Дженгу
Дженгу | |
---|---|
Принадлежность | Савабанту , или прибрежные народы банту. |
Символ | Вода |
Этническая группа | Дуала • Белки • Лимба • Куры • Ороко |
Дженгу Камеруна (мн. м. miengu ) — водный дух в традиционных верованиях групп савабанту , , как дуала , баквери , малимба , субу бакоко , таких ороко . Среди баквери используется термин «путешествие» (множественное число: путешествие ). [1] Миенгу похожи на бисимби (единственное число: симби) в духовности Баконго и Мами Вата . Народ бакоко использует термин Бисима .
Описанные как духи, похожие на русалок, они живут в реках и морях, принося удачу тем, кто им поклоняется. Они также могут лечить болезни и выступать в качестве посредников между прихожанами и миром духов. По этой причине культ дженгу издавна пользовался популярностью среди народов дуала. У баквери этот культ также является важной частью обряда перехода молодой девушки в женственность. [1]
Водный дух
[ редактировать ]Появление
[ редактировать ]Описание миенгу варьируется в зависимости от этнической группы, но обычно говорят, что это красивые, похожие на русалок существа с длинными волосами и красивой щелью зубов. [1]
Убеждения
[ редактировать ]В традиционной духовности народов , говорящих на савабанту, расположенных вдоль побережья Камеруна, дженгу ( мн. м. miengu) — это водный дух , выступающий посредником между физическим миром живых и духовным миром предков. [2] Говорят, что они населяют океан, реки и озера Камеруна. [3] Подобно симби в религии Конго , дженгу рассматривается как хранитель мира природы. [3] который действует как духовный наставник и управляет судьбами как людей, или мунту , так и животных на водных путях Центральной Африки. [1] [4]
Поскольку Миенгу связаны с судьбой, считается, что они приносят удачу тем, кто их почитает . В результате народы савабанту приносят жертвы духам миенгу и проводят экстравагантные фестивали в их честь. [3] Эти фестивали определяются правящими семьями, которые являются членами политического органа, называемого Нгондо . Как только нгондо объявляют о начале фестиваля дженгу , спиритуалисты дженгу собирают в деревнях подношения. У народа савабанту , называемого в культуре Конго банганга , также есть специалисты по дженгу, или «жрецы земли», которые проходят обширное обучение, чтобы изучить точные ритуалы, позволяющие понимать и общаться с миенгу. [3] В ночь перед фестивалем эти специалисты проводят священную церемонию на островах Джебале на реке Вури. На следующий день они отдают дань уважения вождям Дуала , возглавляющим Нгондо, на публичной церемонии на пляже. После того, как нгондо увидят дань, специалист по дженгу плавает подношение глубоко под водой, где они преподносят его миенгу от имени вождей. [3] Позже специалист возвращается с пророческим посланием миенгу о наступающем году. [2] [3]
Культ Дженгу
[ редактировать ]Дуала и родственные группы придают культу дженгу большое значение. Культ, возможно, зародился у народов, живущих дальше на запад, возможно, у идзё , а затем переходил от людей к людям, достигая Батанги в самом восточном направлении. В первые дни поклонение дженгу было сосредоточено на водных духах как на источнике четырех благ: раков , окончания сезона дождей в одном из самых влажных регионов мира, победы в гонках на пирогах и защиты от эпидемий болезней. Среди собственно дуала членство изначально было закреплено за «свободными» (чистокровными) дуала, и это условие исключало даже членов престижного клана Аква, поскольку один из их предков был женщиной лонгассе (камерунская этническая группа в Санага- Приморский округ в Приморье ). Наблюдения европейских торговцев и исследователей доказывают, что поклонение дженгу прочно утвердилось к началу 19 века. Первые миссионеры в значительной степени потерпели неудачу в своих попытках подавить это явление. [2]
Камеруна Культ до сих пор действует в прибрежных и юго-западных провинциях . К участию имеют право как мужчины, так и женщины, хотя эта открытость, возможно, появилась сравнительно недавно. Поклонение Дженгу преимущественно мужское у дуала, собственно малимба, но у баквери, с другой стороны, культ предназначен преимущественно для женщин. [2]
Церемонии и ритуалы
[ редактировать ]Поклонение Дженгу сосредоточено на тайном обществе, возглавляемом человеком, известным как экале . Этот человек традиционно носит маску на всех встречах, хотя к середине 20 века эта практика практически вымерла. Однако любой может молиться миенгу, и самые простые ритуалы включают в себя не что иное, как молитвы или жертвоприношения божествам перед рыбалкой или путешествием по воде. [2]
