Jump to content

Любовь

Нконди (множественное число варьируется минконди , цинконди или нинконди ) [1] — мистические статуэтки, изготовленные народом Конго из региона Конго . Нконди — подкласс минкиси , считающийся агрессивным. Имя нконди происходит от глагола -konda , что означает «охотиться», и, таким образом, нконди означает «охотник», потому что они могут выслеживать и нападать на преступников, ведьм или врагов.

Нкиси Нконди, Конго, ок. 1880-1920.
Нкиси Нконди, из коллекции Бруклинского музея.

Основная функция нконди — быть домом для духа, который может покидать свою базу, выслеживать и причинять вред другим людям. Многие нконди проводились публично и использовались для подтверждения клятв или для защиты деревень и других мест от ведьм и злодеев. Это достигается за счет привлечения духовной силы и заселения минкиси, таких как нконди.

Словарь нконди связан с концепциями конго о колдовстве, которые основаны на вере в то, что люди могут использовать духовные силы, чтобы причинять вред другим, проклиная их или вызывая у них несчастья, несчастные случаи или болезни. Часто используемое выражение для забивания гвоздей в нконди — « кома нлока » (прикрепить или забить проклятие) происходит от двух древних корней банту *-kom- , который включает в себя забивание в его семантическое поле, и *-dog- , который включает в себя забивание гвоздей в нконди. включает в себя колдовство и проклятие. [2] « Киндоки », термин, происходящий от того же корня, широко ассоциируется с колдовством или наложением проклятий на других, но на самом деле относится к любому действию, направленному на привлечение духов для причинения вреда другим. Использование этой силы в частном порядке по корыстным причинам осуждается как колдовство, но если эта сила используется публично деревней, племенем, политическими лидерами или в качестве защитной меры невинными людьми, это не считается колдовством. [3]

В катехизисе 1624 года, который, вероятно, отражает христианский язык, восходящий к ныне утраченному катехизису 1557 года, глагол кома использовался для перевода «распять». [4]

Поскольку они агрессивны, многие нконди с человеческими фигурами вырезаны с поднятыми руками, иногда с оружием. Самое раннее изображение нкиси в этой позе можно увидеть на гербе Королевства Конго, созданном около 1512 года и проиллюстрированном между 1528 и 1541 годами, где с этим жестом у основания щита изображен сломанный «идол». . [5] Пригвожденные минкиси не описаны в литературе, оставленной миссионерами или другими людьми в шестнадцатом-девятнадцатом веках.

Уятт МакГаффи , ссылаясь на работу капуцина миссионера- конца семнадцатого века Луки да Кальтанисетты , отметил, что в его время нганга иногда стучали минкиси вместе, возможно, это был метод их активации, и гвозди, которые, по утверждению МакГаффи, впервые стали делать в то время. заменил метафору. [6] Другие ученые полагают, что португальские миссионеры принесли Христа изображения распятого и святого мученика Себастьяна , и эти эксперты полагают, что эта иконография, возможно, повлияла на традицию нкиси. народам Центральной Африки [7] [8] МакГаффи, со своей стороны, выступает против этой интерпретации, утверждая, что концепция забивания гвоздей связана со слишком многими другими концепциями, чтобы быть простым непониманием миссионерского учения. [9]

Нконди с гвоздями были изготовлены, по крайней мере, еще в 1864 году, когда британский коммодор А. П. Эрдли Уилмонт приобрел один во время подавления пиратства Солонго (Сойо) в устье реки Конго . Это произведение стало предметом современной живописи и в настоящее время находится в Королевский географический институт в Лондоне. [10] Другое раннее описание и иллюстрация прибитого нконди (названного Мабиала му ндемба и описываемого как «искатель воров») встречается в записках немецкой экспедиции в Лоанго 1873-76 гг., так что к тому времени уже сложилась специфическая практика забивания гвоздей. был хорошо зарекомендован. [11]

Женская фигура Нкиси Нконде хранится в Художественном музее Бирмингема .

