Jump to content

Народ Шамбаа

распространение
Они распространяют
Общая численность населения
664,000
Регионы со значительной численностью населения
Танзания

Регион Танга

( район Лушото )

( район Корогве )

( район Бумбули )
Языки
Ферма и суахили
Религия
большинства Ислам , христианство меньшинства и
Африканская традиционная религия
Родственные этнические группы
Бондей , Зигуа , Чага Паре и другие народы банту.
Человек распространение
Люди Они распространяют
Язык распространение

Народ Шамбаа , также известный как Самбаа , Шамбала , Самбала или Самбара ( Васамбаа на суахили ), является этнической группой банту . Они расположены в горах Усамбара в районах Лушото , Корогве и Бумбули . Они являются родными для долин и восточных гор Усамбара округа Корогве , городского округа Корогве и западного района Мухеза Северная Танга в Танзании. региона [ 1 ] [ 2 ] Слово Шамба означает «ферма», и эти люди живут в одном из самых плодородных регионов Танзании. Шамбаай на языке Кисамбаа означает «где процветают бананы». [ 3 ] В 2001 году численность населения Шамбаа оценивалась в 664 000 человек. [ 4 ] [ 1 ]

Пара самбаа, 1890-е гг.
старейшина Шамбаа, начало 20 века.

Обзор и происхождение

[ редактировать ]

Шамбаа жили на одном из многочисленных изолированных горных массивов Усамбара на северо-востоке, «зеленом острове в буром море». По словам их историка, «Шамбаа» — обитатели особой ботанической среды обитания, уникальной для этого региона. Его местное название, Шамбаай , буквально переводится как «где процветают бананы», и местные жители использовали его, чтобы отличить его от близлежащих ньика , или сухих равнин. В восточной Танганьике, где контраст между горами и равнинами резкий, такая классификация по адаптации к конкретной среде обитания была типичной. Бондеи . , или «люди долины», были равнинными соседями Шамбы [ 5 ]

Ниже 1000 метров малярия является эндемической, а во многих более высоких местах она носит сезонный характер. Поскольку это часто было фатально для молодежи и наносило вред пожилым людям, это, вероятно, было существенным ограничением роста населения и еще одной причиной, по которой люди предпочитали высокогорье. Горцы Шамбаа знали о связи между малярией и комарами и боялись оставаться в ньике даже на одну ночь . [ 6 ]

Когда Шамба покидал горы, он часто терял свою личность Шамба. Цивилизация была результатом адаптации людей к окружающей среде. Мбегха , герой, которому приписывают основание империи Шамбаа, был предметом фантастической легенды среди Шамбаа. По легенде, он охотился на диких свиней в близлежащем регионе Унгулу . Поскольку в детстве у него впервые прорезались верхние зубы, его родственники отказались от его наследства, поскольку считали его мистически опасным. В результате он убежал и охотился, пока не достиг Усамбары. [ 7 ]

Там он встретил Шамбаа. Мегха снабжал их мясом, а они кормили его овощами. Они дали ему жену, когда он зарезал диких свиней, уничтожавших их посевы. Они сделали его своим королем после того, как он убил льва, напавшего на их скот. Эта история противопоставляла жизнь охотника жизни земледельца, а также мясо и растительную пищу среди множества уровней смысла. Мегха был жестоким охотником , находившимся за пределами цивилизованной цивилизации, пока Шамба не накормили его растительной пищей и не познакомили со своим образом жизни, цивилизуя его. Дихотомия между обрабатываемыми землями и дикой природой ньика и горными тропическими лесами, которые они вырубали на протяжении поколений, была важна для взглядов Шамбы на цивилизацию. [ 8 ]

Народ Шамбаа говорит на языке Шамбала , также известном как Кисамбаа, Кишамбаа, Кишамбала, Самбаа, Самбала, Самбара, Шамбала, Шамбаа. [ 4 ] [ 1 ]

Кишамбаа — слово самбаа, обозначающее язык Шамбалы , Васамбаа — люди ( Мсамбаа — человек), а Усамбаа или Усамбара используются для обозначения земель Самбаа. Шамбаа называют свои земли Шамбалаем . [ 1 ]

Они связаны с народами Бондей и Зигуа, а язык Шамбалы взаимопонятен с языками Бондей и Зигуа , причем эти три группы имеют значительное перекрытие территорий и долгую историю смешанных браков. [ 1 ] Сходство между ними побудило некоторых называть себя «Бошази» (первый слог каждой из трех групп). [ нужна ссылка ]

северо-восточного побережья Самбаа принадлежит к языкам банту . В эту группу входят суахили ; однако суахили не является взаимопонятным с самбой. [ 4 ]

Ранняя история

[ редактировать ]

Некоторые члены общины самбаа утверждают, что они жили в горах Усамбара на протяжении всей письменной истории. Другие группы утверждают, что прибыли намного раньше Килинди . Во время голода в Зигуаленде, обычно в Нгулу, большинство древних кланов южной Усамбары утверждают, что они пробрались на плодородные холмы. они выиграли от большего количества осадков и выносливых банановых деревьев После переезда в высокогорье . Они построили обширные ирригационные системы. Некоторые поселились на краю равнины у подножия гор, тогда как другие поднялись выше по склонам холмов и проложили себе путь через леса на вершине гор. Шамбаа все еще вырубали леса, когда европейские поселенцы в конце девятнадцатого века прибыли . Похоже, что иммигранты начали с обхода края горы и продолжили путь до более высоких и центральных районов Усамбары. [ 9 ]

