Эсквилинское сокровище
Эсквилинское сокровище | |
---|---|
Материал | Серебро |
Созданный | 4 век нашей эры |
Текущее местоположение | Британский музей , Лондон |
Эсквилинское сокровище — древнеримское серебряное сокровище, найденное в 1793 году на Эсквилинском холме в Риме. Клад считается важным образцом позднеантичных серебряных изделий IV века нашей эры, основные предметы, вероятно, около 380 года. [1] находилось 57 предметов, составляющих подавляющую часть сокровищ С 1866 года в Британском музее . [2]
Двумя наиболее важными предметами сокровища являются богато украшенные позолоченные серебряные шкатулки, известные как Шкатулка Проекта и Шкатулка Музы . Клад был частью имущества богатой римской семьи с высоким социальным статусом, которую, вероятно, можно идентифицировать. Коллекция включает в себя 8 тарелок (4 круглых и 4 прямоугольных), рифленое блюдо, кувшин с надписью «Пелегрина», фляжку с рельефными сценами, амфору , 6 комплектов конского снаряжения, мебельную фурнитуру, в том числе 4 фигурки Тихе , представляющие 4 главные города Римской империи : Рим, Константинополь , Антиохия и Александрия , две руки, сжимающие перила, и множество украшений. [3]
Хотя было обнаружено несколько крупных позднеримских кладов, большинство из них находятся на окраинах империи (например, в Римской Британии ), и можно предположить, что очень немногие предметы того периода были изготовлены серебряными мастерами в самом Риме, что дает Эсквилинскому Цените «особое значение». [4] Этот главный клад выставлен в зале 41 Британского музея рядом с сокровищами Карфагена и рядом с британскими находками: сокровищами Милденхолла , кладом Хоксна , сокровищами Уотер-Ньютона и Корбриджа-Лэнкса . Было замечено, что большинство крупных сохранившихся позднеримских серебряных кладов находятся в Британском музее. [5]
Открытие сокровищ
[ редактировать ]Летом 1793 года рабочие обнаружили большую коллекцию серебряных предметов во время раскопок у подножия Эсквилинского холма в Риме, где на протяжении всего римского периода римская аристократия предпочитала строить свои дома. Эти предметы были найдены в руинах римского здания, находившегося в то время в помещении монастыря Сан-Франческо-ди-Паола в Риме . Первая официальная запись о находках была сделана через год после их открытия известным итальянским археологом-классиком, а затем главой Капитолийского музея Эннио Квирино Висконти . [6]
Сокровище прошло через множество рук, прежде чем в конечном итоге было приобретено французским коллекционером и бывшим послом в Риме герцогом де Блакасом . В 1866 году его коллекция была полностью продана Британскому музею. [7] Однако два других предмета сокровища можно найти в Музее Пти-Пале в Париже (красиво украшенная трулла или кастрюля). [8] и Museo Nazionale в Неаполе (кувшин в форме женской головы).
Тичес
[ редактировать ]Четыре серебряных Тихе (которые были знаковыми версиями главного божества-покровителя классической греческой мифологии, управляющего судьбой и процветанием города, его судьбой) представлены с разными атрибутами: военная одежда для Тихе Рима, рог изобилия для Тихе из Рима. Константинополь , снопы кукурузы и нос корабля для Тихе Александрийского, а также пловец-мужчина, олицетворяющий реку Оронт , у ног Тихе Антиохийского . [9]
Проект «Шкатулка»
[ редактировать ]Так называемая шкатулка Projecta (M&ME 1866,12–29,1) — один из самых известных и великолепных образцов серебряного мастерства поздней античности в Риме. Он частично позолочен для выделения некоторых участков и выполнен в технике репуссе , то есть орнаментальный рельеф достигнут путем вдавливания или отодвигания металлической поверхности. Коробка имеет длину 55,9 см, высоту 28,6 см и ширину 43,2 см, вес 8,2 кг. У основания коробки имеются поворотные ручки с каждой стороны. [10]
Пять панелей на крышке шкатулки представляют три мифологические сцены: двойной портрет и сцену купания. На верхней панели крышки изображены поясные фигуры мужчины и женщины в венке, который держат стоящие эроты (или путти, в современном понимании), и надпись, которая гласит: «SECVNDE ET PROIECTA VIVATIS IN CHRI[STO] ('Secundus и Проекта, живите во Христе»). [11] Обе фигуры явно одеты в одежду богатой пары поздней античности. На женщине туника с длинными рукавами и большим ожерельем. В руках она держит свиток папируса. Мужчина одет в тунику с длинными рукавами, которую он носит под хламидой .
