Мечеть Омейядов
Мечеть Омейядов | |
---|---|
الْجَامِع الْأُمَوِيМечеть Омейядов | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Статус | Нетронутый |
Расположение | |
Расположение | Дамаск , провинция Дамаск |
Страна | Сирия |
Двор мечети Омейядов в Старом Дамаске | |
Географические координаты | 33 ° 30'41 ″ с.ш. 36 ° 18'24 ″ в.д. / 33,51139 ° с.ш. 36,30667 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | исламский |
Стиль | Омейяды |
Завершенный | 715 г. н. э. |
Технические характеристики | |
Минарет (а) | 3 |
Высота минарета | 77 м (253 фута) |
Материалы | Камень, мрамор, плитка, мозаика |
Официальное название | Древний город Дамаск |
Тип | Культурный |
Критерии | я, ii, iii, iv, vi |
Назначен | 1979 г. (3-я сессия ) |
Справочный номер. | 20 |
Область | арабские государства |
Мечеть Омейядов ( араб . الجامع الأموي , латинизированная : аль-Джами аль-Умави ), также известная как Великая мечеть Дамаска , расположенная в старом городе Дамаска , столице Сирии , является одной из крупнейших и старейших мечетей в мир. Ее религиозное значение проистекает из эсхатологических сообщений о мечети и связанных с ней исторических событиях. Как христианская, так и мусульманская традиция считает его местом захоронения головы Иоанна Крестителя , традиция, берущая свое начало в VI веке. Две святыни внутри помещения посвящены исламского пророка Мухаммеда внуку Хусейну ибн Али , чье мученичество часто сравнивают с мученичеством Иоанна Крестителя и Иисуса.
Это место использовалось как молитвенный дом со времен железного века , когда арамеи построили на нем храм, посвященный своему богу дождя Хададу . Под римским правлением, начиная с 64 г. н.э., он был превращен в центр имперского культа Юпитера , римского бога дождя, став одним из крупнейших храмов Сирии. Когда империя в Сирии перешла под христианское византийское правление, император Феодосий I ( годы правления 379–395 ) превратил ее в собор и резиденцию второго по рангу епископа Антиохийского Патриархата .
После мусульманского завоевания Дамаска в 634 году часть собора была отведена под небольшой молитвенный дом ( мусалла ) для мусульманских завоевателей. По мере роста мусульманской общины Омейядов халиф аль-Валид I ( годы правления 705–715 ) конфисковал остальную часть собора для использования мусульманами, вернув христианам другую собственность в городе в качестве компенсации. Строение было практически снесено, а соборной мечети на его месте был построен большой комплекс . Новое сооружение строилось в течение девяти лет тысячами рабочих и ремесленников со всей исламской и византийской империй со значительными затратами и финансировалось за счет военных трофеев, завоеванных Омейядами , и налогов на арабские войска в Дамаске . В отличие от более простых мечетей того времени, мечеть Омейядов имела большой базилик с тремя параллельными нефами и перпендикулярным центральным нефом, ведущим от входа в мечеть ко второму в мире вогнутому михрабу (молитвенной нише). Мечеть была известна своими богатыми композициями из мраморных панелей и обширными золотыми панелями. мозаика растительных мотивов площадью около 4000 квадратных метров (43 000 квадратных футов), вероятно, самая большая в мире.
При правлении Аббасидов (750–860 гг.) были добавлены новые постройки, в том числе Купол Сокровищницы и Минарет Невесты, а мамлюки (1260–1516 гг.) предприняли серьезные реставрационные работы и добавили минарет Кайтбей. Мечеть Омейядов ввела новшества и оказала влияние на зарождающуюся исламскую архитектуру , а другие крупные комплексы мечетей, в том числе Великую мечеть Кордовы в Испании и мечеть аль-Азхар в Египте, основаны на ее модели. Хотя первоначальная структура несколько раз менялась из-за пожара, военного ущерба и ремонта, это одна из немногих мечетей, сохранившая ту же форму и архитектурные особенности, что и постройка 8-го века, а также свой омейядский характер .
Старый город Дамаска |
---|
Расположение мечети относительно Цитадели и дворца Азем |
История
[ редактировать ]Доисламский период
[ редактировать ]На месте мечети Омейядов засвидетельствовано место поклонения со времен железного века . Дамаск был столицей арамейского государства Арам -Дамаск большой храм, посвящённый Хадад-Рамману , а на месте нынешней мечети был возведен , богу грозы и дождя. Один камень остался от арамейского храма, датируемого правлением царя Азаила , и в настоящее время выставлен в Национальном музее Дамаска . [1]
Храм Хадад-Раммана продолжал играть центральную роль в городе, и когда Римская империя завоевала Дамаск в 64 г. до н. э., они ассимилировали Хадада со своим богом грома Юпитером . [2] Таким образом, они занялись проектом по реконфигурации и расширению храма под руководством уроженца Дамаска архитектора Аполлодора , который создал и воплотил в жизнь новый проект. [3]
Новый Храм Юпитера стал центром императорского культа Юпитера и послужил ответом на Второй Храм в Иерусалиме . [4] Храм Юпитера получил дальнейшие дополнения в раннеримский период, в основном инициированные первосвященниками, которые собирали пожертвования от богатых граждан Дамаска. [5] Восточные ворота двора были расширены во время правления Септимия Севера ( годы правления 193–211 ). [6] К IV веку храм был особенно известен своими размерами и красотой. Он был отделен от города двумя рядами стен. Первая, более широкая стена охватывала обширную территорию, включающую рынок, а вторая стена окружала настоящее святилище Юпитера. Это был самый большой храм в римской Сирии . [7]
В 391 году храм Юпитера был превращен в собор христианским императором Феодосием I ( годы правления 379–395 ). [8] Он служил резиденцией епископа Дамаска, который занимал второе место в Антиохийском Патриархате после самого патриарха. [9]
Омейядское строительство
[ редактировать ]Фундамент и строительство
[ редактировать ]Дамаск был захвачен арабскими мусульманскими войсками во главе с Халидом ибн аль-Валидом в 634 году. В 661 году Исламский халифат перешёл под власть династии Омейядов , которая избрала Дамаск административной столицей мусульманского мира . [11] Византийский собор продолжал использоваться местными христианами, но молитвенная комната ( мусалла ) для мусульман . в юго-восточной части здания была построена [12] [13] Мусалла не могла вместить быстро растущее число мусульманских верующих в Дамаске. В остальном в городе не хватало свободного места для большой общинной мечети . [14] Шестой халиф Омейядов аль-Валид I (годы правления 705–715) решил построить такую мечеть на месте собора в 706 году. [11]
Аль-Валид лично руководил проектом и приказал снести большую часть собора, включая мусаллу . Строительство мечети полностью изменило планировку здания, хотя и сохранило внешние стены теменоса ( святилища или внутреннего ограждения) храма римской эпохи. [12] [13] В то время как главное здание церкви (и храмов до нее) располагалось в центре прямоугольного ограждения, молитвенный зал мечети расположен у ее южной стены. Архитектор переработал колонны и аркады церкви, разобрав и переставив их в новую конструкцию. Профессор Ален Жорж заново исследовал архитектуру и дизайн этой первой мечети на этом месте с помощью трех ранее непереведенных стихотворений и описаний средневековых ученых. [15] [ соответствующий? ] Помимо использования в качестве большой общинной мечети для дамасцев, новый молитвенный дом был задуман как дань уважения городу. [16] [17] [18]
