и выступала в роли врага демона Ламашту . [ 45 ] Барбара Бёк характеризует последнего как «противообраз» Гулы. [ 46 ] основано на их противоположных ролях: демона, убивающего младенцев, и божественной акушерки соответственно . [ 47 ] Гуле также могут быть присвоены и другие защитные функции, например, заклинание Намбурби призывает ее в домашнем контексте против злого влияния гриба ( катарру ) . [ 29 ] Иногда она также в некоторой степени была связана с преступным миром . [ 36 ] Гимн Гула Буллутса-раби доходит до того, что богиня заявляет: «Я поднимаю мертвых из преисподней». [ 48 ] В одном заклинании ее призывают, чтобы противостоять вредному влиянию Аллатума (здесь имя Эрешкигаль , а не отдельного божества) на пациента. [ 49 ]
Известность Гулы в месопотамском пантеоне возросла в течение второй половины второго тысячелетия до нашей эры. [ 50 ] и она стала рассматриваться как одна из главных богинь наряду с Иштар, превзойдя Нинхурсаг . при этом [ 51 ] В конечном итоге она также затмила всех других богинь медицины. [ 52 ]
На кудурру (украшенных пограничных камнях) Гула изображался в антропоморфной форме, восседающей на троне, а не символически, как большинство других божеств. [ 53 ] Наная (богиня любви) и Ламма (второстепенные богини-покровительницы) были единственными женскими божествами, изображенными подобным образом. [ 54 ] хотя Гула изображалась на кудурру чаще, чем они. [ 55 ] Многие ее фигуративные изображения также известны из неоассирийских печатей, на которых она является наиболее часто появляющейся богиней. [ 56 ]
Девятнадцатый день месяца ассоциировался с Гулой. [ 57 ]
Гула и собаки
[ редактировать ]Гула ассоциировалась с собаками, [ 58 ] и в искусстве могли сопровождать этих животных, [ 59 ] хотя их изображения относительно необычны. [ 41 ] Происхождение связи между собаками и месопотамскими богинями-целителями неясно, но было высказано предположение, что это было либо результатом наблюдения за тем, что слюна собак обладает целебными свойствами, либо продолжением веры в то, что болезнь может быть передана животному магическим путем. если он лижет пациента. [ 45 ] Эта связь засвидетельствована уже в период Ура III . [ 60 ] хотя самые старые свидетельства ограничены документами, в которых упоминается мясо, предназначенное для собак, наряду с подношениями Гуле, и она начала получать вотивные подношения в форме этих животных только в старовавилонский период . [ 61 ] Изображения собак Гулы Текстовые источники указывают, что их можно было использовать в клятвах, [ 62 ] и что они, как полагали, помогали ей в бою против Ламашту. [ 45 ] Одно из заклинаний против этого демона содержит формулу: «Мы не просто собаки, мы собаки Гулы, готовые содрать с вас кожу, разорвать на куски спину и разорвать лодыжки». [ 46 ] В одном неоассирийском тексте, посвященном вавилонским обычаям, говорится, что собака, пересекшая Эсабад (один из храмов Гулы), считалась посланником, посланным ею. [ 63 ] И текст, в котором говорится о том, что Гула окружена «прижавшимися друг к другу щенками», и археологические находки указывают на то, что она могла быть связана и с молодыми собаками, а не только со взрослыми животными. [ 47 ] Эту связь подтверждает и теофорное имя Мурану-Гула (от mirānu , «молодая собака»), засвидетельствованное в нововавилонский период . [ 64 ]
Другие ассоциации животных
[ редактировать ]В одной ритуальной формуле червь, скорее всего, пиявка , назван «дочерью Гулы». [ 65 ] Неясно, было ли это призвано возвести его в ранг демонического существа (по аналогии с тем, как Ламашту обычно называли «дочерью Ану », а Намтара иногда называли «сыном Энлиля »). [ 66 ] или, возможно, это намекает на прямо не подтвержденное медицинское использование пиявок в древней Месопотамии. [ 67 ] нет Однако прямых доказательств практики кровопускания ссылки на него в Вавилонском Талмуде , и предполагается, что отражают влияние греческой медицины в Леванте, а не месопотамскую традицию. [ 65 ] В одном заклинании (ЙОС 11, 5:9-14), по-видимому, неуказанные черви называются «псами Гулы». [ 49 ] Описание других животных как «собак» не имеет аналогов в других месопотамских магических текстах, поскольку различных полевых вредителей (в том числе саранчу , мелких птиц и гусениц ) называли «собаками Нинкилима », но никаких других применений этой фигуры речи по отношению к Гуле не было. известны. [ 68 ] Основываясь на этих разрозненных ссылках, Натан Вассерман предполагает, что атрибутом Гулы считался тип червя, возможно, пиявка, в дополнение к более известной связи с собаками. [ 69 ] Это предложение также поддерживает Барбара Бёк. [ 70 ]
