Р. Гордон Уоссон
Роберт Гордон Уоссон | |
---|---|
![]() Уоссон в 1955 году | |
Рожденный | |
Умер | 26 декабря 1986 г. | ( 88 лет
Национальность | Американский |
Альма-матер | Высшая школа журналистики Колумбийского университета Лондонская школа экономики |
Награды | Пулитцеровская стипендия для путешествий |
Научная карьера | |
Поля | Этномикология |
Роберт Гордон Уоссон (22 сентября 1898 — 23 декабря 1986) — американский писатель, этномиколог и вице-президент по связям с общественностью в JP Morgan & Co. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Большую часть своей карьеры Уоссон провел, занимая банковскую должность в JP Morgan. Позже в своей жизни, несмотря на небольшое формальное образование в этой области, он сосредоточил свои интересы на изучении галлюциногенных грибов, религии и этномикологии, публикуя статьи, получившие внимание и признание. В ходе работы, финансируемой Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) , [ 5 ] Уоссон внес вклад в области этноботаники , ботаники и антропологии . Он, пожалуй, наиболее известен проблемой ботанической идентичности сома-хаомы в древней арийской религии. Уоссон предположил, что «сома», описанная в Ригведе, — это мухомор , а «хаома» в Авесте — галлюциноген.
Карьера
[ редактировать ]Банковская отрасль
[ редактировать ]Уоссон начал свою банковскую карьеру в Guaranty Trust Company в 1928 году и перешел в JP Morgan & Co. в 1934 году. В том же году он опубликовал книгу [ 6 ] по делу Холла Карабина , в котором он пытался оправдать Джона Пирпонта Моргана от вины в отношении инцидента, который рассматривался как пример спекуляции во время войны . Еще в 1937 году Уоссон пытался повлиять на историков Аллана Невинса и Чарльза Маклина Эндрюса относительно роли Моргана в этом деле; он использовал отчет Невинса [ 7 ] в качестве ссылки на его собственную книгу по этой теме. Вопрос об ответственности Моргана за инцидент с карабином в Холле остается спорным. [ 8 ] [ 9 ]
16 июля 1941 года директора Morgan & Co. назначили Уоссона на должность помощника секретаря, а к 1943 году он стал вице-президентом по связям с общественностью. [ 10 ] [ 11 ]
Этномикология
[ редактировать ]Исследования Уоссона в области этномикологии начались во время его свадебного путешествия в горы Катскилл в 1927 году , когда его жена, Валентина Павловна Геркен , педиатр , случайно наткнулась на съедобные лесные грибы. Очарованные заметной разницей в культурном отношении к грибам в России по сравнению с Соединенными Штатами, пара начала полевые исследования, которые привели к публикации книги «Грибы, Россия и история» в 1957 году.
В ходе своих исследований они организовали экспедиции в Мексику для изучения религиозного использования грибов коренным населением и заявили, что были первыми жителями Запада, принявшими участие в Масатек грибном ритуале .
Именно курандера Мария Сабина позволила Уоссонам участвовать в ритуале и научила их использованию и действию гриба после того, как Уоссон солгал ей о том, что беспокоится о местонахождении и благополучии своего сына, поскольку ритуал был традиционно используется для поиска пропавших людей и важных предметов. [ 12 ] Сабина позволила ему сфотографироваться при условии, что он сохранит это в тайне, но Уоссон, тем не менее, опубликовал фотографию вместе с именем Сабины и названием населенного пункта, в котором она жила. [ 13 ] Хотя он не понес никаких последствий за свой обман и действительно получил большую выгоду от знаний, которые он получил от нее, Сабина впоследствии подверглась остракизму со стороны своего сообщества в результате его действий, а ее дом был сожжен после того, как она была ненадолго заключена в тюрьму, ее сын убита, и в конце концов она умерла в бедности. [ 12 ]
На ежегодном собрании Американского совета научных обществ 1951 года , проходившем в городе Рай, штат Нью-Йорк, 24–26 января, Уоссон был назначен членом Исполнительного комитета сроком на один год. [ 14 ]
Некоторые коллеги Уоссона, такие как Этель Данн, не согласились с выводами Уоссона относительно Amanita muscaria . [ 15 ]
Финансирование ЦРУ
[ редактировать ]Экспедиция Уоссона 1956 года финансировалась [ 8 ] в рамках подпроекта ЦРУ МК-Ультра 58, как выяснилось из документов [ 5 ] получен Джоном Марксом [ 16 ] в соответствии с Законом о свободе информации . В документах говорится, что Уоссон был «невольным» участником проекта. [ 5 ]
Финансирование было предоставлено под прикрытием Фонда медицинских исследований Гешиктера (указанного Уоссоном в конце его последующей журнале Life статьи об экспедиции в ).