В ответ на протест христиан по поводу этого шага аль-Валид приказал вернуть христианам в качестве компенсации все остальные конфискованные церкви в городе. Мечеть была построена в 711 г. [19] [20] или в 715 году, вскоре после смерти аль-Валида, его преемником Сулейманом ибн Абд аль-Маликом ( годы правления 715–717 ). [16] [17] [18] X века По словам персидского историка Ибн аль-Факиха от 600 000 до 1 000 000 золотых динаров . , на этот проект было потрачено [16] [21] Историк Халид Яхья Бланкиншип отмечает, что полевая армия Дамаска , насчитывающая около 45 000 солдат, облагалась налогом в размере четверти своего жалованья за девять лет, чтобы оплатить ее строительство. [19] [20] Коптские мастера, а также персидские, индийские , греческие и марокканские рабочие составляли основную часть рабочей силы, насчитывавшей 12 000 человек. [22] [21]
Дизайн макета
[ редактировать ]План новой мечети был новаторским и оказал большое влияние на историю ранней исламской архитектуры . [23] [24] Самые ранние мечети до этого представляли собой относительно простые гипостильные конструкции (зал с плоской крышей, поддерживаемый колоннами), но новая мечеть в Дамаске представила более базиличный план с тремя параллельными нефами и перпендикулярным центральным нефом. Центральный неф, который ведет от главного входа к михрабу ( нише в стене киблы ) и имеет центральный купол, стал новым эстетическим акцентом, который, возможно, был предназначен для того, чтобы подчеркнуть пространство, первоначально предназначенное для халифа во время молитв, рядом с храмом. михраб . [23] [24] Существует некоторая неопределенность относительно того, находился ли купол изначально прямо перед михрабом ( как во многих более поздних мечетях) или в своем нынешнем положении посередине центрального нефа. [25] Ученые связывают дизайн плана мечети с влиянием византийских христианских базилик в регионе. [23] [26] Рафи Графман и Мириам Розен-Аялон утверждали, что первая мечеть Омейядов Аль-Акса , построенная в Иерусалиме, начатая Абд аль-Маликом (отцом аль-Валида) и теперь замененная более поздними постройками, имела планировку, очень похожую на нынешнюю мечеть Омейядов. в Дамаске и что оно, вероятно, послужило для последнего образцом. [27]
Изначально мечеть не имела минаретов, так как эта особенность архитектуры мечети утвердилась лишь позднее. Однако по крайней мере в двух углах внешней стены мечети были короткие башни, платформы или навесы на крыше, которые использовались муэдзином для призыва к молитве ( азхан ), представляя собой своего рода протоминарет. Эти особенности в исторических арабских источниках назывались мидхана ( «место азана » ) или савма ( «келья монаха» из-за их небольшого размера). [28] [29] Арабские источники указали, что это были бывшие римские башни, которые уже стояли по углам теменоса до строительства мечети, а после строительства были просто оставлены нетронутыми и повторно использованы. [28] [30]
Украшение
[ редактировать ]Мечеть была богато украшена. Нижние стены покрывала богатая композиция из мраморных панелей, хотя сегодня возле восточных ворот сохранились лишь незначительные образцы оригинального мрамора. [32] Стены молитвенного зала были подняты над уровнем старых стен теменоса , что позволило вставить в верхние стены новые окна. На окнах были богато украшенные резные решетки , которые предвещали стили окон в более поздней исламской архитектуре. [32] [33]
Самым знаменитым декоративным элементом была мозаика , которая первоначально покрывала большую часть двора и внутреннего зала. Наиболее сохранившиеся останки до сих пор можно увидеть во дворе. [а]
По некоторым оценкам, первоначальная мечеть имела самую большую площадь золотой мозаики в мире - около 4000 квадратных метров (43 000 квадратных футов). [24] Мозаики изображают пейзажи и здания в характерном позднеримском стиле. [36] [37] Они отражали широкое разнообразие художественных стилей, используемых мозаичистами и художниками с I века нашей эры, но совместное использование всех этих разных стилей в одном месте было новаторским для того времени. [38] Подобно Куполу Скалы , построенному ранее Абд аль-Маликом, растительность и растения были наиболее распространенным мотивом, но в мечети Дамаска они более натуралистичны. [38] Помимо крупных пейзажных изображений, мозаичный фриз с замысловатым мотивом виноградной лозы (называемый исторических источниках кармой ). в арабских когда-то вокруг стен молитвенного зала, над уровнем михраба , проходил [39] Единственное заметное упущение — отсутствие фигур людей и животных, что, вероятно, было новым ограничением, наложенным мусульманским покровителем. [38]
Исторические арабские источники, часто написанные в более поздние века, предполагают, что и мастера, и материалы, использованные для создания мозаик мечети, были импортированы из византийской столицы Константинополя . [41] [42] [43] Историк XII века Ибн Асакир утверждал, что аль-Валид заставил византийского императора прислать ему 200 мастеров, угрожая разрушить все церкви на территории Омейядов, если он откажется. [44] [45] Многие ученые, основываясь на таких свидетельствах из арабских источников, допускали византийское (константинопольское) происхождение мозаик. [46] [47] в то время как некоторые, такие как Кресвелл , интерпретировали эту историю как более позднее приукрашивание мусульманских историков, имеющее символическое политическое значение. [48]
Историк искусства Финбарр Барри Флуд отмечает, что исторические источники сообщают о многих других очевидных подарках ремесленников и материалов от византийских императоров халифам Омейядов и другим правителям, что, вероятно, отражает широко распространенное восхищение византийским мастерством, которое продолжалось и в ранний исламский период. [49] Он отмечает, что, хотя византийское влияние действительно очевидно в мозаичных изображениях мечети, существует множество способов, которыми византийские мозаичисты могли внести свой вклад в ее создание, включая сотрудничество с местными мастерами. [50] Некоторые ученые утверждают, что методы мозаики как в Куполе Скалы, так и в мечети Омейядов, включая их отличительную цветовую схему, более четко соответствуют мастерству сиро-палестинских или египетских мозаичистов. Археолог Джудит Маккензи предполагает, что мозаики могли быть созданы местными мастерами, которые руководили их производством, в то время как любые мозаичисты, присланные из Константинополя, могли работать под их руководством. [51] Недавнее исследование химического состава мозаики в мечети Омейядов, проведенное в 2022 году, пришло к выводу, что большинство из них было произведено в Египте примерно во время строительства мечети, что соответствует другим недавним исследованиям образцов из Купола Скалы и Хирбат аль-Маджфара , которые пришли к такому же выводу. [43]
Ученые уже давно спорят о значении мозаичных изображений. Некоторые исторические мусульманские писатели и некоторые современные ученые интерпретировали их как топографическое изображение всех городов известного мира (или мира Омейядов), некоторые интерпретировали их как изображение самого Дамаска и реки Барада , а другие ученые интерпретировали их как изображение самого Дамаска и реки Барада. их как изображение Рая . [38] [52] Самая ранняя известная интерпретация мозаик принадлежит географу X века аль-Мукаддаси , который предположил топографическое значение, отметив, что «вряд ли найдется дерево или примечательный город, который не был бы изображен на этих стенах». [38] Ранний пример интерпретации Рая относится к трудам Ибн ан-Наджара XII века. [53] Эта интерпретация была поддержана более поздними исследованиями. [38] Некоторые из коранических надписей, которые изначально присутствовали на стене киблы мечети, упоминающие Судный день и обещающие награду в виде райского сада ( ал-джанна ), могут поддерживать эту интерпретацию. [54] Еще одним ключом к разгадке является сообщение историка Ибн Забалы в 814 году, в котором сообщается, что один из мозаичистов, работавших над реконструкцией аль-Валидом Мечети Пророка в Медине (одновременно со строительством в Дамаске), прямо объяснил там мозаики как воспроизведение деревья и дворцы Рая, [55] это предполагает, что современные мозаики Омейядов в Дамаске имели ту же цель. [56]