Очевидно, в те времена не было центральной политической власти, и люди из деревень, находящихся в миле друг от друга, опасались друг друга. Обычно все потомки предка проживали на одном холме, отдельно от потомков других предков. Местное население приносило жертвы коллективно предкам. Некоторые люди всегда могли переехать в другую деревню, и отношения между двумя деревнями часто теряли значение. Несмотря на это, было очевидно, что встречи и совместная работа были важны для жителей нескольких деревень, даже в тех случаях, когда экономическая специализация не была источником сотрудничества. Человек, проводивший ритуал в обрядах перехода и жертвоприношениях предков, должен был быть незнаком с принимающей деревней. [ 10 ]

Брак служил мостом между двумя общинами. Хотя жители одной деревни были удивительно самодостаточны в своей повседневной деятельности, религия ранней Шамбаа требовала частых собраний, совместного питья, пиршеств и танцев. Когда между двумя деревнями возникали разногласия, старейшины из более обширного региона собирались вместе, чтобы обсудить ситуацию. Одновременно существовала некоторая экономическая кооперация и специализация. Было очевидно, что весь район получил выгоду от совместных ирригационных работ. Единственным способом получения украшений из ракушек , необходимых для некоторых ритуалов, была прибрежная торговля . В нескольких местах на равнинах производилась соль, которой торговали по всей Усамбаре. Железные инструменты для целой территории изготавливались назначенными кузнецами. [ 11 ]

Народ масаи мигрировал в Танзанию с севера, вероятно, в начале-конце 1700-х годов , и это в значительной степени способствовало развитию более централизованных политических структур самбаа. Из-за риска набегов и насилия масаи поселения на нижних склонах стали более нестабильными, и даже на самых высоких участках централизованные города были полезны для защиты. Более того, значительное число недавних иммигрантов из Самбы въезжало в относительно безопасный горный район. Группы беженцев Мбугу . и Нанго имели особенно важное значение Оба они возникли примерно в одном и том же регионе, который со временем стал известен как масайская степь. Они бежали на восток к горам Паре , а оттуда к Шуме , который является западной границей Усамбары. [ 12 ]

Мбугу, группа иммигрантов -кушитских скотоводов, угрожали небольшим кланам-вождям, которые первоначально основал Шамбаа, поскольку их племенные структуры были несовместимы с организацией местных земледельцев. Традиция гласит, что Мбегха, бродячий охотник из Унгулу, был спасителем старой культуры. [ 13 ]

Он подчинил Шамбу, применив силу, хитрость, дипломатию и браки с знатными семьями Шамбаа. Его империя была живым примером прежнего образа жизни. Вугха , королевская столица, была создана как крупный город Шамбаа, и в 1857 году считалось, что в нем проживало 3000 жителей. Государство Шамбаа было основано на родстве . Монархия стремилась подорвать силу и нравственность кланов, но родословные разрешали внутренние конфликты и брали на себя коллективную ответственность за своих членов. Килинди . , группа людей королевского происхождения, которые, по словам жен Шамбы, были потомками Мбегхи, представляли правительственную систему Их дяди по материнской линии, которые были простолюдинами, держали под контролем вождей Килинди. [ 14 ]

Содержание скота было жизненно важным как для мбугу, так и для нанго, а масаи угрожали их жизни и средствам существования. Большинство предыдущих иммигрантов в Усамбару представляли собой небольшие семейные группы из Зигуа, Паре и Таиты , и они довольно легко ассимилировались с культурой самбаа. Однако нанго и мбугу попытались сохранить свою индивидуальность и прибыли большими, хорошо организованными группами. Вплоть до эпохи колонизации народ мбугу жил изолированно. [ 15 ]

В высоких лесах над фермой Шамбаа они пасли свой скот. Нанго мигрировали по всему поселению Шамбаа, ассимилируясь с языком и впитывая большую часть обычаев, сохраняя при этом религиозные обычаи, которые они принесли с собой. Большому количеству нанго приходилось периодически возвращаться в Шуме для выполнения определенных ритуалов. Главой всех нанго был влиятельный человек, проживавший в Шуме. [ 16 ]

Эпоха Килинди

[ редактировать ]

ВаСамбаа правила династия Килинди с середины 18 века до конца 19 века. Основателем династии был Мбегха , выходец из Нгулу , и его сын Буге основали столицу на вершине холма Вуга в Усамбарасе. [ 17 ] Королевство достигло своего наибольшего размера при Кимвери йе Ньюмбаи . После его смерти в 1862 году разразилась гражданская война из-за престолонаследия, подогреваемая конкуренцией за новые богатства, которые караванная торговля в долине Пангани принесла в регион. [ 18 ]

Килинди первоначально прибыли в Усамбару, которая находилась в беспорядке из-за начала недавних набегов масаев и притока значительного числа иммигрантов иностранной культуры. Килинди, группа королевских особ, прибыла в эту среду. [ 19 ]

Правление Мбегхи

[ редактировать ]

Мбегха — имя первого короля Усамбара. По всей Усамбаре его историю рассказывают и повторяют. Мбегха был охотником в Нгулу, где все началось. После того, как его родственники изгнали его из Нгулу, он отправился в длительное путешествие, полное охоты и странствий. Мбегха приехал в Усамбару, чтобы поохотиться возле самой южной точки гор. [ 20 ]

Когда Шамбаа заметил его, он спустился, чтобы узнать, кто этот незнакомец. Он невероятно добрым жестом дал шамбаа мясо. Обнаружение охотника, способного уничтожить диких свиней, грабящих весь урожай, взволновало Шамбаа. Мбегха отправился в победоносное турне по Усамбаре, казня свиней, выступая посредником в конфликтах и ​​раздавая бесплатное мясо. В знак признательности и благодарности Шамбаа подарил ему жен и короновал его царем всей Усамбары. [ 21 ]