Роль в популяризации псилоцибиновых грибов
[ редактировать ]В мае 1957 года журнал Life опубликовал статью под названием « В поисках волшебного гриба », были представлены психоактивные в которой впервые широкой аудитории грибы. Шесть дней спустя отчет его жены Валентины от первого лица об их исследовательской экспедиции в Мексику был опубликован на обложке This Week, воскресного журнала, который публикуется в 37 газетах, общая аудитория которых составляет почти 12 миллионов человек. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
В своих мемуарах автор Том Роббинс рассказывает о влиянии этой статьи на «заведение» американцев, в том числе и на него самого. [ 20 ] Статья вызвала огромный интерес к ритуальной практике масатек среди битников и хиппи , интерес, который оказался катастрофическим для общины масатеков и, в частности, для Марии Сабины. [ нужна ссылка ] Поскольку сообщество было осаждено жителями Запада, желающими испытать галлюцинации, вызванные грибами. [ нужна ссылка ] Сабина привлекла внимание мексиканской полиции, которая посчитала, что она продавала наркотики иностранцам. [ нужна ссылка ] Нежелательное внимание полностью изменило социальную динамику сообщества масатеков и поставило под угрозу прекращение обычая масатеков. [ нужна ссылка ] Сообщество обвинило Сабину, она подверглась остракизму в обществе, а ее дом был сожжен. Позже Сабина сожалела, что познакомила Уоссона с этой практикой, но Уоссон утверждал, что его единственным намерением было внести свой вклад в сумму человеческих знаний. [ 13 ] [ 21 ] [ 22 ]
Методология
[ редактировать ]Вместе Уоссон и ботаник Роджер Хайм собрали и идентифицировали различные виды семейства Stropariaceae и рода Psilocybe а Альберт Хофманн , [ 23 ] используя материал, выращенный Хеймом из образцов, собранных Уоссонами, определил химическую структуру активных соединений , псилоцибина и псилоцина . Хофманн и Уоссон были также одними из первых жителей Запада, которые собрали образцы мазатекского галлюциногена Salvia divinorum , хотя позже эти образцы были признаны непригодными для строгого научного изучения или таксономической классификации . [ 24 ] Два вида грибов, Psilocybe Wassonii R.Heim и Psilocybe Wassoniorum Guzman & SHPollock, были названы в честь Уоссона Хеймом и Гастоном Гусманом , с последним из которых Уоссон познакомился во время экспедиции в Уаутла-де-Хименес в 1957 году.
Следующим крупным вкладом Уоссона стало исследование древней ведической опьяняющей сомы , которая, как он предположил, была основана на психоактивном грибе мухоморе ( Amanita muscaria ). Эта гипотеза была опубликована в 1967 году под названием «Сома: божественный гриб бессмертия» . Затем его внимание переключилось на Элевсинские мистерии , церемонию посвящения древнегреческого культа Деметры и Персефоны . В книге «Дорога в Элевсин: раскрытие тайны тайн» (1978), написанной в соавторстве с Альбертом Хофманном и Карлом А.П. Раком , было высказано предположение, что специальное зелье « кикеон », ключевой компонент церемонии, содержало психоактивные эрголиновые алкалоиды из гриб Спорынья ( Claviceps spp. ).
