Рельеф Берни
Рельеф Берни / Королева ночи | |
---|---|
Материал | Глина |
Размер | Высота: 49,5 см (19,5 дюйма) Ширина: 37 см (15 дюймов) Толщина: 4,8 см (1,9 дюйма) |
Созданный | 19-18 века до н.э. |
Период/культура | Старый Вавилонский |
Место | Сделано в Вавилонии |
Текущее местоположение | Комната 56, Британский музей , Лондон |
Идентификация | Кредит 1238 |
Регистрация | 2003,0718.1 |
Рельеф Бёрни (также известный как рельеф Царицы Ночи ) представляет собой периода Исина месопотамскую терракотовую доску горельефную - Ларсы или древневавилонского периода , изображающую крылатую, обнаженную, богоподобную фигуру с птичьими когтями, окруженную совы и сидели на двух львах.
Рельеф выставлен в Британском музее в Лондоне, где он датируется 1800–1750 годами до нашей эры. Он происходит из южной Месопотамии, но точное место находки неизвестно. Помимо характерной иконографии , это произведение отличается высоким рельефом и относительно большими размерами, что делает его очень редким памятником того периода. Подлинность объекта подвергалась сомнению с момента его первого появления в 1930-х годах, но в последующие десятилетия мнение в целом изменилось в его пользу.
Провенанс
[ редактировать ]Первоначально он находился во владении сирийского торговца, который, возможно, приобрел мемориальную доску на юге Ирака в 1924 году, затем был передан на хранение в Британский музей в Лондоне и проанализирован доктором Х. Дж. Плендерлейтом в 1933 году. Однако музей отказался приобрести ее в 1933 году. 1935 год, после чего мемориальная доска перешла к лондонскому торговцу антиквариатом Сидни Берни ; впоследствии он стал известен как «Рельеф Берни». [1] Рельеф впервые привлек внимание общественности благодаря полностраничной репродукции в The Illustrated London News в 1936 году. [2] Из Бёрни оно перешло в коллекцию Нормана Колвилла , после смерти которого было приобретено на аукционе японским коллекционером Горо Сакамото. Однако британские власти отказали ему в экспортной лицензии. Произведение было передано Британскому музею для экспонирования в период с 1980 по 1991 год, а в 2003 году рельеф был приобретен музеем за сумму 1 500 000 фунтов стерлингов в рамках празднования его 250-летия. Музей также переименовал мемориальную доску в «Королеву ночного рельефа». [3] С тех пор объект гастролировал по музеям Великобритании.
Его первоначальное происхождение остается неизвестным. Рельеф не подвергался археологическим раскопкам , поэтому нет никакой дополнительной информации о том, откуда он взялся и в каком контексте он был обнаружен. Таким образом, интерпретация рельефа опирается на стилистические сравнения с другими предметами, для которых установлены дата и место происхождения, на анализ иконографии, а также на интерпретацию текстовых источников из месопотамской мифологии и религии . [4]
Описание
[ редактировать ]Подробные описания были опубликованы Анри Франкфортом (1936). [1] Полина Альбенда (2005), [5] и в монографии Доминика Коллона, бывшего куратора Британского музея, где сейчас находится мемориальная доска. [3] Композиция в целом уникальна среди произведений искусства Месопотамии, хотя многие элементы имеют интересные аналоги в других изображениях того времени. [6]
Физический аспект
[ редактировать ]Рельеф представляет собой из терракоты (обожженной глины ) пластину размером 50 на 37 см (20 × 15 дюймов) и толщиной от 2 до 3 см (0,79–1,18 дюйма), с головой фигуры, выступающей на 4,5 см (1,8 дюйма) из поверхность. Для изготовления рельефа глину с мелкими известковыми включениями смешивали с мякиной ; видимые складки и трещины позволяют предположить, что при работе материал был довольно жестким. [7] Отдел научных исследований Британского музея сообщает, что «вполне вероятно, что вся мемориальная доска была отлита в форму» с последующим моделированием одних деталей и добавлением других, таких как символы в виде жезлов и колец , локонов волос и глаз совы. [8] Затем рельеф полировали и полировали, а дальнейшие детали вырезали заостренным инструментом. Обжиг выжёг мякину, оставив характерные пустоты и изрытую поверхность, которую мы видим сейчас; Кертис и Коллон полагают, что в древности поверхность выглядела сглаженной краской охры . [9]
По своим размерам уникальная мемориальная доска превосходит серийные терракотовые таблички – предметы народного искусства или культовые предметы, – многие из которых были раскопаны в руинах домов периодов Исин-Ларса и Старого Вавилона . [номер 1]
В целом рельеф находится в отличном состоянии. Первоначально он был получен Британским музеем в трех частях и некоторых фрагментах; после ремонта некоторые трещины все еще видны, в частности, отсутствует треугольный кусок на правом краю, но основные черты божества и животных остались нетронутыми. На лице фигуры повреждены левая сторона, левая сторона носа и область шеи. Головной убор имеет некоторые повреждения спереди и справа, но об общей форме можно судить по симметрии. Половина ожерелья отсутствует, а символ фигуры она держит в правой руке; у совы потеряны клювы и кусок львиного хвоста. Сравнение изображений 1936 и 2005 годов показывает, что некоторые современные повреждения также были причинены: правая сторона короны теперь потеряла свой верхний ярус, а в левом нижнем углу откололся кусок горного узора, и сова потеряла пальцы на правой стороне ноги. [10] Однако во всех основных аспектах рельеф сохранился нетронутым более 3500 лет.
Следы красного пигмента до сих пор остаются на теле фигуры, которая изначально была полностью окрашена в красный цвет. Перья ее крыльев и перья сов также были окрашены в красный цвет, чередующийся с черным и белым. С помощью рамановской спектроскопии красный пигмент идентифицируется как красная охра , черный пигмент — аморфный углерод (« ламповая сажа ») и белый пигмент — гипс . [11] Черный пигмент встречается также на фоне бляшек, волосах и бровях, на гриве львов. [номер 2] Лобковый треугольник и ареола подчеркнуты красным пигментом, но не были окрашены отдельно в черный цвет. [11] Тела львов были окрашены в белый цвет. Кураторы Британского музея предполагают, что рога головного убора и часть ожерелья изначально были окрашены в желтый цвет, как и на очень похожей глиняной фигурке из Ура . [номер 3] Они предполагают, что браслеты и символы жезлов и колец также могли быть окрашены в желтый цвет. Однако следов желтого пигмента на рельефе сейчас не осталось.
