Тоналпоуалли



Тональпоуалли . (англ Произношение на науатле: [toːnaɬpoːˈwalːi] означает «счет дней» ), что на языке науатль , представляет собой мексиканскую версию 260-дневного календаря, использовавшегося в доколумбовой Мезоамерике . Этот календарь является солнечным и состоит из 20 13-дневных ( трецена ) периодов. Каждой треченой управляет отдельное божество. Графические изображения двадцатидневных названий существовали у некоторых этнических, языковых или археологически идентифицированных народов. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]
Термин для ацтекских дневных знаков, тональпохуалли , происходит от корня слова Тона, что означает давать свет или тепло. [ 2 ] Тоналпохуалли . относится к счету дней, состоящему из 20-дневных знаков и 260-дневного цикла В обществе ацтеков существовало несколько переплетающихся календарей: тональпоуалли и сиупохуалли , обозначающее солнечный год из 365 дней. Сюпохуалли делился на восемнадцать двадцатидневных месяцев, а затем еще пять дней в конце цикла. Каждый день обозначался разным знаком дня и числом, двойные календари были переплетены так, что каждые 52 года одна и та же комбинация знаков дня и цифр появлялась снова. [ 2 ] Полный цикл тоналпохуалли длился более 260 дней, и поскольку каждый день был уникален по числу и символу, каждый имел свое собственное внутреннее значение. [ 3 ] Вполне вероятно, что корни этих единиц происходят из человеческого тела: ацтеки считали, используя все цифры на своем теле, состоящие из 20-дневных знаков. [ 4 ] Цикл 260, вероятно, возник из-за гестационного цикла женщины, поскольку с момента первой пропущенной менструации до момента родов проходит примерно 260 дней. [ 4 ]
Тоналпоуалли , как уже упоминалось выше, состоит из двадцати различных дневных знаков или трецен , которые почти во всех изображениях сопровождаются глифом, изображающим его характер. Ацтекская . форма письма в основном изобразительная и представляла собой семазиографическую систему, то есть письмо существовало отдельно от устного слова [ 5 ] Символы были узнаваемы по своему значению, и представители населения понимали, какой сегодня день и их текущее положение во времени. [ 5 ] Поскольку Трецены повторялись каждые двадцать дней, они сопровождались числами от 1 до 13. Обычно количество дней обозначалось маленькими кружками рядом с основным символом, добавляющими сумму к стыку этого дня. [ 2 ] Глифы должны были быть понятны населению, поэтому существует высокий уровень сходства в изображении каждой трецены. Однако количество дней, похоже, остается на усмотрение художника. [ 2 ] Первый день 13-дневного цикла будет состоять из одного крокодила ( Ципактли) и продолжаться до 13 тростей ( Акатль ). Следующий 13-дневный цикл начнется с одного ягуара ( Оцелотля ) и продолжится до 13-й смерти ( Миквизтли ). В течение этого цикла Трецены повторяли создание восьмого дня крокодила ( Чипактли) и так далее. Этот шаблон будет продолжаться до тех пор, пока все 20-дневные знаки не будут связаны с числами от 1 до 13. Трецены и числа были двумя отдельными личностями, день пятого оленя ( Мазатль ) не означал существование пяти оленей, и это число не имело никакого значения. пять, кроме определяющего числа. Пятерка относится к стыку дня, она наступает после четвертого дня и перед шестым днем в этом конкретном 13-дневном цикле. [ 4 ] 13-дневные циклы являются подразделениями более крупного 260-дневного календаря и относятся к различным ритуалам и временам года. [ 6 ] Порядок дней касался всех аспектов жизни: они диктовали, когда лучше сажать кукурузу и когда собирать урожай. Люди чувствовали, что они будут уязвимы, если посадки и фестивали не состоятся в указанные дни. [ 3 ] Богов также связывали с разными днями, диктуя, когда устраивать пир в честь каждого и какому богу молиться. [ 4 ] Например, один тростник связан с Кетцалькоатлем , а два тростника — с Омакатлем . [ 7 ] Более крупные ритуалы проводились в первой половине 13-дневного цикла, но другие важные религиозные мероприятия проводились в определенные дни Тональпоуалли. [ 4 ] Например, праздник Солнца проводился в четыре движения. [ 4 ] Большинство вещей в повседневной жизни зависело от соответствующего тональпохуалли — даже имени. При рождении официальные имена будут соответствовать дню вашего рождения; например, 5 ящериц ( Куецпалин ), и это определит судьбу ребенка. [ 4 ] Кроме того, брак зависел от совместимости знаков и чисел дня пары.