Некоторые из его книг были изданы самостоятельно иллюстрированными ограниченными тиражами на бумаге ручной работы и напечатаны в Италии и никогда не переиздавались, за одним исключением. [ 25 ] Его последняя законченная работа, «Чудесный гриб» , первоначально входившая в состав самостоятельно опубликованных работ, была переиздана издательством City Lights Publishers в 2014 году.
Этнография
[ редактировать ]До его работы над сомой теологи интерпретировали ведические и магические практики как основанные на алкогольных напитках, вызывающих опьянение. [ нужна ссылка ] Уоссон был первым исследователем, который предположил, что настоящая форма ведического опьянения была энтеогенной . [ 26 ]
Наследие
[ редактировать ]Уоссон передал свои личные документы в дар Гарвардского университета Ботаническому музею как часть «Этномикологической коллекции Тины и Гордона Уоссон». К апрелю 1982 года тщательно подобранный массив книг, документов и артефактов, содержащихся в коллекции, был полностью размещен в новом приемном доме. [ 27 ]
В некрологе Уоссона в San Francisco Chronicle говорилось, что вместе со своей женой и соавтором Валентиной П. Уоссон он «осветил святость психотропных грибов не только в России и Сибири, но и в самых древних индуистских писаниях, в мистических культах древней Греции и среди коренных народов Мексики и Гватемалы, как древних, так и современных». [ 28 ]
В 2015 году Микологическое общество Америки (MSA) учредило новую награду, названную в честь Гордона и Валентины, чтобы отметить непрофессионалов и людей с нетрадиционным академическим образованием, внесших выдающийся вклад в микологию. [ 29 ] Первая «Премия Гордона и Тины Уоссон» была вручена Полу Стамецу 29 июля 2015 года бывшим президентом организации Д. Джин Лодж во время встречи MSA в Эдмонтоне, Канада. [ 29 ]
Библиография
[ редактировать ]Статьи
[ редактировать ]- «Другой взгляд на подход историка к бизнесу». Бюллетень Бизнес-исторического общества , вып. 18, нет. 3 (июнь 1944 г.), стр. 62–68. два : 10.2307/3111364 . JSTOR 3111364 .
- «Этимология Ботарго» совместно с Джоном П. Хьюзом. Американский журнал филологии , том. 68, нет. 4 (1947), стр. 414–418. два : 10.2307/291531 . JSTOR 291531 .
- « В поисках волшебного гриба ». Жизнь , т. 42, нет. 19 (13 мая 1957 г.), стр. 100–110, 113–114, 117–118, 120. Google Книги. PDF. Архивировано здесь: [1]
- «Галлюциногенные грибы» с Валентиной П. Уоссон. Садовый журнал , вып. 8 (январь/февраль 1958 г.), стр. 1–6.
- «Божественный гриб: примитивная религия и галлюцинаторные агенты». Труды Американского философского общества , том. 102, нет. 3 (24 июня 1958 г.), стр. 221–223. JSTOR 985574 .
- «Галлюциногенные грибы Мексики: приключение в этномикологических исследованиях». Труды Нью-Йоркской академии наук , вып. 21, нет. 4 (февраль 1959 г.), стр. 325–339. Первоначально представлено на заседании Отделения 23 января 1959 года.
- «Галлюциногенные грибы Мексики: исследование истоков религиозной идеи среди примитивных народов». Брошюры Ботанического музея, Гарвардский университет , том. 19, нет. 7 (17 февраля 1961 г.), стр. 137–162. JSTOR 41762213 .
- «Новый мексиканский психотропный препарат из семейства мятных». Брошюры Ботанического музея, Гарвардский университет , том. 20, нет. 3 (28 декабря 1962 г.), стр. 77–84. JSTOR 41762226 .
- «Галлюциногенные грибы Мексики и псилоцибин: библиография (второе издание, с исправлениями и дополнениями)». Брошюры Ботанического музея, Гарвардский университет , том. 20, нет. 2 (10 марта 1963 г.), стр. 25–73. JSTOR 41762224 .