Женская фигура
[ редактировать ]Обнаженная . женская фигура реалистично вылеплена в горельефе Ее глаза под отчетливыми, сросшимися бровями полые, предположительно для того, чтобы принять какой-то материал для инкрустации – особенность, обычная для каменных, алебастровых и бронзовых скульптур того времени. [номер 4] но не встречается в других месопотамских глиняных скульптурах. Уголки ее полных губ слегка приподняты. Ее украшает четырехъярусный головной убор из рогов, увенчанный диском. Ее голову обрамляют две косы, большая часть которых собрана в пучок сзади, а две клиновидные косы доходят до груди.
Стилизованная обработка ее волос могла представлять собой церемониальный парик. Она носит одно широкое ожерелье, состоящее из квадратов, состоящих из горизонтальных и вертикальных линий, возможно, с изображением бусинок, по четыре в каждом квадрате. Это ожерелье практически идентично ожерелью бога, найденному в Уре , за исключением того, что ожерелье последнего имеет три линии в квадрате. На обоих запястьях она носит браслеты, состоящие из трех колец. Обе руки симметрично подняты вверх, ладони повернуты к зрителю и детализированы видимыми линиями жизни, головы и сердца , они держат два символа жезла и кольца, из которых хорошо сохранился только тот, что в левой руке. Два крыла с четко очерченными стилизованными перьями в трех регистрах простираются вниз над ее плечами. Перья в верхнем регистре показаны в виде перекрывающихся чешуек ( кроющих ), в двух нижних регистрах имеются длинные, расположенные в шахматном порядке маховые перья , которые кажутся нарисованными с помощью линейки и заканчиваются выпуклым задним краем. Перья имеют гладкую поверхность; нет были нарисованы колючки . Крылья похожи, но не полностью симметричны, различаются количеством маховых перьев. [номер 5] и в деталях цветовой схемы. [номер 6]
Ее крылья расправлены до треугольной формы, но не полностью расправлены. Грудь полная и высокая, но без отдельно моделируемых сосков. Ее тело было вылеплено с вниманием к натуралистическим деталям: глубокий пупок, структурированный живот, «мягко смоделированная лобковая область». [номер 7] изогнутый контур бедер под гребнем подвздошной кости и костная структура ног с отчетливыми коленными чашечками - все это предполагает «художественное мастерство, которое почти наверняка возникло в результате наблюдаемого исследования». [5] От ее икр чуть ниже колена простирается шпорообразный выступ, складка или пучок, который Коллон интерпретирует как прибылые пальцы . Ниже голени ноги фигурки превращаются в птичьи. Птичьи лапы детализированы, [номер 8] с тремя длинными, хорошо разделенными пальцами примерно одинаковой длины. На поверхности лодыжек и пальцев ног нацарапаны линии, изображающие щитки , а на всех видимых пальцах имеются выступающие когти . Пальцы ног вытянуты вниз, без перспективного ракурса ; Кажется, что они не опираются на линию земли и, таким образом, создают впечатление отделенности фигуры от фона, как будто парящей. [5]
Животные и фон
[ редактировать ]У двух львов грива самца украшена густыми короткими линиями; гривы продолжаются под телом. [номер 9] Из ушей льва и на его плечах растут пучки волос с отчетливым рисунком, исходящие из центрального дискообразного завитка . Они лежат ничком; их головы вылеплены с вниманием к деталям, но с некоторой степенью художественной свободы в форме, например, в отношении их округлых форм. Оба льва смотрят на зрителя, и у обоих закрыта пасть.
Изображенные совы узнаваемы, но не вылеплены натуралистично: форма клюва, длина ног и детали оперения отличаются от таковых у сов, обитающих в этом регионе. [номер 10] Их оперение окрашено, как крылья божества, в красный, черный и белый цвета; он двусторонне похож, но не совершенно симметричен. У обеих сов на правой стороне оперения на одно перо больше, чем на левой. Ноги, ступни и когти красные.
Группа размещена на узоре из чешуек, окрашенных в черный цвет. Именно так горные хребты обычно символизировались в месопотамском искусстве.
Контекст
[ редактировать ]Дата и место происхождения
[ редактировать ]Стилистические сравнения относят рельеф к периоду Исин-Ларса . [12] или несколько позже, к началу древневавилонского периода . [номер 11] Франкфорт особо отмечает стилистическое сходство со скульптурной головой мужского божества, найденной в Уре , [1] [номер 3] который, по мнению Коллона, «настолько близок к Царице Ночи по качеству, мастерству исполнения и иконографическим деталям, что вполне мог быть создан в той же мастерской». [13] Таким образом, Ур является одним из возможных городов происхождения рельефа, но не единственным: Эдит Порада указывает на фактическую идентичность стиля, которую имеют пучки волос льва, с той же детализацией, что и на двух фрагментах глиняных табличек, раскопанных в Ниппуре . [14] [номер 12] А Аньес Спикет сообщила о похожем ожерелье на фрагменте, найденном в Исине . [15]
Геополитический контекст
[ редактировать ]Дата создания — начало второго тысячелетия до н.э. помещает рельеф в регион и время, когда политическая ситуация была нестабильной, отмеченной растущим и ослабевающим влиянием городов-государств Исина и Ларсы , вторжением эламитов и наконец, завоевание Хаммурапи в результате объединения Вавилонской империи в 1762 году до нашей эры.
