Jump to content

Зачарованная Мура

Очарованная мура или мура энкантада (зачарованная женщина- мурос ) — сверхъестественное существо из сказок португальских . и галисийских [ 1 ] фольклор. Очень красивая и соблазнительная, она живет под навязанными оккультными чарами. Оборотни, mouras encantadas занимают пограничные пространства и являются строителями из камня огромной прочности.

Появление

[ редактировать ]

Зачарованная Мура часто появляется поющей и расчесывающей свои красивые длинные волосы, цвета золота или черные, как ночь, золотым гребнем, обещая дать сокровища тому, кто освободит ее, разрушив ее чары. (Однако в Галисии они чаще рыжие.) [ нужна ссылка ]

По словам Хосе Лейте де Васконселос , mouras encantadas — это « существа, принуждаемые оккультной силой жить в определенном состоянии осады, как будто они оцепенели или спят, поскольку конкретное обстоятельство не разрушает их чары ». [ 2 ] Согласно древним преданиям, это души молодых девушек, которые остались охранять сокровища, которые мужчины, mouros encantados (зачарованные mouros), спрятали перед тем, как отправиться в Моураму. [ нужны разъяснения ]

В легенде

[ редактировать ]

Легенды описывают мурас энкантадас как молодых девушек невероятной красоты или очаровательных принцесс, «опасно соблазнительных». [ 3 ] [ 4 ]

Они оборотни , и существует множество легенд и версий одной и той же легенды, возникших в результате многовековой устной традиции. Они появляются как хранители путей в землю и «предельных» границ, где, как считалось, могло проявиться сверхъестественное. Мурас энкантадас — волшебные девушки, охраняющие замки, пещеры, мосты, колодцы, фонтаны, реки и сокровища.

Хосе Лейте де Васконселос рассматривал возможность того, что Мурасенчады могли усвоить характеристики местных божеств, таких как нимфы и духи природы. Консильери Педрозо также называл заколдованных мавров «женскими водными джиннами». [ 5 ] Сказки о мурас являются частью более широких преданий о « мурос энкантадос », которые иногда появляются в образе гигантов или воинов, в число которых также входят моуринью или маруксиньос , очень маленькие эльфы, похожие на людей, живущих под землей. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Считается, что сказки о mouras encantadas имеют доримское , индоевропейско - кельтское происхождение. Они родственны другим индоевропейским и особенно кельтским женским божествам воды. Почти в каждом португальском или галисийском городе есть история о Муре Энкантаде . [ 9 ] Знания о mouros encantados используются для поиска доисторических памятников и некоторое время использовались в XIX веке в качестве основного метода определения местоположения лузитанских археологических «памятников», поскольку Мартинс Сарменто рассматривал их как своего рода народную память, которая была стерта с христианизацией. . [ 10 ] [ 11 ]

Подобно Майру из баскской мифологии, строившему дольмены или харреспили , мурас являются строителями древних памятников. Ламия . из баскской мифологии также поет и использует золотой гребень на своих красивых длинных волосах цвета золота, обещая подарить сокровища или исполнить желание человека, которому удается украсть их гребень (иногда с обманными последствиями)

Этимология

[ редактировать ]

Моура — слово-омоним с двумя разными корнями и значениями; одно от кельтского *MRVOS , другое от латинского maurus . Слово «moura» (альтернативно «moira», «maura»; средневековое : «mora»), женское слово от «mouro», как полагают, происходит от кельтского *MRVOS и индоевропейского *mr-tuos , которые возникли в На латыни слово mortuus и на португальском/галисийском языке слово «morto» («мертвый»). Некоторые авторы полагают, что мурас – это умершие.

Однако слово «муро» также является синонимом слова «мусульманин» . Поскольку Пиренейский полуостров был оккупирован мусульманами на протяжении многих столетий, потенциально это может относиться к молодым мусульманам, убитым в бою. [ 12 ] [ 13 ]

Варианты

[ редактировать ]
Вотивный ара называется «alminha dos mouros» (придорожное святилище мурос).
Моура-фиандейра несла на голове Педру Формозу, пока она пряла. [ 14 ]

Мавританская принцесса

[ редактировать ]

