Jump to content

Саммит в Кэмп-Дэвиде 2000 года

Статья с расширенной защитой

Продолжительность: 1 минута 51 секунда.
Президент США Билл Клинтон , премьер-министр Израиля Эхуд Барак и палестинский лидер Ясир Арафат в Кэмп-Дэвиде , июль 2000 г.

Кэмп -Дэвидский саммит 2000 года представлял собой встречу на высшем уровне в Кэмп-Дэвиде между президентом США Биллом Клинтоном , премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и Палестинской автономии председателем Ясиром Арафатом . Саммит проходил с 11 по 25 июля 2000 года и представлял собой попытку положить конец израильско-палестинскому конфликту . Саммит завершился без достижения соглашения, во многом из-за непримиримых разногласий между израильтянами и палестинцами по вопросу статуса Иерусалима. [1] Его провал считается одним из главных триггеров Второй интифады .

Отчеты об итогах саммита были описаны как иллюстрирующие эффект Расёмона , когда многочисленные свидетели давали противоречивые и корыстные интерпретации. [2] [3] [4] [5]

Саммит

Президент США Билл Клинтон объявил о своем приглашении премьер-министру Израиля Эхуду Бараку и Ясиру Арафату 5 июля 2000 года приехать в Кэмп-Дэвид, штат Мэриленд , чтобы продолжить переговоры по мирному процессу на Ближнем Востоке . Был обнадеживающий прецедент в Кэмп-Дэвидских соглашениях 1978 года , когда президент Джимми Картер смог стать посредником в мирном соглашении между Египтом , представленным президентом Анваром Садатом , и Израилем, представленным премьер-министром Менахемом Бегином . Соглашения Осло 1993 года между позднее убитым премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином и председателем Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом предусматривали, что соглашение по всем нерешенным вопросам между палестинской и израильской сторонами – так называемое урегулирование окончательного статуса – должно быть достигнуто в течение пяти лет. реализации палестинской автономии . Однако временный процесс, начатый в Осло, не оправдал ни израильских, ни палестинских ожиданий.

11 июля состоялся саммит в Кэмп-Дэвиде 2000 года, хотя палестинцы сочли его преждевременным. [6] Они даже увидели в этом ловушку. [7] Саммит завершился 25 июля, но соглашение достигнуто не было. По итогам было опубликовано Трехстороннее заявление, определяющее согласованные принципы, которыми будут руководствоваться будущие переговоры. [8]

Переговоры

Премьер-министр Израиля Эхуд Барак и палестинский лидер Ясир Арафат пожимают друг другу руки в Белом доме в Вашингтоне.

Переговоры основывались на подходе «все или ничего», согласно которому «ничто не считалось согласованным и обязательным до тех пор, пока не было согласовано все». Предложения были в основном устными. Поскольку соглашения достигнуто не было и официальной письменной фиксации предложений нет, остается некоторая неясность в деталях позиций сторон по конкретным вопросам. [9]

На переговорах в конечном итоге не удалось достичь согласия по вопросам окончательного статуса:

Территория

Палестинские переговорщики заявили, что хотят полного палестинского суверенитета над всем Западным берегом и сектором Газа , хотя они рассмотрят возможность обмена территориями с Израилем один на один. Их историческая позиция заключалась в том, что палестинцы уже пошли на территориальный компромисс с Израилем, признав право Израиля на 78% «исторической Палестины» и приняв свое государство на оставшихся 22% такой земли. Этот консенсус был выражен Фейсалом Хусейни , когда он заметил: «В компромиссе не может быть никакого компромисса». [10] Они утверждали, что резолюция 242 призывает к полному выводу Израиля с этих территорий, захваченных в ходе Шестидневной войны , в рамках окончательного мирного урегулирования. В Соглашении Осло 1993 года палестинские переговорщики признали границы «зеленой линии» (линии перемирия 1949 года) для Западного берега, но израильтяне отвергли это предложение и оспорили палестинскую интерпретацию резолюции 242. Израиль хотел аннексировать многочисленные поселенческие блоки на палестинской стороне реки Иордан. Зеленая линия, и были обеспокоены тем, что полное возвращение к границам 1967 года было опасно для безопасности Израиля. Палестинское и израильское определение Западного берега различаются примерно на 5% площади суши, поскольку израильское определение не включает Восточный Иерусалим (71 км²). 2 ), территориальные воды Мертвого моря (195 км 2 ) и территорию, известную как Ничья земля (50 км 2 недалеко от Латруна ). [9]

Основываясь на израильском определении Западного берега, Барак предложил сформировать палестинское государство первоначально на 73% территории Западного берега (то есть на 27% меньше границ «зеленой линии») и 100% территории сектора Газа. Через 10–25 лет палестинское государство расширится максимум до 92% Западного берега (91 процент Западного берега и 1 процент в результате обмена землями). [9] [11] С палестинской точки зрения это равнозначно предложению палестинского государства занять максимум 86% территории Западного берега. [9]

По словам Роберта Райта , Израиль сохранит только поселения с большим населением. Райт заявляет, что все остальные будут демонтированы, за исключением Кирьят-Арбы (прилегающего к священному городу Хеврон ), который будет израильским анклавом внутри палестинского государства и будет связан с Израилем объездной дорогой. Западный берег будет разделен посередине контролируемой Израилем дорогой из Иерусалима к Мертвому морю , со свободным проходом для палестинцев, хотя Израиль оставляет за собой право закрыть дорогу для прохода в случае чрезвычайной ситуации. Взамен Израиль разрешит палестинцам использовать шоссе в Негеве, чтобы соединить Западный Берег с сектором Газа. Райт заявляет, что по предложению Израиля Западный Берег и сектор Газа будут связаны эстакадой и эстакадой, проходящей через Негев , что обеспечит безопасный и свободный проход палестинцев. Они будут находиться под суверенитетом Израиля, и Израиль оставляет за собой право закрыть их для прохода в случае чрезвычайной ситуации. [12]

