Яванский календарь
Яванский календарь ( яванский : ꦥꦤꦁꦒꦭ꧀ꦭꦤ꧀ꦗꦮ , латинизированный: Пананггалан Джава ) — календарь яванского народа . Он используется одновременно с двумя другими календарями: григорианским календарем и исламским календарем . Григорианский календарь является официальным календарем Республики Индонезия и гражданского общества, а исламский календарь используется мусульманами и правительством Индонезии для религиозных поклонений и определения соответствующих исламских праздников .
Яванский календарь используется основными этническими группами острова Ява , то есть яванцами , мадурцами и суданцами , в первую очередь как культурный символ и идентификатор, а также как сохраняемая традиция древности. Яванский календарь используется в культурных и духовных целях. [1]
Нынешняя система яванского календаря была введена султаном Агунгом Матарамским в 1633 году по григорианскому календарю. [2] До этого яванцы использовали календарь Шака , эпоха которого приходится на 78 год нашей эры и использует лунно-солнечный цикл для расчета времени. [3] Календарь султана Агунга сохранил сакскую систему отсчета календарных лет, но отличается тем, что использует ту же лунного года систему измерения , что и исламский календарь , а не солнечный год . Иногда яванский календарь называют латинским названием Anno Javanico или AJ (яванский год). [4]
Календарные циклы
[ редактировать ]Яванский календарь содержит несколько перекрывающихся (но отдельных) измерений времени, называемых «циклами». К ним относятся:
- местная пятидневная неделя, называемая Пасаран
- общая григорианская и исламская семидневная неделя
- Солнечный месяц , называемый Манса
- лунный месяц , называемый Улань
- лунный год или год
- октолетние (8-летние) циклы, или Винду
- 120-летний цикл 15 Винду , называемый Куруп
|
|
Текущие корреляции
[ редактировать ]1944 год по яванскому календарю полностью находился в рамках 2011 гражданского календарного года. [ нужна ссылка ] Такие годы происходят один раз каждые 33 или 34 яванских года (32 или 33 гражданских года). Больше перечислено здесь:
Яванский год в рамках гражданского года | ||
---|---|---|
яванский | Гражданский | Разница |
1575 | 1653 | 78 |
1608 | 1685 | 77 |
1649 | 1718 | 76 |
1673 | 1751 | 75 |
1706 | 1783 | 74 |
1740 | 1816 | 73 |
1773 | 1848 | 72 |
1807 | 1882 | 71 |
1841 | 1914 | 70 |
1877 | 1946 | 69 |
1908 | 1979 | 68 |
1944 | 2011 | 67 |
1977 | 2043 | 66 |
2011 | 2076 | 65 |
2043 | 2108 | 64 |
2076 | 2140 | 63 |
Яванский год будет полностью находиться в пределах григорианского года того же числа в 4195 году. [ нужна ссылка ] после этого года номер яванского года всегда будет больше номера параллельного ему гражданского года.
Разделение времени
[ редактировать ]Дни в яванском календаре, как и в исламском календаре, начинаются с заходом солнца . [2] Традиционно яванцы делят день и ночь не на часы , а на фазы. [4] Деление дня и ночи таково:
Начинать | Конец | яванское имя | Значение |
---|---|---|---|
6 утра | 8 утра | утро ꦲꦺꦱꦸꦏ꧀ | утро |
8 утра | 12:00 | тенгу ꦠꦼꦁꦲꦔꦶ | полдень |
12:00 | 13:00 | барабан ꦧꦼꦢꦸꦒ꧀ | время для бедугской молитвы |
13:00 | 15:00 | западная сторона ꦭꦶꦁꦱꦶꦂꦏꦸꦭꦺꦴꦤ꧀ | (солнце) движется на запад |
15:00 | 18:00 | потерянный ꦲꦱꦂ | время для асар-намаза |
18:00 | 8 вечера | вечер ꦱꦺꦴꦫꦺ | вечер |
8 вечера | 23:00 | сироп ꦱꦶꦫꦥ꧀ | время сна |
23:00 | 1 час ночи | полночь ꦠꦼꦔꦃꦮꦼꦔꦶ | полночь |
1 час ночи | 3 часа ночи | поздно ночью ꦭꦶꦁꦱꦶꦂꦮꦼꦔꦶ | поздняя ночь |
3 часа ночи | 6 утра | вставать ꦧꦔꦸꦤ꧀ | пробуждение |
Циклы дней
[ редактировать ]Пятидневная неделя (Пасаран)
[ редактировать ]Родная яванская система группирует дни в пятидневную неделю, называемую Пасаран , в отличие от большинства календарей, в которых используется семидневная неделя. Название пасаран происходит от корня слова пасар (« рынок »). Исторически, но и сегодня, яванские сельские жители собираются вместе на местных рынках, чтобы общаться, заниматься торговлей, а также покупать и продавать сельскохозяйственную продукцию, приготовленные продукты, изделия домашнего производства и так далее. Джон Кроуферд (1820) предположил, что продолжительность недельного цикла связана с количеством пальцев на руке. [5] и что странствующие торговцы чередовали свои визиты в разные деревни в соответствии с пятидневным «списком».
