Михраб

Михраб ( араб . محراب , михраб , мн. محاريب махариб ) — ниша в стене мечети , указывающая кыблу , направление Каабы в Мекке , в сторону которой мусульмане должны смотреть во время молитвы. Таким образом, стена, в которой появляется михраб, является «стеной киблы».
Минбар имам , представляющий собой приподнятую платформу, с которой ( лидер молитвы) обращается к прихожанам, расположен справа от михраба.
Этимология
[ редактировать ]Происхождение слова михраб сложное, и разные источники и ученые предлагали множество объяснений. [1] [2] Оно может происходить от древнеюжноаравийского (возможно, сабайского ) 𐩣𐩢𐩧𐩨 mḥrb , что означает определенную часть дворца , [3] а также «часть храма, где 𐩩𐩢𐩧𐩨 tḥrb (определенный тип видений)», достигается [4] [5] от корневого слова 𐩢𐩧𐩨 ḥrb «выполнять определенный религиозный ритуал (который сравнивается с боем или сражением и описывается как ночное отступление) в 𐩣𐩢𐩧𐩨 mḥrb храма». [4] [5] Возможно, это также связано с эфиопским ምኵራብ məkʷrab «храм, святилище». [6] [7] эквивалентом которого на сабайском языке является 𐩣𐩫𐩧𐩨 mkrb того же значения, [4] от корневого слова 𐩫𐩧𐩨 krb «посвящать» (родственно аккадскому 𒅗𒊒𒁍 karābu «благословлять» и родственно еврейскому כְּרוּב kerūḇ « херувим (любое из небесных существ, связавших Ковчег во внутреннем святилище )»).
Арабские лексикографы традиционно выводят это слово из арабского корня ح ر ب (Ḥ-RB), обозначающего «войну, борьбу или гнев» (который, хотя и родственен южноаравийскому корню, [8] однако не имеет никакого отношения к религиозным ритуалам), что заставляет некоторых интерпретировать его как «крепость» или «место битвы (с сатаной )». [9] последнее связано с тем, что михрабы являются частными молитвенными палатами. Последняя интерпретация, однако, имеет сходство с природой ритуала 𐩢𐩧𐩨 ḥrb .
Слово михраб изначально имело нерелигиозное значение и просто обозначало особую комнату в доме; например, тронный зал во дворце. Фатх аль-Бари (стр. 458), на основе авторитетных источников, предполагает, что михраб является «самым почетным местом царей» и «хозяином мест, передним и самым почетным». [ нужна полная цитата ] Мечети в исламе (стр. 13), [ нужна полная цитата ] В дополнение к арабским источникам, цитирует Теодора Нельдеке и других, которые считали, что михраб изначально обозначал тронный зал.
Впоследствии этот термин использовался исламским пророком Мухаммедом для обозначения своей частной молитвенной комнаты. [ нужна ссылка ] Из комнаты дополнительно открывался доступ в соседнюю мечеть, и Мухаммед входил в мечеть через эту комнату. Это первоначальное значение михраба – то есть особой комнаты в доме – продолжает сохраняться в некоторых формах иудаизма , где михрабами называют комнаты, используемые для частного богослужения. [ нужна ссылка ] В Коране это слово (в сочетании с определенным артиклем) чаще всего используется для обозначения Святая Святых . Этот термин используется, например, в стихе «тогда он [т.е. Захария ] вышел к своему народу из михраба » [ 19:11 ] . [10] : 4
История
[ редактировать ]
Самые ранние михрабы обычно представляли собой простую полоску краски или плоскую каменную панель на стене киблы. [а] Возможно, изначально они имели функции, подобные максуре , обозначая не только место, где имам совершал молитвы, но и место, где выполнялись некоторые официальные функции, такие как отправление правосудия. [2] В мечети Пророка ( Аль-Масджид ан-Набави ) в Медине большой каменный блок первоначально обозначал северную стену, ориентированную на Иерусалим (первая кыбла), но на второй год он был перенесен на южную стену. ( периода хиджры 2 г. хиджры или 624 г. н. э. ), когда ориентация киблы была изменена в сторону Мекки. [11] Этот михраб также отмечал место, куда Мухаммед вонзал свое копье ( аназа или харба ) перед молитвой. [2]
Во время правления омейядского халифа Аль-Валида ибн Абд аль-Малика (Аль-Валид I, годы правления 705–715) мечеть Пророка была отремонтирована, а губернатор ( вали ) Медины Умар ибн Абд аль-Азиз , приказал сделать нишу для обозначения стены киблы (определяющей направление на Мекку), которая стала первой вогнутой нишей михраба. [12] : 24 [11] назывался михраб муджавваф Этот тип михраба в исторических арабских текстах . [2] [1] Происхождение этой архитектурной особенности обсуждается учеными. [2] Некоторые связывают это с апсидами христианских церквей , другие — с нишами буддийской архитектуры . [11] [2] Ниши уже были обычной чертой позднеантичной архитектуры до возникновения ислама, либо в виде полых пространств, либо для размещения статуй . Ниша михраба также могла быть связана с углублением или нишей, которая укрывала трон в некоторых королевских залах для аудиенций. [2]