В течение более чем столетия, пока килинди правили Усамбарой, любой, кто предполагал, что правление килинди было результатом жестокого завоевания , хитрости или угроз, подвергался риску смерти. Оспорить версию Мбегхи означало бросить вызов авторитету Килинди. Итак, даже несмотря на то, что эта история может быть правдивой, мы должны помнить, что это именно та история, которую Килинди намеревались рассказать. [ 22 ]

Существуют противоречивые свидетельства , поэтому история Мбега окутана сомнениями. Согласно традиции нанго, Мбегха был популярным и щедрым человеком, но не имел реального авторитета. Во время правления Мбегхи нанго возглавлял силач из Шуме по имени Мбого. У Мбегхи родился ребенок по имени Буге после женитьбы на дочери Мбого. Легенда продолжается, объясняя, как Буге - убийство своего деда Мбого установило истинную власть Килинди. Буг украл королевский табурет, королевское копье и головной убор. После убийства [ 23 ]

Для справедливой оценки необходимо принять во внимание рассказы об основании королевства Усамбара как от Нанго, так и от Килинди. Маловероятно, что королевство было основано без насилия, и есть дополнительные рассказы клана, подтверждающие идею о применении силы. Однако возможно, что многие Шамбаа с энтузиазмом внесли свой вклад в создание королевства. [ 24 ]

Килинди оказали мощную оборону, поскольку масаи представляли серьезную угрозу. Возможно даже, что большое количество Шамбаа считали, что правление Килинди предпочтительнее власти Нанго. Более того, Шамбаа, возможно, приветствовала правителей, которые могли разрешать конфликты силой, а не просто переговорами, в период культурного разнообразия в Усамбаре. Политическая структура Усамбары была реорганизована с приходом правления Килинди, но повседневная религиозная и обычная практика осталась неизменной. Вместо того, чтобы навязывать свои собственные обычаи, килинди на самом деле имели тенденцию перенимать те, с которыми они столкнулись. Тот факт, что килинди совершают жертвоприношения предкам как Нанго, так и Шамбаа, является одной из иллюстраций того, как они решают культурные проблемы. Когда дело дошло до проведения обрядов посвящения, килинди приобрели известность, но они всегда придерживались ритуалов Шамбаа. [ 25 ]

Прибытие Килинди произвело революцию в политической жизни Усамбары, но ежедневные ритуалы, такие как рождение, брак и смерть, не изменились. На протяжении большей части доколониальной истории королевства Усамбару возглавляли пять или шесть выдающихся вождей. Можно предположить, что существовала тенденция к независимости от Симбы Мвене , короля-льва, поскольку некоторые вождества находились достаточно далеко от Вуги. Каждое значительное вождество обладало уникальной магией дождя. Местные споры решались каждым вождем. Вооруженная мощь государства Усамбара состояла из отдельных людей, каждый из которых был вооружен луком и стрелами, а приказы короля распространялись со скоростью пешего человека. [ 26 ]

Назначив своих сыновей вождями, царь Усамбара смог сохранить власть над обширным регионом. Страх перед проклятием отца не позволял его сыновьям с легкостью ослушаться отца. Самой трудной частью правления короля всегда было начало, когда ему приходилось пытаться свергнуть своих сыновей и устранить сыновей своего предшественника, что означало устранение его братьев. Его можно было бы легко свергнуть, если бы его братья объединились, чтобы выступить против него. Поскольку в ожидании престола он служил главой Бумбули, обязанности нового короля облегчились. Это подразумевает, что у него появится союзник, как только он взойдет на трон, если он решит поместить сына в Бумбули. На самом деле вождества Бумбули и Вуга составляли значительную часть густонаселенной территории, которую было сложно завоевать. [ 27 ]

После того, как король утвердился в Вуге, его власть была увеличена благодаря его уникальному положению в законе Шамбы. Единственный способ, которым вожди могли кого-то наказать, — это признать свою ошибку. В Вуге единственным человеком, имевшим право решать дело силой без признания, был король. Столько дел пришло к Вуге, и в результате взимаемых им штрафов король приобрел скот и рабов. Значительная часть рабов и скота принадлежала королю на случай, если вождь потворствует этому. Иногда ведьм привозили жить к королю в Вугу, ​​а иногда они убегали, чтобы найти там безопасность. В Вуге жили ведьмы, воры и рабы, служившие постоянной армией короля. [ 28 ]

Указ, разрешающий любому искать убежища в Вуге, привел к расширению постоянной армии. Согласно традиционной политике Шамбы, поиск убежища в городе означал, что глава этого города был более могущественным, чем тот, от которого вы бежали. Вождь, от которого вы сбежали, мог бы начать войну, чтобы вернуть вас, если бы считал, что он сильнее вождя, к которому вы бежали. В результате рабы, бежавшие из Вуги и присоединившиеся к королевской армии, как правило, становились еще более могущественными, поскольку это было самое могущественное вождество в Усамбаре. Более того, требование о том, чтобы каждый житель региона Вуга владел хотя бы одним домом в городе, повышало авторитет короля. В 1857 году Бертон и Спик узнали, что в Вуге проживает 3000 жителей. [ 29 ]

Никогда не было вождя, членами совета которого были бы Килинди. Поскольку простолюдины занимали все руководящие посты в вождестве, большое внимание уделяется демократическому аспекту монархии. Однако вождь имел право смещать и заменять должностных лиц по своему желанию, в то время как чиновники были бессильны смещать вождя. Если местный вождь был сыном короля, люди второстепенного вождества могли обратиться к нему. Если бы вождь вел себя плохо, его отец сделал бы предупреждение или, возможно, удалил бы его. Затем они могли подать жалобу в Вуге. [ 30 ]