В этой интерпретации отсутствие человеческих фигур в этих сценах, возможно, представляет собой рай, который стоит пустым до прибытия его человеческих обитателей в конце времен. [54] Другие мотивы мозаик были упомянуты как подтверждение райского значения, и эти образы сравнивались как с описаниями Рая в Коране, так и с более ранней иконографией райских образов в позднеантичном искусстве. [57] По словам Джудит Маккензи, существует сходство между некоторыми архитектурными элементами, изображенными на мозаиках Омейядов, и элементами, показанными на помпейских фресках (таких как сломанные фронтоны и толои с шатровыми крышами и коринфскими колоннами), а также с некоторыми элементами раннего христианского и византийского искусства, которые являются, скорее всего, изображениями архитектуры эллинистической Александрии . [58] В римском и позднеантичном искусстве александрийские и египетские пейзажи имели райский оттенок. [59] Маккензи утверждает, что мозаики Омейядов, расширяющие эти традиции, таким образом, могут быть поняты как изображение Рая. [60] Остается также возможность того, что мозаичные сцены сочетают в себе более одного из этих значений одновременно; например, используя райские образы, чтобы представить Дамаск или царство Омейядов как идеализированный земной рай. [38] [52]
Михраб
[ редактировать ]Оригинальный михраб был одним из первых вогнутых михрабов в исламском мире, вторым, как известно, существующим после того, который был создан в 706–707 годах во время реконструкции аль-Валидом мечети Пророка в Медине. [61] [23] мечети Точный внешний вид первоначального главного михраба неизвестен из-за многочисленных ремонтов и реставраций, проводившихся на протяжении веков. Ибн Джубайр , посетивший мечеть в 1184 году, описал внутреннюю часть михраба как заполненную миниатюрными глухими аркадами , арки которых напоминали «маленькие михрабы», каждый из которых был заполнен инкрустированной перламутровой мозаикой и обрамлен спиральными колоннами из мрамора. [62] Как отмечали другие писатели той эпохи, этот михраб прославился во всем исламском мире своей красотой. [62]
Его внешний вид, возможно, был имитирован другими сохранившимися михрабами, построенными при мамлюкских султанах аль-Мансур Калавун и ан-Насир Мухаммад в 13 и 14 веках, например, богато украшенный михраб мавзолея Калавуна в Каире (завершен в 1285 году). [63] Ученые обычно предполагают, что михраб , описанный Ибн Джубайром, датируется реставрацией мечети в 1082 году. [62] Еще одна реставрация произошла после 1401 года, и эта версия, сохранившаяся до очередного пожара в 1893 году, снова была украшена миниатюрными аркадами, а ее полукупол был заполнен кессонами, подобными римской архитектуре . [62] [64] Финбарр Барри Флад предположил, что сохранение аркадного декора михраба в нескольких реставрациях указывает на то, что средневековые реставрации были направлены на сохранение хотя бы части первоначального внешнего вида михраба Омейядов 8-го века , и поэтому михраб мог иметь такие функции. [62]
Эпоха Аббасидов и Фатимидов
[ редактировать ]После свержения Омейядов в 750 году к власти пришла династия Аббасидов , которая перенесла столицу Халифата в Багдад . Помимо внимания, уделяемого стратегическим и коммерческим целям, Аббасиды не интересовались Дамаском. Таким образом, мечеть Омейядов, как сообщается, пострадала под их властью, и в период между 8 и 10 веками строительная деятельность была зарегистрирована незначительно. [65] Однако Аббасиды действительно считали мечеть главным символом триумфа ислама, и поэтому она была избавлена от систематического искоренения наследия Омейядов в городе. [66] В 789–90 годах аббасидский губернатор Дамаска аль-Фадл ибн Салих ибн Али построил Купол казначейства с целью размещения средств мечети. [66] Так называемый Купол Часов, стоящий в восточной части двора, возможно, также был первоначально воздвигнут тем же правителем Аббасидов в 780 году. [67] [68] Иерусалимский географ X века аль-Мукаддаси приписывает Аббасидам строительство северного минарета (Мадханат аль-Арус, что означает «минарет невесты») мечети в 831 году во время правления халифа аль-Мамуна ( год правления 813). –833 ). [65] [66] Это сопровождалось удалением аль-Мамуном и заменой надписей Омейядов в мечети. [69]
К началу X века монументальные водяные часы были установлены у входа в западной части южной стены мечети, которая в то время была известна как Баб ас-Саа («Ворота часов»). но сегодня известен как Баб аль-Зияда. [70] Эти часы, судя по всему, перестали функционировать к середине XII века. [71] Правление Аббасидов над Сирией начало рушиться в начале X века, и в последующие десятилетия оно перешло под контроль автономных государств, которые лишь номинально находились под властью Аббасидов. Фатимиды , завоевали Дамаск в 970 году, но новые правители предприняли лишь Египта шиитского , придерживавшиеся ислама несколько зарегистрированных улучшений мечети. Престиж мечети Омейядов позволил жителям Дамаска превратить город в центр суннитского интеллектуализма, что позволило им сохранить относительную независимость от религиозной власти Фатимидов. [72] В 1069 году большие части мечети, особенно северная стена, были уничтожены пожаром в результате восстания жителей города против берберской армии Фатимидов. находившейся там гарнизона [73]
Эпоха Сельджуков и Айюбидов
[ редактировать ]Мусульмане-сунниты-турки -сельджуки получили контроль над городом в 1078 году и восстановили номинальное правление Аббасидского халифата. Сельджукский правитель Тутуш ( годы правления 1079–1095 ) инициировал устранение повреждений, нанесенных пожаром 1069 года. [74] В 1082 году его визирь Абу Наср Ахмад ибн Фадл приказал восстановить центральный купол в более эффектной форме; [75] два опора, поддерживающие его, были укреплены, а оригинальная мозаика Омейядов северного внутреннего фасада была обновлена. Северный ривак («портик») был перестроен в 1089 году. [76] Сельджукский атабег Дамаска Тогтекин ( годы правления 1104–1128 ) отремонтировал северную стену в 1110 году, и ему были посвящены две панели с надписями, расположенные над ее дверными проемами. [77] сельджукский атабег Шараф Мосула ад-Дин Маудуд ( годы правления 1109–1113 ). В 1113 году в мечети Омейядов был убит [78] Когда в середине XII века обострился конфликт между Дамаском и крестоносцами , мечеть стала использоваться в качестве главного объединяющего пункта, призывающего мусульман защитить город и вернуть Иерусалим в руки мусульман. Выдающиеся имамы , в том числе Ибн Асакир , проповедовали духовный джихад («борьбу»), и когда в 1148 году крестоносцы двинулись к Дамаску, жители города вняли их призывам; армия крестоносцев отступила в результате их сопротивления. [79]
В Дамаске есть мечеть, которой нет равных в мире: ни мечети столь прекрасных пропорций, ни столь прочно построенной, ни мечети с таким надежным сводом, ни мечети более чудесной планировки, ни мечети, столь превосходно украшенной золотой мозаикой и разнообразными украшениями. дизайны с эмалированной плиткой и полированным мрамором.