Следующий самый ранний задокументированный вогнутый михраб — это тот, который был добавлен к мечети Омейядов в Дамаске , когда она была построена Аль-Валидом между 706 и 715 годами. [12] : 24 Затем в 710–711 годах к мечети Амра ибн аль-Аса в Фустате был добавлен михраб. [11] Впоследствии вогнутые михрабы получили широкое распространение во всем мусульманском мире и стали стандартным элементом мечетей. [11] [12] : 24 Самый старый сохранившийся сегодня вогнутый михраб — это мраморный михраб, хранящийся в Музее Ирака . Считается, что он датируется VIII веком и, возможно, был изготовлен на севере Сирии, а затем Аббасиды перенесли его в Великую мечеть аль-Мансура в Багдаде. Затем его снова перенесли в мечеть аль-Хасаки, построенную в 17 веке, где позже нашли и передали в музей. [11] [2] [13] : 29 Этот михраб представляет собой сочетание классических или позднеантичных мотивов, с нишей, окруженной двумя спиральными колоннами и увенчанной зубчатым капюшоном, похожим на ракушку. [11] [13] : 29 [10] : 5

В конце концов, нишу стали повсеместно понимать как обозначение стены киблы , и поэтому она стала использоваться в качестве элемента в других мечетях. Знак больше не был нужен. Сегодня михрабы различаются по размеру, но обычно богато украшены. [ нужна ссылка ] обычно По бокам михрабов стояли пары подсвечников, хотя свечи у них не зажигались. [14] В османских мечетях они делались из латуни, бронзы или чеканной меди, а их основания имели характерную форму колокола. [15]
В исключительных случаях михраб не следует направлению киблы , как, например, Масджид аль-Киблатайн или Мечеть Двух Кибл, где Мухаммед получил повеление изменить направление молитвы с Иерусалима на Мекку, таким образом, у него было два молитвенные ниши. В 1987 году мечеть отреставрировали, старую молитвенную нишу, обращенную к Иерусалиму, убрали, а обращенную к Мекке оставили. [16]
Архитектура
[ редактировать ]Михрабы являются важной частью исламской культуры и мечетей. Поскольку они используются для указания направления молитвы, они служат важным центром внимания в мечети. Обычно они украшены декоративными деталями, которые могут представлять собой геометрические узоры, линейные узоры или каллиграфию. Это украшение также служит религиозной цели. Каллиграфические . украшения на михрабах обычно взяты из Корана и представляют собой посвящение Богу, чтобы слово Бога дошло до людей [17] Распространенным орнаментом среди михрабов является геометрическая листва, расположенная близко друг к другу, чтобы между рисунками не было пустого пространства. [17]
Великая мечеть Кордовы
[ редактировать ]Михраб в Великой мечети Кордовы – это богато украшенное произведение искусства, привлекающее внимание. Это вклад Аль-Хакама II , который используется не только для молитвы. [18] Он используется как место встречи в мечети, где посетители могут поразиться ее красоте и позолоченным узорам. Вход покрыт мозаикой, «связанной с византийской традицией, созданной мастерами, посланными императором Никифором II. Эти мозаики простираются вдоль вуссуаров с геометрическим и растительным орнаментом, а также с надписями, в которых записаны стихи из Корана. ". [18] Этот михраб также немного отличается от обычного михраба своим масштабом. Он занимает целую комнату, а не только нишу. [19] Этот стиль михраба установил стандарт для других михрабов в регионе. [20] Использование подковообразной арки, резной лепнины и стеклянной мозаики произвело впечатление на эстетику михрабов, «хотя ни один другой сохранившийся михраб в Испании или западной части Северной Африки не является столь сложным». [20]
Великая мечеть Дамаска
[ редактировать ]
Великая мечеть Дамаска была основана аль-Валидом в 706 году. [21] Она была построена как гипостильная мечеть, построенная с молитвенным залом, ведущим к михрабу, «на задней стене святилища расположены четыре михраба, два из которых — михраб сподвижников Пророка в восточной половине и большой михраб в конце трансепта». [21] Михраб украшен, как и остальная часть мечети, золотыми лозами и растительными изображениями. Лампа, которая когда-то висела в михрабе, была предположена как мотив жемчуга из-за признаков того, что купол михраба имеет зубчатые края. [22] Были и другие мечети, в которых были подобные михрабы, выполненные в той же теме, с зубчатыми куполами, «вогнутыми, как раковина или перламутровая раковина». [22] Первоначальный главный михраб мечети не сохранился, его много раз ремонтировали, а нынешний представляет собой замену, возникшую в результате ремонта после разрушительного пожара 1893 года. [22] [23] [11]
Галерея
[ редактировать ]- Михраб в мечети Султана Ибрагима в Ретимно.