Каждый день цикла имеет два названия, поскольку в яванском языке имеется особый словарный запас, связанный с двумя разными регистрами вежливости : нгоко (неформальный) и крама (формальный). Названия крама дней, вторые в списке, встречаются гораздо реже.

- ꦊꦒꦶ (Леги) – ꦩꦤꦶꦱ꧀ (Сладкий)
- ꦥꦲꦶꦁ (Пахинг) – ꦥꦲꦶꦠ꧀ (Пайт)
- ꦥꦺꦴꦤ꧀ (Пон) – ꦥꦦꦛꦏ꧀ (Квартал)
- ꦮヲﺒ (Ваге) – ꦕꦕꦨꦨꦺ꧁ (Семэн)
- ꦏ꧀ꦭꦶꦮꦺꦴꦤ꧀ (Кливон) – ꦲꦱꦶꦃ (Асих)
Происхождение названий неясно, а их этимология остается неясной. Возможно, имена произошли от местных богов, как европейские и азиатские названия дней недели. [5] Древняя яванская рукопись иллюстрирует неделю пятью человеческими фигурами (показанными справа под названиями дней): мужчина, хватающий просителя за волосы, женщина, держащая рог для получения подношения, мужчина, направляющий обнаженный меч на другого, женщина, держащая сельскохозяйственные продукты, и мужчина, держащий копье, ведущий быка. [5]
Кроме того, яванцы считают, что названия этих дней имеют мистическое отношение к цветам и сторонам света :
- Леги: белые и Восток
- Пахинг: красный и юг
- Пон: желтый и Запад.
- Ваге: черный и север
- Кливон: размытые цвета/фокус и «центр».
Большинство рынков больше не работают в соответствии с традиционным пасаранским циклом, вместо этого прагматично оставаясь открытыми каждый день григорианской недели. Однако многие рынки на Яве до сих пор сохраняют традиционные названия, которые указывают на то, что когда-то рынки работали только в определенные Пасаранские дни, такие как Пасар Леги или Пасар Кливон. [2] будут намного загружены, Некоторые рынки в небольших или средних городах в день Пасарана чем в другие дни. В день именин на рынке появляются странствующие торговцы, продающие такие вещи, как скот, растения и другие продукты, которые либо реже покупаются, либо стоят дороже. Это позволяет меньшему числу этих торговцев обслуживать гораздо большую территорию, как и в былые времена.
Яванские астрологические верования диктуют, что характеристики и судьба человека обусловлены сочетанием дня Пасаран и «обычного» дня недели исламского календаря в день рождения этого человека. Яванцы проявляют большой интерес к астрологическим интерпретациям этой комбинации, называемой циклом Ветонана .
Семидневная неделя
[ редактировать ]Семидневный недельный цикл ( дина пита , «семь дней») заимствован из исламского календаря , принятого после распространения ислама на территории Индонезийского архипелага. Названия дней недели на яванском языке произошли от их арабских аналогов, а именно:
яванский | арабский | Английский |
---|---|---|
Ваш ( ꦱꦼꦤꦶꦤ꧀ ) | Яум аль-Иснайн (понедельник) | Понедельник |
Вторник ( ꦱꦼꦭꦱ ) | йаум ат-талата (вторник) | Вторник |
Rebo (ꦉꦧꦺꦴРебо | йаум аль-арбаа (в среду) | Среда |
Кемис ( ꦏꦼꦩꦶꦱ꧀ ) | Яум аль-Хамис (четверг) | Четверг |
( Пятница ) | Яум аль-Джума (пятница) | Пятница |
Setu (ꦱꦼꦠꦸСету | йаум ас-сабт (суббота) | Суббота |
Воскресенье/ ( воскресенье | Яум аль-Ахад (воскресенье) | Воскресенье |
Эти двухнедельные системы действуют одновременно; таким образом, определенная пятница может приходиться на день Кливон и, следовательно, называется Джумат Кливон . [2] Эта комбинация образует цикл Ветонана .
