Изз ад-Дин аль-Кассам
Изз ад-Дин аль-Кассам | |
---|---|
Изз ад-Дин аль-Кассам | |
Рожденный | 19 декабря 1882 г. |
Умер | 20 ноября 1935 г. | (52 года)
Причина смерти | Огнестрельные ранения |
Альма-матер | Университет Аль-Азхар |
Род занятий | Лидер партизан, мусульманский возрожденец , проповедник, учитель, имам |
Организация(и) | ассоциация молодых мужчин Мусульманская «Черная рука» |
Персональный | |
Религия | ислам |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Ханафитский |
Тарикат | Кадария |
Изз ад-Дин ибн Абд аль-Кадир ибн Мустафа ибн Юсуф ибн Мухаммад аль-Кассам ( араб . Изз ад-Дин ибн Абд аль-Кадир ибн Мустафа ибн Юсуф ибн Мухаммад аль-Кассам ; 1881 г.) [1] или 19 декабря 1882 г. [2] [3] — 20 ноября 1935) — сирийский мусульманский проповедник, лидер местной борьбы против британского и французского подмандатного правления в Леванте , а также воинствующий противник сионизма в 1920-х и 1930-х годах.
Кассам родился в Джабле , сирийской провинции Османской империи, в 1882 году. Он учился в университете Аль-Азхар в Египте, а затем стал проповедником исламского возрождения в своем родном городе. После своего возвращения он стал активным сторонником ливийского сопротивления итальянской оккупации , начиная с 1911 года, собирая средства и бойцов для помощи ливийцам и сочиняя для них гимн. Позже он возглавил свою собственную группу повстанцев в союзе с Ибрагимом Ханану для борьбы с французскими подмандатными силами на севере Сирии в 1919–20 годах.
После поражения повстанцев он иммигрировал в Палестину . [4] [5] [6] [7] где он стал мусульманским чиновником вакфа (религиозного фонда) и был возмущен тяжелым положением палестинских арабских крестьян. Он выступал за моральный, политический и военный джихад как способ положить конец британскому правлению и сионистским устремлениям в Палестине. В 1930-х годах он сформировал банды местных боевиков, в том числе « Черную руку» , и начал нападения на британские и еврейские объекты. В конце концов он был убит британскими властями в ходе розыска в 1935 году после его предполагаемой роли в убийстве полицейского. Израильский историк Том Сегев назвал его «арабом Йозефом Трумпельдором ». [8] Его кампания и смерть стали факторами, которые привели к арабскому восстанию 1936–1939 годов в Палестине .
Ранняя жизнь и исламская наука
Аль-Кассам родился в Джабле , на северо-западе Сирии , в семье Абд аль-Кадара, чиновника шариатского суда во время османского правления и местного лидера суфийского ордена Кадария. Его дед был ведущим шейхом ордена Кадария и переехал в Джабле из Ирака. Аль-Кассам также следовал ханафитской школе фикха (юриспруденции) суннитского ислама и учился в местной мечети Стамбули под руководством известного алима (ученого) шейха Салима Тайары. [9]
Где-то между 1902 и 1905 годами аль-Кассам уехал в Каир, чтобы учиться в мечети аль-Азхар . Источники оспаривают, у кого он учился; по некоторым сведениям, он учился у мусульманского ученого-реформатора Мухаммада Абду и познакомился с выдающимся протосалафитом Ридой Рашидом . [9] который сам учился у Абду, в то время как другие скептически относятся к отношениям аль-Кассама с кем-либо из них. Однако позиция аль-Касама, которую он позже занял по отношению к политическим вопросам в арабском мире, позволяет предположить, что он был хорошо знаком с идеями, которые поддерживали Абду и Рида. [10] В аль-Азхаре аль-Кассам развил мышление, которое будет направлять его будущую активную деятельность. Критикуя застойный ислам, он проповедовал среди фермеров и других местных жителей необходимость современного ислама, способного защитить себя от западного колониализма посредством джихада (священной борьбы). [11] Он вернулся в Джабле в 1909 году в качестве алима и работал учителем в медресе Кадария (исламская школа), где преподавал как мистические практики суфийского ордена Кадария, так и юриспруденцию и комментарии Корана . Кроме того, он проповедовал в качестве имама мечети Ибрагима ибн Адхама. [12]
