Мезоамериканские календари

Календарные системы, разработанные и используемые в доколумбовых культурах Мезоамерики , в первую очередь 260-дневный год, использовались в религиозных обрядах и социальных ритуалах, таких как гадание .
Эти календари датируются ок. 1100 г. до н.э. Самое позднее к 500 г. до н.э. все необходимое было полностью определено и функционально. 260-дневные календари до сих пор используются в высокогорных районах Гватемалы . [2] Веракрус , Оахака и Чьяпас , Мексика . [3]
Важность календарей аборигенов в ритуалах и других аспектах мезоамериканской жизни отмечалась многими священниками-миссионерами, путешественниками и колониальными администраторами, а позже и этнографами, которые описывали и записывали культуры современных мезоамериканских этнических групп. [4]
Виды календарей
[ редактировать ]Среди различных используемых календарных систем две были особенно центральными и широко распространенными в Мезоамерике. Общим для всех зарегистрированных мезоамериканских культур и наиболее важным был 260-дневный календарь, ритуальный календарь, не имеющий подтвержденной корреляции с астрономическими или сельскохозяйственными циклами. [5] По-видимому, самый ранний мезоамериканский календарь, который был разработан, был известен под множеством местных терминов, а его названные компоненты и глифы, используемые для их изображения, были специфичными для каждой культуры. Однако очевидно, что тип календаря функционировал по существу одинаково в разных культурах и в разные хронологические периоды , когда он существовал.
Второй из основных календарей представлял собой 365-дневный период, приближающийся к тропическому году , известный иногда как « неопределенный год ». [6] Поскольку это было приближение, времена года и настоящий тропический год постепенно «смещались» по отношению к этому календарю из-за накопления различий в продолжительности. Существует мало веских доказательств того, что древние жители Мезоамерики использовали какие-либо вставочные дни, чтобы привести свой календарь в соответствие. Однако есть свидетельства того, что мезоамериканцы знали об этом постепенном сдвиге, который они объясняли другими способами, не внося изменений в сам календарь. [ нужна ссылка ]
Эти два 260- и 365-дневных календаря также можно синхронизировать для создания Календарного раунда , периода в 18980 дней или примерно 52 года . Завершение и соблюдение этой последовательности Календарного Круга имело ритуальное значение для ряда мезоамериканских культур.
Третья основная форма календаря, известная как Длинный счет, встречается в надписях нескольких мезоамериканских культур, наиболее известной из которых является цивилизация майя , которая развила ее в полной мере в классический период (около 200–900 гг. Н. Э.). Длинный счет давал возможность однозначно идентифицировать дни за гораздо более длительный период времени путем объединения последовательности дней или циклов увеличивающейся длины, рассчитанных или установленных на основе определенной даты в мифическом прошлом. пять таких циклов высшего порядка в модифицированной двадцатеричной системе Чаще всего использовались счисления (по основанию 20).
Использование мезоамериканских календарей является одной из культурных особенностей, которые Пол Кирхгоф использовал в своей первоначальной формулировке, чтобы определить Мезоамерику как культурную территорию . [7] Таким образом, использование мезоамериканских календарей характерно для Мезоамерики и не встречается за ее пределами. [8]
Начиная с шестнадцатого века, большинство сообществ утратили оба этих когда-то универсальных календаря, но один — или, реже, оба — сохранился в различных языковых группах на протяжении всего двадцатого века. [9]
Ритуальный календарь на 260 дней
[ редактировать ]В 260-дневном цикле 20 дней образуют пары с 13-дневными числами, что в сумме составляет 260 дней. Этот цикл использовался в целях гадания, чтобы предсказать счастливые и неудачные дни. Дата рождения также использовалась для обозначения имен как людей, так и богов во многих мезоамериканских культурах; некоторые культуры использовали только название календаря, тогда как другие сочетали его с данным именем. В результате слово «день» также означает «имя» на некоторых мезоамериканских языках. [10] Каждым дневным знаком руководил бог, и многие из них ассоциировались с конкретными природными явлениями. [ нужна ссылка ] .
