Jump to content

Денкард

Денкард : или Денкарт ( среднеперсидский 𐭣𐭩𐭭𐭪𐭠𐭫𐭲 «Деяния религии») представляет собой сборник зороастрийских верований и обычаев 10-го века того времени. Денкард в значительной степени считается «Энциклопедией маздеизма». [1] и является ценным источником зороастрийской литературы, особенно во время ее среднеперсидской версии. Денкард , но по-прежнему считают его не считают священным текстом Большинство зороастрийцев достойным изучения.

Название, традиционно данное сборнику, отражает фразу из колофонов , в которой говорится о карт / кард , от авестийского karda, означающего «действия» (также в смысле «главы»), и dēn , от авестийского daena , буквально «озарение». или «откровение», но чаще переводится как «религия». Соответственно, ден-карт означает «религиозные действия» или «действия религии». Неоднозначность -карт или -кард в названии отражает орфографию письма Пехлеви , в котором буква ⟨t⟩ иногда может обозначать /d/.

Дата и авторство

[ редактировать ]

Отдельные главы различаются по возрасту, стилю и авторству. Авторство первых трех книг приписывается колофонам священнику 9-го века Адурфарнбагу-и Фаррохзадану , как указано в последней главе книги 3. Из этих трех книг сохранилась только большая часть третьей. Историк Жан де Менас предлагает [ нужна ссылка ] что это выживание было результатом передачи инфекции через других людей. [ по мнению кого? ] Первые три книги были отредактированы и фактически частично реконструированы. [2] около 1020 года, неким Адурбадом Эмеданом из Багдада , [2] который также является автором остальных шести книг. [ нужна ссылка ] Рукопись «B» (MS. «B 55», B означает Бомбей), которая является основой для большинства сохранившихся копий и переводов, датирована 1659 годом. От других копий сохранились только фрагменты.

Денкард . примерно современен основным Бундахишна текстам

Структура и содержание

[ редактировать ]

Первоначально Денкард насксами содержал девять книг или томов, называемых , причем первые две и часть третьего не сохранились. Однако сам Денкард содержит краткое изложение насков из других сборников, таких как «Хихрдад» из Авесты , которые в противном случае утеряны.

Естественные подразделения книг таковы: книги 3–5 посвящены рациональной апологетике , книга 4 – моральной мудрости, а книги 7–9 – экзегетическому богословию . [2]

Книга 3, состоящая из 420 глав, представляет собой почти половину сохранившихся текстов. Жан де Менас отмечает [ нужна ссылка ] что, должно быть, работали несколько разных авторов, поскольку стиль и язык сборника неоднородны. Однако авторы едины в своей полемике против «плохих религий», которые они не забывают называть поименно ( благоразумное избегание любого упоминания ислама исключением является ).

Большинство глав третьей книги короткие, по две-три страницы каждая. Темы, освещенные подробно, хотя и редки, часто также затрагивают проблемы, за которые зороастрийцы того периода подвергались резкой критике, такие как брак с ближайшим родственником (глава 80). Хотя на первый взгляд кажется, что в книге 3 нет систематической организации текстов, глава, посвященная принципам зороастрийской космогонии (гл. 123), является центральной темой, вокруг которой тематически выстроены другие главы. [ нужна ссылка ]

В последней главе книги 3 упоминаются две легенды: одна, в которой Александр уничтожает копию Авесты , и другая, в которой греки переводят Авесту на свой язык. [2]

Книга 4, самый короткий (и наиболее беспорядочно организованный) том в коллекции, посвящена главным образом искусству и науке. Тексты по этим темам перемежаются главами, объясняющими философские и богословские концепции, такие как концепция Амеша Спентас , в то время как другие главы посвящены истории и религиозному вкладу монархов Ахеменидов и Сасанидов .

Книга 4 также содержит перечень произведений из Греции и Индии и «раскрывает иностранное влияние, начиная с III века». [2] Последняя глава Книги 4 заканчивается главой, объясняющей необходимость практиковать хорошие мысли, слова и дела, а также влияние, которое они оказывают на загробную жизнь.

Книга 5 посвящена вопросам, поступающим от приверженцев других вероисповеданий.

Первая половина Книги 5, названная «Книга Дайламита», адресована мусульманину Якубу бин Халеду, который, по-видимому, запросил информацию о зороастризме. Большая часть этого раздела представляет собой краткое изложение истории (с зороастрийской точки зрения) мира до появления Зороастра и влияния его откровений. Затем за историей следует краткое изложение догматов веры. По словам Филиппа Жину , этот раздел «явно националистический и персидский по своей ориентации, выражающий надежду на восстановление Маздея перед лицом ислама и его арабских сторонников». [2]

Вторая половина книги 5 представляет собой серию из 33 ответов на вопросы, заданные неким Бокст-Марой, христианином . Тринадцать ответов касаются возражений, выдвинутых Бокст-Марой по вопросам ритуальной чистоты . Основная часть оставшегося материала посвящена свободе воли и эффективности добрых мыслей, слов и дел как средства борьбы со злом.

