Редкий
Официальные лица | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() Северный регион Пемба , Южный регион Пемба , Северный регион Унгуджа , Западный городской регион , Южный регион Унгуджа | |
Языки | |
Традиционный и суахили | |
Религия | |
ислам Африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Народ бондай , народ зарамо , народ зигула и другие народы банту. |
Человек | Мухадиму |
---|---|
Люди | Официальные лица |
Язык | Официально |
Хадиму Вахадиму ( обитающая , на суахили ) — этническая и языковая группа банту, на островах Занзибар и Пемба в Танзании . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Их имя является переводом на суахили арабского слова « Хадим », что означает «слуга», с приставкой банту «Мхадиму» для единственного числа и «Вахадиму» для множественного числа. Их настоящее имя неизвестно. Это рыбаки и фермеры , живущие во внутренних поселениях острова, которые до недавнего времени (начало 20 века) говорили на своем собственном уникальном языке под названием кихадиму . Помимо их племенного наследия, существует множество других признаков, указывающих на то, что они произошли с материка ; тем не менее, их вожди, чья линия вымерла около 1870 года, по-видимому, имели персидское происхождение, как и вожди Килвы , Вумбы, Шаке (около Кипини) и, возможно, других средневековых суахили общин . Эти вожди, которых звали Мвиньи Мкуу , проживали в ныне заброшенном дворце Дунга. [ 2 ]
Происхождение
[ редактировать ]Человек хадиму по имени Мвеньюзи утверждал, что вахадиму первоначально были родом с побережья недалеко от города Винди (между Саадани и Багамойо ), оба в современном регионе Пвани . Так как по профессии они были рыбаками. Однажды сильный шторм привел их к западному берегу острова Занзибар. Убедившись, что это прекрасная земля, они сделали Шангани своим домом на этом участке побережья. Слово «Шангани» (которое до сих пор относится к определенной области в городе Занзибар ) означает «место песка». После этого они вернулись на материк, чтобы найти супругов. [ 3 ]
У Али, одного из первых поселенцев Хадиму, было пятнадцать детей, среди них Ибрагиму, Мтаката, Шангвана, Мтеква, Мдуви, Мдонге, Серамала и Китама Али, а также женщины Касия, Мватуна и Мвана ва Мвана. Серамали Али является предком Мвеньюзи. Согласно другому источнику, вахадиму вызвали Саиди Харири, оманского на помощь офицера, после того, как португальцы захватили женщин хадиму против их воли и заставили их стать наложницами. Когда Сайиди Харири потребовал от вахадиму плату, они сказали: «Властвуй над нами - сиси ни вахадиму вако (мы твои слуги)», изгнав варено (португальцев) как с Занзибара, так и с Маската . [ 4 ]
Язык
[ редактировать ]По состоянию на начало 1900-х годов большинство вахадиму говорили на суахили, хотя и со странным акцентом, который наиболее выражен в «любопытной напевной» интонации их приветствий. Преподаватель UMCA из Дунги, которому первоначально было поручено задание, «приложил все усилия, но смог получить только те слова, которые ему давали как Кихадиму, из-за того, как плохо он говорил на суахили». Врач, находившийся в том же месте, пытался поговорить на суахили с тремя пациентами вахадиму, поступившими в больницу из далеких шамб (ферм), но произошло то же самое: «они совершенно не знали истории своего племени и знали лишь несколько случайные слова их языка». [ 5 ]
Духовность
[ редактировать ]Ныне исчезнувший культ одержимости духами существовал среди женщин Хадиму 19-го века, почитавших духа по имени китимири . Этот культ был описан в отчете французского миссионера в 1869 году. Культ исчез к 1920-м годам и был практически неизвестен к 1960-м годам. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альперс, Эдвард А. 1984 «Обычные домашние дела»: ритуал и власть в культе одержимости женщин суахили XIX века. Международный журнал африканских исторических исследований, Vol. 17, № 4 (1984), стр. 677-702.
- ^ Вернер, А. «Вахадиму Занзибара». Журнал Королевского африканского общества, том. 15, нет. 60, 1916, стр. 356–60. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/715413 . По состоянию на 16 мая 2023 г.
- ^ Вернер, А. «Вахадиму Занзибара». Журнал Королевского африканского общества, том. 15, нет. 60, 1916, стр. 356–60. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/715413 . По состоянию на 16 мая 2023 г.
- ^ Вернер, А. «Вахадиму Занзибара». Журнал Королевского африканского общества, том. 15, нет. 60, 1916, стр. 356–60. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/715413 . По состоянию на 16 мая 2023 г.
- ^ Вернер, А. «Вахадиму Занзибара». Журнал Королевского африканского общества, том. 15, нет. 60, 1916, стр. 356–60. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/715413 . По состоянию на 16 мая 2023 г.
- ^ Альперс, Эдвард А. 1984 «Обычные домашние дела»: ритуал и власть в культе одержимости женщин суахили XIX века. Международный журнал африканских исторических исследований, Vol. 17, № 4 (1984), стр. 677-702.