Jump to content

Авестийский период

Авестийский период ( ок. 1500 – ок. 500 до н. э. ) [примечание 1] — это период в истории иранцев, когда была написана Авеста . [1] Он внес важный вклад как в религиозную сферу , так и в иранскую мифологию и ее эпическую традицию . [2]

Ученые могут надежно различать два разных лингвистических слоя в Авесте; Древнеавестийский и младоавестийский , которые интерпретируются как принадлежащие к двум разным этапам развития авестийского языка и общества. [3] Древнеавестийское общество — это то, к которому принадлежал сам Заратустра и его ближайшие последователи. Молодое авестийское общество очерчено менее четко и отражает более широкий временной промежуток. [4]

Существует разный уровень согласия относительно хронологических и географических границ авестийского периода. Что касается географического охвата Авесты, современные ученые сходятся во мнении, что она отражает восточную часть Большого Ирана . [5] Что касается хронологического масштаба, ученые первоначально сосредоточились на поздней хронологии, которая относит Заратустру к VI веку до нашей эры. Совсем недавно получила широкое признание ранняя хронология, относящая его на несколько столетий раньше. [6] [7] Эта ранняя хронология в значительной степени ставит авестийский период перед периодом Ахеменидов, что делает его самым ранним периодом иранской истории, для которого доступны литературные источники. [8]

Источники

[ редактировать ]
Стихи Авесты ( Ясна 28.1) авестийским письмом .

Первоисточником для авестийского периода являются тексты Авесты, т. е. сборник канонических текстов зороастризма . Все материалы Авесты написаны на авестийском языке , ранее не подтвержденном древнеиранском языке. Сама Авеста была составлена ​​и записана намного позже, в среднеиранский сасанидский период, путем сбора текстов, используемых во время зороастрийских ритуалов. [9] В это время авестийский язык уже давно перестал быть разговорным языком, и общепринято считать, что эти тексты какое-то время передавались устно. [10] Точный возраст и происхождение различных авестийских текстов до сих пор обсуждаются, но ученые могут уверенно различать два лингвистических пласта: древнеавестийский и младоавестийский. [11]

Старый Авестийский

[ редактировать ]

Древнеавестийский материал состоит из Гатх , Ясна Хаптангхаити и ряда мантр , а именно Ашем Воху , Ахуна Вайрья и Айрьяман Ишья . Предполагается, что эти древнеавестийские тексты были составлены близко друг к другу и, должно быть, сформировались на раннем этапе, возможно, из-за общения с самим Заратустрой. [12] Все они играют центральную роль в Ясне , главном ритуале зороастризма. Иногда считается, что некоторые тексты написаны на псевдостаромавестийском языке, а именно мантра Йенхэ хатам и некоторые части Ясна Хаптангаити. [13] Это может означать, что они возникли в период младоавестийского периода, но были составлены таким образом, чтобы казаться более древними. [14]

Молодой авестийец

[ редактировать ]

Материал младоавестийцев гораздо больше, но также и более разнообразен и может отражать более длительный период составления и передачи, в течение которого различные тексты могли постоянно обновляться и пересматриваться. [15] Однако в какой-то момент этот процесс остановился, т. е. младоавестийские тексты также кристаллизовались, и материал передавался практически без изменений. [16] Это могло произойти в период Ахеменидов благодаря персоязычным жрецам , уже не владевшим в полной мере авестийским языком. [17]

Однако некоторые младоавестийские тексты считаются переработанными или иным образом измененными после того, как основные части корпуса уже были исправлены. [18] Это может указывать на сочинение людей, не говоривших на авестийском языке, или после того, как авестийский язык перестал быть живым языком. [19] [20] Один из примеров такой поздней редакции можно найти в дошедшем до нас Абан Яште, посвященном Аредви суре Анахита . Анахита стала популярной при царях Ахеменидов, и некоторые ученые утверждают, что некоторые стихи в Яште, возможно, были добавлены позже, чтобы отразить этот рост популярности и ближневосточное влияние, которое оказывалось под царским покровительством. [21] Особенно поздней датой часто считают « Вендидад» , который, как предполагается, был отредактирован редактором или группой редакторов, составивших ряд ранних, ныне утерянных авестийских источников, при этом лишь ограниченно владеющих авестийским языком. [22] Помимо таких изменений и редакций, дошедшие до нас старые и молодые авестийские тексты затем передавались устно в течение нескольких столетий, пока в конечном итоге не были отредактированы и записаны в период Сасанидов, сформировав Авесту в том виде, в котором мы имеем ее сегодня. [12]

Зороастрийская литература

[ редактировать ]

Помимо канонических текстов на авестийском языке, зороастризм имеет большую литературу на среднеперсидском языке . Наиболее важными из них являются « Бундахишн» , сборник зороастрийской космогонии, и « Денкард» , форма энциклопедии зороастризма. Эти тексты не считаются Священными Писаниями, но они содержат некоторые дополнительные материалы Авесты, отсутствующие в дошедшем до нас тексте. Это связано с тем, что значительная часть Авесты была утеряна после исламского завоевания Ирана и последующей маргинализации зороастризма . [23] Таким образом, резюме и ссылки, сделанные в среднеперсидской литературе на эти утраченные тексты, являются дополнительным источником по авестийскому периоду. [24]

География

[ редактировать ]
Географический горизонт авестийского народа в младоавестийский период

Староавестийские части Авесты не содержат названий географических мест, которые можно было бы идентифицировать с какой-либо степенью уверенности. [25] [26] Более поздняя иранская традиция определяет Айрианем Ваеджах как дом первых иранцев и место рождения Заратустры.Однако нет единого мнения о том, где могла находиться Айрианем Вайджа и было ли это реальным или мифологическим местом. [27] Поэтому попытки определить местонахождение древнеавестийского общества часто зависят от предполагаемой хронологии текста.Сторонники ранней хронологии относят Заратустру и его последователей к Средней Азии или Восточному Ирану, тогда как сторонники поздней хронологии иногда помещают его в Западный Иран. [28]

С другой стороны, младоавестийская часть текста содержит ряд географических ссылок , которые можно отождествить с современными местами и, следовательно, позволяют очертить географический горизонт авестийского народа. [29] Принято считать, что эти топонимы сконцентрированы в восточных частях Большого Ирана , вокруг современных стран Афганистана и Таджикистана . [30] [31]