На четырех панелях самой шкатулки изображены сцены купания и одевания, символизирующие подготовку к великой римской свадьбе. Они расположены между колоннами, соединенными чередующимися арками и бездонными фронтонами , и все это под фризом с вьющимися виноградными лозами. В одной из сцен Проекта изображена сидящей на богато украшенном стуле и держащей в руках украшенную коробку, похожую по форме на Шкатулку Музы. Она носит тунику с длинными рукавами под колобием или тунику с короткими рукавами. [12] Надпись поменьше на переднем крае крышки указывает вес как «XXII-III», что означает «[Pondo] XXII,III [Unciae],S[emuncia]» или «Двадцать два фунта три с половиной унции». «в римских единицах» . [13]
Шкатулка побывала за границей на нескольких международных выставках: Нью-Йорке в 1977–1978 годах, Римини в 1996 году, Нью-Дели в 1997 году, Мумбаи в 1998 году, Трире в 2007 году, Париже в 2009 году и совсем недавно в Чикаго в 2012–2013 годах. [14]
Шкатулка Музы
[ редактировать ]Еще одним богато украшенным предметом клада является Шкатулка Музы (M&ME 1866,12–29,2), представляющая собой куполообразную серебряную шкатулку, подвешенную на трех цепях. Его высота 25,4 см, ширина 33 см. Внешняя сторона шкатулки украшена рельефными панелями с изображением восьми из Девяти муз, чередующихся с декоративными мотивами. Внутри гроба был найден набор из пяти бутылок с серебряными крышками или «четырех одинаковых серебряных канистр и одной серебряной фляги» в центре. [15] Предположительно, они предназначались для хранения парфюмерных масел для туалетных принадлежностей. По-видимому, идентичная шкатулка несет служанка на задней панели Шкатулки Projecta, что позволяет предположить, что обе они были заказаны для одной и той же свадьбы. [16]
Эта шкатулка также много путешествует: она выставлялась в Нью-Йорке в 1977–1978 годах, Риме в 2000 году, Милане в 2003 году, Париже в 2009 году и совсем недавно в Чикаго в 2012–2013 годах. [17]
Проекта и турки
[ редактировать ]Британский музей вслед за Кэтлин Дж. Шелтон датирует сокровища в целом периодом 330–370 годов; Шелтон отдает предпочтение периоду от 20 до 25 лет в этом диапазоне, когда основные предметы находятся в одной мастерской и, вероятно, на протяжении более чем одного поколения в семье. [18] Текущие исследования показывают, что Шкатулка Проекта и некоторые другие предметы из клада (но, вероятно, не все) были свадебным подарком молодоженам Проекта и Секундус. [19] Проекта ассоциируется с эпитафией женщине с таким именем, умершей в 383 году, незадолго до своего 17-летия, написанной Папой Дамасом I (годы правления 366-84), которая когда-то была выставлена в церкви Сан-Мартино-ай-Монти , рядом туда, где была сделана находка. Несмотря на то, что эпитафия длиной всего девять строк и описана Аланом Кэмероном как «типично неубедительная и холодная» (для композиции Дамасуса) и «ткань ярлыков и клише, шатко нанизанных вместе и едва втиснутых в размер», она создает ряд загадки и вызвало много научных дискуссий. [20] Эпитафия гласит:
ЧТО ЛОКВАР АВТ СИЛЕАМ ЗАПРЕЩАЕТ БОЛИ ПРИЗНАТЬСЯ | ЗДЕСЬ TVMVLVS ДЕРЖИТЕ СЛЕЗЫ ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С РОДИТЕЛЕМVM | ПРОЕКТНАЯ ЛИХОРАДКА НА ПЕРВОМ ЛЮБОМ ЖЕНАТОМ МУЖЕ PVLCRA УКРАСЬ СВОЙ СОЛЬНЫЙ КОНТЕНТ PVDORE | ХЕВ ДОСТАТОЧНО ВОЗЛЮБИЛ НЕСЧАСТНУЮ МАТЕРИНСКУЮ ЛЮБОВЬ | ВОЗЬМИТЕ QVID 100-ГО ТАЛАМИСА ПОСЛЕ ПЕРВОГО ЗАВЕТА. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ Скрытого ушедшего цветка ЭТЕРИЯ ПОДНИМАЕТ НЕБО ДЛЯ ВОЗНЕСЕНИЯ LVCEM | ЭТИ ДАМАСЫ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ 550 ФЛОТОВ УТЕШЕНИЯ VIXIT ANN·XVI·M·9·DIES·XXV·DEP·III·KAL·IAN·FL·MEROBAVDE·ET·FL·SATVRNIN·CONSS. [21]
