Jump to content

Эльф

«Маленькие Дуэндес» , Франсиско Гойя , 1799 год.

Дуэнде и гуманоидная фигура фольклора с вариациями из иберийской , иберо-американской латиноамериканской культур, сравнимая с карликами , гномами или гномами . В испанском языке дуэнде возник как сокращение фразы Dueñ(o) de Casa , фактически «хозяин дома», или, возможно, происходит от какого-то похожего мифического существа вестготской или швабской культуры , учитывая его внешний вид, сравнимый с « Томте » Шведский язык концептуализируется как озорной дух, населяющий жилище. [ 1 ]

Модель дуэнде

Испанский фольклор богат сказками и легендами о различных видах эльфов: Аньянах, Бусгососах, Дианьосах, Гномах, Эльфах, Феях, Номосах, Нуберусах, Тентируюсах, Трасгос/Трасгусах, Трастолиллусах, Трентисах, Тронантесах, Вентолинах и других. В некоторых регионах Испании дуэнде могут иметь другие названия, такие как Траснос в Галисии, Фоллет в Каталонии, Иратчоак в Стране Басков и Наварре, Трасгус в Астурии, Менутос или Мендос в Валле-де-Эхо и в других частях Альто-Арагона, Менгес (Юг). Испании).

Неизвестный

[ редактировать ]

Аньяны в Кантабрии, Ксанас в Астурии и Янас в Кастилии и Леоне — дуэнды, подобные нимфам Древней Греции. Их описывают как чрезвычайно красивых существ с длинными распущенными волосами, которые они расчесывают ежедневно в течение долгих часов. Анжаны одеваются в платья из звезд или звездной пыли и носят великолепный жемчуг. Известно, что они носят цветочные короны и ходят с цветочными посохами. В зависимости от региона анджан обычно могут быть небольшими по размеру — ненамного больше цветка — но могут менять свой размер, становясь таким же большим, как смертный человек, или даже выше. В других регионах анджаны ростом с человека. [ 2 ]

Говорят, что аньяны живут в фонтанах, источниках, реках, прудах, озерах и пещерах и выходят наружу только ночью, когда люди спят. [ 2 ] Говорят, что в их домах хранятся богатые сокровища, которые они защищают и могут использовать, чтобы помочь тем, кто действительно в них нуждается. Анджаны никогда не бывают злокачественными, но всегда добрыми. Они помогают людям и существам убегать от отвратительных существ, похожих на огров, называемых оянканусами . Они благословляют воды, деревья, фермы и стада. [ 2 ]

Говорят, что мужчина, увидевший анджану, расчесывающую ей волосы, может жениться на ней и завладеть всеми ее щедрыми сокровищами. Однако если мужчина изменит, она исчезнет навсегда со всеми своими сокровищами, а мужчина останется нищим до конца своей жизни.

В Галисии и Португалии мифологическое существо, подобное Аньянам или Ксанам, называется Мура .

Апабардекс

[ редактировать ]

В озерах Сомиедо, как говорят местные жители, обитает своего рода горный дуэнде. На астурлеонском языке apabardexu может означать дуэнде горы или озера. [ 3 ]

Бусгосос

[ редактировать ]

Бусгосо, также известный как мусгосо, — это высокие бородатые дуэнди, одетые в мох и листья. Они играют на своих флейтах грустные песни, помогая пастухам вести через лес. Они сострадательны и трудолюбивы. Они отремонтируют сараи и дома людей, рухнувшие из-за непогоды. [ 2 ]

Дианьо — озорные дуэнди, принимающие облик лошадей, коров, баранов или любого другого домашнего животного, даже человеческого младенца. Они активны ночью, пугая тех, кто гуляет в неурочное время, и дезориентируют крестьян, ищущих потерявшийся скот. Они раздражают мельников, слоняющихся при луне, и издеваются над официантами, поздно возвращающимися с вечеринок. Среди их самых распространенных выходок - превращение в белого осла и предложение себя в качестве верховой езды прохожему; однажды установленные, они растут и растут непрерывно. Точно так же они становятся лошадью и после адского скачка возвращают всадника в то же место, откуда он стартовал. Как холодные и мокрые козлы, они издеваются над благодетелем, который приносит их домой, чтобы обсохнуть и согреться у костра. Как черная собака, они преследуют человека пешком. Как жабы, они бегают быстрее лошадей. Они любят превращаться в младенцев, которые голышом играют в снегу. Они также могут быть причиной бесконечных шумов, таинственных огней и других тревожных явлений, пугающих тех, кто гуляет ночью. [ нужна ссылка ] .