Хронология

[ редактировать ]

В современной науке ведутся длительные споры о хронологии авестийского периода, особенно о жизни Заратустры как его важнейшем событии. Хотя относительная хронология между временем Заратустры и хронологией его общины в младоавестийский период установлена ​​с некоторой уверенностью, мнения об ее абсолютном месте во времени значительно изменились за последние десятилетия. Что касается относительной хронологии, общепринято считать, что младоавестийский период отражает значительное лингвистическое, социальное и культурное развитие по сравнению с его древнеавестийским предшественником. [32] Поэтому ученые считают, что для объяснения этих различий необходима разница во времени в несколько столетий. [33] Например, Джин Келлен дает оценку примерно в 400 лет. [34] тогда как Prods Oktor Skjaervo предполагает, что Старого и Молодого Авестия могут отделять 300–500 лет. [35]

МахаджанападасВедический периодВедический периодСкифо-Сибирский мирАндроновская культура

АвестийскийИндияЕвразийская степьИран
Примерный график авестийского периода (оценки по данным Prods Oktor Skjaervo). [36] ) по сравнению с несколькими регионами, населенными индоиранскими народами с 1500 г. до н.э. по 0 г. н.э. Диапазон древнеавестийского периода представляет собой диапазон неопределенности, а не продолжительность, т. е. Заратустра и его непосредственные последователи могли жить когда-то в течение указанного периода времени.

Что касается абсолютной хронологии, то в литературе можно встретить примерно два разных подхода; Поздняя и ранняя хронология.Поздняя хронология основана на довольно точной дате жизни Заратустры, относящей его к шестому веку до нашей эры.Таким образом, младоавестийский период отражает эллинистический или даже раннепарфянский период иранской истории.Эта дата появляется в некоторых греческих рассказах о жизни Заратутры, а также в более поздних зороастрийских текстах, таких как « Бундахишн» .Таким образом, дискуссия вокруг этой хронологии была сосредоточена на достоверности этих отчетов, причем такие ученые, как Уолтер Бруно Хеннинг , Илья Гершевич и Герардо Ньоли , приводили аргументы в ее пользу, тогда как другие критиковали их. [37] [38]

Ранняя хронология предполагает гораздо более ранние временные рамки авестийского периода: Заратустра жил где-то во второй половине второго тысячелетия до нашей эры (1500-1000 до н.э.), и, следовательно, молодой авестийский период отражает первую половину первого тысячелетия до нашей эры. (1000–500 гг. до н. э.). [36] Эта ранняя хронология иногда подтверждается более ранней датировкой жизни Заратустры, которая, хотя и дает неправдоподобно раннюю дату - 6000 лет до Ксеркса , предполагает, что греки изначально поместили Заратустру в далекое прошлое. [39] Кроме того, в пользу ранней хронологии обычно выдвигаются две группы аргументов. Во-первых, многочисленные и сильные параллели между Старым Авестием и ранним ведическим периодом , который, как предполагается, сам по себе отражает вторую половину второго тысячелетия до нашей эры. [40] Например, и старый авестийский язык, и язык Ригведы по прошло лишь ограниченное время . -прежнему очень близки, что позволяет предположить, что с тех пор, как они отделились от своего общего протоиндоиранского предка, [41] Более того, оба изображают общество полукочевых скотоводов, не упоминают Железо, используют колесницы и регулярно совершают набеги скота . [42] [43] Во-вторых, в младоавестийских текстах отсутствует какое-либо заметное персидское или мидийское влияние, что указывает на то, что большая их часть была создана до возникновения империи Ахеменидов . [44] [45] [46] [47] В результате многие, особенно более поздние, исследования теперь поддерживают раннюю хронологию авестийского периода. [48] [49] [50] [51]

Археология

[ редактировать ]
Археологические культуры, связанные с индоиранскими миграциями в древнеавестийский период (ок. 1500–1000 до н.э.)

Современная археология раскопала богатейшие данные о поселениях и культурах Средней Азии и Большого Ирана в авестийский период, т. е. от среднего бронзового века до возвышения Ахеменидов . [52] Однако привязка этих данных к литературным источникам Авесты остается затруднительной. Это связано с вышеупомянутой неопределенностью текстов относительно того, когда и где они были созданы. В результате любое отождествление конкретного археологического памятника или культуры с частями Авесты сопряжено с риском возникновения замкнутого круга рассуждений. [53] Таким образом, современные ученые в значительной степени ограничиваются интерпретацией материала Авесты только в рамках более широкого контура иранской истории, в частности, движения иранских племен на юг из евразийских степей в южную часть Центральной Азии и, в конечном итоге, на иранское нагорье в эпоху поздней бронзы. Эпоха и ранний железный век. [54]

В связи с скотоводством, заметным в древнеавестийском материале, с андроновской культурой . предполагается связь этого периода [55] Что касается периода младоавестийцев, интерес вызывает регион южной части Центральной Азии. [56] Это связано с переходом от скотоводческого к оседло- земледельческому образу жизни, что отмечается для времени между Старым и Младоавестийским периодом, и взаимодействием авестийцев со скотоводческими степными культурами , что указывает на продолжающуюся близость к степным областям в течение младоавестийский период.

В эпоху бронзы южная часть Центральной Азии была домом для выдающейся городской цивилизации с обширными торговыми сетями на юге. Однако в середине второго тысячелетия до нашей эры произошли серьезные преобразования в этой области: городские центры были заменены более мелкими поселениями и переход к смешанной аграрно-пастбищной экономике с прочными связями с северными степными регионами. [57] Обычно это рассматривается как результат миграции иранских племен из степи. [58] В этом контексте одним из кандидатов в авестийское общество является тазабагьябская культура в районе Хорезма . [59] Иногда это связывают с местонахождением Айрианем Ваеджа , который зороастрийская традиция называет ранней родиной иранцев и местом зарождения зороастрийской веры. [60] Другая археологическая культура, вызвавшая интерес в качестве кандидата в авестийское общество, — это культура Яз , также известная как Сине-Гробница или культурный комплекс Расписной Посуды Ручной Работы. [57] Это связано с тем, что это также связано с распространением на юг иранского населения степного происхождения, наличием методов ведения сельского хозяйства, сложившихся у младоавестийского общества, и отсутствием мест захоронений, что указывает на зороастрийскую практику Небесного захоронения . [61]

Культура

[ редактировать ]

Общество

[ редактировать ]

Древнеавестийский период

[ редактировать ]
Реконструированный земляной дом срубной культуры , образец ранних иранских степных скотоводов.