Царю Шамбаа служил совет простолюдинов . Только он обладал властью определять жизнь и смерть. Он обладал властью брать обеих женщин без выкупа и вещей, не заплатив за них. Он собрал дань и раздал ее своим агентам. Только он овладел искусством вызывать дождь. Во время его официальной коронации люди кричали: «Ты наш король, но если ты не будешь относиться к нам правильно, мы избавимся от тебя». Однако без него не было бы различия между Шамбаа и чужаком, холмом и равниной, фермой и лесом или гражданским обществом. Межкультурное смешение привело к возникновению монархии Шамбаа, которая представляла собой вершину бантуязычной цивилизации Танганьики. [ 31 ]

После кончины Мбегхи на трон взошел его сын Буге, положивший конец власти вождя нанго в Шуме. Однако Буге также женился на нанго, которая оказалась матерью наследника. Вероятно, примерно в это же время Нанго и правительство разработали общее соглашение. Внутри вождества Бумбули местные вожди сравнительно автономны, поскольку вождем обычно является молодой человек, стремящийся стать королем. Обычно наследник Бумбули слишком молод и неопытен, чтобы пользоваться сильной властью. Кроме того, килинди запрещено входить в некоторые города Нанго. Королю не разрешается входить в города Нанго, Теква и Вена, даже за едой, за исключением одного уникального случая. Женщина по имени Мбоза Мамвину была самой старшей. Вождество Бумбули, мать наследника. У Буге было трое детей, имеющих политическое значение. [ 32 ]

Старшей была женщина по имени Мбоза Мамвину. Следующим был Магембе , вождь Мулунги, ее родной брат. Следующей была наследница Киньяши из Бумбули, великая жена Нанго. После кончины Буге Мбоза Мамвину прибыл в Вугу и потребовал, чтобы Магембе занял трон. Ее поддержал народ вугов, опасавшийся этой сильной женщины. Но Киньяши был коронован, потому что Нанго Бумбули оказало слишком сильное давление. Обнаружив это, Мбоза Мамвину пришел в ярость, покинул Вугу, ​​нашел Магембе и сбежал с ним в недоступный Мшихви. Мшихви неоднократно подвергался нападениям со стороны сил Киньяши, но оставался неприступным. С этого момента Магембе и его предки контролировали полностью автономное королевство Килинди в Мшихви. Следовательно, Усамбара стал свидетелем прихода к власти второго монарха, имевшего право казнить своих подданных. Когда пришли немцы , королевство Мшихви еще было нетронутым. [ 33 ]

С самого начала конфликтов с Мшихви Киньяши правил посредством войны. «Киньяши, одинокий странник» — так его звали в Шамбаа. Война в Зигуа была его последним конфликтом. Из Вуги Киньяши хотел расширить свои владения на юг, через Пангани. В Вуге он скончался. Одна трогательная история касается Кивавы, друга короля, который был опустошен, увидев мертвого короля, и не мог вернуться в Вугу, ​​где его никогда не приветствовали бы при дворе его наследника. Кивава покончил с собой, насмехаясь над воинами Зигуа, и его тело лежало рядом с телом его друга и короля. В девятнадцатом веке королевство Шамбаа включало в себя большую часть Паре на западе и Бонде к востоку от Усамбары. [ 34 ]

Причина, по которой королевство не распространилось дальше на юг, где власть Килинди была намного ближе, чем в Бонде или Паре, нелегко объяснить. Вполне возможно, что Зигуа убили Киньяши, короля-воина, и таким образом навсегда обрели независимость. Более того, города девятнадцатого века, расположенные вдоль Пангани, имели легкий доступ к новой торговле оружием, что делало завоевание Сигуа еще более трудным. [ 35 ]

Новая торговля оружием была предпочтительным методом нападения на работорговцев или жадных вождей. Это произошло на северо-востоке между 1870-ми и 1880-ми годами, когда Паре из Мбаги напал на колонию работорговцев в Кисивани в современном районе Саме , а Мбугу из Гаре в Усамбаре убили лидера Килинди. Восстание Кива 1869 года, корни которого лежат в распаде государства Шамбаа, вызванном торговлей на большие расстояния, было четвертым и наиболее значительным народным движением. [ 36 ]

Повстанцами были люди Бондеи , которые были покорены и ассимилированы королевством Шамбаа в начале девятнадцатого века и жили на равнинах к востоку от Усамбары. Бондеи, которые ранее не имели гражданства, лично получали выгоду от лояльности к монарху, который мог решать неразрешимые в противном случае внутренние проблемы, но они получали мало выгоды от государства. Килинди, которых сочли слишком опасными для правления в Усамбаре, в качестве наказания отправили в Бондеи. Находясь вдали от столицы, бондеи ничего не получали в виде перераспределяемых товаров в обмен на требуемую от них дань. Их считали иностранцами, и им не разрешали въезжать в город, когда они посещали Вугу. [ 37 ]

Кимвери йа Ньюмбай , правивший королевством Шамба примерно с 1815 по 1862 год, довел его до расцвета, однако оно уже находилось под угрозой. Равнинный народ зигуа получил оружие в 1830-х годах, захватил долину Пангани и стал угрозой для горной империи. Бертон заявил в 1857 году, что «сторожевой огонь никогда не покидает гору» и что «боевой рог теперь замолчал». Кимвери, который правил консервативным королевством из горной столицы вдали от торговых путей, не решался осознать ценность огнестрельного оружия , но его пограничные начальники приветствовали его и приобрели союзников из-за пределов страны. [ 38 ]

