Хаурватат
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Хаурватат /ˈhəʊrvətət/ (авестийский: 𐬵𐬀𐬎𐬭𐬎𐬎𐬀𐬙𐬁𐬙 haurvatāt ) — слово на авестийском языке, обозначающее зороастрийскую концепцию «целостности» или «совершенства».В постгатическом зороастризме Хаурватат был Амеша Спента, связанный с водой ( ср. апо ), процветанием и здоровьем.
Этимологически авестийский хаурватат происходит от индоиранского корня и лингвистически связан с ведическим санскритом сарватат «нетронутость, совершенство». Индоиранский корень, в свою очередь, имеет индоевропейское происхождение. В нашей эры зороастрийской традиции Хаурватат появляется как среднеперсидский Хордад , продолжающийся в новоперсидском языке как Хордад . В иранском гражданском календаре 1925 года, в котором приняты зороастрийского календаря названия месяцев , Хордад является названием третьего месяца года.
в авестийском языке Существительное хаурватат грамматически женского рода, и в Священных Писаниях божество Хаурватат является женской сущностью. Однако по традиции (К) Хордад считался мужчиной; это развитие объясняется потерей грамматического рода в среднеперсидском языке. В «Исиде и Осирисе» 46 Плутарх переводит Хаурватата как Πλοῦτος ploutos «богатство, богатство» и приравнивает божественность к « Плутусу », греческому богу богатства.
Писание
[ редактировать ]Гаты
[ редактировать ]Как и другие Амеша Спенты , Хаурватат уже засвидетельствован в Гатах , старейших текстах зороастризма и считается, что он был составлен самим Зороастром . И, как и большинство других принципов, Хаурватат не является однозначно сущностью этих гимнов. В отличие от четырех других Амеша Спентас, у Хаурватат нет постоянного эпитета, который в более поздних текстах Авесты становится элементом ее собственного имени.
Уже в Гатах Хаурватат тесно связан с Амеретат , Амеша Спента «Бессмертия». Обращаясь к Ахура Мазде в Ясне 34.11, пророк Зороастр восклицает, что «и Целостность, и Бессмертие предназначены для поддержания» в Царстве Божием. В этом же стихе, как и в Ясне 45.10 и 51.7, проводятся параллели между Амеретат и Хаурватат, с одной стороны, и «выносливостью и силой» — с другой.
Младшая Авеста
[ редактировать ]Отношения между Амеретат и Хаурватат перенесены в Младшую Авесту ( Ясна 1.2; 3.1; 4.1; 6.17; 7.26; 8.1 и т. д.; Яшт 1.15; 10.92). Младнеавестийские тексты намекают на соответствующую охрану растительной жизни и воды (сравнимо с намеком Гата на средства к существованию), но эти отождествления получили должное развитие только в более поздних традициях (см. ниже). Эти ассоциации также отражают зороастрийскую космологическую модель, в которой каждая из Амеша Спентас отождествляется с одним аспектом творения.
Противоположным двойником Хаурватата является демон ( даэва ) Таршна , «жажда», тогда как Амеретат — Шуд , «голод». Амеретат и Хаурватат - единственные две Амеша Спенты, которым еще не присвоен противоположный аналог в Гатах. В эсхатологических рамках Яшта 1.25 Амеретат и Хаурватат представляют собой награду праведникам после смерти ( ср. Аши и ашаван ). Хаурватат и Амеретат уничтожат демонов голода и жажды при окончательном обновлении мира ( Яшт 19.95-96).
В отличие от Амеретат, Хаурватат посвящена Яшту ( Яшт 4 ), и ее призывают как защитницу времен года и лет ( Яшт 4.0, Сироза 1.6, 2.6). В Яште 4.1 Хаурватат описывается как созданный Ахура Маздой для «помощи, радости, комфорта и удовольствия ашавана » . Праведники могут обратить демонов в бегство, призывая имя Хаурватат ( Яшт 4.2). В Яште 4.4 Хаурватат умоляет дать человечеству силу противостоять соблазнительным атакам Пайрик , дьявольских духов Ангра-Майнью .
Традиция
[ редактировать ]Благодаря ассоциации с растениями и водой Амеретат (МП: Амурдад ) и Хаурватат (МП: Хордад ) последовательно отождествляются с едой и питьем ( ср. Пропитание в Гатах выше), и традиционно это происходило из уважения к этим двум Амешам. Спентас (МП: Амешаспанд ), что еду следует принимать в тишине. В Книге Арда Вираф 23.6–8 праведный Вираз видит человека, наказанного в аду «за то, что он съел Хордада и Амурдада, незаконно болтая во время жевания».
В « Бундахишне» , зороастрийском повествовании о творении, завершенном в XII веке, Амеретат и Хаурватат появляются — вместе со Спентой Армаити (МП: Спендармад ), третьей женщиной Амешой Спентой — по левую руку от Ахура Мазды ( Бундахишн 26.8). Во всех зороастрийских писаниях и традициях эти три принципа наиболее последовательно отождествляются с творениями, которые они представляют: соответственно растительной жизнью, водой и землей. В Арда Вираф 35.13 три дочери Зороастра описаны как образы Армаити, Амеретат и Хаурватат.
В иерархии язата у Хаурватат есть помощники или помощники ( хамкары ) три меньших язата : Вата-Ваю ветра и атмосферы, Мантра Спента «обильных заклинаний» и Фраваши , полчища духов-хранителей.
В посвящениях имени дня и месяца зороастрийского календаря (составляющего основу календаря Джалали ) шестой день месяца и третий месяц года названы в честь Хаурватата/Хордада/Хордада/Хордада и находятся под ее защита. В иранском гражданском календаре 1925 года были восстановлены зороастрийские традиции названий месяцев, и, следовательно, Хордад также стал третьим месяцем в году, начиная с 22 мая (21 мая в високосные годы). Таким образом, этот календарь наиболее точно соответствует западной астрологии. Хордад совещается именно с Близнецами , прохождением Солнца через сегмент эклиптики 60-90 градусов от точки весеннего равноденствия .
Религиозность
[ редактировать ]Хаурватат-Амеретат ( Пахлави hrwdʼd ʼmwrdʼd ) появляется в текстах на согдийском языке как hrwwt mrwwt . [ нужна ссылка ] предположение о родстве с армянским хаврот маврот , но оно не подтверждено. Было высказано [ нужна ссылка ] Согласно исламской традиции, Аль-Коран упоминает двух ангелов, посланных в Вавилон (Вавилон) по имени Арут и Марут , чтобы проверить веру людей, поскольку они обучают колдовству и волшебству. Эти сущности заявили, что их послали проверить веру людей, прежде чем обучать их.
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1975), История зороастризма , том. 1, Лейден: Брилл, стр. 205–208.
- Бойс, Мэри (1983), «Амурдад», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 997–998.
- Дхалла, Манекджи Н. (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП, стр. 171–172
- Панаино, Антонио (2004), «Хордад» , Энциклопедия Ирана , том. 12, Коста Меса: Mazda, заархивировано из оригинала 6 октября 2007 г. , получено 2 июля 2007 г.