Jump to content

Остров Килва

Координаты : 8 ° 57'36 "ю.ш. 39 ° 30'46" в.д.  / 8,9600 ° ю.ш. 39,5128 ° в.д.  / -8,9600; 39.5128
Остров Килва
Тип Урегулирование
Расположение Район Килва , регион Линди ,  Танзания
Координаты 8 ° 57'36 "ю.ш. 39 ° 30'46" в.д.  / 8,9600 ° ю.ш. 39,5128 ° в.д.  / -8,9600; 39.5128
Построен 9 век
Архитектурный стиль (ы) Суахили архитектура
Руководящий орган Отдел древностей Министерства природных ресурсов и туризма [1]
Владелец Правительство Танзании
Официальное название Руины Килва Кисивани и руины башни Сонго
Тип Культурный
Критерии III
Назначен 1981 г. (5-я сессия )
Справочный номер. 144
Регион ЮНЕСКО Африка
Находящийся под угрозой исчезновения 2004–2014
Официальное название Руины острова Килва
Тип Культурный
Килва Кисивани находится в Танзании.
Остров Килва
Расположение Килва Кисивани в Танзании
Руины Килва Кисивани в Танзании

Килва Кисивани («Остров Килва») — остров, национальный исторический объект и деревня , расположенная в поселке Килва Масоко , административном центре округа Килва в танзанийском регионе Линди на юге Танзании . Килва Кисивани - самая большая из девяти деревень в городе Килва Масоко, а также наименее населенная деревня в городке с населением менее 1000 человек.

На пике своего развития в средние века в Килве проживало более 10 000 жителей. С 1981 года весь остров Килва Кисивани был внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия вместе с близлежащими руинами Сонго Мнара . Несмотря на свою значительную историческую репутацию, Килва Кисивани по-прежнему является домом для небольшой и устойчивой общины туземцев, населявших остров на протяжении веков. Килва Кисивани — один из семи объектов Всемирного наследия в Танзании. [2] Кроме того, это место является зарегистрированным Национальным историческим памятником Танзании . [3]

География

[ редактировать ]

Остров Килва Кисивани расположен в 9 градусах к югу от экватора . Остров имеет длину 23 км (14 миль) в окружности, а общая площадь суши составляет 12 км. 2 (4,6 квадратных миль). В западной части острова находится устье реки Мавуджи . [4] В южной части острова лежит пролив Сагарунгу, а на востоке — Индийский океан .

форта Суахили Реплика двери тюремного на Килва Кисивани

Экономика

[ редактировать ]
Жители Килва Кисивани танцуют для иностранных гостей.

Остров находится под властью поселка Килва Масоко. Основными видами экономической деятельности на острове являются культурный туризм , рыболовство и натуральное сельское хозяйство . Экономический рост ограничен из-за изоляции острова. Рек здесь нет, а основным источником воды являются колодцы. Многие из колодцев с пресной водой на острове используются уже более тысячелетия. Остров обслуживается небольшими лодками до Килва Масоко и обратно. Единственная электроэнергия на острове вырабатывается за счет солнечной энергии и имеет небольшую мощность. На острове нет дорог, поэтому большая часть транспорта осуществляется пешком или на мотоцикле.

Чтобы защитить историческую целостность острова, нерезидентам острова строго запрещено посещать остров без разрешения туристического информационного центра в центре Килва Масоко. [5] Большая часть исторических артефактов и зданий на острове еще не раскопаны.

Историческое значение

[ редактировать ]

Килва-Кисивани — археологический на языке суахили объект города-государства , расположенный вдоль побережья суахили на архипелаге Килва . Это был важный торговый порт I и II веков нашей эры, он упоминался в «Перипле Эритрейского моря» и Птолемея «Географии» . [6] Исторически это был центр султаната Килва , средневекового султаната суахили, власть которого на пике своего расцвета в 13, 14 и 15 веках простиралась по всей длине побережья суахили . Сезонное изменение направления ветра повлияло на торговлю. [7]