300–500 годами ранее население всей Месопотамии достигло рекордного уровня — около 300 000 человек. Затем эламские захватчики свергли третью династию Ура , и население сократилось примерно до 200 000 человек; на момент оказания помощи оно стабилизировалось на этом уровне. [16] В таких городах, как Ниппур и Исин, проживало около 20 000 жителей, а в Ларсе — около 40 000; Хаммурапи К 1700 году до нашей эры Вавилон вырос до 60 000 человек. [17] Для поддержания городов такого размера необходимы хорошо развитая инфраструктура и сложное разделение труда. Изготовлением религиозных изображений могли заниматься специализированные мастера: было раскопано большое количество небольших религиозных бляшек, изготовленных в формах.
Несмотря на то, что плодородные цивилизации полумесяца считаются старейшими в истории, в то время, когда был создан рельеф Берни, другие цивилизации позднего бронзового века также находились в полном расцвете. Путешествия и культурный обмен не были обычным явлением, но тем не менее возможны. [номер 13] На востоке Элам со своей столицей Сузой находился в частом военном конфликте с Исином, Ларсой, а затем и Вавилоном. Более того, цивилизация долины Инда уже прошла свой пик, и в Китае культура Эрлитоу расцвела . На юго-западе Египтом правила 12-я династия ; дальше на запад в Средиземноморье доминировала Минойская цивилизация , сосредоточенная на Крите со Старым дворцом в Кноссе . К северу от Месопотамии анатолийские хетты основывали свое Древнее царство над хаттами ; они положили конец Вавилонской империи, разграбив город в 1531 году до нашей эры. Действительно, Коллон упоминает об этом набеге как о возможной причине повреждения правой части рельефа. [18]
Религия
[ редактировать ]Размер мемориальной доски позволяет предположить, что она принадлежала святыне, возможно, как объект поклонения; вероятно, он был встроен в стену из сырцового кирпича. [19] Такая святыня могла быть выделенным пространством в большом частном доме или другом доме, но не основным центром поклонения в одном из городских храмов, где содержались бы круглые изображения богов. Месопотамские храмы того времени имели прямоугольную целлу , часто с нишами с обеих сторон. По мнению Торкильда Якобсена , эта святыня могла располагаться внутри борделя. [20]
История искусства
[ редактировать ]По сравнению с тем, насколько важной была религиозная практика в Месопотамии, и по сравнению с количеством существовавших храмов, вообще сохранилось очень мало культовых фигур. Это, конечно, не связано с недостатком художественного мастерства: « Баран в чаще » показывает, насколько сложными могли быть такие скульптуры даже 600–800 лет назад. Это также не связано с отсутствием интереса к религиозной скульптуре: божества и мифы повсеместно встречаются на цилиндрических печатях и немногих стелах , кудуррусах сохранившихся и рельефах. Скорее, кажется правдоподобным, что основные фигуры поклонения в храмах и святилищах были сделаны из материалов настолько ценных, что они не могли избежать разграбления во время многочисленных смен власти, которые наблюдались в регионе. [21] Рельеф Берни сравнительно прост и поэтому сохранился. Фактически, этот рельеф является одним из двух существующих крупных фигуративных изображений древневавилонского периода. Другой — верхняя часть Кодекса Хаммурапи , который на самом деле был обнаружен в Эламских Сузах , куда его привезли в качестве добычи.
Статичное, фронтальное изображение характерно для религиозных изображений, предназначенных для богослужений. Симметричные композиции распространены в месопотамском искусстве, когда контекст не повествовательный. [номер 14] Многие примеры были найдены на уплотнениях цилиндров. Трехчастные аранжировки бога и двух других фигур являются обычным явлением, но существуют и пятичастные аранжировки. В этом отношении рельеф следует установленным условностям. С точки зрения изображения божество вылеплено с натуралистической, но «скромной» наготой, напоминающей скульптуры египетских богинь, у которых четко выражен пупок и лобковая область, но нет деталей; там нижний подол платья указывает на то, что предполагается какое-то прикрытие, даже если оно и не скрывает. В типичной статуе этого жанра фараон Менкаура и две богини, Хатор и Летучая мышь, изображены в человеческом облике и вылеплены натуралистично, как и на рельефе Берни; на самом деле Хатор наделена чертами королевы Хамерернебти II. Изображение антропоморфного бога в виде натуралистического человека — это новаторская художественная идея, которая вполне могла распространиться из Египта в Месопотамию, как и ряд концепций религиозных обрядов, архитектуры, «банкетных досок» и других художественных новшеств ранее. [22] В этом отношении рельеф Берни демонстрирует явное отклонение от схематического стиля поклоняющихся мужчин и женщин, которые были найдены в храмах примерно 500 лет назад. Он также отличается от следующего крупного стиля региона: ассирийского искусства с его жесткими, подробными изображениями, в основном сцен войны и охоты.
Необычайное сохранение типа фигур, хотя интерпретации и культовый контекст менялись на протяжении прошедших столетий, выражено в литой терракотовой погребальной фигуре I века до н.э. из Мирины на побережье Мисии в Малой Азии, где она была раскопана Французская школа в Афинах, 1883 г.; терракота хранится в Лувре ( на фото слева ).
- Пример сложной шумерской скульптуры: « Баран в чаще », раскопанный на царском кладбище Ура Леонардом Вулли и датированный примерно 2600–2400 гг. до н.э. Дерево, сусальное золото, лазурит и ракушка. Британский музей , ME 122200.
- Единственное сохранившееся большое изображение того времени: верхняя часть Кодекса Хаммурапи , ок. 1760 г. до н.э. Хаммурапи перед богом солнца Шамашем . Обратите внимание на четырехъярусный рогатый головной убор, символ жезла и кольца и узор горного хребта под ногами Шамаша. Черный базальт. Лувр , Sb 8.
- Типичное изображение месопотамской поклонницы Эшнунны , жившей в третьем тысячелетии до нашей эры , около 2700 года до нашей эры. Алебастр. Метрополитен-музей 40.156.
- Изображение божества на ассирийском рельефе. Благословляющий джинн, около 716 г. до н.э. Рельеф из дворца Саргона II . Лувр АО 19865
По сравнению с изобразительными произведениями того же времени рельеф вполне соответствует своему стилю изображения и богатой иконографии. На изображениях ниже показаны более ранние, современные и несколько более поздние примеры изображений женщин и богинь.