В тексте LKA 20, называемом в науке «заклинанием сожженного материала», упоминается, что правонарушения не только в отношении собак, но и кошек, такие как отказ прекратить драку между животными или не закапывать их трупы, могут быть табу. ( иккибу ) из Гулы. [ 71 ] По состоянию на 2014 год это упоминание остается уникальным, и исследователям неизвестны другие источники, упоминающие о связи Гулы с кошками. [ 72 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В самых ранних источниках у Гулы не было супруги. [ 73 ] и ее продолжали считать незамужней богиней на протяжении всего периода Старого Вавилона . [ 74 ] В документах касситского периода она упоминается как жена Нинурты . [ 75 ] Однако в связи с ним она не встречается в текстах из архива Первой династии Силендов . [ 76 ] В списке богов Ан = Анум обозначен Пабилсаг как ее муж. [ 27 ] [ 77 ] В нововавилонском Уруке она могла быть в паре с Нинуртой, но также и с неизвестным божеством Бел-СА-насру и с д IGI.DU, личность которого является предметом споров в науке. [ 78 ] Пока д IGI.DU может функционировать как логографическое написание имени Нергала или, по-видимому, как альтернативное имя Нинурты (список богов CT 25 объясняет д IGI.DU как д nin-urta ina NIM , «Нинурта в Эламе »), ни одно из объяснений не является правдоподобным в контексте архивов Урука, поскольку все трое могли появляться рядом как отдельные божества. [ 79 ] В Вавилоне в тот же период Мандану, по-видимому, исполнял роль Нинурты в сотрудничестве с Гулой. [ 80 ]
Даму и Гунура , чьей матерью изначально была Нинисина , иногда считались детьми Гулы. [ 81 ] В источниках из Ура периода Ура III Гула появляется рядом с ними обоими, хотя в один и тот же период эти два божества ассоциировались с Нинисиной в Исине и с Нинтинуггой в Ниппуре . [ 82 ] По словам Ирен Сиббинг-Плантхольт, свидетельств семейных отношений между Даму и Гулой еще нет ни в каких древневавилонских текстах. [ 83 ] Предложение о том, что Ниназу считался сыном Гулы, хотя и повторялось в ассириологических публикациях еще в 1990-х годах, сейчас считается необоснованным. [ 84 ]
Согласно списку богов Ан = Анум Гулы , суккалами (божественными помощниками) были Урмашум (Урмаш в древневавилонском предшественнике), д УР (приравнивается к первому) и Уршабидуга. [ 85 ] Урмашум также упоминается в этой роли в позднем астрологическом тексте: [ 63 ] где его приравнивают к звезде у меня есть Лам-му , представляющий божественного помощника Бау . [ 85 ] Последняя роль в более ранних источниках принадлежала богине Ламмашаге . [ 86 ] Это астральное тело было также известно как Ламма и, скорее всего, соответствует Веге . [ 87 ] Еще одно свидетельство об Урмашуме было обнаружено на древневавилонской печати. [ 85 ] Эндрю Р. Джордж дополнительно утверждает, что посвященный ему храм мог быть упомянут в недостающем разделе Канонического списка храмов, посвященном Гуле и ее двору. [ 88 ] Было высказано предположение, что Урмашум был собачьим существом, поскольку его имя начинается с клинописного знака ур , который также присутствует в словах urgi (собака), urmaḫ (лев) и urbarra (волк). [ 63 ] Манфред Креберник предполагает, что, поскольку его имя также содержит элемент maš , «близнец», вполне возможно, что суккалы Гулы представлялись парой собак, возможно, представленных парой фигур, охраняющих ворота. [ 85 ] Иеремия Петерсон отмечает, что известно несколько возможных случаев, когда Урмашум считали женщиной. [ 89 ] Божество по имени Урмашум, предположительно связанное с подземным миром, появляется в списке богов Вейднера наряду с Маликом и Ласом , но его отношение к суккалу Гулы неясно. [ 85 ] Латарак считался привратником Гулы, возможно, из-за его способности отражать приписываемые ему болезни. [ 90 ]
Считалось также, что Гула мог выступать посредником с Мардуком , городским богом Вавилона, от имени просителей-людей. [ 91 ] ее также причисляли к божествам, принадлежащим к кругу Мардука и его жены Зарпанит Одетта Бовин предварительно предполагает, что в местной традиции из Силенда . [ 92 ] связь между Гулой и Ададом . Также засвидетельствована [ 93 ] В надписи Навуходоносора I он упоминается как уммату этих двух божеств, хотя значение этого термина остается неопределенным. [ 94 ] Предлагаемые переводы включают «потомок» или «член группы культового персонала». [ 93 ] Еще в период Ахеменидов Гула получал подношения вместе с Ададом и его женой Шалой в Сиппаре . [ 95 ]
Богиня Ниньягия, «хозяйка монастыря ». [ 96 ] лексическом списке приравнивается к Гуле в эмесальном . [ 97 ] Нинегия упоминается в списках подношений периода Ура III, и предполагается, что в этот период у нее было собственное святилище в Ниппуре. [ 98 ] Однако божество, также называемое Ниньягия, которое описывается как «главная экономка » ( agrig-maḫ ) в храмовом гимне, скорее всего, будет Нин-МАР.КИ . [ 99 ] дочь Наньше . [ 100 ] Иногда супругу Ниназу, Нингириду, можно было рассматривать как аспект Гулы. [ 88 ] как и Имзуанна , пара из Лугаль-Марады . [ 101 ] Аналогичная связь между Гулой и Нинсуном также засвидетельствована и, возможно, также была причиной приравнивания Нинурты к Лугальбанде , хотя, по мнению Алхены Гадотти, последнее развитие было вторичным, и неправдоподобно предполагать, что Гильгамеш , сын Нинсуна и Лугальбанды , всегда считался ребенком Гулы и Нинурты. [ 102 ]
Два двуязычных аккадско- касситских лексических списка объясняют касситскую богиню Калу, иначе известную только по теофорным именам из Ниппура , Нузи и, возможно , Ассура , как аналогичную Гуле, что может указывать на то, что ее понимали как исцеляющее божество. [ 93 ] Лувийцы , по-видимому, считали анатолийскую богиню магии Камрушепу аналогом Гулы, а иногда магические формулы, приписываемые первой, были прямыми переводами месопотамских. [ 103 ]
Гула и другие месопотамские богини-целители