— Мухаммад аль-Идриси , 1154 г. [80]
Во время правления зенгидского правителя Нур ад-Дина Занги , начавшегося в 1154 году, по его личному заказу были построены вторые монументальные часы — Водяные часы Джайрун . [81] Он был построен возле восточного входа в мечеть под названием Баб Джайрун архитектором Мухаммадом ас-Саати, был перестроен ас-Саати после пожара в 1167 году и в конечном итоге отремонтирован его сыном Ридваном в начало 13 века. Возможно, он сохранился до 14 века. [82] Арабский географ аль-Идриси посетил мечеть в 1154 году. [66]
Дамаск стал свидетелем создания нескольких религиозных учреждений при Айюбидах, но мечеть Омейядов сохранила свое место центра религиозной жизни города. Мусульманский путешественник Ибн Джубайр описал мечеть как место, где находится множество различных завая (религиозных лож) для изучения религии и Корана. В 1173 году северная стена мечети снова пострадала от пожара и была перестроена султаном Айюбидов Саладином (годы правления 1174–1193) вместе с минаретом Невесты, [83] который был разрушен во время пожара 1069 года. [66] Во время внутренних распрей между более поздними принцами Айюбидов городу был нанесен большой ущерб, а восточный минарет мечети, известный как «Минарет Иисуса», был разрушен руками ас-Салиха Айюба из Египта во время осады города. Салих Исмаил из Дамаска в 1245 году. [84] Позже минарет был перестроен без особого украшения. [85] Саладин вместе со многими своими преемниками был похоронен вокруг мечети Омейядов (см. Мавзолей Саладина ). [86]
мамлюкская эпоха
[ редактировать ]Монголы под предводительством несторианского христианина Китбуки с помощью некоторых подчиненных западных христианских сил захватили Дамаск у Айюбидов в 1260 году, в то время как начальник Китбуки Хулагу-хан вернулся в Монгольскую империю по другим делам. Боэмунд VI Антиохийский , один из западных христианских генералов, участвовавших в вторжении, приказал католическую мессу в мечети Омейядов. провести [87] Однако мамлюки -мусульмане Египта во главе с султаном Кутузом и Бейбарсом вырвали контроль над городом у монголов позже в том же году, убив Китбуку в битве при Айн-Джалуте , и назначение мечети было возвращено от христиан к ее оригинальная исламская функция. В 1270 году Бейбарс, ныне султан, приказал провести обширную реставрацию мечети, особенно ее мрамора, мозаики и позолоты. По словам биографа Бейбарса Ибн Шаддада , реставрация обошлась султану в 20 000 динаров. Среди самых крупных восстановленных фрагментов мозаики был сегмент размером 34,5 на 7,3 метра (113 на 24 фута) в западном портике, названный «панелью Барада». [88] Мозаики, украшавшие мечеть, были особой целью проекта реставрации и оказали большое влияние на архитектуру мамлюков в Сирии и Египте. [89]
В 1285 году ханбалитский ученый Ибн Таймия начал преподавать толкование Корана в мечети. Когда монголы-ильханиды под предводительством Газана вторглись в город в 1300 году, Ибн Таймия проповедовал джихад , призывая жителей Дамаска сопротивляться их оккупации. Позже в том же году мамлюки под предводительством султана Калавуна изгнали монголов. [90] Когда силы Калавуна вошли в город, монголы попытались разместить несколько катапульт в мечети Омейядов, потому что мамлюки устроили поджоги вокруг цитадели, чтобы предотвратить доступ монголов к ней. Попытка провалилась: мамлюки сожгли катапульты перед тем, как их установили в мечети. [91]
Мамлюкский наместник Сирии Танкиз проводил реставрационные работы в мечети в 1326–1328 годах. Он заново собрал мозаику на стене киблы и заменил всю мраморную плитку в молитвенном зале. Султан ан-Насир Мухаммад также провел капитальные реставрационные работы мечети в 1328 году. Он снес и полностью перестроил нестабильную стену киблы и переместил ворота Баб аз-Зияда на восток. [88] Большая часть этой работы была повреждена во время пожара, который сжег мечеть в 1339 году. [89] Эксперт по исламскому искусству Финбарр Барри Флуд описывает отношение бахри-мамлюков к мечети как «навязчивый интерес», а их усилия по поддержанию, ремонту и восстановлению мечети не имели аналогов ни в один другой период мусульманского правления. [92] Арабский астроном Ибн аль-Шатир работал главным муваккитом («религиозным хронометристом ») и главным муэдзином в мечети Омейядов с 1332 года до своей смерти в 1376 году. [93] большие солнечные часы В 1371 году он установил на северном минарете мечети , которые сейчас утеряны. В современный период на его месте была установлена копия. [94] [95] Минарет Иисуса сгорел во время пожара в 1392 году. [96]
Монгольский завоеватель Тимур осадил Дамаск в 1400 году. Он приказал сжечь город 17 марта 1401 года, и огонь уничтожил мечеть Омейядов. Восточный минарет превратился в руины, а центральный купол рухнул. [97] Юго-западный минарет был пристроен к мечети в 1488 году во время правления мамлюкского султана Кайтбая ( годы правления 1468–1496 ). [98]
Османская эпоха
[ редактировать ]Дамаск был отвоеван у мамлюков Османской империей при султане Селиме I в 1516 году. На первой пятничной молитве , совершенной во имя Селима в мечети Омейядов, присутствовал сам султан. [99] [100] Османы использовали систему пожертвований ( вакф ) для религиозных объектов как средство связи местного населения с центральной властью. Вакф . мечети Омейядов был крупнейшим в городе, в нем работало 596 человек Руководящие и канцелярские должности были зарезервированы для османских чиновников, в то время как религиозные должности занимали в основном члены местных улемов (мусульманских ученых). [101] Хотя вакфы (множественное число от « вакф ») облагались налогом, вакф мечети Омейядов был освобожден от налога. [102] мечети В 1518 году османский губернатор Дамаска и руководитель вакуфа Джанбирди аль-Газали отремонтировал и отремонтировал мечеть в рамках своей программы архитектурной реконструкции города. [103]
Выдающийся суфийский ученый Абд аль-Гани ан-Набулси регулярно преподавал в мечети Омейядов, начиная с 1661 года. [104]
Хатиб ханафитский (проповедник) мечети Омейядов был одним из трех самых влиятельных религиозных деятелей в Османском Дамаске, двумя другими были муфтий и накиб аль-ашраф . Он служил связующим звеном между имперским правительством в Константинополе и элитой Дамаска и был ключевым фактором формирования общественного мнения в городе. К 1650 году члены торговой и ученой семьи Махасини занимали эту должность, сохраняя ее на протяжении большей части XVIII, начала и середины XIX веков, отчасти из-за своих связей с шейхом аль-Исламом в столице империи. В конце XIX века за эту должность боролась еще одна дамасская семья, имевшая связи в Константинополе, — Хатибы. После смерти проповедника Махасини в 1869 году его преемником стал член Хатибов. [105]
Молитвенный зал мечети снова был разрушен и частично уничтожен пожаром в 1893 году. [106] [107] Рабочий, участвовавший в ремонтных работах, случайно устроил пожар, когда курил наргилу (кальянную трубку). [107] Огонь уничтожил внутреннюю структуру молитвенного зала и привел к обрушению центрального купола мечети. Османы полностью восстановили мечеть, во многом сохранив первоначальную планировку. [108] Процесс реставрации, длившийся девять лет, не пытался воспроизвести первоначальное убранство. [107] Был заменен центральный михраб, а купол перестроен в современном османском стиле. Обломки и поврежденные в результате пожара элементы, в том числе некоторые оригинальные колонны и остатки мозаики, были просто утилизированы. [107] [39] [24]
До 1899 года библиотека мечети включала «очень старую» коллекцию Куббат аль-Хазна; [109] «Большая часть его фондов была передана немецкому императору Вильгельму II , и лишь несколько экземпляров остались в Национальном архиве в Дамаске». [110]
Это место захоронения первых трех офицеров Османской авиационной эскадрильи, погибших во время выполнения задания, в данном случае экспедиции Стамбул-Каир в 1914 году. Это были лейтенант ВМФ Фетхи-бей и его штурман, старший лейтенант артиллерии Садык-бей и младший лейтенант артиллерии. Нури бей.
современная эпоха
[ редактировать ]Мечеть Омейядов подверглась капитальной реставрации в 1929 году во время французского мандата в Сирии, а также в 1954 и 1963 годах при Сирийской Республике . [111]
В 1980-х и начале 1990-х годов президент Сирии Хафез аль-Асад приказал провести широкомасштабную реконструкцию мечети. [112] Методы и концепции проекта восстановления Асада подверглись резкой критике со стороны ЮНЕСКО . [ нужны разъяснения ] но общий подход в Сирии заключался в том, что мечеть была скорее символическим памятником, чем историческим, и поэтому ее реконструкция могла только усилить символизм мечети. [113]
В 1990-х годах Мохаммед Бурхануддин построил зарих мучеников битвы при Кербеле . [114] чьи головы были принесены в мечеть после их поражения от рук тогдашнего халифа Омейядов Язида I.