Что? мне говорить или молчать? Горе само по себе мешает высказаться. Так могила хранит слезы (учись, [читатель]) родителей Проекты, которая была женой Примуса, прекрасной в своей элегантности и довольствовавшейся одной только скромностью; лелеемая (ах!) любовью своей [теперь] самой несчастной матери. Пойми, [читатель] — в нескольких словах — (что) вскоре после свадьбы, вырванная из поля зрения Флоруса, своего отца, она ушла, стремясь подняться к эфирному свету небес. Эти (строки) Дамасий предлагает всем в утешение от слез. Она прожила 16 лет, 9 месяцев, 25 дней и была похоронена 30 декабря в консульство Флавия Меробода и Флавия Сатурнина.
- Артур Эрнест Гордон, Иллюстрированное введение в латинскую эпиграфику (1983), с. 177
Перевод здесь «PROIECTAE FVERAT PRIMO QVAE IVNCTA MARITO» как «Проекта, бывшая жена Примуса» продолжает горячо обсуждаться; primus , что означает «первый», было римским мужским именем, но другие возможности заключаются в том, что у Проекты был «первый» муж или что ее неназванный муж был primus или «первым» в дополнительном смысле слова «верхушки». Алан Кэмерон, который поддерживает проект эпитафии жены Л. Турция Секундуса и владельца гроба, рассматривает primo как игру слов Дамаса - «второе» на самом деле было «первым» по качеству; он говорит, что это было бы типично для стиля Дамасуса. Кэтлин Шелтон не согласна, не видя никакой связи между двумя разными женщинами по имени Проекта, одной из эпитафии, а другой из гроба, и поддерживая «Примус» как имя мужа в эпитафии. [22]
В эпитафии к Проекте имя ее отца - Флор, который, возможно, был важным и благочестивым иберийским чиновником с таким именем, который был близок к Феодосию I (сам иберийцу) и получил важные назначения как раз в этот период. Он был частью кружка иберийских христиан, близких к императору, наиболее, по-видимому, связанных с ним, в который входил папа Дамас. [23] Флор может быть фигурой с этим именем, изображенной с Дамасием, Симоном и Петром в золотой стеклянной чаше в музеях Ватикана , а в другом - с Симоном (Симон появляется в следующем стакане с Дамасием), что предполагает «круг друзей или наименьшее количество соратников». [24]
На двух кусках серебряной тарелки, прямоугольном и круглом блюде, была написана монограмма, которая в переводе означает Projecta Turci. Основываясь на этих свидетельствах, некоторые ученые предположили, что Проекта была замужем за Л. Турцием Секундом, и, учитывая ее возраст, это должно было быть незадолго до 383 года. Однако не все монограммы, похоже, относятся к этой паре, и это вполне может быть что сокровище представляет собой семейное серебро, накопленное на протяжении более чем одного поколения. На кувшине сокровищ написано женское имя Пелегрина, но ее личность не была предметом подобных спекуляций, поскольку других доказательств нет. Предварительно была предложена еще одна пара Турций и Пелегрина, хотя неясно, как их даты будут связаны с Проектой и Секундусом. [25]