В 1331 году марокканский путешественник и ученый Ибн Баттута посетил Килву и описал ее как один из прекрасных городов мира. [2] Торговые связи с Аравийским полуостровом, а также с Индией и Китаем повлияли на рост и развитие Килвы, и, хотя существуют исламские слова и обычаи, адаптированные к этой культуре, их происхождение африканское. [8] Многие поселения суахили имели сложную планировку, отражающую социальные отношения между группами, однако в Килве до сих пор остается без ответа множество вопросов о планировке города после того, как португальцы сожгли его дотла в июле 1505 года. [9]

Кладбища суахили расположены на окраине города, что характерно для региона суахили, и большие открытые пространства, вероятно, использовались для общественных собраний. [10] Важный торговый город, примерно в 13 веке здесь были усилены укрепления и увеличился поток товаров. Для того, чтобы это произошло, потребуется некая форма политического управления, контролирующая город и контролирующая движение товаров. Большая часть торговой сети была связана с Аравийским полуостровом . Килва Кисивани достиг своего пика богатства и торговли между 13 и 15 веками. [8]

Свидетельство роста богатства можно увидеть в появлении каменных зданий примерно в 13 веке, до этого все постройки были глинобитными . О социально-экономическом статусе проживающих там людей можно судить по типу строения, в котором они жили. Среди торгового экспорта Килвы были специи, черепаховый панцирь, кокосовое масло, слоновая кость и ароматические камеди, а также золото. [7] Примерно в это же время Килва захватил контроль над торговлей золотом в Софале , Мозамбик . Более богатые жители Килвы владели экзотическим текстилем и иностранной керамикой, хотя такие предметы, как роскошная одежда, не сохранились в археологических записях. [8] Примерно 500 лет Килва чеканила собственные монеты. Это продолжалось примерно с 1100 по 1600 годы нашей эры, и монеты были найдены по всему региону, включая Великий Зимбабве . [11]

Морские ресурсы были в изобилии и использовались в пищу, а также дополнялись окружающей землей. Из-за воздействия моря на Килву, включая морские ресурсы и торговые возможности, археологические исследования гаваней и портов имеют большое значение. Верхний слой почвы, покрывающий известняк в Килве, был низкого качества, поэтому источники пищи на суше поступали из возвышенностей. Однако почва в регионе Килва могла бы подходить для выращивания хлопка, который можно было бы использовать в производстве парусов. Были найдены веретена XII века, что указывает на то, что в этой области использовался и обрабатывался хлопок. [8]

Керамика

[ редактировать ]
Горшок Килва измельчается примерно от 1000 до 1500 штук.

Поначалу основное внимание уделялось археологии портов и гаваней Килвы, однако все больше и больше внимания уделяется внутренним районам Килвы. На этом месте много керамических артефактов, которые можно разделить на две группы: региональные и прибрежные. Вся керамика, имеющая региональное распространение, была местного производства, но ареал распространения ограничен. Эту неглазурованную керамику называли кухонной утварью, хотя ее использовали не только в качестве посуды для приготовления пищи. Все разновидности керамики местного производства, найденные в этом регионе, также были обнаружены на территории самой Килвы. [12]

Хотя кухонную утварь можно было увидеть по всему региону, керамику можно было увидеть в основном в самой Килве. Сюда входили лепные формы и изделия с красной полировкой. Распространение краснополированных изделий было прибрежным. Другими типами керамики, которые, казалось бы, были ограничены городом, были импортированные керамические сосуды с Аравийского полуострова и Китая. Импортные керамические материалы в сельской местности не встречаются. Они использовались элитой как признак социального статуса. Их хранили в нишах стен, сделанных специально для их демонстрации. Эта импортированная керамика играла важную символическую роль на побережье Суахили. Символизм, связанный с импортированной керамикой, был настолько сильным, что он перешел в современную культуру суахили . Отсутствие импортных товаров во внутренних районах указывает на то, что, хотя Килва переживал процесс урбанизации, другие местные общины не претерпели драматических преобразований. [12]

Анализ древней ДНК

[ редактировать ]