- Женщина. Храм Иштар в Мари (между 2500 г. до н.э. и 2400 г. до н.э.), Лувр, АО 17563
- Иштар. Литая мемориальная доска, Эшнунна, нач. 2-го вв. тысячелетие. Лувр, АО 12456
- Женщина из храма. Древневавилонский период. Британский музей, ME 135680
- Касситский период (между ок. 1531 г. до н.э. - ок. 1155 г. до н.э.)
- Старовавилонская мемориальная доска с изображением богини Иштар из Южной Месопотамии, Ирак, выставлена в Пергамском музее.
- Богиня Иштар стоит на льве и держит лук, символ бога Шамаша в правом верхнем углу, из Южной Месопотамии, Ирак.
Иконография
[ редактировать ]Месопотамская религия признает буквально тысячи божеств, и различные иконографии около дюжины из них идентифицированы . Реже богов идентифицируют по письменному ярлыку или посвящению; такие ярлыки предназначались только для грамотной элиты. Создавая религиозный объект, скульптор не был волен создавать новые образы: изображение божеств, их атрибутов и контекста было такой же частью религии, как ритуалы и мифология. Действительно, новаторство и отклонение от принятого канона можно считать культовым преступлением. [23] Большая степень сходства, обнаруженная в мемориальных досках и печатях, позволяет предположить, что подробные иконографии могли быть основаны на известных культовых статуях; они установили визуальную традицию для таких производных работ, но теперь они утеряны. [24] Однако похоже, что рельеф Берни был продуктом такой традиции, а не ее источником, поскольку его состав уникален. [6]
Фронтальная нагота
[ редактировать ]Фронтальное изображение божества подходит для поклонения, поскольку это не просто «изображение бога», но «символ его присутствия». [1] Поскольку рельеф — единственная существующая мемориальная доска, предназначенная для богослужений, мы не знаем, так ли это в целом. Но именно это изображение богини представляет собой специфический мотив: обнаженная богиня с крыльями и птичьими лапами. Подобные изображения были найдены на ряде мемориальных досок, на вазе из Ларсы и по крайней мере на одной цилиндрической печати; все они примерно из одного и того же периода времени. [25] Во всех случаях, кроме одного, вид спереди, нагота, крылья и рогатая корона — это черты, которые встречаются вместе; таким образом, эти изображения иконографически связаны в изображении конкретной богини. Более того, примеры этого мотива — единственные существующие примеры обнаженного бога или богини; все остальные изображения богов одеты. [26] Птичьи лапы не всегда хорошо сохранились, но контрпримеров обнаженной крылатой богини с человеческими ногами нет.
Рогатая корона
[ редактировать ]Рогатая корона, обычно четырехъярусная, является наиболее распространенным символом божества в месопотамском искусстве. Его носят как мужские, так и женские боги. В некоторых случаях «меньшие» боги носят короны только с одной парой рогов, но количество рогов обычно не является символом «ранга» или важности. Форма, которую мы видим здесь, — это стиль, популярный в неошумерские времена и позже; более ранние изображения показывают рога, выступающие из конического головного убора. [27]
Крылья
[ редактировать ]Крылатые боги, другие мифологические существа и птицы часто изображаются на цилиндрических печатях и стелах начиная с III тысячелетия вплоть до ассирийцев. Известны как двукрылые, так и четырехкрылые фигуры, причем крылья чаще всего вытянуты в стороны. Распростертые крылья являются частью одного из типов изображения Иштар . [28] Однако конкретное изображение свисающих крыльев обнаженной богини, возможно, произошло от того, что изначально было накидкой. [29]
Символ стержня и кольца
[ редактировать ]Этот символ может изображать измерительные инструменты строителя или архитектора или символическое представление этих инструментов. Его часто изображают на цилиндрических печатях и стелах, где его всегда держит бог – обычно Шамаш , Иштар , а на более поздних вавилонских изображениях также Мардук – и часто распространяют на царя. [27]
Львы
[ редактировать ]Львы главным образом связаны с Иштар или с богами-мужчинами Шамашем или Нингирсу . [20] В месопотамском искусстве львы почти всегда изображаются с раскрытой пастью. Х. Франкфорт предполагает, что «Рельеф Берни» представляет собой модификацию обычного канона, связанную с тем, что львы повернуты к молящемуся: львы могли бы показаться неуместно угрожающими, если бы их пасти были открыты. [1]
Совы
[ редактировать ]Никаких других примеров сов в иконографическом контексте не существует в месопотамском искусстве, как и нет текстовых ссылок, которые напрямую связывали бы сов с конкретным богом или богиней. [ нужна ссылка ]
Горы
[ редактировать ]Бог, стоящий или сидящий на узоре из весов, — типичная декорация для изображения теофании . Он связан с богами, которые имеют некоторую связь с горами, но не ограничиваются каким-либо конкретным божеством. [20]
Идентификация
[ редактировать ]Первоначально фигура была идентифицирована как изображение Иштар (Инанны). [номер 15] [2] но почти сразу же были выдвинуты и другие аргументы:
Лилит
[ редактировать ]Идентификация рельефа как изображения « Лилит » стала основой популярных писаний на эту тему. Рафаэль Патай (1990) [30] считает, что этот рельеф является единственным существующим изображением шумерской женщины-демона по имени Лилиту и, таким образом, определяет иконографию Лилиту . Цитаты по поводу этого утверждения восходят к Анри Франкфорту (1936). Сам Франкфорт основывал свою интерпретацию божества как демона Лилит на наличии крыльев, птичьих лап и изображений сов. Он цитирует вавилонский эпос о Гильгамеше как источник того, что такие «существа являются обитателями страны мертвых». [31] В этом тексте внешний вид Энкиду частично изменен на пернатое существо, и его ведут в нижний мир, где обитают существа, «подобные птицам, носящие одежду из перьев». [1] Этот отрывок отражает веру шумеров в загробный мир, и Франкфорт приводит свидетельства того, что Нергал , правитель подземного мира, изображен с птичьими ногами и завернутым в пернатое платье.
