Авестийский период
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Авестийский период ( ок. 1500 – ок. 500 до н. э. ) [примечание 1] — это период в истории иранцев, когда была написана Авеста . [1] Он внес важный вклад как в религиозную сферу , так и в иранскую мифологию и ее эпическую традицию . [2]
Ученые могут надежно различать два разных лингвистических слоя в Авесте; Древнеавестийский и младоавестийский , которые интерпретируются как принадлежащие к двум разным этапам развития авестийского языка и общества. [3] Древнеавестийское общество — это то, к которому принадлежал сам Заратустра и его ближайшие последователи. Молодое авестийское общество очерчено менее четко и отражает более широкий временной промежуток. [4]
Существует разный уровень согласия относительно хронологических и географических границ авестийского периода. Что касается географического охвата Авесты, современные ученые сходятся во мнении, что она отражает восточную часть Большого Ирана . [5] Что касается хронологического масштаба, ученые первоначально сосредоточились на поздней хронологии, которая относит Заратустру к VI веку до нашей эры. Совсем недавно получила широкое признание ранняя хронология, относящая его на несколько столетий раньше. [6] [7] Эта ранняя хронология в значительной степени ставит авестийский период перед периодом Ахеменидов, что делает его самым ранним периодом иранской истории, для которого доступны литературные источники. [8]
Источники
[ редактировать ]
Первоисточником для авестийского периода являются тексты Авесты, т. е. сборник канонических текстов зороастризма . Все материалы Авесты написаны на авестийском языке , ранее не подтвержденном древнеиранском языке. Сама Авеста была составлена и записана намного позже, в среднеиранский сасанидский период, путем сбора текстов, используемых во время зороастрийских ритуалов. [9] В это время авестийский язык уже давно перестал быть разговорным языком, и общепринято считать, что эти тексты какое-то время передавались устно. [10] Точный возраст и происхождение различных авестийских текстов до сих пор обсуждаются, но ученые могут уверенно различать два лингвистических пласта: древнеавестийский и младоавестийский. [11]
Старый Авестийский
[ редактировать ]Древнеавестийский материал состоит из Гатх , Ясна Хаптангхаити и ряда мантр , а именно Ашем Воху , Ахуна Вайрья и Айрьяман Ишья . Предполагается, что эти древнеавестийские тексты были составлены близко друг к другу и, должно быть, сформировались на раннем этапе, возможно, из-за общения с самим Заратустрой. [12] Все они играют центральную роль в Ясне , главном ритуале зороастризма. Иногда считается, что некоторые тексты написаны на псевдостаромавестийском языке, а именно мантра Йенхэ хатам и некоторые части Ясна Хаптангаити. [13] Это может означать, что они возникли в период младоавестийского периода, но были составлены таким образом, чтобы казаться более древними. [14]
Молодой авестийец
[ редактировать ]Материал младоавестийцев гораздо больше, но также и более разнообразен и может отражать более длительный период составления и передачи, в течение которого различные тексты могли постоянно обновляться и пересматриваться. [15] Однако в какой-то момент этот процесс остановился, т. е. младоавестийские тексты также кристаллизовались, и материал передавался практически без изменений. [16] Это могло произойти в период Ахеменидов благодаря персоязычным жрецам , уже не владевшим в полной мере авестийским языком. [17]
Однако некоторые младоавестийские тексты считаются переработанными или иным образом измененными после того, как основные части корпуса уже были исправлены. [18] Это может указывать на сочинение людей, не говоривших на авестийском языке, или после того, как авестийский язык перестал быть живым языком. [19] [20] Один из примеров такой поздней редакции можно найти в дошедшем до нас Абан Яште, посвященном Аредви суре Анахита . Анахита стала популярной при царях Ахеменидов, и некоторые ученые утверждают, что некоторые стихи в Яште, возможно, были добавлены позже, чтобы отразить этот рост популярности и ближневосточное влияние, которое оказывалось под царским покровительством. [21] Особенно поздней датой часто считают « Вендидад» , который, как предполагается, был отредактирован редактором или группой редакторов, составивших ряд ранних, ныне утерянных авестийских источников, при этом лишь ограниченно владеющих авестийским языком. [22] Помимо таких изменений и редакций, дошедшие до нас старые и молодые авестийские тексты затем передавались устно в течение нескольких столетий, пока в конечном итоге не были отредактированы и записаны в период Сасанидов, сформировав Авесту в том виде, в котором мы имеем ее сегодня. [12]
Зороастрийская литература
[ редактировать ]Помимо канонических текстов на авестийском языке, зороастризм имеет большую литературу на среднеперсидском языке . Наиболее важными из них являются « Бундахишн» , сборник зороастрийской космогонии, и « Денкард» , форма энциклопедии зороастризма. Эти тексты не считаются Священными Писаниями, но они содержат некоторые дополнительные материалы Авесты, отсутствующие в дошедшем до нас тексте. Это связано с тем, что значительная часть Авесты была утеряна после исламского завоевания Ирана и последующей маргинализации зороастризма . [23] Таким образом, резюме и ссылки, сделанные в среднеперсидской литературе на эти утраченные тексты, являются дополнительным источником по авестийскому периоду. [24]
История
[ редактировать ]География
[ редактировать ]
Староавестийские части Авесты не содержат названий географических мест, которые можно было бы идентифицировать с какой-либо степенью уверенности. [25] [26] Более поздняя иранская традиция определяет Айрианем Ваеджах как дом первых иранцев и место рождения Заратустры.Однако нет единого мнения о том, где могла находиться Айрианем Вайджа и было ли это реальным или мифологическим местом. [27] Поэтому попытки определить местонахождение древнеавестийского общества часто зависят от предполагаемой хронологии текста.Сторонники ранней хронологии относят Заратустру и его последователей к Средней Азии или Восточному Ирану, тогда как сторонники поздней хронологии иногда помещают его в Западный Иран. [28]
С другой стороны, младоавестийская часть текста содержит ряд географических ссылок , которые можно отождествить с современными местами и, следовательно, позволяют очертить географический горизонт авестийского народа. [29] Принято считать, что эти топонимы сконцентрированы в восточных частях Большого Ирана , вокруг современных стран Афганистана и Таджикистана . [30] [31]
Хронология
[ редактировать ]В современной науке ведутся длительные споры о хронологии авестийского периода, особенно о жизни Заратустры как его важнейшем событии. Хотя относительная хронология между временем Заратустры и хронологией его общины в младоавестийский период установлена с некоторой уверенностью, мнения об ее абсолютном месте во времени значительно изменились за последние десятилетия. Что касается относительной хронологии, общепринято считать, что младоавестийский период отражает значительное лингвистическое, социальное и культурное развитие по сравнению с его древнеавестийским предшественником. [32] Поэтому ученые считают, что для объяснения этих различий необходима разница во времени в несколько столетий. [33] Например, Джин Келлен дает оценку примерно в 400 лет. [34] тогда как Prods Oktor Skjaervo предполагает, что Старого и Молодого Авестия могут отделять 300–500 лет. [35]

- Примерный график авестийского периода (оценки по данным Prods Oktor Skjaervo). [36] ) по сравнению с несколькими регионами, населенными индоиранскими народами с 1500 г. до н.э. по 0 г. н.э. Диапазон древнеавестийского периода представляет собой диапазон неопределенности, а не продолжительность, т. е. Заратустра и его непосредственные последователи могли жить когда-то в течение указанного периода времени.
