Jump to content

Топольчанский погром

Координаты : 48 ° 33'15 "N 18 ° 10'37" E  /  48,55417 ° N 18,17694 ° E  / 48,55417; 18.17694
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Топольчанский погром
Часть послевоенного антиеврейского насилия в Словакии
Топольчаны находится в Словакии.
Топольчаны
Топольчаны
Расположение Топольчаны , Чехословакия.
Дата 24 сентября 1945 г.
с 8:00 до полудня
Цель Словацкие евреи
Летальные исходы никто
Раненый 47 или 48

Топольчанский погром антисемитский бунт в Топольчанах , Словакия , 24 сентября 1945 года и самый известный инцидент послевоенного насилия против евреев в Словакии . Основной причиной был возрождающийся антисемитизм, направленный против евреев, переживших Холокост , которые требовали возвращения имущества, украденного во время Холокоста . Распространились слухи, что местная католическая школа будет национализирована, а преподающие там монахини будут заменены еврейскими учителями.

Утром в день инцидента женщины выступили против национализации школы, обвиняя в этом евреев . В тот же день еврейский врач делал прививки детям в школе. Его обвинили в отравлении нееврейских детей, что спровоцировало беспорядки. Полиция не смогла предотвратить это, и к ним присоединился местный гарнизон солдат. Около сорока семи евреев были ранены, пятнадцать пришлось госпитализировать.

Сразу после событий международное освещение поставило в неловкое положение чехословацкие власти, и Коммунистическая партия Чехословакии воспользовалась беспорядками, чтобы обвинить демократические власти в неэффективности.

Документальный фильм 2004 года о беспорядках « Милюй ближнего своего» («Возлюби ближнего своего») вызвал активную дискуссию об истории этих событий. В следующем году мэр Топольчан принес официальные извинения.

Холокост

[ редактировать ]
Карпатские русинские евреи прибывают в Освенцим в 1944 году.

14 марта 1939 года Словацкое государство провозгласило свою независимость от Чехословакии под защитой нацистской Германии. Преследование евреев сыграло ключевую роль во внутренней политике словацкого государства. [ 1 ] Словацкое государство ликвидировало около 10 000 предприятий, принадлежавших евреям, и передало 2300 предприятий « арийским » владельцам, лишив большинство словацких евреев средств к существованию. » сентября 1941 года « Еврейский кодекс , основанный на Нюрнбергских законах , требовал от евреев ношения желтых повязок , запрещал смешанные браки и призывал трудоспособных евреев на принудительные работы . [ 2 ] [ 3 ] 57 000 евреев, две трети евреев Словакии того времени В 1942 году были депортированы . Большинство из них были убиты в Освенциме или других лагерях смерти . [ 4 ] осенью 1944 года Во время и после Словацкого национального восстания евреи снова подверглись истреблению; из 25 000 оставшихся в Словакии около 13 500 были депортированы (в основном в Освенцим), а сотни убиты в Словакии. [ 5 ] [ 6 ]

Еврейская община в Топольчанах , городе среднего размера в 80 километрах (50 миль) к востоку от столицы Братиславы , была одной из самых богатых в стране. Большинство евреев зарабатывали на жизнь торговлей или бизнесом; им принадлежало 320 из 615 зарегистрированных предприятий. [ 7 ] [ 8 ] Остальные евреи были профессионалами: две трети врачей и 57% юристов. [ 7 ] Из 12 000 жителей Топольчан в 1942 году около 3 000 были евреями. [ 9 ] По переписи 1930 года около трети евреев зарегистрировались как евреи по национальности, а остальные заявили себя этническими немцами, венграми или словаками. [ 7 ] Хотя между преимущественно ортодоксальными евреями и набожными словаками-католиками было мало социального смешения, перед войной было также мало явных антисемитских инцидентов. [ 8 ] Евреи участвовали в политической жизни, имея свою политическую партию. [ 7 ] и занимать места в городском совете . [ 8 ]

