Ньяу

Ньяу (также: Ньяо означает маска [1] или инициация — тайное общество чева ) , этнической группы народов банту из Центральной и Южной Африки . [2] Общество Ньяу состоит из посвященных членов народа Чева, образующих космологию или местную религию народа. Посвящения проводятся отдельно для мужчин и для женщин, с разными полученными знаниями и с разными ритуальными ролями в обществе в зависимости от пола и старшинства. Только посвященные считаются зрелыми и членами Ньяу . [3] [4]
Слово Ньяу используется не только для обозначения самого общества, но также для обозначения коренных религиозных верований или космологии людей, образующих это общество, ритуальных танцевальных представлений и масок, используемых для танцев. Общества ньяу действуют на уровне деревни, но являются частью широкой сети ньяу, охватывающей центральные и часть южных регионов Малави, восточной Замбии, западного Мозамбика и районов, куда малавийцы мигрировали в Зимбабве. [3] [4]
Во время выступлений в масках женщины и дети часто врываются в дома, когда артист Ньяу угрожает, поскольку маски носят только члены общества мужского пола и олицетворяют мужские знания. В этот момент представления и ритуалов танцоры в масках Ньяу считаются духами мертвых. Будучи духами, маскарады могут действовать безнаказанно, и в прошлом во время представлений случались нападения и смертельные случаи. [3] [4] Рост вестернизации привел к уменьшению Ньяу.
История
[ редактировать ]Наскальная живопись в Заире изображает Касию Малиро , тип маски Ньяу, которая может датироваться 992 годом нашей эры . [5] Космология Ньяу продолжалась во времена вторжений Нгони в середине 1800-х годов и во времена первых колонистов, включая португальцев и британцев. Согласно местной мифологии, Ньяу пришел из Маломбы, места на территории нынешней ДРК. [6] Из-за сурового наказания за раскрытие непосвященным тайн о космологии Ньяу (например, кто такие танцующие мужчины) происхождение Ньяу не могло быть выяснено первыми миссионерами и колонизаторами, прибывшими в Марави . [7] Наказания доходили до убийства человека, раскрывавшего секреты, членами общества. [2]
Прибытие миссионеров в 1920-е годы оказало растущее влияние на Ньяу на уровне деревни, что привело к открытому конфликту. [3] Хотя христианские миссионеры запретили Ньяу в общинах Чева, общество и его практика выжили под британским колониальным правлением благодаря адаптации, которая включала некоторые аспекты христианства . В настоящее время это все еще практикуется среди членов Чева, принадлежащих как к христианской церкви , так и к обществу Ньяу. [8] разработали свои культурные танцы, Хотя некоторые другие этнические группы, такие как нгони , яо и манганьджа , [9] Ньяу озера Чева можно считать самым сложным из тайных обществ и танцев в районах вокруг Малави . [10]
Система убеждений
[ редактировать ]Чева верят, что жизнь существует внутри их предков и тех, кто еще не родился, а также среди живых. [11] Верования Ньяу включают общение с умершими или их духами, называя это действие пемферо лаликулу («Великая молитва»). [8] Чева верят в присутствие Бога в повседневной жизни и в то, что Бог одновременно мужчина (на небе) и женщина (на земле). Слова, обозначающие Бога, включают Чиута, большой лук или радугу в небе, и Намаланго на земле, подобное утробе, где семена прорастают и являются источником новой жизни. [12]
Символика духовного мира представлена в Гуле Вамкулу («Большой танец»), который включает в себя мвамбо («традиции»), маски, песни, танцы и правила. Ньяу использует в своих спектаклях сложную обратную ролевую игру, пословицы, мимику и сатиру. В основном ньяу исполняют свои танцы в масках на похоронах , поминальных службах и посвящениях (для девочек: Чинамвали). [6] [13] [14] [15]
Каждый танцор представляет собой особый персонаж, связанный с маской или структурой животного, которую он носит. Зиломбо («дикие животные») — это большие конструкции, покрывающие все тело и в основном изображающие животных, а маски, надеваемые на лицо, — это прежде всего духи предков. Секретность Ньяу включает в себя закодированный язык, загадки, метафоры, мифы и жесты. На Ньяу смотрели с подозрением посторонние, но его неправильно понимали и искажали другие, в том числе христианская церковь. [6] [13]
Посвящение мужчин в тайное общество начинается с проживания в лесной роще, месте захоронения умерших ( кладбище ) в течение недели или значительно дольше в прошлом. В частности, в Зимбабве члены ньяу, мигрировавшие из Малави и теперь являющиеся частью культуры шона, до сих пор практикуют ритуалы ньяу и придерживаются религиозных верований ньяу. Они исполняют танцы в пригородах Мабвуку , Хайфилда и Тафары . Они пытаются отпугнуть желающих взять у них интервью, говоря: « Вэйкутамба немото уноцва » (ты сейчас играешь с огнем, ты обожжешься). [16]