Исследование Brielle et al. в 2023 году завершил анализ древней ДНК нескольких образцов из руин Килвы. Анализ древней ДНК (аДНК) был завершен для 80 человек из шести прибрежных городов средневековья и раннего Нового времени (1250–1800 гг. н. э.) и одного города, расположенного внутри страны после 1650 года, чтобы определить пропорции «африканских, персидских и индийских людей». как» последовательности ДНК. Более половины ДНК многих жителей прибрежных городов происходят преимущественно от предков женского пола из Африки, причем значительная часть — иногда более половины — ДНК происходит от азиатских предков. Азиатское происхождение включает компоненты, связанные с Персией и Индией, при этом 80–90% азиатской ДНК происходит от персидских мужчин. Народы африканского и азиатского (преимущественно персидского) происхождения начали смешиваться примерно к 1000 году нашей эры. [13] Образцы были взяты из двух ящиков с человеческими останками, расположенных в Британском институте Восточной Африки (BIEA) в Найроби, первоначально раскопанных Читтиком в 1950-х и 1960-х годах. [14]

После 1500 года источники мужской азиатской ДНК становились все более арабскими, что согласуется с усилением взаимодействия с южной Аравией. Со времен средневековья до наших дней последующие взаимодействия с различными народами Азии и Африки изменили происхождение современных людей, живущих на побережье Суахили, по сравнению со средневековыми людьми, ДНК которых была секвенирована. [13]

Потенциально датируемый 1300–1600 годами (более точные методы радиоуглеродного датирования не удалось завершить вовремя для этих образцов), был завершен анализ митохондриальной ДНК (мтДНК), аутосомной ДНК , ДНК Y-хромосомы и ДНК Х-хромосомы. Анализ мтДНК человека, демонстрирующий особенности материнского происхождения, выявил гаплотип L *. Гаплотип L* преимущественно встречается в современном населении стран Африки к югу от Сахары. Анализ Y-хромосомы, демонстрирующий особенности отцовского происхождения, показал, что человек нес гаплотип J2, образец ДНК, обнаруженный у людей из Юго-Западной Азии или Персии. Х-хромосомы, имеющие большее материнское влияние, сравнивались с 22 аутосомными хромосомами, которые имеют одинаковое материнское и отцовское влияние. Х-хромосомы содержали больше индикаторов африканского происхождения по сравнению с аутосомной ДНК, что дополнительно дополняло доказательства африканского происхождения по материнской линии и персидского или юго-восточноазиатского происхождения по отцовской линии. [13]

Сохранение

[ редактировать ]

ЮНЕСКО, В 2004 году Килва Кисивани был внесен в Список всемирного наследия находящегося под угрозой . Археологическое и монументальное наследие этих двух островов серьезно и быстро ухудшается из-за различных факторов, таких как эрозия и растительность. Например, восточная часть дворца Хусуни Кубвы постепенно исчезает. Ущерб почве, вызванный смывом дождевой воды, усугубляет риски обрушения оставшихся построек на краю обрыва. Растительность, разрастающаяся на скале, ограничивает развитие эффекта дождевой воды, но вызывает разрушение каменных конструкций. Команда волонтеров ЧАМ обеспечивала защиту древнего города в период с 2001 по 2007 год. [15]

Всемирный фонд памятников включил Килву в список 100 объектов, находящихся под наибольшей угрозой исчезновения в 2008 году, и с 2008 года поддерживает работы по сохранению различных зданий. В 2014 году его исключили из списка. [2]

В период с 2005 по 2009 год проект Замани задокументировал некоторые руины суахили на Килва-Кисивани с помощью наземного 3D-лазерного сканирования . [16] [17] [18] [19] Задокументированные сооружения включают: Герезу (тюрьму); Великая мечеть ; Хусуни Кубва; здание Макутани и мечеть Малинди. Некоторые 3D-модели, панорамный тур, фасады, разрезы и планы доступны на сайте www.zamaniproject.org .

Исторические здания

[ редактировать ]

Великая мечеть

[ редактировать ]
Великая мечеть Килва Кисивани, район Килва Масоко, район Килва, регион Линди

Раннее строительство

[ редактировать ]

Самая ранняя часть, вероятно, северный молитвенный зал, датируется 12 веком. Построен между 1131 и 1170 годами (по историческим данным). [20] [21] .), это прямоугольное строение представляло собой типичную постройку того периода. Несущие стены были построены из квадратных блоков кораллового известняка, а доступ обеспечивали три симметричных входа со сводчатыми потолками. Уникальная для мечетей в этом районе плоская крыша поддерживалась девятью шестиугольными колоннами, сделанными из отдельных стволов деревьев. [22] [23]

Археологические открытия пролили свет на первоначальный замысел. Крыша, построенная из коралловой черепицы, залитой раствором, имела декоративные концентрические круги. Следы красной краски позволяют предположить, что мечеть могла быть украшена красным и черным, что добавляло нотку цвета. [24]

Более поздние дополнения и реконструкции

[ редактировать ]

В начале 14 века произошло значительное расширение при султане аль-Хасане ибн Сулеймане , который также построил близлежащий дворец Хусуни Кубва. Это расширение, вероятно, включало в себя большой купол, описанный Ибн Баттутой во время его визита в 1331 году.