[ редактировать ]Хотя месопотамские богини медицины (Гула, Нинисина , Нинкаррак , Нинтинугга , Бау и Меме ) образовывали взаимосвязанную сеть, первоначально они были полностью отделены друг от друга. [ 104 ] о чем свидетельствует тот факт, что в так называемом списке богов Вейднера Гула, Нинисина и Нинкаррак встречаются в разных местах. [ 105 ] Кроме того, в различных текстах известны упоминания о богинях медицины, путешествующих на встречу друг с другом. [ 106 ] Все они изначально имели отдельные культовые центры. [ 107 ] В то время как Гуле поклонялись в Умме, Нинтинугга ассоциировалась с Ниппуру , Нинисина с Исином , [ 6 ] и Нинкаррак с Сиппаром [ 108 ] и Терка . [ 109 ]
Связь между Гулой и Нинисиной считается особенно тесной. [ 110 ] Мнения специалистов относительно времени начала процесса частичного синкретизма между этими двумя богинями разнятся. [ 111 ] Принято считать, что в старовавилонский период поклонение Нинисине пришло в упадок и что к этому моменту она уже была синкретизирована с Гулой. [ 112 ] Раньше богиню медицины Уммы , Гулу, иногда называли «Нинисиной Уммы», хотя, вероятно, главным образом потому, что писцы в Пузриш-Дагане были более знакомы с богиней Исина и в результате предпочитали применять ее имя к другим божествам-целителям. [ 111 ] Сама Нинисина никогда не встречается в текстах Уммы. [ 106 ] Барбара Бёк утверждает, что в конечном итоге она была полностью поглощена Гулой. [ 113 ] но Ирен Сиббинг-Плантолт вместо этого приходит к выводу, что единственной богиней, которую постигла такая судьба, была Меме. [ 25 ] и перечисляет ряд текстов первого тысячелетия до нашей эры, в которых Нинисина до сих пор представлена как отдельное божество, среди них нововавилонская надпись, в которой она и Гула упоминаются отдельно друг от друга. [ 114 ]
В документах из Сиппара упоминаются люди, служившие санги священниками Нинкаррака и Гулы, Нинисины или Гулы, или только одной Гулы. [ 115 ] Слияние их культов в этом месте, вероятно, было вызвано притоком иммигрантов из Исина во времена Хаммурапи . [ 108 ] В некоторых случаях отождествление богинь было настолько близким, что в одном документе человека звали Пузур-Нинкаррак, а в другом - Пузур-Гула, хотя неясно, какое письмо отражает то, как произносится это имя. [ 116 ] Поскольку поклонение Нинкарраку было широко распространено на местном уровне, Ирен Сиббин-Плантолт предполагает, что Гулу понимали только как ее прозвище . [ 117 ] Ни в одном другом городе подобного явления не зафиксировано. [ 118 ] Кроме того, в более поздних источниках из Сиппара Гула и Нинкаррак, по-видимому, держались отдельно друг от друга. [ 95 ]
Еще две богини, связанные с медициной, Бау и Нинтинугга, еще не были связаны с Гулой во втором тысячелетии до нашей эры. [ 118 ] Ирен Сиббинг-Плантолт предполагает, что в сочетании с Гулой Нинтинугга действовала как воплощение ее способности воскрешать мертвых. [ 119 ] Ее имя использовалось еще во времена правления Кира Великого , хотя в то время это, скорее всего, был всего лишь эпитет Гулы по мнению Поля-Алена Болье . [ 120 ] Бау могла функционировать как альтернативное имя Гулы в среднеассирийский период , например, в колофонах и в местной версии списка богов Вейднера, но они не всегда приравнивались, и первая сохраняла особую роль жены Забабы. . [ 121 ] Было высказано предположение, что фраза Бау ša qēreb Ашшур использовалась, чтобы отличить Бау как имя Гулы от Бау как отдельную богиню. [ 122 ] Заклинание прямо называет их двумя отдельными божествами и утверждает, что Гула была обязана своим статусом Бау, которому приписывают возвышение ее до ее положения. [ 123 ] Разделение Бау и Гулы также засвидетельствовано в источниках из эллинистического Урука . [ 57 ]
Есть некоторые свидетельства того, что Гулу и Нинкаррак можно рассматривать как аналог Нинисины в двуязычных шумеро - аккадских текстах. [ 124 ] Также засвидетельствованы двуязычные тексты, в которых Нинтинугга появляется на шумерском языке, а Гула на аккадском. [ 125 ] Другие божества, которые могли бы служить шумерским переводом Гулы, включают Даму и Меме, хотя она также могла появляться под своим собственным именем в обеих версиях двуязычного текста. [ 57 ]
Гула Гимн Буллуца-раввина
[ редактировать ]
Феномен синкретизации других божеств с Гулой задокументирован в гимне, описывающем различные приписываемые ей личности, который был составлен Буллусса-раби (также пишется Буллусса-раби [ 126 ] ) где-то между 1400 и 700 годами до нашей эры. [ 124 ] На основании первоначального изучения текста, предпринятого Уилфредом Г. Ламбертом, предполагается, что он не может быть старше, поскольку не известно никаких подобных синкретических гимнов древневавилонского периода , а описание Нингирсу как земледельческого божества включено в один из отрывков. аналогично характерно лишь для более позднего времени. [ 127 ] Известные фрагменты происходят в основном между неоассирийским периодом и периодом Селевкидов , хотя некоторые из них могут относиться ко Аршакидов . времени [ 128 ] Это считается самым известным примером ареталогии в месопотамской литературе. [ 129 ]
