Jump to content

Михраб

Михраб в мечети-соборе Кордовы

Михраб ( араб . محراب , михраб , мн. محاريب махариб ) — ниша в стене мечети , указывающая кыблу , направление Каабы в Мекке , в сторону которой мусульмане должны смотреть во время молитвы. Таким образом, стена, в которой появляется михраб, является «стеной киблы».

Минбар имам , представляющий собой приподнятую платформу, с которой ( лидер молитвы) обращается к прихожанам, расположен справа от михраба.

Этимология

[ редактировать ]

Происхождение слова михраб сложное, и разные источники и ученые предлагали множество объяснений. [1] [2] Оно может происходить от древнеюжноаравийского (возможно, сабайского ) 𐩣𐩢𐩧𐩨 mḥrb , что означает определенную часть дворца , [3] а также «часть храма, где 𐩩𐩢𐩧𐩨 tḥrb (определенный тип видений)», достигается [4] [5] от корневого слова 𐩢𐩧𐩨 ḥrb «выполнять определенный религиозный ритуал (который сравнивается с боем или сражением и описывается как ночное отступление) в 𐩣𐩢𐩧𐩨 mḥrb храма». [4] [5] Возможно, это также связано с эфиопским ምኵራብ məkʷrab «храм, святилище». [6] [7] эквивалентом которого на сабайском языке является 𐩣𐩫𐩧𐩨 mkrb того же значения, [4] от корневого слова 𐩫𐩧𐩨 krb «посвящать» (родственно аккадскому 𒅗𒊒𒁍 karābu «благословлять» и родственно еврейскому כְּרוּב kerūḇ « херувим (любое из небесных существ, связавших Ковчег во внутреннем святилище )»).

Арабские лексикографы традиционно выводят это слово из арабского корня ح ر ب (Ḥ-RB), обозначающего «войну, борьбу или гнев» (который, хотя и родственен южноаравийскому корню, [8] однако не имеет никакого отношения к религиозным ритуалам), что заставляет некоторых интерпретировать его как «крепость» или «место битвы (с сатаной )». [9] последнее связано с тем, что михрабы являются частными молитвенными палатами. Последняя интерпретация, однако, имеет сходство с природой ритуала 𐩢𐩧𐩨 ḥrb .

Слово михраб изначально имело нерелигиозное значение и просто обозначало особую комнату в доме; например, тронный зал во дворце. Фатх аль-Бари (стр. 458), на основе авторитетных источников, предполагает, что михраб является «самым почетным местом царей» и «хозяином мест, передним и самым почетным». [ нужна полная цитата ] Мечети в исламе (стр. 13), [ нужна полная цитата ] В дополнение к арабским источникам, цитирует Теодора Нельдеке и других, которые считали, что михраб изначально обозначал тронный зал.

Впоследствии этот термин использовался исламским пророком Мухаммедом для обозначения своей частной молитвенной комнаты. [ нужна ссылка ] Из комнаты дополнительно открывался доступ в соседнюю мечеть, и Мухаммед входил в мечеть через эту комнату. Это первоначальное значение михраба то есть особой комнаты в доме – продолжает сохраняться в некоторых формах иудаизма , где михрабами называют комнаты, используемые для частного богослужения. [ нужна ссылка ] В Коране это слово (в сочетании с определенным артиклем) чаще всего используется для обозначения Святая Святых . Этот термин используется, например, в стихе «тогда он [т.е. Захария ] вышел к своему народу из михраба » [ 19:11 ] . [10] : 4 

Мраморный михраб VIII века, найденный в мечети аль-Хасаки в Багдаде , сейчас хранится в Музее Ирака.

Самые ранние михрабы обычно представляли собой простую полоску краски или плоскую каменную панель на стене киблы. [а] Возможно, изначально они имели функции, подобные максуре , обозначая не только место, где имам совершал молитвы, но и место, где выполнялись некоторые официальные функции, такие как отправление правосудия. [2] В мечети Пророка ( Аль-Масджид ан-Набави ) в Медине большой каменный блок первоначально обозначал северную стену, ориентированную на Иерусалим (первая кыбла), но на второй год он был перенесен на южную стену. ( периода хиджры 2 г. хиджры или 624 г. н. э. ), когда ориентация киблы была изменена в сторону Мекки. [11] Этот михраб также отмечал место, куда Мухаммед вонзал свое копье ( аназа или харба ) перед молитвой. [2]

Во время правления омейядского халифа Аль-Валида ибн Абд аль-Малика (Аль-Валид I, годы правления 705–715) мечеть Пророка была отремонтирована, а губернатор ( вали ) Медины Умар ибн Абд аль-Азиз , приказал сделать нишу для обозначения стены киблы (определяющей направление на Мекку), которая стала первой вогнутой нишей михраба. [12] : 24  [11] назывался михраб муджавваф Этот тип михраба в исторических арабских текстах . [2] [1] Происхождение этой архитектурной особенности обсуждается учеными. [2] Некоторые связывают это с апсидами христианских церквей , другие — с нишами буддийской архитектуры . [11] [2] Ниши уже были обычной чертой позднеантичной архитектуры до возникновения ислама, либо в виде полых пространств, либо для размещения статуй . Ниша михраба также могла быть связана с углублением или нишей, которая укрывала трон в некоторых королевских залах для аудиенций. [2]