В 2001 году мечеть посетил Папа Иоанн Павел II , прежде всего, чтобы осмотреть мощи Иоанна Крестителя. Это был первый раз, когда Папа посетил мечеть. [115]
15 марта 2011 г. первые значительные протесты, связанные с гражданской войной в Сирии, начались у мечети Омейядов, когда 40–50 верующих собрались возле комплекса и скандировали лозунги в поддержку демократии. Сирийские силы безопасности быстро подавили протесты и с тех пор оцепили территорию во время пятничных молитв, чтобы предотвратить крупномасштабные демонстрации. [116] [117]
Архитектура
[ редактировать ]План мечети Омейядов имеет прямоугольную форму и размеры 97 метров (318 футов) на 156 метров (512 футов). [118] Большой двор занимает северную часть комплекса мечети, а молитвенный зал или харам («святилище») — южную часть. Мечеть окружена четырьмя внешними стенами, которые были частью теменоса первоначального римского храма. [119]
Святилище
[ редактировать ]Три аркады составляют внутреннее пространство святилища. Они параллельны направлению молитвы в сторону Мекки . Аркады поддерживаются двумя рядами каменных коринфских колонн . Каждая из аркад состоит из двух уровней. Первый уровень состоит из больших полукруглых арок , а второй уровень — из двойных арок. Этот же узор повторяют и аркады двора. Три внутренние аркады пересекаются в центре святилища с большей и более высокой аркадой, которая перпендикулярна стене киблы и обращена к михрабу и минбару . [118] Центральный трансепт делит аркады на две половины, каждая с одиннадцатью арками. Все святилище имеет размеры 136 метров (446 футов) на 37 метров (121 фут) и занимает южную половину комплекса мечети. [120]
Четыре михраба выстроились вдоль задней стены святилища, главный из которых — Большой Михраб, расположенный примерно в центре стены. Михраб сахабов, названный в честь сахабов («сподвижников Мухаммеда»), расположен в восточной половине. По словам мусульманского инженера 9-го века Мусы ибн Шакира , последний михраб был построен во время первоначального строительства мечети и стал третьим михрабом с нишей в истории ислама. [120]
Центральный купол мечети известен как «Купол Орла» ( Куббат ан-Ниср ) и расположен в центре молитвенного зала. [121] Первоначальный деревянный купол был заменен каменным после пожара 1893 года. Он получил свое название, потому что считается, что он напоминает орла: сам купол является головой орла, а восточный и западный фланги молитвенного зала представляют собой крылья. [122] Купол высотой 36 метров (118 футов) опирается на восьмиугольное основание с двумя арочными окнами с каждой стороны. Он поддерживается центральной внутренней аркадой и имеет проемы по периметру. [118]
Двор
[ редактировать ]Во дворе ( сане ) уровень каменного покрытия со временем стал неровным из-за нескольких ремонтов за всю историю мечети. Недавние работы во дворе восстановили его до уровня эпохи Омейядов. [118] Аркады ( ривак ) окружают внутренний двор, поддерживаемый чередующимися каменными колоннами и опорами. Между каждыми двумя колоннами находится один пирс. Поскольку северная часть двора была разрушена землетрясением 1759 года , аркада не сохранилась; когда северная стена была перестроена, колонн, поддерживающих ее, не было. [118] Двор и его аркады содержат крупнейшие сохранившиеся остатки мозаичного украшения мечети эпохи Омейядов. [34]
Во дворе стоит несколько куполообразных павильонов. Купол Сокровищницы — восьмиугольное сооружение, украшенное мозаикой, стоящее на восьми римских колоннах в западной части внутреннего двора. Его мозаики 8-го века были в значительной степени переделаны в ходе реставрации конца 20-го века. [123] [124] В зеркальном положении на другой стороне двора находится Купол часов, еще один восьмиугольный купольный павильон. [67] Около середины двора, на уровне земли, укрывающий фонтан для омовения, находится прямоугольный павильон, который представляет собой современную реконструкцию позднеосманского павильона. [125]
Минареты
[ редактировать ]В комплексе мечети Омейядов есть три минарета. Минарет Исы в юго-восточном углу, Минарет Кайтбей (также называемый Мадханат аль-Гарбия ) в юго-западном углу и Минарет Невесты, расположенный вдоль северной стены. [128]
Минарет невесты
[ редактировать ]Минарет Невесты был построен первым и расположен на северной стене мечети. Точный год первоначального строительства минарета неизвестен. [66] Нижняя часть минарета, скорее всего, относится к эпохе Аббасидов в 9 веке. [66] [129] Хотя вполне возможно, что его построили Омейяды, нет никаких указаний на то, что минарет на северной стене был частью первоначальной концепции аль-Валида I. Аль-Мукаддаси посетил минарет в 985 году, когда Дамаск находился под контролем Аббасидов, и описал его как «недавно построенный». Верхний сегмент был построен в 1174 году. [66] Этот минарет используется муэдзином для призыва к молитве ( азану ведет винтовая лестница из 160 каменных ступеней ), а к месту призыва муэдзина . [130] Минарет Невесты разделен на две части; главная башня и шпиль разделены свинцовой крышей. Самая старая часть минарета, или главная башня, имеет квадратную форму, имеет четыре галереи, [130] и состоит из двух разных форм кладки ; основание состоит из крупных блоков, а верхняя часть построена из тесаного камня. В верхней части главной башни, перед крышей, есть два световых проема с подковообразными арками и кубическими капителями, заключенными в одну арку. Под этими проемами расположен арочный выступ меньшего размера. [131] Согласно местной легенде, минарет назван в честь дочери купца, построившего крышу минарета, который был женат на тогдашнем сирийском правителе. К минарету Невесты прикреплена копия солнечных часов 18-го века, построенных Ибн аль-Шатиром. [129]
Минарет Исы
[ редактировать ]Минарет Исы имеет высоту около 77 метров (253 фута) и является самым высоким из трех минаретов. [132] [133] Некоторые источники утверждают, что первоначально он был построен Аббасидами в 9 веке. [129] Основная часть нынешнего минарета была построена Айюбидами в 1247 году, но верхняя часть была построена османами. [133] Основная часть минарета имеет квадратную форму, шпиль восьмиугольный. Он сужается к концу и увенчан полумесяцем (как и два других минарета). Две крытые галереи расположены в основном корпусе, а две открытые галереи расположены на шпиле. [130] Исламская вера гласит, что Иса (Иисус) сойдет с небес во время молитвы Фаджр и будет молиться позади Махди . Затем он столкнется с Антихристом . Согласно местной дамасской традиции, основанной на хадисе , [127] Иса достигнет земли через Минарет Исы, отсюда и его название. [133] Ибн Касир , выдающийся мусульманский учёный XIV века, поддержал эту идею. [134]
Минарет Кайтбей
[ редактировать ]Минарет Кайтбей, или Западный минарет, был построен Кайтбаем в 1488 году. [129] Он также заказал его реконструкцию из-за пожара 1479 года. Минарет демонстрирует сильное египетское архитектурное влияние исламской эпохи, типичное для периода мамлюков. [133] Он имеет восьмиугольную форму и построен в виде уступающих секций с тремя галереями. [130] Принято считать, что и Минарет Иисуса, и Западный минарет были построены на фундаменте древнеримских башен. [133]
Влияние на архитектуру мечети
[ редактировать ]Мечеть Омейядов — одна из немногих ранних мечетей в мире, сохранившая ту же общую структуру и архитектурные особенности с момента ее первоначального строительства в начале 8 века. Его омейядский характер существенно не изменился. С момента своего создания мечеть служила образцом архитектуры общинных мечетей в Сирии и во всем мире. По словам Флада, «строительство мечети в Дамаске не только безвозвратно изменило городской ландшафт города, написав на него постоянное подтверждение мусульманской гегемонии, но, придав сирийской конгрегационной мечети ее окончательную форму, оно также изменило последующую историю мечеть в целом». [135] Примеры плана мечети Омейядов, используемого в качестве прототипа для других мечетей в регионе, включают мечеть аль-Азхар и мечеть Бейбарс в Каире, Великую мечеть Кордовы в Испании , а также Большую мечеть Бурсы и мечеть Селимие в Турции . [136]
