Джалальский календарь
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2018 г. ) |
Календарь Джалали , также называемый Маликшахи и Малики , [1] — солнечный календарь, составленный во время правления Джалалуддина Малик-Шаха I , султана империи Сельджуков (1072–1092 гг. н.э.), по приказу великого визиря Низама аль-Мулька с использованием наблюдений, сделанных в городах Исфахана (столица сельджуков), Рей и Нишапура . Варианты календаря Джалали до сих пор используются в Иране и Афганистане . В Иране используются персидские названия зодиака , а в Афганистане — оригинальные арабские имена. [ нужна ссылка ] Календарь Джалали увеличивается примерно на 1 день по сравнению с юлианским календарем каждые 128 лет. [ нужна ссылка ]
Тропический календарь Джалали ( персидский : Гах Шмари Джалали или Таквим Джалали ), унаследовавший некоторые аспекты календаря Йездгерди , был принят султаном 15 марта 1079 года на основе рекомендаций комитета астрономов, в том числе Омара Хайяма . [2] в императорской обсерватории в столице Исфахане . [3] Именно Хайям назвал Исфахан нулевым меридианом, иначе известным как насф. [4] Расчеты месяцев были основаны на солнечных транзитах через зодиак и использовались на протяжении восьми столетий. Потребность в пересмотренном календаре возникла из-за несоответствий и сезонного смещения предыдущего исламского календаря из-за использования лунных циклов вместо солнечных; лунный год состоял из 354 дней. Хотя это было приемлемо для кочевых народов пустыни, это оказалось неприемлемым для оседлых земледельческих народов. Иранский календарь — один из нескольких нелунных календарей, принятых оседлыми мусульманами для сельскохозяйственных целей (к другим относятся коптский календарь , юлианский календарь и семитские календари Ближнего Востока). Однако введение персидского года не принесло бы полной стабильности в календарь, поскольку начало персидского года было связано со сбором налогов и выплатой пенсий. [5] Султан Джалал поручил эту задачу в 1073 году. Работа была завершена задолго до смерти султана в 1092 году, после чего обсерватория была заброшена. [3]
Год вычислялся от мартовского равноденствия ( Навруз ), а каждый месяц определялся переходом Солнца в соответствующий регион зодиака, система, которая включала в себя усовершенствования индийской системы Сурья Сиддханты четвертого века нашей эры ( Сурья = солнечный, Сиддханта = анализ), также являющийся основой большинства индуистских календарей . Хотя имеется мало информации о социальных и культурных деталях солнечных календарей, которые использовались на территории Персии в последующие века, вплоть до изобретения календаря Джалали, мы знаем, что персидские солнечные календари страдали от некоторой дезорганизации из-за отсутствия официального надзора. [6] Поскольку время прохождения Солнца может иметь 24-часовые вариации, продолжительность месяцев в разные годы немного различается (каждый месяц может составлять от 29 до 32 дней). Например, месяцы двух последних лет календаря Джалали имели:
- 1303 AP: 30, 31, 32, 31, 32, 30, 31, 30, 29, 30, 29 и 30 дней,
- 1302 AP: 30, 31, 32, 31, 31, 31, 31, 29, 30, 29, 30 и 30 дней.
Поскольку месяцы рассчитывались на основе точного времени солнечного транзита между зодиакальными регионами, сезонный дрейф никогда не превышал одного дня, а также не было необходимости в високосном году в календаре Джалали. Однако этот календарь было очень сложно вычислить; потребовались полные вычисления эфемерид для определения видимого движения Солнца и фактические наблюдения.
Некоторые утверждают, что упрощения, введенные за прошедшие годы, могли привести к появлению системы с восемью високосными днями в каждом 33-летнем цикле. (Различные правила, такие как 2820-летний цикл, также приписывались Хайяму.) Однако первоначальный календарь Джалали, основанный на наблюдениях (или предсказаниях) солнечного транзита, не нуждался ни в високосных годах, ни в сезонных корректировках.
Из-за различий в продолжительности месяцев, а также из-за сложности расчета самого календаря, иранский календарь был изменен для упрощения этих аспектов в 1925 году (1304 г. AP ), в результате чего появился календарь солнечной хиджры . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стерн, Саша (2021). Календари в процессе создания: истоки календарей от Римской империи до позднего средневековья (1-е изд.). Брилл. п. 210. ИСБН 9789004459632 .
- ^ Эдвард Селл (1907). Исламская вера (3-е изд.). п. 139.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Омар Хайям» . Архив MacTutor «История математики» . Июль 1999 года . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Аманат, Аббас (2017). Иран: современная история . Издательство Йельского университета. стр. 76–125.
- ^ Такизаде, SH (1939). «Различные эпохи и календари, используемые в странах ислама (продолжение)» . Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета . 10 (1): 107–132. ISSN 1356-1898 .
- ^ «Календарь Джалали: загадка даты по основанию» .