Однако сам Франкфорт не отождествил фигуру с Лилит; скорее, вместо этого он цитирует Эмиля Крелинга (1937). Крелинг считает, что эта фигура «представляет собой сверхчеловеческое существо низшего порядка»; он не объясняет, почему именно. Затем он заявляет, что «Крылья [...] регулярно указывают на демона, связанного с ветром», а «совы вполне могут указывать на ночные привычки этой женщины-демона». Он исключает Ламашту и Пазузу в качестве демонов-кандидатов и заявляет: «Возможно, мы имеем здесь третье изображение демона. Если так, то это, должно быть, Лилиту [...] демон злого ветра», по имени ки-сикил-лил- ла [номер 16] (буквально «дева ветра» или «призрачная дева», а не «красивая дева», как утверждает Крелинг). [32] Этот ки-сикил-лил является антагонистом Инанны (Иштар) в кратком эпизоде эпоса о Гильгамеше, который цитируется как Крелингом, так и Франкфуртом в качестве дополнительного доказательства идентификации с Лилит, хотя это приложение также сейчас оспаривается. В этом эпизоде священное дерево Хулуппу Инанны захвачено злыми духами. Франкфорт цитирует предварительный перевод Гэдда (1933): «Посреди Лилит построила дом, визжащая дева, радостная, яркая королева Небес». Однако в современных переводах вместо этого есть: «В его стволе призрачная дева построила себе жилище, дева, которая смеется с радостным сердцем. Но святая Инанна плакала». [33] Более ранний перевод предполагает ассоциацию демона Лилит с визжащей совой и в то же время утверждает ее богоподобную природу; современный перевод не поддерживает ни один из этих атрибутов. Фактически, Сирил Дж. Гадд (1933), первый переводчик, пишет: « ардат-лили ( кисикил-лил ) никогда не ассоциируется с совами в вавилонской мифологии» и «еврейские традиции, касающиеся Лилит в этой форме, по-видимому, запоздали и не обладающего большим авторитетом». [34] Эта единственная линия доказательств, рассматриваемая как виртуальное доказательство отождествления рельефа Берни с «Лилит», возможно, была мотивирована более поздними ассоциациями «Лилит» в более поздних еврейских источниках.
Ассоциация Лилит с совами в более поздней еврейской литературе, такой как « Песни мудреца» (I век до н. э.) и Вавилонский Талмуд (V век н. э.), происходит от ссылки на лилит в списке птиц и животных дикой природы у Исайи (7 век нашей эры). век до нашей эры), хотя некоторые ученые, такие как Блэр (2009) [35] [36] считают, что упоминание Исайи до Талмуда не является сверхъестественным, и это отражено в некоторых современных переводах Библии:
- Исаия 34:13 Терния вырастут над твердынями его, крапива и волчцы в крепостях его. Это будет прибежище шакалов и пристанище страусов. 14 И дикие звери встретятся с гиенами; дикий козел будет кричать на своего товарища; действительно, там селится ночная птица ( лилит или лилит ) и находит себе место отдыха. 15 Там сова гнездится, и лежит, и высиживает, и собирает птенцов своих в тени своей; действительно, там собрались ястребы, каждый со своей подругой. (ЕСВ)
Сегодня отождествление рельефа Бёрни с Лилит подвергается сомнению. [37] и теперь эту фигуру обычно называют богиней любви и войны. [38]
Иштар
[ редактировать ]50 лет спустя Торкильд Якобсен существенно пересмотрел эту интерпретацию и идентифицировал эту фигуру как Инанну (аккадский: Иштар ) в анализе, основанном в первую очередь на текстовых свидетельствах. [20] По словам Якобсена:
- Гипотеза о том, что эта табличка была создана для поклонения, делает маловероятным, что на ней был изображен демон. Демоны не имели культа в религиозной практике Месопотамии, поскольку демоны «не знают еды, не знают питья, не едят мучных приношений и не пьют возлияний». [номер 17] Поэтому «никаких отношений даяния и взятия с ними установиться не могло»;
- Рогатая корона — символ божественности, а тот факт, что она четырехъярусная, предполагает одного из главных богов месопотамского пантеона;
- Инанна была единственной богиней, которая ассоциировалась со львами. Например, в гимне Энхедуанны конкретно упоминается «Инанна, сидящая на скрещенных (или запряженных) львах». [номер 18]
- Богиня изображена стоящей на горах. Согласно текстовым источникам, дом Инанны находился на Кур-муше , горных гребнях. В иконографии на горных чешуях изображались и другие боги, но есть примеры, когда Инанна изображалась на горном узоре, а другой бог — нет, т.е. этот узор действительно иногда использовался для идентификации Инанны. [39]
- Символ жезла и кольца, ее ожерелье и парик — все это атрибуты, которые прямо упоминаются в мифе о сошествии Инанны в преисподнюю . [40]
- Якобсен цитирует текстовые свидетельства того, что аккадское слово ешшебу (сова) соответствует шумерскому слову нинна и что шумерское слово Д нин-нинна (Божественная госпожа Нинна ) соответствует аккадской Иштар. Шумерское нинна также можно перевести как аккадское килили , что также является именем или эпитетом Иштар. Инанна/Иштар как блудница или богиня блудниц была хорошо известной темой в месопотамской мифологии, и в одном тексте Инанну называют кар-кид (блудница) и аб-ба-[шу]-шу , что на аккадском языке будет переводиться как килили . Таким образом, по-видимому, существует группа метафор, связывающих проститутку, сову и богиню Инанну/Иштар; это могло бы сопоставить самый загадочный компонент рельефа с хорошо известным аспектом Иштар. Якобсен заключает, что этой связи было бы достаточно, чтобы объяснить когти и крылья, и добавляет, что нагота может указывать на то, что рельеф изначально представлял собой домашний алтарь борделя. [20]
Эрешкигаль