Текст состоит из 200 строк клинописного текста, разделенных на 20 строф . [ 130 ] и это написано от первого лица, где Гула восхваляет себя и отождествляет себя с другими богинями. [ 131 ] К ним относятся Нинтинугга , Нанше , Бау , Нинсун , Нинкаррак , Унгал-Нибру, Нинмадирига, Нинигизибара и Нинлиль . [ 130 ] Однако Нинисина в их число не входит. [ 132 ] Присутствие Нанше и Нинсун было описано Джоан Гудник Вестенхольц как «неожиданное» , хотя она также отметила, что обе они описаны как выполняющие свои отдельные роли, известные из других источников, а не как богини медицины. [ 133 ] Ирен Сиббин-Плантхольт утверждает, что причины представления Нинлиль и Нингизибары как богинь-целителей трудно объяснить, поскольку ни одна из них не засвидетельствована в исцеляющей роли. [ 130 ] хотя, по мнению Вестенхольца, первое можно рассматривать как таковое из-за связи между Гулой и Судом , [ 133 ] а последний, хотя и ассоциировался главным образом с Инанной и описывался скорее как арфистка, чем целительница, также был связан с Гулой в Умме . [ 134 ] Более того, строфа, сосредоточенная на теониме Унгал-Нибру, похоже, вместо этого описывает храмы, связанные с Ниннибру . [ 18 ] Супруга богини Нинурта тоже отождествляется с различными богами. [ 130 ] К ним относятся Нингирсу, Забаба , Утулу, Лугальбанда , [ 27 ] Другими словами, [ 135 ] а также Ниназу , [ 134 ] включение которого могло бы зависеть от идентификации между Гулой и Укуллой, а не между ним и Нинуртой. [ 136 ] Число мужских теонимов меньше, чем женских, поскольку Нинурта и Лугальбанда фигурируют более чем в одной строфе. [ 135 ] И имена богинь, и супругов изначально были отдельными теонимами, а не эпитетами. [ 137 ]
Личность автора не подтверждается самим текстом, где имя упоминается лишь в последних строках, умоляющих Гулу о благословении, но « Каталог текстов и авторов из Ниневии» приписывает не только этот гимн, но и другие, ныне неопознанные, композиции этому человеку. [ 138 ] Имя Буллутаса-раби означает «ее исцеление хорошее». [ 139 ] подразумевая Гулу. [ 140 ] Уилфред Дж. Ламберт предположил, что автор гимна был мужчиной. [ 135 ] но Зомбор Дж. Фёлди отмечает, что последующие открытия указывают на то, что, хотя в источниках первого тысячелетия до нашей эры Буллуца-раби считался мужчиной, в более ранних источниках касситского периода это имя, по-видимому, использовалось только женщинами, что в зависимости от точного имени. Дата на составе могла также означать, что этот конкретный человек был женщиной. [ 140 ]
Предполагается, что копирование гимна Гула Буллуца-раби было частью формальной подготовки профессиональных целителей в первом тысячелетии до нашей эры. [ 141 ] Тот факт, что Гула приписывает свои медицинские знания Эа [ 142 ] по мнению Ирен Сиббинг-Плантолт, это могло отражать тот факт, что в королевских дворах положение асу (врачей) было ниже, чем положение ашипу , которые были связаны с этим богом. [ 143 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые ранние сертификаты
[ редактировать ]Условно предполагается, что Гула впервые появляется в источниках времен правления Третьей династии Ура , [ 144 ] и что первоначальным центром ее культа была Умма . [ 145 ] В ранних документах она часто обозначается как «Гула Уммы» или «Гула КИ.АН», близлежащего поселения. [ 6 ] Однако, по мнению Ирен Сиббин-Плантолт, тот факт, что она не была одним из божеств-покровителей города Уммы, в отличие от Шары и его жены Нинуры , может указывать на то, что она произошла из другого места. [ 146 ] Тем не менее, культ Гулы в Умме в период Ура III характеризуется как «процветающий». [ 14 ] Фестиваль, который там проходил, был посвящен ее оплакиванию временной смерти Даму . [ 36 ]
Маркос Сух-Гутьеррес предполагает, что более старая ссылка на Гулу может присутствовать в тексте из Адаба древнеаккадского периода . [ 9 ] также допускает возможность ее присутствия в этом источнике. Джоан Гудник Вестенхольц [ 6 ] и Ирен Сиббин-Плантолт в более поздних публикациях, хотя последняя автор заключает, что «факты (...) не позволяют сделать однозначные выводы». [ 147 ]
Урук
[ редактировать ]Гула уже упоминается в Уруке в источниках периода Ура III. [ 14 ] Однако она отсутствует в текстах древневавилонского периода, возможно, потому, что цари из династии Исина ввели Нинисину в местный пантеон, что привело к исчезновению Гулы. [ 148 ] хотя позже она была вновь представлена. [ 57 ] Храм , посвященный Нинисине, Эгалмах, упоминается в надписи местного царя Син-кашида . [ 27 ] По мнению Эндрю Р. Джорджа, возможно, что позже он был понят как посвященный проявлению Гулы, поскольку, по его мнению, вместо этого он принадлежит Белет-балати в документе конца первого тысячелетия до нашей эры. [ 149 ] Он также отмечает, что тот факт, что в « Эпосе о Гильгамеше» это название храма Нинсун, мог возникнуть под влиянием версии списка богов Вейднера, которая приравнивает эту богиню к Гуле. [ 150 ] Однако Поль-Ален Болье поставил под сомнение предположение Джорджа о том, что название храма Э.ГАЛ.ЭДИН является просто ошибкой переписчика для Эгальмаха, и отметил, что Белет-балати, очевидно, понималась как отдельная богиня от Гулы в Уруке. [ 151 ] Предположение о том, что Эгалмах был храмом Гулы, принимает Юлия Крул. [ 152 ]
В нововавилонский период в Уруке поклонялись трем проявлениям Гулы: Гула, Гулаша кисалли («двора») и Гула Бит-Гулы, очевидно, связанные с небольшим поселением, расположенным неподалеку. [ 27 ] Ее храм, очевидно, был частью комплекса Эанна . [ 151 ] Среди подношений, которые она получала согласно административным текстам, были соль, финики , ячмень (в некоторых случаях предназначавшийся для пивоваров или пекарей, состоявших у нее на службе), пиво и различные жертвенные животные ( волы , овцы , утки , гуси и горлицы ). [ 153 ]
