Башня Сонго
Руины башни Сонго | |
---|---|
![]() Внутри главного здания | |
Тип | Урегулирование |
Расположение | Район Килва , регион Линди , ![]() |
Координаты | 9 ° 2'58 "ю.ш., 39 ° 34'2" в.д. / 9,04944 ° ю.ш., 39,56722 ° в.д. |
Построен | 9 век |
Архитектурный стиль (ы) | Суахили архитектура |
Руководящий орган | Отдел древностей Министерства природных ресурсов и туризма [1] |
Владелец | Правительство Танзании |
Официальное название | Руины Килва Кисивани и руины башни Сонго |
Тип | Культурный |
Критерии | III |
Назначен | 1981 г. (5-я сессия ) |
Справочный номер. | 144 |
Регион ЮНЕСКО | Африка |
Находящийся под угрозой исчезновения | 2004–2014 [2] |
Официальное название | Руины башни Сонго |
Тип | Культурный |
Сонго Мнара — историческое поселение суахили , расположенное на острове Сонго Мнара в Панде Микома , округ Килва в регионе Линди в Танзании . На острове находится средневековый каменный город на суахили . Каменный город был заселен с 14 по 16 века. [3] Сонго Мнара был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с близлежащим каменным городом Килва Кисивани . [4] Всего на острове археологи обнаружили шесть мечетей, четыре кладбища, два десятка жилых кварталов и три закрытых открытых пространства. [5] Сонго Мнара была построена из грубого коралла и строительного раствора . [6] Этот каменный город был построен как один из многих торговых городов на берегу Индийского океана. [4] Это место является зарегистрированным Национальным историческим памятником . [7]
Планировка городов суахили
[ редактировать ]Археологи анализировали планировку каменных городов на побережье Суахили , в основном уделяя особое внимание взаимосвязи мечетей и домов, чтобы понять роль побережья Суахили в исламской культуре, функции конкретных городов, а также сложную экономическую и ритуальный процесс владения землей. [5] Открытые пространства в городах использовались для обеих функциональных целей социальной организации. Кладбища находятся как внутри, так и за пределами городских стен. [5] Планировка Сонго Мнара типична для каменных городов побережья Суахили, хотя его стена является уникальной особенностью. [5]
Раскопки
[ редактировать ]Раскопки помогли археологам лучше понять образ жизни Сонго Мнара. Было раскопано множество различных участков, в том числе несколько из более чем 40 домов, найденных вокруг каменного города. В доме 44, доме 23 за пределами домов, возле могилы и колодца вырыты траншеи. [8] Было найдено множество различных типов артефактов, хотя лишь немногие из них были обнаружены внутри раскопанных домов. [5] Археологи тщательно нанесли на карту и записали свои находки. [8]
Дом 44 был важной областью исследований из-за сложности комнат и того факта, что это был индивидуальный дом. В этом доме в каждой комнате были раскопки, каждая траншея имела свой номер. В юго-западной комнате находился испытательный блок размером 1х1 м, копавшийся медленно из-за слоев керамики. Раскопки прекратились, когда они достигли уровня штукатурки под полом.На юго-западной стороне дома был еще один, размером примерно 4 х 2,25 метра. В этой комнате также была найдена керамика. Следующая комната находилась в центре дома, где среди слоев щебня нашли штукатурку и кораллы. В этом помещении прекратили раскопки на оштукатуренном полу. Также были проведены раскопки в прихожей, юго-восточной комнате и задней комнате дома. [8] Керамика, найденная в доме 44, относится к XV веку. [8]
Дом 23 расположен в юго-западном углу Сонго Мнара. Из-за нехватки времени из этого дома были взяты только образцы, а не раскопаны полностью. Во дворе дома поставили блок 4х1м. Во время раскопок были обнаружены ступени и пол, сделанный из коралловой породы. [8] Следующей комнатой была центральная комната, в которой был установлен блок размером 2 х 2 метра. Оштукатуренного пола, подобного тому, что был найден в доме 44, не было. [8]
Дома 31, 40 и 34 были раскопаны во время полевой школы в Сонго Мнара в 2011 году. Предварительные исследования были проведены во время полевой школы в 2009 году. Внутри дома было шесть участков, которые археологи обследовали во время раскопок домов в Сонго Мнара в 2009 году. В каждом доме снова были обнаружены оштукатуренные полы и присутствовали артефакты. У одного из главных входов была обнаружена керамика, которая показала высокую активность. [9] В задней комнате, которая была протестирована, не наблюдалось той же активности, что в передних комнатах, потому что они были слишком аккуратными по сравнению с передней комнатой. Во время этой полевой школы под полом были найдены монеты типа Килва. Вся информация, найденная в этих домах, показала, что не только открытое пространство было общим, но и дома также были общими на этом участке. [9]