Что касается абсолютной хронологии, то в литературе можно встретить примерно два разных подхода; Поздняя и ранняя хронология.Поздняя хронология основана на довольно точной дате жизни Заратустры, относящей его к шестому веку до нашей эры.Таким образом, младоавестийский период отражает эллинистический или даже раннепарфянский период иранской истории.Эта дата появляется в некоторых греческих рассказах о жизни Заратутры, а также в более поздних зороастрийских текстах, таких как « Бундахишн» .Таким образом, дискуссия вокруг этой хронологии была сосредоточена на достоверности этих отчетов, причем такие ученые, как Уолтер Бруно Хеннинг , Илья Гершевич и Герардо Ньоли , приводили аргументы в ее пользу, тогда как другие критиковали их. [37] [38]
Ранняя хронология предполагает гораздо более ранние временные рамки авестийского периода: Заратустра жил где-то во второй половине второго тысячелетия до нашей эры (1500-1000 до н.э.), и, следовательно, молодой авестийский период отражает первую половину первого тысячелетия до нашей эры. (1000–500 гг. до н. э.). [36] Эта ранняя хронология иногда подтверждается более ранней датировкой жизни Заратустры, которая, хотя и дает неправдоподобно раннюю дату - 6000 лет до Ксеркса , предполагает, что греки изначально поместили Заратустру в далекое прошлое. [39] Кроме того, в пользу ранней хронологии обычно выдвигаются две группы аргументов. Во-первых, многочисленные и сильные параллели между Старым Авестием и ранним ведическим периодом , который, как предполагается, сам по себе отражает вторую половину второго тысячелетия до нашей эры. [40] Например, и старый авестийский язык, и язык Ригведы по прошло лишь ограниченное время . -прежнему очень близки, что позволяет предположить, что с тех пор, как они отделились от своего общего протоиндоиранского предка, [41] Более того, оба изображают общество полукочевых скотоводов, не упоминают Железо, используют колесницы и регулярно совершают набеги скота . [42] [43] Во-вторых, в младоавестийских текстах отсутствует какое-либо заметное персидское или мидийское влияние, что указывает на то, что большая их часть была создана до возникновения империи Ахеменидов . [44] [45] [46] [47] В результате многие, особенно более поздние, исследования теперь поддерживают раннюю хронологию авестийского периода. [48] [49] [50] [51]
Археология
[ редактировать ]
Современная археология раскопала богатейшие данные о поселениях и культурах Средней Азии и Большого Ирана в авестийский период, т. е. от среднего бронзового века до возвышения Ахеменидов . [52] Однако привязка этих данных к литературным источникам Авесты остается затруднительной. Это связано с вышеупомянутой неопределенностью текстов относительно того, когда и где они были созданы. В результате любое отождествление конкретного археологического памятника или культуры с частями Авесты сопряжено с риском возникновения замкнутого круга рассуждений. [53] Таким образом, современные ученые в значительной степени ограничиваются интерпретацией материала Авесты только в рамках более широкого контура иранской истории, в частности, движения иранских племен на юг из евразийских степей в южную часть Центральной Азии и, в конечном итоге, на иранское нагорье в эпоху поздней бронзы. Эпоха и ранний железный век. [54]
В связи с скотоводством, заметным в древнеавестийском материале, с андроновской культурой . предполагается связь этого периода [55] Что касается периода младоавестийцев, интерес вызывает регион южной части Центральной Азии. [56] Это связано с переходом от скотоводческого к оседло- земледельческому образу жизни, что отмечается для времени между Старым и Младоавестийским периодом, и взаимодействием авестийцев со скотоводческими степными культурами , что указывает на продолжающуюся близость к степным областям в течение младоавестийский период.
В эпоху бронзы южная часть Центральной Азии была домом для выдающейся городской цивилизации с обширными торговыми сетями на юге. Однако в середине второго тысячелетия до нашей эры произошли серьезные преобразования в этой области: городские центры были заменены более мелкими поселениями и переход к смешанной аграрно-пастбищной экономике с прочными связями с северными степными регионами. [57] Обычно это рассматривается как результат миграции иранских племен из степи. [58] В этом контексте одним из кандидатов в авестийское общество является тазабагьябская культура в районе Хорезма . [59] Иногда это связывают с местонахождением Айрианем Ваеджа , который зороастрийская традиция называет ранней родиной иранцев и местом зарождения зороастрийской веры. [60] Другая археологическая культура, вызвавшая интерес в качестве кандидата в авестийское общество, — это культура Яз , также известная как Сине-Гробница или культурный комплекс Расписной Посуды Ручной Работы. [57] Это связано с тем, что это также связано с распространением на юг иранского населения степного происхождения, наличием методов ведения сельского хозяйства, сложившихся у младоавестийского общества, и отсутствием мест захоронений, что указывает на зороастрийскую практику Небесного захоронения . [61]
Культура
[ редактировать ]Общество
[ редактировать ]Древнеавестийский период
[ редактировать ]
Древнеавестийские тексты отражают точку зрения скотоводческого общества. [62] Корова имеет первостепенное значение и считается священной . [63] Помимо крупного рогатого скота в текстах упоминается домашний скот, такой как овцы и козы. Гиппофорические имена, такие как Виштаспа , Поурушаспа и Гекатаспа ( аспа , «лошадь»), показывают ценность, придаваемую лошадям. Кроме того, камелофорные названия, такие как Заратустра и Фрахаостра ( уштра , «верблюд»), показывают важность двугорбого верблюда , животного, хорошо приспособленного к суровым условиям степных и пустынных регионов Центральной Азии. [64]
Родство воспринимается как концентрические круги, самым внутренним из которых является семья ( xvaētu ), за ним следует клан ( vərəzə̄na ), а самым внешним — племя ( airyaman ). [65] Эти группы родства могут быть связаны с географическими различиями: семья живет в одном доме ( dəmāna ), клан живет в поселении ( vīs ), а племя совместно живет на земле ( dahyu ). [66] Существует четкое разграничение между жрецами, с одной стороны, и воинами-пастухами, с другой. Однако неясно, разделена ли более поздняя группа дальше, как в родственных молодых авестийских и ведических обществах . [67] В незороастрийском древнеавестийском обществе священников обычно называют карапан , тогда как исполняющий обязанности священника называют заотар (сравните санскрит : хотар ), а мантры произносятся священниками, называемыми моран (сравните санскрит : мантрин ). [66]
Здесь нет упоминания о верховой езде, но несколько намеков на колесницы и гонки на колесницах есть . Древние авестийцы владели металлообработкой. Как и в древневедическом термине «металлические айи» , значение древнеавестийского термина «айя» неизвестно, но его интерпретировали как медь/бронзу, что соответствует обстановке в бронзовом веке . [68] [69]
Молодой авестийский период
