Jump to content

шарлатан

(Перенаправлено с Курандеры )
Курандера проводит уборку в Куэнке, Эквадор.

Целителю ( Испанский: [kuɾanˈdeɾo] — целитель; ф. курандера , также пишется курандейро , Португальский: [kuɾɐ̃ˈdejɾu] , f. curandeira ) — традиционный местный целитель или шаман, встречающийся в основном в Латинской Америке , а также в Соединенных Штатах . [1] Курандеро — специалист в области традиционной медицины , чья практика может либо контрастировать, либо дополнять практику практикующего западную медицину . Утверждается, что курандеро применяет шаманские и спиритические средства от психических, эмоциональных, физических и духовных заболеваний. [2] [3] [4] [5] Некоторые курандеро, такие как Дон Педрито, целитель Лос-Олмоса , используют простые травы, воду или грязь, чтобы якобы добиться эффекта лечения. [6] Другие добавляют католические элементы, такие как святая вода и изображения святых ; Сан-Мартин-де-Поррес , например, широко занят в перуанском курандизме . Использование католических молитв и других заимствований и кредитов часто встречается наряду с местными религиозными элементами. Многие курандеро подчеркивают свою природную духовность в исцелении, будучи практикующими католиками. Третьи, такие как Мария Сабина , используют галлюциногенные средства, а многие другие используют комбинацию методов. Большинство понятий, связанных с курандеризмом (практикой курандеро), представляют собой испанские слова, часто со народными средневековыми определениями .

История в Латинской Америке

[ редактировать ]

Термин «курандерос» возник во времена испанской колонизации Латинской Америки. Курандеро в этой части мира являются результатом сочетания традиционных медицинских практик коренных народов и католических ритуалов. Было также влияние африканских ритуалов, привезенных в Латинскую Америку рабами. [7] корня curar Curandero/a происходит от испанского , который буквально переводится как «лечение». Таким образом, курандеро/а – это тот, кто исцеляет. Курандеро выходят за рамки западной медицины, связывая болезни со злыми духами. Это расширяет обязанности курандеро и включает не только физические недуги, но также психологические и межличностные проблемы. Среди болезней, от которых помогает Курандеро/а, варьируются от мирских болей в животе до некоторых духовных болезней, таких как сусто , мал де охо , и даже обращенная вспять черная магия . Традиционные сообщества рассматривают все эти проблемы как потерю духа. [8] Они верят, что курандеро могут проникать в разные измерения, где они могут найти решение болезни или проблемы человека. Более того, они верят, что Бог или Высший Создатель дает курандеро трудные и болезненные переживания, чтобы они могли лучше помогать своим пациентам. [9] В колониальной Латинской Америке женщин-народных целительниц, или курандеров, часто отождествляли с брухами (ведьмами), что означает тех, кто произносит заклинания; хотя курандеры в такие времена подвергались преследованиям, вероятно, потому, что они были женщинами, занимавшими руководящие должности, а не из-за их методов лечения. [10] Сегодня многие женщины и мужчины продолжают традицию курандеро в Мексике и на юго-западе США. [7]

История в Соединенных Штатах

[ редактировать ]

Исторически сложилось так, что в Соединенных Штатах курандеро встречались только среди концентрированных индейских популяций . Считалось, что курандеро в основном практиковали в Нью-Мексико и вдоль границы Мексики и США . Однако недавние исторические исследования показывают, что практика курандеризма (традиционного исцеления) не ограничивалась юго-западом Америки. Практика курандеризма была распространена в 1880-х годах на северо-востоке Теннесси. [11]

В середине-конце 1970-х годов рост численности этнических меньшинств и иммигрантов рос одновременно с публичным присутствием курандеро в районах за пределами исторических географических регионов Соединенных Штатов, где проживало большое количество коренного населения. [12] С 1990-х годов курандеро стало обычным явлением в северных городах США. [13]

Виды целителей

[ редактировать ]

Существует много разных видов курандеро. Йерберы — прежде всего травники . Уэсеро — терапевты по костям и мышцам, которые уделяют особое внимание физическим недугам. Партера акушерки . Орационисты действуют прежде всего посредством силы молитвы . Другие типы включают собадоров, которые являются массажистами , и брухо или бруха , которые являются знахарями. [14]

Среди этих более широких терминов есть несколько узкоспециализированных. Например, йерберо , которые работают в основном с табаком для лечения пациентов, известны как табакерос . Целителей, которые работают в основном с аяуаской, называют аяуаскерос . Целителей, работающих с пейотом, называют пейотеро .

Хотя многие курандеро имеют свою специализацию и могут идентифицировать себя с ней, это не означает, что эти методы лечения обязательно строгие и не пересекаются. Например, орационист может также быть йерберой и так далее.