История
[ редактировать ]Самые ранние письменные свидетельства календаря 260 года включают глифы Сан-Андрес ( Ольмек , 650 г. до н. э., что дает возможную дату 3 аджава). [11] ) и Сан-Хосе Моготе Данзанте ( Сапотек , 600–500 гг. до н. э., что дает возможную дату 1 землетрясения). [12] ), в обоих случаях предполагается использование в качестве имен. Однако самые ранние свидетельства использования 260-дневного цикла получены из астрономических выравниваний в регионе Ольмеков и западных низменностей майя, датируемых примерно 1100 годом до нашей эры. [13]
Точное происхождение 260-дневного подсчета неизвестно, но существует несколько теорий. Одна из теорий состоит в том, что календарь возник в результате математических операций, основанных на числах тринадцать и двадцать , которые были важными числами для майя. Перемноженные числа равны 260.
Другая теория состоит в том, что 260-дневный период возник из-за продолжительности человеческой беременности . Это близко к среднему количеству дней между первой пропущенной менструацией и родами, в отличие от правила Негеле , которое составляет 40 недель (280 дней) между последней менструацией и родами. Предполагается, что акушерки , чтобы предсказывать ожидаемые даты рождения младенцев. изначально календарь разработали [ нужна ссылка ]
Третья теория исходит из понимания астрономии, географии и палеонтологии. Мезоамериканский календарь, вероятно, возник у ольмеков , а поселение в Исапе, на юго-востоке Чьяпаса , Мексика, существовало до 1200 г. до н.э. Там, на широте около 15 ° с.ш., Солнце проходит зенит дважды в году, а между зенитными проходами 260 дней, и были обнаружены гномоны (используемые вообще для наблюдения за путем Солнца и в частности зенитных проходов). на этом и других сайтах. Священный альманах вполне мог быть запущен 13 августа 1359 года до нашей эры в Исапе. [ нужна ссылка ]
Тресенас
[ редактировать ]В постклассическом календаре ацтеков также были важны периоды в 13 дней, называемые по-испански трецена (коренное слово для этого периода не известно). Дни трецены обычно нумеровались от 1 до 13. Были и исключения, например, в районе Тлапанца , где они считались от 2 до 14. [14] Первый день трецены и бог, который был ее покровителем, правил следующими тринадцатью днями. Если первый день тречены был благоприятным, то и последующие двенадцать дней были благоприятными.
365-дневный календарь
[ редактировать ]Этот 365-дневный календарь был разделен на 18 «месяцев» по 20 дней каждый плюс 5 «безымянных» дней в конце года. В 365-дневном году не было високосного года, поэтому каждый год он отличался от солнечного года на четверть дня.
Годам давали свои названия почти так же, как дням 260-дневного календаря: 20 названий были объединены в пары с 18 числами, что давало 360 различных возможностей для названий лет. [15]
Двадцать
[ редактировать ]В постклассическом календаре ацтеков также были важны 20 дней, называемых вентенас на испанском языке и мезтли , что означает луна на языке науатль. [16]
Пять неудачных дней
[ редактировать ]назывались немонтеми Пять неудачных дней в Мексике . Большинство полагает, что они приходили в конце каждого года, но поскольку мы не знаем, когда начался год, мы не можем знать этого наверняка. Однако мы знаем, что в районе майя эти пять дней (называемые майя вайеб ) всегда были последними днями года.