[ редактировать ]Тексты младоавестийцев представляют существенно иную точку зрения. Общество в настоящее время в основном ведет оседлый образ жизни, и неоднократно упоминаются поселения и более крупные здания. [70] Сельское хозяйство занимает очень видное место, и в текстах упоминаются такие виды деятельности, как вспашка, орошение, посев, сбор урожая и веяние. Упоминаются такие зерна, как ячмень ( ява ) и пшеница ( гантума ). В Вендидаде конкретно говорится, что «кто сеет зерно, сеет Ашу » и что это эквивалентно «десяти тысячам Йэнхэ хатам мантр ». Кроме того, практикуется горный отгон крупного рогатого скота, овец и коз, и каждый сентябрь отмечается праздник, похожий на Алмабтриб ( айярима , въезд ), после которого скот зимой содержится в конюшнях. [71]
Молодое авестийское общество имеет схожие концентрические круги родства; семья ( нмана ), клан ( вис ) и племя ( занту ). Вместе с термином для обозначения земли ( дахью ) они связаны с древнеавестийскими географическими различиями. В настоящее время существует четкое трехстороннее деление общества на священников ( авестийский : āθravan , санскрит : aθaravan , « жрец огня »), воинов ( авестийский : raθaēštar , санскрит : raθešta , «тот, кто стоит в raθa » ) и простолюдинов ( vāstryō.fšuyant , «тот, кто откармливает скот на пастбищах»). [72] Несмотря на то же деление и одинаковые общие термины, существующие в ведическом обществе, конкретные названия жрецов , воинов и простолюдинов различны, что может отражать независимое развитие двух систем. [73] В Авесте есть единственный отрывок, в котором упоминается четвертый класс, а именно ремесленники ( хуити ). [74]
Общество кажется очень воинственным, и имеются многочисленные упоминания о сражениях с кочевыми налетчиками. [75] Армия организована на уровне кланов и племен. [76] Они идут в бой с поднятыми знаменами. [77] Вожди ездят на колесницах, а простолюдины сражаются пешими, а воины верхом на лошадях. Оружие включает копья, булавы и короткие мечи. О логистике не упоминается, а военные кампании, вероятно, организовывались лишь в небольших масштабах. [76]
В младоавестийском обществе уже в полной мере присутствует ряд черт, связанных с зороастризмом, таких как убийство вредных животных , законы чистоты, почитание собаки и сильная дихотомия между добром и злом. [73] Большое внимание уделяется деторождению, а сексуальная деятельность, не способствующая этой цели, такая как мастурбация, гомосексуальность и проституция, решительно осуждается. [78] Одним из наиболее ярких элементов младоавестийского общества было поощрение браков ближайших родственников ( xᵛae.tuuadaθa ), даже между прямыми родственниками. Хотя неясно, в какой степени его практиковали простые люди, предполагалось, что этот обычай был частью процесса формирования идентичности , в котором обычаи тесно связанных индоиранских групп были намеренно перевернуты. [79]
Личность
[ редактировать ]Люди Авесты постоянно используют термин Арья ( авестийский : 𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 , airiia ) как самоназвание. В Западном Иране этот же термин ( древнеперсидский : 𐎠𐎼𐎡𐎹 , арияʰ ) появляется в 6-5 веках до нашей эры в нескольких надписях Дария и Ксеркса . В этих надписях использование слова «Арья» уже указывает на ощущение более широкого, общего культурного пространства, и современные ученые интерпретируют авестийскую и древнеперсидскую «Арья» как выражение особой иранской идентичности. [80] [81] Однако эта идентификация Арьи с иранцем зависит от контекста.
С одной стороны, термин Арья ( санскрит : आर्य , arya ) также появляется в древней Индии как самоназвание народа Вед . Люди Авесты и Вед имеют широкий спектр лингвистических, социальных, религиозных и культурных сходств и, должно быть, в какое-то более раннее время образовали единый народ . [82] Тем не менее, несмотря на непосредственную близость авестийских и ведических арьев, неясно, поддерживали ли эти два народа какое-либо дальнейшее взаимодействие, поскольку ни в Авесте, ни в Ведах не содержится однозначного упоминания о другой группе.
С другой стороны, в Авесте упоминается ряд людей, с которыми арии находились в постоянном контакте, а именно Турии, Сайрима, Сайну и Дахи. Несмотря на четкое разграничение между ариями Авесты и этими другими группами, все они кажутся ираноязычными народами. [83] [84] Турии — это туранцы из более поздних легенд, которые, как говорят, живут где-то за рекой Окс . С другой стороны, Сайрима и Дахи были связаны с сарматами. [85] и Дахэ , [86] основано на лингвистическом сходстве, тогда как идентичность сайнов неизвестна. Ученые поэтому связывают эти народы с ираноязычными кочевниками , обитавшими в степной зоне севера Средней Азии. [87]
Религия
[ редактировать ]Религиозные реформы Заратустры происходили в контексте древнеиранского язычества . Прямых источников о религиозных верованиях иранских народов до Заратустры нет, но ученые могут опираться на зороастрийскую полемику и использовать сравнения с ведической религией Древней Индии. Существует ряд сходств между зороастризмом и ведической религией в ритуальной сфере, что позволяет предположить, что они восходят к общему индоиранскому прошлому . [88] Точная природа реформ Заратустры остается предметом споров среди ученых, но враждебность, которую испытывала ранняя зороастрийская община, предполагает, что они были существенными. [89] Главной мишенью критики Заратустры был иранский культ даэвов . [90] Эти сверхъестественные существа появляются в ведической религии, а затем и в индуизме как обычные боги , и предполагается, что когда-то они также были богами иранских народов. [91]
Древнеавестийский период
[ редактировать ]Помимо критики иранского культа Дэва, реформы Заратустры сосредоточены вокруг верховного божества по имени Мазда ( авестийский : 𐬨𐬀𐬰𐬛𐬃 , Мудрый ) или Ахура ( авестийский : 𐬀𐬵𐬎𐬭𐬋 , Господь ), а также фундаментальной оппозиции между добром и злом. Таким образом, учение Заратустры содержит как монотеистические, так и дуалистические элементы. [92] Нет единого мнения о происхождении Мазды, которая не фигурирует в ведической религии. Некоторые ученые полагают, что он может быть религиозным нововведением Заратустры, в то время как другие полагают, что он представляет собой раннее иранское нововведение, отличное от ведической традиции, или что он является иранским аналогом ведического Варуны . [93] [94] Дуализм, выраженный в Гатах, существует как в контрасте между Ашей ( авестийский : 𐬀𐬴𐬀 , истина ) и Друджем ( авестийский : 𐬛𐬭𐬎𐬘 , обман ), а также между Воху Манах ( добрый ум ) и Ака Манах ( плохой ум ). Хотя Аша и Друдж имеют аналоги в ведических Рите и Друхе, обе концепции играют более заметную и расширенную роль в мышлении Заратустры. [95] Гаты используют термин Ахура как для Мазды, так и для некоторых связанных с ним сверхъестественных существ. [96] Как и Дэвы, Ахуры имеют в Древней Индии эквивалент Асуров . Хотя в древневедический период и дэвы, и асуры считались богами, последние стали демонизироваться в поздневедический период, и этот процесс аналогичен демонизации дэвов в Древнем Иране.