Сембоя, один из младших сыновей Кимвери, правил Мазинде , расположенным недалеко от торгового пути, и собрал войска и сторонников. Когда Кимвери умер в 1862 году, королевство было разделено. Шекулваву, его внук и преемник, имел мало власти над заместителями вождей, которые были его дядями. В 1868 году он поссорился со своим старшим дядей, который впоследствии поддержал Сембою как потенциального наследника. [ 39 ]

В ответ Шекулваву попросил Бондея о помощи. Считается, что он сказал им: «Мои дяди Килинди из Шамбалая и здесь, в Бонде, меня не любят». Вы сможете прогнать килинди с этих территорий, если обнаружите, что они нападают на вас, подданные. Вскоре после этого наемники Сембойи напали на Вугу и прогнали Шекулваву. Поскольку «мы не их подданные, а Кимвери», бондеи умоляли его позволить им изгнать килинди. Бондеи изгнали всех Килинди из Бондея, как только он дал свое согласие. Когда Шекулваву умер, его братья продолжили дело легитимистов и разработали новую схему с бондэями, которые были обеспокоены возмездием Килинди. [ 40 ]

Килинди приветствовали обратно в Бондее и пообещали защиту, но их убили. Затем бондеи вторглись в Усамбару, освобождая рабов, убивая килинди и призывая простой народ Шамбаа восстать. Однако по мере того, как они приближались к Вуге, сопротивление становилось сильнее, пока люди Сембоджи в конце концов не вытеснили их. Сембодже было отказано в троне Усамбары, потому что его братья мудро выбрали его маленького сына, потому что им нужен был слабый правитель. Королевская власть ослабла. Вугха была сокращена до одного крошечного поселения. Каждое вождество фактически стало независимым после периода анархии, известной как пато , или «жадность». [ 41 ]

В бою участвовали прибрежные торговцы и наемники Таита , Масаи и Зигуа, так же, как это произошло в Южном нагорье и на западном плато. Взаимозависимость королей и подданных была разрушена торговлей и огнестрельным оружием. Вожди теперь полагались на боевиков, которые покупали оружие за рабов, а не на дань и копейщиков. В то время как Бумбули, обычное вождество наследника, подверглось набегу своего собственного правителя, раба Яо, Сембоджа использовал масаи для набега на Вугу. Двадцать лет конфликт между родом Сембоя и Шекулваву тянулся без разрешения. Обе стороны имели оружие и некоторые церемониальные возможности короля. Победить было невозможно. [ 42 ]

Как только умер сам король, бондеи отказались вступить в союз с фракцией Шекулваву, сохранив свою независимость, но вернувшись к безгражданству . Кива был традиционалистом по мотивам и деструктивным в действиях, далеким от каких-либо революционных элементов. Это стало примером ограничений на политические изменения, связанные с торговлей на большие расстояния. [ 43 ]

Немецкая колониальная эпоха

[ редактировать ]

Одним из самых ярких моментов в истории Шамбы было восстание Кива. Поскольку Кива представляла собой жестокое народное восстание в мире династических интриг, оно было уникальным. Чанегеа сменил Шекулваву после его смерти. Чанегеа вступил в союз с Бондеями и способствовал смерти Килинди в восточной Усамбаре. Без сомнения, бондеи давно затаили обиду на килинди, инопланетных правителей. Для Кимвери йе Ньюмбаи Бонде был слишком чуждым и далеким, чтобы помешать его сыновьям злоупотреблять своим положением власти. Хотя правление Килинди имело сильные коренные корни по всей западной Усамбаре, в Бонде оно, как и в Паре, казалось государством, завоеванным инопланетянами. Все Килинди, которых удалось захватить Бондеям, были убиты. Бондеи ходили из деревни в деревню в одном районе на восточной границе западной Усамбары, спрашивая Шамбаа, где прячутся килинди, и казнили их, если они были обнаружены. [ 44 ]

Те Шамбаа в этой местности, кто не был женат на Килинди, выдали тайники. Женатые родственники сохраняли верность килинди. Нет сомнений в том, что очень немногие люди предали бы Килинди, если бы Бондеи добрались до Вуги. Иными словами, преимущества королевских учреждений увеличивались по мере приближения к центру королевства для простолюдинов. Наиболее вероятными революционерами были Бондеи, жившие на окраине королевства. [ 45 ]

После восстания Кива Бонде остался независимым, выжившие Шекулваву удерживали восточную часть Усамбары, а последователи Сембоджи контролировали запад, включая Вугу. Стремясь найти союзников, обе стороны обратились к внешней политике. Брат Шекулвару Кибанга попытался заручиться помощью британского консула, а также миссионеров в Центральной Африке. [ 46 ]

Будучи мятежником против султана Занзибара , Мбарук из Момбасы помогал во вторжении на земли Сембоджи. В ответ султан поддержал Сембожу. Рабов продавали, и обе стороны зарабатывали деньги. два выдающихся немецких исследователя, Бауманн и Мейер В 1888 году на это место спорадических боев прибыли . Достигнув Мазинде, Сембоя узнал, что Немецкая Восточно-Африканская компания вторгается на побережье, а араб по имени Абушири объявил им войну в Пангани. Сембоджа симпатизировал Абушири и выступал против прекращения работорговли из-за его значительных торговых связей с Пангани и его приверженности союзу между прибрежными торговцами и внутренними правителями. Сембоя конфисковал 250 грузов у ​​Мейера и Баумана в пользу войны в Абушири . Из-за значительного влияния Баумана Сембоя воспринимался немцами не только как бандит, но и как враг. [ 47 ]

