Jump to content

Хартия ХАМАС 1988 года

Статья с расширенной защитой

Пакт Исламского движения сопротивления ( араб . ميثاق حركة المقاومة الإسلامية حماس ), известный как Пакт Хамаса или Хартия Хамаса , был издан ХАМАСом (Движением исламского сопротивления) 18 августа 1988 года и определяет учредительную идентичность организации. , позиции, и цели. [1] В 2017 году ХАМАС обнародовал пересмотренную хартию , не отменив явно хартию 1988 года. [2] [3]

В первоначальном Уставе Хамас определялся как « Братья-мусульмане» в Палестине, а его члены описывались как богобоязненные мусульмане, поднимающие знамя джихада (вооруженной борьбы) «перед лицом угнетателей». Хартия определяет борьбу против евреев и призывает к конечному созданию исламского палестинского государства на всей территории бывшей Подмандатной Палестины , а также к уничтожению или роспуску Израиля. [4] [5] [6] Хартию критиковали за использование антисемитских выражений. [7] [8] что некоторые комментаторы охарактеризовали как подстрекательство к геноциду . [9] [10] Хамаса Хартия 2017 года удалила антисемитские формулировки и разъяснила, что борьба Хамаса ведется с сионистами , а не с евреями. [11] [12] [13] [14] [15]

С тех пор, как ХАМАС принял решение выдвигать своих кандидатов на выборы, он преуменьшил роль своего устава. [16] В прямом противоречии с Уставом в 2008 году лидер ХАМАС Исмаил Хания заявил, что ХАМАС согласится принять палестинское государство вдоль границ 1967 года и предложить долгосрочное перемирие с Израилем. [17] В 2010 году лидер ХАМАС Халед Машаль заявил, что Хартия является «частью истории и больше не актуальна, но не может быть изменена по внутренним причинам». [18] Машааль также заявил, что ХАМАС прекращает сотрудничество с «Братьями-мусульманами» . [19]

В отличие от Хартии 1988 года, Хартия 2017 года признала палестинское государство в границах, существовавших до 1967 года, и подтвердила отказ Хамаса признать Государство Израиль, которое он называет « сионистским образованием». [20] В хартии 2017 года израильское государство в границах до 1967 года упоминается как переходное государство, а также выступает за «освобождение всей Палестины». [19] [21] Мнения по поводу документа 2017 года разошлись. В то время как некоторые приветствовали это как признак возросшей политической зрелости, попытку преодолеть разрыв между умеренными и сторонниками жесткой линии внутри ХАМАС и потенциальный шаг на пути к миру, многие другие, в том числе премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху , отвергли это как просто косметические усилия, призванные придать Хамасу более приятный вид, ничего не меняя при этом в основных целях и методах Хамаса. [22]

Фон

В 1987 году, через двадцать лет после Шестидневной войны , началась Первая интифада (1987–1993) как сопротивление израильской оккупации Газы и Западного берега. [23] Народное восстание, Первая интифада, возглавили несколько групп, включая Палестинский исламский джихад и Организацию освобождения Палестины (ООП). Получив официальное признание в качестве правительства де-факто , ООП начала искать решение путем переговоров с Израилем в форме решения о создании двух государств . Решение о создании двух государств было признано неприемлемым для ХАМАС, палестинского крыла Братьев-мусульман . [24] Хартия была написана, чтобы заполнить идеологический разрыв между ООП и сторонниками «Братьев-мусульман». [25] По словам заместителя министра иностранных дел Хамаса д-ра Ахмеда Юсефа , Хартия «была ратифицирована во время уникальных обстоятельств восстания 1988 года как необходимая основа для борьбы с беспощадной оккупацией». [26] Однако там, где идеология «Братьев-мусульман» предлагала универсальное исламистское видение, устав Хамаса стремился сузить свое внимание к палестинскому национализму и стратегии вооруженной борьбы или насильственного джихада . [25] [27]

Хотя ООП была националистической, ее идеология носила значительно более светский характер по сравнению с ХАМАС. Как и «Братья-мусульмане», Хамас придерживался неосалафитской теологии джихада, которая стремилась к национальному освобождению посредством насилия, как это разрешено божественным указом. [28] [24] Хотя ее язык был гораздо более религиозным, ее политические цели были идентичны целям ООП и призывали к вооруженной борьбе за возвращение всей земли Палестины в качестве исламского вакфа . [25]

Первоначальный тон устава и изображение израильско-палестинского конфликта как фронта вечной борьбы между мусульманами и евреями были препятствием для участия организации в дипломатических форумах с участием западных стран. [2] Обновленная хартия, опубликованная в 2017 году, опровергла многие из этих утверждений, но добавила вопросы относительно способности ФАТХ и его лидера Махмуда Аббаса действовать в качестве единственного законного представителя палестинцев. [29] Кроме того, из устава 2017 года было удалено множество упоминаний о «Братьях-мусульманах», поскольку эти связи нанесли ущерб отношениям группировки с Египтом , поскольку правительство считает группировку террористической организацией. [30]

Актуальность Хартии для политики ХАМАС

Ученые спорят о том, насколько актуальна была Хартия 1988 года для политики Хамаса.

1987–1993

В 1987–88 годах, на начальном этапе Первой интифады , Хартия Хамаса 1988 года была написана одним старшим лидером Хамаса и ратифицирована Хамасом в небольшой спешке как инструмент для «поддержания импульса» недавно восставшего палестинского «поколения сопротивления». ", придав им широкое направление, частично выраженное в религиозной исламской и частично в политической терминологии; таким образом, объяснение происхождения и цели Хартии, данное Ахмедом Юсефом , бывшим старшим политическим советником премьер-министра Хании , в 2011 году. [26] Хартия, добавил далее Юсеф, в те первые дни отражала взгляды старейшин перед лицом «беспощадной оккупации». Детали его религиозного и политического языка не были изучены в рамках международного права, а рассмотрение внутренним комитетом по внесению в него поправок было отложено из опасения не предложить Израилю уступки на серебряном блюде, как это сделал Фатх в соглашениях в Осло. (1993–95). [31]

1994–2005

Голландский исследователь Флор Янссен сравнила Хартию 1988 года (и другие документы того периода) с документами ХАМАС, датированными 1994-2005 годами. Янссен обнаружил значительный сдвиг в позициях Хамаса с 1988 по 1994-2005 годы:

  • В отличие от 1988 года, ХАМАС больше не называл врага «евреями». [32]
  • ХАМАС начал представлять свою позицию по мирному решению израильско-палестинского конфликта (вероятное следствие соглашений Осло ). [33]
  • ХАМАС сохранил свою цель «освободить» Палестину полностью. [34]

2005–2010 гг.