Во время полевой школы 2009 года проводились раскопки на просторах Сонго Мнара. Вся деятельность организована структурами, которые отделяют частное пространство от публичного. Если посмотреть на него с археологической точки зрения, можно увидеть множество объектов активности, обнаруженных в слоях керамики и других артефактах. [10] Монеты также были найдены на открытых площадках, учитывая все имеющиеся там открытые площадки, поскольку открытые площадки используются для деятельности, которая обычно находится снаружи. [10] В 2011 году в полевой школе в Сонго Мнара открытая территория также рассматривалась с помощью лопаточных ям, на этот раз для того, чтобы выяснить, что почва может рассказать человеку об этом участке. Были также вырыты траншеи, свидетельствующие о том, что эти территории были связаны с хозяйственной деятельностью. [9]
Во время полевой школы 2011 года мечети осматривались, в отличие от полевой школы 2009 года в Сонго Мнара. Центральную мечеть осмотрели, чтобы понять Сонго Мнара. Глядя на могилы, было очевидно, что люди заботились о тех, кого похоронили после того, как их впервые похоронили. [9]
В исследовании 2023 года, проведенном Бриелле и др., использовались раскопанные останки на месте археологических раскопок для анализа моделей ДНК в рамках более крупного проекта по отслеживанию инородной смеси ДНК вдоль побережья Суахили. Анализ древней ДНК был завершен в человеческих останках семи особей Сонго Мнара, чтобы определить пропорции последовательностей ДНК, подобных «африканским, персидским и индийским». Однако археологи и генетики не смогли предоставить достоверные данные о многих особях Сонго Мнара. Анализ ДНК показал, что по крайней мере один человек Сонго Мнара соответствует трехрегиональной модели ДНК Индии, Персии и Древней Африки. Имелось достаточно доказательств ДНК, указывающих на персидское происхождение. Однако большее количество образцов и «данные более высокого качества» увеличили бы количество выводов, которые можно было бы сделать на этом сайте. [11]
По оценкам, внедрение чужеродной ДНК произошло между 708–1219 годами нашей эры. Однако авторы указывают, что это, вероятно, происходило на протяжении «нескольких поколений» и что с тех пор постоянно происходило смешение евразийского и африканского населения. Эти результаты согласуются с историями, рассказанными в « Хрониках Килвы» . [11]
Геоархеология
[ редактировать ]Сонго Мнара — остров, построенный на скале и песчаных недрах. Его близость к эпицентру Килва-Кисивани и ограниченная заселенность делают его благоприятным районом для геоархеологических исследований. [4] В 2011 году были взяты образцы почвы из Сонго Мнара, и геоархеологи провели микростратиграфический химический и фитолитовый анализы, чтобы отличить то, что отложилось естественным путем, от того, что отложилось жителями острова. [12] Были протестированы два открытых пространства: одно в северной части Сонго Мнара, а другое в южной части. Пробы также были взяты из комнат, содержащих наполнитель, и с полов домов. [12] В пробах из дома 44 обнаружено большое количество фитолитов пальм, что не является естественным явлением. [12]
Общественные места
[ редактировать ]Исследование, проведенное в общественном пространстве Сонго Мнара, направлено на то, чтобы увидеть, как городские центры могут помочь нам понять планировку городов. [13] Внутри стены, окружающей город, есть много пространства без какой-либо архитектуры и общественного пространства. И кладбища, и мечети также считаются общественными местами. Археологические исследования, фитолиты и методы микроморфологии — это новый взгляд на общественное пространство. При проведении этого исследования были рассмотрены семь различных мест: западная береговая линия и районы, связанные с жилищами из плетня и глины. [13] В этих областях хранится большое количество разнообразных артефактов, связанных с домами на открытом пространстве. При просмотре геохимических данных было обнаружено, что в районах западного берега и районах, связанных с глинобитными домами, наблюдалась большая активность человека. [13] В третьем месте рассматривалось пространство, а также общественные места и кладбище/мечеть. Во время тестирования этой области были обнаружены железные инструменты в первичном контексте, что указывает на то, что в Сонго Мнара существовало кузнечное дело по железу. [13] Четвертое место — это могилы и гробницы в центральной части, где показаны люди, увековечивающие память людей, которые там были похоронены. В память о похороненных были выпущены монеты Килва в память о похороненном там близком человеке. Были найдены керамические черепки, которые предназначались для подношений в память о погребенных. [13] Пятая локация — мечеть и кладбище. В этом разделе изучалось расположение указателей и расположение мечетей. Геофизики осмотрели почву, подходящую для захоронения, и никакого инвентаря обнаружено не было. [13] Шестая локация — общественный колодец, что показывает, что это самое уединенное место из всех. Также была куча при раскопках вокруг колодца с различными артефактами. [13] Последнее место, которое рассматривалось, — это северное общественное пространство, которое, как показали исследования фитолитов, возможно, имело садовые участки или фруктовые сады в этом районе. В ходе раскопок на этом участке были найдены разнообразные предметы быта и быта, поскольку оно располагалось очень близко к домам. [13] Если рассматривать общественные места в Мнаре, то можно выделить три различных области общественных пространств: организованные центры, зеленые зоны и зоны, застроенные неэлитными членами. [13]
Дома как общественные места
[ редактировать ]Исследователи изучили планировку дома 44. [14] В задних комнатах находились артефакты, а в прихожей в образце почвы были обнаружены лишь следы пальмовых фитолитов. В каждой задней комнате наблюдались признаки активности, отличной от открытой. Раскопки многих других домов повторяют то, что было замечено в доме 44. [14] Прихожая в доме 31 и центральная комната в доме 23 отличались от соответствующих комнат в доме 44, отчасти потому, что дом 23 больше, чем дом 44. [14] Артефакты, обнаруженные в каждой комнате каждого дома, предполагали разные виды деятельности. Монеты в кучах мусора и захоронения в задней комнате позволяют предположить, что дом был не частным, а общественным местом для ведения бизнеса. Это отличается от того, как в прошлом исследовались прибрежные дома на суахили. [14] Факты свидетельствуют о том, что то, что происходит в торговом городе, проявляется и в домах, в которых живут люди. Это показывает, что не всегда существует определенный способ определить, что является общественным пространством, а что — частным пространством. [14]
Монеты типа Килва
[ редактировать ]Монеты датируются 11-16 веками. Монет было больше, чем монет, которые не были разборчивыми. [15] Они были обнаружены при раскопках в Сонго Мнара, в основном в слоях пола. Насир ад-Дунья, 'Али б. аль-Хасан и аль-Хасан б. Сулейман — это типы, найденные на этом месте. «Насир ад-Дунья» было нелегко читать из-за плохой сохранности. 'Али б. Маркировки аль-Хасана составляют большинство типов монет Килва в Сонго Мнара. [15] Монеты могли остаться на поверхности от других людей, поскольку они появились раньше, когда это место было занято, из-за дат, предшествующих оккупации этого места. [15]
Торговля
[ редактировать ]Торговля на побережье Суахили велась с Китаем, Индией и другими странами, которые вели торговлю в Индийском океане. [16] Если посмотреть на тех, кто торговал с Сонго Мнарой, то были обнаружены свидетельства наличия керамических осколков из Китая и Юго-Восточной Азии. Китайская керамика представляла собой бело-голубой фарфор и керамогранит с зеленой глазурью, датируемый 14 веком. [16] Изделия из Юго-Восточной Азии представляли собой неглазурованный керамогранит с зеленой глазурью из Тхи. Из-за сельскохозяйственных работ, которые велись на этом месте, было обнаружено лишь небольшое количество импортных товаров. Керамика, найденная в Сонго Мнара, была товаром для обмена. [16]
Документация с помощью 3D-лазерного сканирования
[ редактировать ]В период с 2005 по 2009 год проект Замани задокументировал некоторые руины суахили на Сонго Мнара с помощью наземного 3D-лазерного сканирования . [17] [18] [19] Задокументированные на Сонго Мнаре сооружения включают: дворец, мечеть и ряд жилых зданий. Некоторые текстурированные 3D-модели, панорамные туры, фасады, разрезы и планы доступны на сайте www.zamaniproject.org .
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отдел антиквариата» . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Руины Килва Кисивани и руины Сонго Мнара в Танзании исключены из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, находящегося под угрозой, на ЮНЕСКО . веб-сайте
- ^ Стетцель, Джек (2011). «Полевой отчет: археологические исследования острова Сонго Мнара». Ньяме Акума . 76 : 9–14.