Древнеавестийские тексты отражают точку зрения скотоводческого общества. [62] Корова имеет первостепенное значение и считается священной . [63] Помимо крупного рогатого скота в текстах упоминается домашний скот, такой как овцы и козы. Гиппофорические имена, такие как Виштаспа , Поурушаспа и Гекатаспа ( аспа , «лошадь»), показывают ценность, придаваемую лошадям. Кроме того, камелофорные названия, такие как Заратустра и Фрахаостра ( уштра , «верблюд»), показывают важность двугорбого верблюда , животного, хорошо приспособленного к суровым условиям степных и пустынных регионов Центральной Азии. [64]

Родство воспринимается как концентрические круги, самым внутренним из которых является семья ( xvaētu ), за ним следует клан ( vərəzə̄na ), а самым внешним — племя ( airyaman ). [65] Эти группы родства могут быть связаны с географическими различиями: семья живет в одном доме ( dəmāna ), клан живет в поселении ( vīs ), а племя совместно живет на земле ( dahyu ). [66] Существует четкое разграничение между жрецами, с одной стороны, и воинами-пастухами, с другой. Однако неясно, разделена ли более поздняя группа дальше, как в родственных молодых авестийских и ведических обществах . [67] В незороастрийском древнеавестийском обществе священников обычно называют карапан , тогда как исполняющий обязанности священника называют заотар (сравните санскрит : хотар ), а мантры произносятся священниками, называемыми моран (сравните санскрит : мантрин ). [66]

Здесь нет упоминания о верховой езде, но несколько намеков на колесницы и гонки на колесницах есть . Древние авестийцы владели металлообработкой. Как и в древневедическом термине «металлические айи» , значение древнеавестийского термина «айя» неизвестно, но его интерпретировали как медь/бронзу, что соответствует обстановке в бронзовом веке . [68] [69]

Молодой авестийский период

[ редактировать ]
Раскрашенное изображение фермеров, просеивающих зерно в Южном Иране, 1921 год.

Тексты младоавестийцев представляют существенно иную точку зрения. Общество в настоящее время в основном ведет оседлый образ жизни, и неоднократно упоминаются поселения и более крупные здания. [70] Сельское хозяйство занимает очень видное место, и в текстах упоминаются такие виды деятельности, как вспашка, орошение, посев, сбор урожая и веяние. Упоминаются такие зерна, как ячмень ( ява ) и пшеница ( гантума ). В Вендидаде конкретно говорится, что «кто сеет зерно, сеет Ашу » и что это эквивалентно «десяти тысячам Йэнхэ хатам мантр ». Кроме того, практикуется горный отгон крупного рогатого скота, овец и коз, и каждый сентябрь отмечается праздник, похожий на Алмабтриб ( айярима , въезд ), после которого скот зимой содержится в конюшнях. [71]

Молодое авестийское общество имеет схожие концентрические круги родства; семья ( нмана ), клан ( вис ) и племя ( занту ). Вместе с термином для обозначения земли ( дахью ) они связаны с древнеавестийскими географическими различиями. В настоящее время существует четкое трехстороннее деление общества на священников ( авестийский : āθravan , санскрит : aθaravan , « жрец огня »), воинов ( авестийский : raθaēštar , санскрит : raθešta , «тот, кто стоит в raθa » ) и простолюдинов ( vāstryō.fšuyant , «тот, кто откармливает скот на пастбищах»). [72] Несмотря на то же деление и одинаковые общие термины, существующие в ведическом обществе, конкретные названия жрецов , воинов и простолюдинов различны, что может отражать независимое развитие двух систем. [73] В Авесте есть единственный отрывок, в котором упоминается четвертый класс, а именно ремесленники ( хуити ). [74]

Общество кажется очень воинственным, и имеются многочисленные упоминания о сражениях с кочевыми налетчиками. [75] Армия организована на уровне кланов и племен. [76] Они идут в бой с поднятыми знаменами. [77] Вожди ездят на колесницах, а простолюдины сражаются пешими, а воины верхом на лошадях. Оружие включает копья, булавы и короткие мечи. О логистике не упоминается, а военные кампании, вероятно, организовывались лишь в небольших масштабах. [76]

В младоавестийском обществе уже в полной мере присутствует ряд черт, связанных с зороастризмом, таких как убийство вредных животных , законы чистоты, почитание собаки и сильная дихотомия между добром и злом. [73] Большое внимание уделяется деторождению, а сексуальная деятельность, не способствующая этой цели, такая как мастурбация, гомосексуальность и проституция, решительно осуждается. [78] Одним из наиболее ярких элементов младоавестийского общества было поощрение браков ближайших родственников ( xᵛae.tuuadaθa ), даже между прямыми родственниками. Хотя неясно, в какой степени его практиковали простые люди, предполагалось, что этот обычай был частью процесса формирования идентичности , в котором обычаи тесно связанных индоиранских групп были намеренно перевернуты. [79]

Личность

[ редактировать ]

Люди Авесты постоянно используют термин Арья ( авестийский : 𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 , airiia ) как самоназвание. В Западном Иране этот же термин ( древнеперсидский : 𐎠𐎼𐎡𐎹 , арияʰ ) появляется в 6-5 веках до нашей эры в нескольких надписях Дария и Ксеркса . В этих надписях использование слова «Арья» уже указывает на ощущение более широкого, общего культурного пространства, и современные ученые интерпретируют авестийскую и древнеперсидскую «Арья» как выражение особой иранской идентичности. [80] [81] Однако эта идентификация Арьи с иранцем зависит от контекста.