Следующий самый ранний задокументированный вогнутый михраб — это тот, который был добавлен к мечети Омейядов в Дамаске , когда она была построена Аль-Валидом между 706 и 715 годами. [12] : 24  Затем в 710–711 годах к мечети Амра ибн аль-Аса в Фустате был добавлен михраб. [11] Впоследствии вогнутые михрабы получили широкое распространение во всем мусульманском мире и стали стандартным элементом мечетей. [11] [12] : 24  Самый старый сохранившийся сегодня вогнутый михраб — это мраморный михраб, хранящийся в Музее Ирака . Считается, что он датируется VIII веком и, возможно, был изготовлен на севере Сирии, а затем Аббасиды перенесли его в Великую мечеть аль-Мансура в Багдаде. Затем его снова перенесли в мечеть аль-Хасаки, построенную в 17 веке, где позже нашли и передали в музей. [11] [2] [13] : 29  Этот михраб представляет собой сочетание классических или позднеантичных мотивов, с нишей, окруженной двумя спиральными колоннами и увенчанной зубчатым капюшоном, похожим на ракушку. [11] [13] : 29  [10] : 5 

Пара подсвечников из османской турецкой мечети, конец 16 века.

В конце концов, нишу стали повсеместно понимать как обозначение стены киблы , и поэтому она стала использоваться в качестве элемента в других мечетях. Знак больше не был нужен. Сегодня михрабы различаются по размеру, но обычно богато украшены. [ нужна ссылка ] обычно По бокам михрабов стояли пары подсвечников, хотя свечи у них не зажигались. [14] В османских мечетях они делались из латуни, бронзы или чеканной меди, а их основания имели характерную форму колокола. [15]

В исключительных случаях михраб не следует направлению киблы , как, например, Масджид аль-Киблатайн или Мечеть Двух Кибл, где Мухаммед получил повеление изменить направление молитвы с Иерусалима на Мекку, таким образом, у него было два молитвенные ниши. В 1987 году мечеть отреставрировали, старую молитвенную нишу, обращенную к Иерусалиму, убрали, а обращенную к Мекке оставили. [16]

Архитектура

[ редактировать ]

Михрабы являются важной частью исламской культуры и мечетей. Поскольку они используются для указания направления молитвы, они служат важным центром внимания в мечети. Обычно они украшены декоративными деталями, которые могут представлять собой геометрические узоры, линейные узоры или каллиграфию. Это украшение также служит религиозной цели. Каллиграфические . украшения на михрабах обычно взяты из Корана и представляют собой посвящение Богу, чтобы слово Бога дошло до людей [17] Распространенным орнаментом среди михрабов является геометрическая листва, расположенная близко друг к другу, чтобы между рисунками не было пустого пространства. [17]

Великая мечеть Кордовы

[ редактировать ]

Михраб в Великой мечети Кордовы – это богато украшенное произведение искусства, привлекающее внимание. Это вклад Аль-Хакама II , который используется не только для молитвы. [18] Он используется как место встречи в мечети, где посетители могут поразиться ее красоте и позолоченным узорам. Вход покрыт мозаикой, «связанной с византийской традицией, созданной мастерами, посланными императором Никифором II. Эти мозаики простираются вдоль вуссуаров с геометрическим и растительным орнаментом, а также с надписями, в которых записаны стихи из Корана. ". [18] Этот михраб также немного отличается от обычного михраба своим масштабом. Он занимает целую комнату, а не только нишу. [19] Этот стиль михраба установил стандарт для других михрабов в регионе. [20] Использование подковообразной арки, резной лепнины и стеклянной мозаики произвело впечатление на эстетику михрабов, «хотя ни один другой сохранившийся михраб в Испании или западной части Северной Африки не является столь сложным». [20]