После своего возвращения в Джабле аль-Кассам начал программу исламского возрождения, основанную на моральных реформах, которые включали поощрение регулярного намаза (молитвы) и саума (поста) во время Рамадана , а также пропаганду прекращения азартных игр и употребления алкоголя. Кампания Аль-Кассама оказала большое влияние на жителей Джаблеха, которые все чаще принимали его реформы. У него сложились дружеские отношения с местной османской полицией, которую он призывал обеспечивать соблюдение шариата в редких случаях серьезных нарушений. В некоторых случаях он посылал учеников в качестве линчевателей для перехвата караванов, перевозящих алкоголь, от которого затем избавлялись. Несмотря на поддержку арабского национализма со стороны некоторых его коллег-выпускников в аль-Азхаре и среди сирийской знати, аль-Кассам в то время, скорее всего, был привязан к Османской империи, о чем свидетельствуют его отношения с властями. [13] Его хорошо уважали среди большей части населения Джабле, где он приобрел репутацию человека набожного, простых манер и хорошего юмора. [12]
Поддержка ливийского сопротивления
О Милосердный, о Милосердный
Элементы Мауланы ас-Султана
Мы разделяем Аадану аль-ИтальянскуюО Самый Милосердный, о Самый Сострадательный
Сделай нашего Господа Султана победителем
И победить нашего врага итальянца
Изз ад-Дин аль-Кассам , гимн османско-ливийского сопротивления, 1911 г. [13]
Италии После вторжения в Ливию в сентябре 1911 года аль-Кассам начал сбор средств в Джабле для совместного османско- ливийского движения сопротивления и сочинил гимн победы. Губернатор округа Джабле стремился получить контроль над сбором средств, и когда местные жители, тем не менее, продолжали отправлять свои пожертвования в Аль-Кассам, губернатор попытался посадить его в тюрьму. Губернатор округа утверждал, что аль-Касам действовал против Османского государства, но официальное расследование признало его невиновным, и в результате губернатор был уволен. [13]
В июне 1912 года во время одной из своих пятничных молитвенных проповедей он призвал добровольцев участвовать в джихаде против итальянцев. [13] Принимая только добровольцев с предварительной османской военной подготовкой, аль-Кассам набрал десятки добровольцев и создал фонд для экспедиции в Ливию, а также небольшую пенсию для семей добровольцев, пока они находились за границей. Хотя сведения различаются, аль-Кассама сопровождали от 60 до 250 добровольцев, известных как моджахеды (те, кто участвует в джихаде ), когда он прибыл в Александретту во второй половине того же года. Намереваясь получить морской транспорт от османов, просьба аль-Кассама была отклонена властями, которые приказали ему и его людям вернуться в Джабле. Новое османское правительство в Стамбуле пришло к власти и в октябре переключило внимание государства на Балканский фронт, отказавшись от ливийского сопротивления. Часть собранных денег затем была использована для открытия медресе в Джабле, а оставшаяся часть была сохранена для будущих усилий. [14]
Антифранцузское сопротивление в Сирии
Позже, когда разразилась Первая мировая война, он поступил на службу в османскую армию , где прошел военную подготовку и был прикреплен капелланом на базу недалеко от Дамаска . [15] Вернувшись в Джабле до окончания войны, аль-Кассам использовал средства своей запланированной экспедиции в Ливию для организации местных сил обороны для борьбы с французской оккупацией . Его основная роль в местном сопротивлении заключалась в финансировании приобретения оружия для ополчения Джаблеха. К 1919 году французские войска двинулись в прибрежную зону северной Сирии, а Фейсал I основал Сирийское королевство в Дамаске как независимое арабское государство. В этот период ополчение Джаблеха аль-Кассама воевало с местными поддерживаемыми Францией ополченцами- алавитами, которые оккупировали районы вокруг города. В конце концов алавиты были отброшены, но вскоре после этого вторглись французские войска, чтобы укрепить свой контроль. Следовательно, аль-Кассам и многие из его учеников покинули Джабле и направились на гору Сахюн , где он основал базу недалеко от деревни Занкюфе , чтобы совершать партизанские набеги на французскую армию. [14]