В Селевкидах Урук Гула был одним из божественных участников парада, проводимого во время новогоднего фестиваля, в составе свиты Анту , наряду с такими божествами, как Шала , Айя , Амасагнуди , Садарнунна и Ашратум . [ 154 ] Однако по неясным причинам она полностью отсутствует в теофорных именах того же периода. [ 34 ] Юлия Крул указывает, что хотя некоторые божества, например Набу , перестали в них призываться из-за изменения политических отношений между отдельными городами, маловероятно, что Гула является примером этого явления, поскольку связь Урука и Ниппура , ее Основной культовый центр в этот период оставался закрытым. [ 32 ]
Ниппур
[ редактировать ]Гула была завезена в Ниппур в старовавилонский период , хотя свидетельств ее раннего культа в этом городе не так много. [ 148 ] Она стала главным божеством в местном пантеоне только в касситский период . [ 155 ] В это время она стала второй наиболее часто упоминаемой богиней в теофорных именах этого города, что указывает на то, что она пользовалась популярностью в сфере личной религии. [ 156 ] В поздних источниках Ниппур был городом, с которым она была наиболее тесно связана. [ 32 ] хотя на протяжении большей части своей истории она не была привязана к одному конкретному культовому центру. [ 157 ] Скорее всего, она встречается рядом с божествами Ниппура, а именно Энлилем , Нинлиль и Нинуртой , в надписи Мардука-баласу-икби . [ 57 ] Возможно, что храм имени Эгалмах, входивший в комплекс Экур , был посвящен Гуле в роли жены Нинурты. [ 158 ] В 1990 году археологи Института Востока идентифицировали здание в районе штата Вашингтон как храм Гулы, богини исцеления и супруги Нинурты. Самая ранняя идентифицированная постройка храма относится к периоду Исин-Ларса, а значительные перестройки проводились в касситский, неоассирийский и нововавилонский периоды. [ 159 ] Считается, что неподалеку находится пропавший храм Нинурты. [ 160 ]
Текстовые источники указывают, что в более поздние периоды в храме Гулы в Ниппуре находилось множество других божеств, [ 57 ] в том числе Нинурта, Даму , Куруне, Кусу , Урма, Нуска , Нинемма , Шузианна , Белт-Сери , Себитти , Бел-алия, Сираш и Нингирзида. [ 120 ] Куруннам или Курунниту ( д KAŠ.DIN.NAM) была богиней, связанной с пивом , названной в честь курунну , типа этого напитка, считающегося высококачественным, и представленного как аналог Нинкаси в плачах . [ 161 ] Кусу была богиней очищения, олицетворением своеобразной ритуальной кадильницы , уже засвидетельствованной в текстах из Лагаша . [ 4 ] Урмаху, обожествленному льву, также поклонялись в Ассуре , в данном случае наряду с Сумуканом . [ 162 ] Нуска была божественной помощницей ( суккал ) Энлиля. [ 163 ] Нинимма была богиней, связанной с письмом, хотя она также выполняла целебную роль, подобную Гуле. [ 75 ] Шузианна считалась второй женой Энлиля. [ 164 ] Белет-Сери был аккадским аналогом Гештинанны . [ 165 ] а также появляется в окружении Гулы в других местах первого тысячелетия до нашей эры. [ 32 ] Себитти были группой из семи воинственных богов, обычно связанных с Нергалом . [ 166 ] Поль-Ален Болье охарактеризовал Бел-Алию как «анонимного божественного мэра». [ 120 ] Он отмечает, что этот теоним, скорее всего, был родовым титулом и мог обозначать множество божеств в разных местах, например Писангунуг в Куллабе. [ 167 ] Известны списки целых двенадцати «божественных мэров». [ 168 ] Сираш была божеством, связанным с пивоварением, часто в паре с Нинкаси, либо как ее сестра, либо как ее аккадский эквивалент. [ 169 ] Нинджерзида была второстепенной богиней, чье имя можно понимать как «госпожа с правильным ножом», возможно, в этом контексте переводя как «скальпель». [ 170 ]
Вавилон и Борсиппа
[ редактировать ]В городе Вавилоне Гуле поклонялись в храме, первоначально построенном царем Суму-абумом для Нинисины , [ 171 ] возможно, его можно отождествить с Эгалмахом, «возвышенным дворцом», который составлял часть комплекса Эсагил . [ 149 ] Там у нее был и второй храм, [ 172 ] Эсабад, «дом открытого уха», который был перестроен Ашурбанипалом и Навуходоносором II и сохранился еще в период Аршакидов . [ 173 ] Дополнительно имя Эурсагшикила, дом, чистая гора, [ 174 ] который обычно относился к храму Нинкаррака, вместо этого в нескольких надписях ассоциируется с Гулой. [ 175 ]
В Борсиппе , считавшейся связанной с Вавилоном в сфере религии, [ 176 ] Гула засвидетельствована, по крайней мере, с неоассирийского периода . [ 127 ] Навуходоносор II восстановил в этом городе свой храм, Эгулу, «большой дом». [ 177 ] Вторичное проявление этой богини, которой поклонялись местные жители, Гула (ша) абби , которую, скорее всего, следует понимать как «Гулу предков», могло быть либо остатком домашнего культа, предшествовавшего присутствию Гулы в царских надписях из Борсиппы, либо неопознанным местное божество, которое стали приравнивать к ней. [ 127 ]
Поздний культовый календарь, предположительно пришедший либо из Борсиппы, либо из Вавилона, связывает Гулу с траурными обрядами Энмешарры : [ 176 ] «Гула устроила плач по Энмешарре, потерпевшему поражение». [ 178 ]
Другие южные города