Энанос (по-английски гномы) — миниатюрные существа, которые день и ночь трудятся в лесах, охраняют огромные богатства, которые скрывает подземный мир, и насмешливо искушают жадность крестьян, предлагая ему золотые гребни, мешки, полные серебра, которые позже превратились в груды увядших листьев папоротника и белой гальки. Некоторые энанос, такие как Дуэнде де лос Экстравиос, помогают добрым людям найти потерянное имущество. [ 2 ]

Эльфы (эльфы на английском языке), вероятно, не являются доримскими мифологическими существами Пиренейского полуострова , а были завезены германскими племенами ( вандалами , свевами и вестготами ), которые поселились в Испании во время римского периода и после падения Рима . Самое старое упоминание об Эльфосе содержится в знаменитом «Кантар де Мио Сид» , средневековом рассказе о кастильском рыцаре по имени Родриго Диас де Вивар , более известном как Эль Сид . Эльфосы имеют очень схожие характеристики с аньянами и, скорее всего, были с готовностью приняты местными жителями как таковые.

Хадас ( Fades на каталанском языке, Fadas на галисийско-португальском языке) — это испаноязычное римское fatas (женский род множественного числа от Fatum). Фатум в римские времена были олицетворением судьбы. Хадас используется взаимозаменяемо с анджанами или используется как общее слово для описания всех видов мифологических существ, не только дуэндов, но также огров, сирен (русалок) и других, подобно тому, как англоговорящие люди используют слово фея. [ нужна ссылка ] .

Нуберос может быть добрым или злым дуэндом в виде облаков, которые, как говорят, способны вызывать дождь, град и снег. Колокола деревень и городов могут вызвать нуберос печальной песней тенте-ну. [ 2 ]

Тентируюс

[ редактировать ]

Тентируюс — маленькие злобные дуэнди, которые одеваются в красное и превращают послушных и хороших детей (особенно девочек) в плохих и непослушных. Они делают это, используя тайные силы мандрагоры , волшебного растения с корнями в форме людей. [ 2 ]

Трасгос — одни из самых ненавистных дуэнде. Они озорные существа. Они любят проникать в дома людей через дымоходы и жить в скрытых пространствах дома. Они перемещают вещи или крадут их из домов, в которых живут, поэтому они навсегда потеряны. Они любят лазить по деревьям и бросать в людей камешки, семена и ветки. Они могут превратить хороших мальчиков в озорных. Мальчики, которых воспитывают неправильно, могут даже сами стать трасго. [ 2 ]

Разнообразный

[ редактировать ]

Трастолильо — небольшие дуэндеи, обитающие в жилищах человека. Они заставляют пшеничную муку в корытах снова превращаться в пшеницу, заставляя фермеров перемалывать ее в муку. Они любят пить молоко и выпьют все его запасы. Они также открывают окна во время ветреных штормов и вызывают переваривание и подгорание тушеных блюд. Они принесут извинения за причиненный ущерб, но не смогут помочь себе и сделают это снова. [ 2 ]

Тридцать

[ редактировать ]

Трентис — это небольшой дуэнде, состоящий из листьев, мха, корней и веток или одетый в них. Говорят, они живут в густых живых изгородях и любят подшучивать над людьми. Известно, что они срывают с женщин юбки и щипают их за ягодицы. [ 2 ]

Громовержцы

[ редактировать ]

Тронантес переводится как «громовержцы». Эти дуэнды обладают способностью создавать гром и молнию. [ нужна ссылка ] .

