Сочипилли
Хочипилли | |
---|---|
Бог любви, господин цветов, юношей и плодородия, | |
![]() Сочипилли, изображенный в Кодексе Борджиа | |
Другие имена | Макуильшочитль, Чикомексочитль |
Обитель | Тамоанчан (Кодекс рек) [ 1 ] |
Пол | Мужской |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки , Тлашкальтек , Тольтеки (Науа) |
Фестивали | Тлаксочимако, Миккаилуитонтли |
Генеалогия | |
Родители | Сочитликуэ (Кодекс Рамиреса) [ 2 ] |
Братья и сестры | Шочикецаль |
Супруга | Никто |
Ксочипилли [ʃoːt͡ʃiˈpilːi] — бог искусства, игр, танцев, цветов и песен в ацтекской мифологии . Его имя содержит на науатле слова xōchitl («цветок») и Pilli («принц» или «дитя») и, следовательно, означает «цветочный принц».
Ассоциации
[ редактировать ]Как покровителя письма и живописи, его называли Чикомексочитль «Семицветок», но его также можно было называть Макуильшочитль «Пятицветок». Он был покровителем игры патолли . Его часто объединяют с Шочикецалем , который считается его коллегой-женщиной. [ 3 ] Сочипилли также интерпретировался как покровитель как гомосексуалистов , так и мужчин-проститутов , и эта роль, возможно, возникла в результате его поглощения тольтековской цивилизацией . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Он, среди других богов, изображен носящим талисман, известный как ойохуалли , который представлял собой подвеску в форме слезы, изготовленную из перламутра. [ 8 ]
Определить Сочипилли
[ редактировать ]

В середине 19-го века, 16-го века [ нужна ссылка ] Ацтекская статуя Сочипилли была раскопана на склоне вулкана Попокатепетль недалеко от Тлалманалько . Статуя представляет собой единственную фигуру, сидящую на основании, напоминающем храм. И статуя, и основание, на котором она сидит, покрыты резными изображениями священных и психоактивных организмов, включая грибы ( Psilocybe aztecorum ), табак ( Nicotiana tabacum ), ололиуки ( Turbina corymbosa ), синикуичи ( Heimia salicifolia ), возможно, какауаксочитль ( Quararibea funebris ). , и один неопознанный цветок.
Лоретта Сежурне писала: «В текстах цветок всегда используется исключительно в духовном смысле, и целью религиозных колледжей было заставить расцвести цветок тела: этот цветок не может быть ничем иным, как душой. цветок с солнцем также очевиден. Один из иероглифов, обозначающих солнце, представляет собой четырехлепестковый цветок, и праздники девятого месяца, посвященные Уицилопочтли , были полностью отданы подношениям цветов». [ 9 ]
Сама фигура сидит на постаменте, запрокинув голову, открыв глаза, напрягая челюсть, с полуоткрытым ртом и раскрытыми к небу руками. Статуя в настоящее время находится в ацтекском зале Национального музея антропологии в Мехико . [ нужна ссылка ]
Энтеогенная связь
[ редактировать ]
Музей лангобардов
Это было предложено Уоссоном , [ 10 ] [ 11 ] Шультес , [ нужна полная цитата ] и Хофманн [ нужна полная цитата ] что статуя Сочипилли представляет собой фигуру, находящуюся в муках энтеогенного экстаза. Положение и выражение тела в сочетании с очень четкими изображениями галлюциногенных растений , которые, как известно, использовались ацтеками в священных контекстах, подтверждают эту интерпретацию. Судя по всему, у статуи сильно расширенные зрачки, что указывает на эффект галлюциногенных грибов.
Уоссон говорит, что на изображении статуи Сочипилли «поглощен темичсохом , «цветками сна», как говорят науа, описывая удивительный опыт, который следует за приемом в пищу энтеогена. Я не могу вспомнить ничего подобного в долгой и богатой истории Европы. искусство: Шочипилли, поглощенный темикшочом ». [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 808. ИСБН 970-07-3149-9 .
- ^ Сьюзан Д. Гиллеспи (1989). Короли ацтеков: построение правительства в истории Мексики (на испанском языке). Редакторы XXI века. ISBN 968-23-1874-2 .
- ^ Томпсон, Дж. Эрик (1932). «Колибри и цветок». Ежеквартальный журнал Общества майя . 1 (3): 120–122.
- ^ Диас дель Кастильо, Берналь. Подлинная история завоевания Новой Испании. Роберт Бонтин Каннингем Грэм, изд. Кембридж, Массачусетс: Отпечатки библиотеки, 2008. ISBN 1-4227-8345-6; Трекслер, Ричард К. Секс и завоевание: гендерное насилие, политический порядок и европейское завоевание Америки. Мягкая обложка изд. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1999. ISBN 0-8014-8482-0; Кин, Бенджамин. Образ ацтеков в западной мысли. Мягкая обложка изд. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, 1991. ISBN 0-8135-1572-6; Иделл, Альберт. Хроники Бернала Диаса. Нью-Йорк: Даблдей, 1956.
- ^ Мендельсон, Курт. Загадка пирамид. Мягкая обложка изд. Нью-Йорк: Thames & Hudson Ltd., 1986. ISBN 0-500-27388-X; Эстрада, Габриэль С. «Ацтекская космология двух духов: вновь звучащие на науатле черты мужественности, старейшин, женственности и молодежи». Frontiers: журнал женских исследований. 24:2 и 3 (2003).
- ^ Тейлор, Кларк Л. «Легенды, синкретизм и продолжающиеся отголоски гомосексуализма из доколумбовой и колониальной Мексики». Мужской гомосексуализм в Центральной и Южной Америке. Мягкая обложка изд. Стивен О. Мюррей, изд. Сан-Франциско: Instituto Obregon, 1987. ISBN 0-942777-58-1.
- ^ Гринберг, Дэвид (1990). Создание гомосексуализма . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 165 . ISBN 0-226-30628-3 .
- ^ АГУРР, Алехандра; Чавес, Химена (27 марта 2011 г.). «Личные следы» . mexicolore.co.uk . Проверено 29 января 2017 г.
- ^ Сежурне, Лоретта (1976) [1956]. «Шочипилли, Повелитель душ» . Горящая вода: мысль и религия в Древней Мексике . Беркли, Калифорния: Шамбала. п. 144. ИСБН 0-87773-090-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Уоссон, Роберт Гордон (1980). Чудесный гриб: миколатрия в Мезоамерике . МакГроу-Хилл. п. 58. ИСБН 978-0-07-068443-0 .
- ^ Уоссон, Р. Гордон (1974). «Роль цветов в культуре науатль: предлагаемая интерпретация» . Журнал психоделических наркотиков . 6 (3): 351–360. дои : 10.1080/02791072.1974.10471987 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Сочипилли , на Викискладе?
- Углубленное интерактивное исследование Музея Дж. Пола Гетти, посвященное базальтовой фигуре Сочипилли XV века, хранящейся в Национальном музее антропологии . Включает подробное исследование изображенных психотропных растений.
- Хранилище Ксочипилли Эровида