В январе 2006 года ХАМАС впервые принял участие в выборах в Законодательный совет Палестины . Это подразумевало написание предвыборной программы в марте 2005 года, а после победы на этих выборах — написание правительственной программы в марте 2006 года. Обе программы в целом воспринимались как более прагматичные и гибкие (не говоря уже о притязаниях Хамаса на всю подмандатную Палестину , а просто о притязаниях на суверенитет) . для палестинских территорий ) и «уменьшение акцента» на исламе по сравнению с Хартией 1988 года. [35] [36] [37]

Контраст этих документов 2005–2006 годов с Хартией 1988 года вызвал дискуссии в Палестине и других странах о том, изменил ли Хамас свои цели и насколько действителен их первоначальный устав 1988 года. Халед Хруб , палестинский академик, утверждал (2006), что эти документы 2005–2006 годов «представляют собой (…) эволюцию политического мышления Хамаса в сторону прагматизма» и что Хамас «искренне» изменился, но признал, что, вероятно, многие все еще очень скептически относились к этому идея. [16] Махмуд аз-Захар , соучредитель ХАМАС и министр иностранных дел Палестинской автономии с 2006 по 2007 год, напротив, заявил в 2006 году, что ХАМАС «не изменит ни одного слова в своем завете». [38] Аналогичным образом, в 2007 году Мусса Абу Марзук , заместитель председателя Политбюро Хамаса , заявил, что устав 1988 года не может быть изменен, поскольку это будет выглядеть как компромисс, неприемлемый для «улицы», и рискует подорвать единство партии. [39]

В 2009 году Пол Шам и Усама Абу-Иршаид написали: [40]

Действительно, судя по тому, что организация не ссылается на устав, а также по заявлениям, сделанным после этого лидерами Хамаса, Хартия, похоже, не оказала серьезного влияния на действия Хамаса.

В 2010 году Махмуд аз-Захар , соучредитель ХАМАС, снова косвенно защитил Хартию 1988 года, заявив: «Наш окончательный план состоит в том, чтобы [получить] Палестину целиком». [38] Тем не менее, в то же время ХАМАС предложил провести переговоры с Израилем на основе границ 1967 года, показывая готовность отложить проблему беженцев до какой-то неопределенной даты в будущем. Таким образом, хотя Хамас на тот момент и не отказался от Хартии 1988 года, он быстро отходил от нее. [41]

Также в 2010 году в беседе с американским профессором Робертом Пастором лидер ХАМАС Халед Машаль озвучил иную точку зрения: Хартия является «частью истории и больше не актуальна, но не может быть изменена по внутренним причинам». Этот ответ побудил профессора Пастора предположить, что « квартет» по Ближнему Востоку (США, ЕС, ООН, Россия) намеренно продолжал ссылаться на Устав ХАМАС 1988 года, а не на более поздние заявления ХАМАС, чтобы иметь повод игнорировать и не заниматься серьезной проблемой. Хамас. [18]

2011 по 2016 год

Ахмед Юсеф , бывший политический советник премьер-министра Хании , в январе 2011 года заявил, что хартию 1988 года нельзя читать как «конституцию, разработанную как закон» и больше нельзя интерпретировать буквально: движение ХАМАС «ушло» от положений хартии. содержание, «принимая палестинское государство в границах 1967 года и публично заявляя о готовности искать политические решения», - утверждал Юсеф. [26] В мае 2011 года Махмуд аз-Захар , соучредитель ХАМАС, напротив, еще раз подчеркнул и объяснил, почему ХАМАС хотел бы и не мог «признать» Израиль: такой шаг противоречил бы цели ХАМАСа освободить всю Палестину и лишить будущим палестинским поколениям возможность «освободить» свои земли. [42]

Молодой аналитик ХАМАС заявил в 2015 году: «Фатх» в ходе соглашений Осло (1993–95) изменил свой устав (в сторону ненасилия), но получил взамен очень мало; поэтому наиболее воинственные элементы Хамаса примерно в 2015 году очень неохотно относились к идущему тогда внутри Хамасу процессу смягчения своего собственного устава в сторону менее воинственной риторики. [43] Аналогичным образом, американский политолог Ричард Дэвис проанализировал в 2016 году, что руководство Хамаса ощущало противоположное давление с двух сторон: международные державы призывали Хамас отказаться от актуальности своего устава, в то время как внутренние палестинские избиратели отговаривали лидеров Хамаса переписывать свой устав. [31]

С 2017 года

На следующий день после того, как Халед Машаль , председатель Политбюро Хамаса , 1 мая 2017 года представил новый «политический документ» (часто называемый «новой хартией») , его спросили: «Заменит ли он старую хартию Хамаса?» Машал ответил: Этот «новый документ готовился четыре года (…) Этот документ отражает нашу позицию на данный момент (…) Старый устав был продуктом своей эпохи, 30 лет назад. Сегодня мы живем в другом мире» . [44] С тех пор другие лидеры Хамаса повторили послание Машаля: старую Хартию следует рассматривать как «исторический документ и часть более раннего этапа эволюции [Хамаса]». [3]

В ответ на обнародование Хартии 2017 года Натан Тралл , аналитик Международной кризисной группы , 3 мая 2017 года предположил, что Хартия 1988 года («с ее разговорами об уничтожении Израиля») уже давно вызывает «тихое замешательство среди новых реформаторов». лидеры Хамаса», но эта «двойственность» внутри руководства Хамаса, тем не менее, помешала Хамасу в новом уставе 2017 года полностью отказаться от старого устава 1988 года. [45]

Примерно 4 мая 2017 года, когда Халед Машаль все еще находился на посту председателя Политбюро Хамаса , он давал интервью по поводу идентификации врагов Хамаса как «сионистов» в новой «хартии», тогда как в хартии 1988 года они также указаны как «сионисты». Евреи», Машал заявил: «Да», в старой Хартии действительно «использовалось выражение ['евреи']», которое он раскритиковал как «недостаточно (…) точное», подчеркнув, что борьба Хамаса «с самого начала «был против «израильских оккупантов… не потому, что они евреи, (…) не из-за их религии, а потому, что (…) они оккупировали нашу землю, напали на наших людей и вынудили их покинуть свои дома». [46]

Выпуск "Принципы" 2017 г.