[ редактировать ]Напротив, Британский музей признает возможность того, что на рельефе изображена либо Лилит, либо Иштар, но предпочитает третью идентификацию: антагонистку Иштар и сестру Эрешкигаль , богиню подземного мира. [41] Такая интерпретация основана на том, что крылья не расправлены и фон рельефа изначально окрашен в черный цвет. Если бы это была правильная идентификация, то рельеф (и, как следствие, меньшие бляшки с обнаженными крылатыми богинями) стал бы единственным известным образным изображением Эрешкигаль. [5] Эдит Порада, первая предложившая эту идентификацию, связывает свисающие крылья с демонами, а затем заявляет: «Если предполагаемое происхождение рельефа Берни в Ниппуре окажется верным, то внушительную демоническую фигуру, изображенную на нем, возможно, придется отождествить с женщиной. правитель мертвых или какая-то другая крупная фигура древневавилонского пантеона, которая иногда ассоциировалась со смертью». [42] Порада не предоставил никаких дополнительных подтверждающих доказательств, но другой анализ, опубликованный в 2002 году, пришел к тому же выводу. Э. фон дер Остен-Сакен описывает свидетельства слабо развитого, но тем не менее существовавшего культа Эрешкигаль; она цитирует аспекты сходства между богинями Иштар и Эрешкигаль из текстовых источников – например, в мифе о «нисхождении Инанны в преисподнюю» их называют «сестрами» – и, наконец, объясняет уникальный двойной символ жезла и кольца в следующим образом: «Эрешкигаль будет показана здесь на пике своего могущества, когда она заберет божественные символы от своей сестры и, возможно, также от своих опознавательных львов». [43]
Подлинность
[ редактировать ]1936 года В репортаже London Illustrated News «не было сомнений в подлинности» объекта, который «был подвергнут исчерпывающему химическому исследованию», и были показаны следы битума , «высохшего таким образом, что это возможно только в течение многих столетий». [2] Но стилистические сомнения были опубликованы лишь через несколько месяцев Д. Опитцем, который отметил «совершенно уникальный» характер сов, не имеющий аналогов во всех вавилонских фигуративных артефактах. [44] В смежной статье Э. Дуглас Ван Бюрен рассмотрела примеры шумерского [ sic ] искусства, которые были раскопаны и установлены их происхождение, и представила примеры: Иштар с двумя львами, мемориальную доску из Лувра (AO 6501) с изображением обнаженной натуры, птиченогие богини, стоящие на двух козерогах [45] и подобные бляшки, и даже небольшую гематитовую сову, хотя сова представляет собой изолированное произведение, а не в иконографическом контексте.
Год спустя Франкфорт (1937) признал примеры Ван Бюрена, добавил некоторые из своих и пришел к выводу, что «облегчение является искренним». Опиц (1937) согласился с этим мнением, но подтвердил, что иконография не согласуется с другими примерами, особенно в отношении символа жезла и кольца. Эти символы были в центре внимания Полины Альбенды (1970), которая снова поставила под сомнение подлинность рельефа. Впоследствии Британский музей провел термолюминесцентное датирование , которое соответствовало рельефу, обожженному в древности; но этот метод является неточным, когда образцы окружающей почвы недоступны для оценки уровней фонового излучения. В опровержении Альбенды Кертисом и Коллоном (1996) был опубликован научный анализ; Британский музей был достаточно убежден в рельефе, чтобы купить его в 2003 году. Однако дискуссия продолжалась: в своем обширном повторном анализе стилистических особенностей Альбенда еще раз назвала рельеф «подделкой художественных особенностей» и «по-прежнему не убеждена». своей древности». [46]
Ее аргументы были опровергнуты в ответе Коллона (2007), отметив, в частности, что весь рельеф был создан в одном блоке, т.е. нет никакой возможности, чтобы современная фигура или ее части могли быть добавлены к античному фону; она также рассмотрела иконографические связи с произведениями происхождения. В заключение Коллон заявляет: «[Эдит Порада] считала, что со временем подделка будет выглядеть все хуже и хуже, тогда как подлинный предмет будет становиться все лучше и лучше. [...] С годами [Королева Ночи] действительно, она становится все лучше и лучше, и для меня она является настоящим произведением искусства древневавилонского периода».
В 2008/9 году рельеф был включен в выставки, посвященные Вавилону, в Пергамском музее в Берлине , Лувре в Париже и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [47]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Такие бляшки имеют длину от 10 до 20 сантиметров (от 3,9 до 7,9 дюйма) в самом длинном измерении. См. мемориальная доска AO 6501 в Лувре , мемориальная доска BM WA 1994-10-1, 1 в Британском музее или реальная форма: BM WA 1910-11-12, 4, также в Британском музее ( Кертис 1996 )
- ^ см . реконструкция цветовой схемы на странице Британского музея
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б По данным Британского музея, эта фигура, от которой сохранилась только верхняя часть, предположительно представляет бога солнца Шамаша (ср. детали 1931, 1010.2 ).
- ^ см и . Поклоняющийся мужчина стоящая женская фигура в коллекции Метрополитен-музея
- ↑ На правом крыле восемь маховых перьев, на левом — семь.
- ^ Нижний регистр правого крыла нарушает бело-красно-черный узор трех других регистров последовательностью бело-черный-красный-черно-белый.
- ↑ Альбенда (2005) отмечает «небольшое вертикальное углубление», но Коллон (2007b) уточняет, что это всего лишь отсутствующий отщеп над залеченным переломом.
- ^ см . изображение лапы индийского сокола
- ^ Д. Опиц (1936) интерпретирует этот рисунок гривы как изображение местного берберийского льва . Д. Коллон предпочитает интерпретацию родственного азиатского льва и отмечает, что шкура из Музея естественной истории в Лондоне демонстрирует характерный завиток в гриве, который часто изображается в месопотамском искусстве ( Коллон 2005, 34 ), но также и в египетском искусстве (Коллон 2005, 34). ср. подголовник Тутанхамона ).
- ^ К коренным видам сов Ирака без пучков ушей относятся сипуха ( Tyto alba ) - это сова, которая, по мнению Д. Коллона, изображена на рельефе ( Коллон 2005, 36 ), маленькая сова ( Athene noctua lilith ) и желтовато-коричневая сова. сова ( Strix aluco ) .
- ^ Таким образом, рельеф не является ни шумерским , ни аккадским — это могло быть даже раньше; оно также не является ассирийским , если считать, что оно находится в северной Месопотамии .
