Jump to content

Фраваши

Фраваши ( авестийский : 𐬟𐬭𐬀𐬎𐬎𐬀𐬴𐬌 , латинизированный: fravaṣ̌i , / f r ə ˈ v ɑː ʃ i / ) — авестийский термин, обозначающий зороастрийскую концепцию личного духа человека, мертвого, живого или еще нерожденного. Фраваши ») в материальный мир , человека посылает урван (часто переводится как « душа чтобы вести битву добра со злом. Утром четвертого дня после смерти урван возвращается в свои фраваши , где собирается его опыт в материальном мире, чтобы помочь следующему поколению в их борьбе между добром и злом .

В произведениях зороастрийской традиции 9/10 века, книгах Пехлеви , авестийские фраваши продолжаются как среднеперсидские фравард (и -w-формы, фравард и т. д.), фравахр , фраваш или фравакш . [1] Последние дни года, называемые фравардиган (сравните новоперсидский фарвардин , первый месяц персидского календаря), посвящены фравашису . Первый месяц года, а также 19-й день каждого месяца считаются находящимися под защитой фраваши и названы в его честь . Символ зороастризма в виде крылатого диска традиционно интерпретируется как изображение фраваши .

Этимология

[ редактировать ]

слово фраваши Обычно считается, что имеет корень вар- «выбирать». Из реконструированного *fravarti (группы /rt/ в авестийском языке обычно появляются как /š/) фраваши может тогда означать «тот, кто был избран (для возвышения)». Тот же корень в значении «выбирать/исповедовать веру» встречается в слове fravarane , названии зороастрийского кредо .

другие значения var- Другие интерпретации принимают во внимание : либо как var- «покрывать», что в бахуврихи с fra- «охранять» обеспечивает «защитную доблесть», либо как производное от var- «забеременеть», что дает «способствующего рождению, духа рождения». Одна из интерпретаций считает, что это происходит от слова vart — «поворот», отсюда «отворачивание, уход, смерть». В « Посланиях Задспрама» , экзегетическом труде X века, фраваши происходит от слова fra-vaxsh «расти». [2]

В Священном Писании

[ редактировать ]

Как и большинство других зороастрийских , язатов фраваши не упоминаются в Гатах . Самое раннее упоминание о них находится в древнеавестийской Ясне Хаптангхаити ( Y. 37), которая включает в себя призывание «фраваши праведников » ( ашаван ). В главе 57 Ясны фраваши . отвечают за движение Солнца, Луны и звезд (и будут делать это до обновления этого мира), а также за питание вод и растений и защиту нерожденного ребенка в утробе матери .

Основным источником информации о фраваши является Яшт 13 ( фравардин Яшт ), гимн, обращенный к ним и в котором они предстают как существа, населяющие стратосферу, помогающие и защищающие тех, кто им поклоняется, и в фраваши котором представлены на том же уровне, что и меньшие язата с. [3] Яшт 13 — один из восьми «великих» яштов , а также самый длинный текст в сборнике, состоящий из 158 стихов, а также один из наиболее хорошо сохранившихся. [4] Это также второй по частоте произношения Яшт (после Яшт 1 до Мазды). [4] В написании гимна участвовали несколько разных авторов, и его литературное качество неравномерно; в то время как некоторые стихи богаты традиционными поэтическими фразами, другие представляют собой тупо подражательную прозу. [3] Часто повторяемый кшнуман (формулярный призыв) в Яште 13 звучит так: «Мы поклоняемся добрым, сильным, щедрым фраваши праведников ( ашаван )».

Яшт 13 начинается с космогонической главы, в которой Создатель Ахура Мазда изображается как признающий, что материальное творение было осуществлено с помощью «многих сотен, многих тысяч, многих десятков тысяч» «могучих, победоносных фраваши » (13.1- 2). Более того, Мазда признает, что без помощи фраваши скот и люди были бы потеряны в Ангра-Майнью . «Эта декларация совершенно неортодоксальна и не подкреплена никаким другим текстом». [3] Стихи 14-15, а также несколько других стихов, разбросанных по тексту, описывают, как фраваши продолжают поддерживать материальный мир и человечество на этапе после сотворения мира. Стихи 16-17, как и некоторые другие более поздние стихи, прославляют их воинскую доблесть и помощь в битве, где они призываются. В стихе 20 содержится указание запомнить их призывы, чтобы иметь возможность призвать их в случае необходимости. [3]