В мае 2017 года ХАМАС выпустил новый документ под названием «Документ об общих принципах и политике» ( араб . «Документ об общих принципах и политике движения Хамас» ). Хотя Документ об общих принципах официально не заменил хартию 1988 года, его часто называют новой или пересмотренной хартией ХАМАС. [3] Новый документ пропагандировал создание палестинского государства в границах 1967 года , описывая это как «национальный консенсус»; однако он также продолжал называть Израиль «незаконным образованием» и сохранил приверженность организации вооруженной борьбе. [20] Хотя Хартия Хамаса 1988 года широко критиковалась за ее антисемитизм, в документе 2017 года говорилось, что Хамас боролся не с евреями из-за их религии, а с сионистским проектом, который изгонял палестинцев из их домов. [20]

Мнения по поводу документа 2017 года разошлись. В то время как некоторые приветствовали это как признак возросшей политической зрелости, попытку преодолеть разрыв между умеренными и сторонниками жесткой линии внутри ХАМАС и потенциальный шаг на пути к миру, многие другие, в том числе премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху , отвергли это как просто косметические усилия, призванные придать Хамасу более приятный вид, ничего не меняя при этом в основных целях и методах Хамаса. [22] [47] [45]

После нападения Хамаса на Израиль в 2023 году бывший посол и Центра Вильсона глава Марк Эндрю Грин охарактеризовал пересмотренную версию 2017 года как «прикрывшую террористические цели [Хамаса] более двусмысленными и менее жестокими терминами», в то время как атака 2023 года показала их целью оставалось, как и в Хартии 1988 года, «разрушение Государства Израиль и убийство еврейского народа». [48]

Краткое изложение Хартии 1988 года

  • Статья 1 описывает Хамас как исламское движение сопротивления с идеологической программой ислама. [1]
  • Статья 2 Хартии ХАМАС определяет ХАМАС как «универсальное движение» и «одну из ветвей Братьев-мусульман в Палестине». [1] [25] [49] [50]
  • Статья 3 Движение состоит из «Мусульман, принявших верность Аллаху». [1]
  • Статья 4. Движение «приветствует каждого мусульманина, который принимает его веру, идеологию, следует его программе, хранит его тайны и хочет принадлежать к его рядам и выполнять свой долг». [1]
  • «Статья 5» демонстрирует свои салафитские корни и связи с «Братьями-мусульманами», объявляя ислам своей официальной религией, а Коран – своей конституцией . [1]
  • Статья 6 ХАМАС является исключительно палестинским. [1] и «стремится поднять знамя Аллаха над каждым дюймом Палестины, поскольку под крылом ислама последователи всех религий могут сосуществовать в безопасности и безопасности, когда дело касается их жизни, имущества и прав». Он утверждает, что без ислама мир погрузится в хаос и войну, цитируя Мухаммеда Икбала . [1] [25]
  • Статья 7 описывает Хамас как «одно из звеньев в цепи борьбы против сионистских захватчиков» и утверждает преемственность с последователями религиозного и националистического героя Изз ад-Дина аль-Кассама из Великого арабского восстания , а также с палестинской участники Первой арабо-израильской войны . Он заканчивается » Сахиха аль-Бухари хадисом «Муслим 2922 , в котором предполагается, что не Судный День наступит до тех пор, пока мусульмане не начнут сражаться и убивать евреев. [1] [50]
  • Статья 8. В документе Хамаса повторяется лозунг «Братьев-мусульман»: «Аллах — его цель, Пророк — образец, Коран — его конституция, джихад — его путь, а смерть ради Аллаха — самое возвышенное из его желаний». [1] [25]
  • Статья 9 адаптирует видение «Братьев-мусульман», чтобы связать палестинский кризис с исламским решением, и призывает «бороться с ложью, побеждать ее и побеждать ее, чтобы справедливость восторжествовала». [1]
  • Статья 11. Палестина является священной ( вакфом ) для всех мусульман на все времена, и никто не может отказаться от нее. [1]
  • Статья 12 подтверждает, что «национализм, с точки зрения Исламского движения сопротивления, является частью религиозного вероучения». [1]
  • Статья 13. Урегулирование конфликта путем переговоров невозможно. Джихад – единственный ответ. [1]
  • Статья 14 Освобождение Палестины является личным долгом каждого палестинца. [1]
  • Статья 15 : «В тот день, когда враги узурпируют часть мусульманской земли, джихад становится индивидуальной обязанностью каждого мусульманина». В нем излагается история крестовых походов на мусульманские земли и говорится, что «палестинская проблема — это религиозная проблема». [1]
  • Статья 16 Описывает, как воспитывать будущие поколения, с упором на религиоведение и историю ислама . [1]
  • Статья 17 провозглашает роль женщины в исламском обществе «создателем мужчин». Он осуждает западные организации, такие как масоны , Ротари-клубы и спецслужбы , как «диверсантов» за пропаганду подрывных идей в отношении женщин. [1]
  • Статья 18 определяет роль женщин как домохозяек и воспитательниц детей , обеспечивая образование и моральное руководство мужчинам. [1]
  • Статья 19 Продвигает ценность искусства , продвигая исламское искусство вместо форм искусства « Джахили ». [1]
  • Статья 20 призывает к действиям «народа как единого организма» против «злого врага, который действует подобно нацизму , не делая различий между мужчиной и женщиной, между детьми и стариками». [1]
  • Статья 21 продвигает « взаимную социальную ответственность » и призывает членов «рассматривать интересы масс как свои личные интересы». [1]
  • Статья 22 Делает резкие заявления о еврейском влиянии и власти . [1] [51] В нем конкретно утверждается, что евреи несут ответственность за подстрекательство к многочисленным революциям и войнам , включая Французскую революцию , Первую мировую войну и Русскую революцию . В нем также утверждается, что евреи контролируют Организацию Объединенных Наций и что их поддерживают «империалистические силы капиталистического Запада и коммунистического Востока ». [1]
  • Статья 23 выражает поддержку всем исламским движениям, «если они проявят добрые намерения и преданность Аллаху». [1]
  • Статья 24 запрещает «клевету или дурные высказывания в отношении отдельных лиц или групп». [1]
  • Статья 25 запрещает исламским движениям искать иностранную поддержку и выражает поддержку другим палестинским националистическим движениям. [1]
  • Статья 26 позволяет проводить консультации с другими палестинскими движениями, нейтральными в международных делах. [1]
  • Статья 27 восхваляет ООП, но осуждает ее секуляризм . [1]
  • Статья 28. Обвинения в заговоре против Израиля и всего еврейского народа: «Израиль, иудаизм и евреи». [1] [51] В нем утверждается, что «сионистские организации» стремятся разрушить общество посредством морального разложения и искоренения ислама и несут ответственность за торговлю наркотиками и алкоголизм . [1]
  • Статья 30: Призывает «писателей, интеллектуалов, представителей средств массовой информации, ораторов, педагогов и учителей, а также все представители арабского и исламского мира» вести джихад. [1]
  • В статье 31 Хамас описывается как «гуманистическое движение», которое «заботится о правах человека и руководствуется исламской терпимостью в отношениях с последователями других религий». «Под крылом ислама» ислам, христианство и иудаизм могут «сосуществовать в мире и покое друг с другом» при условии, что представители других религий не оспаривают суверенитет ислама в регионе. [1]
  • Статья 32 ХАМАС осуждает как соучастников «империалистические державы», стремящиеся развратить все арабские страны одну за другой, оставив Палестину последним бастионом ислама. [51] Заявляет, что план сионистов изложен в «Протоколах сионских мудрецов» и что они намерены расширить свой контроль от Нила до Евфрата . [1] [52]
  • Статья 33 призывает мусульман всего мира работать ради освобождения Палестины. [1]
  • Статья 34 представляет Храмовую гору в Иерусалиме как ось мира , священную точку, где встречаются божественная космология и временная история. [53] Наряду со статьей 35 он сравнивает Израиль с империалистически-колониалистическим движением. В статьях отражаются и опираются на прошлые примеры вторжений крестоносцев и монголов , оба из которых первоначально были успешными, но в конечном итоге были отражены. [54] [55]
  • В статье 36 изложены цели Хамаса. [56]