Практики целителей

[ редактировать ]

Выходцы из Латинской Америки могут искать курандеро, если свойства их тел «горячие» и «холодные». Большинство из этих практикующих курандеро не имеют формального медицинского образования и унаследовали свой дар или учатся, будучи учениками. Часто эти целители не имеют офиса и работают дома. Важным фактором, по которому латиноамериканцы обращаются за помощью к курандеро, является то, что он более доступен. Западная медицина часто может быть более дорогой, и у некоторых латиноамериканских семей нет средств, необходимых для ее оплаты. В зависимости от курандеро, они могут не взимать плату за свои услуги или просто попросить небольшое предложение или плату. Вы можете найти их в латиноамериканских сообществах, чтобы предоставить членам больше доступа к их услугам. Другими причинами, по которым эти сообщества могут искать услуги, предлагаемые курандеро, являются языковой барьер и их иммиграционный статус. Курандеро обитают в испанских общинах и могут лучше рассказывать о своем диагнозе и лечении. В отличие от больниц или медицинских работников, у которых могут возникнуть трудности из-за языкового барьера и сложных медицинская терминология .

Правильное общение с пациентами очень важно, но это еще сложнее, если вы не говорите на языке или у вас нет переводчика. Что касается их иммиграционного статуса, им может быть сложно получить медицинскую помощь при государственной поддержке, особенно для лиц, не имеющих документов . Многие из этих латиноамериканцев будут платить наличными за медицинские услуги, которые они получают, из-за страха, что об их иммиграционном статусе сообщат.

Курандеро и домашние средства являются преимуществом для этих людей, если они не могут заплатить наличными, но сделают это, если ситуация станет серьезной и сначала не улучшится с помощью других средств. Учитывая, что эти практики больше соответствуют латиноамериканским культурным взглядам и верованиям, многие из этих людей использовали курандеро и традиционную или альтернативную медицину в своей родной стране. Это также можно рассматривать как способ сохранения этих культурных взглядов. Духовное исцеление — еще одна причина, по которой можно искать курандеро, и выходцы из Латинской Америки считают, что медицинские работники не могут помочь в лечении духовных проблем, с которыми может справиться тело. [15]

Клиенты считают, что курандеро являются целителями как тела, так и духа. При необходимости курандеро может изгнать злых духов , которые могут обитать в чьем-то теле, и провести полное духовное очищение. Это практика, которую западные медицинские работники не применяют или не пытаются достичь. Выяснилось, что большинство выходцев из Латинской Америки, которые ищут курандеро за свои услуги, родились в своей родной стране, в отличие от выходцев из Латинской Америки, родившихся в Соединенных Штатах. Выходцы из Латинской Америки, которые менее интегрированы в жизнь в Соединенных Штатах, ищут этих целителей, чтобы почувствовать себя знакомыми с традиционализмом своей родной страны. Эти латиноамериканские члены сообщества могут быть недовольны диагнозами или практикой западной медицины. Они чувствуют, что их врач не верит в их народные болезни и тем более не знает, как к ним подойти и как их лечить.

Традиционные болезни и проклятия

[ редактировать ]

Среди некоторых болезней , которые лечат курандеро, можно назвать: espanto («испуг») или susto («испуг»); отделение или отпугивание вампирического духа (духов); защита или отрицание брухерии («колдовства» или «колдовства»), такой как мал де охо сглаз ») или других злых намерений; избавление от болезней, связанных с Mal aire или Mal viento («злой воздух» или «злой ветер»); лечение mal projimo («плохой сосед»), заболевания, вызванного негативными мыслями или чувствами по отношению к другому человеку или, наоборот, группой людей, негативно относящихся к пациенту, которого лечат, и то, и другое может привести к причинению вреда человеку.

Последствия встреч с Дуэндесом

[ редактировать ]

Курандеро может лечить негативные последствия встреч человека с дуэнде («духовным существом», таким как пикси , чертенок , фея , гном , домовой , гном , гном или тролль . Дуэнде может быть полезным, Считается , что нейтральный или злобный дух Дуэнде обитает в сельской местности стран Латинской Америки.

Последствия плохого воздуха или плохого ветра

[ редактировать ]

Считается, что Mal aire или Mal viento вызывают невидимые движения воздуха. Их можно определить как результат «плохого» или «злого» воздуха или болезни, вызванной горячим или холодным воздухом. Например, если человек находится на улице в жаркий день, но входит в гораздо более прохладное здание, он может подхватить воздух . Это также может быть вызвано сверхъестественными силами, переносимыми ветром. Что-то можно подхватить, гуляя или встречая места с плохой энергетикой. Примерами таких мест могут быть кладбища, заброшенные дома и другие места, где обитают эти «плохие» силы. Вредная энергия прикрепляется к человеку при встрече с такими силами и может быстро овладеть всем его телом. Считается, что эта вредная энергия также может привести к разложению внутренних органов человека и может привести к летальному исходу, если ее не лечить. Многие другие распространенные симптомы недомогания включают головные боли, тошноту, усталость, диарею и бледность.