Израиль сохранит за собой около 9% на Западном Берегу в обмен на 1% земли в пределах «зеленой линии». Земля, которая будет передана, включала символические и культурные территории, такие как мечеть Аль-Акса , тогда как переданная израильская земля не была указана. В дополнение к территориальным уступкам, согласно предложению Барака, палестинское воздушное пространство будет контролироваться Израилем. [12] [13] Палестинцы отвергли район Халуца-Санд (78 км. 2 ) рядом с сектором Газа в рамках обмена землей на том основании, что она была более низкого качества по сравнению с той, от которой им придется отказаться на Западном Берегу. [9]

Территориальное прилегание

В предлагаемом палестинском государстве сектор Газа будет отделен от Западного берега. Степень, в которой сам Западный Берег будет несмежным, оспаривается. Ноам Хомский пишет, что Западный берег был бы разделен на три кантона, а палестинский Восточный Иерусалим стал бы четвертым кантоном; все четыре кантона будут отделены друг от друга территорией Израиля. [14] Другие источники также сообщили, что предлагаемый Западный берег будет разделен на три кантона. [15] [16] [17] Напротив, Эхуд Барак заявил, что Западный берег будет разделен только клином израильской территории, простирающейся от Маале-Адумим до реки Иордан, но в остальном он будет сплошным. [18]

Палестинцы резко негативно отреагировали на предложенную кантонизацию Западного Берега на три блока, которые палестинская делегация сравнила с южноафриканскими бантустанами – громкое слово, которое оспаривалось израильскими и американскими переговорщиками. [19] Блоки поселений, объездные дороги и аннексированные земли создадут барьеры между Наблусом , Дженином и Рамаллахом . Блок Рамаллаха, в свою очередь, будет отделен от Вифлеема и Хеврона . Отдельный и меньший блок будет включать Иерихон . Кроме того, граница между Западным Берегом и Иорданией дополнительно будет находиться под контролем Израиля. Палестинская администрация получит участки Восточного Иерусалима, которые будут полностью окружены аннексированными землями на Западном Берегу. [20]

Восточный Иерусалим

Особенно острый территориальный спор вращался вокруг окончательного статуса Иерусалима . Лидеры были плохо готовы к тому, что вопрос Иерусалима в целом и спор о Храмовой горе в частности сыграют центральную роль в переговорах. [21] Барак поручил своим делегатам относиться к этому спору как к «центральному вопросу, который решит судьбу переговоров», тогда как Арафат предостерег свою делегацию «не сдвигаться с места в одном: Харам (Храмовая гора) для меня дороже всего на свете. еще." [22] На открытии Кэмп-Дэвида Барак предупредил американцев, что не может согласиться с предоставлением палестинцам чего-то большего, чем чисто символический суверенитет над какой-либо частью Восточного Иерусалима. [13]

Палестинцы потребовали полного суверенитета над Восточным Иерусалимом и его святыми местами, в частности, мечетью Аль-Акса и Куполом Скалы , которые расположены на Храмовой горе (Харам аш-Шариф), месте, священном как в исламе, так и в иудаизме. и демонтаж всех израильских кварталов, построенных за «зеленой линией». Позиция палестинцев, по словам Махмуда Аббаса , в то время главного переговорщика Арафата, заключалась в следующем: «Весь Восточный Иерусалим должен быть возвращен под палестинский суверенитет. Еврейский квартал и Стена Плача должны быть переданы под власть Израиля, а не под суверенитет Израиля. города и сотрудничество в сфере муниципального хозяйства». [23]

Израиль предложил предоставить палестинцам «опеку», но не суверенитет, над Храмовой горой (Харам аш-Шариф), при этом Израиль сохранит контроль над Западной стеной , остатком древней стены, окружавшей Храмовую гору, самое священное место. место в иудаизме за пределами самой Храмовой горы. Израильские переговорщики также предложили предоставить палестинцам управление, но не суверенитет над мусульманским и христианским кварталами Старого города , при этом еврейский и армянский кварталы останутся в руках Израиля. [23] [24] [25] Палестинцам будет предоставлен административный контроль над всеми исламскими и христианскими святынями, и им будет разрешено поднимать над ними палестинский флаг. Проход, соединяющий северный Иерусалим с исламскими и христианскими святынями, будет аннексирован палестинским государством. Израильская команда предложила присоединить к израильскому Иерусалиму поселения на Западном Берегу за «зеленой линией», такие как Маале-Адумим , Гиват-Зеев и Гуш-Эцион . Израиль предложил палестинцам объединить некоторые внешние арабские деревни и небольшие города, которые были присоединены к Иерусалиму сразу после 1967 года (такие как Абу-Дис , аль-Эйзария , Аната , А-Рам и восточный Савахре ), чтобы создать город Аль-Араб. Кудс, который станет столицей Палестины. [25] Исторически важные арабские кварталы, такие как Шейх-Джарра , Сильван и Ат-Тур, останутся под суверенитетом Израиля, в то время как палестинцы будут иметь только гражданскую автономию. Палестинцы будут осуществлять гражданскую и административную автономию во внешних арабских кварталах. Израильские кварталы в Восточном Иерусалиме останутся под суверенитетом Израиля. [9] [24] Святые места в Старом городе будут пользоваться независимым религиозным управлением. [26] В общей сложности Израиль потребовал сократить территорию Палестины в Восточном Иерусалиме до восьми участков, включая шесть небольших анклавов, согласно заявлению палестинской делегации на саммите. [27]

Палестинцы возражали против отсутствия суверенитета и права Израиля сохранять еврейские кварталы, которые он построил за «зеленой линией» в Восточном Иерусалиме, которая, как утверждали палестинцы, блокирует соседство арабских кварталов в Восточном Иерусалиме.