Заявления об Израиле

В преамбуле Хартии 1988 года говорилось: «Израиль будет существовать и будет существовать до тех пор, пока ислам не лишит его законной силы, точно так же, как до этого он лишил законной силы других стран». [1] Он подчеркивает важность джихада для палестинского вопроса, добавляя, что «инициативы, предложения и международные конференции — это пустая трата времени и тщетные усилия». [57] В хартии также говорится, что Хамас является гуманистом и терпимым к другим религиям, пока они «перестанут оспаривать суверенитет ислама в этом регионе». [58] В Хартии добавляется, что «отказ от любой части Палестины означает отказ от части религии [ислама]». [1]

Анализ

В первоначальной версии хартии 1988 года подчеркиваются четыре основные темы: [59]

  1. Уничтожение Израиля и установление исламской теократии в Палестине имеет важное значение; [59]
  2. Для достижения этой цели необходим безудержный джихад; [59]
  3. Согласованные резолюции о притязаниях евреев и палестинцев на эту землю неприемлемы; [59]
  4. Исторические антисемитские образы, подкрепляющие цели. [59]

Пакт провозглашает, что Израиль будет существовать до тех пор, пока ислам не уничтожит его, а джихад против евреев необходим до Судного Дня. Компромисс по поводу земли запрещен. Документы пропагандируют священную войну как предопределенную Богом, отвергают политические решения и призывают прививать эти взгляды детям. [59]

Обновленная хартия 2017 года, похоже, смягчила позицию Хамаса, заявив, что Хамас является антисионистом, но сохраняет цель уничтожения Израиля. [59] Ее утверждение о том, что она больше не является антисемитской, неоднократно опровергалось из-за действий ХАМАС, а также заявлений его руководства, включая Фатхи Хамада, который публично призывал к убийству евреев. [60] [61] [62] [63]

Идеология

Хартия 1988 года в значительной степени опирается на цитаты из хадисов и Корана и строит аргумент, что евреи заслуживают враждебности и гнева Бога/Аллаха, потому что они получили Священное Писание, но нарушили его священные тексты, отвергли знамения Аллаха и убили своих собственных пророков. . [64] Введение хартии определяет борьбу Хамаса как продолжение «нашей [долгой и опасной] борьбы с евреями…». [65]

Статья седьмая Хартии завершается цитатой из хадиса :

Судный день не наступит, пока мусульмане не сразятся с евреями, когда евреи будут прятаться за камнями и деревьями. Камни и деревья скажут: «О мусульманин, о раб Божий, за мной стоит еврей, приди и убей его». Только дерево Гаркад не могло этого сделать, потому что это одно из деревьев евреев.

Второй абзац статьи тридцать второй Устава содержит следующий пассаж:

Исламское движение сопротивления призывает арабские и исламские страны занять линию серьезных и настойчивых действий, чтобы предотвратить успех этого ужасного плана, предупредить народы об опасности, возникающей [sic] при выходе из круга борьбы с сионизмом. Сегодня это Палестина, завтра это будет та или иная страна. Сионистский план безграничен. После Палестины сионисты стремятся распространиться от Нила до Евфрата. Когда они переварят обогнали регион, они будут стремиться к дальнейшей экспансии и так далее. Их план воплощен в «Протоколах сионских мудрецов», и их нынешнее поведение является лучшим доказательством того, о чем мы говорим. [1]

Джеффри Голдберг , главный редактор журнала The Atlantic , раскритиковал учредительный устав ХАМАС, назвав его «геноцидным» документом, и сравнил его с «Протоколами сионских мудрецов» . [10] (Обратите внимание, что в Хартии конкретно говорится, что у евреев есть планы, описанные в печально известном антисемитском документе начала 20-го века «Протоколы сионских мудрецов».)

