Jump to content

Хаурватат

Хаурватат /ˈhəʊrvətət/ (авестийский: 𐬵𐬀𐬎𐬭𐬎𐬎𐬀𐬙𐬁𐬙 haurvatāt ) — слово на авестийском языке, обозначающее зороастрийскую концепцию «целостности» или «совершенства».В постгатическом зороастризме Хаурватат был Амеша Спента, связанный с водой ( ср. апо ), процветанием и здоровьем.

Этимологически авестийский хаурватат происходит от индоиранского корня и лингвистически связан с ведическим санскритом сарватат «нетронутость, совершенство». Индоиранский корень, в свою очередь, имеет индоевропейское происхождение. В нашей эры зороастрийской традиции Хаурватат появляется как среднеперсидский Хордад , продолжающийся в новоперсидском языке как Хордад . В иранском гражданском календаре 1925 года, в котором приняты зороастрийского календаря названия месяцев , Хордад является названием третьего месяца года.

в авестийском языке Существительное хаурватат грамматически женского рода, и в Священных Писаниях божество Хаурватат является женской сущностью. Однако по традиции (К) Хордад считался мужчиной; это развитие объясняется потерей грамматического рода в среднеперсидском языке. В «Исиде и Осирисе» 46 Плутарх переводит Хаурватата как Πλοῦτος ploutos «богатство, богатство» и приравнивает божественность к « Плутусу », греческому богу богатства.

Как и другие Амеша Спенты , Хаурватат уже засвидетельствован в Гатах , старейших текстах зороастризма и считается, что он был составлен самим Зороастром . И, как и большинство других принципов, Хаурватат не является однозначно сущностью этих гимнов. В отличие от четырех других Амеша Спентас, у Хаурватат нет постоянного эпитета, который в более поздних текстах Авесты становится элементом ее собственного имени.

Уже в Гатах Хаурватат тесно связан с Амеретат , Амеша Спента «Бессмертия». Обращаясь к Ахура Мазде в Ясне 34.11, пророк Зороастр восклицает, что «и Целостность, и Бессмертие предназначены для поддержания» в Царстве Божием. В этом же стихе, как и в Ясне 45.10 и 51.7, проводятся параллели между Амеретат и Хаурватат, с одной стороны, и «выносливостью и силой» — с другой.

Младшая Авеста

[ редактировать ]

Отношения между Амеретат и Хаурватат перенесены в Младшую Авесту ( Ясна 1.2; 3.1; 4.1; 6.17; 7.26; 8.1 и т. д.; Яшт 1.15; 10.92). Младнеавестийские тексты намекают на соответствующую охрану растительной жизни и воды (сравнимо с намеком Гата на средства к существованию), но эти отождествления получили должное развитие только в более поздних традициях (см. ниже). Эти ассоциации также отражают зороастрийскую космологическую модель, в которой каждая из Амеша Спентас отождествляется с одним аспектом творения.

Противоположным двойником Хаурватата является демон ( даэва ) Таршна , «жажда», тогда как Амеретат — Шуд , «голод». Амеретат и Хаурватат - единственные две Амеша Спенты, которым еще не присвоен противоположный аналог в Гатах. В эсхатологических рамках Яшта 1.25 Амеретат и Хаурватат представляют собой награду праведникам после смерти ( ср. Аши и ашаван ). Хаурватат и Амеретат уничтожат демонов голода и жажды при окончательном обновлении мира ( Яшт 19.95-96).

В отличие от Амеретат, Хаурватат посвящена Яшту ( Яшт 4 ), и ее призывают как защитницу времен года и лет ( Яшт 4.0, Сироза 1.6, 2.6). В Яште 4.1 Хаурватат описывается как созданный Ахура Маздой для «помощи, радости, комфорта и удовольствия ашавана » . Праведники могут обратить демонов в бегство, призывая имя Хаурватат ( Яшт 4.2). В Яште 4.4 Хаурватат умоляет дать человечеству силу противостоять соблазнительным атакам Пайрик , дьявольских духов Ангра-Майнью .

Традиция

[ редактировать ]

Благодаря ассоциации с растениями и водой Амеретат (МП: Амурдад ) и Хаурватат (МП: Хордад ) последовательно отождествляются с едой и питьем ( ср. Пропитание в Гатах выше), и традиционно это происходило из уважения к этим двум Амешам. Спентас (МП: Амешаспанд ), что еду следует принимать в тишине. В Книге Арда Вираф 23.6–8 праведный Вираз видит человека, наказанного в аду «за то, что он съел Хордада и Амурдада, незаконно болтая во время жевания».

В « Бундахишне» , зороастрийском повествовании о творении, завершенном в XII веке, Амеретат и Хаурватат появляются — вместе со Спентой Армаити (МП: Спендармад ), третьей женщиной Амешой Спентой — по левую руку от Ахура Мазды ( Бундахишн 26.8). Во всех зороастрийских писаниях и традициях эти три принципа наиболее последовательно отождествляются с творениями, которые они представляют: соответственно растительной жизнью, водой и землей. В Арда Вираф 35.13 три дочери Зороастра описаны как образы Армаити, Амеретат и Хаурватат.

В иерархии язата у Хаурватат есть помощники или помощники ( хамкары ) три меньших язата : Вата-Ваю ветра и атмосферы, Мантра Спента «обильных заклинаний» и Фраваши , полчища духов-хранителей.

В посвящениях имени дня и месяца зороастрийского календаря (составляющего основу календаря Джалали ) шестой день месяца и третий месяц года названы в честь Хаурватата/Хордада/Хордада/Хордада и находятся под ее защита. В иранском гражданском календаре 1925 года были восстановлены зороастрийские традиции названий месяцев, и, следовательно, Хордад также стал третьим месяцем в году, начиная с 22 мая (21 мая в високосные годы). Таким образом, этот календарь наиболее точно соответствует западной астрологии. Хордад совещается именно с Близнецами , прохождением Солнца через сегмент эклиптики 60-90 градусов от точки весеннего равноденствия .

Религиозность

[ редактировать ]

Хаурватат-Амеретат ( Пахлави hrwdʼd ʼmwrdʼd ) появляется в текстах на согдийском языке как hrwwt mrwwt . [ нужна ссылка ] предположение о родстве с армянским хаврот маврот , но оно не подтверждено. Было высказано [ нужна ссылка ] Согласно исламской традиции, Аль-Коран упоминает двух ангелов, посланных в Вавилон (Вавилон) по имени Арут и Марут , чтобы проверить веру людей, поскольку они обучают колдовству и волшебству. Эти сущности заявили, что их послали проверить веру людей, прежде чем обучать их.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бойс, Мэри (1975), История зороастризма , том. 1, Лейден: Брилл, стр. 205–208.
  • Бойс, Мэри (1983), «Амурдад», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 997–998.
  • Дхалла, Манекджи Н. (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП, стр. 171–172
  • Панаино, Антонио (2004), «Хордад» , Энциклопедия Ирана , том. 12, Коста Меса: Mazda, заархивировано из оригинала 6 октября 2007 г. , получено 2 июля 2007 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0363cd5d235adfa5b5a08070417126af__1709767080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/af/0363cd5d235adfa5b5a08070417126af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haurvatat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)