Немонтеми . считались «бесполезными днями» или днями, которые не были посвящены никаким богам, и они имели прогностическую силу на предстоящий год Поэтому Люди старались в эти дни делать как можно меньше, а человек, родившийся во время немонтеми , считался невезучим. [17]
Календарь раунда
[ редактировать ]Поскольку и 260-дневный, и 365-дневный календарь повторяются, примерно каждые 52 года они достигают общего конца, и новый Календарный Круг начинается . Этот 52-летний цикл был самым важным для большинства мезоамериканцев, за очевидным исключением элиты майя до конца Классической эры , которая придавала равное значение календарю длинного счёта . [18] Согласно их мифологии, в конце одного из этих 52-летних циклов мир будет разрушен богами, как это было трижды в Попул Вухе и четыре раза у ацтеков . В ожидании этого момента весь огонь тушили, утварь уничтожали, чтобы символизировать новые начинания, люди постились и проводили ритуалы. Это было известно как Церемония Нового Огня . Когда в первый день нового цикла наступал рассвет, в храмах зажигали факелы и разводили повсюду новые огни, а также совершали церемонии благодарения. [19]
Календарные колеса
[ редактировать ]Термин «колесо календаря» обычно относится к изображениям колониального периода, которые отображают циклы времени в круговом формате. Колеса календаря Центральной Мексики включают восемнадцать ежегодных фестивалей или 52-летний цикл. На территории майя календарные колеса изображают цикл из 13 Катунов . Единственное известное доиспанское колесо Катунов изображено на каменной черепахе из Маяпана. [20]
Самое раннее известное календарное колесо колониального периода на самом деле изображено в квадратном формате на страницах 21 и 22 Кодекса Борбоникус , ацтекской развертки, которая делит 52-летний цикл на две части. Кодекс Обена , также известный как Кодекс 1576 года, показывает 52-летний календарь в прямоугольном формате на одной странице. Большинство других колес календаря имеют круглый формат. Колесо календаря Бобана , календарь начала XVI века на местной бумаге, изображает центрально-мексиканский цикл из восемнадцати фестивалей, вращающихся по часовой стрелке, с арабскими цифрами, используемыми для подсчета количества дней; практически весь текст написан на языке науатль . Некоторые парные фестивали имеют один и тот же символ, но они представлены в разных размерах: первый — «маленький праздник», а второй — «великий праздник». В центре изображена дата «7 Кроликов» (1538 г.) с текстом и изображениями, относящимися к городским чиновникам Тецкокана. [21]
Религия и календари
[ редактировать ]Лорды дня
[ редактировать ]В постклассическом календаре ацтеков было 13 Повелителей дня . Это были боги (и богини), каждый из которых представлял один из 13 дней в треценах 260-дневного календаря. Один и тот же бог всегда представлял один и тот же день. Кецалькоуатль (Пернатый змей), например, всегда сопровождал 9-й день. [ нужна ссылка ]
Повелители ночи
[ редактировать ]Есть только девять Повелителей Ночи, а это означает, что они не могут всегда представлять один и тот же день, но список богов повторяется снова и снова, поэтому каждый Повелитель сопровождает новое число в каждой трецене .Некоторые думают, что существует девять Повелителей Ночи, потому что они связаны с девятью уровнями подземного мира. [22]
Длинный счет
[ редактировать ]
Это вторая старейшая обнаруженная дата Длинного счета. Цифры 7.16.6.16.18 переводятся как 1 сентября 32 г. до н.э. (по григорианскому календарю). Символы, окружающие дату, считаются одним из немногих сохранившихся примеров эпиольмекского письма .
В 365-дневном и 260-дневном календарях идентифицировались и назывались дни, но не годы. Комбинации даты солнечного года и 260-летней даты было достаточно, чтобы определить конкретную дату, к удовлетворению большинства людей, поскольку такая комбинация не повторялась еще в течение 52 лет, что превышает общую ожидаемую продолжительность жизни. Чтобы измерять даты за периоды продолжительностью более 52 лет, мезоамериканцы разработали календарь длинного счета. Эта календарная система, вероятно, была разработана ольмеками и позже принята майя . [ нужна ссылка ] Использование длинного счета лучше всего засвидетельствовано среди классических майя; неизвестно, использовался ли он в культурах Центральной Мексики. [ нужна ссылка ]
Календарь длинного счета определяет дату путем подсчета количества дней с 11 августа 3114 г. до н.э. по пролептическому григорианскому календарю или с 6 сентября 3114 г. до н.э. по юлианскому календарю (-3113 астрономических). Дни «длинного счета» подсчитывались по модифицированной двадцатеричной схеме. Таким образом, 0.0.0.1.5 равно 25, а 0.0.0.2.0 равно 40.
Корреляции
[ редактировать ]Длинный счет
[ редактировать ]Корреляция основана на исторических, археологических и астрономических данных.
Общепринятым способом выражения корреляции между календарем майя и западными календарями является указание количества дней от начала юлианского периода (понедельник, 1 января 4713 г. до н. э.) до начала творения 13.0.0.0.0 4. Аджав, 8 Кумку.
Наиболее общепринятой корреляцией является корреляция «Гудмана, Мартинеса, Томпсона » (корреляция GMT). Корреляция по Гринвичу устанавливает, что дата создания произошла 6 сентября (по юлианскому календарю) или 11 августа ( по григорианскому календарю ), 3114 г. до н.э. (-3113 по астрономическому календарю), номер дня по юлианскому календарю (JDN) 584283.
