Соня люди
Васонджо | |
---|---|
Общая численность населения | |
30,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Танзания
| |
Языки | |
Язык сонджо и суахили | |
Религия | |
христианин Африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Кикую , [1] Народ чагга и другие народы банту |
Человек | Мсонджо (Батми) |
---|---|
Люди | Васонджо (Мотɛми) |
Язык | Кисонджо (Кетми) |
Сонджо Батеми или из ( Васонджо , на суахили ) — этническая группа банту северного округа Нгоронгоро региона Аруша в Танзании .
Обзор
[ редактировать ]По оценкам, в 2002 году популяция Сондзо насчитывала около 30 000 особей ( Этнолог ). Термин Сондзо — это имя, данное народу масаи . Члены группы предпочитают называть себя батеми .
Люди сонджо говорят на сонджо , языке банту . Они называют его Китеми или Гитеми . Язык, чьими ближайшими родственниками являются языки, обитающие в районе горы Кения ( меру , кикую и т. д.). Они обитают в шести общинах на севере Танзании, на холмах между верхними и нижними западными откосами Рифтовой долины , над озером Натрон. Климат полузасушливый, годовое количество осадков 400–600 мм. Это сосредоточено на двух сезонах дождей: марте – апреле и ноябре/декабре. За восьмилетний период 1950-х годов, когда количество осадков было выше среднего, были зарегистрированы максимум 752 миллиметра и минимум 508 миллиметров. [1]
Сонджоленд является административной частью района Нгоронгоро региона Аруша. Штаб-квартира округа в настоящее время расположена в Лолиондо , в 20 км к северо-западу, через холмы от основных деревень Соньо (по прямой). Этот район исторически был частью исконной земли Сондзо. Сонджо покинул Хаджаро в 1987 году из-за давления со стороны масаи . Масаи переименовали его в Пиньини. Районы Мондули, такие как Орохата, были переименованы в Сале. Имена Сондзо используются только при разговоре на языке ки-Сондзё или при упоминании места бывшей деревни. [1]
История
[ редактировать ]Фосбрук в 1938 году определил Сондзо как «остров земледельческих банту в море кочевых масаи». Хотя масаи в настоящее время орошают Пагаси (где также живут некоторые сонджо) и Пенини, орошение Сондзо является примечательным аспектом пасторальной территории. В 1963 году Роберт Грей опубликовал единственное комплексное исследование Сонджо как «общества, основанного на ирригации». [1]
Сонджо переезжал в Пенини и выезжал из него в течение последних нескольких десятилетий. Нынешние местные жители (масаи) утверждают, что Сонджо прибыл сюда в 1950-х годах. «Экспедиция Сонджо» Глинна Исаака и Ричарда Лики в 1963-64 годах (с целью изучения ископаемых пластов плейстоцена) обнаружила Сондзо, живущего и возделывающего землю в Пенини. В 1970-х и 1980-х годах поселение Сондзо сосуществовало с масаи, а в 1978 году была открыта школа; к 1984 году Сондзо в Пениньи насчитывало более 1500 человек). Однако они покинули этот район в 1987 году после смертельных столкновений с масаи из-за пастбищ. [1]
Древние общины Сондзо были компактными и укрепленными , располагавшимися на мощных оборонительных позициях на склонах холмов над соседними равнинами, окруженными непроходимыми зарослями колючек и защищенными множеством деревянных входов. Ньерере Программа уджамаа (сельский «социализм» и поселение) в 1970-х годах оказала значительное влияние на структуру расселения Сондзо. По иронии судьбы, учитывая, что одной из целей этой инициативы была концентрация разрозненного населения, такая «деревенизация» подтолкнула Сонджо в 1975 году к миграции из своих тесных территорий на более равнинные земли внизу. Чтобы способствовать этой миграции, старые поселения были подожжены. В случае с Дигодиго Дзиго жители переехали на 500 метров к востоку от ручья, из которого брали воду для орошения, и назвали этот район Мохоло. [1]
Демография
[ редактировать ]В середине 1980-х годов насчитывалось около 18 000 сонджо. В 1960-х и 1970-х годах население, казалось, росло относительно быстро. Перепись 1928 года насчитала 2300 Сонджо, а перепись 1957 года - 4400, но оба, возможно, были занижены. Неполные данные, собранные в 1991 году, показывают, что рост населения продолжался, и его нынешняя численность оценивается примерно в 25 000 человек. [1]
Культура
[ редактировать ]Каждая деревня Сондзо представляет собой отдельное образование, и не существует правительственных механизмов, связывающих Сондзо из разных деревень. Тем не менее, их было и продолжает разделять огромное чувство сопричастности друг другу. Основная особенность этой связи и их идентичности как «Сонджо» заключается в их религиозных традициях. [2]
Группа традиционных лидеров (единственное число mwenamijie, множественное число wenamijie), которые управляют использованием оросительной воды, пахотных земель и деревьев, является наиболее заметной политической организацией в каждой общине. Контроль за водными ресурсами является наиболее ценной политической силой, которую только можно иметь, поскольку экономика зависит от орошаемого земледелия. Один из лидеров общины заявил, что тот, кто контролирует воду, контролирует весь город. [2]
Венамиджие делают выбор сообща, и этот пост является наследственным в том смысле, что ученик умершего мвенамиджиэ выбирается из его племени. В каждой деревне также есть священник, который тесно сотрудничает с венамицзе и не играет значительной политической роли. Сондзо используют систему возрастных категорий, аналогичную масаи. Особенно большую политическую роль в прошлом имела возрастная группа воинов. Сегодня, когда этническая напряженность между сонджо и масаи утихла, политическая значимость воинов ослабла. [2]
Религия
[ редактировать ]Гамбагеу, центральная фигура в мифологии и религии Сондзо.