После 1938 года Топольчаны стали «бастионом» антисемитской правой Словацкой народной партии , и большинство его жителей поддерживали антиеврейскую политику режима, включая депортацию. [ 8 ] Было конфисковано 89 еврейских предприятий, в основном членами Словацкой народной партии. По словам израильского историка Роберта Бюхлера , большинство «арийизаторов» были не из Топольчан, а пришельцами-оппортунистами. [ 10 ] Однако многие соседи получили меньшую выгоду от антиеврейских преследований, например, от покупки недвижимости на аукционах по цене ниже рыночной. Чешские историки Хана Кубатова и Михал Кубат цитируют людей, переживших Холокост, которые говорили, что их друзья-неевреи отвернулись от них и нажились на антиеврейских преследованиях. [ 11 ] Многие евреи из Топольчан были депортированы в 1942 году и убиты, но некоторым удалось выжить, согласившись работать подневольными работниками в лагере Новаки в Словакии, освобожденном во время восстания 1944 года. Заключенные бежали в горы, и многие пережили войну, скрываясь или сражаясь с партизанами. [ 8 ] [ 12 ] Число переживших Холокост, вернувшихся в город после войны, оценивается в 550 человек. [ 9 ] около 700, [ 8 ] или 750. [ 10 ] Большинство выживших имели социально-экономическое преимущество по сравнению с другими евреями и использовали свое богатство, чтобы избежать депортации в лагеря смерти. [ 8 ] [ 10 ] Среди выживших в Топольчанах было непропорционально большое количество целых семей и детей по сравнению с другими местами. [ 12 ]

После освобождения

[ редактировать ]

К концу войны фашистский режим пытался разжечь ненависть в своих политических целях, фабрикуя утверждения о том, что евреи будут жестоко мстить тем, кто украл собственность. Они также распространяли ложные слухи о том, что еврейские владельцы собственности вновь оккупировали поместья на Сицилии после освобождения в 1943 году и расстреливали арийцев. [ 13 ] После освобождения Словакии Красной Армией в марте и апреле 1945 года пережившие Холокост жители Топольчан столкнулись с возрождением антисемитизма . По словам словацкого историка Ивана Каменца , их присутствие стало «открытым и молчаливым упреком» тем словакам, которые стояли в стороне или поддерживали преследование евреев. [ 10 ] Многие выжившие пытались вернуть себе имущество, которым они владели до войны. Те, кто украл еврейскую собственность, не хотели ее возвращать. Бывшие партизаны или лица, утверждавшие, что они были партизанами, также присвоили часть украденного имущества, что, по их мнению, было законной наградой за их сопротивление нацизму . [ 14 ] [ 15 ] Яна Шишьякова также подчеркивает сохраняющееся влияние пропаганды фашистского режима на восприятие евреев. [ 16 ]

Эти две группы развернули кампанию запугивания — беспорядки, грабежи, нападения и угрозы — с целью заставить евреев уехать и отказаться от своих прав на собственность. [ 14 ] [ 17 ] По словам Бюхлера, «власти мало что сделали для защиты» переживших Холокост, вместо этого назвав свои требования о реституции собственности и равных правах «провокационными». Тем временем чиновники, якобы симпатизировавшие евреям, посоветовали им «вести себя так», чтобы избежать подстрекательства к насилию против них. [ 14 ] Одно из первых беспорядков после освобождения произошло в восточнословацком городе Кошице 2 мая, еще до окончания войны. Топольчанский погром считается самым жестоким [ 14 ] [ 17 ] или печально известный [ 18 ] Антиеврейский бунт в послевоенной Словакии. По данным польского историка Анны Цихопек, в период с 1945 по 1948 год в Словакии в целом по меньшей мере тридцать шесть евреев были убиты и более ста ранены. [ 18 ]