Религиозное значение
[ редактировать ]Мечеть является четвертой по значимости святыней ислама. [137] [138] [139] Христианская традиция, датируемая VI веком, установила связь между бывшим сооружением собора и Иоанном Крестителем . Легенда гласила, что здесь была похоронена его голова. [8] Ибн аль-Факих передает, что во время строительства мечети рабочие обнаружили пещерную часовню, в которой находился ящик с головой Иоанна Крестителя, известного как Яхья ибн Закария мусульманам . Узнав об этом и осмотрев ее, аль-Валид I приказал закопать голову под определенной колонной в мечети, которая позже была инкрустирована мрамором. [140]
Он имеет большое значение для мусульман- шиитов и суннитов, поскольку это было место назначения женщин и детей семьи Мухаммеда , прибывших сюда из Ирака после битвы при Кербеле. [141] Более того, это было место, где их заключили в тюрьму на 60 дней. [142] Две святыни в память о исламского пророка Мухаммеда внуке Хусейне ибн Али , чье мученичество также сравнивается в шиитской традиции с мученичеством Иоанна Крестителя. [143] существуют внутри помещений здания. [144]
Согласно одному хадису, переданному Муслимом ибн аль-Хаджаджем , [145] Великая мечеть Дамаска — это место, где Иисус сойдет с небес во время своего Второго пришествия , появившись на «белом минарете». [146] [147] Большинство мусульманских богословов интерпретируют этот отрывок скорее символически, чем буквально. [146] Изучая мусульманские источники, Уильям Ричард Оукс предполагает, что некоторые аспекты этого хадиса могли относиться к позднему периоду Омейядов, когда была построена мечеть, а не ко времени Мухаммеда, когда Дамаск еще не был завоеван мусульманами. [147]
Ниже приведены некоторые постройки внутри мечети, имеющие религиозное значение:
Вестсайд:
- Входные ворота (известные как Баб ас-Саат ). Дверь отмечает место, где узников Кербелы заставляли стоять в течение 72 часов, прежде чем их ввели внутрь. За это время Язид I украсил город и свой дворец к их приезду. [148] [ ненадежный источник? ]
Южное крыло (главный зал):
- Храм Иоанна Крестителя
- Белая кафедра - отмечает место, где Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин обратился к двору Язида после того, как его привезли из Кербелы. [149]
- Фальшпол (перед кафедрой) — отмечает место, где всех женщин и детей (дома Мухаммеда) заставили стоять в присутствии Язида. [ нужна ссылка ]
- Деревянный балкон (прямо напротив фальшпола) – отмечает место, где Язид сидел во дворе. [ нужна ссылка ]
Восточное крыло:
- Молитвенный коврик и михраб, заключенные в стеклянную кабину - отмечают место, где Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин молился, находясь в заключении в замке после битвы при Кербеле. [ нужна ссылка ]
- Металлическое кубовидное углубление в стене — отмечает место, где Язид хранил голову Хусейна ибн Али для демонстрации. [ нужна ссылка ]
- Зарих павших — отмечает место, где в мечети хранились все остальные головы Кербеле . в [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Аблак
- Великая мечеть Алеппо
- Список старейших мечетей мира
- Религиозное значение сирийского региона
- Хронология исламской истории
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
Примечания
[ редактировать ]- ^ Наиболее сохранившиеся сегодня участки мозаики расположены на внутреннем и внешнем фасадах западного портика (арок) двора, а также в вестибюле западного входа. Реституции, проведенные в других разделах после 1963 года, подверглись резкой критике за их недостоверность. Области оригинальной мозаики сегодня обычно кажутся темнее, чем участки новой (восстановленной) мозаики. Большой участок мозаики вдоль внутренней стены западного портика, иногда известный как «панель Барада», содержит оригинальные фрагменты Омейядов, фрагменты конца 13-го века времен мамлюкского султана Бейбарса и реставрации после 1963 года. Внешний фасад главного входа в молитвенный зал содержит лишь ограниченное количество фрагментов оригинальной мозаики (более темных оттенков), остальные были восстановлены после 1963 года. Некоторые поврежденные остатки мозаики на внутреннем фасаде этого входа, внутри молитвенного зала, датируются Реставрация эпохи сельджуков конца XI века. [34] [35]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бернс 2007 , с. 16.
- ^ Бернс 2007 , с. 40.
- ^ Калкани и Абдулкарим 2003 , с. 28.
- ^ Бернс 2007 , с. 65.
- ^ Бернс 2007 , с. 62.
- ^ Бернс 2007 , с. 72.
- ^ Bowersock & Brown 2001 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б Бернс 2007 , с. 88.
- ^ Дарк 2010 , с. 72.
- ^ Бернс 2009 , стр. 104–105.
- ^ Jump up to: а б Графман и Розен-Аялон 1999 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Бернс 2007 , с. 112-114.
- ^ Елисеев 1965 , с. 800.
- ^ Джордж 2021 .
- ^ Jump up to: а б с Наводнение 2001 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Рудольф 2006 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Такео Камия (2004). «Мечеть Омейядов в Дамаске, Сирия» . Новости Евразии . Архивировано из оригинала 14 сентября 2019 года . Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бланкиншип 1994 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Елисеев 1965 , с. 801.
- ^ Jump up to: а б Вольф 2007 , с. 57.
- ^ Наводнение 2001 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б с д Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с д Эндерляйн 2011 , с. 71.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 23.
- ^ Графман и Розен-Аялон 1999 , стр. 10–11.
- ^ Графман и Розен-Аялон 1999 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Хилленбранд, Роберт; Бертон-Пейдж, Дж.; Фриман-Гринвилл, GSP (1960–2007). «Манар, Манара». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Минарет". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Дамаск». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Бернс 2009 , стр. 103.
- ^ Jump up to: а б с Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 25.
- ^ Бернс 2007 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 25-26.
- ^ Бернс 2009 , стр. 102–103.
- ^ Розенвейн 2014 , с. 56 .
- ^ Кляйнер 2013 , с. 264 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Наводнение 1997 года .
- ^ Jump up to: а б Бернс 2009 , с. 102.
- ^ Маккензи 2007 , стр. 366–367.
- ^ Наводнение 2001 , стр. 17–25.
- ^ Jump up to: а б Шибилле, Надин; Леуэде, Патрис; Бирон, Изабель; Брансуик, Леа; Блондо, Этьен; Гратузе, Бернар (ноябрь 2022 г.). «Происхождение и изготовление мозаики из стеклянной мозаики из великой мечети Омейядов в Дамаске» . Журнал археологической науки . 147 : 105675. Бибкод : 2022JArSc.147j5675S . дои : 10.1016/j.jas.2022.105675 . ISSN 0305-4403 . S2CID 252527878 .
- ^ Маккензи 2007 , с. 367.
- ^ Наводнение 2001 , стр. 21–23.
- ^ Маккензи 2007 , с. 366.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , стр. 25–26.
- ^ Наводнение 2001 , стр. 21–22.
- ^ Наводнение 2001 , стр. 22–24.
- ^ Наводнение 2001 , с. 24.
- ^ Маккензи 2007 , стр. 365–367.
- ^ Jump up to: а б Наводнение 2001 , с. 33.
- ^ Георгопулу, Мария (2017). «География, картография и архитектура власти в мозаиках Великой мечети Дамаска» . В Андерсоне, Кристи; Келер, Карен (ред.). Застроенная поверхность: архитектура и изобразительное искусство от античности до эпохи Просвещения . Том. 1. Рутледж. п. 50. ISBN 978-1-351-74584-0 . Архивировано из оригинала 19 июля 2023 г. Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Наводнение 2001 , с. 31.