Ополчение Аль-Кассама разрослось, когда к нему присоединилось другое ополчение, базирующееся в горах после смерти его командира Умара аль-Битара . Однако, когда французы усилили свой контроль над территорией, они смогли успешно оказать давление на нескольких крупных землевладельцев Джабле, чтобы они прекратили финансовую поддержку Аль-Кассама и заплатили налоги правительству французского мандата. Это еще больше изолировало аль-Кассама, который в мае 1920 года решил бежать с горы Сахьюн в Алеппо. Там он и его бойцы присоединились к Ибрагиму Ханану , который возглавлял атаки на французскую армию, пока последний не захватил Джиср аш-Шугур в июле. В результате этой победы французов и надвигающейся капитуляции Алеппо аль-Кассам и члены его подразделения бежали мимо позиций французской армии с поддельными паспортами в Тартус . [16]
Активизм в Палестине
Основание в Хайфе
Из Тартуса аль-Кассам на лодке отправился в Бейрут, а затем в Хайфу . [16] затем под британским мандатом , куда позже к нему присоединились его жена и дочери. [15] В начале 1920-х годов аль-Кассам преподавал в медресе Исламия, исламском образовательном учреждении , имеющем множество школ в Хайфе и ее периферии. Его финансировал Джамиат Исламия, вакф (религиозный фонд), которым управляют известные мусульмане города. [16] В отличие от других мусульманских ученых, аль-Кассам был легко доступен для публики и часто опаздывал, чтобы вести занятия, потому что прохожие часто останавливали его за советом. Он ушел из преподавательской карьеры из-за того, что школа настаивала на том, чтобы он придерживался одинакового рабочего времени. [17] В рамках своего учения исламского возрождения он осуждал и не одобрял некоторые местные палестинские традиции, в том числе неортодоксальные похоронные ритуалы, посещение аль -Хидр матерями храма на близлежащей горе Кармель, чтобы поблагодарить своих детей за благополучие или достижения, а также племенные танцы вокруг религиозные объекты как суеверные нововведения в исламе. [18]
Аль-Кассам сосредоточил свою деятельность на низших классах, открыв вечернюю школу для временных рабочих и проповедуя им в качестве имама. [15] сначала в мечети Джурайне, [17] а затем в мечети Истикляль (обе до сих пор существуют в Нижнем городе Хайфы). Он искал их на улицах, в борделях и притонах с гашишем. [15] Его самыми большими последователями были безземельные бывшие фермеры-арендаторы, переселившиеся в Хайфу из Верхней Галилеи , где покупки сельскохозяйственных земель Еврейским национальным фондом и еврейская трудовая политика, исключающая арабов, лишили многих их традиционных средств к существованию. [19] [20] Аль-Кассам становился все более популярным среди бедных мусульман северной Палестины, и его часто приглашали проповедовать на празднованиях Мавлида . [21]
назначили его регистратором браков в шариатском суде Хайфы В 1929 году власти вакфа в Иерусалиме . [22] эта роль позволила ему совершить поездку по северным деревням, жителей которых он поощрял создавать сельскохозяйственные кооперативы. По мнению американского историка Эдмунда Берка , аль-Кассам был
Человек, глубоко проникшийся исламским социальным евангелием и пораженный тяжелым положением палестинских крестьян и мигрантов. Пастырская озабоченность Аль-Кассама была связана с его моральным возмущением как мусульманина по поводу того, как старый неявный социальный договор нарушался в обстоятельствах британской подмандатной Палестины. Этот гнев подпитывал политический радикализм, который в конечном итоге заставил его взять в руки оружие и отделил его от известных палестинских политиков. [23]