Ссылаясь на хартию в статье в журнале The New Yorker , американский комментатор Филип Гуревич обвинил руководство ХАМАСа в намерениях «геноцида» против евреев. [9] По мнению Брюса Хоффмана , Хартия ХАМАС демонстрирует «намерения геноцида». [66]

Воинственный джихад

Хартия 1988 года пошла еще дальше и подробно описала, почему джихад против евреев является обязанностью. «В тот день, когда враги узурпируют часть мусульманской земли, джихад становится индивидуальным долгом каждого мусульманина. Перед лицом узурпации евреями Палестины необходимо поднять знамя джихада. Для этого необходимо распространение исламского сознания. среди масс, как на региональном, арабском, так и на исламском уровнях, необходимо вселить дух джихада в сердце нации, чтобы они противостояли врагам и пополнили ряды борцов». [1]

Антисемитизм

CNN в ноябре 2023 года заявила, что Хартия Хамаса 1988 года «предписывает убивать евреев». [8] Газета New York Times от 8 октября 2023 года осудила Хартию ХАМАС 1988 года за предполагаемое использование антисемитских высказываний. [7] Некоторые комментаторы охарактеризовали формулировки Хамаса в его уставе 1988 года как подстрекательство к геноциду . [9] [10] Хартия, как говорят, отражает нацистскую пропаганду, утверждающую, что евреи получали прибыль во время Второй мировой войны . [67]

С другой стороны, Ахмед Ясин , основатель Хамаса, сказал в интервью 1988 года, очевидно, реагируя на обвинения в том, что «Хамас ненавидит евреев»:

«Мы ненавидим евреев и воюем с евреями не потому, что они евреи. Они люди веры, и мы люди веры, и мы любим всех людей веры. Если мой брат, от моих собственных матери и отца и моего собственного вера забирает мой дом и изгоняет меня из него, я буду драться с двоюродным братом, если он заберет мой дом и выгонит меня из него. Поэтому, когда еврей заберет мой дом и выгонит меня из него, я буду бороться с ним. не воюйте с другими странами, потому что я хочу быть в мире с ними, я люблю всех людей и желаю им мира, даже евреям. Евреи жили с нами всю нашу жизнь, и мы никогда не нападали на них, и они занимали высокие посты. в правительстве и министерствах. Но если они заберут мой дом и сделают меня беженцем, как 4 миллиона палестинцев в изгнании, кто имеет больше прав на эту землю: русский иммигрант, покинувший эту землю 2000 лет назад, или тот, кто уехал 40 лет назад? Мы не ненавидим евреев, мы лишь просим их предоставить нам наши права». [68]