За четыре недели до беспорядков антисемиты в Топольчанах распространяли антиеврейскую пропаганду и физически преследовали евреев. В начале сентября монахини, которые преподавали в местной католической школе для девочек, узнали, что их учреждение вот-вот национализируют и что их заменят. Хотя многие словацкие школы были национализированы в 1945 году, слухи о том, что это произошло из-за еврейского заговора и что учителя-евреи заменят неевреев, оказались необоснованными. Матери детей в школе обратились к правительству с просьбой не национализировать ее и обвинили евреев в попытке захватить школу в интересах еврейских детей. [ 10 ] В воскресенье, 23 сентября 1945 года, люди забросали камнями молодого еврея на вокзале и осквернили дом, в котором жили евреи, в соседнем Жабокреки . На следующий день словаки-неевреи собрались на улицах и скандировали антисемитские лозунги; несколько евреев подверглись нападению, а их дома были ограблены. Полицейские отказались вмешаться на основании необоснованных слухов о том, что евреи убили четырех детей в Топольчанах. В Чиноранах ходили слухи, что евреи убили тридцать детей; по крайней мере, на одного еврея напали, а других ограбили. [ 19 ] [ 20 ]

24 сентября бунт

[ редактировать ]

24 сентября в 8:00 в Топольчанах 60 женщин — большинство из них матери местных детей — пошли в местный районный национальный комитет (ОНВ) с требованием остановить национализацию и исключить еврейских детей из школы. [ 21 ] Это было частью более широкой модели, в которой женщины, которые были одними из самых ярых сторонников Словацкой народной партии , играли центральную роль в разжигании антисемитских демонстраций и насилия. [ 22 ] Заместитель председателя ОНВ якобы сказал им «взять оружие и пойти на евреев». [ 23 ] Другой чиновник ОНВ якобы заявил, что предлагаемая национализация не их дело. Вмешался школьный инспектор города, пытаясь убедить протестующих, что слухи о национализации не имеют под собой фактов. К этому времени около 160 человек проводили демонстрацию возле офиса и распространяли слухи о том, что еврейские учителя заменяют монахинь, а евреи уничтожают христианские религиозные символы . [ 23 ] [ 24 ] Другие слухи утверждали, что «евреи не работают, по-прежнему ведут образ жизни выше среднего и занимаются незаконным бизнесом». [ 24 ]

Долой евреев, евреи виноваты во всем, изгоните еврейских детей из наших школ и запретите еврейским врачам Бергерам прививать наших детей!

Антисемитские лозунги, приписываемые участникам беспорядков [ 23 ]

Когда женщины вышли из офиса, они начали скандировать антисемитские лозунги и направились в сторону школы. Местное отделение полиции в составе семи человек попыталось их разогнать, но безуспешно. [ 25 ] Женщины начали обвинять местного еврейского врача Кароля Бергера, который в тот день был в школе для вакцинации семи- и восьмилетних детей, в том, что он вместо этого отравил их. Это ускорило последовавшее крупномасштабное насилие. Когда они подошли к школе, женщины ворвались внутрь. Неверно истолковав крики детей, расстроенных беспорядками, они обратились к Бергеру с криками: «Ты еврей, ты отравляешь наших детей!». [ 23 ] [ 26 ] Бергера вывели на улицу и передали толпе. Вместе с еврейским солдатом ему удалось сбежать и спрятаться в полицейском участке, а позже в тот же день присоединиться к другим еврейским жертвам в больнице. По оценкам Цихопека и Каменца, от 200 до 300 человек из 9000 жителей Топольчан участвовали в беспорядках, физически нападая на местных евреев на улице и грабя их дома. [ 27 ]

