Jump to content

Оксусское сокровище

Координаты : 37 ° 03'16 "N 68 ° 16'55" E  /  37,054553 ° N 68,281994 ° E  / 37,054553; 68.281994
Один из пары нарукавников из Оксусского клада, утративших инкрустацию из драгоценных камней или эмали.
Золотая модель колесницы

( Сокровище Окса персидский : گنجینه آمودریا) представляет собой коллекцию из около 180 сохранившихся частей металлических изделий из золота и серебра, наиболее относительно небольших, и около 200 монет персидского периода Ахеменидов , которые были найдены у реки Окс примерно в 1877–1880 годах. [1] Точное место и дата находки остаются неясными, но часто предполагают, что они находились недалеко от Кобадияна . [2] Вероятно, многие другие предметы из клада были переплавлены на слитки; Ранние отчеты предполагают, что первоначально было около 1500 монет, и упоминаются типы металлических изделий, которых нет среди сохранившихся частей. Считается, что металлические изделия датируются шестым-четвертым веками до нашей эры, но монеты имеют больший диапазон: некоторые из них, как полагают, принадлежат сокровищу, датируемому примерно 200 годом до нашей эры. [3] Наиболее вероятное происхождение клада состоит в том, что оно принадлежало храму, где вотивные приношения в течение длительного периода хранились . Как оно попало на хранение, неизвестно. [4]

В целом это сокровище является наиболее важным пережитком того, что когда-то было огромным произведением ахеменидской работы из драгоценного металла. Он демонстрирует очень широкий диапазон качества исполнения: многие золотые вотивные бляшки в основном выполнены грубо, некоторые, возможно, самими дарителями, в то время как другие предметы имеют превосходное качество, предположительно то, что и ожидал двор. [5]

В Британском музее теперь есть почти все сохранившиеся металлические изделия, в том числе один из пары браслетов с головой грифона, взятых во временное пользование Музеем Виктории и Альберта , и они выставлены в комнате 52. Группа прибыла в музей разными маршрутами, со многими предметами. завещанный нации Огастесом Волластоном Фрэнксом . Монеты более широко разбросаны, и их труднее прочно связать с сокровищем. Группа, предположительно происходящая из нее, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге , а примеры есть и в других коллекциях. [6]

Золотые статуэтки, несущие барсомы , со всадником позади.
Судно с золотой рыбкой

Стиль Ахеменидов быстро возник вместе с очень быстрым ростом огромной империи, которая поглотила художественные центры древнего Ближнего Востока и большую часть греческого мира и смешала влияния и художников из них. Хотя часто можно обнаружить продолжающееся влияние этих источников, Ахемениды сформировали собственный особый стиль. [7]

Браслеты из клада с головой грифона типичны для придворного стиля Ахеменидской Персии V-IV веков до н.э. Браслеты, по форме похожие на браслеты из клада, можно увидеть на барельефах из Персеполя , отдаваемых в качестве дани, тогда как Ксенофонт пишет, что браслеты (среди прочего) были почетными подарками при персидском дворе. Инкрустации из стекла, эмали или полудрагоценных камней в полостях браслетов теперь утеряны. [8]

Сэр Джон Бордман ножны, украшенные крошечными фигурками, изображающими охоту на львов, как доахеменидскую мидийскую примерно 600 г. считает золотые работу, датируемую 4 вв. [9]

Сохранившиеся предметы, составляющие неопределенную долю первоначальных находок, можно разделить на несколько групп.

Скульптуры

[ редактировать ]

Есть ряд небольших фигурок, некоторые из которых, возможно, были отделены от более крупных предметов. Одинокие мужские фигуры, кажется, изображают верующих, а не божеств. Самая большая из них наиболее необычна для персидского искусства: она изображает обнаженного юношу (в серебре), стоящего в формальной позе, в большой конической шляпе, покрытой золотой фольгой. Статуэтка демонстрирует греческое влияние в фигуре и факте обнажения, но не типична для древнегреческого искусства . Две полые золотые головы молодых мужчин, довольно грубо выполненные, вероятно, принадлежали составным статуям с основным телом из дерева или какого-либо другого материала. [10] У одной фигуры из серебра и золота есть головной убор, который предполагает, что он может быть королем. [11]