Беженцы и право на возвращение

Из-за первой арабо-израильской войны значительное количество палестинских арабов бежало или было изгнано из своих домов на территории нынешнего Израиля. этих беженцев В то время число составляло примерно от 711 000 до 725 000 человек. Сегодня их и их потомков насчитывается около четырех миллионов, что составляет около половины палестинского народа . С тех пор палестинцы потребовали полной реализации права на возвращение, а это означает, что каждому беженцу будет предоставлена ​​возможность вернуться в свой дом с восстановленным имуществом и получить компенсацию. Израильтяне утверждали, что предоставление права на возвращение в собственно Израиль, а не в вновь созданное палестинское государство, будет означать приток палестинцев, который фундаментально изменит демографию Израиля, поставив под угрозу еврейский характер Израиля и его существование в целом.

В Кэмп-Дэвиде палестинцы сохранили свое традиционное требование о реализации права на возвращение. Они потребовали, чтобы Израиль признал право всех беженцев, желающих поселиться в Израиле, но, чтобы решить демографические проблемы Израиля, они пообещали, что право на возвращение будет реализовано через механизм, согласованный обеими сторонами, который попытается направить большинство беженцев лишились возможности вернуться в Израиль. [28] По словам госсекретаря США Мадлен Олбрайт , некоторые из палестинских участников переговоров были готовы обсудить в частном порядке ограничение числа беженцев, которым будет разрешено вернуться в Израиль. [29] Палестинцы, решившие вернуться в Израиль, будут делать это постепенно, при этом Израиль будет принимать 150 000 беженцев каждый год.

Израильские переговорщики отрицали, что Израиль несет ответственность за проблему беженцев, и были обеспокоены тем, что любое право на возвращение может поставить под угрозу еврейский характер Израиля. Согласно предложению Израиля, максимум 100 000 беженцев будет разрешено вернуться в Израиль на основе гуманитарных соображений или воссоединения семей. Все остальные люди, классифицированные как палестинские беженцы, будут расселены по своему нынешнему месту жительства, в палестинском государстве или в третьих странах. Израиль поможет профинансировать их переселение и абсорбцию. Будет создан международный фонд в 30 миллиардов долларов, в который Израиль внесет свой вклад, наряду с другими странами, который будет регистрировать требования о компенсации имущества, утраченного палестинскими беженцами, и производить выплаты в пределах своих ресурсов. [30]

Меры безопасности

Израильские переговорщики предложили разрешить Израилю устанавливать радиолокационные станции внутри палестинского государства и использовать его воздушное пространство. Израиль также хотел получить право разместить войска на палестинской территории в случае чрезвычайной ситуации и разместить международные силы в долине реки Иордан. Палестинские власти сохранят контроль над пограничными переходами под временным наблюдением Израиля. Израиль будет поддерживать постоянное присутствие сил безопасности вдоль 15% палестинско-иорданской границы. [31] Израиль также потребовал, чтобы палестинское государство было демилитаризовано, за исключением его военизированных сил безопасности, чтобы оно не заключало союзов без одобрения Израиля и не допускало ввода иностранных сил к западу от реки Иордан, а также чтобы оно ликвидировало террористические группы. [32] Одним из самых жестких требований Израиля было, чтобы Арафат объявил конфликт оконченным и не выдвигал дальнейших требований. Израиль также хотел, чтобы водные ресурсы на Западном Берегу делились между обеими сторонами и оставались под управлением Израиля.

Предложения

Палестинское предложение

По словам Гилеада Шера и других, в ходе переговоров палестинцы выдвинули собственные встречные предложения. [33] Как и в случае с израильскими предложениями, источники расходятся в деталях.

Что касается территории, палестинское предложение дало Израилю либо 2,5% (согласно Бейнарту [33] ) или 3,1% (по данным Emerson и Tocci [34] ) Западного берега. Предложение требовало обмена любой территории на оккупированном Западном Берегу, аннексированной Израилем, с территорией внутри Израиля. [35] Израилю придется эвакуировать Кирьят-Арбу и Хеврон . [36] Коридор между Западным берегом и сектором Газа был предложен для перемещения людей и товаров через узкую полоску израильской земли. Коридор останется под суверенитетом Израиля. [34]

Что касается Иерусалима, палестинцы предлагают суверенитет Израиля над еврейскими кварталами Восточного Иерусалима и суверенитет Палестины над арабскими кварталами. [33] В Старом городе Иерусалима Израиль получит еврейский квартал и части армянского квартала , а Палестина получит мусульманский квартал и христианский квартал . [36] Израиль получит Стену Плача , а палестинцы получат Храмовую гору / мечеть Аль-Акса . [33] Палестинцы предложили вместо установки пограничных контрольно-пропускных пунктов внутри Иерусалима установить пограничные контрольно-пропускные пункты вокруг города. Это означало, что палестинцы, желающие войти в свою столицу, будут рассматриваться как пересекающие международную границу (как и израильтяне, въезжающие в свою столицу). Но оказавшись в городе, граждане и транспорт смогут свободно передвигаться. [37] Если это было неприемлемо для Израиля, палестинское альтернативное предложение заключалось в установлении «жесткой границы» между израильской и палестинской частями Иерусалима. [37]

Что касается безопасности, палестинское предложение допускало размещение международных военных сил (в том числе американских [36] но не считая израильтян [33] ) для контроля границы палестинского государства с Иорданией . Государство Палестина также будет координировать свои действия с Израилем в отношении израильскими ВВС палестинского воздушного пространства. использования [36]

Что касается беженцев, палестинцы настаивали на праве на возвращение, но, по словам Роберта Мэлли , это предложение будет уважать «сохранение демографического баланса Израиля между евреями и арабами». [38] В соответствии с палестинским предложением будут созданы механизмы, которые сделают для беженцев более привлекательным выбор поселения в любом другом месте помимо Израиля. [39] Арекат предложил, чтобы возвращение палестинских беженцев из Ливана послужило «пилотной» программой, чтобы увидеть, захотят ли беженцы вернуться в Израиль или отправиться куда-то еще. [39] [36] В рамках этой пилотной программы Израиль будет принимать 2000 беженцев в год в течение 5-6 лет в рамках воссоединения семей . [39]

Последнее предложение Израиля палестинцам

Предложения, сделанные палестинцам, никогда не были изложены в письменной форме, а были переданы палестинским переговорщикам устно. [40] Существуют противоречивые сведения о том, что произошло. [3] В следующей таблице суммировано то, что в конечном итоге было предложено палестинцам, согласно различным источникам.