Вентолины

[ редактировать ]

Вентолины – добрые сказочные дуэнди с большими зелеными крыльями. Они живут в океане и помогают старым рыбакам грести в море. [ 2 ]

Кастильские гоблины

[ редактировать ]

Можно различать испанских и кастильских дуэнде. Кастильские дуэнде обычно принимают форму Мартиникоса, дианьоса, трасгоса, гномов, заколдованных женщин, фей и эльфов. Мартиницианцы, увязшие в бестионах Средневековья и выгравированные в некоторых «Капричос» Гойи, представляют собой большеголовых карликов (представленных в виде больших голов на популярных фестивалях) с большими руками и обычно замаскированных под францисканские одежды. Они шумят в шкафах, передвигают и теряют предметы, а также играют злые шутки. Гномы населяют полости земли [ нужна ссылка ] .

Первое упоминание об эльфе в испанской литературе встречается в «Кантар де Мио Сид», когда говорится о «трубах Эльфа», то есть пещере Эльфы. [ 4 ] Первым, кто подробно занимался гоблинами, был демонолог Фрай Антонио де Фуэнтелапенья в книге «Разъяснение сущности: уникальный новый дискурс, показывающий, что в природе существуют невидимые иррациональные животные» (1676). Говорили, что все гоблины исчезли вместе с быком Святого Крестового Похода. Позже, в восемнадцатом веке, еще до просвещения отец-бенедиктинец Бенито Херонимо Фейжу начал тотальную борьбу с этими суевериями в своем Универсальном критическом театре. [ нужна ссылка ] .

С другой стороны, в культурном контексте фламенко необъяснимый и загадочный характер, который это искусство и его интерпретаторы приобретают в определенных случаях, называется дуэнде, таинственной силой, которую чувствует каждый, и ни один философ не объясняет. [ 5 ]

Португалия

[ редактировать ]

Дуэнде также появляются в португальском фольклоре и описываются как существа небольшого роста, носящие большие шляпы, насвистывающие мистическую песню и часто гуляющие по лесу. Дуэнде, которые по-разному переводятся на английский язык как «гоблины», «пикси», «домовые», «эльфы» или «лепреконы», используют свои таланты, чтобы заманивать в лес маленьких детей, которые теряют дорогу домой.

Латинская Америка

[ редактировать ]

И наоборот, в некоторых латиноамериканских культурах считается, что дуэнде заманивают детей в лес. В фольклоре центральноамериканской страны Белиз африканского/ островного карибского происхождения , особенно среди креолов и гарифуна , дуэнде считаются лесными духами, называемыми « Тата Дуэнде », у которых нет больших пальцев. [ 6 ] У юкатекских майя Белиза и Юго-Восточной Мексики есть дуэндеи, такие как Алукс и Нукукс Тат, которые считаются духами-хранителями леса.

В латиноамериканском фольклоре Мексики и юго-запада Америки дуэнде известны как гномоподобные существа, живущие внутри стен домов, особенно в спальнях маленьких детей. Они пытаются подстричь ногти неопрятным детям, что часто приводит к ошибочному удалению пальцев целиком. [ 7 ] Вера в дуэнде все еще существует среди микстеков и сапотеков Оахаки , и говорят, что они чаще всего встречаются в мшистых облачных лесах горных хребтов штата.

Филиппины и Марианские острова

[ редактировать ]

Филиппинцы верят в двенде , которые часто обитают в скалах и пещерах, старых деревьях, непосещаемых и темных частях домов или в муравейниках и термитниках . Тех, кто живет в последних двух, называют нуно са пунсо ( тагальское слово означает «старик кургана»). Их классифицируют как добрых или злых в зависимости от их цвета (белый или черный соответственно), и часто говорят, что они играют с детьми (которые более способны, чем взрослые, видеть их). Оскорбление nuno sa каламбур является табу; Считается, что люди, наступающие на них, прокляты разгневанным двенде внутри.

