Зачарованная Мура
![]() | В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( Август 2022 г. ) |
Очарованная мура или мура энкантада (зачарованная женщина- мурос ) — сверхъестественное существо из сказок португальских . и галисийских [ 1 ] фольклор. Очень красивая и соблазнительная, она живет под навязанными оккультными чарами. Оборотни, mouras encantadas занимают пограничные пространства и являются строителями из камня огромной прочности.
Появление
[ редактировать ]Зачарованная Мура часто появляется поющей и расчесывающей свои красивые длинные волосы, цвета золота или черные, как ночь, золотым гребнем, обещая дать сокровища тому, кто освободит ее, разрушив ее чары. (Однако в Галисии они чаще рыжие.) [ нужна ссылка ]
Чары
[ редактировать ]По словам Хосе Лейте де Васконселос , mouras encantadas — это « существа, принуждаемые оккультной силой жить в определенном состоянии осады, как будто они оцепенели или спят, поскольку конкретное обстоятельство не разрушает их чары ». [ 2 ] Согласно древним преданиям, это души молодых девушек, которые остались охранять сокровища, которые мужчины, mouros encantados (зачарованные mouros), спрятали перед тем, как отправиться в Моураму. [ нужны разъяснения ]
В легенде
[ редактировать ]Легенды описывают мурас энкантадас как молодых девушек невероятной красоты или очаровательных принцесс, «опасно соблазнительных». [ 3 ] [ 4 ]
Они оборотни , и существует множество легенд и версий одной и той же легенды, возникших в результате многовековой устной традиции. Они появляются как хранители путей в землю и «предельных» границ, где, как считалось, могло проявиться сверхъестественное. Мурас энкантадас — волшебные девушки, охраняющие замки, пещеры, мосты, колодцы, фонтаны, реки и сокровища.
Хосе Лейте де Васконселос рассматривал возможность того, что Мурасенчады могли усвоить характеристики местных божеств, таких как нимфы и духи природы. Консильери Педрозо также называл заколдованных мавров «женскими водными джиннами». [ 5 ] Сказки о мурас являются частью более широких преданий о « мурос энкантадос », которые иногда появляются в образе гигантов или воинов, в число которых также входят моуринью или маруксиньос , очень маленькие эльфы, похожие на людей, живущих под землей. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Происхождение
[ редактировать ]Считается, что сказки о mouras encantadas имеют доримское , индоевропейско - кельтское происхождение. Они родственны другим индоевропейским и особенно кельтским женским божествам воды. Почти в каждом португальском или галисийском городе есть история о Муре Энкантаде . [ 9 ] Знания о mouros encantados используются для поиска доисторических памятников и некоторое время использовались в XIX веке в качестве основного метода определения местоположения лузитанских археологических «памятников», поскольку Мартинс Сарменто рассматривал их как своего рода народную память, которая была стерта с христианизацией. . [ 10 ] [ 11 ]
Подобно Майру из баскской мифологии, строившему дольмены или харреспили , мурас являются строителями древних памятников. Ламия . из баскской мифологии также поет и использует золотой гребень на своих красивых длинных волосах цвета золота, обещая подарить сокровища или исполнить желание человека, которому удается украсть их гребень (иногда с обманными последствиями)
Этимология
[ редактировать ]Моура — слово-омоним с двумя разными корнями и значениями; одно от кельтского *MRVOS , другое от латинского maurus . Слово «moura» (альтернативно «moira», «maura»; средневековое : «mora»), женское слово от «mouro», как полагают, происходит от кельтского *MRVOS и индоевропейского *mr-tuos , которые возникли в На латыни слово mortuus и на португальском/галисийском языке слово «morto» («мертвый»). Некоторые авторы полагают, что мурас – это умершие.
