Дамасское дело

Дело в Дамаске 1840 года связано с исчезновением в феврале того же года итальянского монаха и его слуги. Обвинение в ритуальном убийстве, антисемитском кровавом навете , было предъявлено большому количеству евреев в этом городе, которых подвергали пыткам до тех пор, пока они не «признались», а затем были признаны виновными. Новости об этом случае распространились по Ближнему Востоку, в Европу и западный мир. [1]
Обвинения христиан поддержал французский консул в Дамаске Улисс де Ратти-Ментон, человек, которого историки называют антисемитом и который, как известно, предпочитает христианских торговцев и советников их еврейским коллегам. Ратти-Ментон приказал провести расследование в еврейском квартале, где обоих мужчин видели в последний раз, и призвал египетского губернатора Дамаска принять меры по этому вопросу, в результате чего обвиняемые были заключены в тюрьму и допрошены под пытками, после чего они признались в своих преступлениях. убийство.
После инцидента насилие со стороны христиан и мусульман против еврейского населения возросло. Это дело привлекло широкое международное внимание, особенно среди европейского еврейства . Получив просьбу сэра Мозеса Монтефиоре и Адольфа Кремье , Мухаммед Али освободил оставшихся заключенных, но официально не оправдал их. В ноябре 1840 года, после восстановления османского правления над Сирией , султан Абдул-Меджид I издал фирман (указ), осуждающий обвинения в кровавом навете. [2]
Фон
[ редактировать ]В 1840 г. Дамаск принадлежал Османской империи (1299–1922 гг.). При османском правлении общество было организовано по так называемой системе проса, которая делила османских подданных на разные миллеты в зависимости от их религиозной принадлежности. Эта система гарантировала значительную автономию различным просам, пока ее члены оставались верными султану. Мусульманское просо было, безусловно, самым большим, поскольку ислам был самой доминирующей религией в этом районе. [3] Христиане и евреи считались зимми — классом немусульман, обладавших некоторыми ограниченными правами при мусульманском правлении, — и им разрешалось исповедовать свою собственную религию. Взамен христиане и евреи должны были платить джизью (специальный налог, взимаемый с подданных-немусульман), и они имели более низкий правовой и социальный статус, чем их сограждане-мусульмане. Под давлением европейских держав, стремившихся улучшить статус христианских общин в Османской империи, султан Абдул-Меджид в 1839 году издал указ, согласно которому все подданные, независимо от их религии, равны перед законом. Этот указ Гюльхане ознаменовал начало почти трех десятилетий модернизации, известной как период Танзимата , которая была направлена на реорганизацию Империи. [4]
С начала шестнадцатого века Сирия входила в состав Османской империи (1299–1922). Однако в 1831 году, за восемь лет до реформ Танзимата, Османская Сирия перешла под контроль египтянина Мухаммеда Али , наместника Османского Египта, который выступил против султана. Говорят, что Мухаммед Али находился под влиянием европейских держав, особенно Франции, которая часто пыталась защитить и улучшить положение членов католических орденов в регионе. [5] [6] При правлении Мухаммеда Али права, предоставленные христианскому населению, расширились, и, как и мусульманские жители региона, они были призваны в армию. [5] [7] Эти новые права обострили отношения между мусульманским большинством и их немусульманскими коллегами. [5] Однако отношения между другими немусульманскими группами также могут стать напряженными. Отношения между еврейской и христианской общинами были напряженными из-за экономического соперничества между обеими общинами, в котором еврейские купцы часто добивались наибольшего экономического процветания. [8] В этой экономической борьбе обе группы искали поддержки мусульманского большинства. [5] В целом отношения между еврейскими и мусульманскими общинами были лучше, чем отношения между мусульманскими и христианскими общинами, что частично было вызвано недовольством мусульман новыми правами, предоставленными христианам при правлении Мухаммеда Али. [5] [9] [10]
Исчезновение и обвинения
[ редактировать ]
5 февраля 1840 года в Дамаске пропали отец Томас, итальянский монах, принадлежавший монаху -францисканцу-капуцину с острова Сардиния , и его слуга-мусульманин Ибрагим Амра. [2] [11] Вскоре после их исчезновения христиане обвинили еврейскую общину в убийстве отца Фомы и его слуги и в получении их крови для выпечки мацы . Обвинение в том, что евреи использовали кровь христиан для приготовления пасхального хлеба, широко известно как кровавый навет , уходящий корнями в средневековую Европу. [12] В 1840 году в Дамаске обвинения христиан поддержал французский консул в Дамаске Улисс де Ратти-Ментон, антисемит, который, как известно, отдавал предпочтение христианским торговцам и советникам по сравнению с их еврейскими коллегами. [2] [11] После исчезновения отца Томаса Ратти-Ментон приказал провести расследование в еврейском квартале, где обоих мужчин видели в последний раз. Поскольку у французских чиновников были хорошие отношения с Мухаммедом Али, который тогда контролировал Османскую Сирию, Ратти-Ментон заручился поддержкой Шарифа-паши , египетского губернатора ( вали ) города и зятя Мухаммеда Али. [13] [14]
