Ардат-лили
Ардат-лили ( шумерский : kisikillilla [ 1 ] ) был месопотамским демоном. Ее описывают как призрак молодой женщины, которая умерла, не испытав сексуального удовлетворения и не выйдя замуж, и в результате пытается соблазнить молодых людей. Она одна из представителей категории маленьких демонов, которые считались подданными Пазузу . текст, помещающий ее в свиту бога Эрры Известен также . Заклинания, направленные против нее, засвидетельствованы еще в древневавилонский период . Упоминания о ней известны и из других жанров текстов.
Имя
[ редактировать ]Помимо стандартной формы ардат-лили вариант вардат-лилим . встречается , в древневавилонских источниках [ 2 ] Имя можно перевести как «девушка ветра». [ 3 ] или «призрачная невеста». [ 4 ] Вторая половина происходит от аккадского слова lilû , заимствованного из шумерского LIL 2 , которое, в свою очередь, в зависимости от контекста может относиться к ветрам, призракам или демонам. [ 3 ] Возможно, что через народную этимологию оно дополнительно стало связано с аккадским lilâtu , «ночь». [ 5 ]
Ардат-лили была также известна под шумерской версией своего имени — кисикилилла или кисикилиллаэнна . [ 1 ] Однако Маркхэм Дж. Геллер отмечает, что в двуязычных заклинаниях кисикилилла соответствует другому демону, лилиту , тогда как в шумерском переводе ардат-лили используется в них кисикил-уддакарра , «дева, которую выбрал демон бури». [ 6 ] Однако это соглашение не соблюдается в древневавилонском лексическом списке , где кисикил уддакарра дано как шумерское имя другого демона, пашиттума . [ 7 ] [ а ] Несмотря на фонетическое сходство, теоним Килили не имеет отношения к кисикиллиле . [ 10 ] [ б ]
Характер
[ редактировать ]демоны обычно имели менее четкое определение, чем божества , Хотя в месопотамских верованиях [ 12 ] Даниэль Швемер подчеркивает, что в случае ардат-лили, тем не менее, можно говорить о «детальном, стандартизированном наборе мотивов». [ 13 ] Лоренцо Вердераме отмечает, что считалось, что она имела «привлекательную» внешность, в отличие от других демонов, которых можно было описать как безликих, «вечно меняющихся» ( уттаккару ) или «странных» ( накру ). [ 14 ] Она принадлежала к классу сверхъестественных существ, обозначенных термином лил . [ 4 ] В него также входили такие фигуры, как eṭel-lilî («призрачный жених»), lilītu («женский призрак»), lilû («мужской призрак») и, возможно, naššuqītu («призрачный целующийся»). [ 15 ] Кроме того, Пазузу называли королём лилов . [ 16 ] [ с ]
Считалось, что маленькие . демоны — это призраки молодых людей, умерших сексуально нереализованными [ 4 ] Заклинания, ориентированные на Ардат-лили, соответственно описывают ее как существо, которое никогда не занималось сексом, никогда не выходило замуж и, как следствие, не имело семьи. [ 19 ] В единственном заклинании дополнительно говорится, что, будучи еще жива, Ардат-лили не могла участвовать в фестивале ( исинну ) вместе с другими девушками, что, по мнению Юлии Крул, скорее всего, является намеком на конкретное неопознанное событие, ориентированное на молодых женщин, поскольку в отличие от общей ссылки на религиозные праздники. [ 20 ]
Ардат-лили обычно нацелена на молодых мужчин, выступая в роли демонической соблазнительницы. Считалось, что [ 21 ] Ее роль можно сравнить с ролью суккуба . [ 22 ] В ряде случаев формулы экзорцизма предписывают фиктивный брак как решение вызванных ею проблем. [ 23 ]
Никаких доказательств какой-либо связи между ардат-лили и детьми не существует. [ 24 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Заклинания
[ редактировать ]Заклинания, связанные с ардат-лили, были известны уже в древневавилонский период . [ 21 ] Стандартные тексты двуязычны: шумерская и аккадская версии одной и той же формулы перечислены рядом. [ 25 ] Один из ранних примеров помещает ее в окружение Эрры . [ 24 ]
Ардат-лили также упоминается в заклинаниях из серии Удуг Хул . [ 26 ] Маркхэм Дж. Геллер отмечает, что существует определенная степень текстового совпадения между этим корпусом и независимыми заклинаниями ардат-лили . [ 27 ] Она появляется, например, в формуле, предназначенной для предотвращения приближения различных демонов к своим жертвам на табличке 6. [ 28 ] Однако на табличке 5 Ардат-лили сама описана как жертва другого демона и находится под защитой Иштар . [ 29 ] Вместо этого заклинание направлено против утукку и алю . [ 30 ]