[ редактировать ]Самая важная фигура в мифологии Сондзо — Гамбагеу , прославленный культурный герой. Если полагаться на возрастные списки Сондзо, можно оценить, что он жил около 400 лет назад. Единой версии его жизни не существует, а есть несколько, в зависимости от рассказчика и момента повествования. [2] Симеон Ндула рассказал о жизни Гамбагеу до 1955 года, что является самой старой зарегистрированной полной версией. Ндула был главным посланником британской власти в Лолиондо и, скорее всего, был первым крещеным Сонджо. Ниже приводится описание версии Ndula:
Гамбагеу появился на свет без матери и отца. Это был бедняк из Тинаги, работавший няней. Он отказался помогать в коллективном труде по ремонту ирригационных каналов и подшучивал над жителями Тинаги. Тинаганцы разозлились на него и намеревались убить его. Гамбагеу узнал о заговоре и вылечил слепую старушку, прежде чем перевезти ее в деревню Самунге. Тинаганс последовал за Гамбагеу в Самунге. Он убедил жителей Самунге поддержать его, стреляя горящими птичьими перьями в сторону Тинаганса. Это имело ужасный эффект, и Тинаганс бежал, а жители его новой деревни в результате увидели в нем Бога. [2]
Гамбагеу поселился в Самунге как герой и вождь, женился и завел столько детей, что уже не мог с ними терпеть. Он превратил своих детей в камни, за исключением двух своих сыновей, одного из которых он позже изгнал. Остался только его любимый сын Ака. Однажды ночью Ака решил сбежать от отца, поэтому превратился в птицу и улетел. Это настолько расстроило Гамбагеу, что он решил покинуть Самунге и переехать в Кисангиро. [2]
Когда Гамбагеу умер, он настоял на том, чтобы его положили на плоский камень и высушили на солнце, а не похоронили. Жители Кисангиро, напротив, похоронили его. Когда жители села Самунге узнали о смерти Гамбагеу, они поспешили в Кисангиро и потребовали вскрыть захоронение. За исключением обуви Гамбагеу, захоронение оказалось пустым. В результате они решили, что он восстал из могилы. Ожидается, что Гамбагеу вернется в конце времен, чтобы спасти всех Сонджо. [2]
Гамбагеу, по мнению венамиджие, сформировал их руководство. Для тех, кто стремится поставить под сомнение религиозное, политическое и экономическое руководство венамиджие, есть два варианта: либо разорвать связь между венамиджие и Гамбагеу, либо дискредитировать Гамбагеу. Церкви выбрали последний вариант. Однако вэнамицзе не остались пассивными перед лицом стоящей перед ними проблемы. [2]
На окраине Самунге, рядом с дорогой, ведущей в соседнюю деревню Дигодиго, под соломенной крышей лежит камень. Прохожие оставляли на камне траву в качестве жертвы. Этот камень, по одному поверию, — один из детей, превращенных в камни. [2]
Лютеранская миссия среди Сонджо началась в 1947 году с использованием африканских ресурсов, а римско-католическая миссия под руководством американцев прибыла в 1952 году. Венамиджие рассматривали христианскую миссию как угрозу культуре Сондзо, а также единству и продолжению общества. [2]
На протяжении шести десятилетий христианские миссии работали среди сонджо на севере Танзании. Несмотря на это, обращенных христиан крайне мало. Однако христианские доктрины были полностью интегрированы в традиционную религию Сондзо. Значение Гамбагеу, прославленного культурного героя Сондзо , возросло в религии Сондзо до такой степени, что она, кажется, находится на грани уникального монотеизма. Личность Гамбегу стала больше походить на личность Иисуса. В конце концов, эти две святые фигуры сольются воедино. Традиционные лидеры Сондзо приняли активное участие в этом процессе. Их действия можно считать разумными с точки зрения поддержания социальной и культурной стабильности Сондзо. [2]
Сельское хозяйство и ирригационные системы Sonjo
[ редактировать ]Сонджо известны своим использованием ирригационных систем в сельском хозяйстве. Поэтому некоторые историки связывают их с комплексом Энгарука , расположенным примерно в 60 милях к юго-востоку. В Сондзо также сохранились террасные деревенские участки, хотя и значительно более рудиментарные по форме, чем те, что находятся в Энгаруке. [3]
В Соньо используется гравитационное орошение с использованием простых каналов без облицовки. Используются два основных источника поливной воды. Первый состоит из источников, которые используются либо непосредственно по мере их подъема у подножия откоса, либо после того, как они объединились в небольшие ручьи. Второй источник воды — гораздо более крупная река Лелессута и ее притоки в главной долине (Юхэ). Задача по содержанию каналов и плотин организуется и управляется институционализированной группой старейшин (венамидзи) в каждой общине, при этом ответственность за работу в основном лежит на молодых людях (батана). [1]