- «Заметки о современном состоянии ололиуки и других галлюциногенов Мексики». Брошюры Ботанического музея, Гарвардский университет , том. 20, нет. 6 (22 ноября 1963 г.), стр. 161–193. JSTOR 41762230 .
- «Грибное безумие Кумы» с Роджером Хеймом. Брошюры Ботанического музея, Гарвардский университет , том. 21, нет. 1 (11 июня 1965 г.), стр. 1–31, 33–36. JSTOR 41762949 .
- «Сома: комментарии, вдохновленные обзором профессора Койпера». Индо-иранский журнал , том. 12, нет. 4 (1970), стр. 286–298. JSTOR 24650694 .
- «Наркотики: священный гриб». Нью-Йорк Таймс (26 сентября 1970 г.), стр. 21.
- «Сома Ригведы: что это было?» Журнал Американского восточного общества , том. 91, нет. 2 (апрель/июнь 1971 г.), стр. 169–187. дои : 10.2307/600096 . JSTOR 600096 .
- «Смерть Клавдия, или Грибы для убийц». Брошюры Ботанического музея, Гарвардский университет , том. 23, нет. 3 стр. (7 апреля 1972 г.), стр. 101–126. JSTOR 41762274 .
- «Роль «цветов» в культуре науатль: предлагаемая интерпретация». Брошюры Ботанического музея, Гарвардский университет , том. 23, нет. 8 (30 ноября 1973 г.), стр. 305–321. JSTOR 41762283 .
- «Последняя трапеза Будды». Журнал Американского восточного общества , том. 102, нет. 4 (октябрь/декабрь 1982 г.), стр. 591–603.
- Переиздано: Брошюры Ботанического музея, Гарвардский университет , том. 29, нет. 3 (лето 1983 г.), стр. 219–249. JSTOR 41762849 .
- «Вырезанные «бестелесные» глаза Теотиуакана» с Джонатаном Оттом . Брошюры Ботанического музея, Гарвардский университет , том. 29, нет. 4 (осень 1983 г.), стр. 387–400. JSTOR 41762856 .
Книги
[ редактировать ]- Дело о карабине Холла: исследование современного фольклора . Нью-Йорк: Пандик Пресс (1941)
- Грибы, Россия и история » с Валентиной Павловной Уоссон. Нью-Йорк: Книги Пантеона (1957)
- Сома: Божественный гриб бессмертия (1968)
- Мария Сабина и ее масатекский гриб Велада . Нью-Йорк: Харкорт (1976)
- Дорога в Элевсин: раскрытие тайны тайн , с Альбертом Хофманном и Карлом А. П. Раком . Нью-Йорк: Харкорт (1978)
- Чудесный гриб: миколатрия в Мезоамерике . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл (1980). (Перепечатка City Lights , 2012 г.)
- Поиски Персефоны: энтеогены и истоки религии , со Стеллой Крамриш , Джонатаном Оттом и Карлом А. П. Раком . Этномикологические исследования, вып. 10. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета (1986).
Книга вкладов
[ редактировать ]- «Грибы». В: Опыт употребления наркотиков: рассказы наркоманов, писателей, ученых и других от первого лица , под редакцией Дэвида Эбина. Нью-Йорк: Орион Пресс (1961), стр. 311–334.
- «Божественный гриб бессмертия» (глава 6). В: Плоть богов: ритуальное использование галлюциногенов . Нью-Йорк: Прегер (1972), стр. 185–200.
- «Какова была сома арийцев?» (Глава 7) В: Плоть богов: Ритуальное использование галлюциногенов . Нью-Йорк: Прегер (1972), стр. 201–213.
Обзоры книг
[ редактировать ]- Обзор полной занятости в свободном обществе Уильяма Бевериджа . Harvard Business Review (лето 1945 г.)
- Обзор книги Учение дона Хуана: путь познания яки» « Карлоса Кастанеды . Экономическая ботаника , вып. 23, нет. 2 (1969), с. 197.
