Яшчилан Перемычка 24
Перемычка 24 | |
---|---|
![]() Перемычка, выставленная в Британском музее | |
Материал | Известняк |
Созданный | Примерно 709 год нашей эры. |
Текущее местоположение | Британский музей , Лондон , Англия |
Перемычка 24 — это обозначение, данное современными археологами древней известняковой скульптуре майя из Яшчилана , в современном штате Чьяпас , Мексика . Перемычка датируется примерно 723–726 годами нашей эры, что соответствует позднему классическому периоду майя . [1] На его среднем рельефе изображены правитель Яшчилана Ицамнаадж Бахлам III (также известный как Щитовой Ягуар) и его супруга Леди К'абал Шок , выполняющие церемонию кровопускания ; изображения также сопровождаются описательными подписями и (что необычно для монументальных текстов майя) подписью скульптора Мо Чаака.
Обнаружение и удаление
[ редактировать ]Перемычка 24 была найдена в своем первоначальном контексте рядом с перемычками 25 и 26 в Структуре 23 Яшчилана. Альфред Модслей вырезал перемычку из потолка бокового входа в 1882 году и отправил ее в Великобританию, где она и остается сегодня в Британском музее в Лондоне . Перемычка 25 совершила путешествие в 1883 году. Перемычка 26 была открыта в 1897 году Теобертом Малером . В 1964 году он был перенесен в Национальный музей антропологии и истории .
Надписи
[ редактировать ]Текст состоит из трех отдельных разделов. Самая верхняя часть описывает Ицамнаадж Бахлам, а вторая приподнятая часть описывает леди Ксок. Последнее предложение, которое не является возвышенным, как два других, является подписью художника.
A1-F3
[ редактировать ]ти-5-ЕВ 15-ма-АК-у-ба-хи ти-Ч'АБ-ли ти-К'АК'-ла-ю-лу у-Ч'АБ-4-ВИНИХАБ-АДЖАВ ИТЦ'-БАЛАМ -ма-у-ча-ЧАН-ну а-НИК-ки К'УХУЛ-[ПА']ЧАН-АДЖАВ
ти хо (?) холаджу'н мак у баах ти ч'абил ти как'ал джул у чаб чан винихааб аджав Иц'[амнаадж] Бахлам у ча'н Адж Ник кухул Па'чан аджав
«5 [эб] 15 Мака, его изображение в покаянии с пылающим копьем, его покаяние, четырехкатунский владыка Ицамнаадж Бахлам, похититель Ах Ника и святой владыка Йашчилана».
Г1-Г4
[ редактировать ]ты-взять-разрезать?
отец простоты обучения Икс К'абал Учиться и учиться
«Ее изображение во время покаяния, остриженная дама, Икс К'абал Шок, женщина-автократ».
H1-H4
[ редактировать ]Т'АБ-я ю-сю-лу МО'-ЧАК-ки а-ХИКС?-ла
t'abiiy yuxul mo' chaak aj hixiil?
«Его скульптура была установлена, Мо Чаак, он из Хиксила?»
Стиль
[ редактировать ]
Перемычка выполнена в стиле горельефа с глубоко утопленным фоном. Все три, очевидно, были заказаны леди Ксок для дверных проемов Строения 23. На перемычках изображены тщательно продуманные костюмы короля и королевы с замечательной детализацией и нехарактерным отсутствием абстракции. Некоторые считают эти перемычки вершиной искусства майя. [2] Мы можем изучить детали плетения майя, изображенные на этих резных фигурках, и увидеть жемчуг, вплетенный в ткань. Небольшие различия в трех перемычках позволяют предположить, что композиции были написаны двумя или тремя разными художниками. Каждое из произведений подписано, что указывает на то, что производство таких произведений рассматривалось как узкоспециализированное мастерство, а не ремесло.