с Народ чаморро Марианских островов рассказывает истории о таотаомона , дуэнде и других духах. Дуэнде, согласно Чаморро-английскому словарю Дональда Топпинга, Педро Ого и Бернадиты Дунгка, — это гоблин , эльф , призрак или привидение в форме карлика , озорной дух, который прячет или забирает маленьких детей. Некоторые считают дуэнде полезными или застенчивыми существами, в то время как другие считают, что они озорные и едят плохо себя ведущих детей.

Литература

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хоан Короминас, «Краткий этимологический словарь языка», «Duende» (Мадрид: Editorial Gredos, 1980).
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сайнс Коттер, Гюстав (2005). Кантабрия Густаво Котера: мифы, обычаи, люди . Вильянуэва-де-Вильяэскуса: Вальнера. ISBN  9788493436636 .
  3. ^ Каллея, Хесус (20 сентября 2015 г.). «В Сомьедо есть пример четвертого тысячелетия: «апабардексу», или озерный гоблин» . Four.com . Проверено 28 декабря 2020 г.
  4. ^ Ф.В. Ходкрофт, «Эльфа»: загадочное название «Cantar de Mío Cid», в AFA , XXXIV-XXXV, стр. 39-63 http://ifc.dpz.es/recursos/publicaciones/09/23/04hodcroft.pdf
  5. ^ Федерико Гарсиа Лорка , цитируя Гете , в «Теории и игре дуэнде».
  6. ^ Эммонс (1997).
  7. См. пересказ в Гарзе (2004, стр. 2–11).
  8. ^ Гарсиа Лорка, Федерико, 1898–1936. (2010). В поисках дуэнде . Маурер, Кристофер., Ди Джованни, Норман Томас. Нью-Йорк: Новые направления. ISBN  978-0-8112-1855-9 . OCLC   569568655 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Орно-Дельгадо, Асунсьон (1994). «Повседневная неизбежность, эротическая неожиданность в поэтике Альмудены Гусмана» . Ибероромания . 1994 (39). дои : 10.1515/iber.1994.1994.39.55 . ISSN   0019-0993 . S2CID   162339366 . Персонажи в облике Эль Дуэнде.
  10. ^ Бекарес Родригес, Лаура (24 июня 2017 г.). «Обзор временной выставки: Эпоха иберийских женщин, женская ритуальность в коллекциях музея Хаэна» . Гендерные проблемы: равенство и различие (12): 437. doi : 10.18002/cg.v0i12.3923 . ISSN   2444-0221 .
  11. ^ Поэты, Американская академия. «Поэзия — это кричащая сумасшедшая», Джаннина Браски — Стихи | Академия американских поэтов . поэты.орг . Проверено 27 октября 2020 г.
  12. ^ Браски, Джаннина. «Краткий трактат поэта-художника». Испано-американская литература – ​​через Virtual Cervantes.
  13. ^ Гонсалес, Маделена (3 июня 2014 г.). «Соединенные Штаты банана (2011), Элизабет Костелло (2003) и Фьюри (2001): Портрет писателя как« плохого субъекта »глобализации» . Британские этюды современников (46). дои : 10.4000/ebc.1279 . ISSN   1168-4917 . Иерархия вдохновения: демон, дуэнде, ангел и музы.
  14. ^ Поэты, Американская академия. «Дуэнде Трейси К. Смит - Стихи | Академия американских поэтов» . поэты.орг . Проверено 28 октября 2020 г.
  • Эммонс, Кэтрин М. (октябрь 1997 г.). «Восприятие окружающей среды во время исследования природы: пример Белиза». Исследования в области экологического образования . 3 (3). Амбингдон, Оксфордшир: Carfax Publishing совместно с Университетом Бата: 327–344. дои : 10.1080/1350462970030306 . OCLC   34999650 .
  • Гарза, Ксавье (2004). Жуткие существа и другие кукуи (выходные данные Piñata Books). Хьюстон, Техас: Arte Público Press. ISBN  1-55885-410-Х . OCLC   54537415 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa7c8dc0cbdf3e0648f7236c5457bf7a__1722789420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/7a/fa7c8dc0cbdf3e0648f7236c5457bf7a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Duende - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)