Он также воспользовался своими поездками, чтобы произнести пламенные политические и религиозные проповеди, в которых призывал жителей деревни организовывать отряды сопротивления для нападения на британцев и евреев. [15] агитацию и добился фетвы от шейха Бадр ад-Дина ат-Таджи аль-Хасани , муфтия Дамаска Он усилил свою , которая постановила, что борьба против англичан и евреев допустима. [24]
Отношения с местными лидерами
По словам израильского историка Шаи Лахмана, между 1921 и 1935 годами аль-Кассам часто сотрудничал с Хаджем Амином аль-Хусейни , Великим муфтием Иерусалима . Первоначально они были в хороших отношениях, и различные официальные назначения аль-Кассама требовали предварительного согласия муфтия. Лахман предполагает, что их сотрудничество усилилось после беспорядков 1929 года, в которых, как утверждает один источник, принимали активное участие люди аль-Кассама. Эти двое поссорились в середине 1930-х годов, возможно, из-за независимой линии активности аль-Кассама. [25] В 1933 году аль-Кассам направил к аль-Хусейни эмиссара с просьбой принять участие в восстании против британцев. Тогда аль-Хусейни отказался, отдав предпочтение политическому решению. [26]
С 1928 года и до своей смерти аль-Кассам был президентом Мусульманской ассоциации молодых людей (YMMA) в Хайфе. Хотя он сосредоточил свою активность на низших классах, его положение в YMMA предоставило ему доступ к средним и образованным классам города, которых привлекала Хизб аль-Истикляль (Партия независимости), арабская националистическая политическая партия. [27] В частности, у него сложились прочные отношения с ведущим членом местной партии Рашидом аль-Хаджем Ибрагимом , предыдущим президентом Хайфской YMMA. Широкий идеологический разрыв между секуляристами аль-Истиклялем и аль-Кассамом был преодолен за счет сближения взглядов, согласно которым борьба против сионистской экспансии в Палестине неотделима от активной оппозиции британскому правлению. Эта точка зрения отделяла аль-Касама и аль-Истикляля от основных политических сил в Палестине того времени. Хотя люди из аль-Истикляль и YMMA обычно воздерживались от присоединения к делу аль-Кассама, его связь с ними помогла защитить его от политических деятелей, которые выступали против его активности. [28] Его деятельность также финансировалась несколькими состоятельными бизнесменами, связанными с аль-Истиклялем из-за его распространяющейся репутации. [15]
Организация групп вооруженного сопротивления
В 1930 году [29] или 1931 год, [30] Аль-Кассам набрал множество тщательно отобранных последователей и организовал их примерно в дюжину различных кружков, причем каждая группа сторонников не знала о существовании других групп. Большинство его людей составляли крестьяне и городские рабочие. [21] Большинство кружков аль-Кассама базировались на севере Палестины, но у него были ученики по всей стране, в том числе в секторе Газа на юге. [27] В отличие от традиционных палестинских лидеров, которые выступали против сионистских поселений, избегая при этом конфронтации с британскими властями, аль-Кассам считал приоритетом борьбу с обоими. Он также рассматривал назревающий конфликт в Палестине как религиозную борьбу, в отличие от большинства палестинских лидеров, которые выступали за светский и националистический ответ. Аль-Кассам выступал за моральный, политический и военный джихад как способ положить конец британскому правлению и сионистским устремлениям в Палестине. [31]