Принцесса Моура выглядит как змея с длинными светлыми волосами. В некоторых сказках существа представляют собой прекрасных мусульманских принцесс ( princesa moura , где moura происходит от мавров ), которые живут в замках во времена Реконкисты или Реконкисты и влюбляются в португальского рыцаря-христианина . В других сказках мура энкантада живет в подземном замке и вместо христианского рыцаря влюбляется в мавра. Эти два варианта встречаются только в Португалии. [ 15 ] Многие из этих легенд пытаются объяснить происхождение города или вспомнить исторических персонажей, другие легенды представляют религиозный контекст. В историческом контексте эти места, люди и события расположены в реальном мире и в определенный период времени. Считается, что реальные исторические факты слились со старыми легендами. [ 16 ]

Моура-Фиандейра

[ редактировать ]

В других вариантах мура энкантада — это прядильная дева мура ( мура-фиандейра ), которая носит на голове камни для строительства крепостей на холмах и прядет пряжу с помощью прялки , которую носит на поясе. Считалось, что Мурас энкантадас были строителями палеолитических городищ , дольменов и мегалитов . Считается, что они до сих пор там живут. Древние монеты, найденные на городищах, назывались « медалями муросов». Педра Формоза, найденная на Ситании-де-Бритейрос , согласно фольклору, была принесена в это место мурой, которая несла ее на голове, пока пряла веретено . [ 17 ] [ 18 ] Они тоже ночные ткачи , но ночью слышен только звук ткачества.

Педра-Моура

[ редактировать ]

Педра-моура — это зачарованные муры, названные так из-за того, что они живут внутри камней. [ 19 ] Считалось, что тот, кто когда-либо сядет на один из этих камней, станет заколдованным, или что если какой-либо заколдованный камень принести в дом, все животные в доме могут умереть. Считалось также, что педрас моурас хранит внутри себя заколдованные сокровища. Существует несколько легенд, в которых мура живет не в камне, а внутри камня. В португальских преданиях говорится, что вы можете войти или выйти из определенных скал, возможно, связанных с легендами мура. Моура также описывается как путешествующий в Мураму (волшебное место), сидящий на камне, который может плавать в воздухе или воде. Во многих легендах внутри пещер, под скалами и под землей существуют дворцы с сокровищами. По словам Турнвальда (цитируется по McKenna, 1938), среди жителей доримского Пиренейского полуострова не было ничего необычного в том, что души умерших обитают в определенных скалах. [ 20 ]

Almas dos mouros или alminhas dos mouros (души или маленькие души mouros) — это имя, данное вотивным арасам, а alminhas — общее название придорожного святилища . [ 21 ]

Моура-змея

[ редактировать ]

В некоторых сказках заколдованная мура — оборотень , принимающий облик змеи или кобры ( Мура-кобра ); иногда собаки (као), козла (кабра) или лошади (кавало). У этих змей моура могут быть крылья, они могут выглядеть наполовину женщинами, наполовину животными и любят, когда им предлагают молоко.

Моура-Маэ

[ редактировать ]

В некоторых сказках ее называют Моура-маэ или мать-моура, и она принимает облик очаровательной молодой беременной девушки, а повествование сосредотачивается на поиске акушерки, которая поможет при родах, и вознаграждении, которое дается беременной женщине. человек, желающий помочь.

Моура-Велья

[ редактировать ]

Моура -Вельха — старая женщина; легенды, где она появляется в образе старухи, сейчас нечасты.

Мура-прачка

[ редактировать ]

Мура-лавадейра - прачка, но ее можно увидеть только вывешивающей белую одежду на солнце. В отличие от Лавандьеров, которые стирают окровавленную одежду, мурас больше похожи на лавадейру . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Frades (буквально: монахи ) — это mouras encantadas, которые выглядят как монахи, одетые в белое. Фреды – белокаменные столбы.

Элементы легенды

[ редактировать ]
Дома Муры Casa da Moura Dolmen ( Дольмен ) [ 25 ]
Высеченные в скалах гробницы Массейра — место, где мурас месят хлеб.

Золото мурас может проявляться в различных формах: инжир, уголь, юбки, моток пряжи, животные или инструменты. Есть несколько способов получить это золото: его может предложить моура энкантада в качестве награды, его можно украсть или найти. Часто золото находится внутри вазы, спрятанного в закопанных кастрюлях или других емкостях, что вызывает вопрос, может ли это быть связано с погребальными урнами. Если есть горшок с золотом, то вместе могут быть и горшок с серебром и котел с чумой .