Молодой авестийский период
[ редактировать ]Религия, выраженная в младоавестийских текстах, уже демонстрирует основные элементы, связанные с зороастризмом. [97] Дуализм древнеавестийских текстов теперь выражается в божественной сфере как противостояние между Ахура Маздой ( Мудрым Господом ), имя которого ныне закрепилось, и Ангра-Майнью ( авестийский : 𐬀𐬢𐬭𐬀⸱𐬨𐬀𐬌𐬥𐬌𐬌𐬎 , Злым Духом ), который не непосредственно появляются в Гатах. Однако самым разительным отличием от древнеавестийских текстов является наличие большого количества божеств, называемых язата ( авестийское : 𐬫𐬀𐬰𐬀𐬙𐬀 , достойное поклонения ). [98] Эти божества добавляют ярко выраженный политеистический элемент. в религию [99] Некоторые из этих божеств имеют аналоги в ведической религии, тогда как другие могут быть иранскими нововведениями. [100] Нет единого мнения о том, как и почему эти божества появляются в младоавестийский период. С одной стороны, такие ученые, как Мэри Бойс, считают, что это представляет собой продолжение учения Заратустры. С другой стороны, такие ученые, как Илья Гершевич, утверждали, что зороастризм - это синкретическая религия, образовавшаяся в результате слияния строго дуалистического учения Заратустры с практиками политеистических иранских общин, которые были поглощены по мере распространения веры. [101]
Мировоззрение
[ редактировать ]
Люди Авесты представляли, что мир разделен на семь регионов , Хафт Кешвар. [103] Шесть из этих областей расположены концентрически вокруг центральной области, называемой xvaniraθa. Этот центральный континент является домом авестийского народа. Это выражено, например, в «Михр Яшт» , где описывается, как Митра пересекает гору Хара и обозревает Айрйошаяну, т. е. земли, населенные айриями, и семь областей (Йит. 10.12-16, 67). [104] Таким образом, гора Хара находится в центре обитаемого мира. Вокруг ее вершины вращаются Солнце, Луна и звезды, а мифическая река Аредви Сура Анахита с ее вершины впадает в мировой океан Ворукаша .
Когда иранцы вступили в контакт с цивилизациями Древнего Ближнего Востока , их географические знания и кругозор значительно расширились. Следовательно, на их мировоззрение повлияло мировоззрение этих других народов. Например, сасаниды часто использовали четырехчленное деление Земли, вдохновленное греками. Тем не менее, мировоззрение авестийского периода оставалось общим и в исламский период , когда иранские ученые, такие как аль-Бируни, соединили знания о сферической Земле с иранской концепцией семи регионов. [105]
Эпическая традиция
[ редактировать ]
В Авесте можно найти многочисленные намеки на поэзию, мифологию, рассказы и фольклор ранних иранцев. В частности , Абан Яшт, Дрвасп Яшт, Рам Яшт, Ден Яшт и Замьяд Яшт, часто называемые легендарными Яштами, содержат большое количество упоминаний. [106] Однако самым крупным источником является « Бундахишн» , сборник зороастрийской космогонии средневековья, написанный на пехлеви .
Авеста представляет долгую историю иранцев, начиная с династии Пишдадиев , за которой последовала династия Каянидов . Последним из каянцев является Виштаспа , ранний принявший зороастризм и важный покровитель Заратустры. Важной частью этих историй является борьба между иранцами (Айрия) против их заклятых врагов туранцев (Турия). их царь Франрасян и его, в конечном итоге, безуспешные попытки приобрести у них Хварену В частности, очень подробно описан . В целом эти истории считаются в первую очередь мифическими. Такие персонажи, как Йима , Третаона и Кауи Усан, имеют аналоги в ведических Яме , Трите и Кавья Ушанах и, следовательно, должны восходить к общему индоиранскому периоду. Тем не менее, некоторые элементы могут содержать историческую информацию. Одним из примеров является возможная память о родстве между иранскими народами, выраженная через трех сыновей Третаона, а именно Иража (Айрия), Тура (Турия) и Сарма (Сайрима). [107] [108] Другой пример — историчность каянов. Хотя ранние ученые в основном признавали их историчность, более поздние мнения по этому вопросу варьируются в широком диапазоне. [109]
Элементы этих историй и их персонажи занимают видное место во многих более поздних иранских текстах, таких как « Бахман-наме» , «Борзу-нама» , « Дараб-нама» , « Куш-нама» , а также наиболее заметно в иранском национальном эпосе « Шахнаме» .Влияние авестийского периода на иранскую литературную традицию в целом было настолько существенным, что Элтон Л. Дэниел пришел к выводу: «Его истории были настолько богатыми, подробными, последовательными и значимыми, что их стали воспринимать как записи реальных событий – настолько, что они почти полностью вытеснил в коллективной памяти подлинную историю древнего Ирана». [110]
См. также
[ редактировать ]- Авестийская география
- Ведический период , его индуистский аналог
- Индоиранцы
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эта датировка авестийского периода отражает мнение недавних ученых. Более подробное обсуждение хронологии и других возможных датировок см. ниже.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дэниел 2012 , с. 51: «Помимо своей религиозной мысли, авестийцы также внесли свой вклад в другой непреходящий аспект иранской культуры — эпическую традицию».
- ^ Шмитт 2000 , с. 25: «Языковая форма авестийских текстов в целом неоднородна; можно выделить две основные группы, которые в отдельных пунктах могут быть выделены не только хронологически, но и диалектологически[.]».
- ^ Скьяерво 1995 , стр. 160-161: «Поэтому нет оснований полагать, что тексты, содержащиеся в младшей Авесте, принадлежат хотя бы к тому же веку».
- ^ Витцель 2000 , с. 10: «Поскольку свидетельства младоавестийских топонимов столь ясно указывают на более восточное местоположение, Авеста в наши дни снова понимается как восточноиранский текст, область композиции которого включала, по крайней мере, Систан/Арахозию, Герат. , Мерв и Бактрия.».
- ^ Брайант 2001 , с. 130: «Ранее дата шестого века до нашей эры, основанная на греческих источниках, была принята многими учеными, но теперь она полностью отвергнута современными специалистами в этой области».
- ^ Malandra 2009 , «Споры по поводу даты Зарауштры долгое время были помехой для зороастрийских исследований. Если и существует что-то, приближающееся к консенсусу, так это то, что он жил примерно в 1000 году до нашей эры плюс-минус столетие или около того [...]».
- ^ Скьяерво 1995 , с. 158 «Ввиду нехватки исторических источников крайне важно оценить свидетельства Авесты, священной книги зороастрийцев, по крайней мере некоторые части которой на несколько столетий предшествуют древнеперсидским надписям».
- ^ де Ваан и Мартинес Гарсия 2014 , стр. 3.