Ардат-лили появляется вместе с лилу и лилиту в заклинании, нацеленном на мимму лемну . [ 31 ] «любое зло», олицетворение формулы, обозначающей любую возможную причину вреда, постигшего человека. [ 13 ] В качестве возможных источников выделяются конкретные, хорошо известные демоны и болезни, но причина в конечном итоге остается невыясненной. [ 32 ] Формула была первоначально написана в седьмом веке Набу-кабти-ахешу, экзорцистом храма Ашура из в Ассуре . [ 13 ] Более поздние копии были обнаружены при раскопках Урука и Вавилона . также [ 33 ]
Упоминания ардат-лили также встречаются в медицинских заклинаниях. [ 34 ] Болезнь, называемая « рука ардат-лили » ( qāt ardat lilî ), известна из множества источников. [ 35 ] В Медицинском каталоге Ассура он описывается как причина ла'бу , которая по-разному интерпретируется как кожное заболевание , разновидность лихорадки или как ссылка на неопознанную телесную жидкость. [ 36 ]
Другие жанры текстов
[ редактировать ]Астрологический указывает , текст из Султантепе что двенадцатый день месяца считался особенно подходящим для проведения ритуалов, призванных отразить ардат-лили . [ 37 ]
Под своим шумерским именем кисикиллила , ардат-лили появляется в сочинении «Гильгамеш , Энкиду и преисподняя» . [ 5 ] [ 21 ] Он входил в учебную программу старовавилонских школ писцов и, как следствие, хорошо задокументирован в археологических записях: по состоянию на 2014 год было обнаружено семьдесят четыре экземпляра. [ 38 ] Кисикиллила описывается в нем как одно из трех существ, которых Гильгамеш должен прогнать от дерева Халуб, посаженного Инанной . [ 39 ] Хотя часть повествования была позже переведена на аккадский язык и включена в « Эпос о Гильгамеше» , раздел, посвященный дереву Халуб , не был включен, возможно, из-за тематического совпадения с мифом о кедровом лесу . [ 40 ]
Спорные или опровергнутые примеры
[ редактировать ]В прошлом фигуру, изображенную на рельефе Берни, предлагалось идентифицировать как ардат-лили или лилиту. [ 24 ] но сегодня это считается неправдоподобным, поскольку маловероятно, что фигура, воспринятая негативно, будет представлена как культовый образ. [ 41 ] В древней Месопотамии демоны не были объектом культа, и считалось, что они неспособны внимать молитвам людей так, как это должны были делать боги. [ 42 ] За исключением ритуалов экзорцистов первого тысячелетия до нашей эры, которые требовали изготовления фигурок демонов, таких как Ламашту , утукку или рабишу , нет никаких свидетельств того, что демоны, известные из экзорцистической литературы, изображались в месопотамском искусстве . [ 43 ] Такие фигурки обычно уничтожались во время церемонии. [ 44 ]
Хотя высказывалось предположение, что отрывок из древневавилонского гимна Иштар, сохранившийся на табличке AO 6035, может относиться к одноименному божеству как к повелительнице Ардат-лили или другого демона с таким же именем, Майкл П. Стрек и Натан Вассерман пришли к выводу, что Вместо этого имеется в виду слово līlu , «вечер». [ 45 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это имя обычно переводится как «истребитель» или «уничтожающий», поскольку, скорее всего, оно происходит от аккадского глагола pašāṭum , «стирать». [ 8 ] В другом лексическом списке его шумерский эквивалент — KA -im-ma . [ 9 ]
- ↑ Хотя существо, обозначенное этим именем, можно было рассматривать как демона, она принадлежала к категории демонических животных, возможно, представляя собой демонизированную сову. [ 11 ]
- ↑ Франс Виггерманн утверждает, что это, вероятно, указывает на то, что Ламашту также считалась лил , поскольку считалось, что Пазузу имел над ней власть. [ 16 ] Однако Эрик Шмидтхен отмечает, что можно утверждать, что в стандартизированных списках демонов они разделены на три группы: утукку , лил и КАМАД. [ 17 ] Последний из них отличается от лила и включает в себя Ламашту и родственные ему фигуры, такие как адазу и лабасу . [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Виггерманн 2011 , с. 320.
- ^ Фарбер 1989 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Вердераме 2013 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 2011 , с. 311.
- ^ Jump up to: а б Фарбер 1987 , с. 23.
- ^ Геллер 1988 , стр. 7–8.
- ^ Вагенсоннер 2020 , с. 54.
- ^ Вагенсоннер 2020 , с. 55.
- ^ Вагенсоннер 2020 , с. 57.
- ^ Виггерманн 2007 , с. 112.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 315.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 307.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2020 , с. 141.
- ^ Вердераме 2013 , с. 124.
- ^ Виггерманн 2011 , стр. 311–312.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 2011 , с. 312.
- ^ Шмидтхен 2021 , с. 143.
- ^ Шмидтхен 2021 , стр. 148–149.
- ^ Геллер 1988 , стр. 14–15.
- ^ Крул 2018 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б с Гадотти 2014 , с. 256.