Ранние поклонники дженгу проводили ритуалы в пирогах на реке Вури , ее притоках и устье , а также на близлежащих островах. Сначала человек одевался в церемониальную одежду, накидку, юбку и головной убор из листьев рафии , а также носил пальмовые листья и деревянные весла. Затем он вызывал миенгу и предлагал им подношения еды и питья. дженгу Он также мог бы посетить храм выше по реке Вури. [2]
Большая часть поклонения дженгу связана с целительством и медициной , и к миенгу обращаются, когда обычное лечение терпит неудачу. Например, доктор дженгу может вылечить пациента, сначала принеся в жертву петуха и козла. Затем он вводит лекарство, вызывающее рвоту, и машет небольшим стулом над головой пациента. Тот, кого лечат, должен соблюдать ряд табу . У баквери этот обряд известен как Лиенгу ла Вафеа . [2]
Самая громкая церемония миенгу сегодня — это ежегодное празднование Нгондо в Дуале , впервые проведенное в 1949 году. В ночь перед кульминацией праздника члены культа дженгу проводят частную церемонию на острове Джебале в Вури. Там приносят жертву водным духам и готовят посылку с подарками. На следующий день это подношение преподносится миенгу во время публичной церемонии на пляже недалеко от Дуалы. Один из членов культа ныряет в море с подарком и остается там как можно дольше. После этого он возвращается с сообщением от миенгу о наступающем году. [2]
Кульминацией фестиваля нгондо является культ дженгу. При этом традиционный ныряльщик входит в реку под присмотром традиционных правителей. Этот неназванный хранитель традиций в сопровождении женщины и двух мужчин отправляется на ритуальную лодку. Затем он погрузится в середину реки и останется под водой от трех до десяти минут. Считается, что он посещает царство своих предков (духов) под водой. Он возвращается с новостями о преемнике президента нгондо и закодированным посланием от богов земли в калебасе. Одна из загадок этого ритуала заключается в том, что калабаш, который ныряльщик держит в руках, выныривая из-под реки, сухой. [2]
Индукция
[ редактировать ]Обряды, соблюдаемые народом баквери на горе Камерун, служат примером аналогичных ритуалов среди других прибрежных групп. [2]
Ближе к побережью баквери практикуют два основных ритуала индукции. В Лиенгу ла Ндива члены культа воспринимают припадок или обморок как знак того, что молодая девушка готова к индукции. Затем член культа заговаривает с ней на секретном языке лиенгу , и если кажется, что она что-то понимает, традиционный целитель начинает обряд инициации . Девушка должна прожить в уединении несколько месяцев, в течение которых она должна соблюдать строгий набор табу и может видеть видения духов. Она также получает тайное имя и обучение на тайном языке лиенгу. В конце концов целитель отпускает ее под опеку группы сильных мужчин и нескольких женщин, поющих на языке лиенгу. Мужчины по очереди несут ее, пока она не достигает середины ручья. Там целитель погружает ее, вводя в культ. Тем временем другие члены культа пытаются поймать краба из воды, поскольку это животное олицетворяет дух лиенгу. Однако табу для новой участницы остаются, и ей придется прожить в уединении еще несколько месяцев. Наконец, культ имеет пир в ее честь, и посвящение подходит к концу. Весь процесс занимает большую часть года. [2]
Альтернативный ритуал инициации баквери — Лиенгу ла Монгбанго . Если молодая девушка исчезает в кустах, ее родственницы пытаются выследить ее, напевая ей песни на языке лиенгу и неся с собой культовые знаки отличия, сделанные из лозы. Найдя ее, они прячут ее на несколько месяцев (однако могут прийти посторонние). После этого культ готовит девушке пир. Затем она и ее спонсор идут одни в лес. Посвященная одевается в традиционные регалии из листьев папоротника и натирает свое тело красным камнем . Затем ее отводят обратно в деревню, привязанную к середине длинной веревки. Две группы перетягивают над ней перетягивание каната , пока веревка не порвется, и она не упадет. Члены культа девять раз обращаются к ней на языке лиенгу, что заставляет ее встать. Еще через несколько недель табу народный целитель купает ее в ручье, и ее посвящение заканчивается. Этот процесс также занимает большую часть года. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Арденер, Эдвин (1975). «Вера и проблемы женщин». В Арденере, Ширли (ред.). Восприятие женщин . Лондон: Малаби Пресс. стр. 6–11. ISBN 9780460140065 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Танде, Дибусси (14 ноября 2005 г.). «Культ Дженгу» . www.peuplesawa.com . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Остин, Ральф (1992). «Традиции, изобретения и история: случай нгондо (Камерун)» . Тетради по Африке . 32 (126): 302–304. дои : 10.3406/cea.1992.1557 . ISSN 0008-0055 . JSTOR 4392382 .
- ^ Остин, Ральф А.; Деррик, Джонатан (21 января 1999 г.). Посредники рек Камеруна: Дуала и их внутренние районы, ок. 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 21. ISBN 978-0-521-56664-3 .