Потеря души

[ редактировать ]

Человек может «потерять свою душу» (также известную как потеря души ), когда он напуган или переживает пугающий опыт. Это называется эспанто или сусто . Обычно сусто имеет гораздо более легкие симптомы, и дети и младенцы более склонны к заболеванию этой болезнью. Примерами таких переживаний, которые могут вызвать это, являются страшные сны, получение разрушительных новостей, встреча с диким животным и т. д. Симптомами, связанными с этим заболеванием, могут быть тошнота, плач, плохие сны и бессонница. [16]

При всех вышеперечисленных болезнях курандеро может провести маль лимпиезу («очищение от зла» или «очищение от зла»), чтобы избавиться от «плохого» и вернуть клиенту здоровье. Примерами материалов, используемых в этих лимпизах, являются сахар, спиртные напитки, святая вода, духи, яйца, куры и морские свинки. Другие включают череп собаки, кровь голубя и голову куклы или какого-либо другого силового объекта. Лимпьезу можно исполнить и с растениями. Эти волшебные растения также могут помочь в уборке дома. Если дом заброшен или в нем произошло что-то ужасное, например, внезапная смерть или акт насилия, курандеро проведет ритуал, очищающий дом от всего дурного («зла»). После возникновения лимпиезы используемые при ней материалы утилизируются. Учитывая, что мал был передан им, их необходимо утилизировать вдали от человеческих обитателей, чтобы не допустить причинения вреда другим.

Дополнительная информация

[ редактировать ]

В 21 веке, когда популярность альтернативной медицины растет, некоторые курандеро обеспокоены присвоением этой практики.

Народ моче в древнем Перу часто изображал курандеро в своем искусстве. [17]

В Андах одним из инструментов курандеро является чонта , копье, вырезанное из пальмы чонта, Bactris gasipae , которое, как полагают, наделено магической силой. Пальма растет только в бассейне Амазонки и является объектом оживленной торговли. Народ дживаро, проживающий в тропических лесах Амазонки, использует твердую древесину чонта для изготовления копий. [18] Шамана также называют чонтеадором , и его самая важная палочка — чонта дефенса ; если он умирает без учеников, чонту бросают, завернув в рубаны. [ нужны разъяснения ] и нагруженный камнями, на дно озера с верой, что его сила вновь проявится, когда к власти придет новый шаман. Шаманы также используют жезлы из дерева уатулько , Loxopterygium huasango . [19]

В художественной литературе

[ редактировать ]

Курандеро, вероятно, из-за окружающей их тайны и интриги, часто включаются в художественные произведения:

В других работах

[ редактировать ]
  • Женщина, которая светится в темноте: Курандера раскрывает традиционные ацтекские секреты физического и духовного здоровья (2000), Елена Авила
  • «Эдуардо Целитель» — документальный фильм, рассказывающий о жизни перуанского курандеро.
  • Жизнь и творчество дона Мигеля Руиса также находились под влиянием курандизма; его мать была курандером.
  • Женщины, которые бегут с волками: мифы и истории об архетипе дикой женщины (1992), Кларисса Пинкола Эстес