[ редактировать ]Гула уже присутствовала в местном пантеоне Ура в период Ура III , хотя нет никаких указаний на то, что она принадлежала к кругу городского бога Нанны . [ 146 ] Было высказано предположение, что построенный здесь Варад-Сином храм , который, согласно надписи, был посвящен Нинисине, на самом деле принадлежал Гуле, поскольку первая из этих двух богинь в остальном полностью отсутствует в источниках из этого города. [ 148 ] По словам Джоан Гудник Вестенхольц, отдельные ранние свидетельства о Гуле также доступны в Лагаше . [ 6 ]
Утверждалось, что в древневавилонский период Гула в целом была одной из самых популярных богинь, поскольку в источниках таких личных писем она появляется с сопоставимой частотой с Аннунитумом , Аей , Нинсианной и Зарпанит , хотя и реже, чем Иштар . [ 179 ] Однако, несмотря на предполагаемую популярность в сфере личного богослужения, она редко встречается в древневавилонских теофорных именах. [ 180 ]
В Ларсе Гула появилась только после того, как город был завоеван Хаммурапи Вавилонским. [ 180 ] Ее культ в этом городе плохо задокументирован, хотя ее храм был обнаружен во время раскопок, и, исходя из его размера, предполагается, что она была главным божеством в местном пантеоне. [ 180 ] появляется в документах Исина после его завоевания тем же царем. Более того, она также впервые [ 180 ] Хотя богиня-покровительница города, Нинисина, продолжала упоминаться в королевских надписях, Гуле, по-видимому, поклонялись чаще, чем ей, после того, как город был восстановлен I. Куригалзу [ 71 ] Эгалмах, «возвышенный дворец». [ 149 ] очевидно, стал ассоциироваться с ней, несмотря на то, что изначально это был храм Нинисины. [ 181 ] В ходе раскопок было обнаружено собачье кладбище, входившее в его комплекс. [ 45 ] с поклонением Гуле Хаммурапи также познакомил Сиппар , хотя ее значение там оставалось незначительным на протяжении всего древневавилонского периода. [ 182 ] и она также почти не засвидетельствована там в касситский период. [ 183 ] Источники, датированные периодом правления Набопаласара, свидетельствуют, что у нее там был храм Эулла. [ 80 ] «дом радости». [ 184 ]
Хотя Гула — единственная богиня-целительница, упомянутая в документах Первой Силендской династии , [ 165 ] ее культ имел лишь незначительное значение на ее территориях. [ 74 ]
В касситский период духовенство Ниппура отвечало за установление культа Гулы в Дур-Куригальзу , новом городе, построенном Куригалзу I в качестве его королевской резиденции. [ 156 ] Она также появляется в теофорных именах с этого сайта, таких как Гула-балата-эриш и Убаллитсу-Гула. [ 185 ] Кроме того, во время раскопок был обнаружен, возможно, посвященный ей храм. [ 71 ] Храмы Гулы также существовали в Дур-Энлиле и Килпу. [ 50 ] В последнем городе ей поклонялись вместе с Нинуртой в Эмупаде, «доме, выбранном по имени». [ 183 ] Этот город, по-видимому, располагался между Дур-Куригальзу и Сиппаром, [ 93 ] на Евфрате . [ 186 ] Возможно, ей также поклонялись в храме Эзибатила в Мараде . [ 187 ] Кроме того, Эгашантина, «дом женщины жизни», упомянутый в неопубликованном гимне, также мог быть храмом Гулы. [ 188 ]
Ассирия
[ редактировать ]Гула отсутствует в древнеассирийских источниках. [ 148 ] Она была завезена в Ассирию только во второй половине второго тысячелетия до нашей эры. [ 50 ] когда храм, посвященный ей, был построен в Ассуре , возможно, Тукульти-Нинуртой I , хотя единственным явным свидетельством является более поздняя надпись Адад-нирари II , которая приписывает ему этот строительный проект. [ 189 ] Он носил название Эсабад. [ 190 ] Хотя храм Ассура также хорошо засвидетельствован в источниках неоассирийского периода , новый храм также был построен в Калху Ашурнасирпалом II , когда он сделал его новой королевской резиденцией. [ 191 ] Еще один ассирийский храм Гула, возможно, носивший имя Эгалмах, существовал в Табету . [ 122 ]
Согласно документам времен правления Тукульти-Нинурты I, в Мардамане также был храм Гулы, но в настоящее время невозможно установить, заменил ли он храм, принадлежавший более ранней городской богине Шувале . [ 192 ] Нет никаких свидетельств того, что последнему все еще поклонялись после завоевания города ассирийцами. [ 193 ] Хотя более ранние древневавилонские тексты из Мари указывают на то, что Мардаман был известен наличием опытных практиков медицины, его богиня-покровительница не была связана с исцелением. [ 194 ] Ирен Сиббин-Плантхольт предполагает, что Гула, который был неизвестен в Верхней Месопотамии до среднеассирийского периода, был привезен в город из-за репутации его целителей. [ 30 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]Предполагается, что свидетельства о Гуле из-за пределов Месопотамии, в частности научные тексты из Хаттусы , Угарита и Эмара , указывают на то, что она «путешествовала с учеными во все уголки клинописного мира». [ 195 ] В последнем из этих трех городов работал учителем школы писцов человек, носивший теофорное имя Кидин-Гула, хотя предполагается, что он прибыл туда из Месопотамии. [ 196 ] За исключением теофорных имен, поклонение Гуле не засвидетельствовано в Эмаре. [ 197 ] и, согласно исследованию местного пантеона, проведенному Гэри Бекманом, свидетельства исходят исключительно из колофонов . [ 198 ] В Угарите она появляется в заклинании, написанном на аккадском языке, рядом с богиней Бизиллой , называемой здесь «леди облегчения». [ 199 ] бе-пусть стану-этим-и-ти . [ 200 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 133.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 31–32.