- ^ Шмидтхен 2021 , с. 266.
- ^ Геллер 2015 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с Фарбер 1987 , с. 24.
- ^ Геллер 1988 , с. 7.
- ^ Геллер 2015 , с. 11.
- ^ Геллер 2015 , с. 5.
- ^ Геллер 2015 , с. 229.
- ^ Геллер 2015 , с. 214.
- ^ Геллер 2015 , с. 215.
- ^ Швемер 2020 , с. 150.
- ^ Швемер 2020 , с. 153.
- ^ Швемер 2020 , с. 142.
- ^ Шмидтхен 2021 , с. 144.
- ^ Шмидтхен 2021 , с. 148.
- ^ Штайнерт 2018 , стр. 267–268.
- ^ Wee 2016 , с. 208.
- ^ Гадотти 2014 , с. 1.
- ^ Гадотти 2014 , с. 40.
- ^ Гадотти 2014 , с. 2.
- ^ Виггерманн 2007 , с. 113.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 308.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 309.
- ^ Виггерманн 2011 , стр. 309–310.
- ^ Стрек и Вассерман 2018 , с. 32.
Библиография
[ редактировать ]- Фарбер, Вальтер (1987), «Лилу, Лилиту, Ардат-лили А. Филологич» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке), том. 7 , получено 8 февраля 2024 г.
- Фарбер, Уолтер (1989). «(В)ардат-лили(м)». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии (на немецком языке). 79 (2): 14–35. дои : 10.1515/za-1989-790205 . ISSN 1613-1150 .
- Гадотти, Альена (2014). Гильгамеш, Энкиду, преисподняя и шумерский цикл Гильгамеша . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614515456 . ISBN 978-1-61451-708-5 .
- Геллер, Маркхэм Дж. (1988). «Новые дубликаты к СБТУ II» . Архив востоковедения . 35 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–23. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41661648 . Проверено 7 февраля 2024 г.
- Геллер, Маркхэм Дж. (2015). Исцеляющая магия и злые демоны. Канонические заклинания Удуг-хула . Вавилонско-ассирийская медицина в текстах и исследованиях. Де Грютер. дои : 10.1515/9781614513094 . ISBN 978-1-61451-309-4 .
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Шмидтхен, Эрик (2021). Месопотамская диагностика: Исследования по реконструкции, терминологии и систематике вавилонско-ассирийского диагностического руководства и пересмотр пластин 3–14 . Вавилонско-ассирийская медицина в текстах и исследованиях (на немецком языке). Том 13. Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110715286 . ISBN 978-3-11-071528-6 .
- Швемер, Дэниел (2020). «Любое зло, преследующий призрак и демон с бычьей головой» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 110 (2): 141–160. дои : 10.1515/za-2020-0015 . ISSN 1613-1150 .
- Штайнерт, Ульрика (2018). «Медицинский каталог Ассура (AMC)». Каталоги ассирийских и вавилонских научных текстов . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501504914-009 . ISBN 978-1-5015-0491-4 .
- Стрек, Майкл П.; Вассерман, Натан (2018). «Мужчина подобен женщине, девушка – юноше: Новое издание Иштар-Лувр (Таб. I-II)» . Ориенталия . 87 (1). GBPress - Григорианская библейская пресса: 1–38. ISSN 0030-5367 . JSTOR 45158730 . Проверено 7 февраля 2024 г.
- Вердераме, Лоренцо (2013). « Их божественность различна, их природа различна!» Природа, происхождение и особенности демонов в аккадской литературе». Archiv für Religionsgeschichte . 14 (1). дои : 10.1515/arege-2012-0008 . ISSN 1868-8888 .
- Вагенсоннер, Клаус (2020). «От демонов на скользкий путь: MLC 1948, новый список шумерских терминов и их эквивалентов» . Журнал ближневосточных исследований . 79 (1). Издательство Чикагского университета: 51–64. дои : 10.1086/707860 . ISSN 0022-2968 .
- Ви, Джон З. (2016). «Виртуальные луны над Вавилонией: текстовая система календаря, его 13-й микрозодиак и создание медицинской зодиологии» . В Стиле, Джон М. (ред.). Распространение астрономических знаний в древнем мире . Брилл. стр. 139–229. дои : 10.1163/9789004315631_008 . ISBN 978-90-04-31563-1 .
- Виггерманн, Фран (2007). «Некоторые демоны времени и их функции в месопотамской иконографии» . В Гронеберге, Бриджит; Шпикерманн, Герман (ред.). Мир изображений богов . Приложения к журналу ветхозаветной науки. Том 376. Берлин, Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер. стр. 102–116. дои : 10.1515/9783110204155.1.102 . ISBN 978-3-11-019463-0 . ISSN 0934-2575 .
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Месопотамское столпотворение. Предварительная перепись» . Исследования и материалы по истории религий . 77 (2): 298–322.