Под пытками было получено признание у еврейского парикмахера по имени Негрин, который рассказал преследователям, что он вместе с семью другими известными евреями (включая членов влиятельной семьи Фархи) убил отца Томаса в ночь его исчезновения. Этих других мужчин также допрашивали под пытками, в ходе которых пятеро из семи заключенных признались в убийстве Отца и его слуги. [13] [2] Хотя среди ученых нет единого мнения относительно этого числа, несомненно, что некоторые заключенные умерли во время допроса. [2] [13] [15] Когда в еврейском квартале были обнаружены кости, Ратти-Ментон и Шариф-паша сочли это открытие подтверждением признаний, полученных от заключенных евреев. [11] Еще больше евреев были обвинены и арестованы по обвинению в причастности к убийству отца Томаса. [16] Сразу после кровавого навета и арестов христиане и мусульмане Дамаска совершили насилие против еврейского населения. [2] По данным Еврейской энциклопедии (1901-1906) , синагога в пригороде Джобар была разграблена толпой в ответ на кровавый навет, а свитки Закона были уничтожены. [15]
Освобождение заключенных
[ редактировать ]Дамасское дело усилило обеспокоенность европейских евреев положением их арабских единоверцев. Австрийский консул в Алеппо Элиаху Пиччотто сообщил об инциденте еврейским общинам Европы. [17] и сделал представление Ибрагиму-паше , сыну Мухаммеда Али в Египте, который затем приказал провести расследование по этому поводу. [ нужна ссылка ] Сэр Мозес Монтефиоре , британский политик и лидер британской еврейской общины, и французский юрист Адольф Кремье призвали Мухаммеда Али освободить еврейских заключенных. [2] Переговоры об их освобождении длились с 4 по 28 августа. [15] В конце концов Мухаммед Али освободил оставшихся в живых пленников, но официально не оправдал заключенных по предъявленным им обвинениям. [2] Только в ноябре 1840 года, когда Сирия снова попала под власть Османской империи, султан Абдул-Меджид I издал фирман (указ), осуждающий кровавый навет Дамаска. [2] В указе провозглашалось, что обвинения в кровавом навете являются клеветой против евреев и запрещены на всей территории Османской империи. Часть указа гласит:
В Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье:«...и из-за любви, которую мы питаем к нашим подданным, мы не можем допустить, чтобы еврейский народ, чья невиновность в предполагаемом против него преступлении очевидна, волновался и терзался вследствие обвинений, не имеющих ни малейшего основания на истине. ...". [18]
«Дело в Дамаске» является иллюстрацией напряженности, существовавшей между еврейским и христианским населением Сирии. Этот инцидент также примечателен тем, что стал исключением из правил еврейско-мусульманских отношений. В период Танзимата еврейско-мусульманские отношения в целом были намного лучше, чем христианско-мусульманские отношения, которые были напряжены из-за экономического господства, предоставленного христианской общине с ослаблением и возможной отменой правил статуса зимми в 1850-х годах. [19] [10] В то время как в это время вспыхивали случайные вспышки антиеврейского насилия, гораздо более серьезные вспышки насилия происходили между мусульманами и христианами, а также между христианами и друзами . [10] [15]
В оставшуюся часть XIX и в начале XX веков на османских землях было много случаев кровавого навета. [20] Эти случаи чаще всего исходили от христианских общин, иногда при попустительстве греческих или французских дипломатов. [20] Евреи обычно могли рассчитывать на добрую волю османских властей и, в большей степени, на поддержку британских, прусских и австрийских представителей. [20]
Реакции и последствия
[ редактировать ]
В рамках новой и новаторской инициативы американская еврейская община, насчитывающая 15 000 человек, [21] протестовали в шести американских городах от имени своих сирийских собратьев. «Впервые в американской еврейской жизни евреи... организовались политически, чтобы помочь евреям диаспоры, терпящим бедствие». Среди новых этнических иммигрантов в США евреи были первыми, кто попытался убедить правительство действовать от имени своих родственников и единоверцев за рубежом; после этого инцидента они стали участвовать во внешней политике, убеждая, но не заставляя президента Ван Бюрена официально протестовать. [22] Консул США в Египте выразил протест.
