Варшавский погром (1881 г.)
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
![]() |
![]() |
Варшавский погром — погром , который произошел в контролируемой Россией Варшаве 25–27 декабря 1881 года, тогда входившей в состав Конгресса Польши в Российской империи , в результате чего два человека погибли и 24 получили ранения. [1]
Варшавский погром [ править ]

Симон Дубнов , современный еврейско-российский историк, приводит следующие подробности этого события: 25 декабря 1881 года вспыхнувшая паника после ложного предупреждения о пожаре в многолюдной Крестовоздвиженской церкви привела к гибели двадцати девяти человек в давке. . Считалось, что ложную тревогу подняли карманники , которые использовали уловку, чтобы позволить им грабить людей во время паники. На месте происшествия собралась толпа, и неизвестные начали распространять слух, который впоследствии оказался необоснованным, о том, что в церкви пойманы два еврейских карманника.
Толпа начала нападать на евреев, еврейские магазины, предприятия и жилые дома на улицах, прилегающих к церкви Святого Креста. [2] Беспорядки в Варшаве продолжались три дня, пока российские власти (которые контролировали как полицию, так и военных в городе) не вмешались и арестовали 2600 человек. Во время Варшавского погрома два человека погибли и 24 получили ранения. Погром также привел к финансовому опустошению около тысячи еврейских семей. В последующие месяцы около тысячи варшавских евреев эмигрировали в США . [3] Погром ухудшил польско-еврейские отношения и подвергся критике со стороны таких представителей польской элиты, как писательницы Элиза Ожешкова , Болеслав Прус и несколько других известных активистов. [3] [4]

Историки Саймон Дубнов , Ицхак Грюнбаум , Франк Гольчевский и Магдалена Мичинска утверждали, что погром мог быть спровоцирован российскими властями, пытавшимися вбить клин между евреями и поляками или показать, что погромы, все более распространенные в Российской империи после убийства царь Александр II в 1881 году (за этот период в Российской империи произошло более 200 антиеврейских событий, в частности Киевский и Одесский погромы ), [5] не были явлением, свойственным только России. [6] [4] [7] Однако историк Майкл Окс не согласился с этим объяснением, сославшись на недостаточные доказательства. [4] Окс называет эти объяснения теориями заговора . [4] утверждая, что они не могут представить, какую выгоду получили бы российские власти от погромов. Он отмечает, что в период с 1863 по 1881 год наблюдался рост антисемитизма в Польше , при этом среди поляков росло разочарование в идее ассимиляции евреев, и, следовательно, у российских властей была меньшая потребность в организации погрома, который могло быть спонтанным. [4]
Ссылки [ править ]
- ^ Юзеф Бахорж (1998). Вход. В: Болеслав Прус: Лалка Том 1 . Вроцлав: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских. стр. cvi – cvii. ISBN 83-04-04381-5 . Проверено 5 мая 2015 г.
- ^ Саймон Дубнов История евреев в России и Польше , Авотайну, 2000, ISBN 1-886223-11-4 , с. 342
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брайан Портер, Когда национализм начал ненавидеть, Oxford University Press , 2002, ISBN 0-19-513146-0 , стр.162.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джон Дойл Клиер, Шломо Ламброза, Погромы: антиеврейское насилие в современной истории России , Cambridge University Press, 2004, ISBN 0-521-52851-8 , стр.182.
- ^ (на польском языке) Погром. Архивировано 6 февраля 2010 г. в Wayback Machine , на основе Алины Кала , Ханны Венгжинек, Габриэлы Залевской, «История и культура польских евреев. Словарь», WSiP.
- ^ (на польском языке) Магдалена Мичинска, ЕВРЕЙСКАЯ РАЗВЕДКА В ПОЛЬШЕ , 2002 г.
- ↑ Дубнов писал: «Видимо, кто-то был заинтересован в том, чтобы столица Польши повторила эксперименты Киева и Одессы , и в том, чтобы «культурный поляк» не отставал от русских, чтобы убедить Европу, что погромы не были исключительно Российское производство». Более подробную информацию см. в Клире и Ламброзе.