Между 1890 и 1895 годами между немцами и Шамбаа практически не было связей. Немцы основали станцию ​​в Мазинде и принимали в основном слоновую кость в качестве платы за украденный груз . У Сембоя не было желания сражаться после того, как он понял, что немцы победили Абушири. Немцы удержали его сына Кимвери, короля Вуги, от ведения войны. [ 48 ]

Виссманн покинул Пангани в 1891 году, чтобы установить господство Германии на северном торговом пути. Он встретил небольшое сопротивление в Бонде, поскольку Бондеи уже были оккупированы немцами и передавали свои споры на разрешение окружного офицера в Танге. Виссманн обнаружил более сложный сценарий в Усамбаре. После кончины Кимвери основная власть осталась у Сембоджи в Мазинде. В Вуге его сын Кимвери Магуву служил марионеточным монархом. Их противниками были члены семьи Шекулваву, бежавшие в восточную Усамбару, в том числе его брат Кибанга и сын Киньяши. [ 49 ]

В 1885 году Кимвери подписал сделку с немецким агентом; Сембоя отказался. Хотя действия Виссмана убедили его в обратном, ранее он проявлял симпатию к прибрежному сопротивлению. Стремясь лучше противостоять немцам, он попытался прийти к соглашению с Кибангой, но Кибанга отверг его в надежде отвоевать Вугу. В результате Сембоя посоветовал другим Килинди подчиниться. В феврале 1890 года, когда в Мазинде прибыли немецкие войска, Сембоя согласился поднять их флаг. Затем немцы признали контроль Сембоджи над Западной Усамбарой и караванным путем, пытаясь сохранить торговый путь. Договоренность была подтверждена Виссманом, когда он прибыл в Мазинде. Однако после его ухода борьба за власть Усамбары продолжилась. Продав большие части восточной Усамбары немецким плантаторам, Кибанга заслужил свою добрую репутацию. [ 50 ]

Обладающие влиянием немцы стремились унизить Сембойю, но правительство предпочло подождать. Местные власти попытались основать Киньяши после смерти Кимвери в 1893 году, но Сембоя протестовал, поэтому был признан другой из его сыновей, Мпута. Наконец Сембоя умер в марте 1895 года. Мужчина тут же воспользовался ситуацией, чтобы повесить Мпуту. После долгих раздумий – из беспокойства о будущем своего отца – Киньяши наконец взошел на трон в сентябре 1895 года. Благодаря своему терпению и готовности ждать, немцы смогли аннексировать Усамбару без единого выстрела, полностью изменив исход гражданской войны в Шамбаа. война. В начале 1891 года, когда Виссманн выступил вперед из Мазинде, он признал кандидатов Сембоджи вождями деревень Шамба под горами Паре, хотя Паре занимал большую часть его времени. [ 51 ]

считал, что Усамбару следует оставить в покое, чтобы добиться мира в других районах «Защиты» Начальник немецкой резидентуры . в эту раннюю эпоху, в одиночестве. [ 52 ]

Начиная с 1895 года, общество Шамбаа пережило серию бедствий, и в течение пяти лет его основы были поколеблены. Все началось в марте 1895 года, когда Сембоя умер естественной смертью. Немцы, выжидая, устранили необходимость силового завоевания Усамбары. Как только Сембоя умер, его оружие было конфисковано. [ 53 ]

Немцы забрали небольшую пушку, 1300 фунтов пороха и 27 казнозарядных устройств. Они собирались завоевать Килинди менее чем за месяц. На глазах у всех вождей Килинди они добились этого, повесив короля. Мпута, сын Сембоджи, теперь был царем Вуги. Он узнал, что одну из жен короля взял к себе простолюдин, ворвавшийся в королевскую деревню. Мпута казнил виновного, следуя единственному пути, по которому мог пойти царь Шамбаа. Король Усамбара был повешен в Мазинде после того, как его враги сообщили об инциденте. [ 54 ]

Чтобы стать свидетелями повешения, были вызваны все вожди килинди в Усамбаре. Больного и пожилого Килинди из далекого вождества перевезли в Мазинде, чтобы он стал свидетелем казни. Реакция немцев на политический принцип Шамбаа была следующей: «Король не отступает в сторону, его смещает только смерть». [ 55 ]

После кончины Мпуты Шамбаа больше не контролировали свою судьбу. Киньяши, сын Шекулваву, был привезен из Восточной Усамбары после небольшого перерыва. Его назначили на должность только для вербовки рабочей силы на немецких плантациях, и с тех пор, как немцы назначили его, он никогда не пользовался никакой властью. [ 56 ]

Киньяши начал брать оплату за свои роды в 1896 году. В июле 1896 года миссионер услышал высказывание женщин вугха: «Там, где когда-то сидел лев, теперь есть свинья» в июле 1896 года. В 1898 году джиггеры впервые появились в больших масштабах. Погибли многие тысячи людей, и большинство людей думает, что европейцы принесли эту чуму, чтобы мучить Шамбаа. В 1899 году Усамбару поразил катастрофический голод. Чтобы утолить голод, многие ели банановую кожуру и корни деревьев; сотни из них обратились в христианство . [ 57 ]

Оспа и работорговля способствовали распаду королевства, а в 1898 году пожар уничтожил Вугу. Немцы взяли управление в свои руки. [ 58 ] Под колониальным правлением династия продолжала иметь некоторую власть, но в 1962 году правительство Танзании лишило всю власть наследственных вождеств. [ 59 ] Потомок Кимвери йе Ньюмбая Кимвери Мпута Магого (умер в 2000 г.) был последним Королем Львом. [ 60 ]

