Оксусское сокровище


( Сокровище Окса персидский : گنجینه آمودریا) представляет собой коллекцию из около 180 сохранившихся частей металлических изделий из золота и серебра, наиболее относительно небольших, и около 200 монет персидского периода Ахеменидов , которые были найдены у реки Окс примерно в 1877–1880 годах. [1] Точное место и дата находки остаются неясными, но часто предполагают, что они находились недалеко от Кобадияна . [2] Вероятно, многие другие предметы из клада были переплавлены на слитки; Ранние отчеты предполагают, что первоначально было около 1500 монет, и упоминаются типы металлических изделий, которых нет среди сохранившихся частей. Считается, что металлические изделия датируются шестым-четвертым веками до нашей эры, но монеты имеют больший диапазон: некоторые из них, как полагают, принадлежат сокровищу, датируемому примерно 200 годом до нашей эры. [3] Наиболее вероятное происхождение клада состоит в том, что оно принадлежало храму, где вотивные приношения в течение длительного периода хранились . Как оно попало на хранение, неизвестно. [4]
В целом это сокровище является наиболее важным пережитком того, что когда-то было огромным произведением ахеменидской работы из драгоценного металла. Он демонстрирует очень широкий диапазон качества исполнения: многие золотые вотивные бляшки в основном выполнены грубо, некоторые, возможно, самими дарителями, в то время как другие предметы имеют превосходное качество, предположительно то, что и ожидал двор. [5]
В Британском музее теперь есть почти все сохранившиеся металлические изделия, в том числе один из пары браслетов с головой грифона, взятых во временное пользование Музеем Виктории и Альберта , и они выставлены в комнате 52. Группа прибыла в музей разными маршрутами, со многими предметами. завещанный нации Огастесом Волластоном Фрэнксом . Монеты более широко разбросаны, и их труднее прочно связать с сокровищем. Группа, предположительно происходящая из нее, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге , а примеры есть и в других коллекциях. [6]
Объекты
[ редактировать ]

Стиль Ахеменидов быстро возник вместе с очень быстрым ростом огромной империи, которая поглотила художественные центры древнего Ближнего Востока и большую часть греческого мира и смешала влияния и художников из них. Хотя часто можно обнаружить продолжающееся влияние этих источников, Ахемениды сформировали собственный особый стиль. [7]
Браслеты из клада с головой грифона типичны для придворного стиля Ахеменидской Персии V-IV веков до н.э. Браслеты, по форме похожие на браслеты из клада, можно увидеть на барельефах из Персеполя , отдаваемых в качестве дани, тогда как Ксенофонт пишет, что браслеты (среди прочего) были почетными подарками при персидском дворе. Инкрустации из стекла, эмали или полудрагоценных камней в полостях браслетов теперь утеряны. [8]
Сэр Джон Бордман ножны, украшенные крошечными фигурками, изображающими охоту на львов, как доахеменидскую мидийскую примерно 600 г. считает золотые работу, датируемую 4 вв. [9]
Сохранившиеся предметы, составляющие неопределенную долю первоначальных находок, можно разделить на несколько групп.