Экономика и общество Сонджо (а также ирригация Сондзо) со временем претерпели множество изменений. В последние десятилетия произошел значительный исход населения из основных деревень Сондзо в места, которые кажутся постоянными общинами на некотором расстоянии. [1]
За последние три десятилетия произошли изменения в управлении животноводством сонджо, и, следовательно, связи между сонджо и близлежащими скотоводами масаи. До 1960-х годов в Сондзо было много коз, но не было крупного рогатого скота, при этом типичное объяснение заключалось в том, что наличие крупного рогатого скота давало масаи повод совершить набег на территорию Сондзо и захватить поголовье. Но с тех пор сондзо начали выращивать крупный рогатый скот в больших количествах, не слишком сильно страдая от нападений масаи (за исключением отдаленных районов Пенини и Масусу во время нападений в конце 1980-х годов). [1]
В сельском хозяйстве существует определенное гендерное разделение труда. Мужчины расчищают и сжигают поля, а женщины обрабатывают и засевают почву. Мужчины орошают, а женщины собирают и транспортируют урожай. Орошаемые земли подразделяются на два типа. Магаре представляет собой легкую песчаную местность, хорошо дренированную и часто наклонную, ее сажают в основном в марте, когда начинаются дожди, а собирают урожай в июне, когда они прекращаются. В это время большинство магаре получают дополнительное орошение по мере необходимости. Грей полагает, что земля магаре возделывается в разные годы, и наши наблюдения, вероятно, подтверждают это. [1]
Земля «Хура», с другой стороны, является более центральной, концептуально, если не географически, и более интенсивно используется. Почва представляет собой более толстый, более темный (иногда черный) аллювиальный суглинок с высокой концентрацией ила / глины. , часто встречающийся в поймах рек и ручьев. Он относительно урожайен, и его, как правило, выращивают каждый год. Его всегда поливают. Его выращивают совместно женщины во время церемонии Мбарибари в сентябре, а теоретически собирают в феврале. через два месяца вы получите второй урожай сорго . На самом деле, однако, некоторые земли хура обрабатываются более или менее последовательно. [1]
Старое зерновое сорго выращивалось более широко, чем пальчатое просо (которое менее подвержено заболачиванию), и оно служило основным продуктом питания, как и сегодня во многих домах Сонджо, несмотря на появление кукурузы и корневых углеводов, маниоки и сладкого. картофель. В настоящее время также производятся другие сорта фасоли, банан, кукуруза, тыква, капуста, салат, помидоры, табак, папайя, а в некоторых районах манго, лайм и лимон, которые были завезены с 1960-х годов. Однако многие из этих культур выращиваются небольшой группой людей, в основном молодыми фермерами, теми, кто много работал за пределами Сонджо, а также незнакомцами, например служащими церкви. Калабас — еще одна важная культура, которая, судя по всему, хорошо зарекомендовала себя, и ее продажа масаи (в качестве емкости, особенно для молока) является важным источником богатства. Маниока в настоящее время широко выращивается и сажается очень густо. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Адамс, В.М.; Потканьский, Т.; Саттон, JEG (1994). «Ирригация, управляемая коренными фермерами, в Сонджо, Танзания». Географический журнал . 160 (1): 17–32. дои : 10.2307/3060138 . JSTOR 3060138 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Вахякангас, Мика (2008). «Гамбагеу встречает Иисуса в мифологии Сондзо: синкретизм как африканское рациональное действие». Журнал Американской академии религии . 76 (1): 111–137. дои : 10.1093/jaarel/lfm117 . JSTOR 40006027 .
- ^ Маттиссен, Питер (2010). Дерево, где родился человек . Пингвинская классика. стр. 275–277. ISBN 978-0143106241 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грей, Роберт Ф. (2018). Сунджо Танганьики дои : 10.4324/9780429491535 . ISBN 978-0-429-49153-5 . S2CID 126717088 .
- Медсестра, Дерек; Роттланд, Франц (1991). «Сонджо: описание, классификация, история». Язык и история в Африке : 171–289. ISSN 0170-5946 .
- Медсестра, Дерек; Роттланд, Франц (январь 1993 г.). «История Сондзо и Энгаруки: взгляд лингвиста». Азания: Археологические исследования в Африке . 28 (1): 1–5. дои : 10.1080/00672709309511646 .