  Израильский источник
  Палестинский источник
Источники приводят различные версии того, что было предложено палестинцам в Кэмп-Дэвиде.
Источник Ссылка на карту Храмовая гора (включая мечеть Аль-Акса ) Остальная часть Старого города Остальная часть Иерусалима Остальная часть Западного берега Соседство Западного берега сектор Газа Комментарий
ПАСПОРТ [41] [5] Под суверенитетом Израиля Израиль получит расширенный «Большой Иерусалим», палестинцы получат несколько карманов Израиль аннексирует 10–13,5% Западного берега и сохраняет контроль над 8,5–12% в течение неопределенного промежуточного периода. Разделить на 3 секции В основном находится под суверенитетом Палестины, но Израиль сохраняет за собой 3 поселенческих блока.
Эхуд Барак [42] Под суверенитетом Израиля, но палестинцы предложили «опеку» Палестинский суверенитет в течение двух кварталов (мусульман и христиан) Некоторые арабские кварталы под палестинским суверенитетом; другие арабские кварталы, находящиеся под суверенитетом Израиля, но получившие «функциональную автономию» Израиль аннексирует 8% территории Западного берега с неуказанным обменом землями Разделен на 2 части (куском израильской территории от Маале-Адумима до реки Иордан). Под палестинским суверенитетом
Роберт Мэлли [43] Под суверенитетом Израиля неоднозначная палестинская «опека» Палестинский суверенитет в течение двух кварталов (мусульман и христиан) Некоторые районы находятся под суверенитетом Палестины, другие - под «функциональной автономией». Израиль аннексирует 9% Западного берега, получая 1% неуказанной израильской земли в обмен на землю. В предложениях не хватало важных деталей
Клейтон Свишер [44] Под суверенитетом Израиля, но палестинцам передана «под опеку» мечеть Аль-Акса Первый вариант : палестинский суверенитет в течение двух кварталов (мусульман и христиан). [45] Первый вариант : палестинцы не получают суверенитета в своих районах, а только «функциональную автономию». [45] Израиль аннексирует 8,8% территории Западного берега; еще 13,3% находятся под палестинским суверенитетом, но израильской оккупацией. [46] (где он содержит военные базы [47] ) Разделить на 3 несмежные части. [46] Израиль контролирует воздушное пространство Палестины, а также радио- и сотовую связь. [47]
Второй вариант : все 4 квартала находятся под суверенитетом Израиля, но 2 квартала (мусульманский и христианский) предлагают палестинскую автономию. [45] Второй вариант : палестинцы получат суверенитет в некоторых районах [45]
Шауль Ариэли ,
ЕСФ
(израильский аналитический центр)
[6] Под суверенитетом Израиля [48] Израиль получит мусульманские кварталы Старого города [49] Палестина получит несколько мусульманских кварталов в Восточном Иерусалиме за пределами Старого города [49] Израиль аннексирует 13% территории Западного берега и берет еще 6% в «долгосрочную аренду». Никаких обменов земельными участками. Под палестинским суверенитетом [7]
Деннис Росс [8] Израиль аннексирует 9% территории Западного берега и контролирует 15% границы Западного берега.
Статья в Маариве [50] [9] Под суверенитетом Израиля, но палестинцы будут иметь «религиозную автономию». Все 4 квартала находились под суверенитетом Израиля, но 2 квартала (мусульманский и христианский) предлагали автономию. Некоторые арабские кварталы аннексированы Израилем, другие аннексированы Палестиной.
Говард Фрил [35] суверенитет Израиля Израиль аннексирует либо 13%, либо 9% Западного берега без обмена землями один на один.


Последствия

В середине октября Клинтон и стороны провели саммит в Шарм-эль-Шейхе, по итогам которого был подписан «Шармский меморандум» с договоренностями, направленными на прекращение насилия и возобновление сотрудничества в сфере безопасности. С 18 по 23 декабря они провели переговоры, после чего Клинтон представил свои « параметры » в последней попытке достичь мира на Ближнем Востоке перед тем, как его второй срок закончился в январе 2001 года. [51] Хотя в официальных заявлениях говорилось, что обе стороны приняли параметры Клинтона с оговорками, [52] эти оговорки фактически означали, что стороны отвергли параметры по некоторым существенным пунктам. 2 января 2001 года палестинцы высказали свое согласие, выразив при этом несколько принципиальных возражений. Барак принял эти параметры, направив 20-страничное письмо с оговорками. [53] Саммит в Шарм-эль-Шейхе, запланированный на 28 декабря, не состоялся.

Инициатива Клинтон привела к переговорам в Табе в январе 2001 года, на которых обе стороны опубликовали заявление, в котором говорилось, что они никогда не были ближе к соглашению (хотя такие вопросы, как Иерусалим, статус Газы и требование палестинцев о компенсации беженцам и их потомкам, оставались нерешенный), но Барак, перед выборами, вновь приостановил переговоры. [54] Эхуд Барак должен был победить Ариэля Шарона в 2001 году.