Заместитель вождя Млало, добившийся почти полного суверенитета во время нестабильности Пато, приветствовал Вефиля миссионеров в Усамбаре . Было отмечено, что «преподобный Доринг» молился о мире в Ушамбе, увеличении численности населения и независимости Млало. Напротив, миссионеров монарх отвел обратно в Млало после их визита в Вугу. Из 867 лютеран , крещенных в Усамбаре к 1906 году, в Млало было 468. Ритуальная власть давала королям Шамбаа большую власть, а характер существовавших ранее религиозных организаций влиял на то, как люди в целом реагировали на христианство. [ 31 ]

Половина Вуги сгорела в 1898 году, а другая половина сгорела в 1902 году. Город до этого несколько раз горел и отстраивался заново, но на этот раз никто не удосужился построить что-то новое. Город исчез. В начале нового века Шамбаа считали, что потерпели поражение. [ 61 ]

Район Усамбара был первым колониальным штабом Германской Восточной Африки в жаркий сезон. Танганьика , название немецкой колонии, а затем республики и, в конечном итоге, материковой части Танзании, само по себе происходит от Самбаа: Танга означает обрабатываемая земля, а Ньика — кустарниковая земля. [ нужна ссылка ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Банан . (Musa sp.) исторически был наиболее важным источником пищи в горах Усамбара до прибытия европейцев в 19 веке Первым известным европейцем, посетившим Усамбару, был миссионер Иоганн Крапф , который в 1848 и 1850 годах делал наблюдения о выращивании бананов и их использовании в торговле. Огромные, пышные поля урожая, обнаруженные в Усамбаре, в равной степени восхитили коллегу Крапфа Дж. Дж. Эрхардта, посетившего этот регион в 1853 году, и исследователей Бертона и Спика, прибывших в 1857 году. Во время посещения в 1867 году англиканский миссионер сказал: «Я не Не думаю, что я когда-либо видел так много бананов, растущих повсюду вокруг Вуги . Затем люди сушат их и измельчают в своего рода пирог. Они почти зависят от них». [ 62 ]

После 1891 года немецкие миссионеры постоянно поселились в горах; по их оценкам, в начале 1890-х годов на выращивание бананов приходилось до 45% всех пахотных земель. Согласно легенде, склоны, окружающие основные районы города, были покрыты банановыми лесами. Первые путешественники в Усамбару также предоставили подробную информацию о других ингредиентах. Помимо бананов, Шамбаа выращивали кукурузу (Zea mays), таро (Colocasia esculentum), различные виды фасоли (в том числе Phaseolus sp . Cajanus sp . и Vigna sp .), тыквенные культуры (Cucurbita sp.), просо (Pennisetum). typhoides), сорго (Sorghum vulgare), сахарного тростника (Saccharum sp.), ямса ( Dioscorea sp .) и сладкого картофеля ( Ipomoea batatas ). [ 63 ]

В высокогорье выращивали разнообразные сельскохозяйственные культуры, как в целом, так и в конкретных областях, и Шамбаа знали о многочисленных региональных вариантах внутри определенных видов или ботанических групп. Хотя маниока , как сообщается, была известна на Занзибаре в 1799 году, она мало повлияла на раннее сельское хозяйство Шамбы. Сообщается, что листья употреблялись в пищу чаще, чем сам клубень, и лишь изредка его выращивали на более бедных почвах. [ 64 ]

Усамбара до колониальных времен часто была местом избыточной производительности. Продовольствие продавалось через сеть местных рынков, соединяющих агроэкологические зоны равнин и гор, а Шамбаа также координировал значительную караванную торговлю с прибрежными населенными пунктами. Нет никаких доказательств того, что бананы когда-либо экспортировались, но кукуруза, фасоль и сладкий картофель, в частности, выращивались сверх местного спроса и впоследствии продавались за пределами высокогорья. Проблемы с транспортировкой этого дешевого и крупногабаритного товара, несомненно, были основным фактором. Нет никаких доказательств того, что правители государства Шамбаа регулировали или даже были заинтересованы во внерегиональной торговле продуктами питания, за исключением скромных сборов, взимаемых на некоторых крупных рынках. [ 65 ]

Однако господство Шамбаа на севере Танзании до 1900 года играло значительную роль в крупномасштабной торговле продуктами питания. Весь регион между Усамбарой и побережьем управлялся одной государственной системой, какой бы слабой она ни была. Маловероятно, что производители шамбаа смогли бы организовать коммерческие караваны с гор к морю, если бы действовали другие факторы. [ 66 ]

Появление европейских держав не оказало никакого влияния на эту региональную торговую модель. Усамбара считалась « житницей » северо-восточной Танзании с момента прихода европейцев до конца 1930-х годов. В то время как тысячи рабочих на фермах африканского сизаля в долине реки Пангани полагались на кукурузу и бобы Усамбара в своих ежедневных нуждах, горные продукты помогали снабжать городские анклавы в Танге и Момбасе . Большинство Шамбаа предпочитают производить кукурузу для собственного потребления и для продажи иностранцам, работающим в этом районе, поэтому они, как известно, не желали заниматься наемным трудом как средством зарабатывания денег для уплаты колониально установленных налогов. Для многих существовали менее отвратительные и разрушительные альтернативы. [ 67 ]

Администраторы проводили политику препятствования любым шагам к коммерческому выращиванию непродовольственных культур африканскими земледельцами в горных районах на всей территории Германии и в течение первых десяти лет британского правления. Эта политика по большей части поддерживала предпочтения Шамбаа. Даже после 1930 года, когда кофе и другие товарные культуры начали интересовать население и правительство, от 15 до 20 тонн картофеля (Solanum tuberosum) и сопоставимые количества кукурузы и бобов по-прежнему ежемесячно экспортировались поездами из Усамбары. [ 68 ]