Великая мечеть Дамаска

[ редактировать ]
Михраб в Великой мечети Дамаска

Великая мечеть Дамаска была основана аль-Валидом в 706 году. [21] Она была построена как гипостильная мечеть, построенная с молитвенным залом, ведущим к михрабу, «на задней стене святилища расположены четыре михраба, два из которых — михраб сподвижников Пророка в восточной половине и большой михраб в конце трансепта». [21] Михраб украшен, как и остальная часть мечети, золотыми лозами и растительными изображениями. Лампа, которая когда-то висела в михрабе, была предположена как мотив жемчуга из-за признаков того, что купол михраба имеет зубчатые края. [22] Были и другие мечети, в которых были подобные михрабы, выполненные в той же теме, с зубчатыми куполами, «вогнутыми, как раковина или перламутровая раковина». [22] Первоначальный главный михраб мечети не сохранился, его много раз ремонтировали, а нынешний представляет собой замену, возникшую в результате ремонта после разрушительного пожара 1893 года. [22] [23] [11]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ КАК Кресвелл и некоторые более поздние ученые утверждали, что самый старый сохранившийся михраб - это плоская мраморная панель, известная как Михраб Сулеймана, найденная в высеченной в скале камере под Куполом Скалы в Иерусалиме, которую он приписал строительству Абда . аль-Малик в конце VII века. [11] Однако более поздние ученые датировали этот михраб IX или X веками на основании стилистических, палеографических и других исторических оснований. [2] Плоские михрабы иногда были популярны в эти периоды при династиях Тулунидов и Фатимидов . [11] [2]
  1. ^ Jump up to: а б Хури, Нуха Н.Н. (1998). «Михраб: от текста к форме» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 30 (1): 1–27. дои : 10.1017/S0020743800065545 . S2CID   161470520 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Михраб». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  3. ^ Липинский, Эдвард (2001). Семитские языки: Очерк сравнительной грамматики . Издательство Питерс. п. 224. ИСБН  978-90-429-0815-4 . Проверено 6 августа 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Биелла, Джоан Коупленд (2018). Словарь древнего южноарабского языка, сабейского диалекта . БРИЛЛ. ISBN  9789004369993 .
  5. ^ Jump up to: а б Словарь английского языка American Heritage® - михрабы (5-е изд.). Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. 2016. ISBN  978-0544454453 .
  6. ^ Диллманн, август; Мюнцингер, Вернер (1865). Словарь эфиопского языка с латинским индексом . Липсии, К.О. Вейгель. стр. 835–836 . Проверено 6 августа 2021 г.
  7. ^ Нёльдеке, Теодор (1910). Новый вклад в семитскую лингвистику / Теодор Нёльдеке . Страсбург: Карл Дж. Трюбнер. п. 52 . Проверено 6 августа 2021 г.
  8. ^ «Хранилище семитских корней — просмотр корня» . www.semiticroots.net . Проверено 6 августа 2021 г.
  9. ^ Шейхо, Мохаммад Амин (октябрь 2011 г.). Раскрытие секретов магии и волшебников . Amin-sheikho.com . Проверено 6 августа 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б Кубань, Доган (1974). Мусульманская религиозная архитектура, Часть I: Мечеть и ее раннее развитие . Брилл. ISBN  978-90-04-03813-4 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фехервари, Г. (1960–2007). «Михраб». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN  9789004161214 .
  12. ^ Jump up to: а б с Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN  9780300088670 .
  13. ^ Jump up to: а б Бренд, Барбара (1991). Исламское искусство . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-46866-5 .
  14. ^ Роджерс, Дж. М. (2008). Искусство ислама: сокровища из коллекции Насера ​​Д. Халили (переработанное и расширенное изд.). Абу-Даби: Компания по развитию туризма и инвестициям (TDIC). п. 295. OCLC   455121277 .
  15. ^ Халили, Насер Д. (2005). Хронология истории исламского искусства и архитектуры . Лондон: Стоит. п. 117. ИСБН  1-903025-17-6 . OCLC   61177501 .
  16. ^ «Мечеть Аль-Киблатайн — Проект Мадайн (ru)» . madainproject.com . Проверено 12 декабря 2021 г.
  17. ^ Jump up to: а б Терасаки, Стеффи. «Михраб» . курсы.washington.edu . Проверено 5 ноября 2019 г.
  18. ^ Jump up to: а б «Михраб» . Михраб . Проверено 5 ноября 2019 г.
  19. ^ «Мескита Кордовы | Значение Великой мечети Кордовы в десятом веке» . Архнет . п. 83 . Проверено 5 ноября 2019 г.
  20. ^ Jump up to: а б Блум, Джонатан М.; Шейла С., Блэр (2009). Блум, Джонатан М; Блэр, Шейла С. (ред.). «Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Рощи» . doi : 10.1093/acref/9780195309911.001.0001 . ISBN  9780195309911 . Проверено 17 ноября 2019 г.
  21. ^ Jump up to: а б Графман, Рафи; Розен-Аялон, Мириам (1999). «Две великие сирийские мечети Омейядов: Иерусалим и Дамаск». Мукарнас . 16 :8. дои : 10.2307/1523262 . JSTOR   1523262 .
  22. ^ Jump up to: а б с Наводнение, Финбарр Бэрри (2001). Великая мечеть Дамаска: исследования зарождения визуальной культуры Омейядов . БРИЛЛ. ISBN  9789004116382 .
  23. ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (1997). «Пережитки Омейядов и возрождение мамлюков: архитектура Калавунидов и Великая мечеть Дамаска». Мукарнас . 14 . Бостон: Брилл: 57–79. дои : 10.2307/1523236 . JSTOR   1523236 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39d31186ace6d8566c12e3a251954c38__1719314400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/38/39d31186ace6d8566c12e3a251954c38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mihrab - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)