При обучении своих людей аль-Кассам подчеркивал, что сохранение хорошего характера имеет первостепенное значение. Таким образом, бойцы должны заботиться о нуждающихся, помогать больным, поддерживать хорошие связи со своими семьями и регулярно молиться Богу. Эти добродетели, как он утверждал, были предпосылками для того, чтобы стать дисциплинированными и бесстрашными бойцами. Моральный компонент учения аль-Кассама был особенно ориентирован на молодых людей из трудовых трущоб Хайфы, которые жили вдали от своих семей и подвергались деятельности, считающейся аморальной в исламе. [31] Он рассматривал брак как ключ к предотвращению морального разложения молодых людей и сумел финансово помочь своим наиболее обездоленным сторонникам с их свадебными расходами. Он призвал своих людей отращивать бороды в знак своей приверженности джихаду и носить с собой Коран, куда бы они ни пошли. [32] Хотя многие из его последователей были неграмотными, он научил их читать и писать, используя Коран в качестве основы для обучения. [21] Аль-Кассам также попросил своих бойцов заниматься духовными упражнениями, практикуемыми суфийским орденом Кадирия , и читать суфийские песнопения перед боем. [32]
Партизанские отряды стали известны как « Черная рука» ( аль-кафф аль-асвад ), антисионистская и антибританская боевая организация. [29] Идея создания такой группы, похоже, выкристаллизовалась после беспорядков 1929 года . С самого начала в движении произошел раскол. Одна фракция, возглавляемая Абу Ибрагимом аль-Кабиром, выступала за немедленные нападения на британские и еврейские объекты, в то время как другая фракция, возглавляемая аль-Кассамом, считала вооруженное восстание преждевременным и рисковала разоблачить приготовления группы. По словам Субхи Ясина, товарища аль-Кассама, нападения группы на севере были осуществлены группой Абу Ибрагима в знак неповиновения аль-Кассаму, хотя в 1969 году Абу Ибрагим опроверг это обвинение. Последующая кампания «Черной руки» началась с засады и убийства трех членов кибуца Ягур 11 апреля 1931 года, неудавшегося взрыва бомбы на отдаленные еврейские дома в Хайфе в начале 1932 года, а также нескольких операций, в результате которых были убиты или ранены четыре члена северных еврейских поселений. Кульминацией кампании стала гибель еврейского отца и сына в Нахалале в результате взрыва бомбы, брошенной в их дом 22 декабря 1932 года. [33]
К 1935 году аль-Кассам завербовал несколько сотен человек (цифры варьируются от 200 до 800), организованных в ячейки по пять человек, и организовал военную подготовку крестьян. [29] [34] Ячейки были оснащены бомбами и огнестрельным оружием, которые они использовали для совершения набегов на еврейские поселения и саботажа построенных британцами железнодорожных линий. [15] Несмотря на то, что движение аль-Кассама вызвало отклик среди сельской бедноты и городского низшего класса, оно глубоко встревожило мусульманскую городскую элиту, поскольку оно поставило под угрозу их политические и покровительственные связи с британскими подмандатными властями. [35] После обнаружения в октябре 1935 года тайного тайника с оружием в порту Яффо, предположительно бельгийского происхождения и предназначавшегося для Хаганы , еврейских военизированных формирований, [36] Возмущение палестинских арабов вылилось в две всеобщие забастовки. Поставка оружия Хагане послужила для аль-Кассама последним толчком к восстанию против властей. [37]
Смерть
было обнаружено тело констебля палестинской полиции Моше Розенфельда 8 ноября 1935 года возле Эйн-Харод . [38] [39] Считалось, что ответственность за это несут аль-Кассам и его последователи, и поисковые группы отправились его схватить. В связи с этим аль-Кассам и двенадцать его людей решили уйти в подполье и, покинув Хайфу, направились в горы между Дженином и Наблусом . [39] Там они провели в пути десять дней, в течение которых их кормили жители деревень района. Британская полиция в конечном итоге окружила аль-Кассама в пещере недалеко от Ябада , в деревне Шейх-Зейд . [38] В последовавшей за этим продолжительной перестрелке аль-Кассам и трое его последователей были убиты, а пятеро взяты в плен 20 ноября. [15] [38]
, манера его последнего боя воодушевила палестинцев в то время По словам американского историка Абдаллы Шлейфера : [9]