С одной стороны, термин Арья ( санскрит : आर्य , arya ) также появляется в древней Индии как самоназвание народа Вед . Люди Авесты и Вед имеют широкий спектр лингвистических, социальных, религиозных и культурных сходств и, должно быть, в какое-то более раннее время образовали единый народ . [82] Тем не менее, несмотря на непосредственную близость авестийских и ведических арьев, неясно, поддерживали ли эти два народа какое-либо дальнейшее взаимодействие, поскольку ни в Авесте, ни в Ведах не содержится однозначного упоминания о другой группе.

С другой стороны, в Авесте упоминается ряд людей, с которыми арии находились в постоянном контакте, а именно Турии, Сайрима, Сайну и Дахи. Несмотря на четкое разграничение между ариями Авесты и этими другими группами, все они кажутся ираноязычными народами. [83] [84] Турии — это туранцы из более поздних легенд, которые, как говорят, живут где-то за рекой Окс . С другой стороны, Сайрима и Дахи были связаны с сарматами. [85] и Дахэ , [86] основано на лингвистическом сходстве, тогда как идентичность сайнов неизвестна. Ученые поэтому связывают эти народы с ираноязычными кочевниками , обитавшими в степной зоне севера Средней Азии. [87]

Религиозные реформы Заратустры происходили в контексте древнеиранского язычества . Прямых источников о религиозных верованиях иранских народов до Заратустры нет, но ученые могут опираться на зороастрийскую полемику и использовать сравнения с ведической религией Древней Индии. Существует ряд сходств между зороастризмом и ведической религией в ритуальной сфере, что позволяет предположить, что они восходят к общему индоиранскому прошлому . [88] Точная природа реформ Заратустры остается предметом споров среди ученых, но враждебность, которую испытывала ранняя зороастрийская община, предполагает, что они были существенными. [89] Главной мишенью критики Заратустры был иранский культ даэвов . [90] Эти сверхъестественные существа появляются в ведической религии, а затем и в индуизме как обычные боги , и предполагается, что когда-то они также были богами иранских народов. [91]

Древнеавестийский период

[ редактировать ]

Помимо критики иранского культа Дэва, реформы Заратустры сосредоточены вокруг верховного божества по имени Мазда ( авестийский : 𐬨𐬀𐬰𐬛𐬃 , Мудрый ) или Ахура ( авестийский : 𐬀𐬵𐬎𐬭𐬋 , Господь ), а также фундаментальной оппозиции между добром и злом. Таким образом, учение Заратустры содержит как монотеистические, так и дуалистические элементы. [92] Нет единого мнения о происхождении Мазды, которая не фигурирует в ведической религии. Некоторые ученые полагают, что он может быть религиозным нововведением Заратустры, в то время как другие полагают, что он представляет собой раннее иранское нововведение, отличное от ведической традиции, или что он является иранским аналогом ведического Варуны . [93] [94] Дуализм, выраженный в Гатах, существует как в контрасте между Ашей ( авестийский : 𐬀𐬴𐬀 , истина ) и Друджем ( авестийский : 𐬛𐬭𐬎𐬘 , обман ), а также между Воху Манах ( добрый ум ) и Ака Манах ( плохой ум ). Хотя Аша и Друдж имеют аналоги в ведических Рите и Друхе, обе концепции играют более заметную и расширенную роль в мышлении Заратустры. [95] Гаты используют термин Ахура как для Мазды, так и для некоторых связанных с ним сверхъестественных существ. [96] Как и Дэвы, Ахуры имеют в Древней Индии эквивалент Асуров . Хотя в древневедический период и дэвы, и асуры считались богами, последние стали демонизироваться в поздневедический период, и этот процесс аналогичен демонизации дэвов в Древнем Иране.

Молодой авестийский период

[ редактировать ]

Религия, выраженная в младоавестийских текстах, уже демонстрирует основные элементы, связанные с зороастризмом. [97] Дуализм древнеавестийских текстов теперь выражается в божественной сфере как противостояние между Ахура Маздой ( Мудрым Господом ), имя которого ныне закрепилось, и Ангра-Майнью ( авестийский : 𐬀𐬢𐬭𐬀⸱𐬨𐬀𐬌𐬥𐬌𐬌𐬎 , Злым Духом ), который не непосредственно появляются в Гатах. Однако самым разительным отличием от древнеавестийских текстов является наличие большого количества божеств, называемых язата ( авестийское : 𐬫𐬀𐬰𐬀𐬙𐬀 , достойное поклонения ). [98] Эти божества добавляют ярко выраженный политеистический элемент. в религию [99] Некоторые из этих божеств имеют аналоги в ведической религии, тогда как другие могут быть иранскими нововведениями. [100] Нет единого мнения о том, как и почему эти божества появляются в младоавестийский период. С одной стороны, такие ученые, как Мэри Бойс, считают, что это представляет собой продолжение учения Заратустры. С другой стороны, такие ученые, как Илья Гершевич, утверждали, что зороастризм - это синкретическая религия, образовавшаяся в результате слияния строго дуалистического учения Заратустры с практиками политеистических иранских общин, которые были поглощены по мере распространения веры. [101]

Мировоззрение

[ редактировать ]
Примерное расположение топонимов, образующих Айрёшаяну, т. е. земли, населенные людьми Авесты, в Михре Яште по Илье Гершевичу . [102]

Люди Авесты представляли, что мир разделен на семь регионов , Хафт Кешвар. [103] Шесть из этих областей расположены концентрически вокруг центральной области, называемой xvaniraθa. Этот центральный континент является домом авестийского народа. Это выражено, например, в «Михр Яшт» , где описывается, как Митра пересекает гору Хара и обозревает Айрйошаяну, т. е. земли, населенные айриями, и семь областей (Йит. 10.12-16, 67). [104] Таким образом, гора Хара находится в центре обитаемого мира. Вокруг ее вершины вращаются Солнце, Луна и звезды, а мифическая река Аредви Сура Анахита с ее вершины впадает в мировой океан Ворукаша .

Когда иранцы вступили в контакт с цивилизациями Древнего Ближнего Востока , их географические знания и кругозор значительно расширились. Следовательно, на их мировоззрение повлияло мировоззрение этих других народов. Например, сасаниды часто использовали четырехчленное деление Земли, вдохновленное греками. Тем не менее, мировоззрение авестийского периода оставалось общим и в исламский период , когда иранские ученые, такие как аль-Бируни, соединили знания о сферической Земле с иранской концепцией семи регионов. [105]

Эпическая традиция

[ редактировать ]
Иллюстрация из « Шахнаме», изображающая убийство Ираджа его братьями Сармом и Туром .