Хотя Проекта была очевидно христианкой, ее муж, если им был Л. Турций Секунд, был членом известной семьи, многие из которых оставались язычниками до конца века. [26] Диптих Симмахи-Никомахи из слоновой кости, относящийся к тому же периоду и среде в Риме, демонстрирует языческую иконографию; Примерно через 70 лет после обращения Константина старая религия все еще имела сторонников в римской элите. Четыре Тиха главных городов империи предполагают, что они были созданы для должностей кресел или носилок великих чиновников; члены Турций занимали несколько таких должностей. Кэмерон утверждает, что Константинопольский шлем представляет собой форму, не встречавшуюся на фигурах Тихе этого города до 380 года, когда Константинопольская кафедра внезапно стала второй после Рима, над более старыми, такими как Александрия. [27]
Было высказано предположение, что сокровище было закопано в доме Турций на Эсквилинском холме незадолго до нападения вестготов на Рим Алариха I в 410 году нашей эры. [28]
Христианская/языческая иконография
[ редактировать ]Несмотря на христианскую надпись на Шкатулке Проекта, иконография фигурального украшения сокровища чисто языческая , обычная смесь в римских изделиях из металла примерно с 350 года, когда раннехристианское искусство еще не разработало иконографию для по сути светского украшения. . [29] Три стороны крышки Projecta Casket украшены языческими мифологическими мотивами, в том числе божеством Венеры на ракушке, нереидами (морскими нимфами), едущими на кетосе (морском чудовище, похожем на дракона) и гиппокампе (чудовище с передними четвертями). лошади и хвост рыбы). [30] Смесь христианских и языческих надписей и символов могла быть компромиссом, отражающим принадлежность семей жениха и невесты, описанную в предыдущем разделе. [31]
Галерея
[ редактировать ]- Трулла Британском в Париже, один из двух предметов из клада, которого нет в музее.
- Серебряная рифленая чаша из сокровищницы
- Прямоугольные и круглые серебряные тарелки и принадлежности для конного спорта.
- Фляга из сокровищ
- Сторона гроба Projecta
- Мебельная фурнитура
- Фляга и ваза из клада
Примечания
[ редактировать ]- ^ Проекта; Кэмерон повсюду приводит доводы в пользу этой даты для произведений Projecta; Шелтон приводит доводы в пользу «около 330–370», в Shelton (1985), 147.
- ^ Коллекция Британского музея
- ^ Кент и Пейнтер, 44 года; Projecta и другие страницы BM; см. Внешние ссылки, чтобы узнать, как добраться до них.
- ^ Кент и Пейнтер, 18–19, 44, цитируется.
- ^ Кент и Пейнтер, 9; в начале своей «Позднеримской серебряной пластины: ответ Алану Кэмерону» в «Журнале римской археологии» 6, 1993 г. Кеннет Пейнтер перечисляет (до открытия сокровищ Севсо , которые, как он предполагает, должны присоединиться к списку) « 5 сохранившихся крупных кладов позднеримского серебра, четыре из которых (Эсквилин, Карфаген, Милденхолл и более ранний Чаурс) находятся в Британском музее. Другим было сокровище Кайзераугст в августе , Швейцария, PDF
- ^ Кент и Пейнтер, 44 года; Projecta и другие страницы BM
- ^ Кент и Пейнтер, 44 года; Projecta и другие страницы BM
- ^ Кент и Художник, # 94
- ^ Британский музей, Лондон, цитируется Усамой Шукиром Мухаммедом Амином, «Орнаменты мебели Тихе», 2016, Ancient.eu
- ^ Проект
- ^ Кент и Пейнтер, № 88; Проекта
- ^ Кент и Пейнтер, № 88; Проекта
- ^ Projecta, база данных каталога
- ^ Projecta, база данных каталога
- ^ Шкатулка музы в базе данных коллекции.
- ^ Кент и Художник, # 89
- ^ база данных каталога
- ^ «Муза»; Шелтон, 147–148. Веб-сайт Британского музея в январе 2014 года следует датировке «Дамаса» «около 380» для Шкатулки Проекта, а Шелтона «330–370» для Шкатулки Музы и других предметов.