По словам Хасии Р. Дайнер в книге « Евреи Соединенных Штатов, 1654–2000 годы »: «Для евреев дело в Дамаске положило начало современной еврейской политике в международном масштабе, а для американских евреев оно представляло собой их первую попытку создать особую политическую систему». Точно так же, как Соединенные Штаты использовали это дело для провозглашения своего присутствия в глобальном масштабе, американские евреи в своих газетах и на массовых собраниях заявляли своим единоверцам во Франции и Англии, что о них тоже следует подумать. игроков глобальной еврейской дипломатии». [23]
По словам Йоханнеса Валентина Шварца, эти события также способствовали росту современной еврейской прессы. «В результате среди еврейских общин Европы возникло чувство солидарности, которого они никогда раньше не испытывали. Таким образом, «Дело в Дамаске» породило современную еврейскую прессу, особенно в Западной Европе, например, давно существовавшие газеты Les Archives Israélites. де Франс (1840–1935) в Париже или «Еврейские хроники» (1841 и далее) в Лондоне». [24]
Более поздние упоминания об этом деле
[ редактировать ]Обвинения в этом деле были опубликованы в египетской ежедневной газете «Аль-Ахбар» в 2000 году, а затем в 2001 году в статье под названием «Последняя сцена из жизни отца Тома». [25] В 2002 году Ближневосточный исследовательский институт средств массовой информации сообщил, что некоторые из обвинений 1840 года появились в книге 1983 года «Кровавая клевета Дамаска» (1840), написанной министром обороны сирийским Мустафой Тлассом . Книга была описана как влиятельная в международных антисемитских кругах как надежный источник информации о «ритуальных убийствах, совершенных евреями». [26] В 1983 году Тлас написал и опубликовал «Мацу Сиона» , которая представляет собой трактовку дела в Дамаске 1840 года и повторяет древний «кровавый навет», согласно которому евреи используют кровь убитых неевреев в религиозных ритуалах, таких как выпечка мацы . [27] В этой книге он утверждает, что истинные религиозные убеждения евреев — это «черная ненависть ко всем людям и религиям» и что ни одна арабская страна никогда не должна подписывать мирный договор с Израилем . [28] Тлас несколько раз переиздавал книгу и придерживается ее выводов. После публикации книги Тлас сообщил Der Spiegel , что это обвинение против евреев обосновано и что его книга представляет собой «историческое исследование... основанное на документах из Франции, Вены и Американского университета в Бейруте». [28] [29]
В 2007 году ливанский поэт Марван Шамун в интервью, вышедшем в эфир на канале Télé Liban , упомянул о «… резне священника Томазо де Каманджиано… в 1840 году… в присутствии двух раввинов в самом сердце Дамаска, в доме близкого друга этого священника, Дауда аль-Харари, главы еврейской общины Дамаска. После того, как его зарезали, его кровь собрали и взяли ее два раввина». [30]
роман «Смерть монаха» На этом романе основан (2004), написанный израильским писателем Алоном Хилу.