В Авесте можно найти многочисленные намеки на поэзию, мифологию, рассказы и фольклор ранних иранцев. В частности , Абан Яшт, Дрвасп Яшт, Рам Яшт, Ден Яшт и Замьяд Яшт, часто называемые легендарными Яштами, содержат большое количество упоминаний. [106] Однако самым крупным источником является « Бундахишн» , сборник зороастрийской космогонии средневековья, написанный на пехлеви .

Авеста представляет долгую историю иранцев, начиная с династии Пишдадиев , за которой последовала династия Каянидов . Последним из каянцев является Виштаспа , ранний принявший зороастризм и важный покровитель Заратустры. Важной частью этих историй является борьба между иранцами (Айрия) против их заклятых врагов туранцев (Турия). их царь Франрасян и его, в конечном итоге, безуспешные попытки приобрести у них Хварену В частности, очень подробно описан . В целом эти истории считаются в первую очередь мифическими. Такие персонажи, как Йима , Третаона и Кауи Усан, имеют аналоги в ведических Яме , Трите и Кавья Ушанах и, следовательно, должны восходить к общему индоиранскому периоду. Тем не менее, некоторые элементы могут содержать историческую информацию. Одним из примеров является возможная память о родстве между иранскими народами, выраженная через трех сыновей Третаона, а именно Иража (Айрия), Тура (Турия) и Сарма (Сайрима). [107] [108] Другой пример — историчность каянов. Хотя ранние ученые в основном признавали их историчность, более поздние мнения по этому вопросу варьируются в широком диапазоне. [109]