Знаки дня
[ редактировать ][ нужна ссылка ]
№ | Тресена | Глиф [ 8 ] | Дух | Кардинальная точка |
---|---|---|---|---|
1 | 1 Сипактли (Кайман или водное чудовище) | ![]() |
Тонакатекутли | Восток |
2 | 1 Эекатль (Ветер) | ![]() |
Кецалькоатль | Север |
3 | 1 Калли (Дом) | ![]() |
Тепейёллотль | Запад |
4 | 1 Куецпалин (Ящерица) | ![]() |
Уэуэкойотль | Юг |
5 | 1 Коатл (Змея) | ![]() |
Чальчиутликуэ | Восток |
6 | 1 Микизтли (Смерть) | ![]() |
Текуцистекатль | Север |
7 | 1 Мазатль (Олень) | ![]() |
Тлалок | Запад |
8 | 1 Точтли (Кролик) | ![]() |
Маяуэль | Юг |
9 | 1 Атл (Вода) | ![]() |
Шиутекутли | Восток |
10 | 1 Ицкуинтли (Собака) | ![]() |
Миктлантекутли | Север |
11 | 1 Озомахтли (Обезьяна) | ![]() |
Хочипилли | Запад |
12 | 1 Малиналли (Трава) | ![]() |
Патекатль | Юг |
13 | 1 Акатль (Рид) | ![]() |
Тескатлипока | Восток |
14 | 1 Оцелотль ( Оцелот или Ягуар ) | ![]() |
Тлазолтеотль | Север |
15 | 1 Куахтли (Орел) | ![]() |
Шипе Со | Запад |
16 | 1 Коскакуахтли (Стервятники) | ![]() |
Ицпапалотль | Юг |
17 | 1 Олин (Движение или Землетрясение) | ![]() |
Ксолотль | Восток |
18 | 1 Текпатль (кремень или нож) | ![]() |
Чальчиухтотолин | Север |
19 | 1 Кияхуитль (Дождь) | ![]() |
Тонатиу | Запад |
20 | 1 Сочитль (Цветок) | ![]() |
Шочикецаль | Юг |
Галерея знаков дня
[ редактировать ]Обратите внимание, что символы расположены вокруг календарного камня против часовой стрелки.
-
Цветок, Дождь, Кремень, Землетрясение
-
Стервятник, Орел, Ягуар
-
Камыш, Трава, Обезьяна, Собака
-
Вода, Кролик, Олень
-
Смерть, Змея, Ящерица
-
Дом, Ветер, Аллигатор
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макри, Марта Дж. «Знаки дня». Дэвид Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нойманн, Франке Дж. (1976). «Опыт времени в религии науатль» . Журнал Американской академии религии . 44 (2): 255–263. дои : 10.1093/jaarel/XLIV.2.255 . ISSN 0002-7189 . JSTOR 1462338 .
- ^ Перейти обратно: а б «Ацтекские календарные системы» . Рубенс.anu.edu.au . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «2 Время, ритуальный календарь и гадание» , Циклы времени и значения в мексиканских книгах судеб , University of Texas Press, стр. 13–32, 31 декабря 2007 г., doi : 10.7560/712638-006 , ISBN 9780292795280 , S2CID 240129657 , получено 21 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хилл Бун, Элизабет. Истории в красном и черном: иллюстрированные истории ацтеков и микстеков . ISBN 978-0-292-79184-8 . OCLC 1286806608 .
- ^ Вейл, Габриель; Эрнандес, Кристина (2013), «Мексиканские кодексы и мифологические традиции», Воссоздание первобытного времени: фундаментальные ритуалы и мифология в постклассических кодексах майя , Университетское издательство Колорадо, стр. 23–43, doi : 10.5876/9781607322214.c02 , ISBN 9781607322214
- ^ Диббл, Чарльз Э. (1 января 1984 г.). "Тональпоуалли Саагуна " Индиана . 9 : 115–122. дои : 10.18441/ind.v9i0.115–122 . ISSN 2365-2225 .
- ^ Показанные символы взяты из Кодекса Мальябекьяно.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обсуждение происхождения 260-дневного цикла. Архивировано 30 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Анимированный тональпоуалли. Архивировано 12 февраля 2010 г. в Wayback Machine.