- ^ Хоффманн 1989 , с. 90: «Маздаяснианские жрецы, которые были в состоянии декламировать тексты Авесты, должно быть, достигли Персии. Потому что не существует ни одного текста Авесты, известного за пределами юго-западной иранской, то есть персидской, традиции [...]. мы предполагаем, произошло достаточно рано, то эти тексты, должно быть, во все большей степени передавались жрецами, которые уже не были носителями авестийского языка.
- ^ Шмитт 2000 , с. 25: «Языковая форма авестийских текстов в целом неоднородна; можно выделить две основные группы, которые в отдельных пунктах могут быть выделены не только хронологически, но и диалектологически».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скьяерво 2009 , стр. 46.
- ^ Хоффманн 1996 , с. 34: «Однако некоторые связные текстовые фрагменты Java поверхностно ассимилируются с Aav., особенно за счет использования конечных долгих гласных (§5,2); язык этих фрагментов можно назвать псевдоальтавестическим (=pseudo-aav). ".
- ^ Хумбах 1991 , с. 7.
- ^ Hintze 2014 , «Как и другие части Авесты, включая младоавестийские разделы Ясны, Висперада, Видевдада и Хорде Авесты, Яшты создавались на протяжении всего древнеиранского периода в устной культуре жреческого состава, которая была живой и продуктивной. до тех пор, пока жрецы могли овладеть авестийским языком».
- ^ де Ваан и Мартинес Гарсия 2014 .
- ^ Скьяерво 2011 , с. 59: «Древнеавестийские тексты кристаллизовались, возможно, где-то в конце второго тысячелетия до н. короли».
- ^ Скьяерво 1995 , с. 163: «Наконец, некоторые части «Молодой Авесты», в частности «Видевдад», демонстрируют грамматические особенности, весьма сходные с таковыми в позднем древнеперсидском, то есть тексты, состоящие из «правильных слов с неправильным грамматическим окончанием»».
- ^ Скьяерво 1995 , стр. 166.
- ^ Шмитт 2000 , с. 26: «Другие тексты имеют гораздо более низкий ранг и демонстрируют очень непоследовательный и часто грамматически неправильный язык, что ясно показывает, что авторы текстов или составители их вообще больше не понимали».
- ^ Boyce 2014 : «[T] вот и другие, которые, по-видимому, были составлены после синкретического отождествления Ардви Суры с семитской богиней Анаитис. [...] Окончательная версия лингвистически гармонична; но литературное качество сильно различается: от несколько поистине поэтических строк в архаичных частях и запинающийся авестийский язык последних дополнений».
- ^ Хоффманн 1996 , с. 36: «После падения Сасанидов в результате исламского завоевания (651 г. н.э.) для Авесты наступил период упадка. В этот «постсасанидский период упадка» большая часть Авесты была потеряна».
- ^ Бойс 1990 , с. 4: «Несколько важных книг Пехлеви состоят в основном или частично из отрывков из занда утраченных авестийских насков, часто цитируемых поименно; и сравнивая их с зандом дошедших до нас текстов, становится возможным довольно уверенно отличить перевод от перефразировок и комментарии и, таким образом, получить знания о недостающих доктринальных и повествовательных авестийских произведениях».
- ^ Бойс 1996 , с. 250: «Фраваси почитаются также отдельными людьми в землях Музии, Раоздии, Тани, Аухви и АпахСирии. Как было сказано: «Мы терпим муки Тантала по поводу этих имен, тайна которых, вероятно, всегда будет ускользать от нас» .Можно только предполагать, что они принадлежали областям на отдаленном северо-востоке в какой-то отдаленный период в предыстории этой области».
- ^ Грене 2015 , с. 21: «Содержит ли Авеста какие-либо достоверные сведения о месте, где жил «настоящий» Заратустра (т. е. человек, неоднократно упомянутый в Гатах)? Ответ — нет».
- ^ Vogelsang 2000 , стр. 49: «Дополнительной проблемой является вопрос, все ли земли, упомянутые в списке, относятся к реальному географическому положению, или, по крайней мере, в некоторых случаях мы имеем дело с мифическими названиями, не имеющими прямого отношения к конкретному региону. Подобная точка зрения часто высказывалась в отношении имени и фамилии в списке: Айрианем Ваеджа (№ 1) и Упа Аодаешу Рангхая (№ 16)».
- ^ Грене 2015 , стр. 22-24.
- ^ Грене 2015 , с. 21: «Можем ли мы определить региональный и, в определенной степени, археологический контекст, в котором его последователи жили несколько столетий спустя, прежде чем они вошли в письменную историю? Ответ определенно да».
- ^ Витцель 2000 , с. 48: « Список Vīdẽvdaδ , очевидно, был составлен или отредактирован кем-то, кто считал Афганистан и окружающие его земли домом всех арийцев ( airiia ), то есть всех (восточных) иранцев, с Airiianem Vaẽjah в качестве их центра».
- ^ Фогельсанг 2000 , с. 58: «В списке описаны земли, расположенные к северу, западу, югу и востоку от гор современного Афганистана».
- ^ Дэниел 2012 , с. 46: «Общество авестийского народа было во многих отношениях простым, но оно значительно изменилось в период от древнеавестийских к младоавестийским временам».
- ^ Хинтце 2015 , с. 38: «Лингвистические, литературные и концептуальные характеристики позволяют предположить, что Старая (Э) Авеста предшествует Молодой (Э) Авесте на несколько столетий».
- ^ Келленс 1989 , с. 36.
- ^ Скьяерво 1995 , стр. 162.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скьяерво 2012 , стр. 2.
- ^ Шахбази 1977 , стр. 25-35.
- ^ Стаусберг 2008 , с. 572.
- ^ Бойс 1996 , с. 191: «Следовательно, сам пророк процветал на несколько столетий раньше, и это согласуется с тем фактом, что греки в VI веке узнали о нем от персов как о личности, принадлежащей огромной, далекой древности».
- ^ Брайант 2001 , с. 130: «Самые древние части Авесты, представляющие собой совокупность текстов, сохраняющих древний канон иранской зартустрийской традиции, лингвистически и культурно очень близки к материалу, сохранившемуся в Ригведе».
- ^ Хумбах 1991 , с. 73: «Хотя древнеавестийский (в его первоначальной форме) и ведический язык несколько отличаются друг от друга фонетически, они еще не сильно развились друг от друга».
- ^ Бойс 1996 , с. 14: «Там нет ни одного сравнения с вспашкой почвы - нет упоминания о плуге или кукурузе, времени посева или жатве, хотя о таких вещах много говорится в Младшей Авесте».
- ^ Шварц 1985 , с. 662: «Поразителен тот факт, что в древнейших авестийских текстах, Гатах, которые, как мы видели, изобилуют изображениями крупного рогатого скота, кажется, мало или вообще нет упоминаний о сельском хозяйстве».
- ^ Скьяерво 1995 , стр. 166 «Тот факт, что древнейшие млавестийские тексты, очевидно, не содержат упоминаний о западном Иране, включая Мидию, по-видимому, указывает на то, что они были составлены в восточном Иране до того, как мидийское господство достигло этого региона».