Михраб . , ниша, указывающая направление молитвы, по-видимому, является более поздним дополнением [25] Его конструкция — стрельчатая арка, капители, пилястры, фризы и рифленый полукупольный свод — отличается от первоначальной конструкции. Интересно, что выступающие коралловые блоки предполагают наличие фиксированного деревянного минбара, а следы продолговатых ниш внутри основной ниши намекают на возможное влияние Ширази. Эти элементы могли быть включены из более раннего проекта во время ремонта.

Система управления водными ресурсами

[ редактировать ]

В западной части мечети располагалась зона омовения, необходимая верующим для совершения ритуального очищения перед молитвой. В ходе реставрационных работ была обнаружена сложная сеть водных каналов, сделанных из обожженной глины, что дает представление о хорошо спроектированной системе управления водными ресурсами мечети.

Дворец Великого Хусуни

[ редактировать ]
Дворец в Килва Кисивани округа Килва Масоко, район Килва, регион Линди, WHS ЮНЕСКО

Хусуни Кубва («Большой дворец»), расположенный за городом, был дворцом и торговым центром султана начала XIV века. Другие отличительные особенности включают дамбы и платформы у входа в гавань, сделанные из блоков рифов и кораллов высотой почти метр. Они действуют как волнорезы , позволяя расти мангровым зарослям , что является одним из способов заметить волнорез на расстоянии. Некоторые части дамбы сделаны из скальной породы, но обычно в качестве основания использовалась коренная порода. Коралловый камень использовался для строительства дамб, а песок и известь использовались для склеивания булыжников. Некоторые камни остались незакрепленными. [26]

Дворец Хусуни Кубвы — еще одно известное сооружение в Килве. Большая часть дворца была построена в 14 веке султаном аль-Хасаном ибн Сулейманом , который также построил пристройку к близлежащей Великой мечети Килва , хотя некоторые его части могут быть датированы 13 веком. по неизвестным причинам дворец был заселен лишь в течение короткого периода времени и заброшен до завершения строительства.

В истинном архитектурном стиле суахили сооружение было построено из кораллового камня на высоком утесе с видом на Индийский океан . Он состоит из трех основных элементов: южного двора, используемого в основном для торговли; жилой комплекс, включающий более ста отдельных номеров; и широкая лестница, ведущая к мечети на пляже.

Другие примечательные особенности включают павильон, который, вероятно, служил залом для приемов, и восьмиугольный бассейн. Вся Хусуни Кубва занимает площадь около двух акров. Коралловый тряпку заложили в известняковый раствор, а тесаный камень использовали для изготовления декоративных элементов, дверных косяков и сводов. Комнаты были высотой около 3 метров. Крыша была сделана из тесаных блоков известняка, уложенных на обрезные бревна, а полы были покрыты белой штукатуркой. Главный вход в Хусуни Кубва находится с берега.

Интерьер небольшой мечети в Килва Кисивани округа Килва Масоко, район Килва, регион Линди

Большая часть импортной глазурованной керамики, обнаруженной на этом месте, представляла собой китайский цвет селадона, хотя присутствовало несколько осколков керамики Инь Цин, а также фляга династии Юань, датируемая примерно 1300 годом нашей эры. Ни в « Хрониках Килвы» , ни в каких-либо других португальских источниках не описано здание, сравнимое с Хусуни Кубвой. [27]

Средневековое кладбище суахили Килва Кисивани в районе Килва Масоко, округ Килва, регион Линди, WHS ЮНЕСКО

Маленький Хусуни

[ редактировать ]