- Обзор книги «Отдельная реальность: дальнейшие беседы с доном Хуаном» Карлоса Кастанеды . Экономическая ботаника , вып. 26, нет. 1 (1972), стр. 98–99.
- Рецензия на «Путешествие в Икстлан: Уроки Дон Хуана» книгу Карлоса Кастанеды . Экономическая ботаника . том. 27, нет. 1 (1973), стр. 151–152.
- Рецензия на «Сказки о силе» Карлоса Кастанеды . Экономическая ботаника . том. 28, нет. 3 (1974), стр. 245–246.
Переписка
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]- Мария Сабина. Грибная церемония индейцев масатеков Мексики (1957 г.). Народные записи [FR 8975].
- Записано (21/22 июля 1956 года) и спродюсировано совместно с Валентиной Павловной Уоссон . [ 30 ] Примечания Р. Гордона Уоссона. Folkways теперь является некоммерческой звукозаписывающей компанией Смитсоновского института . [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штатный писатель. «Грибное безумие». Журнал TIME (16 июня 1958 г.). Архивировано из оригинала.
- ^ Таринас, Хоаким. «Роберт Гордон Уоссон: В поисках волшебного гриба». Imaginaria.org.
- ^ Биография в архиве этномикологической коллекции Тины и Р. Гордона Уоссона в гербариях Гарвардского университета . Архивировано из оригинала. Архивировано 27 ноября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Джейкобс, Трэвис Бил. Эйзенхауэр в Колумбии . Предисловие Эли Гинзберга . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций (2001). стр. 99-100. ISBN 978-0765800367 .
- ^ Перейти обратно: а б с «JP Morgan & Co. (см. файл Уоссона)». Подпроект MKUltra, нет. 58 (документ: 17457). Вашингтон, округ Колумбия: Архив национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона .
- ^ Уоссон, Р. Гордон (1941). Дело о карабине Холла: исследование современного фольклора . Нью-Йорк: Пандик Пресс.
- ^ Невинс, Аллан (1939). Фремонт: Первооткрыватель Запада. Д. Эпплтон-Сентьюри Ко.
- «Новая и расширенная версия издания 1928 года, опубликованная под названием: Фремонт, величайший искатель приключений Запада ».
- ^ Перейти обратно: а б Ирвин, январь. «Р. Гордон Уоссон: Человек, легенда, миф» (глава 14). В: Энтеогены и развитие культуры . Беркли, Калифорния: North Atlantic Books (2013), стр. 565–619. Под редакцией Джона Раша. ISBN 978-1583946244 .
- ^ Документы Эндрюса. Библиотека Йельского университета . Графа 37, папка 419; Графа 40, Папка 441; Графа 42, Папка 460.
- ↑ Штатный писатель (17 июля 1941 г.). «Морган и компания объявляют об изменениях». Нью-Йорк Таймс . п. 32.
- ^ Пфистер, Дональд Х. (1988). «Р. Гордон Уоссон, 1898–1986». Микология , вып. 80, нет. 1. С. 11–13. два : 10.2307/3807487 . JSTOR 3807487 .
- ^ Перейти обратно: а б Поллан, Майкл (2018). Как изменить свое мнение: чему учит нас новая наука о психоделиках о сознании, умирании, зависимости, депрессии и трансцендентности . Пингвин. стр. 112–114. ISBN 978-0-525-55894-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Эстрада, Альваро (1976). Жизнь Марии Сабины: грибная мудрая женщина . Мексика: Siglo Veintiuno Editores. ISBN 9682305136 .
- ^ Боуг, Альберт С. и др. «Материалы двадцать шестого ежегодного собрания Корпорации». Зеркало , том. 26, нет. 3 (июль 1951 г.), стр. 562–573. JSTOR 2850907 .
- ^ Данн, Этель. Русское использование Amanita muscaria Уоссона : сноска к соме . Обзор сомы Р. Гордона Уоссона «Современная антропология» , том. 14, нет. 4 (октябрь 1973 г.), стр. 488–492.