Другие скульптурные объекты включают две модели колесниц из золота, одну незаконченную, а также фигурки лошади и всадника, которые могут принадлежать к той или иной группе моделей, а также две другие лошади, вырезанные из листового золота. [12] Колеса всей колесницы изначально должны были вращаться свободно, и в древности она подвергалась как минимум одному ремонту. Его тянут четыре лошади (довольно маленькие, и между ними сохранилось всего девять ног), и на нем находятся две фигуры: возница и сидящий пассажир, оба в гривнах . У колесницы есть поручни в открытой задней части, облегчающие вход и выход, а на твердой передней части изображено лицо египетского бога-карлика Беса . [13] Прыгающий козел , вероятно, был ручкой вазы типа амфоры и сравним с ручками, изображенными на сосудах для дани на рельефах Персеполя, а также с примером, который сейчас находится в Лувре. [14]

Ювелирные изделия и фурнитура

[ редактировать ]

Два браслета или нарукавника с головой грифона на сегодняшний день являются наиболее впечатляющими изделиями, несмотря на отсутствие каменных вставок. Есть ряд других браслетов, некоторые, возможно, гривны для шеи, некоторые с более простыми наконечниками в виде голов животных, на которых по-разному изображены козлы, козероги, овцы, быки, утки, львы и фантастические существа. У многих есть вставки или пустые ячейки для них; Раньше считалось, что эта техника была заимствована из древнеегипетских украшений (например, в некоторых погребальных инвентарях Тутанхамона ), но теперь известны ассирийские примеры. [15] Имеется 12 перстней на пальцах с плоскими ободками, выгравированными для использования в качестве перстней-печаток , и две каменные цилиндрические печати , на одной из которых тонко вырезана сцена битвы. [16]

Браслеты с головой грифона также были наиболее сложными в изготовлении изделиями: их отливали из нескольких элементов, затем обрабатывали в различных техниках и спаивали вместе. Некоторые поверхности очень тонкие и имеют следы повреждений, в одном месте их ремонтируют заплаткой. [17]

«Золотая бляшка в виде льва-грифона, с телом козерога и листовидным хвостом», без инкрустации, имеет сзади два зубца для ее крепления и могла быть украшением шапки или волосы или часть предмета. Ноги животного сложены под телом, что характерно для скифского звериного стиля южнорусских степей, это влияние наблюдается и в других изделиях, таких как кольцо со львом. [18]

Вотивные таблички

В стилизованном орнаменте в виде птичьей головы, как и в тонко украшенных ножнах «срединной» формы, можно узнать очень похожий на орнамент солдата с персепольского рельефа, где он образует гребень его футляра для лука. [19] Кажется, это единственные предметы, относящиеся к оружию, хотя другие предметы могли украшать конскую сбрую. [20] Другая группа бляшек, вероятно, представляла собой брактеаты, предназначенные для пришивания к одежде через небольшие отверстия по краям. Они имеют множество мотивов, в том числе лицо египетского бога-карлика Беса , львов-грифонов, сфинкса и вырезанную фигуру, очевидно изображающую короля (см. иллюстрацию ниже; Бес находится в центре верхнего ряда, король внизу справа). [21]

Вотивные таблички

[ редактировать ]

В Британском музее хранится 51 тонкая золотая пластинка с вырезанными узорами, которые считаются вотивными табличками, оставленными преданными в храме в качестве подношения божеству. В основном они имеют прямоугольную форму с вертикальным дизайном и высотой от 2 до 20 см. На большинстве из них изображена одна человеческая фигура, обращенная влево, многие несут пучок веток, называемых барсом, которые используются в подношениях; они, вероятно, представляют оферента. Одежда фигур демонстрирует типы, известные современным историкам как «мидийские» и «персидские», а качество исполнения в основном относительно низкое, но сильно различается, причем некоторые из них, похоже, были вырезаны любителями. Три выставочных животных: лошадь, осел и верблюд; возможно, предметом подношения было их здоровье. [22] Одна большая фигура имеет неглубокий рельеф внутри вырезанного контура (на рисунке).