Евреев, укрывшихся в полицейском участке, охраняли полицейские. Учителя школы сопротивлялись требованиям выдать еврейских детей. [ 25 ] [ 28 ] Однако, когда городской совет созвонился через двадцать [ 25 ] или тридцать [ 29 ] солдаты, расквартированные поблизости для восстановления порядка, большинство вместо этого присоединились к бунтовщикам. Солдаты также нападали на евреев во время краковского погрома месяцем ранее в Польше . [ 30 ] Согласно одному сообщению, командир армейской части был неопытен и неэффективен и не мог помешать своим людям ответить на призыв: «Солдаты идут с нами бить евреев!» [ 25 ] Сопровождая полицейское управление, солдаты выводили евреев из квартир только для того, чтобы передать их бунтовщикам. В полдень специальному вспомогательному подразделению наконец удалось положить конец насилию, и к 13:00 на улицах воцарилась тишина. [ 25 ] хотя небольшие группы все еще пытались обратиться к евреям. [ 29 ] Подкрепление из полицейских из Братиславы , расположенной в часе езды, было запрошено в 9:30, но прибыло только в 18:00, когда беспорядки уже закончились. [ 15 ] [ 25 ] Муниципальные власти вяло отреагировали на разворачивающиеся события, не опровергая слухи, приведшие к насилию, до 18:45. [ 25 ]

Сорок семь [ 15 ] или сорок восемь евреев были ранены, пятнадцать из них пришлось госпитализировать. [ 31 ]

Последствия

[ редактировать ]

[А]по всем признакам, все эти описанные мероприятия организованы, организованы арийцами, которые тем самым хотели помешать реституции собственности.

Ондрей Вайс и Эрнест Кон, выжившие из соседней деревни. [ 32 ]

На следующий день от девяти до одиннадцати наиболее активных участников беспорядков были арестованы полицейские из Братиславы; большинство из них были молодыми людьми в возрасте от семнадцати до двадцати четырех лет. В результате более поздних арестов общее число арестованных гражданских лиц достигло примерно пятидесяти; большинство из них были заключены либо в трудовой лагерь Илава , либо в тюрьму в Топольчанах. Отдельно военные арестовали двадцать солдат, участвовавших в беспорядках. [ 33 ] Расследование Комиссии здравоохранения показало, что вакцины, поставленные Бергером, не были вредными. [ 32 ]

Наряду с аналогичными инцидентами в других местах Словакии и Польши, беспорядки в Топольчанах вызвали международное осуждение, которое поставило в неловкое положение чехословацкие власти. [ 29 ] [ 17 ] Только две словацкие газеты, «Час» и «Правда» , опубликовали статьи о беспорядках, первая из которых была опубликована шесть дней спустя. Газета «Правда» , орган Коммунистической партии Чехословакии , использовала беспорядки для нападок на демократическую Третью Чехословацкую Республику за ее неэффективность и неспособность управлять. Напротив, Час , связанный с Демократической партией , сосредоточил внимание на моральном банкротстве антисемитизма как части более широкого послевоенного морального кризиса и призвал словацких евреев терпеливо ждать восстановления собственности судами. [ 34 ] [ 35 ] «Правда» опубликовала интервью с Каролем Шмидке , лидером коммунистов в Словацком национальном совете , который подчеркнул «фашистские элементы», которые якобы планировали разрушение нового порядка, и призвал их сурово наказать, чтобы искоренить их. . [ 36 ]

Заявления Шмидке отражали официальную позицию правительств Чехословакии и Словакии, которые пришли к выводу, что беспорядки были не спонтанными, а организованными фашистским заговором. Власти рекомендовали очистить правительство от предполагаемых реакционных элементов. Словацкая полиция, заявившая, что беспорядки были вызваны католическими элементами и антисемитской пропагандой словацкого государства, рекомендовала уволить настоятельницу и католического директора школы. Он также назвал арианизаторов «духовными зачинщиками» насилия. [ 37 ] Главной заботой властей было не благополучие еврейских граждан, а неспособность государства поддерживать порядок. [ 29 ] В целом реакция была вялой, и многие администраторы использовали этот инцидент как предлог, чтобы обвинить других в несвязанном с этим проступке. [ 38 ] По словам Роберта Бюхлера , власти отреагировали на беспорядки только потому, что международное освещение поставило в неловкое положение послевоенное правительство. [ 29 ]

В Топольчанах очень мало людей, которые не одобряли бы события 24 сентября 1945 года. Сегодня в разговоре с рабочим, фермером или интеллигентом вы обнаружите, что люди откровенно ненавидят евреев.