Окруженный, он приказал своим людям умереть мученической смертью и открыл огонь. Его неповиновение и манера его смерти (которые ошеломили традиционное руководство) воодушевили палестинский народ. Тысячи людей прорвались мимо полицейских очередей на похоронах в Хайфе, а светские арабские националистические партии использовали его память как символ сопротивления. Это было крупнейшее политическое собрание, когда-либо проводившееся в подмандатной Палестине. [9]
К удивлению палестинской полиции , похороны аль-Кассама, которые прошли в мечети Джерини, собрали по меньшей мере 3000 скорбящих, в основном представителей крестьян и рабочего класса. [38] Его гроб и гробы его убитых товарищей были задрапированы флагами Йемена , Саудовской Аравии и Ирака , единственных трех независимых арабских стран в то время. В ответ на смерть аль-Кассама забастовки были проведены в Хайфе и нескольких палестинских и сирийских городах. [40] Аль-Кассам похоронен на мусульманском кладбище в бывшей палестинской деревне Балад аль-Шейх , ныне Нешер , еврейском пригороде Хайфы. [41] был опубликован некролог аль-Кассаму 22 ноября в египетской газете «Аль-Ахрам» , в котором он восхвалялся как «мученик» со следующим заявлением: «Я слышал, как вы проповедовали с кафедры, призывая к мечу... Через после смерти ты красноречивее, чем когда-либо в жизни». [42]
Наследие
Через пять месяцев после смерти аль-Кассама члены его движения, известного как «Кассамиюн», [9] или «кассамиты», [43] Также Ихван аль-Кассам ,(Братья аль-Кассама) [44] под руководством Фархана аль-Саади , духовного наследника аль-Кассама, застрелил двух еврейских пассажиров автобуса. [ нужна ссылка ] и застрелил трех водителей-евреев, убив двоих во время стрельбы в Анабте в 1936 году , действия, которые стали основными факторами, способствовавшими началу арабского восстания 1936–1939 годов в Палестине . [43] Крестьянские и городские партизанские группировки ( фасаил ) во главе с Касамиюном сыграли значительную роль в начале общенационального восстания. [9] В начале восстания близкие ученики аль-Кассама аль-Саади, Абу Ибрагим аль-Кабир и Аттия Ахмад Авад возглавляли фасаил в районе Дженина , Верхней Галилеи и Балад аль-Шейха соответственно. [43]
Аль-Кассам, по словам американца палестинского происхождения Рашида Халиди ,
сыграл решающую роль в отвлечении населения от политики компромисса с британцами, проводимой при посредничестве элиты, и в указании им «правильного» пути народной вооруженной борьбы против британцев и сионистов. [45]
Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион сравнил славу, которую вызвали действия аль-Кассама в 1930-е годы, со славой, завоеванной в сионистском дискурсе сионистским активистом Джозефом Трумпельдором , погибшим в битве с арабскими войсками. Вспоминая об этом, израильский историк Том Сегев утверждал, что «террористов, которых возглавлял аль-Кассам, и борцов интифады , появившихся в последнее время, также можно сравнить с террористами, которых возглавлял Менахем Бегин ». [46]
Хотя восстание аль-Кассама при его жизни не увенчалось успехом, воинствующие организации черпали вдохновение из его примера. Его похороны собрали тысячи людей и превратились в массовую демонстрацию национального единства. [15] Палестинские федаины , появившиеся в 1960-х годах, считали аль-Кассама своим создателем. Основатели палестинского националистического вооруженного движения «Фатх» изначально рассматривали возможность назвать свою группу «Кассамиюн». Лейла Халед , известная участница Народного фронта освобождения Палестины , однажды заявила, что ее организация началась «с того места, где остановился аль-Касам: его поколение начало революцию, мое поколение намерено ее закончить». [47]
Военное крыло палестинского исламистского вооруженного движения ХАМАС , « Бригады Изз ад-Дин аль-Кассам» , носит его имя, как и ракета «Кассам» , ракета малой дальности, которую группировка производит и использует.
Ссылки
- ^ Абу Амр, 1994, с. 98.
- ^ Кремер, 2011, стр. 260.
- ^ Гидер, 2012, с. 173
- ^ Блумфилд, 2010, с. 149.