Скульптуры
[ редактировать ]Есть ряд небольших фигурок, некоторые из которых, возможно, были отделены от более крупных предметов. Одинокие мужские фигуры, кажется, изображают верующих, а не божеств. Самая большая из них наиболее необычна для персидского искусства: она изображает обнаженного юношу (в серебре), стоящего в формальной позе, в большой конической шляпе, покрытой золотой фольгой. Статуэтка демонстрирует греческое влияние в фигуре и факте обнажения, но не типична для древнегреческого искусства . Две полые золотые головы молодых мужчин, довольно грубо выполненные, вероятно, принадлежали составным статуям с основным телом из дерева или какого-либо другого материала. [10] У одной фигуры из серебра и золота есть головной убор, который предполагает, что он может быть королем. [11]
Другие скульптурные объекты включают две модели колесниц из золота, одну незаконченную, а также фигурки лошади и всадника, которые могут принадлежать к той или иной группе моделей, а также две другие лошади, вырезанные из листового золота. [12] Колеса всей колесницы изначально должны были вращаться свободно, и в древности она подвергалась как минимум одному ремонту. Его тянут четыре лошади (довольно маленькие, и между ними сохранилось всего девять ног), и на нем находятся две фигуры: возница и сидящий пассажир, оба в гривнах . У колесницы есть поручни в открытой задней части, облегчающие вход и выход, а на твердой передней части изображено лицо египетского бога-карлика Беса . [13] Прыгающий козел , вероятно, был ручкой вазы типа амфоры и сравним с ручками, изображенными на сосудах для дани на рельефах Персеполя, а также с примером, который сейчас находится в Лувре. [14]
Ювелирные изделия и фурнитура
[ редактировать ]Два браслета или нарукавника с головой грифона на сегодняшний день являются наиболее впечатляющими изделиями, несмотря на отсутствие каменных вставок. Есть ряд других браслетов, некоторые, возможно, гривны для шеи, некоторые с более простыми наконечниками в виде голов животных, на которых по-разному изображены козлы, козероги, овцы, быки, утки, львы и фантастические существа. У многих есть вставки или пустые ячейки для них; Раньше считалось, что эта техника была заимствована из древнеегипетских украшений (например, в некоторых погребальных инвентарях Тутанхамона ), но теперь известны ассирийские примеры. [15] Имеется 12 перстней на пальцах с плоскими ободками, выгравированными для использования в качестве перстней-печаток , и две каменные цилиндрические печати , на одной из которых тонко вырезана сцена битвы. [16]
Браслеты с головой грифона также были наиболее сложными в изготовлении изделиями: их отливали из нескольких элементов, затем обрабатывали в различных техниках и спаивали вместе. Некоторые поверхности очень тонкие и имеют следы повреждений, в одном месте их ремонтируют заплаткой. [17]
«Золотая бляшка в виде льва-грифона, с телом козерога и листовидным хвостом», без инкрустации, имеет сзади два зубца для ее крепления и могла быть украшением шапки или волосы или часть предмета. Ноги животного сложены под телом, что характерно для скифского звериного стиля южнорусских степей, это влияние наблюдается и в других изделиях, таких как кольцо со львом. [18]

В стилизованном орнаменте в виде птичьей головы, как и в тонко украшенных ножнах «срединной» формы, можно узнать очень похожий на орнамент солдата с персепольского рельефа, где он образует гребень его футляра для лука. [19] Кажется, это единственные предметы, относящиеся к оружию, хотя другие предметы могли украшать конскую сбрую. [20] Другая группа бляшек, вероятно, представляла собой брактеаты, предназначенные для пришивания к одежде через небольшие отверстия по краям. Они имеют множество мотивов, в том числе лицо египетского бога-карлика Беса , львов-грифонов, сфинкса и вырезанную фигуру, очевидно изображающую короля (см. иллюстрацию ниже; Бес находится в центре верхнего ряда, король внизу справа). [21]
Вотивные таблички
[ редактировать ]В Британском музее хранится 51 тонкая золотая пластинка с вырезанными узорами, которые считаются вотивными табличками, оставленными преданными в храме в качестве подношения божеству. В основном они имеют прямоугольную форму с вертикальным дизайном и высотой от 2 до 20 см. На большинстве из них изображена одна человеческая фигура, обращенная влево, многие несут пучок веток, называемых барсом, которые используются в подношениях; они, вероятно, представляют оферента. Одежда фигур демонстрирует типы, известные современным историкам как «мидийские» и «персидские», а качество исполнения в основном относительно низкое, но сильно различается, причем некоторые из них, похоже, были вырезаны любителями. Три выставочных животных: лошадь, осел и верблюд; возможно, предметом подношения было их здоровье. [22] Одна большая фигура имеет неглубокий рельеф внутри вырезанного контура (на рисунке).