- ^ Бойс 1996 , с. 191: «Если бы все было иначе и если бы зороастризм в зачаточном состоянии был перенесен к Мидянам и Персам, этот имперский народ неизбежно нашел бы упоминание в его религиозных произведениях».
- ^ Фогельсанг 2000 , с. 62 «Все вышеизложенные наблюдения указывают на дату составления списка Видевдата, которая на значительное время предшествует приходу в Восточный Иран персидских Ахеаменидов (около 550 г. до н.э.)».
- ^ Grenet 2005 , стр. 44-45 «Трудно представить, что текст был составлен где-либо, кроме Южного Афганистана и позже середины VI века до нашей эры».
- ^ Стаусберг 2002 , с. 27 «В недавних исследованиях также время от времени упоминается «Позднее датирование». Однако сегодня большинство исследователей склоняются к «раннему датированию».
- ^ Келленс 2011 , стр. 35-44 «За последние десять лет постепенно возник общий консенсус в пользу размещения Гат около 1000 г. до н.э. [...]».
- ^ Дэниел 2012 , с. 47: «Однако недавние исследования поставили под сомнение эту датировку и географическое положение. [...] В целом кажется вероятным, что Зороастр и авестийский народ процветали в восточном Иране гораздо раньше (где-то с 1500 г.). до 900 г. до н. э.), чем когда-то считалось.».
- ^ Люлье и Бороффка 2018 .
- ^ Скьяерво 1995 , с. 158: «Конечно, когда мы используем археологию и историю для датировки Авесты, мы не можем развернуться и использовать Авесту для датировки тех же самых археологических и исторических событий, и наоборот».
- ^ Хинтце 2015 , с. 38: «Хотя в настоящее время невозможно сопоставить археологические и лингвистические данные, наиболее вероятной исторической моделью является то, что иранские племена двинулись на юг, в Иран, примерно в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. Происхождение Авесты и Тогда зороастрийская религия совпадала бы с религией авестийского языка и ранних иранцев, предположительно обитавших в южной части Центральной Азии».
- ^ Грене 2015 , с. 22: «Принимая во внимание все обстоятельства, наши хронологические и культурные параметры склонны предполагать размещение Заратустры (или, по крайней мере, «Гатской общины») в северных степях в период бронзового века, до миграции иранских племен на юг, таким образом отдавая предпочтение некоторому варианту андроновской скотоводческой культуры современного Казахстана около 1500–1200 гг. до н.э.».
- ^ Кузьмина 2008 , гл. Археологические культуры юга Центральной Азии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Люлье 2019 .
- ^ Kuzmina 2007 .
- ^ Boyce 1996 , стр. 3-4: «Более того, лингвистические данные показывают, что его дом, должно быть, находился среди иранцев северо-востока; и вполне вероятно, что его собственный народ (известный как «авестийский народ» из название зороастрийских писаний, Авесты) в конечном итоге поселились в Хорезмии, земле вдоль нижнего течения Окса».
- ^ Фогельсанг 2000 , с. 9: «Землю Айрианем Ваеджа, которая описывается в тексте как земля крайнего холода, часто отождествляли с древней Хорезмией».
- ^ Kuzmina 2007 , p. 430.
- ^ Дэниел 2012 , с. 46: «Нет никаких указаний на то, что городская жизнь или торговля и коммерция имели какое-либо значение в древнеавестийский период».
- ^ Дэниел 2012 , с. 47: «Экономика была в основном основана на выпасе скота; люди занимались скотоводством, крупный рогатый скот служил основной единицей экономического обмена, а корова почиталась как священная».
- ^ Шмитт 1979 , стр. 337–348.
- ^ Скьяерво 1995 , стр. 167.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойс 2011 , с. 63.
- ^ Скьяерво 1995 , с. 168: «Первоначальное значение этого слова, возможно, было «бронза», но его точное значение в Гатах определить невозможно».
- ^ Witzel 1995 , «Следующая важная археологическая дата — это появление железа около 1200 г. до н. э. Впервые оно упоминается во втором старейшем тексте, Атхарваведе, как «черный металл» ( кришна айас, ́syama айас ), в то время как Ригведа знает только сам айас «медь/бронза».».
- ^ Скьяерво 1995 , с. 169: «Архитектурные образы играют важную роль: колонны, поддерживающие «высокие» здания, балки, подъезды и т. д., являются явным признаком оседлого общества».
- ^ Шварц 1985 , стр. 658-663.
- ^ Шварц 1985 , стр. 650-651.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойс 2011 , с. 66.
- ^ Шварц 1985 , с. 651.
- ^ Бойс 2011 , с. 65: «В ходе этих событий развилось более воинственное общество «младшего авестийца».».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шахбази 2011 , с. 489.
- ^ Шварц 1985 , с. 654.
- ^ Дэниел 2012 : «Интересно, что многие обычаи авестийского народа, похоже, были почти намеренно созданы для того, чтобы укрепить чувство идентичности народа, отличного от неаранийцев и даже других арийцев».
- ^ Келленс 2005 , стр. 233-251.
- ^ Гноли 2006 , с. 504: «Надписи Дария I [...] и Ксеркса, в которых перечислены различные провинции империи, ясно дают понять, что между концом VI века и серединой V века до нашей эры персы уже осознавали свою принадлежность к арии «иранской» нации».
- ^ Бэйли 2011 , стр. 681-683.
- ^ Бойс 1996 , с. 104: «В Фарвадин Яшт, 143-4, среди иранцев выделяются пять подразделений, а именно айрия (термин, который авестийский народ, по-видимому, использует по отношению к себе), туирья, сайрима, сайну и дахи».
- ^ Шварц 1985 , с. 648: «Хотя очевидно, что на иранских диалектах говорили по всему Востоку, и, как мы видели, обширная территория рассматривается Авестой как арийская, мы находим людей, носящих иранские имена, которые классифицируются как принадлежащие к народам, отличным от иранских. (Айрьяс).».
- ^ Бэйли 2011 , с. 65: "На скифском поле следует упомянуть два имени. Сарматы есть в Авесте Сайрима-, а есть еще савроматаи. Этима этих двух имен несколько сложна. Сарматы сохранились в Зор. Пахле. slm *salm (-l- обозначает -l-, а не -r-, Бундашин ТД 2, 106.15).".
- ^ Бэйли 1959 , с. 109: «Народ, называемый этническим названием Иран. даха-, ныне встречающийся в древнеперсидском даха, помещенном перед сакой в надписи Ксеркса (Персополис h 26), уже давно известен. Аккадская форма — да-а-ан * даха-. Авестийское *даха- засвидетельствовано в фем. дахи;- это эпитет земель в Яште 13.143-4 есть список аирьянам... туирьянам... сайриманам... сайнинам... дахинам... получаем: Арья-, Турия-, Сарима-, Шайни-, Даха-, как названия народов, известных в ранней ектении Яшта 13.».
- ^ Дэниел 2012 , с. 52: «Они также включали рассказы о каянских царях, кульминацией которых стало правление Кави Виштаспа (Гоштасп) и война между иранцами и их естественными врагами, туранцами (вероятно, кочевым народом на севере Ирана, позже отождествленным с турками). ).".