- Михраб (молитвенная ниша); 1354–1355; мозаика из резных плиток с полихромной глазурью на каменной массе, закрепленных на растворе; 343,1 х 288,7 см, вес: 2041,2 кг; из Исфахана (Иран); Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Михраб в мечети Укба, также известной как Великая мечеть Кайруана ; этот михраб в своем нынешнем состоянии датируется 9 веком, Кайруан , Тунис.
- Михраб в Цепном куполе , Храмовая гора , Иерусалим.
- Михраб в мечети Кила-и-Кухна в Дели.
- Этот михраб взят из храма на могиле Имамзада Яйхи в Верамине , Иран, и сейчас установлен в музее на Гавайях .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ КАК Кресвелл и некоторые более поздние ученые утверждали, что самый старый сохранившийся михраб - это плоская мраморная панель, известная как Михраб Сулеймана, найденная в высеченной в скале камере под Куполом Скалы в Иерусалиме, которую он приписал строительству Абда . аль-Малик в конце VII века. [11] Однако более поздние ученые датировали этот михраб IX или X веками на основании стилистических, палеографических и других исторических оснований. [2] Плоские михрабы иногда были популярны в эти периоды при династиях Тулунидов и Фатимидов . [11] [2]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б Хури, Нуха Н.Н. (1998). «Михраб: от текста к форме» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 30 (1): 1–27. дои : 10.1017/S0020743800065545 . S2CID 161470520 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Михраб». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Липинский, Эдвард (2001). Семитские языки: Очерк сравнительной грамматики . Издательство Питерс. п. 224. ИСБН 978-90-429-0815-4 . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Биелла, Джоан Коупленд (2018). Словарь древнего южноарабского языка, сабейского диалекта . БРИЛЛ. ISBN 9789004369993 .
- ^ Jump up to: а б Словарь английского языка American Heritage® - михрабы (5-е изд.). Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. 2016. ISBN 978-0544454453 .
- ^ Диллманн, август; Мюнцингер, Вернер (1865). Словарь эфиопского языка с латинским индексом . Липсии, К.О. Вейгель. стр. 835–836 . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Нёльдеке, Теодор (1910). Новый вклад в семитскую лингвистику / Теодор Нёльдеке . Страсбург: Карл Дж. Трюбнер. п. 52 . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ «Хранилище семитских корней — просмотр корня» . www.semiticroots.net . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Шейхо, Мохаммад Амин (октябрь 2011 г.). Раскрытие секретов магии и волшебников . Amin-sheikho.com . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кубань, Доган (1974). Мусульманская религиозная архитектура, Часть I: Мечеть и ее раннее развитие . Брилл. ISBN 978-90-04-03813-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фехервари, Г. (1960–2007). «Михраб». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Jump up to: а б с Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 9780300088670 .
- ^ Jump up to: а б Бренд, Барбара (1991). Исламское искусство . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-46866-5 .
- ^ Роджерс, Дж. М. (2008). Искусство ислама: сокровища из коллекции Насера Д. Халили (переработанное и расширенное изд.). Абу-Даби: Компания по развитию туризма и инвестициям (TDIC). п. 295. OCLC 455121277 .
- ^ Халили, Насер Д. (2005). Хронология истории исламского искусства и архитектуры . Лондон: Стоит. п. 117. ИСБН 1-903025-17-6 . OCLC 61177501 .
- ^ «Мечеть Аль-Киблатайн — Проект Мадайн (ru)» . madainproject.com . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Терасаки, Стеффи. «Михраб» . курсы.washington.edu . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Михраб» . Михраб . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Мескита Кордовы | Значение Великой мечети Кордовы в десятом веке» . Архнет . п. 83 . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Блум, Джонатан М.; Шейла С., Блэр (2009). Блум, Джонатан М; Блэр, Шейла С. (ред.). «Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Рощи» . doi : 10.1093/acref/9780195309911.001.0001 . ISBN 9780195309911 . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Графман, Рафи; Розен-Аялон, Мириам (1999). «Две великие сирийские мечети Омейядов: Иерусалим и Дамаск». Мукарнас . 16 :8. дои : 10.2307/1523262 . JSTOR 1523262 .
- ^ Jump up to: а б с Наводнение, Финбарр Бэрри (2001). Великая мечеть Дамаска: исследования зарождения визуальной культуры Омейядов . БРИЛЛ. ISBN 9789004116382 .
- ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (1997). «Пережитки Омейядов и возрождение мамлюков: архитектура Калавунидов и Великая мечеть Дамаска». Мукарнас . 14 . Бостон: Брилл: 57–79. дои : 10.2307/1523236 . JSTOR 1523236 .