Ветонановый цикл
[ редактировать ]Цикл Ветонана накладывает пятидневный цикл Пасаран на семидневный недельный цикл. Каждый цикл Ветонана длится 35 (7x5) дней. Пример цикла Ветонана :
Цикл «Ветонан» на 2-ю неделю мая ( Мэй ) 2008 г.: Английский понедельник 5 Вторник 6 среда 7 Четверг 8 пятница 9 Суббота 10 воскресенье 11 Яванская семидневная неделя понедельник 5 Вторник 6 Ребо 7 Четверг 8 пятница 9 Набор 10 Неделя/воскресенье 11 Яванская пасаранская неделя 28 фунтов 29 Заработная плата 1 Кливон 2 закона 3 Пахинг 4 фунта 5 Заработная плата
В приведенном выше примере индекс Weton за вторник, 6 мая 2008 г., будет читаться как Selasa Wage .
Цикл Ветонана особенно важен для систем гаданий, важных праздников и обрядов посвящения. Поминки и мероприятия проводятся в дни, которые считаются благоприятными.
Особенно ярким примером, который до сих пор широко преподается в начальных школах, является Ветон провозглашения независимости Индонезии 17 августа 1945 года, состоявшийся в Джумат Леги ; это также Ветон рождения и смерти султана Агунга , одного из величайших королей Явы и изобретателя современного яванского календаря. [6] Поэтому Джумат Леги считается важной ночью для паломничества. [7] Есть также табу , связанные с циклом; например, ритуальный танец бедхайя можно исполнять только на Кемис Кливон . [8]
Совпадение дня Пасаран с общим днем в день рождения яванцы считают указанием на личные характеристики этого человека, аналогично западному зодиаку и расположению планет в западной астрологии . [1]
Цикл Павукон
[ редактировать ]Павукон — 210-дневный цикл яванского календаря. [2] связанные с индуистской традицией. Хотя он больше всего ассоциируется с Бали , он все еще используется в Java для специальных целей. Календарь состоит из совпадающих недель и состоит из десяти недель продолжительностью 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 дней.
Первый день года считается первым днем всех десяти недель. Поскольку число 210 не делится на 4, 8 или 9, к 4-, 8- и 9-дневным неделям необходимо добавить дополнительные дни.
Нумерация дат
[ редактировать ]Для хронометража дни нумеруются внутри лунного месяца ( улан ), как это принято в других календарных системах. Дата указывает на смену Луны и символизирует жизнь человека в мире. Этот процесс вращающейся жизни известен как чакра манггилинган или херу чакра .
В первый день месяца, когда Луна маленькая, ее сравнивают с новорожденным ребенком. 14-й день, называемый Пурнама Сидхи (полнолуние), символизирует состоящего в браке взрослого человека. Следующий день, называемый Пурнама , наступает, когда луна начинает убывать. 20-й день, Панглонг , символизирует момент, когда люди начинают терять память. 25-й день, Сумуруп , представляет собой момент, когда взрослый человек требует заботы, как в детстве. 26-й день, Маньцзин , символизирует возвращение человека к своему истоку. [6]
Циклы месяцев
[ редактировать ]Поскольку яванский лунный год на 11–12 дней короче гражданского года, он начинается на 11–12 дней раньше гражданского года, следующего за гражданским годом, в котором начался предыдущий яванский год. Раз в 33 или 34 яванских года или раз в 32 или 33 гражданских года начало яванского года (1 сура) совпадает с одним из первых десяти дней января. Последующие Новые годы снова перемещаются назад по гражданскому году, к началу января, проходя через каждый гражданский месяц с декабря по январь.