Кровавый навет был показан в сцене сирийского сериала «Аш-Шатат» в 2003 году. [31] [32] в то время как в 2013 году израильский веб-сайт Arutz Sheva сообщил о случаях, когда израильские арабы спрашивали, «где евреи находят христианскую кровь, необходимую для выпечки мацы». [33]
« , Дело Дамаска – для рассказчика и оркестра» созданное израильским композитором Ниссимом Халифой (текст Элиоза Хефера Антеби), основано на деле и произведениях раввина Яакова Антеби. [34]
См. также
[ редактировать ]- Антисемитская утка
- Кровавый навет на евреев
- История евреев в Сирии
- История евреев под властью мусульман
- Сирийские евреи
- Резня в Джидде 1858 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франкель, Джонатан (апрель 1996 г.). Дамасское дело: «ритуальное убийство», политика и евреи в 1840 году . Иерусалим: Издательство Кембриджского университета (опубликовано 13 января 1997 г.). стр. 0, 1, 60. ISBN. 978-0521483964 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Маоз, Моше (2010). «Дамасское дело (1840 г.)». Энциклопедия евреев в исламском мире . Лейден: Брилл.
- ^ Шахин, Эмра (2012), «Османские учреждения, система Милле». Культурная социология Ближнего Востока, Азии и Африки 1 (2012): 181–183.
- ^ Макдиси, Уссама (2000), Культура сектантства: сообщество, история и насилие в Османском Ливане девятнадцатого века , Лос-Анджелес: University of California Press. стр.3, стр.10.
- ^ Jump up to: а б с д и Харель, Ярон (15 апреля 2009 г.). «Каковы истоки мусульманского антисемитизма?». Гаарец . Архивировано из оригинала 27 марта 2010 г. Проверено 16 апреля 2009 г.
- ^ Харель, Ярон (1998), «Еврейско-христианские отношения в Алеппо как фон еврейской реакции на события октября 1850 года». Международный журнал ближневосточных исследований 30, вып. 1: с.77–96. стр.81
- ^ Макдиси, Уссама (2000), Культура сектантства: сообщество, история и насилие в Османском Ливане девятнадцатого века , Лос-Анджелес: University of California Press. стр.52.
- ^ Харель, Ярон (1998), «Еврейско-христианские отношения в Алеппо как фон еврейской реакции на события октября 1850 года». Международный журнал ближневосточных исследований 30, вып. 1: с.77–96. стр.83–87.
- ^ Харель, Ярон (1998), «Еврейско-христианские отношения в Алеппо как фон еврейской реакции на события октября 1850 года». Международный журнал ближневосточных исследований 30, вып. 1: с.77–96. стр.87–88.
- ^ Jump up to: а б с Маоз, Моше (1982), «Коммунальные конфликты в Османской Сирии в эпоху реформ: роль политических и экономических факторов» в книге Брауде, Бенджамин и Льюис, Бернард (ред.) Христиане и евреи в Османской империи, Vol. II: Арабоязычные страны , Нью-Йорк: Holmes & Meier Publishers, Inc., стр. 91–101.
- ^ Jump up to: а б с «Дамасская кровавая клевета» . www.jewishvirtuallibrary.org . Архивировано из оригинала 29 января 2017 г. Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Стиллман, Норман А., Айтюрк, Илькер, Уран, Стивен и Файн, Джонатан (2010), «Антииудаизм/антисемитизм/антисионизм», Энциклопедия евреев в исламском мире , Лейден: Brill.
- ^ Jump up to: а б с Цур, Ярон (2020). «Кто привнес либерализм в дело в Дамаске (1840 г.)? Центр, периферия и сети в еврейском ответе на кровавый навет». Евреи, Либерализм, Антисемитизм . стр. 263–287. дои : 10.1007/978-3-030-48240-4_11 . ISBN 978-3-030-48239-8 . S2CID 235024764 .
- ^ Франкель, Джонатан (1997). Дело Дамаска: «ритуальное убийство», политика и евреи в 1840 году , Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр.60.
- ^ Jump up to: а б с д Дойч, Готард и Франко М. (1901–1906). «ДЕЛО ДАМАСКА — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Архивировано из оригинала 7 января 2012 г. Проверено 1 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Грин, Эбигейл (2012), «Глава 7. Дело Дамаска». в: Моисей Монтефиоре , изд. Грин, Эбигейл, Кембридж, Массачусетс и Лондон, Англия: Издательство Гарвардского университета, стр. 133–157. стр.136.