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Семан, Дженнифер Кошатка (19 января 2021 г.). Мир Санта-Тереза-Уреа и дона Педрито Харамильо Издательство Техасского университета. ISBN  978-1-4773-2194-2 .
  2. ^ Падилья, Р; Гомес, В; Биггерстафф, СЛ; Мелер, PS (2001). «Использование курандеризма в системе общественного здравоохранения» . Архив внутренней медицины . 161 (10): 1336–40. дои : 10.1001/archinte.161.10.1336 . ПМИД   11371263 .
  3. ^ Дэвис, RE; Петерсон, Кентукки; Ротшильд, СК; Ресников, К. (2011). «Расширяя границы культурной приемлемости: подтверждают ли данные культурную адаптацию мер по лечению диабета 2 типа для взрослых американцев мексиканского происхождения?» . Преподаватель по диабету . 37 (2): 227–38. дои : 10.1177/0145721710395329 . ПМК   3209710 . ПМИД   21343599 .
  4. ^ Рейес-Ортис, Калифорния; Родригес, М; Маркидес, К.С. (2009). «Роль духовного исцеления с точки зрения восприятия медицинской помощи среди латиноамериканцев» . Журнал общей внутренней медицины . 24 (Приложение 3): 542–7. дои : 10.1007/s11606-009-1067-9 . ПМК   2764036 . ПМИД   19842004 .
  5. ^ Слит, БЛ; Уильямс-младший, JW (2004). «Латиноамериканская этническая принадлежность, язык и депрессия: общение врача и пациента и использование пациентом альтернативных методов лечения». Международный журнал психиатрии в медицине . 34 (3): 235–46. doi : 10.2190/vqu1-qywt-xw6y-4m14 . ПМИД   15666958 . S2CID   30105675 .
  6. ^ Семан, Дженнифер Кошатка (19 января 2021 г.). Мир Санта-Тереза-Уреа и дона Педрито Харамильо Издательство Техасского университета. ISBN  978-1-4773-2194-2 .
  7. ^ Jump up to: а б «Унивизия: Курандеро продолжают традиции католицизма, африканские обряды» . mrt.com . 15 февраля 2005 г.
  8. ^ «Что такое курандеро в латиноамериканских культурах? - Новости Тако» . newstaco.com . 26 сентября 2013 г.
  9. ^ «Что такое Курандера или Курандеро?» . palomacervantes.com . 9 августа 2013 г.
  10. ^ «Может ли католик быть ведьмой? — OnFaith» . onfaith.co . 25 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2017 г. Проверено 5 декабря 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  11. ^ Кавендар, Энтони (2011). «Курандеризм в Аппалачах: использование Remedios Caseros среди латиноамериканцев на северо-востоке Теннесси». Журнал аппалачских исследований . 17 (1 и 2): 144–167. дои : 10.2307/41446939 . JSTOR   41446939 . S2CID   254477953 .
  12. ^ Лопес, Ребекка А. (2005). «Использование альтернативной народной медицины американскими женщинами мексиканского происхождения». Журнал здоровья иммигрантов . 7 (1): 23–31. дои : 10.1007/s10903-005-1387-8 . ПМИД   15744474 . S2CID   11420935 .
  13. ^ Орегонец (3 апреля 2010 г.). «Традиционные курандеро в Орегоне - спасательный круг для латиноамериканской версии поставщиков медицинских услуг» . ОрегонLive.com . Проверено 5 января 2014 г.
  14. ^ К. де Бака, Винсент, изд. (1998). La gente: история и жизнь испанцев в Колорадо . Денвер, Колорадо: Историческое общество Колорадо. ISBN  9780870815386 . OCLC   40678337 .
  15. ^ Фавацца Титус, Шэрон К. (сентябрь 2014 г.). «Поиск и использование Курандеро в Соединенных Штатах». Журнал целостного ухода . 32 (3): 196.
  16. ^ Кавендер, Энтони П.; Альбан, Мануэль (22 января 2009 г.). «Использование курандеро в высокогорьях Эквадора волшебных растений» (PDF) . Журнал этнобиологии и этномедицины . 5 :6. дои : 10.1186/1746-4269-5-3 . ПМЦ   2642781 . ПМИД   19161618 . Проверено 29 апреля 2022 г.
  17. ^ Музей Беррин, Кэтрин и Ларко. Дух древнего Перу: сокровища из Рафаэля Ларко Эрреры археологического музея Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1997.
  18. ^ Карстен, Рафаэль. Пиры крови, мести, войны и победы среди индейцев джибара восточного Эквадора. Кессинджер Паблишинг, ООО, 2004 г. ISBN   978-1-4179-3181-1 . Страница 6.
  19. М. Полиа, Священник безымянного холма, Le Scienze, октябрь 2002 г.
  20. ^ Терри Молина. Dark Obsession, опубликовано Crimson Romance, 2012 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Верховая езда, Алан. Дальние соседи: портрет мексиканцев . Нью-Йорк: Винтаж, 2000.
  • Троттер, Роберт Т. II и Хуан Антонио Чавира. Курандеризм: мексиканско-американское народное исцеление (второе изд.). Издательство Университета Джорджии, октябрь 1997 г.
  • Кавендер, Энтони П. и Мануэль Альбан. «Использование волшебных растений курандеро в высокогорье Эквадора». Журнал этнобиологии и этномедицины, 2009, с. 9.
  • Авила, Елена и Джой Паркер. «Женщина, светящаяся в темноте. Курандера раскрывает традиционные ацтекские секреты физического и духовного здоровья» ISBN   0-87477-958-8 1999.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b95094d8b09ca95ce28a43b47f05d046__1719492600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/46/b95094d8b09ca95ce28a43b47f05d046.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Curandero - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)