Словацкая полиция сообщает о беспорядках [ 38 ]

Сразу после событий в нескольких сообщениях евреи обвинялись в насилии. К более поздним сообщениям были добавлены обвинения в том, что евреи спровоцировали беспорядки из-за своего «провокационного поведения» и отказа интегрироваться в словацкое общество. Чем дальше поступали сообщения и чем позже, тем более яростными становились обвинения в адрес евреев; В отчете комиссара полиции Братиславы от 15 октября утверждалось, что «основная вина за демонстрации лежит на провокационном поведении граждан израильской религии по отношению к гражданам-христианам». [ 39 ] Вопреки желанию участников беспорядков, очень немногие евреи уехали сразу после погрома 1945 года; большинство из них остались, чтобы восстановить свою жизнь и бороться за реституцию собственности. [ 29 ] К 1948 году в Топольчанах все еще проживало 344 еврея, но многие эмигрировали в 1949 году в недавно образованное государство Израиль , США , Австралию , Мексику и другие страны. [ 28 ] По состоянию на 2015 год , в городе больше не живут евреи. [ 31 ] [ 15 ]

Современные интерпретации

[ редактировать ]

Рассказывая о послевоенном антиеврейском насилии в Польше, Ян Т. Гросс утверждал, что «евреи воспринимались как угроза материальному статус-кво, безопасности и мирному сознанию» своих соседей-неевреев. Чихопек отмечает, что невозможно доказать, о чем думали поляки и словаки-неевреи после войны. И Гросс, и Каменец в своем анализе погрома в Топольчанах больше внимания уделяют материальным аспектам, в то время как предыдущие авторы подчеркивали влияние антисемитских стереотипов. Каменец утверждал, что последствия арианизации вызвали возрождение антисемитизма. [ 40 ] По словам Каменца, Шишьяковой и Цихопека, отсутствие комплексного законодательства и компетентного управления передачей собственности обратно еврейским владельцам также способствовало неопределенности и антиеврейским настроениям. [ 17 ] [ 13 ] Однако Чихопек также подчеркивает роль антисемитских мифов, таких как кровавый навет , в разжигании насилия; она указывает, что без истерии по поводу вакцинации беспорядки в Топольчанах не произошли бы или могли произойти по-другому. [ 13 ]

Чихопек утверждает, что режим Тисо своим коллаборационизмом с нацистами и отправкой еврейских граждан в лагеря смерти дискредитировал антисемитизм в послевоенной Словакии. Она также указывает, что фашистский режим также предотвратил насилие и хаос, которые годами царили в Польше под нацистской оккупацией, и что на словацкой земле не было лагерей смерти. В Словакии иудео-большевистская «утка» не была заметной; вместо этого евреев обвинили в поддержке венгерского ирредентизма . По мнению Цихопека, эти факторы частично объясняют, почему послевоенное антиеврейское насилие в Словакии было меньше, чем в Польше. [ 41 ] Милан Станислав Дюрица , националист и католический богослов, в своем анализе событий обвинил жертв. [ 28 ] По словам Бюхлера, погром освещает «жалкое положение» евреев в Словакии после освобождения, а также безразличие властей к «экзистенциальным проблемам выживших евреев». [ 42 ]

Наследие

[ редактировать ]