Элементы этих историй и их персонажи занимают видное место во многих более поздних иранских текстах, таких как « Бахман-наме» , «Борзу-нама» , « Дараб-нама» , « Куш-нама» , а также наиболее заметно в иранском национальном эпосе « Шахнаме» .Влияние авестийского периода на иранскую литературную традицию в целом было настолько существенным, что Элтон Л. Дэниел пришел к выводу: «Его истории были настолько богатыми, подробными, последовательными и значимыми, что их стали воспринимать как записи реальных событий – настолько, что они почти полностью вытеснил в коллективной памяти подлинную историю древнего Ирана». [110]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эта датировка авестийского периода отражает мнение недавних ученых. Более подробное обсуждение хронологии и других возможных датировок см. ниже.
  1. ^ Бойс 2011 , с. 62: «Термин «авестийский народ» используется здесь для обозначения как собственного племени Зороастра, так и племени его покровителя Кави Виштаспа, и тех народов, которые, хотя и не все «авестийцы» говорили, были «из Авесты» в что они участвовали в передаче и частично в составлении священных текстов».
  2. ^ Дэниел 2012 , с. 51: «Помимо своей религиозной мысли, авестийцы также внесли свой вклад в другой непреходящий аспект иранской культуры — эпическую традицию».
  3. ^ Шмитт 2000 , с. 25: «Языковая форма авестийских текстов в целом неоднородна; можно выделить две основные группы, которые в отдельных пунктах могут быть выделены не только хронологически, но и диалектологически[.]».
  4. ^ Скьяерво 1995 , стр. 160-161: «Поэтому нет оснований полагать, что тексты, содержащиеся в младшей Авесте, принадлежат хотя бы к тому же веку».
  5. ^ Витцель 2000 , с. 10: «Поскольку свидетельства младоавестийских топонимов столь ясно указывают на более восточное местоположение, Авеста в наши дни снова понимается как восточноиранский текст, область композиции которого включала, по крайней мере, Систан/Арахозию, Герат. , Мерв и Бактрия.».
  6. ^ Брайант 2001 , с. 130: «Ранее дата шестого века до нашей эры, основанная на греческих источниках, была принята многими учеными, но теперь она полностью отвергнута современными специалистами в этой области».
  7. ^ Malandra 2009 , «Споры по поводу даты Зарауштры долгое время были помехой для зороастрийских исследований. Если и существует что-то, приближающееся к консенсусу, так это то, что он жил примерно в 1000 году до нашей эры плюс-минус столетие или около того [...]».
  8. ^ Скьяерво 1995 , с. 158 «Ввиду нехватки исторических источников крайне важно оценить свидетельства Авесты, священной книги зороастрийцев, по крайней мере некоторые части которой на несколько столетий предшествуют древнеперсидским надписям».
  9. ^ де Ваан и Мартинес Гарсия 2014 , стр. 3.
  10. ^ Хоффманн 1989 , с. 90: «Маздаяснианские жрецы, которые были в состоянии декламировать тексты Авесты, должно быть, достигли Персии. Потому что не существует ни одного текста Авесты, известного за пределами юго-западной иранской, то есть персидской, традиции [...]. мы предполагаем, произошло достаточно рано, то эти тексты, должно быть, во все большей степени передавались жрецами, которые уже не были носителями авестийского языка.
  11. ^ Шмитт 2000 , с. 25: «Языковая форма авестийских текстов в целом неоднородна; можно выделить две основные группы, которые в отдельных пунктах могут быть выделены не только хронологически, но и диалектологически».
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скьяерво 2009 , стр. 46.
  13. ^ Хоффманн 1996 , с. 34: «Однако некоторые связные текстовые фрагменты Java поверхностно ассимилируются с Aav., особенно за счет использования конечных долгих гласных (§5,2); язык этих фрагментов можно назвать псевдоальтавестическим (=pseudo-aav). ".
  14. ^ Хумбах 1991 , с. 7.
  15. ^ Hintze 2014 , «Как и другие части Авесты, включая младоавестийские разделы Ясны, Висперада, Видевдада и Хорде Авесты, Яшты создавались на протяжении всего древнеиранского периода в устной культуре жреческого состава, которая была живой и продуктивной. до тех пор, пока жрецы могли овладеть авестийским языком».
  16. ^ де Ваан и Мартинес Гарсия 2014 .
  17. ^ Скьяерво 2011 , с. 59: «Древнеавестийские тексты кристаллизовались, возможно, где-то в конце второго тысячелетия до н. короли».
  18. ^ Скьяерво 1995 , с. 163: «Наконец, некоторые части «Молодой Авесты», в частности «Видевдад», демонстрируют грамматические особенности, весьма сходные с таковыми в позднем древнеперсидском, то есть тексты, состоящие из «правильных слов с неправильным грамматическим окончанием»».
  19. ^ Скьяерво 1995 , стр. 166.
  20. ^ Шмитт 2000 , с. 26: «Другие тексты имеют гораздо более низкий ранг и демонстрируют очень непоследовательный и часто грамматически неправильный язык, что ясно показывает, что авторы текстов или составители их вообще больше не понимали».
  21. ^ Boyce 2014 : «[T] вот и другие, которые, по-видимому, были составлены после синкретического отождествления Ардви Суры с семитской богиней Анаитис. [...] Окончательная версия лингвистически гармонична; но литературное качество сильно различается: от несколько поистине поэтических строк в архаичных частях и запинающийся авестийский язык последних дополнений».
  22. ^ Malandra 2006 : «Обзор содержания Vendīdād (см. ниже) показывает, что это весьма разнородная работа. Vendīdād является не творением одного автора, сочиняющего на своем родном языке, а сознательным продуктом редактора ( или редакторы), которые собрали разнообразные материалы из источников, ныне большей частью утраченных, [это] соединение отдельных хороших авестийских фраз человеком, который не мог составить авестийский язык, но, тем не менее, мог создать вразумительное высказывание».
  23. ^ Хоффманн 1996 , с. 36: «После падения Сасанидов в результате исламского завоевания (651 г. н.э.) для Авесты наступил период упадка. В этот «постсасанидский период упадка» большая часть Авесты была потеряна».
  24. ^ Бойс 1990 , с. 4: «Несколько важных книг Пехлеви состоят в основном или частично из отрывков из занда утраченных авестийских насков, часто цитируемых поименно; и сравнивая их с зандом дошедших до нас текстов, становится возможным довольно уверенно отличить перевод от перефразировок и комментарии и, таким образом, получить знания о недостающих доктринальных и повествовательных авестийских произведениях».
  25. ^ Бойс 1996 , с. 250: «Фраваси почитаются также отдельными людьми в землях Музии, Раоздии, Тани, Аухви и АпахСирии. Как было сказано: «Мы терпим муки Тантала по поводу этих имен, тайна которых, вероятно, всегда будет ускользать от нас» .Можно только предполагать, что они принадлежали областям на отдаленном северо-востоке в какой-то отдаленный период в предыстории этой области».
  26. ^ Грене 2015 , с. 21: «Содержит ли Авеста какие-либо достоверные сведения о месте, где жил «настоящий» Заратустра (т. е. человек, неоднократно упомянутый в Гатах)? Ответ — нет».
