Урукский желоб
Урукский желоб | |
---|---|
![]() Урукский желоб в Британском музее | |
Материал | Гипс |
Размер | 96,5 см в длину |
Созданный | 3300-3000 до н.э. |
Текущее местоположение | Британский музей , Лондон |
Регистрация | 1928,0714.1 |
Урукский желоб — важная шумерская скульптура, найденная на месте Урука в Ираке. С 1928 года он является частью коллекции Британского музея . [1] [2] Наряду с Урукской вазой , корыто считается одним из самых ранних сохранившихся произведений повествовательной рельефной скульптуры Ближнего Востока , датируемой 3300-3000 гг. до н. э., в период Урука . Простая рельефная скульптура известна с гораздо более ранних периодов, с городища Гёбекли-Тепе , датируемого примерно 9000 годом до нашей эры.
Считается, что он служил своего рода культовым изображением в храме богини Инанны . На резьбе изображено шествие овец , однако смысл этой сцены неясен.
История и открытия
[ редактировать ]Корыто было найдено в Уруке, древнем городе Шумера , а затем и Вавилонии, расположенном к востоку от Евфрата на юге Ирака . В период Урука (4000–3000 гг. до н. э.) Урук был одним из крупнейших городов южной Месопотамии , занимавшим площадь 5 квадратных километров (1,9 квадратных миль). В течение долгого времени власть, казалось, была сосредоточена в храмах или религиозных организациях, но в конечном итоге король Гильгамеш взял верх, построив новые сооружения и массивную городскую стену. Урукский желоб, вероятно, был почитаемым объектом в одном из храмов города, возможно, посвященным божеству Инанне . Обстоятельства его обнаружения неизвестны. Корыто было приобретено Британским музеем при поддержке Национального фонда художественных коллекций в 1928 году, незадолго до того, как Немецкое восточное общество провело на этом месте раскопки.
Описание
[ редактировать ]Урукский желоб сделан из гипса и имеет длину примерно 1 м (3 фута 3 дюйма). Фрагмент одного конца объекта сейчас находится в Vorderasiatisches Museum в Берлине . Хотя это и называлось « корыто », маловероятно, что оно использовалось как таковое, поскольку украшение не было бы видно зрителям. Скорее всего, он использовался как своего рода культовый образ , возможно, в храме Инанны, главной богини древней Месопотамии того времени. На резьбе изображена процессия баранов, овец и ягнят, приближающихся или выходящих из тростникового здания, подобного тому, в котором жили болотные арабы на юге Ирака. Эксперты до сих пор не смогли объяснить, что означают эти сцены, хотя пучки тростника на здании впоследствии использовались как символы богини Инанны, а резьба может относиться к плодородию земли, находящейся под защитой Инанны.
См. также
[ редактировать ]- Урук Ваза для современного предмета, оформленного в аналогичном стиле.
Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д. Коллон, Древнее искусство Ближнего Востока (Лондон, The British Museum Press, 1995).
- Дж. Блэк и А. Грин, Боги, демоны и символы древней Месопотамии (Лондон, The British Museum Press, 1992).
- HWF Саггс, вавилоняне (Лондон, The British Museum Press, 1995)
- П. П. Делугаз, «Животные, выходящие из хижины», Журнал ближневосточных исследований-1, 27 (1968), стр. 186–7.