- ^ Проект
- ^ Кэмерон, 136–139 — его вклад; 136 и 137 цитируются по очереди; Шелтон, 148–150, с ним не согласен.
- ^ От Орацио Маручки , Христианская эпиграфика; Элементарный трактат с собранием древних христианских надписей преимущественно римского происхождения (1912), с. 407
- ^ Две их статьи, на которые есть ссылки здесь, подробно посвящены этим вопросам, а также аргументам друг друга.
- ^ Кэмерон, 142–143.
- ^ Грей, 210–211.
- ^ Кэмерон, 135–136; Шелтон (1985), 147–148.
- ^ Проекта; Кэмерон, 142–144; Шелтон, 152 года
- ^ Кэмерон, 140–141; оспаривается Шелтоном, 152
- ^ Кент и Пейнтер, 44 года; Проекта
- ↑ Кент и Пейнтер, 17 лет.
- ^ Projecta в базе данных коллекции.
- ^ Projecta, база данных каталога
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмерон, Алан , «Дата и владельцы эсквилинских сокровищ», Американский журнал археологии , том 89, № 1, столетний выпуск (январь 1985 г.), стр. 135–145, JSTOR
- Гордон, Артур Эрнест, Иллюстрированное введение в латинскую эпиграфику . Калифорнийский университет Press, 1983. ISBN 9780520038981
- Григ, Люси, «Портреты, понтифики и христианизация Рима четвертого века», Документы британской школы в Риме , Том. 72, (2004), стр. 203–230, JSTOR.
- JPC Кент, К.С. Художник (редактор): Богатство римского мира. 300–700 гг. н.э. , №№ 89–98 в каталоге выставки, Лондон, British Museum Press, 1971.
- «Муза», «Шкатулка музы» , Основные моменты Британского музея, см. Также запись в основной базе данных коллекции.
- «Проекта», «Шкатулка Проекта» , Основные моменты Британского музея; см. также запись в основной базе данных коллекции
- Шелтон, Кэтлин Дж. (1985), «Эсквилинское сокровище: природа доказательств», Американский журнал археологии , Vol. 89, № 1, Centennial Issue (январь 1985 г.), стр. 147–155, JSTOR.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Бактон (редактор), Византия. Сокровища византийского искусства и культуры, эксп. Лондон, Попечители Британского музея, 1994, стр. 33–34.
- Колледж Малкольма А.Р.: Эсквилинское сокровище, Кэтлин Дж. Шелтон. В: The Classical Review, New Series, Vol 32, 1982, 2, стр. 295–296.
- Анна Мария Драготта: Пьяцца Армерина. Мозаики, Палермо, 1982 год.
- Джас Элснер : Римские глаза. Визуальность и субъективность в искусстве и тексте , Принстон, Нью-Джерси, 2007.
- Элизабет Мунксгаард : «Позднее античное серебро», Исследования Раннего Средневековья , Том 21, 1987, стр. 82–84.
- Галит Нога-Банай: Трофеи мучеников: искусствоведческое исследование раннехристианских серебряных реликвариев , Оксфорд, 2008.
- Стефан Поглаен-Нойвалл: «О первоначальном владельце позднеантичного серебряного открытия в Эсквилине и его датировке», Сообщения Немецкого археологического института , Римское отделение, том 45, 1930, стр. 125–136.
- Катрин Шейм: Статус и изображение женщин в поздней античности: исследование римского и ранневизантийского изобразительного искусства. Майнц, 2003 г.
- Кэтлин Дж. Шелтон: Эсквилинское сокровище, Лондон, 1981.
- Кэтлин Дж. Шелтон: Изменение датировки эсквилинского сокровища. В: Первая ежегодная конференция по византийским исследованиям, Чикаго, 1975, стр. 4–5.
- Пол Вейн: Искусство поздней античности. История смены стиля, Штутгарт 2009.
- Вейцман, Курт , изд., Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века , 1979, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, ISBN 9780870991790 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция Британского музея онлайн: у каждого предмета есть страница в базе данных, которую можно найти, выполнив поиск по номерам приобретения с 1866 1229,1 по 1866 1229,59 включительно [1] . Не все объекты имеют фотографии, но у крупных их несколько.