См. также

Ссылки

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а «Пакт ХАМАС 1988 года: Пакт исламского движения сопротивления» . Проект Авалон: документы по праву, истории и дипломатии . Йельская юридическая школа. 18 августа 1988 года . Проверено 15 февраля 2009 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тамара Киблави; Анджела Деван; Ларри Регистр (1 мая 2017 г.). «Хамас заявляет, что принимает границы 1967 года, но не признает Израиль» . CNN . Проверено 3 мая 2017 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бреннер, Бьорн (30 ноября 2021 г.). Газа под властью Хамаса: от исламской демократии к исламистскому управлению . Академик Блумсбери. стр. 205–207. ISBN  978-0-7556-3439-2 . По-прежнему оставляя место для вопросов, ХАМАС не стал формально отказываться от старого устава. На вопрос о том, почему, несколько лидеров Хамаса, тем не менее, ответили утвердительно: «Первоначальная Хартия теперь стала историческим документом и частью более раннего этапа нашей эволюции». Она останется на книжной полке движения как запись нашего прошлого».
  4. ^ Майр, Грег (27 февраля 2006 г.). «Израильский чиновник заявляет, что ХАМАС сделал Аббаса ненужным» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 26 декабря 2023 г.
  5. ^ «Пакт ХАМАС – Основные положения» . Проект разведывательных ресурсов . Федерация американских ученых . Проверено 2 мая 2017 г.
  6. ^ Палестинский ХАМАС Шауль Мишаль, Авраам Села . Гугл Книги . Проверено 9 февраля 2009 г.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэй, Тиффани (8 октября 2023 г.). «Быстрый взгляд на ХАМАС» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 октября 2023 года . Проверено 9 октября 2023 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Совершались ли военные преступления в Израиле и секторе Газа и какие законы регулируют конфликт?» . CNN . 16 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гуревич, Филипп (2 августа 2014 г.). «Честный голос в Израиле» . Житель Нью-Йорка . Проверено 9 мая 2020 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Голдберг, Джеффри (4 августа 2014 г.). «Что бы сделал ХАМАС, если бы мог делать все, что хочет?» . Атлантика . Проверено 9 мая 2020 г.
  11. ^ Сёра, Лейла (2019). Внешняя политика ХАМАС . Издательство Блумсбери. п. 17. ISBN  9781838607449 .
  12. ^ Коссай Хамед (2023). ХАМАС у власти: вопрос трансформации . IGI Global. п. 161.
  13. ^ Тимеа Спитка (2023). Национальные и международные стратегии защиты гражданского населения в израильско-палестинском конфликте . Международное издательство Спрингер . п. 88-89.
  14. ^ «Халед Машааль: Борьба ведется против Израиля, а не против евреев» . Аль-Джазира . 6 мая 2017 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
  15. ^ Патрик Винтур (2 мая 2017 г.). «Хамас представляет новую хартию, признающую Палестину на основе границ 1967 года» . Хранитель . Проверено 3 мая 2017 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хруб, Халед. «Новый Хамас» через его новые документы» . Журнал палестинских исследований . 35 (1 (лето 2006 г.)): 6. Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 г. Поскольку ХАМАС выиграл выборы в законодательные органы Палестины в январе 2006 г., его политические позиции, представленные в западных СМИ, восходят к его уставу 1988 года, почти без каких-либо ссылка на его значительную эволюцию под влиянием политических событий. …С момента своего создания Хамас упорно отказывался участвовать в каких-либо национальных выборах, будь то на пост президента Палестинской автономии (ПА). Поскольку обе эти структуры выросли из соглашений Осло, против которых Хамас выступал и считал их нелегитимными, он никогда не признавал легитимность ни одной из них. Таким образом, хотя движение уже давно участвует в муниципальных и других местных выборах, что делает его растущую силу поддающейся количественному измерению, вопрос о том, вступать ли в национальную избирательную политику, был трудным решением, чреватым противоречиями, которые можно было ожидать от движения, руководство которого географически разделена на «внутреннюю» и «внешнюю», чьи политические и военные крылья обладают определенной степенью автономии и которая применяет демократический процесс принятия решений с учетом разнообразия взглядов. … Несмотря на часто повторяемую риторику лидеров Хамаса о том, что их движение останется верным своим известным принципам, эти три документа, несомненно, показывают, что требования национальной арены вели Хамас в совершенно новых направлениях… Хамас по-прежнему характеризуют со ссылкой на его устав 1988 года был составлен менее чем через год после того, как движение было создано в ответ на начало первой интифады и когда смыслом его существования было вооруженное сопротивление оккупации. … Учитывая традиционное представление Хамаса о себе как о бескомпромиссном движении сопротивления и ту популярность, которую он получил благодаря сопротивлению израильской оккупации, его выбор «перемен и реформ» в качестве темы своей кампании и названия его избирательного списка… привлекает внимание к неудачам и коррупции, связанным с его соперником ФАТХом. … Без сомнения, многие по-прежнему крайне скептически относятся к новому лицу Хамаса, подозревая, что это заговор с целью получения власти путем сокрытия истинных целей. … Это оставляет открытым вопрос о том, сможет ли Хамас, находящийся у власти, функционировать практически в рамках параметров мирного процесса, как первоначально было согласовано Израилем и ООП в Осло, против чего Хамас яростно выступал.
  17. ^ « Хания: Хамас готов принять палестинское государство с границами 1967 года ». Гаарец . (09-11-08) Проверено 27 мая 2011 г.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мазин Кумсия об истории и практике ненасильственного палестинского сопротивления Вашингтонский доклад по делам Ближнего Востока, май – июнь 2010 г., стр. 40–42.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидаль аль-Муграби; Том Финн (2 мая 2017 г.). «Хамас смягчает позицию по Израилю и отказывается от связи с «Братьями-мусульманами»» . Рейтер . Проверено 3 мая 2017 г.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хруб, Халед (2017). «Новый Хамас? Пересмотренный Устав» . Журнал палестинских исследований . 46 (4): 100–111. дои : 10.1525/jps.2017.46.4.100 .
  21. ^ «Хамас признает палестинское государство с границами 1967 года» . Аль-Джазира. 2 мая 2017 года . Проверено 3 мая 2017 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Хамас признает палестинское государство с границами 1967 года» . Аль Джазира . 2 мая 2017 года . Проверено 1 марта 2024 г.
  23. ^ «Ближний Восток – 1987: Первая интифада» . Новости Би-би-си . 6 мая 2008 г.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хартии ООП 1964 и 1968 годов и Хартия ХАМАС 1988 года. Филипп Хольтманн