Женщины и дети, а также некоторые мужчины могут ворваться в дома, когда появляется артист Ньяу. Ньяу — это присутствие мертвых, встреча с духом, поэтому связанное со страхом и ритуальным ужасом. Однако старшие женщины выступают в Гуле Вамкулу с замысловатыми аплодисментами, пением, танцами и песнопениями, откликаясь на песню маскарада и приближаясь к танцорам. Во время похорон женщины шутят с няу в ходе практики, называемой касинджа, во время варки пива и бодрствования в ночь перед похоронами. Мужчины и женщины входят в могилы кладбищенской рощи в конце похоронного представления Ньяу. Посвященные женщины свободно посещают представления Ньяу, хотя и отрицают, что знали о мужчинах в масках. [3] [6]
Мужчины в ритуале являются настоящими духами, и о них нельзя говорить как о мужчинах, хотя женщины узнают своих мужей, отцов, братьев и дядей. Идентификация человека в маске является неуважением к религии, нарушая момент, когда маскарад представляет собой дух мертвых, точно так же, как называние Евхаристии печеньем нарушает ритуальный момент, когда Христос рядом, и это будет считаться неуважением по отношению к христианам. Непосвященных женщин и детей, а также непосвященных мужчин могут преследовать артисты Ньяу, а лицам, не являющимся членами, не рекомендуется приближаться во время похорон. Частично это делается для того, чтобы посторонние не проявили неуважения и не поняли важности «хороших» захоронений и значения присутствия умерших. [3] [6]
В Замбии деревнях мальчики могут участвовать в группах, называемых калумбу , которые присоединяются к группе с пяти или шести лет. [3] Они должны заплатить вступительный взнос (часто около 2 квач в 1993 году), который они собирают за счет охоты и продажи птиц, или этот взнос платят их родители. [3] При вступлении новичков часто бьют ветками, прежде чем они изучат дисциплину. [3] Минимальный возраст мальчиков или девочек, присоединяющихся к самому Ньяу , обычно составляет около десяти лет. [6] [17]
Танцы
[ редактировать ]
Танцы ньяу включают сложную работу ног и подбрасывание пыли в воздух. Танцоры реагируют на определенные барабанные дроби и песни в зависимости от типа или персонажа маски. Танцоры, которых называют «быстроногими или ловконогими», появляются в масках, изображающих мертвых, людей или животных; слабые в коленях убегают от зрелищ таких танцев. [16] Хотя во многих местах его можно считать народным танцем , это, конечно, не так; Ньяу скорее следует считать религиозным танцем, так как его функция — общение с миром предков .
С 2005 года Гуле Вамкулу включен в список 90 шедевров устного и нематериального наследия человечества по программе ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия. Эта танцевальная форма, возможно, восходит к великой империи Чева 17 века. [18] Гуле Вамкулу , или большой танец, — самый известный и самый длинный танец Ньяу. Он также известен как пемферо лату лаликулу ла мизиму («великая молитва нашим предкам») или гулу ла анамвалири («танец предков»). Перед танцем Гуле Вамкулу танцоры Ньяу соблюдают серию тайных ритуалов, связанных с их обществом, тайным братством. [19]
Танец в основном исполняется на похоронах и поминальных службах, а также на посвящениях и других торжествах. Маски, которые танцоры носят на таких представлениях, имеют форму животных или «зверей», таких как антилопы, которые, как полагают, захватывают душу или дух умершего, что приносит новую жизнь. Говорят, что цель танца – передать послания предков сельским жителям и сделать возможным продолжение сбора урожая и продолжение жизни. Ньяу – это защита от зла и выражение религиозных убеждений, пронизывающих общество. [6] [20]
Наряд
[ редактировать ]Разнообразие масок, напоминающих предков, огромно и постоянно растет, в отличие от структур животных. Некоторые резчики масок являются профессионалами, а другие - случайными ремесленниками. [18] Более 400 масок, связанных с обществом Ньяу и ритуалом Гуле вамкулу , выставлены в музее Чамаре в округе Дедза , Малави . [5]
Маски
[ редактировать ]
Маски Ньяу изготавливаются из дерева и соломы. и делятся на три типа. [21] Первая представляет собой сетчатую маску с перьями, вторая — деревянную маску, а третья — большую зооморфную плетеную конструкцию, охватывающую все тело танцора. [6] [21] В последнем танцоры склонны кружиться в движении, известном как Ньяу йолемба . [21] Они представляют собой изображения самых разных персонажей, включая диких животных, таких как антилопы, львы и гиены. [4]
Маски с такими именами, как Бвинди, Чибано и Вакана, изображают различные черты и типы, такие как бабник, беспомощный эпилептик, похоть, жадность, глупость, тщеславие, бесплодие, колдовство и амбиции. [13] даже вертолет. [18] Как объясняет один из участников Ньяу, маски и представления представляют все человечество и весь духовный мир. [6]
Существует множество типов масок, вот некоторые из них: [2]
- Bwana wokwera pa ndege/pa galimoto (Господин в самолете/в машине). Эта маска показывает, как те, у кого уже были деньги и власть при жизни, сохранят это, даже когда они уйдут в мир предков.