Хусуни Ндого («Маленький дворец») построен из коралловых обломков и известнякового раствора. Прямоугольная стена окружает комплекс, а на каждом углу стоит башня. Фундамент простирается на два метра ниже уровня земли. Судя по всему, он был построен как форт, но его точные цели и использование неизвестны. Есть некоторые свидетельства того, что какое-то время оно использовалось как мечеть. Архитектурно он отличается от других зданий вдоль побережья и напоминает здания, построенные при халифах Омейядов примерно в 661-750 годах нашей эры. Однако вопрос о том, связано ли это сооружение с арабскими постройками или даже датируется ими, остается неясным, хотя это кажется маловероятным. [27]

Лодка на Килва Кисивани в округе Килва Масоко, округ Килва, регион Линди, WHS ЮНЕСКО

Тюрьма Форт

[ редактировать ]
Тюрьма, Килва Кисивани, район Килва Масоко, округ Килва, регион Линди

Форт Гереза ​​(также называемый Арабским фортом) [28] расположен между дворцом Макутани и Великой мечетью. Есть некоторые свидетельства того, что первоначальная структура форта была португальской, а нынешняя форма форта соответствует типичным оманским фортам. [29] Слово Гереза ​​на языке суахили означает тюрьму, что, возможно, указывает на использование форта в качестве здания для содержания рабов в Омане в конце 18-го - конце 19-го века после краха цивилизации суахили после прибытия португальцев в конце 16 века. [30]

Изображение города Килва 1572 года из атласа Георга Брауна и Франса Хогенберга Civitates orbis terrarum .

Большая часть истории Килвы была написана оманскими и европейскими колониальными администраторами в 19 веке. Было много противоречивых свидетельств о происхождении и роли иностранных иммигрантов в истории Килвы. [31] Историки Джон Торнтон и Линда Хейвуд из Бостонского университета подсчитали, что из африканцев, захваченных и затем проданных в рабство, около 90% были порабощены другими африканцами, которые продали их иностранным торговцам. Рабство было прекращено из-за британской интервенции на Занзибаре. [ нужна ссылка ]

Согласно местному устному преданию, в 11 веке остров Килва Кисивани был продан Али бин Хасану, сыну «короля» Шираза , в Персии. Другая традиция гласит, что его мать была сомалийкой . [ нужна ссылка ] Али бин Аль-Хасану приписывают основание островного города и женитьбу на дочери местного короля. Хотя именно ему приписывают основание, он прибыл в уже населенный район. Однако он пришел к власти, и ему приписывают укрепление города и увеличение торговли. [7] Традиция также гласит, что именно ребенок этого союза основал султанат Килва. Археологические и документальные исследования показали, что в течение следующих нескольких столетий Килва превратилась в крупный город и ведущий торговый центр на южной половине побережья Суахили (примерно от нынешней границы Танзании и Кении на юг до устья Замбези реки ). ), активно торгуя с государствами юго-восточной части Африки вплоть до Зимбабве. Торговля велась в основном золотом, железом, слоновой костью и другими продуктами животного происхождения из внутренних районов, бусами, тканями, ювелирными изделиями, фарфором и специями из Азии. Напротив, нет никаких свидетельств существования шиитского ислама, основанного на ширази , в Килве и на всем восточноафриканском побережье. [31]

К 12 веку, под властью династии Абу-Мавахибов, Килва стала самым могущественным городом на побережье Суахили. В зените своего могущества в 15 веке султанат Килва претендовал на власть над городами-государствами Малинди , Мвита (Момбаса), островом Пемба , Занзибаром , островом Мафия , Коморо , Софалой и торговыми факториями через Ла-Манш на Мадагаскаре .

Ибн Баттута записал свой визит в город около 1331 года и положительно отозвался о щедрости, смирении и религии его правителя, султана аль-Хасана ибн Сулеймана . Ибн Баттута также описывает, как султан входил во внутренние районы и совершал набеги на людей, забирая рабов и другие виды богатства. Его также особенно впечатлила планировка города, и он считал, что это стало причиной успеха Килвы на побережье. [32] С этого периода началось строительство дворца Хусуни Кубвы и значительная пристройка к Великой мечети Килва , построенной из коралловых камней, крупнейшей мечети такого рода. Килва был важным и богатым городом для торговли золотом. Из-за торговли некоторые люди, жившие в Килве, имели более высокий уровень жизни, но многие другие были бедны. Богатые пользовались водопроводом в своих каменных домах, а бедняки жили в глинобитных хижинах с соломенными крышами. [33]