В группу «Лондон» входят чаши, золотой кувшин и ручка от вазы или кувшина в виде прыгающего козерога, [23] который похож на крылатую ахеменидскую ручку в Лувре . [24] Никаких сосудов для питья из ритона обнаружено не было, но в Британском музее есть еще два экземпляра Ахеменидов, один из которых заканчивается головой грифона, похожей на ту, что изображена на браслетах из клада. [25] Полая золотая рыбка, по-видимому, представляющая вид карпа, встречающийся только в Оксе, имеет у рта отверстие и петлю для подвешивания; он мог содержать масло или духи или висел как одна из группы подвесок. [26]

Связь сохранившихся монет с кладом менее общепринята, чем для других предметов, и О. М. Далтон из Британского музея, автор монографии о кладе, не хотел идентифицировать какие-либо конкретные монеты как его часть, в то время как сэр Александр Каннингем (см. ниже) не согласился, определив около 200. Русский ученый Е. В. Зеймаль связал с кладом 521 сохранившуюся монету, не расширяя terminus post quem для помещения клада за пределы цифры Каннингема около 180 г. до н.э. [27] Монеты, связанные с сокровищем, включают образцы различных монетных дворов и дат Ахеменидов, а также более поздние монеты, выпущенные после завоевания Империи Александром Великим , причем последние из них относятся к периоду правления Антиоха Великого (годы правления 223–187 до н.э.). и Евтидем I Бактрийский ( гг . до 235–200 н. э.). [28]

Сокровище Окса в комнате 52 Британского музея.
Ассорти мелких предметов из сокровищ Оксуса

Сокровище, очевидно, было обнаружено местными жителями где-то на северном берегу Окса на территории современного Таджикистана, но это было в 1870-х годах в Бухарском эмирате , который находился в процессе поглощения Российской империей . Тогда, как и сейчас, южный берег Окса был Афганистаном ; в период возникновения клада вся территория входила в состав Персидской империи. Приблизительная область открытия довольно ясна; это было недалеко, примерно в трех милях к югу от Тахти-Сангина , где советские археологи в 20 веке раскопали важный храм, в результате которого было обнаружено большое количество находок металлических изделий и других предметов, которые, по-видимому, были отложены примерно с 300 до нашей эры и вплоть до третьего века нашей эры. Хотя существует соблазн связать храм и сокровища, как предлагают некоторые ученые, диапазон найденных предметов и дата основания храма, предложенная археологами около 300 г. до н.э., не совпадают полностью. Этот район был главным древним перевалочным пунктом для Окса, и сокровища, возможно, пришли издалека. [29]

Первым печатным упоминанием о кладе стала статья в русской газете в 1880 году, написанная русским генералом, который в 1879 году находился в этом районе и расследовал Транскаспийскую железную дорогу , которую русские только начали строить. Он рассказал, что в местных сообщениях говорилось, что сокровища были найдены в руинах древнего форта под названием « Тахт-и Кувад », который был продан индийским купцам. [30] В более позднем отчете сэра Александра Каннингема , британского генерала и археолога, который был первым директором Археологической службы Индии , описывались находки, которые, по его словам, начались в 1877 году, как находящиеся в самой реке, «разбросанные по пескам Индии». река», в месте, открытом в засушливый сезон, хотя другой отчет, который он позже дал, основанный на новой информации, довольно запутал проблему. Многие предметы Каннингем приобрел сам через дилеров в северной Индии (современный Пакистан ). [31] В другом отчете британского генерала, владевшего некоторыми объектами, говорится, что они были обнаружены в 1876 году на «оползне на берегу реки». [32] Обнадеживающие землекопы продолжали раскопки на этом месте в течение многих лет после этого, и, возможно, предметы продолжали находить; В рассказах местных жителей упоминается множество золотых «идолов», золотого тигра и других предметов, не соответствующих сохранившимся предметам. [33]

Золотые бляшки для крепления на одежду.