  27. ^ Vogelsang 2000 , стр. 49: «Дополнительной проблемой является вопрос, все ли земли, упомянутые в списке, относятся к реальному географическому положению, или, по крайней мере, в некоторых случаях мы имеем дело с мифическими названиями, не имеющими прямого отношения к конкретному региону. Подобная точка зрения часто высказывалась в отношении имени и фамилии в списке: Айрианем Ваеджа (№ 1) и Упа Аодаешу Рангхая (№ 16)».
  28. ^ Грене 2015 , стр. 22-24.
  29. ^ Грене 2015 , с. 21: «Можем ли мы определить региональный и, в определенной степени, археологический контекст, в котором его последователи жили несколько столетий спустя, прежде чем они вошли в письменную историю? Ответ определенно да».
  30. ^ Витцель 2000 , с. 48: « Список Vīdẽvdaδ , очевидно, был составлен или отредактирован кем-то, кто считал Афганистан и окружающие его земли домом всех арийцев ( airiia ), то есть всех (восточных) иранцев, с Airiianem Vaẽjah в качестве их центра».
  31. ^ Фогельсанг 2000 , с. 58: «В списке описаны земли, расположенные к северу, западу, югу и востоку от гор современного Афганистана».
  32. ^ Дэниел 2012 , с. 46: «Общество авестийского народа было во многих отношениях простым, но оно значительно изменилось в период от древнеавестийских к младоавестийским временам».
  33. ^ Хинтце 2015 , с. 38: «Лингвистические, литературные и концептуальные характеристики позволяют предположить, что Старая (Э) Авеста предшествует Молодой (Э) Авесте на несколько столетий».
  34. ^ Келленс 1989 , с. 36.
  35. ^ Скьяерво 1995 , стр. 162.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скьяерво 2012 , стр. 2.
  37. ^ Шахбази 1977 , стр. 25-35.
  38. ^ Стаусберг 2008 , с. 572.
  39. ^ Бойс 1996 , с. 191: «Следовательно, сам пророк процветал на несколько столетий раньше, и это согласуется с тем фактом, что греки в VI веке узнали о нем от персов как о личности, принадлежащей огромной, далекой древности».
  40. ^ Брайант 2001 , с. 130: «Самые древние части Авесты, представляющие собой совокупность текстов, сохраняющих древний канон иранской зартустрийской традиции, лингвистически и культурно очень близки к материалу, сохранившемуся в Ригведе».
  41. ^ Хумбах 1991 , с. 73: «Хотя древнеавестийский (в его первоначальной форме) и ведический язык несколько отличаются друг от друга фонетически, они еще не сильно развились друг от друга».
  42. ^ Бойс 1996 , с. 14: «Там нет ни одного сравнения с вспашкой почвы - нет упоминания о плуге или кукурузе, времени посева или жатве, хотя о таких вещах много говорится в Младшей Авесте».
  43. ^ Шварц 1985 , с. 662: «Поразителен тот факт, что в древнейших авестийских текстах, Гатах, которые, как мы видели, изобилуют изображениями крупного рогатого скота, кажется, мало или вообще нет упоминаний о сельском хозяйстве».
  44. ^ Скьяерво 1995 , стр. 166 «Тот факт, что древнейшие млавестийские тексты, очевидно, не содержат упоминаний о западном Иране, включая Мидию, по-видимому, указывает на то, что они были составлены в восточном Иране до того, как мидийское господство достигло этого региона».
  45. ^ Бойс 1996 , с. 191: «Если бы все было иначе и если бы зороастризм в зачаточном состоянии был перенесен к Мидянам и Персам, этот имперский народ неизбежно нашел бы упоминание в его религиозных произведениях».
  46. ^ Фогельсанг 2000 , с. 62 «Все вышеизложенные наблюдения указывают на дату составления списка Видевдата, которая на значительное время предшествует приходу в Восточный Иран персидских Ахеаменидов (около 550 г. до н.э.)».
  47. ^ Grenet 2005 , стр. 44-45 «Трудно представить, что текст был составлен где-либо, кроме Южного Афганистана и позже середины VI века до нашей эры».
  48. ^ Стаусберг 2002 , с. 27 «В недавних исследованиях также время от времени упоминается «Позднее датирование». Однако сегодня большинство исследователей склоняются к «раннему датированию».
  49. ^ Келленс 2011 , стр. 35-44 «За последние десять лет постепенно возник общий консенсус в пользу размещения Гат около 1000 г. до н.э. [...]».
  50. ^ Дэниел 2012 , с. 47: «Однако недавние исследования поставили под сомнение эту датировку и географическое положение. [...] В целом кажется вероятным, что Зороастр и авестийский народ процветали в восточном Иране гораздо раньше (где-то с 1500 г.). до 900 г. до н. э.), чем когда-то считалось.».
  51. ^ Фольц 2013 , с. 57: «Архаичная природа авестийского языка и его сходство с языком Ригведы, а также описываемая им социальная и экологическая среда позволяют предположить, что датировка находится где-то между этими двумя крайностями, но не намного позже 1000 г. до н.э.». .
  52. ^ Люлье и Бороффка 2018 .
  53. ^ Скьяерво 1995 , с. 158: «Конечно, когда мы используем археологию и историю для датировки Авесты, мы не можем развернуться и использовать Авесту для датировки тех же самых археологических и исторических событий, и наоборот».
  54. ^ Хинтце 2015 , с. 38: «Хотя в настоящее время невозможно сопоставить археологические и лингвистические данные, наиболее вероятной исторической моделью является то, что иранские племена двинулись на юг, в Иран, примерно в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. Происхождение Авесты и Тогда зороастрийская религия совпадала бы с религией авестийского языка и ранних иранцев, предположительно обитавших в южной части Центральной Азии».
  55. ^ Грене 2015 , с. 22: «Принимая во внимание все обстоятельства, наши хронологические и культурные параметры склонны предполагать размещение Заратустры (или, по крайней мере, «Гатской общины») в северных степях в период бронзового века, до миграции иранских племен на юг, таким образом отдавая предпочтение некоторому варианту андроновской скотоводческой культуры современного Казахстана около 1500–1200 гг. до н.э.».
  56. ^ Кузьмина 2008 , гл. Археологические культуры юга Центральной Азии.
  57. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Люлье 2019 .
  58. ^ Kuzmina 2007 .
  59. ^ Boyce 1996 , стр. 3-4: «Более того, лингвистические данные показывают, что его дом, должно быть, находился среди иранцев северо-востока; и вполне вероятно, что его собственный народ (известный как «авестийский народ» из название зороастрийских писаний, Авесты) в конечном итоге поселились в Хорезмии, земле вдоль нижнего течения Окса».
  60. ^ Фогельсанг 2000 , с. 9: «Землю Айрианем Ваеджа, которая описывается в тексте как земля крайнего холода, часто отождествляли с древней Хорезмией».
  61. ^ Kuzmina 2007 , p. 430.
  62. ^ Дэниел 2012 , с. 46: «Нет никаких указаний на то, что городская жизнь или торговля и коммерция имели какое-либо значение в древнеавестийский период».
  63. ^ Дэниел 2012 , с. 47: «Экономика была в основном основана на выпасе скота; люди занимались скотоводством, крупный рогатый скот служил основной единицей экономического обмена, а корова почиталась как священная».
  64. ^ Шмитт 1979 , стр. 337–348.
  65. ^ Скьяерво 1995 , стр. 167.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойс 2011 , с. 63.
  67. ^ Бойс 2011 , с. 63: «В 1930 году Ж. Дюмезиль выдвинул теорию о том, что трехсторонние подразделения Младшего Авестийского и Ведического общества имели протоиндоиранское происхождение, несмотря на совершенно разную терминологию[.]».