В начале 16 века Васко да Гама вымогал дань у богатого исламского государства. В 1505 году другое португальское войско под командованием Д. Франсиско де Алмейды взяло под свой контроль остров после его осады. Он оставался в руках португальцев до 1512 года, когда арабский наемник захватил Килву после того, как португальцы покинули свой форпост. [ нужна ссылка ] . Город частично восстановил свое прежнее процветание, но в 1784 году был завоеван оманскими правителями Занзибара . [ нужна ссылка ] В 1776 году король Килвы подписал договор с французским купцом о поставке 1000 рабов в год по двадцать пиастров за каждого и два пиастра в подарок королю. [34] После завоевания Омана французы построили и укомплектовали форт на северной оконечности острова, но сам город был заброшен в 1840-х годах. Позже он был частью колонии Германской Восточной Африки с 1886 по 1918 год.

Здоровье и образование

[ редактировать ]

Поскольку постоянное население острова составляет менее 1000 человек, здесь есть одна школа - Средняя школа Ляхи Коран. Старшие студенты переезжают на материк для дальнейшего образования. На острове нет медицинских учреждений, поэтому жителям приходится добираться на лодке до материка, чтобы получить медицинские услуги либо в городском медицинском центре Масока, либо в диспансере Масоко БАКВАТА, оба в Килва-Масоко . [35]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Отдел антиквариата» . Проверено 21 июля 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Руины Килва Кисивани и руины Сонго Мнара» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 июля 2021 г.
  3. ^ «Сайты древностей» (PDF) . Проверено 21 июля 2022 г.
  4. ^ Накамура, Ре. «Остров Килва, окружающие острова и побережье» . Проверено 24 июля 2021 г.
  5. ^ «Уталии | Окружной совет Килвы» . kilwadc.go.tz . Проверено 24 июля 2021 г.
  6. ^ Ичумбаки, Эльгидиус; Муниси, Нима. «Килва и его окрестности». Оксфордские исследовательские энциклопедии: История Африки .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Элкисс, Терри А. (1973). «Килва Кисивани: Расцвет восточноафриканского города-государства». Обзор африканских исследований . 16 (1): 119–130. дои : 10.2307/523737 . JSTOR   523737 . S2CID   143959236 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Поллард, Эдвард Джон (2008). «Морской пейзаж Килва-Кисивани и его региона, Танзания, 11-15 века нашей эры». Журнал антропологической археологии . 27 (3): 265–280. дои : 10.1016/j.jaa.2008.07.001 .
  9. ^ Кимамбо, Н.; Мэддокс, Х. (2017). Новая история Танзании . Копье и Змея. ISBN  978-9987-08-386-2 . ОСЛК   1101030135 .
  10. ^ Флейшер, Джеффри; Винн-Джонс, Стефани (2012). «В поисках смысла в древних пространственных практиках суахили». Афр-археол преп . 29 (2–3): 171–207. дои : 10.1007/s10437-012-9121-0 . S2CID   144615197 .
  11. ^ Чами, Феликс А. (1998). «Обзор археологии суахили». Африканский археологический обзор . 15 (3): 199–218. дои : 10.1023/а:1021612012892 . S2CID   161634040 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Винн-Джонс, Стефани (2007). «Создание городских сообществ в Килва Кисивани, Танзания, 800–1300 гг. н.э.». Античность . 81 (312): 368–380. дои : 10.1017/s0003598x00095247 . S2CID   159590703 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Бриэль, Эстер С.; Флейшер, Джеффри; Винн-Джонс, Стефани; Сирак, Кендра; Брумандхошбахт, Насрин; Каллан, Ким; Кертис, Элизабет; Илиев, Лора; Лоусон, Энн Мари; Оппенгеймер, Йонас; Цю, Лицзюнь; Стюардсон, Кристин; Уоркман, Дж. Ной; Залзала, Фатма; Айодо, Джордж (март 2023 г.). «Переплетение африканских и азиатских генетических корней средневековых народов побережья Суахили» . Природа . 615 (7954): 866–873. Бибкод : 2023Natur.615..866B . doi : 10.1038/s41586-023-05754-w . ISSN   1476-4687 . ПМЦ   10060156 . ПМИД   36991187 .