Строительство

[ редактировать ]

Нконди, как и другие минкиси, строятся религиозными специалистами и называются нганга (множественное число зинганга или банганга ). Нганга собирает материалы, называемые нлонго (множественное число билонго или милонго ), которые, собранные, станут домом духа. Часто эти материалы включают в себя резную человеческую фигурку, в которую помещены другие билонго. Затем нганга либо становится одержимым духом, либо помещает готовый нконди на кладбище или в другое место, где часто бывают духи. После зарядки nkondi можно передать клиенту. По свидетельствам Конго начала двадцатого века, люди забивают гвозди в фигуры в рамках прошения о помощи, исцелении или свидетельствовании, особенно в отношении контрактов и обещаний. Цель прибивания — «пробудить», а иногда и «разозлить» нкиси для выполнения поставленной задачи.

Фигурки нконди могли быть изготовлены во многих формах, включая горшки или котлы, которые описывались и иногда иллюстрировались в текстах киконго начала двадцатого века. [12] Те, в которых использовались человеческие изображения ( китекэ ), чаще всего прибивались, чем привлекали внимание коллекционеров и сегодня более известны. Человеческие фигурки варьировались по размеру от маленьких до натуральных размеров и содержали билонго (единственное число лонго ; часто переводится как «лекарство»), обычно скрытое зеркалами, закрепленными смолой. Нконди в виде деревянных фигурок часто вырезали с открытыми полостями в теле для этих веществ. Наиболее распространенным местом хранения был живот, хотя такие рюкзаки также часто помещали на голову или в мешочки на шее.

У большинства фигурок нконди глаза и крышки аптечок представляли собой отражающее стекло или зеркала, используемые для гадания. Отражающая поверхность позволяла нкиси видеть в духовном мире и выслеживать свою добычу. Некоторые фигурки нконди были украшены перьями. Это согласуется с представлением о фигурах как о «из вышеперечисленных» и связывает их с хищными птицами.

Создание и использование фигурок нконди также было очень важным аспектом их успеха. Банганга часто сочинял фигуры нконди на окраине деревни. Считалось, что деревня похожа на человеческое тело. Представление о том, что опушку и входы нужно охранять от нечистой силы, возникало и в человеческом теле, и в деревне. Составляя минкиси, нганга часто изолируется в скрытом лагере, вдали от остальной части деревни. После того, как нкиси был построен и нганга научился правильному использованию и соответствующим песням, он вернулся в деревню весь в краске и вел себя странно.

Необычное поведение было призвано проиллюстрировать возвращение нганга в страну живых. Прежде чем использовать нконди, нганга произносил определенные заклинания, чтобы пробудить нконди и активировать его силы. Во время своих выступлений банганга часто рисовали себя. [13] Белые круги вокруг глаз позволяли им видеть за пределами физического мира и видеть скрытые источники зла и болезней. На участниках были нарисованы белые полосы. Зачастую нганга был одет аналогично своему нконди. Банганга обычно одевалась в одежду, которая сильно отличалась от одежды обычных людей. Они носили богато украшенные украшения и часто украшали свою одежду узлами. Узлы были связаны со способом закрытия или запечатывания духовных сил.

Нконди в диаспоре

[ редактировать ]

Духовность, концепции и религиозные традиции Конго проникли к чернокожим американцам через атлантическую работорговлю ; Многие религии африканской диаспоры в Афро-Америке, Лукуми, особенно Пало , включают в себя такие традиции и обычаи. Роберт Фаррис Томпсон , американский историк искусства, был особенно прилежным и влиятельным в выявлении влияния Конго на население Америки африканского происхождения. [14] [15]

Нконди в современном искусстве

[ редактировать ]

Европейские коллекционеры произведений искусства заинтересовались нконди, особенно прибитыми, когда о них сообщалось в публикациях немецкой экспедиции Лоанго, которая привезла большое количество из них обратно в Европу. Роберт Виссер , немецкий торговец и дипломат, также собрал множество экспонатов для немецких музеев, особенно в Берлине и Штутгарте. Многие из них были куплены, другие конфискованы или вывезены колониальными властями и часто попадали в музеи, но многие также остаются в частных руках.

