Фраваши
Фраваши ( авестийский : 𐬟𐬭𐬀𐬎𐬎𐬀𐬴𐬌 , латинизированный: fravaṣ̌i , / f r ə ˈ v ɑː ʃ i / ) — авестийский термин, обозначающий зороастрийскую концепцию личного духа человека, мертвого, живого или еще нерожденного. Фраваши ») в материальный мир , человека посылает урван (часто переводится как « душа чтобы вести битву добра со злом. Утром четвертого дня после смерти урван возвращается в свои фраваши , где собирается его опыт в материальном мире, чтобы помочь следующему поколению в их борьбе между добром и злом .
В произведениях зороастрийской традиции 9/10 века, книгах Пехлеви , авестийские фраваши продолжаются как среднеперсидские фравард (и -w-формы, фравард и т. д.), фравахр , фраваш или фравакш . [1] Последние дни года, называемые фравардиган (сравните новоперсидский фарвардин , первый месяц персидского календаря), посвящены фравашису . Первый месяц года, а также 19-й день каждого месяца считаются находящимися под защитой фраваши и названы в его честь . Символ зороастризма в виде крылатого диска традиционно интерпретируется как изображение фраваши .
Этимология
[ редактировать ]слово фраваши Обычно считается, что имеет корень вар- «выбирать». Из реконструированного *fravarti (группы /rt/ в авестийском языке обычно появляются как /š/) фраваши может тогда означать «тот, кто был избран (для возвышения)». Тот же корень в значении «выбирать/исповедовать веру» встречается в слове fravarane , названии зороастрийского кредо .
другие значения var- Другие интерпретации принимают во внимание : либо как var- «покрывать», что в бахуврихи с fra- «охранять» обеспечивает «защитную доблесть», либо как производное от var- «забеременеть», что дает «способствующего рождению, духа рождения». Одна из интерпретаций считает, что это происходит от слова vart — «поворот», отсюда «отворачивание, уход, смерть». В « Посланиях Задспрама» , экзегетическом труде X века, фраваши происходит от слова fra-vaxsh «расти». [2]
В Священном Писании
[ редактировать ]Как и большинство других зороастрийских , язатов фраваши не упоминаются в Гатах . Самое раннее упоминание о них находится в древнеавестийской Ясне Хаптангхаити ( Y. 37), которая включает в себя призывание «фраваши праведников » ( ашаван ). В главе 57 Ясны фраваши . отвечают за движение Солнца, Луны и звезд (и будут делать это до обновления этого мира), а также за питание вод и растений и защиту нерожденного ребенка в утробе матери .
Основным источником информации о фраваши является Яшт 13 ( фравардин Яшт ), гимн, обращенный к ним и в котором они предстают как существа, населяющие стратосферу, помогающие и защищающие тех, кто им поклоняется, и в фраваши котором представлены на том же уровне, что и меньшие язата с. [3] Яшт 13 — один из восьми «великих» яштов , а также самый длинный текст в сборнике, состоящий из 158 стихов, а также один из наиболее хорошо сохранившихся. [4] Это также второй по частоте произношения Яшт (после Яшт 1 до Мазды). [4] В написании гимна участвовали несколько разных авторов, и его литературное качество неравномерно; в то время как некоторые стихи богаты традиционными поэтическими фразами, другие представляют собой тупо подражательную прозу. [3] Часто повторяемый кшнуман (формулярный призыв) в Яште 13 звучит так: «Мы поклоняемся добрым, сильным, щедрым фраваши праведников ( ашаван )».