  14. ^ Читтик, Невилл (1974). Килва: исламский торговый город на восточноафриканском побережье . Британский институт в Восточной Африке. OCLC   278134885 .
  15. ^ «Прошлые действия» . чам-ассо (на французском языке) . Проверено 17 апреля 2024 г.
  16. ^ «Место — Килва Кисивани — Руины суахили» . сайт oldproject.org . Проверено 2 октября 2019 г.
  17. ^ Рютер, Хайнц; Раджан, Рахим С. (2007). «Документирование африканских мест: проект Алука». Журнал Общества историков архитектуры . 66 (4): 437–443. дои : 10.1525/jsah.2007.66.4.437 . ISSN   0037-9808 . JSTOR   10.1525/jsah.2007.66.4.437 .
  18. ^ Рютер, Хайнц (2002). «База данных африканского наследия: виртуальное сохранение прошлого Африки» (PDF) . Международное общество фотограмметрии и дистанционного зондирования . Проверено 2 октября 2019 г.
  19. ^ Уайлд, Сара (18 декабря 2018 г.). «Великие объекты наследия Африки наносятся на карту с помощью точечных лазеров» . Кварц Африки . Проверено 30 октября 2019 г.
  20. ^ Фриман-Гренвилл, Средневековая история побережья Танганьики (1962): 122–125.
  21. ^ Читтик, Килва, исламский торговый город на восточноафриканском побережье (1974): 61–65.
  22. ^ Фриман-Гренвилл, Средневековая история побережья Танганьики (1962): 122–125.
  23. ^ Читтик, Килва, исламский торговый город на восточноафриканском побережье (1974): 61–65.
  24. ^ Проект Университета Ага Хана «Расписные потолки в Индийском океане» ( https://www.aku.edu/ismc/research/mcio/Pages/heritage.aspx ).
  25. ^ Прадинес, «Михраб суахили: эволюция исламской архитектуры в Африке к югу от Сахары» (2003): 360–361.
  26. ^ Поллард, Эдвард (2008). «Межприливные дороги и платформы городов-государств Килва Кисивани 13-16 веков, Танзания». Международный журнал морской археологии . 1 (37): 98–114. Бибкод : 2008IJNAr..37...98P . дои : 10.1111/j.1095-9270.2007.00167.x . S2CID   161753263 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Читтик, Невилл (1963). «Килва и арабское поселение на восточноафриканском побережье». Журнал африканской истории . 4 (2): 179–190. дои : 10.1017/s0021853700004011 . JSTOR   179533 . S2CID   162405832 .
  28. ^ Кольцо, Труди; Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пауль (5 марта 2014 г.). Ближний Восток и Африка: Международный словарь исторических мест . Рутледж. п. 429. ИСБН  978-1-134-25986-1 .
  29. ^ Петерсен, Эндрю (11 марта 2002 г.). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 153. ИСБН  978-1-134-61366-3 .
  30. ^ «Место — Килва Кисивани — Руины суахили» . www.zamaniproject.org . Проверено 24 июля 2021 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Копье, Томас (1984). «Ширази в традициях, культуре и истории суахили» . История в Африке . 11 : 291–305. дои : 10.2307/3171638 . ISSN   0361-5413 . JSTOR   3171638 . S2CID   162212370 .
  32. ^ Данн, Росс Э. (2005). Приключения Ибн Баттуты, мусульманского путешественника четырнадцатого века (Пересмотренная редакция с новым предисловием). Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0520243854 .
  33. ^ Путешествия Ибн Баттуты
  34. ^ История Африки – Суахили – Города-сады: взлет и падение . bbc.co.uk
  35. ^ «Среднее образование | Окружной совет Килвы» . kilwadc.go.tz . Проверено 24 июля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Читтик, Х. Невилл (1974), Килва: исламский торговый город на восточноафриканском побережье (2 тома) , Найроби: Британский институт в Восточной Африке . Том 1: История и археология; Том 2: Находки.
[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Исторические места Килвы , 4:06, Всемирный фонд памятников [1]
значок видео Килва Кисивани, Танзания , 8:49, Smarthistory [2]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a3b5003db8a73314c77c35d72ca1cb9__1721374980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/b9/7a3b5003db8a73314c77c35d72ca1cb9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kilwa Kisiwani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)