День Святого Иоанна

[ редактировать ]

День Святого Иоанна середина лета – это день, когда считается, что муры появляются со своими сокровищами, и вы можете разрушить их чары. В некоторых легендах именно в день Святого Иоанна мура энкантада расстилает инжир или моток пряжи на большом камне в лунном свете. В других вариантах мура расстилает инжир или моток золотой пряжи на солнце на больших камнях. Эти легенды, возможно, связаны с популярной в некоторых регионах традицией сбора « фиго лампо» (разновидность белого инжира, который предлагался в дар во времена Святого Иоанна). Этот день отмечает дату летнего солнцестояния, его упоминание, возможно, напоминает какое-то языческое солнцепоклонение или божество весеннего времени, называемое «Сан-Жуан-о-верде» (Святой Иоанн, зеленый).

Фонтан является одним из мест, где моурас энкантада часто появляются в виде змей, а их водам приписывают магические свойства, называемые Фонте да Моура Энкантада . Также распространен обычай говорить тем, кто женится в чужих странах, что он «выпил из источника» и влюбился, как намек на легенды о том, как молодые люди влюбляются и очаровываются мурасами.

Состояние оккультного очарования самой моуры обычно вызывается мужской фигурой, ее отцом или каким-либо другим заколдованным Муро, который оставил ее охранять его сокровища. Обычно именно мурос обладают способностью очаровывать мурас. В легендах мура могут появляться одни, в сопровождении других мур или существа мужского пола, муро, которое может быть ее отцом, любимым человеком или братом.

Разочарование

[ редактировать ]

Чтобы разрушить чары муры, она может попросить поцелуй, торт или хлеб без соли, молока, произнесение определенного слова или выполнение какой-либо работы по дому, например, не смотреть на что-то скрытое. Потерпеть неудачу – значит не освободить муру и добрар о энканто (удвоить заклинание), потерять сокровище или потерять любимую муру. Легенды, в которых просят хлеба, могут быть связаны со старинными традициями подношения еды умершим. Точно так же приношение молока может быть связано с подношениями водам и змеям. Старая народная традиция гласит, что змеи любят молоко. В одной легенде о мура из Формигаса говорится о том, что мурас предпочитали молоко.

Мурас, разочаровавшись, могут стать людьми и выйти замуж за своего спасителя или исчезнуть. В легендах о чинто да мура после разочарования муро пытается снова зачаровать муру и заставить муру вернуться к мураме .

Мурама — волшебное место, где под землей живут мурос энкантадо в Португалии и Галисии. Считается также, что «В Галиции есть два перекрывающихся народа: часть живет на поверхности земли; это галисийский народ, а другая - в недрах, мавры». Мурама — потусторонний мир , мир мёртвых, откуда всё возвращается. [ 26 ] [ 27 ] Мураму можно сравнить со сказочной страной . [ 28 ]

Время Мурария

[ редактировать ]

В легендах это неопределенное время в прошлом, такая же отсылка ко времени, как « жили-были » в сказках.

Погребальные памятники

[ редактировать ]

Погребальные памятники часто ассоциируются с mouras encantadas. В некоторых регионах дольмены в народе называют мурас или Каса да Моура (дом девы мура), и принято считать, что в этих постройках жили мурас энкантадас. Обычно эти сверхъестественные существа ассоциируются с идеей умершего. Их можно сравнить с легендами о Доме Янас на Сардинии или о Доме Корриганов в Бретани . [ 29 ] Высеченные в скалах могилы часто называют «Кова да Моура» или «Массейра», причем последний термин означает место, где «мурас замешивали хлеб, [ 30 ] их также называют «кама да моура» (ложе моуры).

Мавританский стул

[ редактировать ]