Совсем недавно художники работали над концепцией и визуальными образами нконди, создавая новые работы, вдохновленные нконди. » афроамериканской художницы Рене Стаут « Фетиш № 2 , впервые выставленный в 1988 году, пожалуй, самая известная из них: статуя в натуральную величину, отлитая из собственного тела Стаут, со стеклянными чертами глаз и несколькими ногтями, напоминающими нконди. Работы Стаут стали предметом крупной выставки в Музее африканского искусства Смитсоновского института, где были представлены ее различные произведения нкиси с комментариями антрополога Уятта МакГаффи. [16]

В своей смешанной композиции «Интертекстуальность, том 1» афроамериканская художница Стефани Динкинс избавилась от человеческой фигуры нконди, но включила ногти и заменила зеркало видеоэкраном, на котором была показана трехминутная презентация на выставке под названием « Шоу Вуду: Конго Криолло» в 1997 году. [17]

В своем перформансе «Destierro» ( «Смещение» ) (впервые исполненном на Кубе и в США, 1998–99) кубинская художница Таня Бругера облачилась в специальный костюм, напоминающий прибитый нконди, а затем, простояв несколько часов неподвижно, ходила по кругу. ищем тех, кто нарушил обещания. Это произведение она исполнила также на выставке «Преображенные миры» (28 января – 11 апреля 2010 г.) в Художественном музее Нойбергера (Нью-Йорк). [18]

Афроамериканская художница Кара Уокер изобразила две фигуры нконди в своем силуэте «Бесконечная загадка, анонимное африканское приключение» в 2001 году и часто повторно выставлялась. [19] В своей самостоятельно организованной выставке в Метрополитен-музее в 2006 году Уокер также использовала нкиси, вероятно, нконди, в качестве центрального мотива шоу «Кара Уокер в Метрополитен: После потопа». [20]

Афроамериканский художник Дред Скотт (Скотт Тайлер) выставил игрушечную куклу с африканскими изображениями в виде нконди, с пулями в качестве гвоздей, в Центре современного искусства Альджира (Ньюарк, Нью-Джерси) в 2006–2007 годах на выставке для трех человек «Но Я был крутым». [21]

художницы Карен Сенеферу В мультимедийных скульптурах афроамериканской элементы современных коммуникационных технологий, таких как слайд-шоу или iPod. «Техно-Киси I» и «Техно-Киси II» обе основаны на нконди с закругленными ногтями, но она включила в качестве замены традиционно зеркальные глаза и живот. Первоначально ее работа была заказана Калифорнийским афроамериканским музеем , а также показана в Культурном центре Скирболл в 2010 году. [22]

Южноафриканский художник Майкл МакГарри выставил «скульптуры из слоновой кости, отсылающие к скульптурам Нконди, а также к катастрофическим последствиям войны» на выставке «Спорная местность» в галерее Тейт в Лондоне в августе 2011 года. [23]

Американский художник Джастин Пар адаптировал эстетику и философию Нкиси Нконди в трех скульптурах под названием «Нконди А», «Нконди Б» и «Нконди С», используя гвозди, уцелевшие от опор, для создания миниатюрных архитектурных пейзажей на персональной выставке под названием «Реликвум» в Центре визуальных искусств в Гринсборо, Северная Каролина, 2012 год.

На своей персональной выставке 2014 года «АниМистикАктивист» в галерее Гудман в Кейптауне (13 декабря 2014 г. - 17 января 2015 г.) южноафриканский художник Эндрю Лампрехт представил фигуру нконди в современной форме и обратил внимание на потенциальное христианское происхождение в Королевстве. Конго формы. [24]

На выставке 2017 года «Библиотека Пророка» афроамериканский художник Уэсли Кларк представил «Делать для себя», нконди-интерпретацию американского флага. По мнению Кларка, эта пьеса способствует примирению между дрейфующей духовностью и традициями африканской диаспоры и несправедливостью, испытанной в истории афроамериканцев. [25]

Нконди в фильме

[ редактировать ]

В фильме 2006 года «Хранитель обещаний» рассказывается о фигуре Нконди в натуральную величину. В фильме гвозди олицетворяют обещания тех, кто вбил их в фигуру, а предмет оживает ночью, чтобы наказать тех, кто нарушает обещания. [26]

Библиография

[ редактировать ]
  • Бассани, Эцио (1977). «Фетиши ногтей Конго из района реки Чилоанго», African Arts 10: 36-40.
  • Дутрелу, А. (1961). «Маги Йомбе», Заир 15: 45–57.
  • Дюпре, Мари-Клод (1975). «Система войск нкиси в Конго по третьему тому К. Ламана», Африка 45: 12-28.
  • Фромон, Сесиль. «От католического королевства к сердцу тьмы» в книге «Искусство обращения: христианская визуальная культура в Королевстве Конго». Чапел-Хилл: опубликовано для Института ранней американской истории и культуры Омохундро, Вильямсбург, Вирджиния, издательством University of North Carolina Press, 2014.
  • Янзен, Джон и Вятт МакГаффи (1974). Антология религии Конго Лоуренс, Канзас: University of Kansas Press.
  • Ламан, Карл (1953–68). Конго, 4 тома, Уппсала: Studia Ethnografica Uppsaliensia.
  • Леуард, Рауль. (1980). Фетиши для ногтей в Нижнем Заире. Арнувиль.
  • МакГаффи, Вятт и Джон Янзен (1974). «Фигуры Нкиси Конго», African Arts 7: 87-8.
  • МакГаффи, Вятт (1977). «Переосмысление фетишизма: Конго нкиси в социологической перспективе». Африка 47: 140–152.
  • МакГаффи, Вятт (1988). «Сложность, удивление и сила: визуальный словарь Конго Минкиси » Журнал южноафриканских исследований 14: 188-204.
  • МакГаффи, Вятт, изд. и перевод. (1991), Искусство и исцеление баконго, прокомментированные ими самими. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
  • МакГаффи, Вятт. «Глаза понимания: Конго Минкиси », в книге Уятта МакГаффи и М. Харриса, ред., « Удивление и сила» , Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press, стр. 21–103.
  • МакГаффи, Вятт (1998). «Магия, или, как мы обычно говорим, «искусство»: основа для сравнения африканского и европейского искусства», в Энид Шилдкроут и Кертис Кейм, ред. Борьба за искусство в Центральной Африке. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, стр. 217–235.
  • МакГаффи, Вятт (2000). 1990-е: 1990-е: 1990-е: 1990-е: 1990-е: 1990- е :
  • Ванхи, Хейн (2000). «Агенты порядка и беспорядка: Конго Минкиси», в книге Карела Арнаута, изд. Изменения: новые перспективы африканских коллекций музея Хорнимана. Лондон и Коимбра, стр. 89–106.
  • Ван Винг, Джозеф (1959). Этюды Баконго Брюссель: Дескле де Брауэр.
  • Волавкова, Зденка (1972). «Фигуры Нкиси Нижнего Конго» Африканское искусство 5: 52-89.
  1. ^ "Нэйл Фетиш - РЭНД АФРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО " www.randafricanart.com
  2. ^ Вансина, Ян (1990). Тропы в тропических лесах: к истории политических традиций в Экваториальной Африке . Карри. п. 299. ИСБН  978-0-85255-074-8 .
