Намбурби
НАМ -БУР-БИ — магические тексты. [ 1 ] которые принимают форму заклинаний ( аккадский : намбурб ). Они были названы в честь серии профилактических вавилонских и ассирийских ритуалов, призванных предотвратить неблагоприятные предзнаменования до того, как они примут осязаемую форму. В основе этих ритуалов лежало обращение субъекта зловещего предзнаменования к божественному судебному суду с просьбой изменить свою предстоящую судьбу. Из сохранившегося корпуса вавилонско-ассирийских религиозных текстов насчитывается около ста сорока текстов , многие из которых сохранились в нескольких экземплярах, к которым можно применить этот ярлык.
Апотропный ритуал
[ редактировать ]Шумерская рубрика НАМ-БУР-БИ , которая произошла от более широкого класса контрритуалов, буквально означает «(ритуал) уничтожения (то есть предвещаемого зла)» или «апотропеон». [ 2 ] где шумерский притяжательный суффикс BI первоначально был ссылкой на предшествующий аподоз предзнаменования . Надвигающуюся катастрофу, выявленную в аподозе, нужно было предотвратить с помощью апотропного ритуала. Помимо растворения НАМ-БУР-БИ , это также общее название ритуалов, НАМ-БУР, фонетически написанное как напулу в поздневавилонских источниках. [ 3 ] В нескольких ритуальных описаниях I тысячелетия до н.э. подпись НАМ-БУР-БИ встречается в общем, а не в более конкретном «апотропном ритуальном» контексте.
Источники
[ редактировать ]Коллекция ритуалов НАМ-БУР-БИ — один из крупнейших родов ритуальной клинописной традиции. Зимри-Лим из чиновников Мари послал своему королю редких муравьев и аборт овец в качестве доказательства предзнаменований, и Мол предполагает, что это можно интерпретировать как указание на то, что они были необходимы для ритуала НАМ-БУР-БИ . Самые старые из сохранившихся описаний реальных ритуалов, хотя и без добавленного прозвища НАМ-БУР-БИ , взяты из царских архивов хеттской столицы Хаттуши . Вполне вероятно, что подобные, но еще не обнаруженные тексты использовались в старый вавилонский период в самой Месопотамии. Все остальные таблички с ритуалами НАМ-БУР-БИ имеют неоассирийское происхождение, из Ниневии , Ашшура , Хузирины и Калху , или нео- и поздневавилонского происхождения, например, раскопанные в Уруке .
В дополнение к своей первоначальной форме в качестве дополнения к сборникам предзнаменований, таких как Шумма алу , ритуалы НАМ-БУР-БИ сами по себе являются частью сборника и появляются в отдельных коллекциях табличек. Ашшурбанипал собрал для личного пользования серию НАМ.БУР.БИ.МЕС , состоявшую из более чем 135 табличек, но большая часть ее утеряна. Каталоги апотропных ритуалов известны из Ниневии и Урука. [ 4 ]
Тема сообщения
[ редактировать ]Наибольшее количество апотропных ритуалов приходилось на противодействие земным знакам, наблюдаемым в природе, в непосредственной близости и рабочем пространстве субъекта, в доме человека и вблизи него, а также в сфере земледелия и животноводства. Это привело к предположению, что их происхождение могло быть в обрядах сельского населения. Известно несколько ритуалов, которые отвлекают предзнаменования от проказников птиц и змей. Другие опровергают предзнаменования, наблюдая за домашними животными, дикими и пустынными животными, грызунами, рептилиями, скорпионами и насекомыми, в том числе общий намбурби для серии предзнаменований « Шумма избу» . Небольшая часть корпуса ритуалов служила для противодействия несчастьям, предвещаемым погодными явлениями. [ 4 ]
Существует поразительно мало ритуалов намбурби, противодействующих астрологическим предзнаменованиям, как отмечается в неоассирийском письме: «Во время восхода солнца произошло солнечное затмение величиной в два пальца. Против этого не существует никакого апотропного ритуала». [ 5 ] Некоторые апотропные ритуалы («универсальные намбурбисы») могли быть направлены против любой формы предсказаний, ḪUL DÙ.A.BI , «всякого зла». [ 6 ]
Различные цели ритуала включали умиротворение божественного гнева, убеждение богов изменить предзнаменование приговора, удаление всей нечистоты, возвращение к нормальной жизни и предоставление постоянной защиты. [ 7 ]