В 13.49-52 гимн обращается к функции фраваши по отношению к умершим. Говорят , что там фраваши умерших возвращаются в свои (прежние) дома в последние дни года (Хамаспатмаедая, фравардиган ), надеясь, что им поклонятся и получат подарки, в обмен на которые они благословляют тех, кто там живет. Этот раздел ( карда ), известный священникам по вступительным словам как йа вишата , также появляется в Сирозе 1/2 и нескольких афринаганах , особенно в Арда Фраваш («праведный фраваш») и Дахман ( язата молитвы), и поэтому это часто цитируемый отрывок. [3] В Ют. 13.65-68 фраваши связаны с процветанием и ежегодно стремятся к тому, чтобы «семье, поселению, племени и стране» шел дождь. Стихи 149 и 155 также связаны с урваном мертвых и предлагают поклонение как урвану , так и фраваши как отдельным частям нематериальной природы смертного. [5] И хотя в некоторых отрывках говорится, что они обладают воинским мастерством, в других местах (13.49-52, 13.96-144) они являются ровесниками относительно беспомощного урвана . [6] Эта совпадающая идентификация встречается и в других частях Авесты, например, в Ясне 16.7, где она явно выражена. [7]

По мнению Мэри Бойс, вызывающие недоумение аномалии Яшта 13 являются остаточными следами культа фраваши , который она определяет как форму поклонения предкам и/или культа героев, развившегося во время (того, что она называет) «иранской героической эпохи» ( ок. . 1500 г. до н. э.). [8]

По традиции

[ редактировать ]
Графическое изображение, подобное резному в Персеполе .

нет физического описания фраваши , Хотя в Авесте считается фаравахар , что , один из самых известных символов зороастризма, является его изображением. Присвоение названия (которое происходит от среднеиранского слова фраваши ) этому символу, вероятно, является более поздним развитием. В авестийского языка грамматике фраваши безошибочно принадлежат женскому полу, а символ фаравахара — явно мужскому.

В денкардском мифе о зачатии Зороастра ( Dk. , 7.2.15-47) его фравахр ниспосылается с небес в уникальном домашнем растении, чтобы соединиться на земле с его смертным телом ( тану ) и назначенной славой ( xwarrah ). [9] В мифе о сотворении Бундахишна рассказывается басня, в которой фраваши предоставляется выбор: либо оставаться под защитой Ахура Мазды, либо родиться смертными, страдая, но также помогая добиться поражения Ангра-Майнью. Фраваши материального показывают будущее до создания мира гетик . Предложение Ормазда о безопасности посредством бездействия отвергается, и фраваши соглашаются войти в материальный мир в качестве активных союзников в битве со злом ( GBd. 34.12f). [10] В другом космологическом мифе ( Задспрам 3.2-3), когда Ангра-Майнью врывается в сотворенный мир, фраваши собираются на краю неба, чтобы заточить его. [9] , «Денкард» « Шиканд гуманический вичар» , «Меног и храт» , «Зацпрам» и несколько других работ вместе включают в себя обширную богословскую экзегезу о различии между гетик и менок (материальным и нематериальным) аспектами творения, а также между фравардом и урваном . [11]

В иерархии язатов фраваши являются помощниками Амеша Спента Хаурватат ( среднеперсидский : Хордад ) «Целостности», особыми владениями которого являются «Воды» (авестийский Апо , среднеперсидский: Абан ).

В посвящениях названий дней зороастрийского календаря фраваши честь управляют 19-м днем ​​месяца и первым месяцем года, и оба названы в фравардов . Пересечением именин месяца и именинника являются именины фравардов . Этот праздник фарвардин джашан особенно отмечают зороастрийцы, потерявшие родственника в предыдущем году. Кроме того, четвертая стража ( гах ) двадцатичетырехчасового дня, от захода солнца до полуночи, находится под защитой фравардов .

Цитаты
Цитируемые работы
  • Бейли, Гарольд Уолтер (1943), Зороастрийские проблемы в книгах девятого века , Лекции Ратанбая Катрака, Оксфорд: Кларендон .
  • Бойс, Мэри (2001a), «Фраваши», Энциклопедия Ираника , том. 10, Коста Меса: Mazda, стр. 195–199.
  • Бойс, Мэри (2001b), «Фравардин Яшт», Энциклопедия Ираника , том. 10, Коста Меса: Mazda, стр. 199–201 .
  • Маландра, Уильям (1971), Фраваши Яшт , Анн-Арбор: университетские микрофильмы
  • Нартен, Джоанна (1985), «Avestisch Frauuaši», Индо-Иранский журнал , 28 : 35–48, doi : 10.1163/000000085790081930
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a0db99cdc041d42a514d43d265bfe80__1713078300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/80/8a0db99cdc041d42a514d43d265bfe80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fravashi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)