В 1920-х и 1930-х годах маркетингом часто занималась небольшая группа европейских фермеров, которые выращивали те же товары, но в меньших количествах. Что касается картофеля, овощей и других культур, европейцы создали неформальные сети внешних производителей и взимали плату за свои услуги в качестве посредников и оптовиков. Нет никаких документов о количестве продовольствия, которое было вывезено грузовиками или навалом из гор, но мы можем быть уверены, что железнодорожный экспорт составлял небольшую часть всего экспорта территории. [ 69 ]

В доколониальной Усамбаре люди шамбаа жили в основном в районах, окружающих Вугу, ​​Бумбули и Млало. Не случайно именно эти регионы лучше всего подходят для выращивания бананов. Бананам требуется около 4 дюймов осадков в месяц, и они лучше всего растут, когда среднемесячная температура не сильно отклоняется от 80 ° F, в дополнение к проницаемой почве, которая практически универсальна в высокогорье. Эти обстоятельства естественным образом существуют в Бумбули, хотя в относительно более засушливых Вуге и Млало потребовались крупные ирригационные работы для увлажнения банановых рощ. Крутые, холодные и сухие внутренние части гор совершенно не подходили для традиционного земледелия Шамбаа. [ 70 ]

Круглый картофель стал основой, позволяющей земледельцам Шамбаа выйти за пределы густонаселенных регионов Млало, Вуга и Бумбули и попасть в регионы, которые ранее были невозможны или маргинальны для высокогорного сельского хозяйства, сосредоточенного на выращивании бананов. Картофель смог взять на себя сельскохозяйственную и диетическую роль, которую банан выполнял в более теплых регионах внутри страны и на севере. Разумно сделать вывод, что такие факторы, как демографическое давление, сельскохозяйственная пригодность и сходство питательных веществ, способствовали ускорению перехода к новому культигену, который в противном случае не был бы так хорошо принят. [ 71 ]

Это правда, что сладкий картофель (Ipomoea batatas), культура, подходящая для внутренних регионов, уже был доступен Шамбаа. Есть сведения, что это растение широко сажали до 1900 года в тех самых местах, где позже с энтузиазмом восприняли круглый картофель, в том числе на хребте Мтае. [ 72 ]

До контакта Кассава не имела особого значения для Усамбары. Бананы были основным продуктом питания, за ними следовали кукуруза, сладкий картофель и ямс. Но в годы после Первой мировой войны маниока начала набирать большую популярность. К 1930-м годам правительство активно продвигало этот урожай как резерв на случай голода, и примечательно отметить, что в Усамбаре нет никаких признаков того, что фермеры неохотно его выращивали. Напротив, в прилегающих равнинных общинах Корогве и Хандени полиция столкнулась с разной степенью враждебности и апатии в своих попытках заставить жителей собирать урожай. В дальнейшем посадка маниоки в Усамбаре никогда не была проблемой. [ 73 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Дэвид Лоуренс (2009). Танзания и ее жители . Новая Африка Пресс. стр. 121–122. ISBN  978-1-4414-8692-9 .
  2. ^ Кэтрин Вайнио-Маттила (2000), Дикие овощи, используемые самбаа в горах Усамбара, северо-восток Танзании , Annales Botanici Fennici, Vol. 37, нет. 1 (2000), стр. 57–67.
  3. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 9. ISBN  9780511584114 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Этнолог 2001 .
  5. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  6. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  7. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  8. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  9. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  10. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  11. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  12. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  13. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  14. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  15. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  16. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  17. ^ Мурлесс 2013 , с. 1.
  18. ^ Конте 2004 , с. 33.
  19. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  20. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  21. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  22. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  23. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  24. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  25. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  26. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  27. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  28. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  29. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  30. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  31. ^ Перейти обратно: а б Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 22. ISBN  9780511584114 .
  32. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  33. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  34. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  35. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  36. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  37. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  38. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  39. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  40. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  41. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  42. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  43. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  44. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  45. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  46. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  47. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  48. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  49. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  50. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  51. ^ Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
  52. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  53. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  54. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  55. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  56. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  57. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  58. ^ Мурлесс 2013 , с. 2.
  59. ^ Фейерман 1990 , с. 229.
  60. ^ Фейерман 1990 , с. 172.
  61. ^ Робертс, Эндрю и Беверли Брок. Танзания до 1900 г. Опубликовано восточноафриканским пабом для Исторической ассоциации Танзании. Дом, 1968 год.
  62. ^ Флере, Патрик и Энн Флере. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.
  63. ^ Флере, Патрик и Энн Флере. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.
  64. ^ Флере, Патрик и Энн Флере. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.
  65. ^ Флере, Патрик и Энн Флере. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.
  66. ^ Флере, Патрик и Энн Флёре. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.
  67. ^ Флере, Патрик и Энн Флере. «Питательные последствия сукцессий основных пищевых культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том 8, № 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . Доступ 19 августа 2023 г.
  68. ^ Флере, Патрик и Энн Флере. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.
  69. ^ Флере, Патрик и Энн Флёре. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.
  70. ^ Флере, Патрик и Энн Флёре. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.
  71. ^ Флере, Патрик и Энн Флёре. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.
  72. ^ Флере, Патрик и Энн Флёре. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.
  73. ^ Флере, Патрик и Энн Флере. «Питательные последствия сукцессий основных продовольственных культур в Усамбаре, Танзания». Экология человека, том. 8, нет. 4, 1980, стр. 311–27. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4602569 . По состоянию на 19 августа 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c95f91f4c62a29cf8f90393740d73f3a__1722312240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/3a/c95f91f4c62a29cf8f90393740d73f3a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shambaa people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)