Стул Муры представляет собой монолит по форме напоминающий королевский трон. Мура сидит на стуле по ночам и каждый раз, когда моура идет за водой, она несет стул под мышкой. [ 31 ] [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Словарь галицких мифических существ . XR Куба, А. Рейгоса, Х. Миранда ISBN   84-8302-363-6
  2. ^ Васконселос, Хосе Лейте . (1938). Opusculos (Ed), Том V, Etnologia (Часть I), Lisbon Imprensa Nacional, стр. 496 PDF. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  3. ^ «Филипа. (10 апреля 2006 г.), Что это за мавры? , в PJ, Diário de Trás-os-Montes» . Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года . Проверено 6 августа 2011 г.
  4. ^ Парафита, Александр . Мифология мавров, Порту, Гайливро, 2006.
  5. ^ Медицина в интерьере Бейры от доисторических времен до 20 века , № 13, 1999, Cadernos decultural, Ediraia.
  6. ^ « Сокровище Марушиньоса» представлено в Муниципальной библиотеке Чавиша . Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г. Проверено 7 августа 2011 г.
  7. ^ «Португалия, мир мертвых и заколдованных мавров, том I, Лиссабон, Со Ливрос, 2009» (PDF) .
  8. ^ «Авторы из региона «O Tesouro dos Maruxinhos» » (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ Брандао, Абилио. «Легенды о очарованных Мурасах». Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , в Revista Lusitana , том XIV, Лиссабон: Livraria Clássica Editora, 1911 г.
  10. ^ БРАЗИЛЬСКИЕ ЭТНОГРАФИИ (1870-1970): Популярная культура и национальная идентичность
  11. ^ «МЕСТО И ПАМЯТЬ» (PDF) .
  12. ^ Женат на Буэнавентуре Апарисио (29 апреля 2018 г.). Крестьянское общество в галицкой народной мифологии . Университет Сантьяго де Компостела. ISBN  9788497501224 – через Google Книги.
  13. ^ «Генетика и теория преемственности палеолита в применении к легенде об основании Португалии, Ирландии и Шотландии» (PDF) (на португальском языке). Лиссабон: Просто книги. 2008.
  14. ^ КРЕДИТЫ. «АЕИОУ.пт» .
  15. ^ К. Ноя, Галицкие рассказы устной традиции , ISBN   84-95364-16-6
  16. ^ «Мифические мавры в Трас-ос-Монтес - вклад в изучение мавров в сельском воображении на основе текстов популярной литературы устной традиции» (PDF) .
  17. ^ «Мурас, строящий мегалиты: сравнительное исследование галисийского фольклора с фольклором других европейских сообществ» (PDF) .
  18. ^ «АРХЕОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР: МУНИЦИПАЛИТЕТЫ АРЕСА И МУГАРДОС*» (PDF) .
  19. ^ Робин Галлоп, ПОРТУГАЛИЯ: КНИГА НАРОДНЫХ ПУТЕЙ , Cambridge University Press, 1936; перепечатка 1961 г.
  20. ^ «Агиографии как инструменты распространения католического христианства в сельской вестготской Испании» (PDF) .
  21. ^ «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТОПОНИМИЯ ЭНТРЕДОРУ И ВОУГА (РАЙОН АВЕЙРУ)» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 г. Проверено 26 октября 2011 г.
  22. ^ Лейте де Васконселлос Перейра де Мелло, Хосе (29 апреля 1882 г.). «Народные традиции Португалии» . Порту, Ливрария Порто-де-Клавель и Калифорния – через Интернет-архив.
  23. ^ «Португалия, мир мертвых и заколдованных мавров, том III, Лиссабон, Со-Ливрос, 2010» (PDF) .
  24. ^ «Ночные прачки в европейском фольклоре: для доисторической стратиграфии, в С. М. Бариллари (ред.), Темные сказки. Сказки о страхе и рассказы об ужасе. Материалы конференции по исследованиям фольклора и фантастического (Генуя, 21-22 ноября). 2009), Алессандрия, Edizioni dell'Orso» (PDF) .
  25. ^ http://www.igespar.pt/pt/patrimonio/pesquisa/geral/patrimonioimovel/detail/74385/
  26. ^ Мифы, легенды и поверья о гранитных пещерах.
  27. ^ «Португалия Mundo dos Mortos e das Mouras Encantadas Volume II» (PDF) .
  28. ^ «Мурама» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2012 г. Проверено 10 августа 2011 г.
  29. ^ Спенс, Льюис. Легенды и романсы Бретани . Забытые книги. ISBN  9781605061801 – через Google Книги.
  30. ^ «Тенте, Катарина; Лоренсу, Сандра. (1998) Средневековые могилы, раскопанные в скалах Советов Каррегаль-ду-Сал и Гувейя: сравнительное исследование, Revista Portuguesa de Arqueologia» (PDF) .
  31. ^ «СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О МОНТЕ-РЕДОНДО» (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
  32. ^ «Территория, поселение и общество: монографическое исследование Монте-Редондо» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 г. Проверено 15 августа 2011 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Родригес-Сааведра, Альба (2020). «A moura: a deusa traducida» [Моура: Перевод Богини]. В Яцкевиче, Александра; де ла Торре, Эдита Валюх; Бельтран-Сехудо, Херардо; Попек-Бернат, Катажина (ред.). Литературный перевод в контексте иберийских языков (на испанском языке). Издательство Варшавского университета. стр. 288–303.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d18f221c30c861f94712ebeaecb5efa7__1709902560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/a7/d18f221c30c861f94712ebeaecb5efa7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enchanted Moura - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)