- ^ Бирш, Клаус (1988). «Наблюдения за иконографией мозаик Большой мечети в Дамаске». В Соучеке, Присцилла Парсонс (ред.). Содержание и контекст изобразительного искусства в исламском мире: материалы коллоквиума памяти Ричарда Эттингхаузена, Институт изящных искусств Нью-Йоркского университета, 2-4 апреля 1980 г. Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 18.
- ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. п. 95. ИСБН 978-0-8122-0728-6 . Архивировано из оригинала 19 июля 2023 г. Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Наводнение 2001 , стр. 25–33.
- ^ Маккензи 2007 , стр. 80, 362–367.
- ^ Маккензи 2007 , стр. 112, 364–365.
- ^ Маккензи 2007 , стр. 362–367.
- ^ Фехервари 1993 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б с д и Наводнение 1997 , с. 64.
- ^ Наводнение 1997 , с. 64-66.
- ^ Наводнение 2001 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Наводнение 2001 г. , стр. 124–126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бернс 2007 , стр. 131–132.
- ^ Jump up to: а б Бернс 2007 , стр. 132, 286 (примечание 10).
- ^ Рудольф 2006 , с. 162.
- ^ Flood 2001 , стр. 124–126. Некоторая информация, использованная в статье, предоставлена в сносках к этому источнику: Файл: Купол часов, Мечеть Омейядов.jpg .
- ^ Наводнение 2001 , стр. 118–121.
- ^ Наводнение 2001 , с. 118-121.
- ^ Бернс 2007 , с. 139.
- ^ Бернс 2007 , с. 140.
- ^ Бернс 2007 , с. 142.
- ^ Наводнение 1997 , с. 73.
- ^ Бернс 2007 , стр. 141–142.
- ^ Бернс 2007 , стр. 148–149.
- ^ Бернс 2007 , с. 147.
- ^ Бернс 2007 , с. 157.
- ^ Рудольф 2006 , с. 175.
- ^ Наводнение 2001 , с. 114.
- ^ Наводнение 2001 , стр. 117–118.
- ^ Бернс 2007 , стр. 176–177.
- ^ Бернс 2007 , с. 187.
- ^ Бернс 2007 , с. 189.
- ^ Бернс 2007 , с. 190.
- ^ Zaimeche & Ball 2005 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Уокер 2004 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Наводнение 1997 , с. 67.
- ^ Zaimeche & Ball 2005 , с. 17.
- ^ Зима и Леванони 2004 , с. 33.
- ^ Наводнение 1997 , с. 72.
- ^ Шаретт 2003 , с. 16.
- ^ «Солнечные часы Ибн Шатира в мечети Омейядов» . Проект Мадайн . Архивировано из оригинала 12 мая 2019 года . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Селин 1997 , с. 413.
- ^ Бернс 1963 , стр. 155.
- ^ Фишель 1952 , с. 97.
- ^ Берни и Ринг 1996 , с. 208.
- ^ Ван Леувен 1999 , с. 95.
- ^ Финкель 2005 , с. 109.
- ^ Кафещолу 1999 , с. 78.
- ^ Ван Леувен 1999 , с. 112.
- ^ Ван Леувен 1999 , с. 141.
- ^ Дампер и Стэнли 2007 , с. 123.
- ^ Хури 1983 , стр. 13–14.
- ^ Кристиан К. Санер (17 июля 2010 г.). «Сверкающий перекрёсток» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 28 декабря 2011 года . Проверено 27 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бернс 2007 , с. 260.
- ^ Дарк 2010 , с. 90.
- ^ М. Лесли Уилкинс (1994), «Исламские библиотеки до 1920 года», Энциклопедия истории библиотек , Нью-Йорк: Garland Pub., ISBN 0824057872 , ОЛ 1397830М , 0824057872
- ^ Кристоф Галли (2001), «Ближневосточные библиотеки», Международный словарь библиотечных историй , Чикаго: Fitzroy Dearborn Publishers, ISBN 1579582443 , ОЛ 3623623М , 1579582443
- ^ Дарк 2010 , с. 91.
- ^ Кук 2007 , с. 12.
- ^ Рудольф 2006 , с. 194.
- ^ Ифтита в Шааме . Мумбаи: Траст Дават-э-Хадия. Архивировано из оригинала 26 июля 2021 года . Проверено 9 марта 2021 г. - через misbah.info.
- ^ Платт, Барбара (6 мая 2001 г.). «Внутри мечети Омейядов» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 17 августа 2018 г. Проверено 31 мая 2008 г.
- ↑ Протестующие устраивают редкую демонстрацию в Сирии. Архивировано 9 ноября 2011 г. в Wayback Machine . Аль-Джазира на английском языке . 15 марта 2011 г. Аль-Джазира .
- ↑ Беспорядки в Сирии: по всей стране вспыхивают новые протесты. Архивировано 18 мая 2012 г. в Wayback Machine . Новости Би-би-си . 01 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Джами аль-Умави аль-Кабир (Дамаск)» . АрхНет . Архивировано из оригинала 27 ноября 2021 г. Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Бернс 2007 , с. 112–114.
- ^ Jump up to: а б Графман и Розен-Аялон 1999 , с. 8.
- ^ «Купол Орла ( Куббат уль-Ниср )» . Проект Мадайн . Архивировано из оригинала 26 апреля 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Дарк 2010 , с. 94.
- ^ Бернс 2007 , стр. 132, 286 (примечание 9).
- ^ Эндерляйн 2011 , с. 69.
- ^ Бернс 2007 , с. 286 (примечание 10).
- ^ «Купола мечети Омейядов» . Проект Мадайн . Архивировано из оригинала 26 апреля 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «Минарет Исы» . Проект Мадайн . Архивировано из оригинала 12 мая 2019 года . Проверено 22 мая 2019 г.
- ^ Уокер 2004 .
- ^ Jump up to: а б с д Дарк 2010 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с д Американский архитектор и архитектура 1894 г. , с. 58.
- ^ Журнал 1918 г. , с. 92.
- ^ Фонд исследования Палестины 1897, стр. 292.
- ^ Jump up to: а б с д и Мангейм 2001 , с. 91.
- ^ Камаль Эд-Дин 2002 , с. 102.
- ^ Рудольф 2006 , с. 214.
- ^ Рудольф 2006 , стр. 214–215.
- ^ Дампер и Стэнли 2007 , стр. 119–126.
- ^ Сара Бирк (02 августа 2013 г.), Дамаск: Что осталось , New York Review of Books , заархивировано из оригинала 04 декабря 2018 г. , получено 12 мая 2021 г.
- ^ Тота 2009 , стр. 58–81.
- ^ Странный 1890 , стр. 233 – 234 .
- ^ Кумми, Шейх Аббас (2005). Нафасул Махмум . Кум: Публикации Ансариян. п. 362.
- ^ Нафасул Махмум . п. 368.
- ^ Талмон-Хеллер, Даниэлла; Кедар, Бенджамин; Райтер, Ицхак (январь 2016 г.). «Превратности святого места: строительство, разрушение и поминовение Мешхеда Хусейна в Аскалоне» (PDF) . Дер Ислам . 93 : 11–13, 28–34. дои : 10.1515/ислам-2016-0008 . Архивировано из оригинала 12 мая 2020 года.
- ^ Майкл Пресс (март 2014 г.). «Голова Хусейна и значение культурного наследия» . Американская школа восточных исследований . Архивировано из оригинала 17 мая 2020 года . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Лейрвик, Оддбьёрн (2010). Образы Иисуса Христа в исламе (2-е изд.). Издательство Блумсбери. п. 39. ИСБН 978-1-4411-9082-6 .
- ^ Jump up to: а б Саритопрак, Зеки (2020). Исламский Иисус . Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-6568-7 .
- ^ Jump up to: а б Оукс, Уильям Ричард (2020). Крест Христов: исламские перспективы . Роуман и Литтлфилд. стр. 100–101. ISBN 978-1-7936-1746-0 .
- ^ Нафасул Махмум . п. 367.
- ^ Нафасул Махмум . п. 381.