- ^ Gnoli 2012 , «В высшей степени ритуальный характер ведической религии и религиозного мира, в котором посредством реакции и преднамеренного противодействия утвердилось послание Зороастра, имеет ряд общих моментов».
- ^ Фольц 2013 , с. 61: «Очевидно, идеи Зороастра часто рассматривались как угроза, поскольку в Авесте и других местах есть намеки на то, что его миссионеров преследовали и даже убивали».
- ^ Ахмади 2019 .
- ^ Herrenschmidt 2011 , «То, что они были национальными богами, подтверждается тем фактом, что к ним обращались с помощью иранских версий выражений, распространенных в ведической риторике, например, daēuua-/maṧiia-: devá-/martya-, vispa-daēuua -: вишва- дева-, и даэууо.зушта-: деваджушта-.".
- ^ Бойд и Кросби 1979 .
- ^ Хинтце 2015 , с. 33.
- ^ Койпер 1976 .
- ^ Стаусберг 2002 , с. 95.
- ^ Скьяерво 2012 , с. 12: «В Старой Авесте божественные существа называются «господинами» (ахура, древнеиндийский асура), среди них небесный огонь, сын Ахура Мазды, но они по большей части анонимны».
- ^ Скьяерво 1995 , с. 169: «В религии мы впервые находим намеки на хорошо известный с более поздних времен космологический миф: этапы сотворения Ахура Мазды; нападение агрессора Агры-Майнииу и его приход через раздел мира света и тьмы. [...] У нас также впервые есть описание конца времени, когда Астууат.арета поднимется из озера Касаойя, чтобы изгнать ложь из мира порядка (Yt 19). .».
- ^ Скьяерво 2012 , с. 12: «Молодавестийский термин, обозначающий «божество, бог» - это язата, буквально «достойный жертвоприношений» (только мужские божества), что является эпитетом Ахура Мазды в Старой Авесте (Ясна 41.3)».
- ^ Хинтце 2013 .
- ^ Скьяерво 1995 , с. 169: «Призываются или просто упоминаются многочисленные божества, большинство из которых унаследованы, но некоторые только иранского происхождения, такие как богини Аши и Друуаспа, которым поклонялись в Центральной Азии в кушанский период (Duchesne-Guillemin 1962: 240).».
- ^ Gershevitch 1967 , pp. 13-14.
- ^ Гершевич 1967 .
- ^ Бойс 1990 , стр. 16-17.
- ^ Gershevitch 1967 , pp. 79-80.
- ^ Шахбази 2012 , стр. 519-522: «Со временем и под влиянием астрономов семь климатов стали изображаться как семь участков земли над экватором и параллельно ему, каждый из которых принадлежит планете и связан с одним или два знака зодиака».
- ^ Хинтце 2014 .
- ^ Boyce 1996 , стр. 104–105: «Одноименные основатели второй и третьей групп фигурируют вместе с «Айрьей» в традиции Пехлеви как Эрек (старый *Airyaeca), Тук (*Tur(a)ca) и Сарм, которые представлены как три сына Фаредона, между которыми он разделил мир. В «Книге царей» они фигурируют как Эрадж, Тур и Салм, от которых Эрадж получил царство самого Ирана, Тур — земли на севере и востоке, и Салм. те, кто находился на западе; и, в конечном итоге, жители Тура, туранцы, были отождествлены с пришлыми тюрками, пришедшими на смену иранцам на этих землях».
- ^ Кузьмина 2007 , с. 174 «В иранских текстах идея о родстве всех ираноязычных языков отражена в легенде о том, как предок иранцев разделил землю между тремя сыновьями: Сайримой, праотцом савроматов (живавшим в исторический период от от Дона до Урала), Тур, от которого произошли турианцы (северная часть Средней Азии называлась Тураном), и младший сын Ирадж, родоначальник иранского населения (Кристенсен 1934).».
- ^ Скьяерво 2013 .
- ^ Дэниел 2012 , с. 47.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмади, Амир (2019). Культ даэвов в Гатах: идеологическая археология зороастризма . Иранские исследования. Том. 24. Рутледж. ISBN 978-0367871833 .
- Бейли, Гарольд В. (1959). «Иранская Арья и Даха». Труды Филологического общества . 58 : 71–115. дои : 10.1111/j.1467-968X.1959.tb00300.x .
- Бейли, Гарольд В. (2011). "Арья " Энциклопедия Ираника Том. II. Фонд Ираника.
- Бойс, Мэри (1990). Текстовые источники для изучения зороастризма (Текстовые источники для изучения религии) . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226069302 .
- Бойс, Мэри (1996). История зороастризма: ранний период . Брилл.
- Бойс, Мэри (2014). «Абан Яшт» . Энциклопедия Ираника . Том. I. Фонд Ираника. стр. 60–61.
- Бойс, Мэри (2011). «Авестийский народ» . Энциклопедия Ираника . Том. III. Фонд Ираника. стр. 62–66.
- Бойд, Джеймс В.; Кросби, Дональд А. (1979). «Зороастризм дуалистический или монотеистический?» . Журнал Американской академии религии . 47 (4): 557–588. дои : 10.1093/jaarel/XLVII.4.557 . JSTOR 1462275 – через JSTOR.
- Брайант, Эдвин (2001). Поиски истоков ведической культуры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 131.
- Дэниел, Элтон Л. (2012). История Ирана . Гринвуд. ISBN 978-0313375095 .
- Фольц, Ричард К. (2013). Религии Ирана: от предыстории до современности . Публикации Oneworld. ISBN 978-1780743080 .
- Гейгер, Вильгельм (1884). «Отечество и эпоха Авесты и ее культура». Труды Королевской Баварской академии наук . 2 :315-385.
- Гершевич, Илья (1967). Авестийский гимн Митре . Издательство Кембриджского университета.
- Гершевич, Илья (1968). «Старая иранская литература». В Боббине, Б. (ред.). Справочник востоковедения . Брилл. стр. 1–32. дои : 10.1163/9789004304994_001 . ISBN 9789004304994 .
- Ньоли, Герардо (1980). Время и родина Зороастра: исследование истоков маздеизма и связанных с ним проблем . Восточный университетский институт.
- Ноли, Герардо (2012). «Индоиранская религия» . Энциклопедия Ираника Том. XIII. Фонд Ираника. стр. 100-1 97–100.
- Ньоли, Герардо (2006). «Иранская идентичность ii. Доисламский период» . Энциклопедия Ираника . Том XIII. Фонд Ираника. стр. 504–507.
- Грене, Франц (2005). «Подход археолога к авестийской географии». В Кертисе, Веста Сархош; Стюарт, Сара (ред.). Рождение Персидской империи, том I. ИБТаурис. ISBN 978-0-7556-2459-1 .
- Грене, Франц (2015). «Время и Родина Заратустры - географические перспективы». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан С.-Д.; Тессманн, Анна (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Джон Вили и сыновья, ООО ISBN 9781118785539 .
- Херреншмидт, Кларисса (2011). «Дайва » Энциклопедия Ираника Том. VI. Фонд Ираника. стр. 100-1 599–602.