- Чабвера куманда (тот, кто вернулся из могилы) – персонаж, который неправильно понимает людей и напоминает предка, который охотится на людей во сне, чтобы привлечь внимание и подношения (например, пиво, мясо и т. д.). Его танец Чабвера куманда преследует окружающих, что подчеркивает его злой характер.
- Касинья или Камчача – посланник важных предков. Иногда он отчасти играет своего рода ведущего и рассказывает, какая маска или животное придет следующим, чтобы исполнить свой танец.
- Кондола , которая возникла как Мсакамбева («Охотник на мышей»), затем превратилась в То Ндола (человек из города, добывающего медь), а затем снова превратилась в Чизононо (человек, страдающий гонореей ), является примером маски, подвергшейся трансформация из-за меняющегося давления и социальных влияний.
- Малия (от Мары ) представляет собой добросердечную предку женского пола. Этот танцор будет петь и танцевать вместе с народом.
- Мфити (мужчина-ведьма) носит очень противную маску и вообще имеет очень развалившийся и лохматый вид. Внешняя форма напоминает его злой характер, поскольку считается, что ведьмы убивают людей своим амулетом .
- Симони (из Святого Петра ) носит красную маску, напоминающую загорелого англичанина; он также носит костюм из тряпок. Этот персонаж может быть карикатурой на английского колонизатора.
Структуры животных
[ редактировать ]Члены Ньяу, носящие звериные конструкции, напоминают диких животных или ньяма за ку тчире , которые появляются в момент смерти людей и поэтому внушают страх. Между различными животными существует своего рода иерархия: некоторые очень уважаемые животные (например, нджобву , слон), а некоторые менее важные. Также считается, что весьма уважаемые животные напоминают очень важных предков, таких как вожди или члены культа Ньяу. Большинство построек животных обычно имеют бочкообразную форму с входным отверстием внизу. Внутри конструкции установлены брусья, позволяющие переносить конструкцию. Все конструкции полностью покрывают танцора, а следы сметают ветками участники Ньяу. [6] Далее некоторые структуры объясняются в порядке их важности. [2]
- Нджобву (слон) – самая важная фигура из всех. Для перемещения этой конструкции необходимы четыре танцора Ньяу. Нджобву напоминает важного вождя, поскольку слон из-за своего размера является самым важным животным для чева. Поэтому это редкое сооружение можно увидеть только на похоронах вождей.
- Ндондо (змея) — второе по важности сооружение, и его носят до двенадцати человек. Он также напоминает важного предка, и его часто можно увидеть на похоронах членов Ньяу.
- Мканго (лев) напоминает злого духа предка, который нападает и даже убивает людей. Поэтому некоторые люди убегают, как только видят приближающегося Мканго . Фигура Мканго иллюстрирует, что предков нельзя раздражать, как нельзя раздражать льва, поскольку он может напасть на людей за их неуважение.