Словацкий документальный фильм 2004 года Душана Худека « Miluj blížneho svojho» («Возлюби ближнего своего») посвящен памяти беспорядкам. Во время съемок житель Топольчан заявил, что «евреи и цыгане — худшие отбросы на свете». [ 43 ] Заявление было исключено из финального документального фильма вопреки желанию режиссера и словацкой еврейской общины. [ 44 ] Каменец похвалил документальный фильм за то, что он привлек внимание широкой аудитории к инциденту. [ 45 ] Словацкий писатель Петер Белик раскритиковал фильм, ссылаясь на современные сообщения, в которых утверждалось, что «евреи вели себя очень высокомерно и властно, пытаясь систематически занимать важные позиции в экономической, общественной и политической сферах». Из-за разногласий по поводу этих замечаний он отказался от кандидатуры на должность директора Института национальной памяти . [ 46 ]

В 1998 году по инициативе Уолтера Фрида, пережившего беспорядки в возрасте 17 лет, [ 28 ] В бывшей синагоге установлена ​​мемориальная доска, посвященная «вечной памяти наших еврейских сограждан, жителей Топольчан, жертв расовой и религиозной ненависти, сосланных и убитых в период с 1942 по 1945 год». [ а ] В 2005 году мэр Павол Сегес официально извинился перед еврейской общиной, зачитав письмо на церемонии перед потомками выживших: [ 47 ] [ 15 ]