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Палестинский Хамас: видение, насилие и сосуществование Шауль Мишаль, Авраам Села.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хартия ХАМАС: видение, факты и вымысел Палестинская хроника (23 января 2011 г.), дата обращения 27 мая 2011 г.
  27. ^ Рабаса, Ангел; Мел, Питер; Крейгин, Ким; Дейли, Сара А.; Грегг, Хизер С.; Карасик, Теодор В.; О'Брайен, Кевин А.; Розенау, Уильям (2006), «Хезболла и Хамас» , За пределами Аль-Каиды: Часть 2, Внешние кольца террористической вселенной , RAND Corporation, стр. 5–24, ISBN  978-0-8330-3932-3 , JSTOR   10.7249/mg430af.9 , получено 26 октября 2023 г. « Таким образом, хотя Аль-Каида и Хамас имеют схожие идеологические корни, интерпретация Хамасом своей роли в исламском сообществе более узкая и сосредоточена в основном на палестинском вопросе. Эта узкая направленность является важным элементом идеологии Хамаса » .
  28. ^ Янссен 2009 , стр. 35–60.« Текст Хартии написан исключительно религиозным и идеологическим языком, начиная с цитаты из Корана и высказывания основателя египетских Братьев-мусульман Хасана аль-Банны » .« В статье 11 Хартии мы можем найти аргумент Хамаса о том, что право палестинцев на свою родину является божественным указом ...»
  29. ^ Махер Муграби (2 мая 2017 г.). «Разъяснение новой хартии ХАМАС» . Сидней Морнинг Геральд.
  30. ^ Нидаль аль-Муграби; Том Финн (май 2017 г.). «Хамас смягчает позицию по Израилю и отказывается от связи с «Братьями-мусульманами»» . Рейтер .
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвис, Ричард (2016). Хамас, народная поддержка и война на Ближнем Востоке: восстание на Святой Земле . Рутледж. ISBN  978-1317402589 . ; стр. 41
  32. ^ Янссен 2009 , с. 43.
  33. ^ Янссен 2009 , с. 45.
  34. ^ Янссен 2009 , с. 47.
  35. ^ Хруб, Халед. «Новый Хамас» через его новые документы» . Журнал палестинских исследований . 35 (1 (лето 2006 г.)): 6. Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 г.
  36. ^ Даннинг, Тристан (2016). ХАМАС, джихад и народная легитимность: новая интерпретация сопротивления в Палестине . Рутледж. ISBN  978-1317384946 . Страница 115.
  37. ^ Звейри, Махджуб (2006). «Победа Хамаса: зыбучие пески или сильное землетрясение?». Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 27 (4): 675–87. дои : 10.1080/01436590600720876 . JSTOR   4017731 . S2CID   153346639 . Страница 677.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Голдберг, Джеффри (4 августа 2014 г.). «Что бы сделал ХАМАС, если бы мог делать все, что хочет?» . Атлантика . Проверено 3 мая 2017 г.
  39. ^ Сёра, Лейла (2019). Внешняя политика ХАМАС . Издательство Блумсбери . ISBN  9781838607449 . ; стр. 50
  40. ^ Модонгал 2023 , с. 102.
  41. ^ Слейтер, Джером (октябрь 2012 г.). «Моральная философия справедливой войны и израильская кампания 2008–2009 годов в Газе». Международная безопасность . 37 (2): 63-64. дои : 10.1162/ISEC_a_00098 .
  42. ^ «Хамас признает границы 1967 года, но никогда не признает Израиль, говорит высокопоставленный чиновник». Гаарец , 11 мая 2011 г. Проверено 26 января 2024 г.
  43. ^ Мэтью Дасс, «Помнишь Газу?» , журнал Tablet Magazine , 8 мая 2015 г.
  44. ^ Юнес, Али (2 мая 2017 г.). «Машааль: ХАМАС не является жесткой идеологической организацией» . Аль Джазира . Проверено 7 декабря 2023 г.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Деклан Уолш (3 мая 2017 г.). «Лидер ХАМАС играет последнюю роль: пытается поднять статус изгоя группы» . Нью-Йорк Таймс . Прощальный выстрел г-на Мешаля – это новый политический документ, обнародованный в роскошном отеле в Дохе в понедельник, который он позиционирует как попытку вывести ХАМАС из изоляции, представляя миру более дружелюбное лицо. Во многом это связано с смягчением антисемитских формулировок первоначального устава Хамаса 1988 года, в котором говорилось о войне между арабами и евреями. «Мы ясно даем понять, что наш проект — это освободительный проект, а не религия или евреи», — заявил г-н Мешал в интервью во вторник в Дохе, своем последнем доме. Его предложение нашло мало желающих. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху немедленно отверг эту инициативу как проявление неискренности. "Хамас пытается обмануть мир, но ему это не удастся", - заявил в понедельник его представитель. В Израиле ненавидят ХАМАС за взрывы и ракеты, запускаемые без разбора по гражданским районам, а критики говорят, что группировка тратит слишком много денег на подготовку к войне и недостаточно на осажденных жителей Газы. Этот документ также был встречен молчанием западных стран, что является отражением того факта, что ХАМАС не смог преодолеть ни один из факторов, которые заставили его назвать террористической организацией, и даже официально не отказался от Хартии 1988 года с ее заявлениями. «уничтожения» Израиля и создания Исламского государства на «каждом дюйме» исторической Палестины. Неспособность добиться даже этого косметического жеста является красноречивым показателем того, насколько ХАМАСу мешает его собственная глубоко укоренившаяся двойственность в отношении реформ, сказал Натан Тралл, аналитик Международной кризисной группы, базирующейся в Иерусалиме, который отметил, что первоначальный устав долгое время был источником тихого замешательства среди более реформаторски настроенных лидеров Хамаса.
  46. ^ «Халед Машааль: Борьба ведется против Израиля, а не против евреев» . Al Jazeera English , 6 мая 2017 г. Проверено 28 января 2024 г.
  47. ^ «Нетаньягу выбрасывает политический документ ХАМАС по Израилю в мусорную корзину» . «Джерузалем Пост» . 8 мая 2017 года . Проверено 25 ноября 2023 г.
  48. ^ Грин, Марк. «Хамас: слова и дела…» . Центр Вильсона . Проверено 28 ноября 2023 г.
  49. ^ ХАМАС между насилием и прагматизмом Марк А. Вальтер
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Барский, Иегудит (февраль 2006 г.). ХАМАС - Исламское движение сопротивления Палестины (PDF) (Отчет). Американский еврейский конгресс. стр. 4, 91, 93. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июня 2010 года . Проверено 26 мая 2011 г.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Реформистский иудаизм в Интернете «Протоколы» Хамаса. Архивировано 22 декабря 2010 г. в Wayback Machine. Стивен Леонард Джейкобс - зима 2007 г.
  52. ^ Министерство иностранных дел Израиля Анализ Хартии Хамаса, , 8 января 2006 г.
  53. ^ Фиала, Эндрю (5 ноября 2004 г.). Практический пацифизм . Издательство Алгора. ISBN  9780875862910 – через Google Книги.
  54. ^ Insight Turkey: ежеквартальный исследовательский и информационный журнал с акцентом на Турцию, том 11 . Центр межкультурного диалога и сотрудничества. п. 118.
  55. ^ Шарвит, Керен; Гальперин, Эран (22 января 2016 г.). Взгляд социальной психологии на израильско-палестинский конфликт: празднование наследия Даниэля Бар-Тала, Том II . Спрингер. ISBN  9783319248417 – через Google Книги.