Суда
[ редактировать ]В группу «Лондон» входят чаши, золотой кувшин и ручка от вазы или кувшина в виде прыгающего козерога, [23] который похож на крылатую ахеменидскую ручку в Лувре . [24] Никаких сосудов для питья из ритона обнаружено не было, но в Британском музее есть еще два экземпляра Ахеменидов, один из которых заканчивается головой грифона, похожей на ту, что изображена на браслетах из клада. [25] Полая золотая рыбка, по-видимому, представляющая вид карпа, встречающийся только в Оксе, имеет у рта отверстие и петлю для подвешивания; он мог содержать масло или духи или висел как одна из группы подвесок. [26]
Монеты
[ редактировать ]Связь сохранившихся монет с кладом менее общепринята, чем для других предметов, и О. М. Далтон из Британского музея, автор монографии о кладе, не хотел идентифицировать какие-либо конкретные монеты как его часть, в то время как сэр Александр Каннингем (см. ниже) не согласился, определив около 200. Русский ученый Е. В. Зеймаль связал с кладом 521 сохранившуюся монету, не расширяя terminus post quem для помещения клада за пределы цифры Каннингема около 180 г. до н.э. [27] Монеты, связанные с сокровищем, включают образцы различных монетных дворов и дат Ахеменидов, а также более поздние монеты, выпущенные после завоевания Империи Александром Великим , причем последние из них относятся к периоду правления Антиоха Великого (годы правления 223–187 до н.э.). и Евтидем I Бактрийский ( гг . до 235–200 н. э.). [28]
- Статуэтка обнаженного юноши
- Две полые головы со статуэткой, возможно, короля перед собой.
- Кувшин и две миски
История
[ редактировать ]

Сокровище, очевидно, было обнаружено местными жителями где-то на северном берегу Окса на территории современного Таджикистана, но это было в 1870-х годах в Бухарском эмирате , который находился в процессе поглощения Российской империей . Тогда, как и сейчас, южный берег Окса был Афганистаном ; в период возникновения клада вся территория входила в состав Персидской империи. Приблизительная область открытия довольно ясна; это было недалеко, примерно в трех милях к югу от Тахти-Сангина , где советские археологи в 20 веке раскопали важный храм, в результате которого было обнаружено большое количество находок металлических изделий и других предметов, которые, по-видимому, были отложены примерно с 300 до нашей эры и вплоть до третьего века нашей эры. Хотя существует соблазн связать храм и сокровища, как предлагают некоторые ученые, диапазон найденных предметов и дата основания храма, предложенная археологами около 300 г. до н.э., не совпадают полностью. Этот район был главным древним перевалочным пунктом для Окса, и сокровища, возможно, пришли издалека. [29]
Первым печатным упоминанием о кладе стала статья в русской газете в 1880 году, написанная русским генералом, который в 1879 году находился в этом районе и расследовал Транскаспийскую железную дорогу , которую русские только начали строить. Он рассказал, что в местных сообщениях говорилось, что сокровища были найдены в руинах древнего форта под названием « Тахт-и Кувад », который был продан индийским купцам. [30] В более позднем отчете сэра Александра Каннингема , британского генерала и археолога, который был первым директором Археологической службы Индии , описывались находки, которые, по его словам, начались в 1877 году, как находящиеся в самой реке, «разбросанные по пескам Индии». река», в месте, открытом в засушливый сезон, хотя другой отчет, который он позже дал, основанный на новой информации, довольно запутал проблему. Многие предметы Каннингем приобрел сам через дилеров в северной Индии (современный Пакистан ). [31] В другом отчете британского генерала, владевшего некоторыми объектами, говорится, что они были обнаружены в 1876 году на «оползне на берегу реки». [32] Обнадеживающие землекопы продолжали раскопки на этом месте в течение многих лет после этого, и, возможно, предметы продолжали находить; В рассказах местных жителей упоминается множество золотых «идолов», золотого тигра и других предметов, не соответствующих сохранившимся предметам. [33]