Мы знаем, что в Топольчанах виноваты все. Пожалуйста, представители города и жители города просят у вас прощения. [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вечная память нашим еврейским согражданам, жителям города Топольчаны, жертвам расовой и религиозной ненависти, вытащенным и убитым в 1942-1945 годах. [ 31 ]
  1. ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , стр. 843–844.
  2. ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , стр. 845–846.
  3. ^ Фатран 2002 , с. 144.
  4. ^ Алюмен 2002 , с. 130.
  5. ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , с. 849.
  6. ^ Лонгерих 2010 , с. 405.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Цичопек 2014 , стр. 126.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бюхлер 2005 , с. 264.
  9. ^ Перейти обратно: а б Бартова 2016 , с. 520.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Цичопек 2014 , стр. 127.
  11. ^ Кубатова и Кубат 2018 , стр. 573–574, 577.
  12. ^ Перейти обратно: а б Кубатова и Кубат 2018 , с. 574.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Цичопек 2014 , стр. 141.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Бюхлер 2005 , с. 263.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Зеленый 2015 .
  16. ^ Шишьякова 2008 , стр. 22–23.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Шишьякова 2008 , с. 23.
  18. ^ Перейти обратно: а б Цичопек 2014 , стр. 117.
  19. ^ Цихопек 2014 , стр. 118.
  20. ^ Шишьякова 2008 , с. 25.
  21. ^ Цихопек 2014 , стр. 127–128.
  22. ^ Цихопек 2014 , стр. 120.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Цичопек 2014 , стр. 128.
  24. ^ Перейти обратно: а б Кубатова и Кубат 2018 , с. 575.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Цичопек 2014 , стр. 129.
  26. ^ Кубатова и Кубат 2018 , стр. 575–576.
  27. ^ Цихопек 2014 , стр. 128–129.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Бартова 2016 , с. 521.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бюхлер 2005 , с. 267.
  30. ^ Цихопек 2014 , стр. 125, 129.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Гордый 2013 год .
  32. ^ Перейти обратно: а б Кубатова и Кубат 2018 , с. 576.
  33. ^ Цихопек 2014 , стр. 129–130.
  34. ^ Цихопек 2014 , стр. 130, 135.
  35. ^ Шишьякова 2008 , с. 27.
  36. ^ Цихопек 2014 , стр. 135.
  37. ^ Цихопек 2014 , стр. 136–137.
  38. ^ Перейти обратно: а б Цичопек 2014 , стр. 137.
  39. ^ Цихопек 2014 , стр. 137–138.
  40. ^ Цихопек 2014 , стр. 140–141.
  41. ^ Цихопек 2014 , стр. 143.
  42. ^ Бюхлер 2005 , стр. 263–264.
  43. ^ Балогова 2004 .
  44. ^ Малый 2004 .
  45. ^ Квасцы 2018 .
  46. ^ Недельский 2016 , стр. 977–978.
  47. ^ ДПА 2005 .
[ редактировать ]
  • Бартова, Барбора (23 мая 2016 г.). «Память о Топольчанах: отношения еврейских жителей Топольчан после трагедии «Топольчанского погрома» ». Журнал современных еврейских исследований . 15 (3): 520–525. дои : 10.1080/14725886.2016.1186372 . S2CID   148066901 .
  • Бюхлер, Роберт Иегошуа (2005). «Словакия и евреи после Второй мировой войны». В Банкир, Дэвид (ред.). Евреи возвращаются: возвращение евреев в страны своего происхождения после Второй мировой войны . Иерусалим: Berghahn Books. ISBN  978-1-57181-527-9 .
  • Цичопек, Анна (2014). За пределами насилия: выжившие евреи в Польше и Словакии, 1944–48 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-1-107-03666-6 .
  • Фатран, Гила (2002) [1992]. «Борьба за выживание евреев во время Холокоста». В Длугоборском, Вацлав; Тот, Дезидер; Тереза, Свебоцка; Менсфельт, Ярек (ред.). Трагедия евреев Словакии 1938–1945: Словакия и «окончательное решение еврейского вопроса» . Перевод Менсфельда, Ярека. Освенцим и Банска-Бистрица: Государственный музей Освенцим-Биркенау и Музей Словацкого национального восстания. стр. 141–162. ISBN  978-83-88526-15-2 .
  • Каменец, Иван (2002) [1992]. «Депортация еврейских граждан из Словакии в 1942 году». В Длугоборском, Вацлав; Тот, Дезидер; Тереза, Свебоцка; Менсфельт, Ярек (ред.). Трагедия евреев Словакии 1938–1945: Словакия и «окончательное решение еврейского вопроса» . Перевод Менсфельда, Ярека. Освенцим и Банска-Бистрица: Государственный музей Освенцим-Биркенау и Музей Словацкого национального восстания. стр. 111–139. ISBN  978-83-88526-15-2 .
  • Кубатова, Хана и Кубат, Михал (10 июля 2018 г.). «Были ли в Топольчанах «прохожие»? О формировании понятий и «лестнице абстракции» ». Современная европейская история . 27 (4): 562–581. дои : 10.1017/S096077731800022X . S2CID   149964311 .
  • Лонгерих, Питер (2010). Холокост: нацистское преследование и убийство евреев . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-280436-5 .
  • Недельский, Надя (2016). « Борьба за память нации»: посткоммунистическая Словакия и ее прошлое во Второй мировой войне». Ежеквартальный журнал по правам человека . 38 (4): 969–992. дои : 10.1353/hrq.2016.0053 . S2CID   151419238 .
  • Раджчан, Ванда; Вадкерти, Мэдлин и Хлавинка, Ян (2018). "Словакия". В Мегарджи, Джеффри П .; Уайт, Джозеф Р. и Хекер, Мел (ред.). Лагеря и гетто европейских режимов, связанных с нацистской Германией . Энциклопедия лагерей и гетто . Том. 3. Блумингтон: Мемориальный музей Холокоста США . ISBN  978-0-253-02373-5 .
  • Шишьякова, Яна (2008). «Антиеврейские беспорядки после Второй мировой войны – 1945 г. в Восточной Словакии» [Антиеврейские беспорядки после Второй мировой войны – 1945 г. в Восточной Словакии]. Исследования и статьи (на словацком языке): 22–30. Архивировано из оригинала 22 октября 2017 года . Проверено 13 октября 2018 г.

Веб-источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92419fdc6389b3d0e5929f81e2b8cb45__1724703120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/45/92419fdc6389b3d0e5929f81e2b8cb45.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Topoľčany pogrom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)