Одна большая группа предметов, возможно, основная часть сокровищ, была куплена у местных жителей тремя купцами из Бухары в 1880 году, которые неосмотрительно оставили свой конвой по дороге на юг из Кабула в Пешавар и были захвачены афганскими соплеменниками, которые везли их и их товары в холмы, но позволил слуге купцов сбежать. Новость об этом инциденте дошла до капитана Фрэнсиса Чарльза Бертона, британского политического офицера в Афганистане, который немедленно отправился в путь с двумя санитарами. Около полуночи он наткнулся на грабителей, которые уже начали драться между собой, предположительно из-за дележа добычи, причем четверо из них лежали раненые на земле. Сокровище было разложено на полу пещеры, в которой они укрылись. В ходе переговоров Бертон вернул значительную часть сокровищ, а позже еще одну часть, которую он вернул торговцам. В благодарность они продали ему браслет, который в 1884 году он продал Музею Виктории и Альберта (сейчас переданный в аренду Британскому музею) за 1000 фунтов стерлингов. Равалпинди в современном Пакистане , чтобы продать остальную часть сокровищ; Каннингем приобрел многие из этих предметов, а Фрэнкс - другие через дилеров. Грабители, очевидно, сочли эти предметы слитками и разрезали несколько более крупных предметов, например золотые ножны, которые сейчас хранятся в Британском музее. [34] Другие предметы могли быть вырезаны в древности (например, серебро ) или после обнаружения на этом месте. Позже Фрэнкс купил коллекцию Каннингема и после своей смерти в 1897 году завещал все свои предметы Британскому музею. [35]

Неполная модель колесницы и отдельная фигура всадника были подарены вице-королю Индии тогдашнему Роберту Бульвер-Литтону, 1-му графу Литтону (сыну известного романиста ) сэром Луисом Каваньяри , британским представителем в Кабуле после Вторая англо-афганская война . Каваньяри, его миссия и их охрана были убиты в Кабуле 3 сентября 1879 года. Всадник Литтона был приобретен Британским музеем в 1931 году, а группа колесниц - в 1953 году. [36]

Религиозный контекст

[ редактировать ]

Цари Ахеменидов, по крайней мере после Кира Великого и Камбиса , описывают себя в надписях как поклонники Ахурамазды , но неясно, включала ли их религиозная практика зороастризм . Также очевидно, что это не был персидский способ навязывать царские религиозные верования своим подданным (как, например, евреям, в чью религиозную практику не вмешивались после того, как они были завоеваны). Другими персидскими культами были поклонение Митре и Зурвану , а другие местные культы, похоже, продолжали существовать и во времена империи. Религиозный контекст сокровища неясен, хотя предполагается, что оно было доставлено из храма. [37]

Подлинность

[ редактировать ]
Сопоставимые предметы на рельефах «Ападама» в Персеполе : нарукавники, чаши и амфоры с ручками в виде грифона отдаются как дань уважения.

Обстоятельства обнаружения и продажи этих произведений, а также разнообразие стилей и качества изготовления с самого начала вызывают некоторые сомнения в их подлинности и «требуют осторожного обращения с Оксусскими сокровищами, поскольку они прошли через места зла». репутацию и не мог остаться невредимым», как выразился Дальтон в 1905 году. [38] Действительно, Далтон отмечает, что индийские торговцы сначала делали копии предметов и пытались передать их Фрэнксу, который, хотя и не обманул, купил некоторые «по небольшому проценту сверх стоимости золота», а затем получил подлинные предметы, которые легко отличить. [39] Значительное утешение было получено благодаря сходству этих предметов с более поздними ахеменидскими находками, многие из которых были раскопаны в надлежащих археологических условиях, чего явно не было в Оксусском сокровище. В частности, находки украшений, в том числе нарукавников и гривен, в гробнице в Сузах , сделанные французской экспедицией начиная с 1902 года (ныне в Лувре), очень похожи на находки из Окса. [40]

Поскольку качество и стиль предметов в целом считались выдержавшими испытание временем, опасения по поводу древности подавляющего большинства предметов с годами уменьшились. Проблема вновь возникла в 2003 году, когда археолог Оскар Мускарелла , проработавший в Метрополитен-музее в Нью-Йорке в течение 40 лет, сообщил в «Таймс » в статье Питера Уотсона , что «наметил сокровище как по большей части фальшивое». [41] Однако он подвергся нападкам со стороны директора Метрополитена Филиппа де Монтебелло , который сказал, что Мускарелла, давний критик толерантности музеев и даже поощрения торговли нелегальными древностями , остался там только из-за «необходимости академического пребывания». и сам подвергся критике за подавление дебатов. [42] В статье о сокровищах Оксуса, опубликованной в 2003 году, Мускарелла не заходит так далеко, но яростно критикует предполагаемое единство сокровищ и рассказы о их происхождении и скептически относится к аутентичности некоторых вотивных бляшек (особенно самых крупных). на иллюстрации выше). [43] В последующей статье Джон Кертис утверждает, что существуют неопровержимые современные доказательства того, что Сокровище было обнаружено на северном берегу реки Оксус между 1877 и 1880 годами, а также утверждает, что большинство, если не все, предметов в Сокровище являются подлинный. [44]