- Хинтце, Альмут (2013). «Монотеизм по зороастрийскому пути» . Журнал Королевского азиатского общества . 24 (2): 225–249. JSTOR 43307294 – через JSTOR.
- Хинтце, Альмут (2014). «Яшт» . Энциклопедия Ираника . Фонд Ираника.
- Хинтце, Альмут (2015). «Время и Родина Заратустры - лингвистические перспективы». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан С.-Д.; Тессманн, Анна (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Джон Вили и сыновья, ООО ISBN 9781118785539 .
- Хоффманн, Карл (1996). Авестическая теория звука и флексии (на немецком языке). Инсбрук: Институт лингвистики Инсбрукского университета.
- Хоффманн, Карл (1989). Сасанидский архетип - Исследования орфографии и фонетической формы авестийского языка (на немецком языке). Райхерт Верлаг. ISBN 9783882264708 .
- Хомаюн, Насер Т. (2004). Харазм: Что я знаю об Иране? . Бюро культурных исследований. ISBN 964-379-023-1 .
- Хумбах, Хельмут (1991). Гаты Заратустры и другие древнеавестийские тексты . Карл Винтер Universitätsverlag.
- Келленс, Джин (1989). «Авестик». В Шмитте, Рюдигер (ред.). Сборник иранских языков . Доктор Людвиг Райхерт Верлаг.
- Келленс, Джин (2011). «Авеста I. Обзор истории и содержания книги» . Энциклопедия Ираника . Том. III. Фонд Ираника.
- Келленс, Джин (2005). «Айрии – это уже не арии: они уже иранцы» . Арии, арийцы и иранцы в Средней Азии . Ассоциация Боккара.
- Койпер, FBJ (1976). «Ахура «Мазда» «Господь Мудрость»?» . Индо-иранский журнал . 18 (1–2): 25–42. дои : 10.1163/000000076790079465 . JSTOR 24652589 – через JSTOR.
- Кузьмина, Елена Евгеньевна (2007). Дж. П. Мэллори (ред.). Происхождение индоиранцев . Брилл. ISBN 978-90-474-2071-2 .
- Кузьмина, Елена Евгеньевна (2008). Виктор Х. Майр (ред.). Предыстория Шелкового пути (Встречи с Азией) . Пенсильванского университета Press, Inc. ISBN 978-0812240412 .
- Люлье, Джоанна; Бороффка, Николаус, ред. (2018). Тысячелетие истории: Железный век на юге Центральной Азии (2-е и 1-е тысячелетия до н.э.)Материалы конференции, состоявшейся в Берлине (2014 г.) . Археология в Иране и Туране, Группа 17. Берлин: Дитрих Раймер Верлаг. ISBN 978-3-496-01594-9 .
- Люлье, Джоанна (2019). «Схема расселения в Центральной Азии в эпоху раннего железного века» . Городские культуры Центральной Азии от бронзового века до Караханидов: выводы и выводы новых археологических исследований и открытий. Материалы Первого международного конгресса по археологии Центральной Азии, состоявшегося в Бернском университете (1-е изд.). Харрасовиц Верлаг. стр. 115–128. дои : 10.2307/j.ctvrnfq57.12 . ISBN 9783447111690 . JSTOR j.ctvrnfq57.12 .
- Маландра, Уильям В. (2006). «Вендидад и. Обзор истории и содержания текста» . Энциклопедия Ираника . Фонд Ираника.
- Маландра, Уильям В. (2009). «Зороастр II. Общий обзор» . Энциклопедия Ираника . Фонд Ираника.
- Маландра, Уильям В. (2018). Фравардин Яшт: Введение, перевод, текст, комментарий, глоссарий . Древний Иран. Том. 8. Академический паб «Брилл». ISBN 978-1949743036 .
- Скьяерво, П. Октор (1995). «Авеста как источник по ранней истории иранцев». В Эрдоси, Джордж (ред.). Индоарийцы Древней Южной Азии . Де Грютер. ISBN 9783110144475 .
- Скьяерво, П. Октор (2011). «Авестийское общество». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199390427 .
- Скьяерво, П. Октор (2013). «Каяниан xiv. Каяниды в западной историографии » Энциклопедия Ираника Том. II. Фонд Ираника.
- Скьяерво, П. Октор (2009). «Старый иранец». В Виндфуре, Гернот (ред.). Иранские языки . Рутледж. ISBN 9780203641736 .
- Скьяерво, П. Октор (2012). Дух зороастризма . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-17035-1 .
- Шмитт, Рюдигер (2000). «Языки древнеиранского периода». Иранские языки в истории и современности . Доктор Людвиг Райхерт Верлаг Висбаден. ISBN 3895001503 .
- Шмитт, Рюдигер (1979). «Авестийские имена». Иранская книга личных имен, том I: Старые иранские имена . Издательство Австрийской академии наук. ISBN 978-3-7001-0300-4 .
- Шварц, Мартин (1985). «Древневосточное иранское мировоззрение согласно Авесте». В Гершевич И. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 2: Медианный и ахеменидский периоды . Издательство Кембриджского университета. стр. 640–663. дои : 10.1017/CHOL9780521200912.014 . ISBN 9781139054935 .
- Шахбази, Алиреза Шапур (1977). «Объяснение «традиционной даты Зороастра»» . Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 40 (1): 25–35. дои : 10.1017/S0041977X00040386 . JSTOR 615820 . S2CID 161582719 .
- Шахбази, Алиреза Шапур (2012). «Хафт Кешвар » Энциклопедия Ираника Том. XI. Фонд Ираника.
- Шахбази, Алиреза Шапур (2011). «Армия и. Доисламский Иран» . Энциклопедия Ираника Том. II. Фонд Ираника.
- Стаусберг, Майкл (2008). «О состоянии и перспективах изучения зороастризма». Нумен . 55 (5): 561–600. дои : 10.1163/156852708X310536 . S2CID 143903349 .
- Стаусберг, Майкл (2002). Религия Заратуштры: история – современность – ритуалы . Том 1 (1-е изд.). В. Кольхаммер ГмбХ. ISBN 978-3170171183 .
- Ваан, Майкл; Мартинес Гарсия, Хавьер (2014). Введение в авестийский язык (PDF) . Брилл. ISBN 978-90-04-25777-1 .
- Фогельсанг, Виллем (2000). «Шестнадцать земель Видевдата – Айрианем Ваеджа и родина иранцев». Персика . 16 . дои : 10.2143/ПЕРС.16.0.511 .
- Витцель, Майкл (2000). «Дом ариев». Ин Хинце, А.; Тичи, Э. (ред.). Праздничное письмо Йоханны Нартен к ее 70-летию (PDF) . Дж. Х. Роэлл. стр. 283–338. doi : 10.11588/xarep.00000114 (неактивен 25 апреля 2024 г.).
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - Витцель, Майкл (1995). «Истоки ранней санскритизации и развитие государства Куру» . Электронный журнал ведических исследований . 1 (4): 1–27. дои : 10.11588/ejvs.1995.4.823 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]