Жертва
[ редактировать ]
Солнечный год делится на двенадцать периодов ( мангса ) неравной продолжительности. Его происхождение лежит в сельскохозяйственной практике на Яве. Названия первых десяти месяцев представляют собой просто порядковые номера от 1 до 10 на яванском языке, хотя названия 11-го и 12-го месяцев неясны. [5] [9] Цикл начинается около июньского солнцестояния , примерно в середине засушливого сезона на Яве.
В XIX веке система солнечных месяцев или праната мангса была гораздо более известна среди яванцев, чем гражданский или религиозный год. [5] Цикл явно имеет яванское происхождение, поскольку специфическое применение к их климату не соответствует другим территориям Индонезийского архипелага , а также использование яванских названий месяцев. [5] Хотя цикл хорошо соответствует погодным условиям, он все же явно несколько произволен, о чем свидетельствует продолжительность месяцев. [5]
В астрологии праната мангса используется для предсказания черт личности аналогично солнечным знакам в западной астрологии. Он больше не широко используется для гадания , но некоторые практикующие используют его так же, как и другие циклы в своих гаданиях. [1]
Солнечные месяцы:
Начальный день | Имя | Продолжительность в днях | Описание |
---|---|---|---|
23 июня | добыча Касо ꦩꦁꦱꦏꦱꦺꦴ | 41 | Сухой сезон; листья падают с деревьев; земля увяла и засохла, лишена воды, «подобно драгоценному камню, вышедшему из оправы». |
3 августа | Каро сезон ꦩꦁꦱꦏꦫꦺꦴ | 23 | Сухой сезон; пересохшая земля лежит твердыми комками; начинают цвести манго и хлопковые деревья. |
26 августа | Третий сезон ꦩꦁꦱꦏꦠꦼꦭꦸ | 24 | Сухой сезон; собирают корни пряности; дерево гадунг начинает приносить плоды. |
19 сентября | Жертвы Капата ꦩꦁꦱꦏꦥꦠ꧀ | 25 | Начинает идти дождь, «на душе наворачиваются слезы», знаменуя конец засушливого сезона; птицы поют и деловито строят гнезда. Сезон Лабух приближается. |
14 октября | Пятый сезон ꦩꦁꦱꦏꦭꦶꦩ | 27 | Сезон дождей, иногда с сильными ветрами и наводнениями; манго созрели; змей выгоняют из своих гнезд; «Золотой фонтан падает на землю». |
11 ноября | Шестой сезон ꦩꦁꦱꦏꦤꦼꦩ꧀ | 43 | Сезон дождей; удары молний и оползни; но это также и сезон множества фруктов. |
23 декабря | Седьмой сезон ꦩꦁꦱꦏꦥꦶꦠꦸ | 43 | Сезон дождей в самом разгаре; птицам трудно найти пищу, и во многих районах происходят сильные наводнения. |
4 февраля | Восьмой сезон ꦩꦁꦱꦏꦮꦺꦴꦭꦸ | 26/27 | Сезон дождей; рисовые поля растут, и кот ищет свою половинку; личинки и личинки имеются в большом количестве. |
2 марта | Касанга сезон ꦩꦁꦱꦏꦱꦔ | 25 | Сезон дождей; рисовые поля желтеют; «радостные новости распространяются»; вода хранится в земле, ветер дует в одном направлении, и многие плоды созрели. |
27 марта | Период Касадаса ꦩꦁꦱꦏꦱꦢꦱ | 24 | Дождь еще идет, но уже уменьшается; ветер шумит и дует сильно; воздух все еще прохладный. Сезон Маренг уже близко. |
20 апреля | Период Деста ꦩꦁꦱꦢꦺꦱ꧀ꦠ | 23 | Начался сухой сезон; фермеры собирают урожай на рисовых полях; птицы заботятся о своих птенцах с любовью, как если бы они были «драгоценностями сердца». |