- ^ Бёк 2015 , с. 332.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 82–83.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 82.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 71.
- ^ Петерсон 2009 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Такой-Гутьеррес 2005 , с. 17.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 43.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 27–28.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 32.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 30.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 44.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 43–44.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 377–378.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 102.
- ^ Биггс 1998 , с. 476.
- ^ Биггс 1998 , с. 477.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 104.
- ^ Джордж 1993 , с. 147.
- ^ Петерсон 2020 , с. 131.
- ^ Болье 1995 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , стр. 160–161.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 154–155.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Болье 2003 , с. 274.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 76.
- ^ Болье 2003 , стр. 312–313.
- ^ Перейти обратно: а б с д Крул 2018а , с. 353.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 327.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018а , стр. 353–354.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с Бёк 2015 , с. 329.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 44–45.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 50.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 394.
- ^ Вассерман 2008 , с. 80-81.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 254.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 159.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 48–49.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бёк 2015 , с. 330.
- ^ Перейти обратно: а б Бёк 2014 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Бёк 2014 , с. 44.
- ^ Вассерман 2008 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Вассерман 2008 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 63.
- ^ Креберник 1997 , с. 512.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 396.
- ^ Ламберт 2013 , с. 233.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 278.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 281.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 87.
- ^ Ливингстон 1988 , с. 57.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 252.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 46.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 53–54.
- ^ Ламберт 2013 , с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б с Ливингстон 1988 , с. 58.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Вассерман 2008 , с. 79.
- ^ Вассерман 2008 , с. 79-80.
- ^ Вассерман 2008 , с. 80.
- ^ Вассерман 2008 , с. 83.
- ^ Вассерман 2008 , с. 84.
- ^ Бёк 2014 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 68.
- ^ Бёк 2014 , с. 39.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 96.
- ^ Бойвин 2018 , с. 214.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 383.
- ^ Болье 2003 , стр. 274–275.
- ^ Болье 2003 , с. 282.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 85.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 84.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 46–47.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 61.
- ^ Джордж 1993 , стр. 36–37.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Креберник 2014а , с. 421.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 77.
- ^ Foxvog, Heimpel & Kilmer 1983 , стр. 453.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 36.
- ^ Петерсон 2009 , с. 55.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 239.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 119.
- ^ Бойвин 2018 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 72.
- ^ Швемер 2001 , с. 425.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 86.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 73.
- ^ Cavigneaux & Krebernik 1998a , с. 351.
- ^ Cavigneaux & Krebernik 1998a , стр. 351–352.
- ^ Cavigneaux & Krebernik 1998a , с. 352.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 206.
- ^ Швемер 2001 , с. 505.
- ^ Гадотти 2014 , стр. 43–44.
- ^ Тарача 2009 , с. 150.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 14.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 47.
- ^ Бёк 2015 , с. 328.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 385.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 387.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 83.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 56.
- ^ Бёк 2014 , с. 13.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 137.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 253.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 57.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 116.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 160.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 152–153.
- ^ Перейти обратно: а б с Болье 1995 , с. 91.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 74-75.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 75.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 100.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 152.
- ^ Фёлди 2019 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 88.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 88–89.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 100.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 114–115.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 116.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1967 , с. 109.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 34.
- ^ Ламберт 1967 , стр. 109–110.
- ^ Фёлди 2019 , с. 81.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Фёльди 2019 , с. 83.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 102.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 278.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 286–287.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 286.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , стр. 30–31.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 28–29.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж 1993 , с. 88.
- ^ Джордж 1992 , с. 305.
- ^ Перейти обратно: а б Болье 2003 , с. 280.
- ^ Крул 2018 , с. 64.
- ^ Болье 2003 , стр. 278–279.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 126.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 67.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 104.
- ^ Джордж 1993 , стр. 88–89.
- ^ [1] МакГуайр Гибсон, «Ниппур, 1990: Храм Гулы и взгляд на будущее», Годовой отчет Восточного института за 1989–90 годы, Чикаго: Oriental Inst. Пресс, 1990 г.
- ^ [2] Шнайдер, Бернхард, «Ниппур: Город Энлиля и Нинурты», Именование и картографирование богов в Древнем Средиземноморье, стр. 745-762, 2022 г., ISBN 978-3-11-079649-0
- ^ Болье 2003 , с. 321.