Одна большая группа предметов, возможно, основная часть сокровищ, была куплена у местных жителей тремя купцами из Бухары в 1880 году, которые неосмотрительно оставили свой конвой по дороге на юг из Кабула в Пешавар и были захвачены афганскими соплеменниками, которые везли их и их товары в холмы, но позволил слуге купцов сбежать. Новость об этом инциденте дошла до капитана Фрэнсиса Чарльза Бертона, британского политического офицера в Афганистане, который немедленно отправился в путь с двумя санитарами. Около полуночи он наткнулся на грабителей, которые уже начали драться между собой, предположительно из-за дележа добычи, причем четверо из них лежали раненые на земле. Сокровище было разложено на полу пещеры, в которой они укрылись. В ходе переговоров Бертон вернул значительную часть сокровищ, а позже еще одну часть, которую он вернул торговцам. В благодарность они продали ему браслет, который в 1884 году он продал Музею Виктории и Альберта (сейчас переданный в аренду Британскому музею) за 1000 фунтов стерлингов. Равалпинди в современном Пакистане , чтобы продать остальную часть сокровищ; Каннингем приобрел многие из этих предметов, а Фрэнкс - другие через дилеров. Грабители, очевидно, сочли эти предметы слитками и разрезали несколько более крупных предметов, например золотые ножны, которые сейчас хранятся в Британском музее. [34] Другие предметы могли быть вырезаны в древности (например, серебро ) или после обнаружения на этом месте. Позже Фрэнкс купил коллекцию Каннингема и после своей смерти в 1897 году завещал все свои предметы Британскому музею. [35]
Неполная модель колесницы и отдельная фигура всадника были подарены вице-королю Индии тогдашнему Роберту Бульвер-Литтону, 1-му графу Литтону (сыну известного романиста ) сэром Луисом Каваньяри , британским представителем в Кабуле после Вторая англо-афганская война . Каваньяри, его миссия и их охрана были убиты в Кабуле 3 сентября 1879 года. Всадник Литтона был приобретен Британским музеем в 1931 году, а группа колесниц - в 1953 году. [36]
Религиозный контекст
[ редактировать ]Цари Ахеменидов, по крайней мере после Кира Великого и Камбиса , описывают себя в надписях как поклонники Ахурамазды , но неясно, включала ли их религиозная практика зороастризм . Также очевидно, что это не был персидский способ навязывать царские религиозные верования своим подданным (как, например, евреям, в чью религиозную практику не вмешивались после того, как они были завоеваны). Другими персидскими культами были поклонение Митре и Зурвану , а другие местные культы, похоже, продолжали существовать и во времена империи. Религиозный контекст сокровища неясен, хотя предполагается, что оно было доставлено из храма. [37]
Подлинность
[ редактировать ]Обстоятельства обнаружения и продажи этих произведений, а также разнообразие стилей и качества изготовления с самого начала вызывают некоторые сомнения в их подлинности и «требуют осторожного обращения с Оксусскими сокровищами, поскольку они прошли через места зла». репутацию и не мог остаться невредимым», как выразился Дальтон в 1905 году. [38] Действительно, Далтон отмечает, что индийские торговцы сначала делали копии предметов и пытались передать их Фрэнксу, который, хотя и не обманул, купил некоторые «по небольшому проценту сверх стоимости золота», а затем получил подлинные предметы, которые легко отличить. [39] Значительное утешение было получено благодаря сходству этих предметов с более поздними ахеменидскими находками, многие из которых были раскопаны в надлежащих археологических условиях, чего явно не было в Оксусском сокровище. В частности, находки украшений, в том числе нарукавников и гривен, в гробнице в Сузах , сделанные французской экспедицией начиная с 1902 года (ныне в Лувре), очень похожи на находки из Окса. [40]