Календарь Майя
[ редактировать ]Версия 260-дневного календаря майя широко известна учёным как Цолькин или Цолькин в пересмотренной орфографии Academia de Lenguas Mayas de Guatemala . [23] Цолькин сочетается с 365-дневным календарем (известным как Хааб или Хааб ), чтобы сформировать синхронизированный цикл, продолжающийся 52 Хааба, называемый Календарным Раундом . Майя называли 5 несчастливых дней в конце года Вайебом .
Классические майя использовали длинный счет для записи дат в периоды, превышающие 52-летний календарный цикл. Постклассические майя использовали сокращенный короткий счет . Многие надписи майя с длинным счетом также имеют дополнительную серию , в которой можно записать, кто из девяти Повелителей Ночи правит, лунную серию , в которой содержится информация о лунном цикле, такая как лунная фаза и положение Луны в шестилунном цикле и продолжительность текущей лунации и отсчет 819 дней .
Центрально-мексиканский календарь
[ редактировать ]
Центрально-мексиканская календарная система наиболее известна в той форме, которая использовалась ацтеками , но подобные календари использовались микстеками , сапотеками , тлапанеками , отоми , матлацинкой , тотонаком , уастеками , пурепеча и в Теотиуакане . Эти календари отличались от версии майя главным образом тем, что в них не использовался длинный счет для фиксации дат в более крупных хронологических рамках, чем 52-летний цикл.
Ацтеки называли 365- и 260-дневные циклы ксиупоуалли (счёт лет) и тональпохуалли (счёт дней) соответственно. Вентена немонтеми называлась метцтли ), а пять несчастливых дней в конце солнечного года назывались ( луна .
Другие циклы
[ редактировать ]Были записаны и другие календарные циклы, такие как лунный календарь, а также циклы других астрономических объектов, в первую очередь Венеры . [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Маркус (1992)
- ^ Тедлок, Барбара, Время и Хайленд Майя Пересмотренное издание (1992 г., стр. 1) «Множество коренных гватемальских общин, в основном говорящих на языках майя, известных как иксил, мам, покомчи и киче, сохраняют 260-дневный цикл и (в во многих случаях) также древний солнечный цикл (глава 4)».
- ^ Майлз, Сюзанна В., «Анализ современных среднеамериканских календарей: исследование по сохранению». В Аккультурации в Америке. Под редакцией Sol Tax, стр. 273. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1952.
- ^ Харви М. Брикер и Виктория Р. Брикер. «Соотношение календарей». Дэвид Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195108156
- ^ Миллер и Таубе (1993, стр.48)
- ^ Миллер и Таубе (1993, стр.50)
- ^ «Мезоамерика: Наш регион» . Мезоамерика . Архивировано из оригинала 21 октября 2006 г. Проверено 19 декабря 2006 г.
Пол Кирхгоф придумал термин « Мезоамерика» в 1943 году от греческих слов «месос» или «центр» и «Америка » .
- ^ Кейс (1971, стр.333)
- ^ Джон С. Джастесон и Терренс Кауфман. «Мезоамериканские календари». Дэвид Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431 , 9780195108156
- ^ Джастесон, Джон С. и Терренс Кауфман. «Гадательный цикл». Дэвид Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001.
- ^ Пол, Мэри; Кевин О. Поуп; Кристофер фон Надь (2002). «Ольмекское происхождение мезоамериканской письменности». Наука . 298 (5600): 1984–1985. Бибкод : 2002Sci...298.1984P . дои : 10.1126/science.1078474 . ПМИД 12471256 . S2CID 19494498 .
- ^ Прайс, Т. Дуглас; Гэри М. Фейнман (2005). Образы прошлого (Четвертое изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-286311-0 . стр.321
- ^ Шпрайц и др. (2023)
- ^ Касо (1971, стр.333), Эдмонсон (1988, стр.5)
- ^ Ханнс Дж. Прем, Хронология Мексиканской Антигуа (стр. 70)
- ^ Справочник индейцев Средней Америки, книга 10 (стр. 339-340)
- ^ Брода де Касас, Мексиканский календарь (стр. 18-19)
- ^ Миллер и Таубе (1992, стр.86–88)
- ^ Брода де Касас, Мексиканский календарь (стр. 27-28)
- ^ Миллер, Мэри Э. и Таубе, Карл. Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон, 1993 г.