- ^ Флейшманн, 2003, с. 292.
- ^ Кайяли, 1978, с. 180.
- ^ Лозовик, 2004, стр. 78.
- ^ Сегев, 2001, стр. 362–363.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шлейфер, изд. Берк, 1993, с. 166.
- ^ Милтон-Эдвардс, 1999, с. 14.
- ^ Милтон-Эдвардс, 1999, с. 17.
- ^ Jump up to: а б Шлейфер, изд. Берк, 1993, с. 167.
- ^ Jump up to: а б с д Шлейфер, изд. Берк, 1993, с. 168.
- ^ Jump up to: а б Шлейфер, изд. Берк, 1993, с. 169.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сегев, 1999, стр. 360–362.
- ^ Jump up to: а б с Шлейфер, изд. Берк, 1993, с. 170.
- ^ Jump up to: а б Шлейфер, изд. Берк, 1993, с. 171.
- ^ Шлейфер, изд. Берк, 1993, стр. 170–171.
- ^ Рашид Халиди , цитируя эссе Абдуллы Шлейфера «Сопротивление палестинских крестьян сионизму перед Первой мировой войной» в книге Эдварда Саида и Кристофера Хитченса (ред.) Обвинение жертв: ложная стипендия и палестинский вопрос, Verso, Лондон, 2001 г., гл. 11 с. 207–234 с. 229.
- ^ Рашид Халиди, Палестинская идентичность: построение современного национального сознания, издательство Колумбийского университета, 2009, стр.115.
- ^ Jump up to: а б с Шлейфер, изд. Берк, 1993, с. 172.
- ^ Милтон-Эдвардс, 1999, стр.16.
- ^ Шлейфер, изд., 1993, стр. 164
- ^ Милтон-Эдвардс, 1999, с. 18.
- ^ Лахман 1982 , стр. 75–76.
- ^ Маттар, 1992, стр. 67.
- ^ Jump up to: а б Шлейфер, изд. Берк, 1993, с. 175.
- ^ Шлейфер, изд., 1993, стр. 176.
- ^ Jump up to: а б с Киммерлинг и Мигдал, 2003, с. 65.
- ^ Джудис, 2014, с. 108.
- ^ Jump up to: а б Шлейфер, изд. Берк, 1993, стр. 173.
- ^ Jump up to: а б Шлейфер, изд. Берк, 1993, с. 174.
- ^ Лахман 1982 , стр. 65–66.
- ^ Беверли Милтон-Эдвардс, 1999, с. 18.
- ^ Киммерлинг и Мигдал, 2003, с. 66.
- ^ Мэтьюз, 2006, с. 237.
- ^ Джонсон, с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Милтон-Эдвардс, 1999, с. 19.
- ^ Jump up to: а б Лоренс, 2002, стр. 298.
- ^ Мубайед, 2006, с. 392.
- ^ Бенвенисти, 2000, с. 97.
- ^ Джонсон, 2013, с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Кедури, Эли (2015), «Кассамиты в арабском восстании, 1936–39» , сионизм и арабизм в Палестине и Израиле , Routledge, ISBN 978-1-317-44272-1
- ^ Мустафа Кабха. «Палестинская пресса и всеобщая забастовка, апрель – октябрь 1936 г.: «Филастин» как пример». Ближневосточные исследования 39, вып. 3 (2003): 169–89. https://www.jstor.org/stable/4284312 .
- ^ Рашид Халиди, Палестинская идентичность: построение современного национального сознания , с. 195.
- ↑ Том Сегев, «Снова в школу: Бен-Гурион для начинающих», « Гаарец » , 22 июня 2012 г.
- ^ Сведенберг, с. 105.
Библиография
- Абу Амр, З. (1994). Исламский фундаментализм на Западном Берегу и в секторе Газа: Братья-мусульмане и исламский джихад . Издательство Университета Индианы. п. 98 .
- Бенвенисти, М. (2000). Священный пейзаж: погребенная история Святой Земли с 1948 года . Издательство Калифорнийского университета. п. 297 . ISBN 9780520211544 .