Однако слово «муро» также является синонимом слова «мусульманин» . Поскольку Пиренейский полуостров был оккупирован мусульманами на протяжении многих столетий, потенциально это может относиться к молодым мусульманам, убитым в бою. [ 12 ] [ 13 ]
Варианты
[ редактировать ]
Мавританская принцесса
[ редактировать ]Принцесса Моура выглядит как змея с длинными светлыми волосами. В некоторых сказках существа представляют собой прекрасных мусульманских принцесс ( princesa moura , где moura происходит от мавров ), которые живут в замках во времена Реконкисты или Реконкисты и влюбляются в португальского рыцаря-христианина . В других сказках мура энкантада живет в подземном замке и вместо христианского рыцаря влюбляется в мавра. Эти два варианта встречаются только в Португалии. [ 15 ] Многие из этих легенд пытаются объяснить происхождение города или вспомнить исторических персонажей, другие легенды представляют религиозный контекст. В историческом контексте эти места, люди и события расположены в реальном мире и в определенный период времени. Считается, что реальные исторические факты слились со старыми легендами. [ 16 ]
Моура-Фиандейра
[ редактировать ]В других вариантах мура энкантада — это прядильная дева мура ( мура-фиандейра ), которая носит на голове камни для строительства крепостей на холмах и прядет пряжу с помощью прялки , которую носит на поясе. Считалось, что Мурас энкантадас были строителями палеолитических городищ , дольменов и мегалитов . Считается, что они до сих пор там живут. Древние монеты, найденные на городищах, назывались « медалями муросов». Педра Формоза, найденная на Ситании-де-Бритейрос , согласно фольклору, была принесена в это место мурой, которая несла ее на голове, пока пряла веретено . [ 17 ] [ 18 ] Они тоже ночные ткачи , но ночью слышен только звук ткачества.
Педра-Моура
[ редактировать ]Педра-моура — это зачарованные муры, названные так из-за того, что они живут внутри камней. [ 19 ] Считалось, что тот, кто когда-либо сядет на один из этих камней, станет заколдованным, или что если какой-либо заколдованный камень принести в дом, все животные в доме могут умереть. Считалось также, что педрас моурас хранит внутри себя заколдованные сокровища. Существует несколько легенд, в которых мура живет не в камне, а внутри камня. В португальских преданиях говорится, что вы можете войти или выйти из определенных скал, возможно, связанных с легендами мура. Моура также описывается как путешествующий в Мураму (волшебное место), сидящий на камне, который может плавать в воздухе или воде. Во многих легендах внутри пещер, под скалами и под землей существуют дворцы с сокровищами. По словам Турнвальда (цитируется по McKenna, 1938), среди жителей доримского Пиренейского полуострова не было ничего необычного в том, что души умерших обитают в определенных скалах. [ 20 ]
Almas dos mouros или alminhas dos mouros (души или маленькие души mouros) — это имя, данное вотивным арасам, а alminhas — общее название придорожного святилища . [ 21 ]
Моура-змея
[ редактировать ]В некоторых сказках заколдованная мура — оборотень , принимающий облик змеи или кобры ( Мура-кобра ); иногда собаки (као), козла (кабра) или лошади (кавало). У этих змей моура могут быть крылья, они могут выглядеть наполовину женщинами, наполовину животными и любят, когда им предлагают молоко.
Моура-Маэ
[ редактировать ]В некоторых сказках ее называют Моура-маэ или мать-моура, и она принимает облик очаровательной молодой беременной девушки, а повествование сосредотачивается на поиске акушерки, которая поможет при родах, и вознаграждении, которое дается беременной женщине. человек, желающий помочь.
Моура-Велья
[ редактировать ]Моура -Вельха — старая женщина; легенды, где она появляется в образе старухи, сейчас нечасты.
Мура-прачка
[ редактировать ]Мура-лавадейра - прачка, но ее можно увидеть только вывешивающей белую одежду на солнце. В отличие от Лавандьеров, которые стирают окровавленную одежду, мурас больше похожи на лавадейру . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Фраде
[ редактировать ]Frades (буквально: монахи ) — это mouras encantadas, которые выглядят как монахи, одетые в белое. Фреды – белокаменные столбы.
Элементы легенды
[ редактировать ]
Золото
[ редактировать ]Золото мурас может проявляться в различных формах: инжир, уголь, юбки, моток пряжи, животные или инструменты. Есть несколько способов получить это золото: его может предложить моура энкантада в качестве награды, его можно украсть или найти. Часто золото находится внутри вазы, спрятанного в закопанных кастрюлях или других емкостях, что вызывает вопрос, может ли это быть связано с погребальными урнами. Если есть горшок с золотом, то вместе могут быть и горшок с серебром и котел с чумой .
День Святого Иоанна
[ редактировать ]День Святого Иоанна – середина лета – это день, когда считается, что муры появляются со своими сокровищами, и вы можете разрушить их чары. В некоторых легендах именно в день Святого Иоанна мура энкантада расстилает инжир или моток пряжи на большом камне в лунном свете. В других вариантах мура расстилает инжир или моток золотой пряжи на солнце на больших камнях. Эти легенды, возможно, связаны с популярной в некоторых регионах традицией сбора « фиго лампо» (разновидность белого инжира, который предлагался в дар во времена Святого Иоанна). Этот день отмечает дату летнего солнцестояния, его упоминание, возможно, напоминает какое-то языческое солнцепоклонение или божество весеннего времени, называемое «Сан-Жуан-о-верде» (Святой Иоанн, зеленый).