Ответственность за неудачу

Какую партию (партии) следует винить в неудаче саммита, ведутся жаркие споры. В книге 2005 года, опубликованной Герибертом Адамом и Когилой Мудли , авторы заявляют: «Информированный наблюдатель обвинил в провале переговорные стратегии всех трех сторон», имея в виду израильтян, палестинцев и американцев. [17]

Обвинения палестинцев в ответственности

Большая часть критики со стороны Израиля и Америки за провал саммита в Кэмп-Дэвиде в 2000 году была направлена ​​на Арафата. [55] [56] Эхуд Барак описывает поведение Арафата в Кэмп-Дэвиде как «действо, направленное на то, чтобы добиться от Израиля как можно большего количества уступок, даже не имея при этом серьезного намерения достичь мирного урегулирования или подписать «окончание конфликта». [24]

Клинтон обвинила Арафата в провале переговоров, заявив: «Я сожалею, что в 2000 году Арафат упустил возможность создать эту нацию и молиться о том дне, когда мечты палестинского народа о государстве и лучшей жизни будут реализованы». в справедливом и прочном мире». Неспособность прийти к соглашению широко приписывалась Ясиру Арафату , поскольку он ушел из-за стола, не сделав конкретного встречного предложения, и потому, что Арафат мало что сделал для подавления серии палестинских беспорядков , которые начались вскоре после саммита. [56] [57] [58] Арафата также обвинил в срыве переговоров Набиль Амр , бывший министр Палестинской автономии . [59] В книге «Моя жизнь » Клинтон написала, что Арафат однажды похвалил Клинтона, сказав ему: «Вы великий человек». Клинтон ответил: «Я не великий человек. Я неудачник, и вы сделали меня таковым». [60]

Деннис Росс , посланник США на Ближнем Востоке и ключевой участник переговоров на саммите, обобщил свои взгляды в своей книге «Недостающий мир» . Во время лекции в Австралии Росс предположил, что причиной неудачи было нежелание Арафата подписать окончательное соглашение с Израилем, которое закрыло бы дверь для любых максимальных требований палестинцев, особенно права на возвращение . Росс заявил, что на самом деле Арафат хотел «решения на основе одного государства. Не независимых, соседних израильских и палестинских государств, а единого арабского государства, охватывающего всю Историческую Палестину». [61] Росс также процитировал слова саудовского принца Бандара во время переговоров: «Если Арафат не примет то, что доступно сейчас, это не будет трагедией; это будет преступление». [62]

В своей книге «Синдром Осло » Гарвардской медицинской школы профессор психиатрии и историк [63] Кеннет Левин так резюмировал провал саммита в Кэмп-Дэвиде в 2000 году: «Несмотря на масштабы израильского предложения и сильное давление со стороны президента Клинтона, Арафат возражал. Очевидно, он действительно не желал, какими бы ни были уступки Израиля, подписывать соглашение. оно объявило себя окончательным и отказалось от любых дальнейших претензий палестинцев». [57] Левин утверждает, что и израильтяне, и американцы были наивны, ожидая, что Арафат согласится отказаться от идеи буквального «права на возвращение» для всех палестинцев в собственно Израиль, независимо от того, сколько беженцев 1948 года или какую денежную компенсацию предлагал Израиль.

Алан Дершовиц , защитник Израиля и профессор права Гарвардского университета , заявил, что провал переговоров был вызван «отказом палестинцев и Арафата отказаться от права на возвращение. Это было камнем преткновения. Иерусалим. Это были не границы. Это было право на возвращение». Он утверждал, что президент Клинтон сказал ему об этом «прямо и лично». [64]

Обвинения Израиля и Америки в ответственности

Роберт Мэлли , член администрации Клинтона и присутствовавший на саммите, написал письмо, чтобы развеять три «мифа» относительно провала саммита. Первым мифом, по словам Мэлли, было то, что «Кэмп-Дэвид был идеальной проверкой намерений г-на Арафата». Мэлли вспоминает, что Арафат не считал, что израильские и палестинские дипломаты достаточно сузили вопросы при подготовке к саммиту, и что саммит состоялся в "низкую точку" в отношениях между Арафатом и Бараком. [65] Второй миф заключался в том, что «предложение Израиля отвечало большинству, если не всем, законным чаяниям палестинцев». По словам Мэлли, Арафату сказали, что Израиль сохранит суверенитет не только над некоторыми арабскими кварталами Иерусалима, но и над Харам аш-Шарифом , а Арафату также предложили принять неблагоприятное соотношение 9 к 1 при обмене землями. [65] Третий миф заключался в том, что «палестинцы не пошли ни на какие уступки». Мэлли отметил, что стартовая позиция палестинцев находилась на границах 1967 года, но они были готовы отказаться от еврейских кварталов в Восточном Иерусалиме и частей Западного берега с израильскими поселениями. Более того, палестинцы были готовы реализовать право на возвращение таким образом, чтобы гарантировать демографические интересы Израиля. Он утверждает, что Арафат был гораздо более компромиссным в своих переговорах с Израилем, чем Анвар ас-Садат или король Иордании Хусейн, когда они вели переговоры с Израилем. [65]

Клейтон Свишер написал опровержение рассказам Клинтона и Росс о причинах срыва саммита в Кэмп-Дэвиде в своей книге 2004 года « Правда о Кэмп-Дэвиде» . [66] Свишер, директор программ Института Ближнего Востока, пришел к выводу, что израильтяне и американцы были по крайней мере так же виновны в коллапсе, как и палестинцы. М.Дж. Розенберг похвалил книгу: «Правда о Кэмп-Дэвиде Клейтона Свишера», основанная на интервью с [американскими переговорщиками] Мартином Индиком , Деннисом Россом и самим [Аароном] Миллером, представляет собой всеобъемлющий и проницательный отчет – лучшее, что мы можем сделать. см. – об [односторонней дипломатии], которую описывает Миллер». [67]

Шломо Бен-Ами , тогдашний министр иностранных дел Израиля, принимавший участие в переговорах, заявил, что палестинцы хотят немедленного вывода израильтян с Западного берега, сектора Газа и Восточного Иерусалима, и только после этого палестинские власти ликвидируют палестинские организации. . Израиль ответил: «Мы не можем принять требование о возвращении к границам июня 1967 года в качестве предварительного условия для переговоров». [68] В 2006 году Шломо Бен-Ами заявил в программе «Демократия сейчас!» что «Кемп-Дэвид не был упущенной возможностью для палестинцев, и если бы я был палестинцем, я бы тоже отверг Кэмп-Дэвид. Это то, что я включил в книгу. Но проблема в Табе. Проблема в параметрах Клинтона». Имея в виду его книгу 2001 года « Шрамы войны, раны мира: израильско-арабская трагедия». [69]

Норман Финкельштейн опубликовал статью в зимнем выпуске журнала «Журнал исследований Палестины» за 2007 год , выдержку из своего более длинного эссе под названием « Подчинение прав палестинцев израильским «потребностям» . В аннотации к статье говорится: «В частности, в ней исследуются предположения, лежащие в основе описания Россом того, что произошло во время переговоров и почему, а также искажения, вытекающие из этих предположений. С точки зрения соответствующих прав палестинцев и израильтян в соответствии с международными нормами. Согласно закону, все уступки в Кэмп-Дэвиде были сделаны палестинской стороной, а не израильской». [70]

Профессор политологии из Беркли Рон Хасснер утверждает, что именно неспособность участников переговоров привлечь к процессу религиозных лидеров или даже проконсультироваться с религиозными экспертами перед переговорами привела к провалу переговоров по вопросу Иерусалима. «Обе стороны, похоже, предположили, что религиозные аспекты спора можно игнорировать. В результате ни одна из сторон не подготовилась серьезно к возможности того, что проблема Храмовой горы окажется в центре переговоров». [21] Политолог Менахем Кляйн, который консультировал израильское правительство во время переговоров, подтвердил, что «профессиональные обратные каналы недостаточно относились к Иерусалиму как к религиозному городу... Было легче вести дискуссии о сохранении исторических структур в старом городе, чем обсудить связь между политической святостью и религиозной святостью в историческом и религиозном центре города». [71]

Общественное мнение о саммите

Палестинская общественность поддержала роль Арафата в переговорах. После саммита рейтинг одобрения Арафата увеличился на семь процентных пунктов с 39 до 46%. [72] В целом, 68% палестинской общественности считали, что позиция Арафата по окончательному соглашению в Кэмп-Дэвиде была правильной, а 14% считали, что Арафат пошел на слишком большой компромисс, и только 6% считали, что Арафат пошел на недостаточный компромисс. [72]

Результаты опросов общественного мнения у Барака были не такими хорошими. Только 25% израильской общественности считали, что его позиция по Кэмп-Дэвиду была правильной, в отличие от 58% общественности, которая считала, что Барак пошел на слишком много компромиссов. [73] Большинство израильтян были против позиции Барака по всем вопросам, обсуждавшимся в Кэмп-Дэвиде, за исключением вопросов безопасности. [74]

Заключительное трехстороннее заявление (полный текст)

25 июля 2000 г. [8]

Президент Уильям Дж. Клинтон
Премьер-министр Израиля Эхуд Барак
Председатель Палестинской автономии Ясир Арафат

С 11 по 24 июля под эгидой президента Клинтона премьер-министр Барак и председатель Арафат встретились в Кэмп-Дэвиде, пытаясь достичь соглашения о постоянном статусе. Хотя им не удалось устранить разногласия и достичь соглашения, их переговоры были беспрецедентными как по масштабу, так и по деталям. Опираясь на прогресс, достигнутый в Кэмп-Дэвиде, два лидера договорились о следующих принципах, которыми будут руководствоваться в своих переговорах:

  1. Обе стороны согласились, что цель их переговоров – положить конец десятилетиям конфликта и достичь справедливого и прочного мира.
  2. Обе стороны обязуются продолжать усилия по скорейшему заключению соглашения по всем вопросам постоянного статуса.
  3. Обе стороны согласны с тем, что переговоры на основе Совета Безопасности ООН резолюций 242 и 338 являются единственным способом достижения такого соглашения, и обязуются создать среду для переговоров, свободную от давления, запугивания и угроз насилия.
  4. Обе стороны понимают важность предотвращения односторонних действий, которые предопределяют исход переговоров, и что их разногласия будут разрешены только путем добросовестных переговоров.
  5. Обе стороны согласны с тем, что Соединенные Штаты остаются жизненно важным партнером в поисках мира и будут продолжать тесно консультироваться с президентом Клинтоном и госсекретарем Олбрайт в предстоящий период.

См. также

Ссылки

  1. ^ Сын (2014). Газа: История . п. 251.
  2. ^ Качович, Арье М. (2005). «Расёмон на Ближнем Востоке: столкновение повествований, образов и рамок в израильско-палестинском конфликте» . Сотрудничество и конфликт . 40 (3): 343–360. дои : 10.1177/0010836705055069 . JSTOR   45084335 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аронофф, Майрон Дж. (2009). «Кемп-Дэвид-Расёмон: спорные интерпретации мирного процесса между Израилем и Палестиной» . Политология ежеквартально . 124 : 143–167. дои : 10.1002/j.1538-165X.2009.tb00645.x .
  4. ^ Шамир, С. (2005). Загадка Кэмп-Дэвида. Саммит в Кэмп-Дэвиде: Что пошло не так: «...проявление синдрома Расёмона...»
  5. ^ Рассел Л. Райли (1 сентября 2016 г.). Внутри Белого дома Клинтона: устная история . Издательство Оксфордского университета. п. 253. ИСБН  978-0-19-060547-6 . Кэмп-Дэвид — это что-то вроде мероприятия Расёмон. Есть американский Кэмп-Дэвид, есть палестинский Кэмп-Дэвид, есть израильский Кэмп-Дэвид.
  6. ^ Акрам Ханье, Кэмп-Дэвидские документы, заархивированные 14 января 2014 года в Wayback Machine . Статьи, опубликованные в журнале «Аль-Айям» семью выпусками в период с 29 июля по 10 августа 2000 г. Журнал палестинских исследований XXX, вып. 2 (зима 2001 г.), стр. 75–97.
  7. ^ Амнон Капелюк, Саммит, омраченный подозрениями ; «Гаарец», 23 ноября 2001 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Трехстороннее заявление о ближневосточном мирном саммите в Кэмп-Дэвиде» . Госдепартамент США. 25 июля 2000 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джереми Прессман, Международная безопасность , том 28, вып. 2, осень 2003 г., «Видения в столкновении: что произошло в Кэмп-Дэвиде и Табе?» . Архивировано [1] 22 июля 2011 года в Wayback Machine . См. стр. 7, 15–19.
  10. ^ Орен Ифтачель, Этнократия: политика земли и идентичности в Израиле/Палестине, University of Pennsylvania Press 1006, стр.75.
  11. ^ Карш, Эфраим (2003). Война Арафата: человек и его битва за завоевание Израиля . Гроув Пресс. п. 168.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Райт, Роберт (18 апреля 2002 г.). «Был ли Арафат проблемой?» . Сланец . Проверено 27 декабря 2011 г.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роберт Мэлли и Хусейн Ага, Кэмп-Дэвид: трагедия ошибок (часть 4). Нью-Йоркское обозрение книг, 9 августа 2001 г.
  14. ^ Ноам Хомский . «Решение – это проблема» .
  15. ^ Фейсал Хусейни (декабрь 2000 г.). «Неудачный компромисс в Кэмп-Дэвиде» . Ле Монд Дипломатик .
  16. ^ Стивен Зюнс (декабрь 2001 г.). «Соединенные Штаты и крах израильско-палестинского мирного процесса» .
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гериберт Адам и Когила Мудли . В поисках Манделы: миротворчество между израильтянами и палестинцами . Издательство Университета Темпл . п. 107-108.
  18. ^ «Арафат не вел переговоров – он просто продолжал говорить «нет»» .
  19. Расшифровка конфликта между Израилем и палестинцами, редакторы Charles River , глава 17.
  20. ^ «Проекция Кэмп-Дэвида, июль 2000 г.» . Палестинское академическое общество по изучению международных отношений. Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хасснер, Рон Э. Война на священных землях. 2009. Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 78–88. www.waronsacredgrounds.org [ постоянная мертвая ссылка ]
  22. ^ Хасснер, Рон Э. Война на священных землях. 2009. Итака: Издательство Корнельского университета. стр.80 www.waronsacredgrounds.org [ постоянная мертвая ссылка ]
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Речь Абу Мазена на заседании Палестинского центрального совета ООП. Архивировано 8 сентября 2014 г., Wayback Machine , 9 сентября 2000 г.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Моррис, Бенни (13 июня 2002 г.). «Кемп-Дэвид и после: обмен (1. Интервью с Эхудом Бараком)» . Нью-Йоркское обозрение книг . Том. 49, нет. 10.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Еврейская виртуальная библиотека, июль 2000 г., Предлагаемое разделение Иерусалима . Доступ 21 июня 2013 г. Архивировано 2 июля 2013 г.
  26. ^ Фонд мира на Ближнем Востоке (FMEP), Принципы «американского плана» Кэмп-Дэвида . Отчет о расчетах, Vol. 10 № 5, сентябрь – октябрь 2000 г. По состоянию на 6 июля 2013 г. Архивировано 11 июля 2013 г.
  27. ^ «Неудавшийся Кэмп-Дэвидский компромисс» . 1 декабря 2000 г.
  28. ^ Галаад Шер (2006), с. 102
  29. ^ Мадлен Олбрайт (2003), с. 618
  30. ^ Галаад Шер (2006), с. 101 и стр. 247–249.
  31. ^ «Фактическое предложение, сделанное в Кэмп-Дэвиде» . Карта из книги Денниса Росса « Пропавший мир: внутренняя история борьбы за мир на Ближнем Востоке». Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2004.
  32. ^ Галаад Шер (2006), стр. 110–111.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Бейнарт, Питер (2012). Кризис сионизма . Генри Холт и компания . стр. 81–83. ISBN  9781429943468 . Но, по словам Галаада Шера, который был соглавой израильского переговорщика в Кэмп-Дэвиде, Арафат действительно ответил. Как подробно рассказал Шер и другие израильские участники переговоров, а также американские и палестинские официальные лица, палестинцы предложили...
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Майкл, Эмерсон; Точчи, Натали (2003). Кубик Рубика Большого Ближнего Востока . Центр исследований европейской политики . стр. 76–77.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрил, Ховард; Фальк, Ричард (2020). Израиль-Палестина на записи . Версо . п. 181.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Шер, Галаад (2013). Израильско-палестинские мирные переговоры, 1999-2001 гг . Тейлор и Фрэнсис . стр. 131–132.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Второй путь: Дипломатия и Иерусалим. Инициатива «Старый город Иерусалима» . Рутледж . 2017. с. 238-240. ISBN  9781317213321 .