Балад Шейх.
- Флейшманн, Эллен (2003). Нация и ее новые женщины: Палестинское женское движение, 1920–1948 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 292. ИСБН 0520237900 .
- Блумфилд, Джонатан (2010). Палестина . АвторДом. п. 149. ИСБН 9781452067841 .
- Джудис, Дж. (2014). Бытие: Трумэн, американские евреи и истоки арабо-израильского конфликта . Макмиллан. ISBN 9781429949101 .
- Гидер, М. (2012). Исторический словарь исламского фундаментализма . Пугало Пресс. ISBN 9780810879652 .
- Джонсон, Нельс (2013). Ислам и политика смысла в палестинском национализме . Рутледж. п. 43. ИСБН 9781134608584 .
- Кайяли, Абдул-Ваххаб Саид (1978). Палестина: современная история . Крумский шлем. п. 180. ИСБН 0856646350 .
- Киммерлинг, Б. ; Мигдал, Дж.С. (2003). Палестинский народ: история . Издательство Гарвардского университета.
- Кремер, Г. (2011). История Палестины: от османского завоевания до основания государства Израиль . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691150079 .
- Лахман, Шай (1982). «Арабское восстание и терроризм в Палестине 1929–1939». В Кедури, Эли ; Хаим, Сильви Г. (ред.). Сионизм и арабизм в Палестине и Израиле . Фрэнк Касс. ISBN 978-0-714-63169-1 .
- Лоуренс, Х. (2002). Вопрос о Палестине . Полет. 2. Париж: Фаярд.
- Лозовик, Ю. (2004). Право на существование: моральная защита войн Израиля . Случайный дом. п. 78. ИСБН 9781400032433 .
- Маттар, П. (1992). Муфтий Иерусалима: Аль-Хадж Амин аль-Хусейни и Палестинское национальное движение Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231064637 .
- Мэтьюз, Уэлдон К. (2006). Противостояние империи, построение нации: арабские националисты и популярная политика в подмандатной Палестине . ИБ Таурис. ISBN 978-1-84511-173-1 .
- Милтон-Эдвардс, Беверли (1999). Исламская политика в Палестине . ИБ Таурис. ISBN 9781860644757 .
- Мубайед, С. (2006). Сталь и шелк: мужчины и женщины, которые формировали Сирию 1900–2000 гг . Кьюн Пресс. ISBN 9781885942418 .
- Нафи, Б. (1997). «Шейх Изз ад-Дин аль-Кассам: реформист и лидер повстанцев». Журнал исламских исследований . 8 (2): 185–215. дои : 10.1093/jis/8.2.185 .
- Санаган, Марк (2013). «Учитель, проповедник, солдат, мученик: переосмысление Изз ад-Дина аль-Кассама» . Мир ислама . 53 (3–4): 315–352. дои : 10.1163/15685152-5334p0002 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Шлейфер, А. (1993). «Палестинское крестьянство во время Великого восстания». В Эдмунде Берке (ред.). Борьба и выживание на современном Ближнем Востоке . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07988-4 .
- Сегев, Т. (1999). Единая Палестина, полная . Столичные книги. ISBN 0-8050-4848-0 .
- 1882 рождения
- 1935 смертей
- Имамы 20-го века
- Выпускники Университета Аль-Азхар
- Антисионизм в Подмандатной Палестине
- Антисионизм в арабском мире
- Османские военнослужащие Первой мировой войны
- Сирийские эмигранты в Подмандатную Палестину
- Партизаны убиты в бою
- Арабские люди из Османской империи
- Палестинские боевики
- Жители провинции Бейрут
- Люди из Хайфы
- Люди из Джабле
- Сирийские имамы
- Сирийские суфии
- Капелланы времен Первой мировой войны
- Люди франко-сирийской войны
- Сирийские мусульмане-сунниты
- Сопротивление Британской империи
- Сопротивление французской колониальной империи
- В Подмандатной Палестине сотрудники правоохранительных органов застрелили людей