13 мая | Мангса Саддха ꦩꦁꦱꦱꦢ꧀ꦝ | 41 | Сухой сезон; вода начинает отступать, «исчезая из многих мест». |
Луна
[ редактировать ]Каждый лунный год ( таун ) делится на серию из двенадцати вулан/саси или лунных месяцев. Каждый состоит из 29 или 30 дней. Это адаптировано из использования месяцев в исламском календаре. Названия месяцев приведены ниже на яванском и арабском языках, которые можно использовать как взаимозаменяемые:
так (неформально) | арабские имена | Продолжительность дней |
---|---|---|
Глава ꦱꦸꦫ | MuharramМухаррам | 30 |
Визит ꦱꦥꦂ | Сафар (ноль) | 29 |
Мулуд/Рабингулаваль ꦩꦸꦭꦸꦢ꧀/ꦫꦧꦶꦔꦸꦭꦮꦭ꧀ | Раби аль-Авваль (Раби аль-Авваль) | 30 |
Бакда Мулуд/Рабингулакир ꦧꦏ꧀ꦢꦩꦸꦭꦸꦢ꧀/ꦫꦧꦶꦔꦸꦭꦏꦶꦂ | Раби аль-Тани (Раби аль-Тани) | 29 |
Джумадилавал ꦗꦸꦩꦢꦶꦭꦮꦭ꧀ | Джумада аль-Авваль (Джумада аль-Авваль) | 30 |
Джумадилакир ꦗꦸꦩꦢꦶꦭꦏꦶꦂ | Джумада аль-Тани (Джумада аль-Тани) | 29 |
Реджеб ꦉꦗꦼꦧ꧀ | Раджаб (Раджаб) | 30 |
Рува/Дух ꦫꦸꦮꦃ/ꦲꦂꦮꦃ | Шаабан (Шаабан) | 29 |
Синяк/Девять ꦥꦱ/ꦱꦶꦪꦩ꧀ | Рамадан (Рамадан) | 30 |
Вопросы ꦱꦮꦭ꧀ | ShawwalШавваль | 29 |
Между/Вокруг ꦱꦼꦭ/ꦲꦥꦶꦠ꧀ | Зу аль-Кида (Зу аль-Кида) | 30 |
Большой/Исследование ꦧꦼꦱꦂ/ꦏꦗꦶ | Зу аль-Хиджа (Зу аль-Хиджа) | 29 или 30 |
Продолжительность последнего месяца может составлять 29 или 30 дней, в зависимости от того, обычный год или високосный ( таун кабисат ).
Цикл месяцев иногда метафорически рассматривается как символ цикла человеческой жизни. Первые девять месяцев представляют собой период беременности до рождения, десятый месяц представляет человека в мире, одиннадцатый — конец его существования, а двенадцатый — возвращение туда, откуда он или она пришли. Таким образом, цикл идет от одной искры или зачатия ( риджал ) к другой, проходя через пустоту ( сувунг ). [6]
Обозначение года
[ редактировать ]Эпоха Шаливахана , начавшаяся в 78 году нашей эры и продолжающаяся до сих пор на Бали, использовалась в индуистские времена на Яве и в течение более столетия после появления ислама на Яве.
Когда султан Агунг принял исламский лунный календарь в 1633 году нашей эры, он не принял Анно Хигира для обозначения этих лет, а вместо этого продолжил отсчет эпохи Шаливахана, которая в то время приходилась на 1555 год. [5] В результате Anno Javanico фактически не учитывается с какого-либо времени.
Циклы лет
[ редактировать ]Восемь тахунов составляют винду . Одного винду длится 81 повторение ветонанского цикла, или 2835 дней (около 7 лет 9 месяцев по григорианскому календарю). Тахун — это лунные годы, их продолжительность короче, чем по григорианскому календарю. Названия лет в цикле винду следующие (на крама/нгоко):
- Пурвана/Алип (354 дня)
- Карьяна/Эхе (354 дня)
- Анама/Джемавал (355 дней)
- Лалана/Дже (354 дня)
- Нгаванга/Дал (355 дней)
- Павака/Бе (354 дня)
- Васана/Ваву (354 дня)
- Атмосфера/Джимакир (355 дней)
Затем винду : группируются в цикл из четырех
- Винду Ади
- Винду Кунтхара
- Винду Сенгара
- Винду Санкая
Циклы улан , тахун и винду взяты из сакского календаря .