Ритуал
[ редактировать ]Колофоны табличек намбурби и письма писателей и астрологов ассирийских царей Асархаддона и Ассурбанипала показывают, что роль ашипу, «изгоняющего бесов», заключалась в планировании и осуществлении апотропных ритуалов. Если знак признавался дурным предзнаменованием, вызывались и предлагались боги Эа и его сын Асаллухи, Шамаш , бог солнца и бог справедливости ( мишару ), а часто и божество, в сфере влияния которого произошло предсказание. еда из хлеба, мяса, фиников, благовоний, воды и пива, чтобы успокоить источник предзнаменования и изменить результат. Были изготовлены глиняные фигурки и шуилла , или «молитва с поднятием рук», для прошения о божественной милости. доставлена [ 4 ]
На этапе предварительного очищения субъект и фокусник, проводящий ритуал, воздерживались от употребления в пищу кресс-салата, лука, лука-порея или рыбы. Вода освящалась под звездами и содержала всевозможные очищающие вещества. Небольшие алтари возводились на берегу реки в «труднодоступном месте». Зараженного злом ( лумну ) подводили к усыпанному садовыми травами месту ( шамму кирэ ) за одним из алтарей и перед ним клали глиняную фигурку, изображающую предвестника предзнаменования. Затем фокусник совершал заклинание, кульминацией которого часто было разбивание глиняного горшка, и субъект омывался освященной водой, которой затем выливали статуэтку, чтобы вернуть нечистоту к ее источнику. За этим могли последовать различные символические действия, в том числе стрижка субъекту волос, ногтей, снятие с него пальто, очистка лука или разматывание нити, символизирующие растворение судьбы. Затем фигурку бросили в реку, «до апсу ». Были приняты меры, чтобы избежать повторного заражения: субъект, возможно, носил амулет и возвращался домой другим маршрутом, отличным от того, который шел до ритуала.
Глубокий психологический эффект ритуала освобождения нельзя недооценивать. На частного человека это произвело бы глубокое впечатление, подобное отпущению грехов, но на монарха это могло изменить его поведение. Избавляя от надвигающегося зла, присущего дурному предзнаменованию, намбурби «укреплял уверенность короля в себе, укреплял его решимость и укреплял его волю к борьбе». Целый штат фокусников, организованный как министерство , собирал предзнаменования и готовил ритуалы, чтобы противостоять любому обнаруженному предзнаменованию. [ 7 ] Намбурби был центральной частью ритуала замены короля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. М. Геллер, - Аккадские лечебные методы лечения в Вавилонском Талмуде . Препринт 259. Берлин: Институт истории науки Макса Планка, 2004. И С.М. Мол - Борьба с будущим. Исследование древневосточной мысли на основе вавилонско-ассирийских ритуалов искупления (Намбурби). Майнц-на-Рейне: Фон Заберн, 1994 г. - оба показаны как источники на этом сайте, опубликованном проектом Меламму [Проверено 13 декабря 2015 г.]
- ^ Ричард И. Каплис (1974). Аккадские тексты Намбурби: введение . Публикации Ундены. п. 6.
- ^ Ирвинг Л. Финкель (2000). «О поздневавилонском медицинском образовании». В AR George, Ирвинг Л. Финкель (ред.). Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. п. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с Стефан М. Мол (1998). «Намбурби (Лёсеритуал)». В Д.О. Эдзарде (ред.). Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie, том 9: Наб-Нансе . Уолтер Де Грюйтер. стр. 92–94.
- ^ Симо Парпола (2007). Письма ассирийских ученых царям Асархаддону и Ассурбанипалу, Часть I: Тексты . Айзенбрауны. п. 71.
- ^ скрыто, CAD № 1, с. 225 .
- ^ Перейти обратно: а б Стефан М. Мол (1999). «Как вавилоняне защищались от бедствий, возвещаемых предзнаменованиями». В Т. Абуше, К. ван дер Торне (ред.). Месопотамская магия. Текстуальные, исторические и интерпретационные перспективы, древняя магия и гадание I. Гронинген. стр. 123–129.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )