Любовь
Часть серии о |
Конго Религия |
---|
![]() |
![]() |
Нконди (множественное число варьируется минконди , цинконди или нинконди ) [1] — мистические статуэтки, изготовленные народом Конго из региона Конго . Нконди — подкласс минкиси , считающийся агрессивным. Имя нконди происходит от глагола -konda , что означает «охотиться», и, таким образом, нконди означает «охотник», потому что они могут выслеживать и нападать на преступников, ведьм или врагов.
Функции
[ редактировать ]
Основная функция нконди — быть домом для духа, который может покидать свою базу, выслеживать и причинять вред другим людям. Многие нконди проводились публично и использовались для подтверждения клятв или для защиты деревень и других мест от ведьм и злодеев. Это достигается за счет привлечения духовной силы и заселения минкиси, таких как нконди.
Словарь нконди связан с концепциями конго о колдовстве, которые основаны на вере в то, что люди могут использовать духовные силы, чтобы причинять вред другим, проклиная их или вызывая у них несчастья, несчастные случаи или болезни. Часто используемое выражение для забивания гвоздей в нконди — « кома нлока » (прикрепить или забить проклятие) происходит от двух древних корней банту *-kom- , который включает в себя забивание в его семантическое поле, и *-dog- , который включает в себя забивание гвоздей в нконди. включает в себя колдовство и проклятие. [2] « Киндоки », термин, происходящий от того же корня, широко ассоциируется с колдовством или наложением проклятий на других, но на самом деле относится к любому действию, направленному на привлечение духов для причинения вреда другим. Использование этой силы в частном порядке по корыстным причинам осуждается как колдовство, но если эта сила используется публично деревней, племенем, политическими лидерами или в качестве защитной меры невинными людьми, это не считается колдовством. [3]
В катехизисе 1624 года, который, вероятно, отражает христианский язык, восходящий к ныне утраченному катехизису 1557 года, глагол кома использовался для перевода «распять». [4]
История
[ редактировать ]Поскольку они агрессивны, многие нконди с человеческими фигурами вырезаны с поднятыми руками, иногда с оружием. Самое раннее изображение нкиси в этой позе можно увидеть на гербе Королевства Конго, созданном около 1512 года и проиллюстрированном между 1528 и 1541 годами, где с этим жестом у основания щита изображен сломанный «идол». . [5] Пригвожденные минкиси не описаны в литературе, оставленной миссионерами или другими людьми в шестнадцатом-девятнадцатом веках.
Уятт МакГаффи , ссылаясь на работу капуцина миссионера- конца семнадцатого века Луки да Кальтанисетты , отметил, что в его время нганга иногда стучали минкиси вместе, возможно, это был метод их активации, и гвозди, которые, по утверждению МакГаффи, впервые стали делать в то время. заменил метафору. [6] Другие ученые полагают, что португальские миссионеры принесли Христа изображения распятого и святого мученика Себастьяна , и эти эксперты полагают, что эта иконография, возможно, повлияла на традицию нкиси. народам Центральной Африки [7] [8] МакГаффи, со своей стороны, выступает против этой интерпретации, утверждая, что концепция забивания гвоздей связана со слишком многими другими концепциями, чтобы быть простым непониманием миссионерского учения. [9]
Нконди с гвоздями были изготовлены, по крайней мере, еще в 1864 году, когда британский коммодор А. П. Эрдли Уилмонт приобрел один во время подавления пиратства Солонго (Сойо) в устье реки Конго . Это произведение стало предметом современной живописи и в настоящее время находится в Королевский географический институт в Лондоне. [10] Другое раннее описание и иллюстрация прибитого нконди (названного Мабиала му ндемба и описываемого как «искатель воров») встречается в записках немецкой экспедиции в Лоанго 1873-76 гг., так что к тому времени уже сложилась специфическая практика забивания гвоздей. был хорошо зарекомендован. [11]

Строительство
[ редактировать ]Нконди, как и другие минкиси, строятся религиозными специалистами и называются нганга (множественное число зинганга или банганга ). Нганга собирает материалы, называемые нлонго (множественное число билонго или милонго ), которые, собранные, станут домом духа. Часто эти материалы включают в себя резную человеческую фигурку, в которую помещены другие билонго. Затем нганга либо становится одержимым духом, либо помещает готовый нконди на кладбище или в другое место, где часто бывают духи. После зарядки nkondi можно передать клиенту. По свидетельствам Конго начала двадцатого века, люди забивают гвозди в фигуры в рамках прошения о помощи, исцелении или свидетельствовании, особенно в отношении контрактов и обещаний. Цель прибивания — «пробудить», а иногда и «разозлить» нкиси для выполнения поставленной задачи.
Фигурки нконди могли быть изготовлены во многих формах, включая горшки или котлы, которые описывались и иногда иллюстрировались в текстах киконго начала двадцатого века. [12] Те, в которых использовались человеческие изображения ( китекэ ), чаще всего прибивались, чем привлекали внимание коллекционеров и сегодня более известны. Человеческие фигурки варьировались по размеру от маленьких до натуральных размеров и содержали билонго (единственное число лонго ; часто переводится как «лекарство»), обычно скрытое зеркалами, закрепленными смолой. Нконди в виде деревянных фигурок часто вырезали с открытыми полостями в теле для этих веществ. Наиболее распространенным местом хранения был живот, хотя такие рюкзаки также часто помещали на голову или в мешочки на шее.
У большинства фигурок нконди глаза и крышки аптечок представляли собой отражающее стекло или зеркала, используемые для гадания. Отражающая поверхность позволяла нкиси видеть в духовном мире и выслеживать свою добычу. Некоторые фигурки нконди были украшены перьями. Это согласуется с представлением о фигурах как о «из вышеперечисленных» и связывает их с хищными птицами.
Создание и использование фигурок нконди также было очень важным аспектом их успеха. Банганга часто сочинял фигуры нконди на окраине деревни. Считалось, что деревня похожа на человеческое тело. Представление о том, что опушку и входы нужно охранять от нечистой силы, возникало и в человеческом теле, и в деревне. Составляя минкиси, нганга часто изолируется в скрытом лагере, вдали от остальной части деревни. После того, как нкиси был построен и нганга научился правильному использованию и соответствующим песням, он вернулся в деревню весь в краске и вел себя странно.
Необычное поведение было призвано проиллюстрировать возвращение нганга в страну живых. Прежде чем использовать нконди, нганга произносил определенные заклинания, чтобы пробудить нконди и активировать его силы. Во время своих выступлений банганга часто рисовали себя. [13] Белые круги вокруг глаз позволяли им видеть за пределами физического мира и видеть скрытые источники зла и болезней. На участниках были нарисованы белые полосы. Зачастую нганга был одет аналогично своему нконди. Банганга обычно одевалась в одежду, которая сильно отличалась от одежды обычных людей. Они носили богато украшенные украшения и часто украшали свою одежду узлами. Узлы были связаны со способом закрытия или запечатывания духовных сил.
Нконди в диаспоре
[ редактировать ]Духовность, концепции и религиозные традиции Конго проникли к чернокожим американцам через атлантическую работорговлю ; Многие религии африканской диаспоры в Афро-Америке, Лукуми, особенно Пало , включают в себя такие традиции и обычаи. Роберт Фаррис Томпсон , американский историк искусства, был особенно прилежным и влиятельным в выявлении влияния Конго на население Америки африканского происхождения. [14] [15]
Нконди в современном искусстве
[ редактировать ]Европейские коллекционеры произведений искусства заинтересовались нконди, особенно прибитыми, когда о них сообщалось в публикациях немецкой экспедиции Лоанго, которая привезла большое количество из них обратно в Европу. Роберт Виссер , немецкий торговец и дипломат, также собрал множество экспонатов для немецких музеев, особенно в Берлине и Штутгарте. Многие из них были куплены, другие конфискованы или вывезены колониальными властями и часто попадали в музеи, но многие также остаются в частных руках.
Совсем недавно художники работали над концепцией и визуальными образами нконди, создавая новые работы, вдохновленные нконди. » афроамериканской художницы Рене Стаут « Фетиш № 2 , впервые выставленный в 1988 году, пожалуй, самая известная из них: статуя в натуральную величину, отлитая из собственного тела Стаут, со стеклянными чертами глаз и несколькими ногтями, напоминающими нконди. Работы Стаут стали предметом крупной выставки в Музее африканского искусства Смитсоновского института, где были представлены ее различные произведения нкиси с комментариями антрополога Уятта МакГаффи. [16]
В своей смешанной композиции «Интертекстуальность, том 1» афроамериканская художница Стефани Динкинс избавилась от человеческой фигуры нконди, но включила ногти и заменила зеркало видеоэкраном, на котором была показана трехминутная презентация на выставке под названием « Шоу Вуду: Конго Криолло» в 1997 году. [17]
В своем перформансе «Destierro» ( «Смещение» ) (впервые исполненном на Кубе и в США, 1998–99) кубинская художница Таня Бругера облачилась в специальный костюм, напоминающий прибитый нконди, а затем, простояв несколько часов неподвижно, ходила по кругу. ищем тех, кто нарушил обещания. Это произведение она исполнила также на выставке «Преображенные миры» (28 января – 11 апреля 2010 г.) в Художественном музее Нойбергера (Нью-Йорк). [18]
Афроамериканская художница Кара Уокер изобразила две фигуры нконди в своем силуэте «Бесконечная загадка, анонимное африканское приключение» в 2001 году и часто повторно выставлялась. [19] В своей самостоятельно организованной выставке в Метрополитен-музее в 2006 году Уокер также использовала нкиси, вероятно, нконди, в качестве центрального мотива шоу «Кара Уокер в Метрополитен: После потопа». [20]
Афроамериканский художник Дред Скотт (Скотт Тайлер) выставил игрушечную куклу с африканскими изображениями в виде нконди, с пулями в качестве гвоздей, в Центре современного искусства Альджира (Ньюарк, Нью-Джерси) в 2006–2007 годах на выставке для трех человек «Но Я был крутым». [21]
художницы Карен Сенеферу В мультимедийных скульптурах афроамериканской элементы современных коммуникационных технологий, таких как слайд-шоу или iPod. «Техно-Киси I» и «Техно-Киси II» обе основаны на нконди с закругленными ногтями, но она включила в качестве замены традиционно зеркальные глаза и живот. Первоначально ее работа была заказана Калифорнийским афроамериканским музеем , а также показана в Культурном центре Скирболл в 2010 году. [22]
Южноафриканский художник Майкл МакГарри выставил «скульптуры из слоновой кости, отсылающие к скульптурам Нконди, а также к катастрофическим последствиям войны» на выставке «Спорная местность» в галерее Тейт в Лондоне в августе 2011 года. [23]
Американский художник Джастин Пар адаптировал эстетику и философию Нкиси Нконди в трех скульптурах под названием «Нконди А», «Нконди Б» и «Нконди С», используя гвозди, уцелевшие от опор, для создания миниатюрных архитектурных пейзажей на персональной выставке под названием «Реликвум» в Центре визуальных искусств в Гринсборо, Северная Каролина, 2012 год.
На своей персональной выставке 2014 года «АниМистикАктивист» в галерее Гудман в Кейптауне (13 декабря 2014 г. - 17 января 2015 г.) южноафриканский художник Эндрю Лампрехт представил фигуру нконди в современной форме и обратил внимание на потенциальное христианское происхождение в Королевстве. Конго формы. [24]
На выставке 2017 года «Библиотека Пророка» афроамериканский художник Уэсли Кларк представил «Делать для себя», нконди-интерпретацию американского флага. По мнению Кларка, эта пьеса способствует примирению между дрейфующей духовностью и традициями африканской диаспоры и несправедливостью, испытанной в истории афроамериканцев. [25]
Нконди в фильме
[ редактировать ]В фильме 2006 года «Хранитель обещаний» рассказывается о фигуре Нконди в натуральную величину. В фильме гвозди олицетворяют обещания тех, кто вбил их в фигуру, а предмет оживает ночью, чтобы наказать тех, кто нарушает обещания. [26]
Библиография
[ редактировать ]- Бассани, Эцио (1977). «Фетиши ногтей Конго из района реки Чилоанго», African Arts 10: 36-40.
- Дутрелу, А. (1961). «Маги Йомбе», Заир 15: 45–57.
- Дюпре, Мари-Клод (1975). «Система войск нкиси в Конго по третьему тому К. Ламана», Африка 45: 12-28.
- Фромон, Сесиль. «От католического королевства к сердцу тьмы» в книге «Искусство обращения: христианская визуальная культура в Королевстве Конго». Чапел-Хилл: опубликовано для Института ранней американской истории и культуры Омохундро, Вильямсбург, Вирджиния, издательством University of North Carolina Press, 2014.
- Янзен, Джон и Вятт МакГаффи (1974). Антология религии Конго Лоуренс, Канзас: University of Kansas Press.
- Ламан, Карл (1953–68). Конго, 4 тома, Уппсала: Studia Ethnografica Uppsaliensia.
- Леуард, Рауль. (1980). Фетиши для ногтей в Нижнем Заире. Арнувиль.
- МакГаффи, Вятт и Джон Янзен (1974). «Фигуры Нкиси Конго», African Arts 7: 87-8.
- МакГаффи, Вятт (1977). «Переосмысление фетишизма: Конго нкиси в социологической перспективе». Африка 47: 140–152.
- МакГаффи, Вятт (1988). «Сложность, удивление и сила: визуальный словарь Конго Минкиси » Журнал южноафриканских исследований 14: 188-204.
- МакГаффи, Вятт, изд. и перевод. (1991), Искусство и исцеление баконго, прокомментированные ими самими. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- МакГаффи, Вятт. «Глаза понимания: Конго Минкиси », в книге Уятта МакГаффи и М. Харриса, ред., « Удивление и сила» , Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press, стр. 21–103.
- МакГаффи, Вятт (1998). «Магия, или, как мы обычно говорим, «искусство»: основа для сравнения африканского и европейского искусства», в Энид Шилдкроут и Кертис Кейм, ред. Борьба за искусство в Центральной Африке. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, стр. 217–235.
- МакГаффи, Вятт (2000). 1990-е: 1990-е: 1990-е: 1990-е: 1990-е: 1990- е :
- Ванхи, Хейн (2000). «Агенты порядка и беспорядка: Конго Минкиси», в книге Карела Арнаута, изд. Изменения: новые перспективы африканских коллекций музея Хорнимана. Лондон и Коимбра, стр. 89–106.
- Ван Винг, Джозеф (1959). Этюды Баконго Брюссель: Дескле де Брауэр.
- Волавкова, Зденка (1972). «Фигуры Нкиси Нижнего Конго» Африканское искусство 5: 52-89.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Нэйл Фетиш - РЭНД АФРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО " www.randafricanart.com
- ^ Вансина, Ян (1990). Тропы в тропических лесах: к истории политических традиций в Экваториальной Африке . Карри. п. 299. ИСБН 978-0-85255-074-8 .
- ^ Боки, Саймон (1993). Смерть и невидимые силы: мир верований Конго . Издательство Университета Индианы. стр. 40–66. ISBN 978-0-253-31564-9 .
- ^ Маркос Хорхе, изд. Матеус Кардосо, изд. Дутрина Кристан (Лиссабон, 1624 г.) Современное издание с французским переводом, изд. Франсуа Бонтинк и Д. Ндемби Нсаси (Брюссель, 1978 г.).
- ^ Фромон, Сесиль (2011). «Под знаком креста в королевстве Конго: религиозное обращение и визуальная корреляция в Центральной Африке раннего Нового времени» . RES: Антропология и эстетика (59/60): 109–123. ISSN 0277-1322 . JSTOR 23647785 .
- ^ Вятт МакГаффи, Политическая культура Конго ': Концептуальный вызов частного (Блумингтон: Indiana University Press, 2000), стр. 99
- ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: Путеводитель по коллекции . Лондон, Великобритания: ДЖИЛС. стр. 72–73. ISBN 978-1-904832-77-5 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 г. Проверено 18 июля 2011 г.
- ^ Зденка Волавка, «Нкиси Нижнего Заира», African Arts 5 (1972): 52-89.
- ^ МакГаффи, Политическая культура Конго , с. 99.
- ^ Вятт МакГаффи, «Коммодор Уилмонт встречает искусство Конго 1865 года», « Африканское искусство » (лето 2010 г.): 52-54.
- ^ Беатрикс Хайнце, изд. Эдуарда Пешель-Лоше, Дневники с побережья Лоанго (Центральная Африка) (24 февраля 1875–5 мая 1876 г.) (Франкфурт-на-Майне, 2011), запись от 1 апреля 1875 г., показано на рис. 8.
- ^ МакГаффи, Политическая культура Конго, стр. 100-1
- ^ МакГаффи, Вятт (1993). Удивление и сила, Глаза понимания: Конго Минкиси . Национальный музей африканского искусства.
- ^ Томпсон, Роберт Фаррис (12 августа 1984 г.). Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-394-72369-3 .
- ^ Томпсон, Роберт Фаррис; Корнет, Джозеф (30 августа 1981 г.). Четыре мгновения солнца: искусство Конго в двух мирах . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная художественная галерея, 1981.
- ^ Вятт МакГаффи и М. Харрис, редакторы, «Удивление и сила» (Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press, 1993).
- ^ Стефани Динкинс http://mysbfiles.stonybrook.edu/~sdinkins/Stephanie%20Dinkins/IntertextV1.html
- ^ Художественный музей Нойбергера Преобразованные миры
- ^ «Кара Уокер: мое дополнение, мой враг, мой угнетатель, моя любовь» Центр искусств Уокера, Путеводитель по галерее, http://media.walkerart.org/pdf/KWgallery_guide.pdf
- ^ Обзор Синди ди Марцо, http://www.studio-international.co.uk/reports/kara_walker.asp
- ^ «Aavad.com» . aavad.com
- ^ Интервью с Карен Сенефуру, 2010 г. http://blog.sfmoma.org/2010/02/techno-kisi-interview-with-artist-karen-seneferu/
- ^ Описание Тейт, «Спорная местность» http://www.tate.org.uk/modern/exhibitions/contestedterrains/room2.shtm [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Проблема инноваций (13.3): Эндрю Лампрехт в разговоре с Кенделлом Гирсом» . 9 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2015 г.
- ^ Берд, Сара Ли (2017). « Уэсли Кларк: Библиотека Пророка », Журнал Nashville Arts Magazine .
- ^ «Хранитель обещаний» . 10 февраля 2006 г. – через www.imdb.com.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Bakongo Nkondi Nail Fetish На этом сайте и связанных с ним ссылках имеется множество изображений и библиографии.
- Ru/Gendered Power: нкиси из коллекции Рокфеллера
- Бруклинский музей: стоящая фигура Нкиси
- Нкиси в Чикагском институте искусств.
- Нконди в Музее Фаулера, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- Нконди и Метрополитен-музей
- Нконди в музее Питт-Риверс. Также содержит полезный текст.
- Хранитель обещаний на IMDb