Jump to content

Спасибо, люди

Спасибо, люди
Нгонис
Изображение народа нгони
Регионы со значительной численностью населения
Малави : 758 000 , Танзания , Замбия , Мозамбик.
Языки
Тумбука , Нгони , Чева , Зулу , Нсенга, Венда Ндендеуле , английский , португальский
Религия
Христианство , Африканская традиционная религия , Сангома , Ислам
Родственные этнические группы
Нгуни (особенно зулусы )

Нгони — этническая группа , проживающая на территории современных южноафриканских стран Малави , Мозамбика , Танзании , Зимбабве и Замбии . Нгони ведут свое происхождение от нгуни и зулусов провинции Квазулу-Наталь в Южной Африке . Переселение народа нгуни в результате великого рассеяния после зулусских войн имело последствия для социальной реорганизации даже на севере, вплоть до Малави и Замбии. [1]

Три молодых вождя нгони, Малави

Подъем нации зулусов к господству на юге Африки в начале девятнадцатого века (~ 1815–~ 1840 гг.) разрушил многие традиционные союзы. Примерно в 1817 году союз Мтетва , в который входил клан зулусов, вступил в конфликт с союзом ндвандве , в который входил народ нгуни из территории нынешней КваЗулу-Натал . Один из военачальников армии короля Тунзиани Мабасо Великого, Звангендаба Гумби ( ок. 1780–1848), был главой клана Джеле или Гумби, который сам входил в состав более крупного союза эмаНквангени на территории нынешней северной части страны. Восточная Квазулу-Натал. В 1819 году зулусская армия под командованием Мабасо разгромила союз Ндвандве в битве на реке Мхлатузе , недалеко от Нкандлы . Результатом битвы стала диаспора многих коренных народов на юге Африки.

Долгая миграция на север

[ редактировать ]

В последующие десятилетия Звангендаба повел небольшую группу своих последователей на север через Мозамбик и Зимбабве в регион вокруг плато Вифья . [2] В этом регионе, современной Замбии ( район Чипата ), Малави ( районы Мзимба , Нчеу и Каронга ) и Танзании ( район Матема ), он основал государство, используя зулусские методы ведения войны для завоевания и интеграции местных народов.

Утверждается , что датой, когда отряд Звангендабы переправился через реку Замбези , иногда указываемой в ранних трудах как 1825 год, было 20 ноября 1835 года. [3]

После смерти Звангендабы в 1848 году споры о престолонаследии раскололи народ нгони. Последователи Звангендабы и Масеко Нгони в конечном итоге создали семь крупных королевств Нгони в Танзании, Замбии и Малави.

Хотя нгони были в первую очередь земледельцами, их основной целью во время набегов и миграций на север был крупный рогатый скот. Их репутация беженцев, спасающихся от Шаки, легко переоценить; Считается, что в 1830-х годах реку Замбези пересекло не более 1000 нгони. Они совершили набег на север, взяв замуж женщин и мужчин в свои боевые полки. Их престиж стал настолько велик, что к 1921 году только в Ньясаленде 245 833 человека заявили о своем членстве как нгони, хотя немногие говорили на зулусском диалекте, называемом нгони. Нгони интегрировали завоеванных подданных в свою войну и организацию, став скорее правящим классом, чем этнической группой, и к 1906 году лишь немногие люди имели чистое происхождение Нгони. Только после того, как статус нгони начал снижаться, племенное самосознание составляющих групп начало расти вместе с их заявленной численностью. В начале 1930-х годов нгонде, ньяса, тонга и другие группы вновь заявили о своем первоначальном племенном статусе. [ нужна ссылка ]

Танцовщица нгони из Танзании.

Хотя нгони в целом сохранили отчетливую идентичность в постколониальных государствах, в которых они живут, интеграция и аккультурация привели к тому, что они переняли местные языки; в настоящее время зулусский язык используется лишь в нескольких ритуальных хвалебных стихах и песнях. [4]

Народ нгони в Замбии

[ редактировать ]
Юная танцовщица нгони в Замбии

Мпезени (также пишется как Мпесени ) был королем-воином одной из крупнейших групп нгони, базирующейся на территории нынешнего округа Чипата в Замбии , и за ним ухаживали португальцы и британцы . Британская южноафриканская компания Сесила Роудса отправила агентов для заключения договора — Альфреда Шарпа в 1889 году и Джозефа Мэлони в 1895 году, но оба они потерпели неудачу.