Правительство Таджикистана

[ редактировать ]

Сообщалось, что в 2007 году Эмомали Рахмон призывал президент Таджикистана к репатриации сокровищ, несмотря на то, что они были восстановлены и проданы местным населением и приобретены музеями на арт-рынке. [45] Однако со стороны правительства Таджикистана не было сделано никаких официальных претензий, и в 2013 году Британский музей подарил правительству Таджикистана «высококачественные золотые копии» предметов из Оксусского клада, предназначенные для нового Таджикского национального музея . [46]

  1. ^ Кертис, 5 лет
  2. ^ "К востоку от Термеза, на реке Кафирниган, на территории Таджикистана, расположен небольшой город Кобадиян , возле которого в конце 1870-х годов было найдено одно из самых знаменитых сокровищ всех времен, так называемое сокровище Окса. " в Кноблох, Эдгар (2001). Памятники Средней Азии: Путеводитель по археологии, искусству и архитектуре Туркестана . Академик Блумсбери. п. 150. ИСБН  978-1-86064-590-7 .
  3. ^ Кертис, 48, 57–58.
  4. ^ Кертис, 58–61.
  5. ^ Кертис, 23–46, 57; Ямаути, 340–341 гг.
  6. ^ Кертис, 48 лет.
  7. ^ Кертис, 52–55; Франкфурт, глава 12, особенно стр. 376–378, в основном посвященная сокровищам.
  8. Браслет. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей; Кертис, 36 лет
  9. ^ Бордман, повсюду; Кертис, 34–35 лет; Золотые ножны. Архивировано 9 августа 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей; см. также Ямаути, 341 (называя это «ножнами»)
  10. ^ Кертис, 14–15, 31–33; Золотая голова. Архивировано 9 августа 2007 г. в Wayback Machine , и серебряная статуэтка обнаженного юноши. Архивировано 7 июля 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей.
  11. ^ Кертис, 31–33; Серебряная статуэтка , Британский музей.
  12. ^ Кертис, 28–31.
  13. ^ Монгиатти и др., 28, 32; Кертис, 28–31.
  14. ^ Кертис, 44–45, 56–57; Ручка вазы с крылатым козлом в Лувре
  15. ^ Кертис и Таллис, 132–133 и №№ 153–171.
  16. ^ Потерян
  17. ^ Кертис и Таллис, 135–136.
  18. ^ Кертис и Таллис, нет. 194; Кертис, 46–48 лет; Мемориальная доска в виде льва и грифона. Архивировано 9 августа 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей.
  19. ^ Кертис, 34–35.
  20. ^ Кертис, 46 лет.
  21. ^ Кертис, 44–46.
  22. ^ Кертис, 23–27; Золотая мемориальная доска. Архивировано 9 августа 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей.
  23. ^ Кертис, 41–44; Золотой кувшин. Архивировано 9 августа 2007 г. в Wayback Machine , Британский музей.
  24. ^ Кертис и Таллис, нет. 128
  25. ^ Кертис и Таллис, нет. 119-120
  26. ^ Кертис и Таллис, нет. 150; Кертис, 44 года
  27. ^ Zeymal, v–vi; Curtis, 48
  28. ^ Кертис, 48 лет; подробнее см. Ямаути, 342–343.
  29. ^ Кертис, 9–15, 58–60.
  30. ^ Кертис, 9
  31. ^ Кертис, 11–13; 15
  32. ^ Кертис, 13 лет.
  33. ^ Кертис, 13–15.
  34. ^ Кертис, 15–23. Самый полный отчет об участии Бертона содержится в книге «Далтон, 2–3», хотя неясно, откуда он получил информацию.
  35. ^ Кертис, 23 года.
  36. ^ Кертис, 23 года.
  37. ^ Кертис, 55–57; Кертис и Таллис, 150–151.
  38. ^ Далтон, 4 (цитата); и Далтон, и Мускарелла, 1027–1030 (и очень подробно в других работах) подробно рассказывают о «злой репутации» азиатских арт-рынков.
  39. ^ Далтон, 4 (цитата)
  40. ^ Далтон, 5
  41. ^ «Все, что блестит, не старо», Питер Уотсон, 19 декабря 2003 г., The Times . архив
  42. ^ «Метрополитен и сокровища Окса» , ArtWatch , 5 января 2004 г.; «Сокровище Окса», письмо директора Метрополитен-музея, 26 декабря 2003 г., «Таймс» архив : «Я, честно говоря, удивлен неофициальными комментариями о сокровище Оксуса в Британском музее от человека, которого вы называете «выдающимся археолог» в Метрополитене, но кого мы маргинализировали в нашем музее...»
  43. Перепечатано на мемориальных досках как глава 31 в Muscarella, 1036–1038 гг.
  44. ^ Кертис, Древние цивилизации
  45. Президент Таджикистана призывает вернуть сокровища из Британского музея , The Guardian , вторник, 10 апреля 2007 г.
  46. ^ «Блог МИД о работе посольства Великобритании в Таджикистане» , «В поисках сокровищ Окса – поездка в Тахти Сангин», 25 марта 2013 г., Баходур Шералиев, менеджер по связям с общественностью.