- ^ Маркс, Джон Д. В поисках маньчжурского кандидата . Лондон: Times Books (1979), стр. 114. ISBN 978-0812907735 .
- ↑ Уоссон, Валентина Павловна (19 мая 1957 г.). «Я съел священный гриб». На этой неделе . стр. 8–10, 36.
- ^ Сифф, Стивен (2018). «Р. Гордон Уоссон и рекламная кампания по представлению волшебных грибов в Америке середины века». Французское ревю американских исследований , том. 156, нет. 3. С. 91–104.
- ↑ Бартлетт, Эми (11 ноября 2020 г.). «Цена упущения: доктор Валентина Уоссон и правильное понимание наших историй». Чакруна .
- ^ Роббинс, Том (2014). Тибетский персиковый пирог: правдивый рассказ о вымышленной жизни . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . стр. 190-191. ISBN 978-0062267405 .
- ^ Летчер, Энди (2006). Гриб: Культурная история волшебного гриба . Англия: Фабер и Фабер . стр. 97-98. ISBN 978-0571227709 .
- ^ Ротенберг, Джером (2003). Предисловие редактора к избранным произведениям Марии Сабины. Издательство Калифорнийского университета . п. xvi.
- ^ Хоффман, Альберт (1980). ЛСД — мой трудный ребенок . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл . ISBN 978-0070293250 .
- ^ «История первых растений Salvia Divinorum, выращенных за пределами Мексики». sagewisdom.org.
- ^ "Архивы Р. Гордона Уоссона (1898-1986)". Гарвардского университета Гербарий . Архивировано из оригинала.
- ^ Лекция по индоевропейским языкам . [ мертвая ссылка ]
- ^ Штатный автор (2002). «Провенанс: Архивы Р. Гордона Уоссона (1898–1986)». Архив этномикологической коллекции Тины и Р. Гордон Уоссон . Гербарий Гарвардского университета . Архивировано из оригинала. Архивировано 2 августа 2021 г. на archive.today.
- ^ Штатный писатель. «Р. Гордон Уоссон» ( некролог ) (27 декабря 1986 г.). Хроники Сан-Франциско . п. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Вебер, Эви и др. (2015). «Награды и персоналии: Премия Гордона и Тины Уоссон». ИМА Грибок , вып. 6, нет. 2 (2015), стр. 51–55. дои : 10.1007/BF03449353 .
- ^ Штатный писатель. «Мария Сабина: Грибная церемония индейцев масатек в Мексике». бумкат .
- ^ Штатный писатель. «Мария Сабина: Грибная церемония индейцев масатек в Мексике». Смитсоновский народный обычай .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Кристофер (1987). «Р. Гордон Уоссон, 22 сентября 1898 г. — 23 декабря 1986 г.» ( некролог ). Экономическая ботаника , вып. 41, нет. 4. С. 469–473. дои : 10.1007/BF02908138 . JSTOR 4255015 .
- Форте, Роберт (1997). Энтеогены и будущее религии. Сан-Франциско: Совет по духовным практикам.
- Отт, Джонатан и Стивен Х. Поллак (октябрь 1976 г.). Интервью с Р. Гордоном Уоссоном. Архивировано 2 августа 2021 г. в Wayback Machine High Times .
- Ридлингер, Томас Дж. (1990). Искатель священных грибов: Очерки Р. Гордона Уоссона . Предисловие Ричарда Эванса Шультеса . Портленд: Dioscorides Press. ISBN 978-0931146176 . OCLC 468050733 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1898 рождений
- 1986 смертей
- Исследователи психоделических наркотиков
- Этнобиологи
- Американские защитники психоделических наркотиков
- Выпускники Высшей школы журналистики Колумбийского университета
- Выпускники Лондонской школы экономики
- Независимые ученые
- Обладатели Пулитцеровской стипендии для путешествий
- Исследователи психонавтики