- ^ см . Таблички 142:8 и 142:10 в McCown 1978 . Путем наслоения датированных глиняных табличек один из этих подобных фрагментов был отнесен к периоду Исина-Ларсы (даты между 2000 и 1800 гг. до н.э.), другой - к соседнему древневавилонскому периоду (даты между 1800 и 1700 гг. до н.э.) ( краткая хронология ).
- ^ см . египетская история Синухе 12-й династии
- ^ Повествовательный контекст изображает такое событие, как вложение короля. Там король противостоит богу, и оба показаны в профиль. Когда божество изображается отдельно, чаще встречается симметричная композиция. Однако из-за неглубокого рельефа уплотнения цилиндра фигуры показаны в профиль; поэтому симметрия обычно не идеальна.
- ↑ Инанна — шумерское имя, а Иштар — аккадское имя одной и той же богини. сакральный текст обычно писался на шумерском языке Во время создания рельефа аккадский , но разговорным языком был ; Поэтому в этой статье для последовательности используется аккадское имя Иштар, за исключением тех случаев, когда авторы, чьи источники цитируются, использовали слово «Инанна».
- ^ ки-сикил-лил-ла (Креалинг) и ки-сикил-лил-ла-ке (Альбенда), по всей видимости, представляют собой ошибочное прочтение оригинального шумерского отрывка из эпоса Гильгамеша: ки-сикил букв. ки- земля-нетронутая/чистая, т.е. девственница или дева, лил 2 ветер; дыхание; инфекция; фантом; -ла- - общ. регистр-маркер и -ke 4 эрг. маркер падежа, оба необходимы в соответствии с грамматическим контекстом (в этом отрывке: « кисикил построила для себя»), но маркеры падежа не являются частью существительного.
- ^ см . строка 295 в «Сошествии Инанны в преисподнюю»
- ^ Якобсен цитирует Инану C, строку 23 , а мотив Инаны, стоящей на львах, хорошо засвидетельствован печатями и мемориальными досками (ср. изображение Иштар выше);
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Франкфурт, 1937 год.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвис, 1936 год.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Проиграл 2003 год.
- ^ Альбенда, Полина (апрель – июнь 2005 г.). «Мемориальная доска Королевы ночи: Возвращение». Журнал Американского восточного общества . 125 (2). Американское восточное общество: 171–190. JSTOR 20064325 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Альбенда 2005.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янсон, Хорст Вольдемар; Янсон, Энтони Ф. (1 июля 2003 г.). История искусства: западная традиция (6-е исправленное изд.). Прентис-Холл. п. 74. ИСБН 978-0-13-182895-7 .
- ^ Коллон 2003, 13.
- ^ цитируется по Collon 2007b.
- ^ Кертис 1996
- ^ см . Дэвис 1936 ; Проиграл 2005 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллон 2007б.
- ^ Ван Бюрен 1936 .
- ^ Коллон 2005, 20 .
- ^ Совет 1980 года .
- ^ цитируется по Collon 2007b .
- ^ Томпсон 2004 .
- ^ Джордж Модельски, цитируется по Thompson 2004 .
- ^ Коллон 2005, 22 .
- ^ Франкфурт 1937 ; Якобсен 1987 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Якобсен 1987 .
- ^ Спайкетт 1968, 11 ; Орнан 2005, 60 и далее .
- ^ Кэлин 2006 .
- ^ Орнан 2005, 8 и далее.
- ^ Коллон 2007 .
- ^ Ван Бюрен (1936) показывает три таких примера, Барреле (1952) показывает еще шесть таких изображений, а Коллон (2005) добавляет к канону еще одну мемориальную доску.
- ^ см . Орнан 2005, рис. 1–220 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Черный 1992 год .
- ^ Коллон 2007, 80 .
- ^ Баррелет 1952 .
- ^ Вопрос 1990, 221 .
- ^ Гильгамеш, табличка VII, колонка. IV
- ^ Крелинг 1937 .
- ↑ Гильгамеш, Энкиду и преисподняя , строки 44–46.
- ^ Гадд 1933 .
- ^ Джудит М. Блэр, демонизирующая Ветхий Завет; исследование Азазеля, Лилит, Дебера, Кетеба и Решефа в еврейской Библии 2009 г.
- ^ Исаия 34:14
- ^ Лоуэлл К. Удобная статья Библейский словарь Лилит Анкор
- ^ Bible Review Vol 17 Общество библейской археологии - 2001 «ЛИЛИТ? В 1930-х годах ученые идентифицировали сладострастную женщину на этой терракотовой доске (называемой рельефом Бёрни) как вавилонскую демоницу Лилит. Сегодня эту фигуру обычно называют богиней любви. и война»
- ^ Орнан 2005, 61 ид .
- ^ Якобсен 1987 , (оригинал «Спуск Инаны в преисподнюю» )
- ^ «Королева ночного рельефа» . Британский музей . Проверено 7 мая 2009 г.
- ^ Порада 1980, 260 .
- ^ Фон дер Остен-Сакен 2002 .
- ^ Опиц 1936 .
- ^ «(AO 6501) Обнаженная крылатая богиня, вероятно, представляющая великую богиню Иштар» . Лувр ) (на французском языке . Проверено 7 мая 2009 г.
- ^ Альбенда, Полина (апрель – июнь 2005 г.). «Мемориальная доска «Царица ночи»: возвращение». Журнал Американского восточного общества . 125 (2). Американское восточное общество: 171–190.
- ^ "База данных коллекции Британского музея"
Библиография
[ редактировать ]- Альбенда, Полина (2005). «Мемориальная доска «Королева ночи»: возвращение». Журнал Американского восточного общества . 125 (2). Американское восточное общество: 171–190. ISSN 0003-0279 . JSTOR 20064325 .
- Барреле, Мари-Тереза (1952). «О тромбоците, найденном в Мари». Сирия: Revue d’Art Oriental et d’Archéologie (на французском языке). XXIX (3). Париж: Восточная библиотека Пола Гройтнера: 285–293. дои : 10.3406/syria.1952.4791 .
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии, Иллюстрированный словарь . (иллюстрации Тессы Рикардс). Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-70794-0 .