Поскольку качество и стиль предметов в целом считались выдержавшими испытание временем, опасения по поводу древности подавляющего большинства предметов с годами уменьшились. Проблема вновь возникла в 2003 году, когда археолог Оскар Мускарелла , проработавший в Метрополитен-музее в Нью-Йорке в течение 40 лет, сообщил в «Таймс » в статье Питера Уотсона , что «наметил сокровище как по большей части фальшивое». [41] Однако он подвергся нападкам со стороны директора Метрополитена Филиппа де Монтебелло , который сказал, что Мускарелла, давний критик толерантности музеев и даже поощрения торговли нелегальными древностями , остался там только из-за «необходимости академического пребывания». и сам подвергся критике за подавление дебатов. [42] В статье о сокровищах Оксуса, опубликованной в 2003 году, Мускарелла не заходит так далеко, но яростно критикует предполагаемое единство сокровищ и рассказы о их происхождении и скептически относится к аутентичности некоторых вотивных бляшек (особенно самых крупных). на иллюстрации выше). [43] В последующей статье Джон Кертис утверждает, что существуют неопровержимые современные доказательства того, что Сокровище было обнаружено на северном берегу реки Оксус между 1877 и 1880 годами, а также утверждает, что большинство, если не все, предметов в Сокровище являются подлинный. [44]
Правительство Таджикистана
[ редактировать ]Сообщалось, что в 2007 году Эмомали Рахмон призывал президент Таджикистана к репатриации сокровищ, несмотря на то, что они были восстановлены и проданы местным населением и приобретены музеями на арт-рынке. [45] Однако со стороны правительства Таджикистана не было сделано никаких официальных претензий, и в 2013 году Британский музей подарил правительству Таджикистана «высококачественные золотые копии» предметов из Оксусского клада, предназначенные для нового Таджикского национального музея . [46]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кертис, 5 лет
- ^ "К востоку от Термеза, на реке Кафирниган, на территории Таджикистана, расположен небольшой город Кобадиян , возле которого в конце 1870-х годов было найдено одно из самых знаменитых сокровищ всех времен, так называемое сокровище Окса. " в Кноблох, Эдгар (2001). Памятники Средней Азии: Путеводитель по археологии, искусству и архитектуре Туркестана . Академик Блумсбери. п. 150. ИСБН 978-1-86064-590-7 .
- ^ Кертис, 48, 57–58.
- ^ Кертис, 58–61.
- ^ Кертис, 23–46, 57; Ямаути, 340–341 гг.
- ^ Кертис, 48 лет.
- ^ Кертис, 52–55; Франкфурт, глава 12, особенно стр. 376–378, в основном посвященная сокровищам.
- ↑ Браслет. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей; Кертис, 36 лет
- ^ Бордман, повсюду; Кертис, 34–35 лет; Золотые ножны. Архивировано 9 августа 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей; см. также Ямаути, 341 (называя это «ножнами»)
- ^ Кертис, 14–15, 31–33; Золотая голова. Архивировано 9 августа 2007 г. в Wayback Machine , и серебряная статуэтка обнаженного юноши. Архивировано 7 июля 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей.
- ^ Кертис, 31–33; Серебряная статуэтка , Британский музей.
- ^ Кертис, 28–31.
- ^ Монгиатти и др., 28, 32; Кертис, 28–31.
- ^ Кертис, 44–45, 56–57; Ручка вазы с крылатым козлом в Лувре
- ^ Кертис и Таллис, 132–133 и №№ 153–171.
- ^ Потерян
- ^ Кертис и Таллис, 135–136.
- ^ Кертис и Таллис, нет. 194; Кертис, 46–48 лет; Мемориальная доска в виде льва и грифона. Архивировано 9 августа 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей.
- ^ Кертис, 34–35.
- ^ Кертис, 46 лет.
- ^ Кертис, 44–46.
- ^ Кертис, 23–27; Золотая мемориальная доска. Архивировано 9 августа 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей.
- ^ Кертис, 41–44; Золотой кувшин. Архивировано 9 августа 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей.
- ^ Кертис и Таллис, нет. 128
- ^ Кертис и Таллис, нет. 119-120
- ^ Кертис и Таллис, нет. 150; Кертис, 44 года
- ^ Zeymal, v–vi; Curtis, 48
- ^ Кертис, 48 лет; подробнее см. Ямаути, 342–343.
- ^ Кертис, 9–15, 58–60.
- ^ Кертис, 9
- ^ Кертис, 11–13; 15
- ^ Кертис, 13 лет.
- ^ Кертис, 13–15.
- ^ Кертис, 15–23. Самый полный отчет об участии Бертона содержится в книге «Далтон, 2–3», хотя неясно, откуда он получил информацию.
- ^ Кертис, 23 года.
- ^ Кертис, 23 года.
- ^ Кертис, 55–57; Кертис и Таллис, 150–151.