В 1897 году с более чем 4000 воинов Мпезени восстал против англичан, взявших под свой контроль Ньясаленд и Северо-Восточную Родезию , и потерпел поражение. Мпезени подписал договор, который позволял ему править в качестве верховного вождя нгони в Восточной провинции Замбии и районе Мчинджи в Малави. носят титул Верховного вождя Мпезени . Его преемники на посту вождя по сей день [5]

Танцовщица нгони из Танзании.

Жестокость и беспощадность набегов Мпезени можно понять из этого отчета, написанного британским охотником, который наткнулся на деревню чева через несколько часов после набега в 1897 году:

По прибытии я обнаружил, что все мужчины были вооружены, а женщины плакали. Этим утром на них внезапно напал рейдовый отряд людей Мпезени. Десять женщин были убиты в садах и двадцать две взяты в плен. Старик и один из детей старосты были тяжело ранены. Их внутренности свисали из ужасно рваных ран, нанесенных, скорее всего, колючими копьями. Это было жалкое зрелище — стоны раненых, женщины, плачущие над своими мертвецами, чьи тела принесли из садов, беспомощно и подавленные мужчины, стоящие вокруг. Поскольку группа нападавших не могла быть далеко, я предложил мужчинам немедленно последовать за ними и попытаться освободить пленников, но они были разочарованы несчастьем, которое так внезапно настигло их. [6] [ чрезмерная цитата ] Народ нгони празднует фестиваль первых фруктов, известный как Нц'вала, в конце февраля в Мутенгулени, примерно в 25 км от Чипаты.

Пятнадцать народных сказок о нгони, пересказанных стариком нгони, который услышал их от своей бабушки, записанные Маргарет Рид и отредактированные Джеральдин Эллиот, были опубликованы в Лондоне в 1939 году. [7] Было много переизданий как в Америке, так и в Великобритании.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Томпсон, Т. Джек (1995). Христианство в Северном Малаи: миссионерские методы Дональда Фрейзера и культура нгони . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 1–29. ISBN  978-90-04-31996-7 .
  2. ^ "Среди диких нгони", страница 18, 1899 г.
  3. ^ Э. А. Лейн Пул, «Дата пересечения Замбези нгони», Журнал Африканского общества , 29, 1929–30, стр. 290–2; также Марвик, М.Г. (1963). «История и традиции в Восточно-Центральной Африке глазами Чея Северной Родезии», Журнал африканской истории , 4, 3, стр.385.
  4. ^ Томпсон, Ти Джей (1981). «Происхождение, миграция и расселение северных нгони». Журнал Общества Малави . 34 (1): 6–35. ISSN   0037-993X . JSTOR   29778451 .
  5. ^ Т.В. Бакстер: «Восстание Ангони и Мпесени». Журнал Северной Родезии , Том I, № 2, стр. 14–24 (1950). Доступ к веб-сайту осуществлен 29 апреля 2007 г.
  6. ^ Хьюго Гент, «Поездка к Мпезени», British Central Africa Gazette (1 августа 1897 г.), цитируется в Marwick, MG (1963). «История и традиции в Восточно-Центральной Африке глазами Чея Северной Родезии», Журнал африканской истории , 4, 3, стр. 375–390.
  7. ^ Шепот длинной травы Джеральдин Эллиот. George Routledge & Sons Ltd, Лондон, 1939 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Нваезейгве, Нванкво. Нгони (Библиотека наследия африканских народов)
  • Рау, Уильям Юджин. Нгони Мпезени из Восточной Замбии, 1870–1920 гг. , доктор философии. диссертация, 1974 г.
  • Бауэр, Андреус. Улица Караванов .
  • Илифф, Джон. Современная история Танганьики.
  • Иллюстрированная энциклопедия человечества
  • Читатель, Джон. Африка, биография континента
  • Тью, Мэри. Жители региона озера Ньяса
[ редактировать ]

СМИ, связанные с народом нгони, на Викискладе?


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bbb533b719cd9adaac141f29886ec0da__1719609720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/da/bbb533b719cd9adaac141f29886ec0da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ngoni people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)