- ^ Перейти обратно: а б с Уэлхэм, К.; Флейшер, Дж.; Читам, П.; Мэнли, Х.; Стил, К.; Винн-Джонс, С. (2014). «Геофизические исследования в Африке к югу от Сахары: магнитные и электромагнитные исследования объекта всемирного наследия ЮНЕСКО Сонго Мнара, Танзания». Археологическая разведка . 21 (4): 255–262. дои : 10.1002/arp.1487 . hdl : 1911/97372 . S2CID 56425826 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флейшер, Джеффри; Винн-Джонс, Стефани (2012). «В поисках смысла в древних пространственных практиках суахили». Африканский археологический обзор . 29 (2–3): 171–207. дои : 10.1007/s10437-012-9121-0 . S2CID 144615197 .
- ^ Флейшер, Джеффри. «Как используется общественное пространство в древних городах: пример Сонго Мнара, средневекового города на суахили в Танзании» (PDF) . Проверено 20 октября 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Сайты древностей» (PDF) . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Флейшер, Джеффри; Винн-Джонс, Стефани. «Археологические исследования в Сонго Мнара, Танзания: городское пространство, социальная память и материальность на южном побережье Суахили XV и XVI веков» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Винн-Джонс, Стефани; Флейшер, Джеффри (декабрь 2011 г.). «Археологические исследования в Сонго Мнара, Танзания, 2011». Ньяме Акума . 76 : 3–8.
- ^ Перейти обратно: а б Винн-Джонс, Стефани; Флейшер, Джеффри (июнь 2010 г.). «Археологические исследования в Сонго Мнара, Танзания, 2009 г.». Ньяме Акума . 73 : 2–9.
- ^ Перейти обратно: а б Бриэль, Эстер С.; Флейшер, Джеффри; Винн-Джонс, Стефани; Сирак, Кендра; Брумандхошбахт, Насрин; Каллан, Ким; Кертис, Элизабет; Илиев, Лора; Лоусон, Энн Мари; Оппенгеймер, Йонас; Цю, Лицзюнь; Стюардсон, Кристин; Уоркман, Дж. Ной; Залзала, Фатма; Айодо, Джордж (март 2023 г.). «Переплетение африканских и азиатских генетических корней средневековых народов побережья Суахили» . Природа . 615 (7954): 866–873. doi : 10.1038/s41586-023-05754-w . ISSN 1476-4687 . ПМК 10060156 . ПМИД 36991187 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сулас, Федерика; Маделла, Марко (2012). «Археология на микромасштабе: микроморфология и фитолиты в каменном городе на суахили». Археологические и антропологические науки . 4 (2): 145–159. дои : 10.1007/s12520-012-0090-7 . hdl : 10261/95756 . S2CID 129102017 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Флейшер, Джеффри (2014). «Сложность общественного пространства в городе Сонго Мнара на суахили, Танзания». Журнал антропологической археологии . 35 : 1–22. дои : 10.1016/j.jaa.2014.04.002 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Винн-Джонс, Стефани (2013). «Общественная жизнь каменного дома суахили, XIV-XV вв. н. э.» . Журнал антропологической археологии . 32 (4): 759–773. дои : 10.1016/j.jaa.2013.05.003 .
- ^ Перейти обратно: а б с Флейшер, Джеффри; Винн-Джонс, Стефани (2010). «Монеты типа Килва из Сонго Мнара, Танзания: новые находки и хронологические последствия». Нумизматическая хроника . 179 : 491–506.
- ^ Перейти обратно: а б с Чжао, Бин (март 2012 г.). «Глобальная торговля и космополитическая материальная культура суахили: керамические осколки в китайском стиле из Сане я Кати и Сонго Мнара (Килва, Танзания)». Журнал всемирной истории . 23 : 41–85. дои : 10.1353/jwh.2012.0018 . S2CID 144646037 .
- ^ «Место — Сонго Мнара — руины суахили» . zamaniproject.org . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Рутер, Хайнц. «БАЗА ДАННЫХ АФРИКАНСКОГО НАСЛЕДИЯ — ВИРТУАЛЬНОЕ СОХРАНЕНИЕ ПРОШЛОГО АФРИКИ» (PDF) . www.isprs.org .
- ^ Хайнц Рютер, Кристоф Хелд, Рошан Бурта, Ральф Шредер, Стивен Вессельс (2011). «Проблемы с документацией наследия с помощью наземного лазерного сканирования» (PDF) . zamaniproject.org .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья в журнале Archeology Magazine о Сонго Мнаре: каменные города побережья суахили - журнал Archeology Magazine
- Руины Сонго Мнара , 8 мая 2023 г., статья в Atlas Obscura , много фотографий.