Яшт 13 начинается с космогонической главы, в которой Создатель Ахура Мазда изображается как признающий, что материальное творение было осуществлено с помощью «многих сотен, многих тысяч, многих десятков тысяч» «могучих, победоносных фраваши » (13.1- 2). Более того, Мазда признает, что без помощи фраваши скот и люди были бы потеряны в Ангра-Майнью . «Эта декларация совершенно неортодоксальна и не подкреплена никаким другим текстом». [3] Стихи 14-15, а также несколько других стихов, разбросанных по тексту, описывают, как фраваши продолжают поддерживать материальный мир и человечество на этапе после сотворения мира. Стихи 16-17, как и некоторые другие более поздние стихи, прославляют их воинскую доблесть и помощь в битве, где они призываются. В стихе 20 содержится указание запомнить их призывы, чтобы иметь возможность призвать их в случае необходимости. [3]
В 13.49-52 гимн обращается к функции фраваши по отношению к умершим. Говорят , что там фраваши умерших возвращаются в свои (прежние) дома в последние дни года (Хамаспатмаедая, фравардиган ), надеясь, что им поклонятся и получат подарки, в обмен на которые они благословляют тех, кто там живет. Этот раздел ( карда ), известный священникам по вступительным словам как йа вишата , также появляется в Сирозе 1/2 и нескольких афринаганах , особенно в Арда Фраваш («праведный фраваш») и Дахман ( язата молитвы), и поэтому это часто цитируемый отрывок. [3] В Ют. 13.65-68 фраваши связаны с процветанием и ежегодно стремятся к тому, чтобы «семье, поселению, племени и стране» шел дождь. Стихи 149 и 155 также связаны с урваном мертвых и предлагают поклонение как урвану , так и фраваши как отдельным частям нематериальной природы смертного. [5] И хотя в некоторых отрывках говорится, что они обладают воинским мастерством, в других местах (13.49-52, 13.96-144) они являются ровесниками относительно беспомощного урвана . [6] Эта совпадающая идентификация встречается и в других частях Авесты, например, в Ясне 16.7, где она явно выражена. [7]
По мнению Мэри Бойс, вызывающие недоумение аномалии Яшта 13 являются остаточными следами культа фраваши , который она определяет как форму поклонения предкам и/или культа героев, развившегося во время (того, что она называет) «иранской героической эпохи» ( ок. . 1500 г. до н. э.). [8]
По традиции
[ редактировать ]
нет физического описания фраваши , Хотя в Авесте считается фаравахар , что , один из самых известных символов зороастризма, является его изображением. Присвоение названия (которое происходит от среднеиранского слова фраваши ) этому символу, вероятно, является более поздним развитием. В авестийского языка грамматике фраваши безошибочно принадлежат женскому полу, а символ фаравахара — явно мужскому.
В денкардском мифе о зачатии Зороастра ( Dk. , 7.2.15-47) его фравахр ниспосылается с небес в уникальном домашнем растении, чтобы соединиться на земле с его смертным телом ( тану ) и назначенной славой ( xwarrah ). [9] В мифе о сотворении Бундахишна рассказывается басня, в которой фраваши предоставляется выбор: либо оставаться под защитой Ахура Мазды, либо родиться смертными, страдая, но также помогая добиться поражения Ангра-Майнью. Фраваши материального показывают будущее до создания мира гетик . Предложение Ормазда о безопасности посредством бездействия отвергается, и фраваши соглашаются войти в материальный мир в качестве активных союзников в битве со злом ( GBd. 34.12f). [10] В другом космологическом мифе ( Задспрам 3.2-3), когда Ангра-Майнью врывается в сотворенный мир, фраваши собираются на краю неба, чтобы заточить его. [9] , «Денкард» « Шиканд гуманический вичар» , «Меног и храт» , «Зацпрам» и несколько других работ вместе включают в себя обширную богословскую экзегезу о различии между гетик и менок (материальным и нематериальным) аспектами творения, а также между фравардом и урваном . [11]
В иерархии язатов фраваши являются помощниками Амеша Спента Хаурватат ( среднеперсидский : Хордад ) «Целостности», особыми владениями которого являются «Воды» (авестийский Апо , среднеперсидский: Абан ).
В посвящениях названий дней зороастрийского календаря фраваши честь управляют 19-м днем месяца и первым месяцем года, и оба названы в фравардов . Пересечением именин месяца и именинника являются именины фравардов . Этот праздник фарвардин джашан особенно отмечают зороастрийцы, потерявшие родственника в предыдущем году. Кроме того, четвертая стража ( гах ) двадцатичетырехчасового дня, от захода солнца до полуночи, находится под защитой фравардов .
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Бойс 2001a , с. 195.
- ^ Бэйли 1943 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с д и Бойс 2001b , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Бойс 2001b , с. 199.
- ^ Бойс 2001b , с. 201.
- ^ Бойс 2001a , с. 196.
- ^ Бойс 2001a , с. 197.
- ^ Бойс 2001a , стр. 195–198.
- ^ Jump up to: а б Бойс 2001b , с. 197.
- ^ Бейли 1943 , стр. 108–109.
- ^ Бейли 1943 , стр. 97–118.
- Цитируемые работы
- Бейли, Гарольд Уолтер (1943), Зороастрийские проблемы в книгах девятого века , Лекции Ратанбая Катрака, Оксфорд: Кларендон .
- Бойс, Мэри (2001a), «Фраваши», Энциклопедия Ираника , том. 10, Коста Меса: Mazda, стр. 195–199.
- Бойс, Мэри (2001b), «Фравардин Яшт», Энциклопедия Ираника , том. 10, Коста Меса: Mazda, стр. 199–201 .
- Маландра, Уильям (1971), Фраваши Яшт , Анн-Арбор: университетские микрофильмы
- Нартен, Джоанна (1985), «Avestisch Frauuaši», Индо-Иранский журнал , 28 : 35–48, doi : 10.1163/000000085790081930