Источники

[ редактировать ]
  • Бордман, сэр Джон , «Оксусские ножны», Иран , Том. 44, (2006), стр. 115–119, Британский институт персидских исследований, JSTOR.
  • Коллон, Доминик, «Сокровище Оксуса», Grove Art Online , Oxford Art Online , Oxford University Press, по состоянию на 4 июля 2013 г., требуется подписка .
  • Кертис, Джон, Сокровище Окса , серия «Предметы Британского музея в фокусе», 2012, British Museum Press, ISBN   9780714150796
  • Кертис, Джон, «Сокровище Окса в Британском музее», Древние цивилизации от Скифии до Сибири , Том. 10 (2004), стр. 293–338.
  • «Кертис и Таллис», Кертис, Джон и Таллис, Найджел (редакторы), Забытая Империя – Мир древней Персии (каталог выставки Британского музея), 2005, University of California Press/Британский музей, ISBN   9780714111575 , книги Google [1]
  • Далтон, О.М., Сокровище Окса с другими предметами из Древней Персии и Индии , 1905 г. (примечание, не последнее 3-е издание 1963 г.), Британский музей, онлайн на сайте archive.org , каталогизирует 177 предметов с длинным введением.
  • Франкфорт, Анри , Искусство и архитектура Древнего Востока , История искусства Пеликана, 4-е изд. 1970 г., Пингвин (ныне Йельский университет истории искусств), ISBN   0140561072
  • Монджиатти, Од; Микс, Найджел и Симпсон, Сент-Джон (2010). «Золотая модель колесницы с четырьмя лошадьми из сокровищ Оксуса: прекрасная иллюстрация золотых изделий Ахеменидов» (PDF) . Бюллетень технических исследований Британского музея . 4 . Британский музей: 27–38. ISBN  9781904982555 .
  • Мускарелла, Оскар Уайт , Археология, артефакты и древности Древнего Ближнего Востока: места, культуры и места обитания , 2013, BRILL, ISBN   9004236694 , 9789004236691, книги Google
  • Ямаути, Эдвин М., обзор книги «Сокровища Оксуса» с другими примерами ранней восточной обработки металлов , Журнал Американского восточного общества , Vol. 90, № 2 (апрель – июнь 1970 г.), стр. 340–343, JSTOR.
  • «Зеймал»: «Е.В. Зеймал (1932–1998)», некролог Джона Кертиса, Иран , Vol. 37, (1999), стр. v – vi, Британский институт персидских исследований, JSTOR.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

 WikiMiniAtlas
37 ° 03'16 "N 68 ° 16'55" E  /  37,054553 ° N 68,281994 ° E  / 37,054553; 68.281994

  1. ^ Кертис, Джон (1 сентября 2004 г.). «Оксусское сокровище в Британском музее» . Древние цивилизации от Скифии до Сибири . 10 (3–4): 293–338. дои : 10.1163/1570057042596397 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 419c556b478ee300b1d532cb690464a1__1714805880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/a1/419c556b478ee300b1d532cb690464a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oxus Treasure - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)