  68. ^ Скьяерво 1995 , с. 168: «Первоначальное значение этого слова, возможно, было «бронза», но его точное значение в Гатах определить невозможно».
  69. ^ Witzel 1995 , «Следующая важная археологическая дата — это появление железа около 1200 г. до н. э. Впервые оно упоминается во втором старейшем тексте, Атхарваведе, как «черный металл» ( кришна айас, ́syama айас ), в то время как Ригведа знает только сам айас «медь/бронза».».
  70. ^ Скьяерво 1995 , с. 169: «Архитектурные образы играют важную роль: колонны, поддерживающие «высокие» здания, балки, подъезды и т. д., являются явным признаком оседлого общества».
  71. ^ Шварц 1985 , стр. 658-663.
  72. ^ Шварц 1985 , стр. 650-651.
  73. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойс 2011 , с. 66.
  74. ^ Шварц 1985 , с. 651.
  75. ^ Бойс 2011 , с. 65: «В ходе этих событий развилось более воинственное общество «младшего авестийца».».
  76. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шахбази 2011 , с. 489.
  77. ^ Маландра 2018 , с. 186 «Армии шли в бой с поднятыми знаменами или штандартами».
  78. ^ Шварц 1985 , с. 654.
  79. ^ Дэниел 2012 : «Интересно, что многие обычаи авестийского народа, похоже, были почти намеренно созданы для того, чтобы укрепить чувство идентичности народа, отличного от неаранийцев и даже других арийцев».
  80. ^ Келленс 2005 , стр. 233-251.
  81. ^ Гноли 2006 , с. 504: «Надписи Дария I [...] и Ксеркса, в которых перечислены различные провинции империи, ясно дают понять, что между концом VI века и серединой V века до нашей эры персы уже осознавали свою принадлежность к арии «иранской» нации».
  82. ^ Бэйли 2011 , стр. 681-683.
  83. ^ Бойс 1996 , с. 104: «В Фарвадин Яшт, 143-4, среди иранцев выделяются пять подразделений, а именно айрия (термин, который авестийский народ, по-видимому, использует по отношению к себе), туирья, сайрима, сайну и дахи».
  84. ^ Шварц 1985 , с. 648: «Хотя очевидно, что на иранских диалектах говорили по всему Востоку, и, как мы видели, обширная территория рассматривается Авестой как арийская, мы находим людей, носящих иранские имена, которые классифицируются как принадлежащие к народам, отличным от иранских. (Айрьяс).».
  85. ^ Бэйли 2011 , с. 65: "На скифском поле следует упомянуть два имени. Сарматы есть в Авесте Сайрима-, а есть еще савроматаи. Этима этих двух имен несколько сложна. Сарматы сохранились в Зор. Пахле. slm *salm (-l- обозначает -l-, а не -r-, Бундашин ТД 2, 106.15).".
  86. ^ Бэйли 1959 , с. 109: «Народ, называемый этническим названием Иран. даха-, ныне встречающийся в древнеперсидском даха, помещенном перед сакой в ​​надписи Ксеркса (Персополис h 26), уже давно известен. Аккадская форма — да-а-ан * даха-. Авестийское *даха- засвидетельствовано в фем. дахи;- это эпитет земель в Яште 13.143-4 есть список аирьянам... туирьянам... сайриманам... сайнинам... дахинам... получаем: Арья-, Турия-, Сарима-, Шайни-, Даха-, как названия народов, известных в ранней ектении Яшта 13.».
  87. ^ Дэниел 2012 , с. 52: «Они также включали рассказы о каянских царях, кульминацией которых стало правление Кави Виштаспа (Гоштасп) и война между иранцами и их естественными врагами, туранцами (вероятно, кочевым народом на севере Ирана, позже отождествленным с турками). ).".
  88. ^ Gnoli 2012 , «В высшей степени ритуальный характер ведической религии и религиозного мира, в котором посредством реакции и преднамеренного противодействия утвердилось послание Зороастра, имеет ряд общих моментов».
  89. ^ Фольц 2013 , с. 61: «Очевидно, идеи Зороастра часто рассматривались как угроза, поскольку в Авесте и других местах есть намеки на то, что его миссионеров преследовали и даже убивали».
  90. ^ Ахмади 2019 .
  91. ^ Herrenschmidt 2011 , «То, что они были национальными богами, подтверждается тем фактом, что к ним обращались с помощью иранских версий выражений, распространенных в ведической риторике, например, daēuua-/maṧiia-: devá-/martya-, vispa-daēuua -: вишва- дева-, и даэууо.зушта-: деваджушта-.".
  92. ^ Бойд и Кросби 1979 .
  93. ^ Хинтце 2015 , с. 33.
  94. ^ Койпер 1976 .
  95. ^ Стаусберг 2002 , с. 95.
  96. ^ Скьяерво 2012 , с. 12: «В Старой Авесте божественные существа называются «господинами» (ахура, древнеиндийский асура), среди них небесный огонь, сын Ахура Мазды, но они по большей части анонимны».
  97. ^ Скьяерво 1995 , с. 169: «В религии мы впервые находим намеки на хорошо известный с более поздних времен космологический миф: этапы сотворения Ахура Мазды; нападение агрессора Агры-Майнииу и его приход через раздел мира света и тьмы. [...] У нас также впервые есть описание конца времени, когда Астууат.арета поднимется из озера Касаойя, чтобы изгнать ложь из мира порядка (Yt 19). .».
  98. ^ Скьяерво 2012 , с. 12: «Молодавестийский термин, обозначающий «божество, бог» - это язата, буквально «достойный жертвоприношений» (только мужские божества), что является эпитетом Ахура Мазды в Старой Авесте (Ясна 41.3)».
  99. ^ Хинтце 2013 .
  100. ^ Скьяерво 1995 , с. 169: «Призываются или просто упоминаются многочисленные божества, большинство из которых унаследованы, но некоторые только иранского происхождения, такие как богини Аши и Друуаспа, которым поклонялись в Центральной Азии в кушанский период (Duchesne-Guillemin 1962: 240).».
  101. ^ Gershevitch 1967 , pp. 13-14.
  102. ^ Гершевич 1967 .
  103. ^ Бойс 1990 , стр. 16-17.
  104. ^ Gershevitch 1967 , pp. 79-80.
  105. ^ Шахбази 2012 , стр. 519-522: «Со временем и под влиянием астрономов семь климатов стали изображаться как семь участков земли над экватором и параллельно ему, каждый из которых принадлежит планете и связан с одним или два знака зодиака».
  106. ^ Хинтце 2014 .
  107. ^ Boyce 1996 , стр. 104–105: «Одноименные основатели второй и третьей групп фигурируют вместе с «Айрьей» в традиции Пехлеви как Эрек (старый *Airyaeca), Тук (*Tur(a)ca) и Сарм, которые представлены как три сына Фаредона, между которыми он разделил мир. В «Книге царей» они фигурируют как Эрадж, Тур и Салм, от которых Эрадж получил царство самого Ирана, Тур — земли на севере и востоке, и Салм. те, кто находился на западе; и, в конечном итоге, жители Тура, туранцы, были отождествлены с пришлыми тюрками, пришедшими на смену иранцам на этих землях».
  108. ^ Кузьмина 2007 , с. 174 «В иранских текстах идея о родстве всех ираноязычных языков отражена в легенде о том, как предок иранцев разделил землю между тремя сыновьями: Сайримой, праотцом савроматов (живавшим в исторический период от от Дона до Урала), Тур, от которого произошли турианцы (северная часть Средней Азии называлась Тураном), и младший сын Ирадж, родоначальник иранского населения (Кристенсен 1934).».
  109. ^ Скьяерво 2013 .
  110. ^ Дэниел 2012 , с. 47.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 582a175ca410d9f31d561e605b221281__1716870420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/81/582a175ca410d9f31d561e605b221281.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Avestan period - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)