Фонтан
[ редактировать ]Фонтан является одним из мест, где моурас энкантада часто появляются в виде змей, а их водам приписывают магические свойства, называемые Фонте да Моура Энкантада . Также распространен обычай говорить тем, кто женится в чужих странах, что он «выпил из источника» и влюбился, как намек на легенды о том, как молодые люди влюбляются и очаровываются мурасами.
Чары
[ редактировать ]Состояние оккультного очарования самой моуры обычно вызывается мужской фигурой, ее отцом или каким-либо другим заколдованным Муро, который оставил ее охранять его сокровища. Обычно именно мурос обладают способностью очаровывать мурас. В легендах мура могут появляться одни, в сопровождении других мур или существа мужского пола, муро, которое может быть ее отцом, любимым человеком или братом.
Разочарование
[ редактировать ]Чтобы разрушить чары муры, она может попросить поцелуй, торт или хлеб без соли, молока, произнесение определенного слова или выполнение какой-либо работы по дому, например, не смотреть на что-то скрытое. Потерпеть неудачу – значит не освободить муру и добрар о энканто (удвоить заклинание), потерять сокровище или потерять любимую муру. Легенды, в которых просят хлеба, могут быть связаны со старинными традициями подношения еды умершим. Точно так же приношение молока может быть связано с подношениями водам и змеям. Старая народная традиция гласит, что змеи любят молоко. В одной легенде о мура из Формигаса говорится о том, что мурас предпочитали молоко.
Мурас, разочаровавшись, могут стать людьми и выйти замуж за своего спасителя или исчезнуть. В легендах о чинто да мура после разочарования муро пытается снова зачаровать муру и заставить муру вернуться к мураме .
Мурама
[ редактировать ]Мурама — волшебное место, где под землей живут мурос энкантадо в Португалии и Галисии. Считается также, что «В Галиции есть два перекрывающихся народа: часть живет на поверхности земли; это галисийский народ, а другая - в недрах, мавры». Мурама — потусторонний мир , мир мёртвых, откуда всё возвращается. [ 26 ] [ 27 ] Мураму можно сравнить со сказочной страной . [ 28 ]
Время Мурария
[ редактировать ]В легендах это неопределенное время в прошлом, такая же отсылка ко времени, как « жили-были » в сказках.
Погребальные памятники
[ редактировать ]Погребальные памятники часто ассоциируются с mouras encantadas. В некоторых регионах дольмены в народе называют мурас или Каса да Моура (дом девы мура), и принято считать, что в этих постройках жили мурас энкантадас. Обычно эти сверхъестественные существа ассоциируются с идеей умершего. Их можно сравнить с легендами о Доме Янас на Сардинии или о Доме Корриганов в Бретани . [ 29 ] Высеченные в скалах могилы часто называют «Кова да Моура» или «Массейра», причем последний термин означает место, где «мурас замешивали хлеб, [ 30 ] их также называют «кама да моура» (ложе моуры).
Мавританский стул
[ редактировать ]Стул Муры представляет собой монолит по форме напоминающий королевский трон. Мура сидит на стуле по ночам и каждый раз, когда моура идет за водой, она несет стул под мышкой. [ 31 ] [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Мадам Кои Кои
- Мать Луна
- Море (фольклор)
- мавры
- Суккуб
- Ксана (астурийские сверхъестественные женщины)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь галицких мифических существ . XR Куба, А. Рейгоса, Х. Миранда ISBN 84-8302-363-6
- ^ Васконселос, Хосе Лейте . (1938). Opusculos (Ed), Том V, Etnologia (Часть I), Lisbon Imprensa Nacional, стр. 496 PDF. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Филипа. (10 апреля 2006 г.), Что это за мавры? , в PJ, Diário de Trás-os-Montes» . Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ Парафита, Александр . Мифология мавров, Порту, Гайливро, 2006.
- ^ Медицина в интерьере Бейры от доисторических времен до 20 века , № 13, 1999, Cadernos decultural, Ediraia.
- ^ « Сокровище Марушиньоса» представлено в Муниципальной библиотеке Чавиша . Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г. Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ «Португалия, мир мертвых и заколдованных мавров, том I, Лиссабон, Со Ливрос, 2009» (PDF) .