- ^ Креберник 2014 , с. 420.
- ^ Крул 2018 , с. 66.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 95.
- ^ Крул 2018 , с. 68.
- ^ Болье 2003 , с. 334.
- ^ Джордж 1992 , с. 447.
- ^ Петерсон 2009 , с. 57.
- ^ Кавинье и Креберник 1998b , с. 367.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 86.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 106.
- ^ Джордж 1993 , с. 137.
- ^ Джордж 1993 , с. 102.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 392.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 133.
- ^ Джордж 1993 , с. 96.
- ^ Ламберт 2013 , с. 285.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 251.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 53.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 68–69.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 71.
- ^ Джордж 1993 , с. 155.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 67–68.
- ^ Джордж 1993 , с. 127.
- ^ Джордж 1993 , с. 159.
- ^ Джордж 1993 , с. 90.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 73–74.
- ^ Джордж 1993 , с. 138.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 83.
- ^ Pfälzner 2020 , стр. 373–374.
- ^ Pfälzner 2020 , p. 372.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 75–76.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 76–77.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 77.
- ^ Бекман 2002 , с. 50.
- ^ Бекман 2002 , с. 43.
- ^ Олмо Лете и Роу, 2014 , с. 66.
- ^ Олмо Лете и Роу, 2014 , с. 64.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (1995). «Пивовары Ниппура» . Журнал клинописных исследований . 47 . Американские школы восточных исследований: 85–96. дои : 10.2307/1359817 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359817 . Проверено 29 августа 2022 г.
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Биггс, Роберт Д. (1998), «Нин-Нибру» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 31 августа 2022 г.
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Бёк, Барбара (2014). Богиня-целительница Гула: к пониманию древней вавилонской медицины . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-26146-4 . OCLC 868971232 .
- Бёк, Барбара (2015). «Древняя месопотамская религия: профиль богини исцеления». Религиозный компас . 9 (10). Уайли: 327–334. дои : 10.1111/rec3.12165 . hdl : 10261/125303 . ISSN 1749-8171 . S2CID 145349556 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Nin-amaʾarḫuššu» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 29 августа 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998a), «Nin-ĝagia» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 29 августа 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998b), «Нин-Гирзида» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 29 августа 2022 г.
- о Млечном Вязе, Грегори; Роу, Игнасио Маркес (2014). Заклинания и антиколдовские тексты из Угарита . Исследования древних записей Ближнего Востока (SANER). Де Грюйтер. ISBN 978-1-61451-492-3 . Проверено 7 сентября 2022 г.
- Фоксвог, Дэниел А.; Хеймпель, Вольфганг; Килмер, Энн Д. (1983), «Ламма/Ламассу А.И. Месопотамия. Филологическое · Ламма/Ламассу А.И. Месопотамия. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 сентября 2022 г.
- Фёлди, Жомбор Дж. (2019). «Буллусса-раби, автор гимна Гула» . КАСКАЛ. Журнал истории, окружающей среды и культуры Древнего Ближнего Востока . 16 . Флоренция: издательство LoGisma. ISSN 1971-8608 .
- Гадотти, Альена (2014). Гильгамеш, Энкиду, преисподняя и шумерский цикл Гильгамеша . Де Грюйер. дои : 10.1515/9781614515456 . ISBN 978-1-61451-708-5 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 29 августа 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (1997), «Muttergöttin AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 29 августа 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014), «Urmaḫ» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 31 августа 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014a), «Urmaš(um)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 31 августа 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Круль, Юлия (2018a). «Некоторые наблюдения о поздних урукских теофорических именах» . Пересекая границы Исследования по истории культуры древнего Востока: Фестиваль Ганса Ноймана к его 65-летию 9 мая 2018 года . Мюнстер: Зафон. ISBN 978-3-96327-010-9 . OCLC 1038056453 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1967). «Гульский гимн Буллуца-раби» . Ориенталия . 36 (2). GBPress - Григорианская библейская пресса: 105–132. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43074151 . Проверено 7 сентября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Ливингстон, Аласдер (1988). «Возвращение в исинский «Собачий дом»» . Журнал клинописных исследований . 40 (1). Американские школы восточных исследований: 54–60. дои : 10.2307/1359707 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359707 . S2CID 163493207 . Проверено 4 августа 2021 г.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Петерсон, Иеремия (2020). «Кристофер Меткалф: Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена, Том 1: Литературные источники по древневавилонской религии. (Исследования Корнельского университета по ассириологии и шумерологии 38) (обзор)». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 111 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/za-2020-0025 . ISSN 1613-1150 .
- Пфальцнер, Питер (2020). «История города Мардама(н)» . Му-зу ан-за 3 -ше 3 кур-ур 2 -ше 3 хе 2 -гал 2 . Древние ближневосточные исследования в честь Конрада Фолька (на немецком языке). Мюнстер: Зафон. ISBN 978-3-96327-102-1 . OCLC 1222896819 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на медицинском рынке Месопотамии . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 30 августа 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Вассерман, Натан (2008). «О пиявках, собаках и богах в древневавилонских медицинских заклинаниях» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 102 . Presss Universitaires de France: 71–88. дои : 10.3917/сборка.102.0071 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 23281369 . Проверено 5 августа 2021 г.
- Вестенхольц, Джоан Г. (2010). «Нинкаррак – аккадская богиня в шумерском обличье». О богах и людях . Брилл. стр. 377–405. дои : 10.1163/9789004187474_020 . ISBN 9789004187481 .