Винду' больше не используется в гороскопах, но есть свидетельства того, что раньше его использовали судебные чиновники для предсказания тенденций. Кончина винду часто рассматривается как важная веха, заслуживающая ритуального пира сламетана . [1]
Куруп
[ редактировать ]Куруп — это период в 120 тахун , или лунных лет. 1440 лунных месяцев, или 15 винду Таким образом, в одном курупе . Из последнего месяца бесара, состоящего из 30 дней, выпадает один день, в результате чего в последнем винду курупа становится на один день меньше , чем обычно. Таким образом, общее количество дней в курупе составляет 42524 (2835 дней в винду х 15 винду - 1 день). Это столько же дней, сколько в 120 лунных годах табличного исламского календаря.
Каждый куруп назван в честь даты ветонанского цикла, в который начинается куруп . Поскольку это всегда приходится на алипский (первый) год винду , перед ним стоит префикс алип. Нынешний купуп начался во вторник, 24 марта 1936 года н.э., что соответствует 01 мухаррама 1355 года хиджры по табличному исламскому календарю, и завершится в воскресенье, 25 августа 2052 года нашей эры. Поскольку датой ветонана в тот день была Селаса Пон, куруп называется Алип Селаса Пон.
Следующий куруп начнется в понедельник, 26 августа 2052 года н.э., что соответствует 01 мухаррама 1475 года хиджры по табличному исламскому календарю, и завершится в субботу, 28 января 2169 года н.э., и будет называться Алип Сенин Пахинг. [11]
Дина Муля
[ редактировать ]Дина Муля (ꦢꦶꦤꦩꦸꦭꦾ, буквально «благородные дни») отмечаются поклонением Густи , создателю жизни и вселенной. Практикующие традиционные яванские духовные учения сохранили несколько благородных дней: [6]
- Сату Сура , первая сура, Новый год.
- Ангара Касих: вторник Кливон
- День полнолуния: Джемуа Леги/Шукра Манис (пятница Леги)
См. также
[ редактировать ]- Исламский календарь
- Календарь Павукон — балийский цифровой календарь на 210 дней в году.
- Балийский сакский календарь , лунно-солнечный календарь.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Арчиньега, Мэтью. «Подробнее о яванском ветонане» . Архивировано из оригинала 30 августа 2006 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Ой, Эрик (2001). Ява . Издательство Таттл. п. 70. ИСБН 978-962-593244-6 .
- ^ Риклефс, MC (1993). История современной Индонезии. 1300 . Издательство Стэнфордского университета. п. 46. ИСБН 0-8047-2195-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Раффлз, Томас Стэмфорд (1817). История Явы . Блэк, Парбери и Аллен: и Джон Мюррей.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кроуферд, Джон (1820). История Индийского архипелага, том. 1 . Эдинбург: Арчибальд Констебль и компания.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Негоро, Сурё С. «Яванский календарь и его значение для мистической жизни» . Йоглоземар. Архивировано из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 10 декабря 2006 г.
- ^ Фурманн, Клаус (2000). «Формы яванского паломничества к святыням» (PDF) . Диссертация для Фрайбургского университета Альберта Людвига . Фрайбургский университет : 231. Архивировано из оригинала (PDF) 14 августа 2011 г.
- ^ Кунст, Яап (1949). Музыка на Яве . Гаага: Мартинус Нийхофф. стр. 151–152.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гислен, Ларс; Ид, JC (1 декабря 2019 г.). «Календари Юго-Восточной Азии. 4: Малайзия и Индонезия». Журнал астрономической истории и наследия . 22 (3): 447–457. дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2019.03.06 .
- ^ Дойодипуро, Ки Худойо (1995). Тайна хищных институтов . Семаранг: Премия Дахары.
- ^ Яванский календарь 120 лет Курупа Асапона, Денинг Х. Дануджи, Премия Дахары, первое издание 2006 г., ISBN 979-501-454-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пижо, Т., Яванско-голландский словарь . Гронинген – Батавия : Дж. Б. Уолтерс, 1938 г.
- Куинн, Джордж Яванская наука о «кражах со взломом» , RIMA. Обзор дел Индонезии и Малайзии, IX:1, январь – июнь 1975 г., стр. 33–54.
- Риклефс, М.К., Современная яванская историческая традиция: исследование оригинальной хроники Картасуры и связанных с ней материалов. Лондон: Школа восточных и африканских исследований, Лондонский университет, 1978 г.
- Соебарди. Календарные традиции в Индонезии Маджала II Ильму-илму Сатсра Индонезия, 1965, №3.