Книга 6 представляет собой сборник андарзов (литературный жанр, букв. «совет», «совет»), анекдотов и афоризмов, воплощающих общую истину или проницательные наблюдения. Большинство сочинений в книге 6 представляют собой короткие дидактические предложения, посвященные морали и личной этике.

Структурно книга разделена на разделы, отличающиеся друг от друга вводными формулами. В тематических подразделениях, определенных Шаулем Шакедом, [3] первая часть посвящена религиозной тематике с упором на преданность и благочестие. Второе и третье связаны с этическими принципами, причем третий, возможно, раскрывает аристотелевские ценности. Четвертую часть можно условно разделить на разделы, каждый из которых посвящен определенному человеческому качеству или деятельности. Пятая часть включает в себя краткое изложение двадцати пяти функций или условий человеческой жизни, организованных в пять категорий: судьба, действие, обычай, сущность и наследование. Пятая часть также включает перечисление имен авторов, которые, возможно, когда-то составляли последнюю часть книги. В сохранившейся форме книга имеет шестую часть, которая, как и первая, посвящена религиозным темам.

Книга 7 посвящена «легенде о Зороастре», но выходит за рамки жизни пророка. Легенда о Зороастре, как она представлена ​​в Денкарде, немного отличается от подобных легенд (например, представленных в современных «Избраниях Задспрама» и более позднем «Зардошт-наме» ) тем, что она представляет историю пророка как аналогию Ясна Церемония .

Тематические и структурные подразделения [1] : 64  следующие:

  1. Период человеческой истории, начинающийся с Кайомара , в зороастрийской традиции идентифицируемый как первый царь и первый человек, и заканчивающийся династией Каянидов . Этот раздел книги 7 по существу такой же, как и тот, который кратко изложен в первой части книги 5, но дополнительно представляет Зороастра как манифестное изображение хварры (авестийское: kavaēm kharēno , «[божественная] [царская] слава»), которая накопилась во время в тот раз.
  2. Родители Зороастра и его зачатие.
  3. Младенчество Зороастра и тщетные попытки убить его, вплоть до первого общения Зороастра с Ормуздом и встречи с Доброй Мыслью, Амешой Спента Бахман (авестийский: Воху Манах ).
  4. Откровение Зороастра, полученное во время его семи бесед с Ормуздом; последующие чудеса против даэвов ; возрождение коня Виштаспа (авестийское: Вистаспа ) и последующее обращение царя; видение Зороастра.
  5. Жизнь Зороастра от обращения Вистаспа до смерти Зороастра, включая его открытия в области науки и медицины.
  6. Чудеса, последовавшие за смертью Зороастра
  7. История Персии до исламского завоевания с упором на несколько исторических или легендарных личностей.
  8. Пророчества и предсказания до конца тысячелетия Зороастра (которое заканчивается через тысячу лет после его рождения), включая пришествие первого спасителя и его сына Ушетара.
  9. Чудеса тысячи лет Ушетара до прихода Ушетармы.
  10. Чудеса тысячи лет Ушетармы до прихода Саошьянта .
  11. Чудеса пятидесяти семи лет Саошьянта до Фрашгирда , окончательного обновления мира.

Книга 8 представляет собой комментарий к различным текстам Авесты , точнее, к сасанидскому архетипу Авесты. Книга 8 представляет особый интерес для исследователей зороастризма, поскольку части канона были утеряны, и Денкард, по крайней мере, позволяет определить, какие части отсутствуют и что эти части могли содержать. Денкард также включает в себя перечисление разделов Авесты, что когда-то послужило основанием для предположения, что сохранилась только четверть текстов. В 20 веке было установлено, что подразделения Денкарда также учитывали переводы и комментарии эпохи Сасанидов; однако они не считались частью Авесты.

Книга 9 представляет собой комментарий к гатическим молитвам Ясны 27 и Ясны 54. Вместе они составляют четыре самых священных заклинания зороастризма: ахуна вайрья (Ясна 27.13), Ашем Воху (Ясна 27.14), йенге хатам (Ясна 27.15). и айрьяман ишья (Y 54.1).

Библиография

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жан де Менас (1958). Маздейская энциклопедия: Денкарт. Четыре конференции проведены в Парижском университете под эгидой фонда «Ратанбай Катрак» . Париж: Press Universitaires de France.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Филипп Жину (1996). «Денкард». Энциклопедия Ираника . Том. 7. Коста Меса: паб Mazda.
  3. ^ Шакед, Шауль (1995). От зороастрийского Ирана к исламу: исследования по истории религии и межкультурным контактам 1 . Брукфилд: Эшгейт.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1cbf1558362e209c9c845b3ec7304e22__1714329720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/22/1cbf1558362e209c9c845b3ec7304e22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Denkard - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)