Библиография
[ редактировать ]- «Американский архитектор и архитектура» . Американский архитектор и архитектура . XLIII (945). Дж. Р. Осгуд и компания: 57–58. 1894.
- Берни, Калифорния; Кольцо, Труди (1996). Международный словарь исторических мест, том 4: Ближний Восток и Африка . Издательство Фицрой Дирборн. ISBN 1-884964-03-6 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Бауэрсок, Глен Уоррен ; Браун, Питер Ламонт (2001). Интерпретация поздней античности: очерки постклассического мира . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-00598-8 .
- Бриннер, Уильям М., изд. (1963). Хроника Дамаска, 1389–1397 гг . Издательство Калифорнийского университета.
- Бернс, Росс (2009) [1992]. Памятники Сирии: Путеводитель . ИБ Таурис. ISBN 9781845119478 .
- Бернс, Росс (2007) [2005]. Дамаск: История (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-27105-9 . OCLC 648281269 .
- Калькани, Джулиана; Абдулкарим, Маамун (2003). Аполлодор Дамаскин и колонна Траяна: от традиции к проекту . Л'Эрма Бретшнайдер. ISBN 88-8265-233-5 .
- Шаретт, Франсуа (2003). Математические инструменты в Египте и Сирии четырнадцатого века: Иллюстрированный трактат Наджма ад-Дина аль-Мишри . Брилл. ISBN 978-90-04-13015-9 .
- Кук, Мириам (2007). Диссидентская Сирия: официальное признание оппозиционных искусств . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4016-4 .
- Дарк, Диана (2010). Сирия (2-е изд.). Чалфонт-Сент-Питер: Путеводители Брэдта. ISBN 978-1-84162-314-6 . OCLC 501398372 .
- Дампер, Майкл; Стэнли, Брюс Э. (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-919-5 .
- Елисеев, Никита (1965). «Димашк» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 277–291. OCLC 495469475 .
- Эндерляйн, Фолькмар (2011). «Сирия и Палестина: Халифат Омейядов». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . ХФ Ульманн. стр. 58–87. ISBN 9783848003808 .
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 9780300088670 .
- Фехервари, Г. (1993). «Михраб» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 7–15. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Финкель, Кэролайн (2005). Мечта Османа: История Османской империи, 1300–1923 гг . Основные книги. ISBN 0-465-02396-7 .
- Фишель, Уолтер Джозеф (1952). Ибн Халдун и Тамерлан: их историческая встреча в Дамаске, 1401 г. н. э. (803 г. хиджры). Исследование, основанное на арабских рукописях «Автобиографии» Ибн Халдуна . Издательство Калифорнийского университета.
- Наводнение, Финбарр Бэрри (1997). «Пережитки Омейядов и возрождение мамлюков: архитектура Калавунидов и Великая мечеть Дамаска». Мукарнас . 14 . Бостон: Брилл: 57–79. дои : 10.2307/1523236 . JSTOR 1523236 .
- Наводнение, Финбарр Бэрри (2001). Великая мечеть Дамаска: исследования зарождения визуальной культуры Омейядов . Бостон: Брилл. ISBN 90-04-11638-9 .
- Джордж, Ален (2021). Мечеть Омейядов в Дамаске: искусство, вера и империя в раннем исламе . Лондон: Библиотека Гингко. ISBN 9781909942455 .
- Графман, Рафи; Розен-Аялон, Мириам (1999). «Две великие сирийские мечети Омейядов: Иерусалим и Дамаск». Мукарнас . 16 . Бостон: Брилл: 1–15. дои : 10.2307/1523262 . JSTOR 1523262 .
- Хитти, Филипп К. (октябрь 2002 г.). История Сирии: включая Ливан и Палестину . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press LLC. ISBN 978-1-931956-60-4 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Кафешиоглу, Чидем (1999). « По образу Рума»: Османский архитектурный патронаж в Алеппо и Дамаске шестнадцатого века». Мукарнас . 16 . Брилл: 70–96. дои : 10.2307/1523266 . JSTOR 1523266 .
- Камаль Эд-Дин, Ноха, изд. (2002). Исламский взгляд на Иисуса . Перевод Тамира Абу Ас-Сууда Мухаммада. Дар аль-Манара. ISBN 977-6005-08-Х .
- Хури, Филип С. (1983). Городская знать и арабский национализм: политика Дамаска 1860-1920 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24796-9 .
- Кляйнер, Фред (2013). Искусство Гарднера сквозь века, Том. Я. Cengage Обучение. ISBN 9781111786441 .
- Ле Стрейндж, Гай (1890), Палестина под властью мусульман: описание Сирии и Святой Земли с 650 по 1500 год нашей эры , Комитет Фонда исследования Палестины .
- Мангейм, Иван (2001). Справочник по Сирии и Ливану: Путеводитель . Путеводители по следам. ISBN 1-900949-90-3 .
- Маккензи, Джудит (2007). Архитектура Александрии и Египта, ок. 300 г. до н. э. — 700 г. н. э . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11555-0 . OCLC 873228274 .
- Фонд исследования Палестины (1897 г.). Ежеквартальное заявление . Опубликовано в офисе Фонда. ( Ибн Джубайр : стр. 240 и далее)
- Ривуара, Джованни Терезио (1918). Мусульманская архитектура: ее истоки и развитие . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9788130707594 .
- Розенвейн, Барбара Х. (2014). Краткая история средних веков . Университет Торонто Пресс. ISBN 9781442606142 .
- Рудольф, Бритта (2006). «Нематериальное» и «материальное» наследие: топология культуры в контексте веры (доктор философии). Йоханнес Гутенберг-Университет Майнца.
- Селин, Хелейн , изд. (1997). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. ISBN 978-0-7923-4066-9 .
- Тота, Фаеда М. (2009). «Возвращение к истокам: переговоры о современном и несовременном в Старом городе Дамаска». Город и общество . 21 (1): 58–81. дои : 10.1111/j.1548-744X.2009.01015.x .
- Уокер, Бетани Дж. (март 2004 г.). «В память о священных пространствах прошлого: мамлюки и мечеть Омейядов в Дамаске». Ближневосточная археология . 67 (1). Американские школы восточных исследований: 26–39. дои : 10.2307/4149989 . JSTOR 4149989 . S2CID 164031578 .
- Зима, Майкл; Леванони, Амалия (2004). Мамлюки в египетской и сирийской политике и обществе . Брилл. ISBN 90-04-13286-4 .
- Ван Леувен, Ричард (1999). Вакфы и городские структуры: пример Османского Дамаска . Брилл. ISBN 90-04-11299-5 .
- Вольф, Ричард (2007). Популярная энциклопедия мировых религий: удобное руководство по их верованиям, истории и влиянию на наш сегодняшний мир . Издательство Harvest House. ISBN 978-0-7369-2007-0 .
- Заимече, Салах; Болл, Ламаан (2005). Дамаск . Манчестер: Фонд научных технологий и культуры.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кристиан Санер, «Сверкающий перекресток», The Wall Street Journal, 17 июля 2010 г. Архивировано 30 июля 2010 г. в Wayback Machine.
- Чтобы бесплатно загрузить фотографии мечети Омейядов в высоком разрешении (для обучения, исследований, работы в области культурного наследия и публикаций), сделанные археологами, посетите Манар аль-Атар. Архивировано 23 января 2020 г. на Wayback Machine.
- Мечеть Омейядов – Откройте для себя исламское искусство – Виртуальный музей
- 715 заведений
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 710-х годах.
- Мечети VIII века
- Исламские святыни
- Архитектура Омейядов в Сирии
- Религиозные здания и сооружения превращены в мечети
- Религиозные организации, основанные в 8 веке.
- Мавзолеи в Сирии
- Мечети в Дамаске
- Здания и сооружения внутри города-крепости Дамаск
- Христианские паломничества
- Иоанн Креститель
- Библиотеки в Сирии
- Заведения VIII века в халифате Омейядов
- Мечети, преобразованные из церквей