  38. ^ Финкельштейн, Норман (2016). Образ и реальность израильско-палестинского конфликта . п. 18.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дампер, Майкл (27 сентября 2006 г.). Репатриация палестинских беженцев . Тейлор и Фрэнсис . п. 99.
  40. ^ «Роберт Мэлли и Хусейн Ага» .
  41. ^ «ПРОЕКТ КЭМП-ДЭВИД, ИЮЛЬ 2000 ГОДА» .
  42. ^ «Кемп-Дэвид и после: обмен (1. Интервью с Эхудом Бараком)» .
  43. ^ «Палестино-израильские переговоры в Кэмп-Дэвиде и не только». Журнал палестинских исследований . 31 (1). Издательство Калифорнийского университета : 70.
  44. ^ Свишер, Клейтон (2009). Правда о Кэмп-Дэвиде. Нерассказанная история о крахе ближневосточного мирного процесса .
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Свишер 2009 , с. 328.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Свишер 2009 , с. 318.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Свишер 2009 , с. 322.
  48. ^ «Письмо на стене» (PDF) . п. 157.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Письмо на стене» (PDF) . п. 99.
  50. ^ «Карта предполагаемого раздела Иерусалима» . Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года.
  51. ^ ProCon, 30 апреля 2008 г., Каковы были параметры Клинтон 2000 года и были ли они приемлемым решением? Архивировано 4 октября 2013 г. в Wayback Machine.
  52. Посольство США в Израиле, 3 января 2001 г., Выдержки: Представитель Госдепартамента по перспективам мира на Ближнем Востоке (обе стороны принимают параметры Клинтон с оговорками). Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine . Заявление и пресс-конференция с обсуждением.
  53. ^ Ари Шавит, Продолжение широко закрытых глаз (интервью с Эхудом Бараком). «Гаарец», 4 сентября 2002 г. ( ← С широко закрытыми глазами )
  54. ^ MideastWeb, Предложения Табы и проблема беженцев . По состоянию на 6 июля 2013 г. Архивировано 11 июля 2013 г.
  55. Джереми Прессман, 1 декабря 2004 г., «Упущенные возможности» ; Boston Review: Деннис Росс, Недостающий мир
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эран, Одед. «Арабо-израильское миротворчество». Политическая энциклопедия Континуума Ближнего Востока . Эд. Авраам Села . Нью-Йорк: Континуум, 2002. с. 145.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кеннет Левин (2005), с. 422.
  58. ^ Сигал, Джером М. «Гаарец - 1 октября 2001 г.». Архивировано 18 января 2004 года в Wayback Machine, Еврейское лобби мира . 1 октября 2001 г.
  59. ^ Амр, Набиль (10 февраля 2003 г.). «Легитимность требует лидерства» . Интернет-сеть арабских СМИ. Архивировано из оригинала 10 февраля 2003 года.
  60. ^ Шёвиц, Дэвид. «Кэмп-Дэвид 2000» . Еврейская виртуальная библиотека .
  61. ^ Росс, Майкл Доброволец (2007)
  62. ^ Ландау, Дэвид (2014). Арик: Жизнь Ариэля Шарона . Случайный дом. ISBN  978-1-4000-4241-8 .
  63. ^ Александр, Эдвард. «Обзор синдрома Осло: заблуждения людей, находящихся в осаде». Ближневосточный форум . Весна 2006 года.
  64. ^ Дершовиц, Алан . Интервью. «Ноам Хомский против Алана Дершовица: дебаты по израильско-палестинскому конфликту». Архивировано 9 мая 2007 года в Wayback Machine Democracy Now! . 23 декабря 2005 г.
  65. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роберт Мэлли, Вымыслы о провале в Кэмп-Дэвиде . Нью-Йорк Таймс, 8 июля 2001 г.
  66. ^ Свишер, Клейтон Э. (21 сентября 2004 г.). Правда о Кэмп-Дэвиде: нерассказанная история о крахе ближневосточного мирного процесса . Национальные книги. ISBN  978-1-56025-623-6 – через Амазон.
  67. ^ Розенберг, MJ. «Буш все понимает правильно» . Политический форум Израиля. Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года.
  68. ^ 2003 г. Чарльза Эндерлина Книга , Разрушенные мечты: провал мирного процесса на Ближнем Востоке, 1995–2002 гг . Используйте форму Поиска книг Google внизу связанной страницы, чтобы найти цитаты. Шломо Бен-Ами , цитата на странице 195.
  69. ^ Шломо Бен-Ами против дебатов Нормана Финкельштейна. «Господин министр иностранных дел Израиля Шломо Бен Ами обсуждает откровенные высказывания профессора Нормана Финкельштейна об Израиле, палестинцах и мирном процессе» Демократия сейчас! . 14 февраля 2006 г.
  70. ^ «Переговоры в Кэмп-Дэвиде II: как Деннис Росс доказал, что палестинцы прервали мирный процесс». Архивировано 6 марта 2009 года в Wayback Machine . Норман Г. Финкельштейн . Журнал палестинских исследований . Зимний выпуск 2007 года. Статья взята из его более длинного эссе под названием « Подчинение прав палестинцев израильским «потребностям».
  71. ^ Кляйн, Менахем. Нарушая табу: контакты на пути к соглашению о постоянном статусе в Иерусалиме, 1994–2001 гг. 2001. Иерусалим: Иерусалимский институт израильских исследований. цитируется у Хасснера, там же, стр. 81 [2] [ постоянная мертвая ссылка ]
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Саммит в Кэмп-Дэвиде, шансы на примирение и прочный мир, насилие и конфронтация, иерархия приоритетов и внутренняя политика. Палестинский центр политических и обзорных исследований» . Палестинский центр политических и обзорных исследований. Июль 2000 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г.
  73. Израильский опрос 1, 27–31 июля 2000 г. Институт Гарри С. Трумэна по продвижению мира, 2000 г. [3] Архивировано 9 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  74. ^ [4] Truman.huji.ac.il. Архивировано 9 июня 2011 г. на Wayback Machine.

Библиография

Дальнейшее чтение

Внешние ссылки

Общий

Карты

Серия «Нью-Йоркский обзор книг»

Взгляды и анализ

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be0a4e8f735ce2f4c5c61cfa511aa9fb__1719510120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/fb/be0a4e8f735ce2f4c5c61cfa511aa9fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
2000 Camp David Summit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)