- ^ Милбрат, Сьюзен. «Колеса календаря». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур, том 1. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001. ISBN 9780195108156 , 9780195188431
- ^ Справочник индейцев Средней Америки, книга 10 (стр. 335-336)
- ^ См. ALMG (1988), цитируется по Kettunen and Hemke (2005, стр. 5). Последний отмечает общее распространение орфографии ALMG среди исследовательского сообщества майя .
- ^ Балканский (2002); Миллер и Таубе (1992, стр. 52–54).
Ссылки
[ редактировать ]- ALMG (Академия языков майя Гватемалы) (1988). Языки майя Гватемалы: справочный документ по произношению новых официальных алфавитов . Документ ALMG 1 (на испанском языке). Город Гватемала: Национальный институт коренных народов , Министерство культуры и спорта. ОСЛК 20330408 .
- Балканский, Андрей (2002). «Сапотекское иероглифическое письмо Хавьера Урсида Серрано [обзор книги]» . Античность . 76 (293): 904–905. дои : 10.1017/S0003598X0009150X . ISSN 0003-598X . OCLC 1481624 . S2CID 160716251 . Архивировано из оригинала 23 декабря 2012 года . Проверено 20 октября 2006 г.
- Брикер, Харви М. и Виктория Р. Брикер. «Соотношение календарей». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур. Том 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195108156
- Касо, Альфонсо (1971). «Календарные системы Центральной Мексики». В Гордоне Ф. Экхольме и Игнасио Бернале (ред. Тома) (ред.). Справочник индейцев Средней Америки, Vol. 10: Археология Северной Мезоамерики, часть I. Р. Ваучоп (главный редактор). Остин: Издательство Техасского университета . стр. 333–348. ISBN 978-0-292-70150-2 . ОСЛК 277126 .
- Коу, Майкл Д. (1987). Майя . Серия «Древние народы и места» (4-е издание (переработанное) изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-27455-2 . OCLC 15895415 .
- Эдмонсон, Манро С. (1988). Книга года: Календарные системы Средней Америки . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты . ISBN 978-0-87480-288-7 . OCLC 17650412 .
- Хассиг, Росс (2001). Время, история и вера ацтеков и колониальной Мексики . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-73139-4 . OCLC 44167649 .
- Джон С. Джастисон и Терренс Кауфман. «Мезоамериканские календари». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431 , 9780195108156
- Кеттунен, Харри; Кристоф Хельмке (2005). Введение в иероглифы майя ( формате PDF онлайн-публикация в ) . Вайеб и Лейденский университет . Проверено 7 августа 2008 г.
- Маркус, Джойс (1992). Мезоамериканские системы письма: пропаганда, миф и история четырех древних цивилизаций . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-09474-8 . ОСЛК 25549355 .
- Мальмстрем, Винсент Х. (17 сентября 1973 г.). «Происхождение мезоамериканского 260-дневного календаря» ( перепечатано в формате PDF ) . Наука . 181 (4103): 939–941. Бибкод : 1973Sci...181..939M . CiteSeerX 10.1.1.693.2640 . дои : 10.1126/science.181.4103.939 . ПМИД 17835843 . S2CID 41562003 . [ ненадежный источник? ]
- Милбрат, Сьюзен. «Колеса календаря». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур, том 1. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001. ISBN 9780195108156 , 9780195188431
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05068-2 . OCLC 27667317 . [ ненадежный источник? ]
- Новотны, Карл Антон (2005). Тлакуилолли: стиль и содержание мексиканских иллюстрированных рукописей с каталогом группы Борджиа . Джордж А. Эверетт-младший и Эдвард Б. Сиссон (перевод и ред.), с предисловием Фердинанда Андерса. Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-3653-0 . OCLC 56527102 .
- Иван Шпрайц, Такеши Иномата и Энтони Ф. Авени. (2023). «Происхождение мезоамериканской астрономии и календаря: данные из регионов ольмеков и майя» . Достижения науки . 9 (1): eabq7675. дои : 10.1126/sciadv.abq7675 . ПМЦ 9821873 . ПМИД 36608125 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мезоамериканская археоастрономия и календари , Джеймс К. Джейкобс (1999)
- Мезоамериканские календари