Формы антилоп считаются самыми красивыми и широко известны как Касиямалиро (оставлять позади похороны). Эти маски высотой десять футов, часто покрытые сухой плетеной кукурузной шелухой, первыми появляются в представлениях, посвященных памяти умерших, как знак того, что умершие теперь присоединились к духам и предкам. Это время воспоминаний и праздника жизни. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ DDPhiri: История Малави - С древнейших времен до 1915 года . в: ПРЕТЕНЗИЯ, стр. 31 (2004 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д Ван Брейгель, JWM (2001). Традиционная религия Чева . Ассоциация христианской литературы в Малави. стр. 125–168. ISBN 978-99908-16-34-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Линден, Ян; Линден, Джейн (1 января 1974 г.). Католики, крестьяне и сопротивление чева в Ньясаленде, 1889–1939 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 117 –. ISBN 978-0-520-02500-4 . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Оттенберг, Саймон; Бинкли, Дэвид Аарон (2006). Игривые артисты: африканские детские маскарады . Издатели транзакций. п. 223 . ISBN 978-0-7658-0286-6 . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Белл, Дебора (10 сентября 2010 г.). Изготовители масок и их ремесло: иллюстрированное всемирное исследование . МакФарланд. стр. 36–. ISBN 978-0-7864-4399-4 . Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Берч де Агилар, Лорел (1996). Написание маски: ритуал и представление ньяу среди чева в центральной Малави . Институт Антропоса, Санкт-Августин, Германия, и Университет Фрайбурга.
- ^ RS Rattray: Некоторые фольклорные истории и песни в Чиньяндже , Лондон: Общество содействия распространению христианских знаний (1907), стр. 178–79.
- ^ Перейти обратно: а б «Большой танец» . Посольство Малави. 2007 . Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ Дж. М. Шофелерс: Символические и социальные аспекты поклонения духам среди манг'анджа , доктор философии. Диссертация (1968) Оксфорд, стр. 307–415.
- ^ Ходжсон, AGO (январь – июнь 1933 г.). «Заметки об ачева и ангони округа Дова протектората Ньясаленд». Журнал Королевского антропологического института . 63 : 146. JSTOR 2843914 .
- ^ Ситшвеле, Милисва (21 июня 2010 г.). « У слона четыре сердца: маски и ритуалы Ньяу : рецензия на книгу» . Центр Origins – это инициатива Университета Витватерсранда. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 18 июня 2011 г.
- ↑ Лорел Берч де Агилар, Надпись на маске, 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Карран, Дуглас (осень 1999 г.). «Маски и ритуал Ньяу». Африканское искусство . 68 (3): 68–77. JSTOR 3337711 .
- ^ Зубиета, Лесли Ф. (2006). Наскальное искусство каменного убежища Мвана ва Чентчерере II, Малави: исследование наскального искусства, посвященного посвящению девочек, на конкретном месте . Центр африканских исследований, Лейден.
- ^ Зубиета, Лесли Ф. (2016). «Роль животных в правильном поведении: инструкции для женщин Чея в Южной и Центральной Африке». Сохранение и общество . 14 (4): 406–415.
- ^ Перейти обратно: а б «Зимбабве: демистификация интриги культуры Ньяу» . Вестник правительства Зимбабве. 2010 . Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ Моррис, Брайан (14 сентября 2000 г.). Животные и предки: этнография . Берг. стр. 135–. ISBN 978-1-85973-491-9 . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Большой танец» . ЮНЕСКО. 2005 . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Калуса, Валима Т.; Мтонга, Мапопа (2 января 2010 г.). Принц Гава Унди X: биография африканского вождя и националиста . Коллектив африканской книги. стр. 104–. ISBN 978-9982-9972-5-6 . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Брейгель, фургон JWM; Отт, Мартин (2001). Традиционная религия Чева . Ассоциация христианской литературы в Малави. п. 167. ИСБН 978-99908-16-34-1 . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хардинг, Фрэнсис (2002). Исполнительское искусство в Африке: читатель . Рутледж. п. 291. ИСБН 978-0-415-26198-2 . Проверено 19 июня 2011 г.
Литература
[ редактировать ]- Буше (Чисале), Клод Когда животные поют и духи танцуют: Гуле Вамкулу: Великий танец народа чева в Малави . Центр культуры и искусства Кунгони, 2012 г.
- Герхард Кубик : Макиси няу мапико. Традиция маски в бантуязычной Африке. Трикстер Верлаг, Мюнхен, 1993 г.
- WHJ Rangeley: Ньяу в районе Котакота . Журнал Ньясаленда № 2, 1949 г.
- Лорел Берч де Агилар, написывающая маску: ритуал и представление Ньяу среди чева центральной Малави , Институт Антропоса и Университет Фрайбурга, 1996