  56. ^ Рисси, Бруно Базилио; Лима, Дебора Ханна Ф. де; Кэмпбелл, Мила Перейра; Фагундес, Ракель Фанни Беннет; Фернандес, Владимир Сантана (1 августа 2015 г.). Долгосрочный мир: преодоление разрыва между войной и миром ради устойчивого будущего . Художественные письма. ISBN  9788561326678 – через Google Книги.
  57. ^ «Пакт Хамаса 1988 года» . Проект Авалон Йельской юридической школы . Проверено 7 сентября 2014 г. [часть статьи 13 Пакта] Палестинский вопрос не может быть решен иначе, как посредством джихада. Инициативы, предложения и международные конференции – это пустая трата времени и тщетные усилия.
  58. ^ Статья 31 Хартии Хамаса (1988 г.) Йельская школа права: Проект Авалон
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Брюс Хоффман (10 октября 2023 г.). «Понимание геноцидальной идеологии Хамаса» . Атлантика. Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года . Проверено 20 октября 2023 г.
  60. ^ «Что скрывает ХАМАС | AJC» . www.ajc.org . 7 октября 2023 г. Проверено 3 ноября 2023 г. В субботу поддерживаемая Ираном террористическая группировка ХАМАС предприняла с воздуха, моря и суши беспрецедентную атаку на израильтян, убив сотни мирных жителей, ранив тысячи и похитив других рано утром в Шаббат и Симхат-Тора. … Террористы ХАМАС также обстреляли ракетами Тель-Авив, убивая израильтян в городе и его окрестностях. … В целом террористами Хамаса было убито более 300 человек и не менее 1590 ранено. …Но четыре лица Хамаса, или Движения исламского сопротивления, скрывают террористическую организацию, которая стремится искоренить всех евреев.
  61. ^ «Хамас: слова и дела… | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 3 ноября 2023 г. К 2017 году выяснилось, что ХАМАС хочет изменить или, по крайней мере, прояснить свой публичный имидж в некоторых кругах. Оно предприняло шаги, чтобы смягчить некоторые из самых крайних формулировок своего устава 1988 года, выпустив новые заявления и декларации, которые, хотя и не отменяли и не заменяли первоначальный документ, дополняли его более двусмысленными терминами и риторикой. Например, в первоначальной хартии говорилось, что «обязательно поднять знамя джихада». В 2017 году ХАМАС позиционировал себя как движение сопротивления, стремящееся «освободить Палестину и противостоять сионистскому проекту». В 1988 году ХАМАС открыто признал свои связи с «Братьями-мусульманами», но Устав ХАМАС 2017 года лишен упоминаний о «Братьях-мусульманах». В 1988 году Хамас заявил, что «Судный день не наступит до тех пор, пока мусульмане не начнут сражаться с евреями и не убьют их». К 2017 году ХАМАС заявил, что его миссией является не «борьба против евреев или иудаизма», а «борьба… против сионистской оккупации…».
  62. ^ Литвак, Меир (2005). «Антисемитизм Хамаса» . Палестино-израильский журнал . 12 (2) . Проверено 3 ноября 2023 г. Во многих своих публикациях ХАМАС использует резкие уничижительные описания евреев, часто взятые из Корана, такие как «кровососы», «братья обезьян», «убийцы пророков», «человеческие свиньи» и поджигатели войны «потомки предательства и обмана», «мясников». Они представляют собой «раковую опухоль», распространяющуюся на земле Палестины и «угрожающую всему исламскому миру». Они «распространяют коррупцию» на земле ислама. «Обман и ростовщичество заложены в их природе», и все они «воры, монополисты и ростовщики». Почти каждый выпуск органа Хамаса «Филастин аль-Муслима» содержит статьи, перечисляющие злые дела и характер евреев, основанные на анализе и толковании отдельных сур (глав) Корана. … Ссылаясь на традицию (хадис) Солтбуша, Хартия Хамаса утверждает, что последний час не наступит до того дня, когда мусульмане будут сражаться с евреями и убивать их. Чтобы смысл этого отрывка не остался неясным, автор Хамаса Мухлис Барзак указал на тот факт, что Пророк во время своих войн убил больше евреев, чем любые другие неверные. Пророк раскрыл в «твердо установившейся традиции», как следует обращаться с евреями, если они предают мусульман, и приказал своим последователям выполнять это без какого-либо чувства печали по поводу этой «ненавистной группы». Он ясно дал понять, что судьба евреев должна заключаться в «полном убийстве, тотальном истреблении и искоренении погибели (аль-катль ат-там валь-ибада аль-камила валь-фана аль-махик)». Возможно, не менее значимой, учитывая предполагаемую читательскую аудиторию, является редакционная статья в детском издании Хамаса «Аль-Фатих», призывающая детей Ирака молиться Богу и просить его: «О Боже, истреби евреев, тиранов и узурпаторов» (Аллахума, Ахлик аль-Яхуд аз-Залимин аль-Мухтасибин).
  63. ^ «Чиновник ХАМАСа осужден за призыв к палестинцам убивать евреев» . Голос Америки . 15 июля 2019 года . Проверено 3 ноября 2023 г. Высокопоставленный член исламистского правителя Газы ХАМАС призвал палестинцев по всему миру убивать евреев, что вызвало возмущение как со стороны израильских, так и палестинских чиновников, а также посланника ООН. … «Если эта осада не будет отменена, мы взорвемся перед лицом наших врагов, с позволения Бога. Взрыв будет не только в секторе Газа, но также на Западном Берегу и за рубежом, если будет воля Божья», - сказал Хамад. «А наши братья снаружи готовятся, пытаются подготовиться, разминаются». Он продолжил: «Семь миллионов палестинцев снаружи, хватит разогрева, евреи сопровождают вас повсюду. Вы должны атаковать всех возможных евреев во всем мире и убить их».
  64. Антисемитизм Хамаса Меира Литвака в книге «Исламофобия и антисемитизм», стр. 87.
  65. ^ Янссен 2009 , с. 38 В этих документах конфликт с Израилем полностью объясняется в религиозных терминах: «Наша борьба с евреями долгая и опасная...» [преамбула Хартии 1988 года, раздел «Во имя…», пункт 5: «Наша борьба против евреев очень велико и очень серьезно (…)»] В результате авторы текстов неоднократно и взаимозаменяемо использовали термины «сионисты» и «евреи» и их многочисленные производные » .
  66. ^ Хоффман, Брюс (10 октября 2023 г.). «Понимание геноцидальной идеологии Хамаса» . Атлантика . Проверено 17 октября 2023 г. В первоначальном соглашении, опубликованном 18 августа 1988 года, четко излагаются геноцидные намерения Хамаса.
  67. ^ Херф, Джеффри (1 августа 2014 г.). «Почему они воюют: слишком малоизвестная фашистская хартия Хамаса» . Американский интерес . Проверено 3 мая 2017 г.
  68. ^ «Палестина… иллюзия исламизации конфликта!» . Аль Джазира . 18 декабря 2017 года . Проверено 7 декабря 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7197e8f9dfb7bba9ddad398fcc41b97__1717852200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/97/b7197e8f9dfb7bba9ddad398fcc41b97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1988 Hamas charter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)