- «База данных коллекции Британского музея». Страница веб-сайта Queen of the Night/Burney Relief , по состоянию на 7 февраля 2016 г.
- Коллон, Доминик (2005). Королева Ночи . Предметы Британского музея в фокусе. Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-5043-7 .
- Коллон, Доминик (2007). «Иконографические свидетельства некоторых месопотамских культовых статуй». В Гронеберге, Бриджит; Шпикерманн, Герман (ред.). Мир изображений богов . Дополнения к журналу для исследователей Ветхого Завета. Том 376. Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 57–84. ISBN 978-3-11-019463-0 .
- Коллон, Доминик (2007b). «Королева под атакой - ответ». Ирак . 69 . Лондон: Британская школа археологии в Ираке: 43–51. дои : 10.1017/S0021088900001042 . JSTOR 25608646 . S2CID 192937380 . [ мертвая ссылка ]
- Кертис, Дж. Э.; Коллон, Д. (1996). «Дамы легкого поведения». В Х. Гаше; Бартель Хруда (ред.). Collectanea Orientalia: история, космическое искусство и земная индустрия . Цивилизации Ближнего Востока: Серия 1 - Археология и окружающая среда. Полет. CDPOAE 3. Исследования и публикации. стр. 89–95. ISBN 2-940032-09-2 .
- Дэвис, Фрэнк (13 июня 1936 г.). «Загадочная «Венера» 2000 года до нашей эры: прекрасный шумерский рельеф в Лондоне». Иллюстрированные лондонские новости . 1936 (5069): 1047.
- Франкфорт, Анри (1937). «Рельеф Берни». Архив востоковедения . 12 :128-135.
- Гэдд, CJ (1933). «Эпос о Гильгамеше, Табличка XII». Журнал ассириологии и восточной археологии . ХХХ : 127–143.
- Якобсен, Торкильд (1987). «Картины и изобразительный язык (Рельеф Берни)». В Миндлине, М.; Геллер, MJ; Уонсбро, Дж. Э. (ред.). Образный язык на Древнем Ближнем Востоке . Лондон: Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. стр. 1–11. ISBN 0-7286-0141-9 .
- Кэлин, Оскар (2006). «Модель Египта» Принятие инноваций в Месопотамии III тысячелетия до н.э. Хр . Orbis Biblicus et Orientalis, Series Archaeologica (на немецком языке). Том 26. Фрибур: Академическое издательство Фрибур. ISBN 978-3-7278-1552-2 .
- Крелинг, Эмиль Г. (1937). «Уникальный вавилонский рельеф». Бюллетень американских школ восточных исследований . 67 (67): 16–18. дои : 10.2307/3218905 . JSTOR 3218905 . S2CID 164141131 .
- МакКаун, Дональд Э.; Хейнс, Ричард С.; Хансен, Дональд П. (1978). Ниппур I, Храм Энлиля, квартал писцов и Зондирование . Публикации Восточного института. Том. LXXXVII. Восточный институт Чикагского университета. стр. пл. 142:8, 142:10. ISBN 978-0-226-55688-8 .
- Опиц, Дитер (1936). «Птичьеногие богини на львах». Архив востоковедения (на немецком языке). 11 :350-353.
- Орнан, Таллай (2005). Триумф символа: графическое изображение божеств в Месопотамии и запрет библейских изображений . Orbis Biblicus et Orientalis. Том. 213. Фрибур: Академическое издательство Фрибура. ISBN 3-7278-1519-1 .
- Патай, Рафаэль (1990). Еврейская богиня (3-е изд.). Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-2271-9 .
- Порада, Эдит (1980). «Иконография смерти в Месопотамии в начале второго тысячелетия до нашей эры». В Альстере, Бернд (ред.). Смерть в Месопотамии, доклады, прочитанные на XXVI ассириологическом международном собрании . Месопотамия, Копенгаген. Исследования ассириологии. Том. 8. Копенгаген: Академик Форлаг. стр. 259–270. ISBN 87-500-1946-5 .
- Спайкет, Агнес (1968). Культовые статуи в месопотамских текстах происхождения A La I ре Вавилонская династия . Cahiers de la Revue Biblique (на французском языке). Полет. 9. Париж: Ж. Габальда.
- Томпсон, Уильям Р. (2004). «Сложность, уменьшение предельной отдачи и серийная фрагментация Месопотамии» (PDF) . Журнал исследований мировых систем . 28 (3): 613–652. дои : 10.1007/s00268-004-7605-z . ISSN 1076-156X . ПМИД 15517490 . S2CID 23452777 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2012 года . Проверено 21 мая 2009 г.
- Ван Бюрен, Элизабет Дуглас (1936). «Еще одно замечание о терракотовом рельефе». Архив востоковедения . 11 :354-357.
- Фон дер Остен-Сакен, Элизабет (2002). «Zur Göttin auf dem Burneyrelief». В Парполе, Симо; Уайтинг, Роберт. М. (ред.). Секс и гендер на Древнем Ближнем Востоке . Материалы XLVIIe Rencontre Assyriologique Internationale, Хельсинки (на немецком языке). Том. 2. Хельсинки: Проект неоассирийского текстового корпуса. стр. 479–487. ISBN 951-45-9054-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Царица Ночи (ME 18.07.2003, 1, Британский музей )
- Обнаженная крылатая богиня (AO 6501 в Лувре )
- «Ваза Иштар» из Ларсы (AO 17000 в Лувре )
- 3D-модель в SketchFab
- Произведения XVIII века до н.э.
- Археологические открытия 1933 года.
- Вавилонское искусство и архитектура
- Скульптура Древнего Ближнего Востока
- Древние глиняные предметы Ближнего и Среднего Востока
- Ближневосточные скульптуры в Британском музее
- Терракотовые скульптуры в Соединенном Королевстве
- Обнаженные скульптуры в Великобритании
- Послабления в Соединенном Королевстве
- Скульптуры совы
- Лилит
- Споры о подделке
- Инанна
- Исин-Ларсийский период
- Скульптуры птиц в Великобритании
- Скульптуры животных в Лондоне
- Скульптуры львов