  3. ^ Боки, Саймон (1993). Смерть и невидимые силы: мир верований Конго . Издательство Университета Индианы. стр. 40–66. ISBN  978-0-253-31564-9 .
  4. ^ Маркос Хорхе, изд. Матеус Кардосо, изд. Дутрина Кристан (Лиссабон, 1624 г.) Современное издание с французским переводом, изд. Франсуа Бонтинк и Д. Ндемби Нсаси (Брюссель, 1978 г.).
  5. ^ Фромон, Сесиль (2011). «Под знаком креста в королевстве Конго: религиозное обращение и визуальная корреляция в Центральной Африке раннего Нового времени» . RES: Антропология и эстетика (59/60): 109–123. ISSN   0277-1322 . JSTOR   23647785 .
  6. ^ Вятт МакГаффи, Политическая культура Конго ': Концептуальный вызов частного (Блумингтон: Indiana University Press, 2000), стр. 99
  7. ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: Путеводитель по коллекции . Лондон, Великобритания: ДЖИЛС. стр. 72–73. ISBN  978-1-904832-77-5 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 г. Проверено 18 июля 2011 г.
  8. ^ Зденка Волавка, «Нкиси Нижнего Заира», African Arts 5 (1972): 52-89.
  9. ^ МакГаффи, Политическая культура Конго , с. 99.
  10. ^ Вятт МакГаффи, «Коммодор Уилмонт встречает искусство Конго 1865 года», « Африканское искусство » (лето 2010 г.): 52-54.
  11. ^ Беатрикс Хайнце, изд. Эдуарда Пешель-Лоше, Дневники с побережья Лоанго (Центральная Африка) (24 февраля 1875–5 мая 1876 г.) (Франкфурт-на-Майне, 2011), запись от 1 апреля 1875 г., показано на рис. 8.
  12. ^ МакГаффи, Политическая культура Конго, стр. 100-1
  13. ^ МакГаффи, Вятт (1993). Удивление и сила, Глаза понимания: Конго Минкиси . Национальный музей африканского искусства.
  14. ^ Томпсон, Роберт Фаррис (12 августа 1984 г.). Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-0-394-72369-3 .
  15. ^ Томпсон, Роберт Фаррис; Корнет, Джозеф (30 августа 1981 г.). Четыре мгновения солнца: искусство Конго в двух мирах . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная художественная галерея, 1981.
  16. ^ Вятт МакГаффи и М. Харрис, редакторы, «Удивление и сила» (Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press, 1993).
  17. ^ Стефани Динкинс http://mysbfiles.stonybrook.edu/~sdinkins/Stephanie%20Dinkins/IntertextV1.html
  18. ^ Художественный музей Нойбергера Преобразованные миры
  19. ^ «Кара Уокер: мое дополнение, мой враг, мой угнетатель, моя любовь» Центр искусств Уокера, Путеводитель по галерее, http://media.walkerart.org/pdf/KWgallery_guide.pdf
  20. ^ Обзор Синди ди Марцо, http://www.studio-international.co.uk/reports/kara_walker.asp
  21. ^ «Aavad.com» . aavad.com
  22. ^ Интервью с Карен Сенефуру, 2010 г. http://blog.sfmoma.org/2010/02/techno-kisi-interview-with-artist-karen-seneferu/
  23. ^ Описание Тейт, «Спорная местность» http://www.tate.org.uk/modern/exhibitions/contestedterrains/room2.shtm [ постоянная мертвая ссылка ]
  24. ^ «Проблема инноваций (13.3): Эндрю Лампрехт в разговоре с Кенделлом Гирсом» . 9 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2015 г.
  25. ^ Берд, Сара Ли (2017). « Уэсли Кларк: Библиотека Пророка », Журнал Nashville Arts Magazine .
  26. ^ «Хранитель обещаний» . 10 февраля 2006 г. – через www.imdb.com.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d354e0f2fd8fc158498b0de50128112__1701531960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/12/6d354e0f2fd8fc158498b0de50128112.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nkondi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)