Король
[ редактировать ]Ицамнаадж Бахлам III был центральной фигурой в руководстве курсом Яшчилана. Он пришел к власти в 681 году нашей эры и умер в 742 году нашей эры. [ нужна ссылка ] Есть многочисленные задокументированные упоминания о нем на артефактах в конце этапа V в Яшчилане. В «Перемычке 24» он изображен держащим факел над своей первой женой, леди Ксок. Король зачесал волосы назад с перьями кетцаля , что указывает на то, что на этой церемонии он также прольет кровь. К его повязке на голове прикреплено изображение Маски Шута. Маска шута считается аналогом глифа королевской власти, аджау , и названа так из-за растительности, часто изображаемой исходящей из ее макушки. Поскольку остальная часть костюма изображена без особой абстракции, предполагается, что цари майя могли буквально прикреплять сморщенную голову к своей повязке на голову как символ власти. Он изображен в пекторали с изображением бога Солнца. Оно нанизано на ожерелье из нефритовых бус, которое уравновешивается длинной нитью нефритовых бус и, вероятно, резными ракушками, спускающимися по его спине. Художник постарался показать такие мельчайшие детали, как веревочки, которые удерживают манжеты на запястьях обеих членов королевской семьи, и узор, вытканный на красивой накидке Ицамнааджа Бахлама.
Королева
[ редактировать ]
Леди Ксок — одна из самых выдающихся и, вероятно, политически влиятельных женщин цивилизации майя. Здесь изображена леди Ксок, выполняющая важный королевский обряд кровопускания. Протягивая через язык веревку, усеянную осколками обсидиана, она заставляет кровь капать на бумажные полоски, хранящиеся в плетеной корзине, для сжигания, как показано на Перемычке 25. На ее лице можно увидеть свитки крови. Королева также носит изысканный головной убор. На основной части повязки имеются цветочные кисточки и мозаичное изображение Тлалока, прорастающего перьями кетцаля. Ее искусно вырезанный хуипиль украшен бахромой и жемчугом. На ее ожерелье также изображено нагрудное изображение бога Солнца. Вероятно, он сделан из ракушек или нефритовых пластинок, как и манжеты на ее запястьях.
Связанные гробницы
[ редактировать ]Недавние раскопки обнаружили в Строении 23 то, что, как полагают, является гробницами Ицамнааджа Бахлама и Леди Ксок. Вместе с женским захоронением, приписываемым Леди Ксок, было обнаружено 146 призматических обсидиановых лезвий, каждое из которых имело две боковые выемки по краям. Они были расположены в так называемом Элементе 21 в Комнате 1 Структуры 23 в Яшчилане. Из-за связи с захоронением леди Ксок в Комнате 2 они были интерпретированы как изображения на перемычке 24. Первоначальная интерпретация веревки с шипами заключалась в том, что к ней были прикреплены шипы, но это новое свидетельство в контексте привело к изменению интерпретации. Теперь мы знаем, что это была веревка, усеянная обсидиановыми лезвиями, использовавшимися в ритуале, и, возможно, на ней изображены сами физические осколки. Захоронение леди Ксок известно как Могила 3. Останки Ицамнааджа Бахлама лежали недалеко, в Комнате 3. Это место называется Могилой 2. Рядом с обоими захоронениями был найден сложный инвентарь.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Яшчиланские перемычки» . Британский музей . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Миллер, с. 18, цитирует Сильвануса Г. Морли , который в своей книге «Древние майя» (1946) считал это «самым красивым примером скульптурной каменной дверной перемычки».
Ссылки
[ редактировать ]- Миллер, Мэри Эллен (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20327-Х . OCLC 41659173 .
- Миллер, Мэри ; Саймон Мартин (2004). Куртуазное искусство древних майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05129-1 . OCLC 54799516 .
- Шеле, Линда ; Мэри Эллен Миллер (1992) [1986]. Кровь королей: династия и ритуал в искусстве майя . Джастин Керр (фотограф) (2-е изд. в мягкой обложке, переиздание с исправлениями). Нью-Йорк: Джордж Бразиллер . ISBN 0-8076-1278-2 . OCLC 41441466 .
- Тейт, Кэролайн Э. (1992). Яшчилан: Проект церемониального города майя . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-77041-3 . OCLC 23464300 .