- ^ Далтон, 4 (цитата); и Далтон, и Мускарелла, 1027–1030 (и очень подробно в других работах) подробно рассказывают о «злой репутации» азиатских арт-рынков.
- ^ Далтон, 4 (цитата)
- ^ Далтон, 5
- ^ «Все, что блестит, не старо», Питер Уотсон, 19 декабря 2003 г., The Times . архив
- ^ «Метрополитен и сокровища Окса» , ArtWatch , 5 января 2004 г.; «Сокровище Окса», письмо директора Метрополитен-музея, 26 декабря 2003 г., «Таймс» архив : «Я, честно говоря, удивлен неофициальными комментариями о сокровище Оксуса в Британском музее от человека, которого вы называете «выдающимся археолог» в Метрополитене, но кого мы маргинализировали в нашем музее...»
- ↑ Перепечатано на мемориальных досках как глава 31 в Muscarella, 1036–1038 гг.
- ^ Кертис, Древние цивилизации
- ↑ Президент Таджикистана призывает вернуть сокровища из Британского музея , The Guardian , вторник, 10 апреля 2007 г.
- ^ «Блог МИД о работе посольства Великобритании в Таджикистане» , «В поисках сокровищ Окса – поездка в Тахти Сангин», 25 марта 2013 г., Баходур Шералиев, менеджер по связям с общественностью.
Источники
[ редактировать ]
![]() |
История Великого Ирана |
---|
- Бордман, сэр Джон , «Оксусские ножны», Иран , Том. 44, (2006), стр. 115–119, Британский институт персидских исследований, JSTOR.
- Коллон, Доминик, «Сокровище Оксуса», Grove Art Online , Oxford Art Online , Oxford University Press, по состоянию на 4 июля 2013 г., требуется подписка .
- Кертис, Джон, Сокровище Окса , серия «Предметы Британского музея в фокусе», 2012, British Museum Press, ISBN 9780714150796
- Кертис, Джон, «Сокровище Окса в Британском музее», Древние цивилизации от Скифии до Сибири , Том. 10 (2004), стр. 293–338.
- «Кертис и Таллис», Кертис, Джон и Таллис, Найджел (редакторы), Забытая Империя – Мир древней Персии (каталог выставки Британского музея), 2005, University of California Press/Британский музей, ISBN 9780714111575 , книги Google [1]
- Далтон, О.М., Сокровище Окса с другими предметами из Древней Персии и Индии , 1905 г. (примечание, не последнее 3-е издание 1963 г.), Британский музей, онлайн на сайте archive.org , каталогизирует 177 предметов с длинным введением.
- Франкфорт, Анри , Искусство и архитектура Древнего Востока , История искусства Пеликана, 4-е изд. 1970 г., Пингвин (ныне Йельский университет истории искусств), ISBN 0140561072
- Монджиатти, Од; Микс, Найджел и Симпсон, Сент-Джон (2010). «Золотая модель колесницы с четырьмя лошадьми из сокровищ Оксуса: прекрасная иллюстрация золотых изделий Ахеменидов» (PDF) . Бюллетень технических исследований Британского музея . 4 . Британский музей: 27–38. ISBN 9781904982555 .
- Мускарелла, Оскар Уайт , Археология, артефакты и древности Древнего Ближнего Востока: места, культуры и места обитания , 2013, BRILL, ISBN 9004236694 , 9789004236691, книги Google
- Ямаути, Эдвин М., обзор книги «Сокровища Оксуса» с другими примерами ранней восточной обработки металлов , Журнал Американского восточного общества , Vol. 90, № 2 (апрель – июнь 1970 г.), стр. 340–343, JSTOR.
- «Зеймал»: «Е.В. Зеймал (1932–1998)», некролог Джона Кертиса, Иран , Vol. 37, (1999), стр. v – vi, Британский институт персидских исследований, JSTOR.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]37 ° 03'16 "N 68 ° 16'55" E / 37,054553 ° N 68,281994 ° E
- ^ Кертис, Джон (1 сентября 2004 г.). «Оксусское сокровище в Британском музее» . Древние цивилизации от Скифии до Сибири . 10 (3–4): 293–338. дои : 10.1163/1570057042596397 .