- ^ «Авторы из региона «O Tesouro dos Maruxinhos» » (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Брандао, Абилио. «Легенды о очарованных Мурасах». Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , в Revista Lusitana , том XIV, Лиссабон: Livraria Clássica Editora, 1911 г.
- ^ БРАЗИЛЬСКИЕ ЭТНОГРАФИИ (1870-1970): Популярная культура и национальная идентичность
- ^ «МЕСТО И ПАМЯТЬ» (PDF) .
- ^ Женат на Буэнавентуре Апарисио (29 апреля 2018 г.). Крестьянское общество в галицкой народной мифологии . Университет Сантьяго де Компостела. ISBN 9788497501224 – через Google Книги.
- ^ «Генетика и теория преемственности палеолита в применении к легенде об основании Португалии, Ирландии и Шотландии» (PDF) (на португальском языке). Лиссабон: Просто книги. 2008.
- ^ КРЕДИТЫ. «АЕИОУ.пт» .
- ^ К. Ноя, Галицкие рассказы устной традиции , ISBN 84-95364-16-6
- ^ «Мифические мавры в Трас-ос-Монтес - вклад в изучение мавров в сельском воображении на основе текстов популярной литературы устной традиции» (PDF) .
- ^ «Мурас, строящий мегалиты: сравнительное исследование галисийского фольклора с фольклором других европейских сообществ» (PDF) .
- ^ «АРХЕОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР: МУНИЦИПАЛИТЕТЫ АРЕСА И МУГАРДОС*» (PDF) .
- ^ Робин Галлоп, ПОРТУГАЛИЯ: КНИГА НАРОДНЫХ ПУТЕЙ , Cambridge University Press, 1936; перепечатка 1961 г.
- ^ «Агиографии как инструменты распространения католического христианства в сельской вестготской Испании» (PDF) .
- ^ «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТОПОНИМИЯ ЭНТРЕДОРУ И ВОУГА (РАЙОН АВЕЙРУ)» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 г. Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Лейте де Васконселлос Перейра де Мелло, Хосе (29 апреля 1882 г.). «Народные традиции Португалии» . Порту, Ливрария Порто-де-Клавель и Калифорния – через Интернет-архив.
- ^ «Португалия, мир мертвых и заколдованных мавров, том III, Лиссабон, Со-Ливрос, 2010» (PDF) .
- ^ «Ночные прачки в европейском фольклоре: для доисторической стратиграфии, в С. М. Бариллари (ред.), Темные сказки. Сказки о страхе и рассказы об ужасе. Материалы конференции по исследованиям фольклора и фантастического (Генуя, 21-22 ноября). 2009), Алессандрия, Edizioni dell'Orso» (PDF) .
- ^ http://www.igespar.pt/pt/patrimonio/pesquisa/geral/patrimonioimovel/detail/74385/
- ^ Мифы, легенды и поверья о гранитных пещерах.
- ^ «Португалия Mundo dos Mortos e das Mouras Encantadas Volume II» (PDF) .
- ^ «Мурама» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2012 г. Проверено 10 августа 2011 г.
- ^ Спенс, Льюис. Легенды и романсы Бретани . Забытые книги. ISBN 9781605061801 – через Google Книги.
- ^ «Тенте, Катарина; Лоренсу, Сандра. (1998) Средневековые могилы, раскопанные в скалах Советов Каррегаль-ду-Сал и Гувейя: сравнительное исследование, Revista Portuguesa de Arqueologia» (PDF) .
- ^ «СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О МОНТЕ-РЕДОНДО» (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Территория, поселение и общество: монографическое исследование Монте-Редондо» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 г. Проверено 15 августа 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Родригес-Сааведра, Альба (2020). «A moura: a deusa traducida» [Моура: Перевод Богини]. В Яцкевиче, Александра; де ла Торре, Эдита Валюх; Бельтран-Сехудо, Херардо; Попек-Бернат, Катажина (ред.). Литературный перевод в контексте иберийских языков (на испанском языке). Издательство Варшавского университета. стр. 288–303.
- Легендарные существа Португалии
- Португальская мифология
- Галицкая мифология
- Испанские легендарные существа
- Стандартные персонажи сказок
- Португальский фольклор
- Средневековые легенды
- Португальские легенды
- Женские персонажи в сказках
- Легендарные существа женского пола
- Вымышленные португальцы
- Вымышленные люди из Галисии (Испания)
- Вымышленные принцессы