- ^ Харель, Ярон (1998), «Еврейско-христианские отношения в Алеппо как фон еврейской реакции на события октября 1850 года». Международный журнал ближневосточных исследований 30, вып. 1: с.77-96. стр.82.
- ^ Левинсон, Исаак Баер (1841), Éfés dammîm: серия бесед в Иерусалиме между патриархом Греческой церкви и главным раввином евреев по поводу злонамеренного обвинения евреев в использовании христианской крови , Лондон: Лонгман, Браун , Грин и Лонгманс. стр.14. ISBN 1177904624 .
- ^ Харель, Ярон (1998), «Еврейско-христианские отношения в Алеппо как фон еврейской реакции на события октября 1850 года». Международный журнал ближневосточных исследований 30, вып. 1: с.77-96.
- ^ Jump up to: а б с Льюис, Бернард (1984), Евреи ислама . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр.158-159.
- ^ Пол Джонсон , История евреев , стр.366.
- ^ Александр ДеКонде, Этническая принадлежность, раса и американская внешняя политика: история , стр.52
- ^ Хасия Р. Дайнер , Евреи Соединенных Штатов, 1654–2000 гг ., стр.176.
- ^ Истоки и развитие немецко-еврейской прессы в Германии до 1850 года, Йоханнес Валентин Шварц. (66-й Совет и Генеральная конференция Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). Иерусалим, Израиль, 13–18 августа 2000 г. Кодовый номер: 106-144-E
- ^ Снова кровавый навет в правительственной прессе Египта ( MEMRI специальная серия сообщений - № 201 ), 2 апреля 2001 г.
- ↑ Кровавая клевета в Дамаске (1840 г.), рассказанная министром обороны Сирии Мустафой Тлассом ( Серия расследований и анализа MEMRI - № 99), 27 июня 2002 г.
- ↑ Антиеврейская книга, связанная с сирийским помощником , The New York Times , 15 июля 1986 г.
- ^ Jump up to: а б «Литература, основанная на смешанных источниках - классический кровавый навет: Маца Сиона Мустафы Тласа» . АДЛ. Архивировано из оригинала 13 апреля 2011 года . Проверено 5 июля 2012 г.
- ↑ Кровавый навет Джудит Аптер Клингхоффер, History News Network , 19 декабря 2006 г.
- ↑ Ливанский поэт Марван Шамун: евреи убили христианского священника в Дамаске в 1840 году и использовали его кровь для мацы ( MEMRI Специальная серия сообщений - № 1453 ), 6 февраля 2007 г.
- ↑ Антисемитский сериал выходит в эфир по арабскому телевидению. Архивировано 30 июня 2015 г. в Wayback Machine , Антидиффамационная лига , 9 января 2004 г.
- ^ Clip from Ash-Shatat , MEMRI
- ↑ Кровавый навет жив и здоров в мусульманском мире , Арутц Шева , 25 марта 2013 г.
- ^ «Дело в Дамаске» - для рассказчика и оркестра , аудиодрама израильского композитора Ниссима Халифы (текст Элиоза Хефера Антеби)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Иезекииль, Иаков (1900). «Преследование евреев в 1840 году». Публикации Американского еврейского исторического общества . Том. 8. стр. 141–145. JSTOR 43057569 .
- Дойч, Готард и Франко М. (1901–1906). « ДЕЛО ДАМАСКА — JewishEncyclepedia.com ». www.jewishencyclepedia.com .
- Франкель, Джонатан (13 января 1997 г.). Дамасское дело: «ритуальное убийство», политика и евреи в 1840 году . Иерусалим: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521483964 .
- Флоренция, Рональд (2004). Кровавый навет. Дамасское дело 1840 года . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN 0-299-20280-1 ( обзор ).
- Хессинг, Джейкоб (2006). «Правда и поэзия. Дело Дамаска и «Раввин фон Бахерах» Гейне» (PDF) . ПАРДЕС: Журнал Ассоциации еврейских исследований eV . 12 :41–51 . Проверено 20 марта 2019 г.
- Габриэль, Эрнст (2011). Дело Дамаска: юдофобия в анонимной хронике Дамаска . Мюнхен: Грин Верлаг. ISBN 3-656-02610-6 .
- Левин, раввин Менахем (2024), Дело Дамаска Айш