Резня Кафр-Касима
Резня Кафр-Касима | |
---|---|
Часть Суэцкого кризиса | |
![]() Мемориал в Кафр-Касиме | |
Расположение | Кафр Касим , Израиль |
Дата | 29 октября 1956 г |
Цель | Арабские жители |
Тип атаки | резня |
Летальные исходы | 49 (включая будущего ребенка) |
Преступники | Пограничная полиция Израиля |
Резня в Кафр -Касиме произошла 29 октября 1956 года в израильской арабской деревне Кафр-Касим , расположенной на «зеленой линии» , которая в то время была фактической границей между Израилем и Западным берегом Иордании . Ее совершила пограничная полиция Израиля. ( Магав ), который убивал арабских мирных жителей, возвращавшихся с работы во время комендантского часа , о котором они не знали, введенного ранее в тот же день накануне Синайской войны . [1] Всего погибло 48 человек, из них 19 мужчин, 6 женщин и 23 ребенка в возрасте 8–17 лет. В арабских источниках обычно указывается число погибших в 49 человек, поскольку в их число входит еще нерожденный ребенок одной из женщин. [2]
Причастные к стрельбе сотрудники-пограничники предстали перед судом, были признаны виновными и приговорены к срокам лишения свободы от 7 до 17 лет. [3] Командир бригады был приговорен к уплате символического штрафа в размере 10 пруто (старых израильских центов). [4] Израильский суд признал приказ убивать мирных жителей «явно незаконным». Однако позже все приговоры были смягчены, а некоторые из осужденных получили президентское помилование. Все осужденные были освобождены к ноябрю 1959 года. [5]
Один из осужденных, Габриэль Дахан, позже был назначен ответственным за «арабские дела» города Рамлы . [6]
Иссахар (Йиссахар) «Йиска» Шадми — высокопоставленный чиновник, привлеченный к ответственности за массовое убийство, — незадолго до своей смерти заявил, что, по его мнению, суд над ним был организован для защиты членов израильской политической и военной элиты, включая премьер-министра Давида Бена. Гурион , от принятия на себя ответственности за резню. Цель заключалась в том, чтобы изобразить преступников как группу солдат-изгоев, а не как людей, действующих по приказу более высокого порядка. [7]
В декабре 2007 года президент Израиля Шимон Перес официально извинился за резню. [8] В октябре 2021 года «Объединенного списка», отклонил законопроект кнессет предусматривающий официальное признание резни . [9]
Фон
В первый день Суэцкой войны израильская разведка ожидала, что Иордания вступит в войну на . стороне Египта [10] Основываясь на этой информации, солдаты были расквартированы вдоль израильско-иорданской границы.
С 1949 по 1966 год арабские граждане рассматривались Израилем как враждебное население . [11] а крупные арабские населенные пункты управлялись военными администрациями, разделенными на несколько округов. [12] : 204 Таким образом, нескольким батальонам Пограничной полиции Израиля под командованием командира бригады Армии обороны Израиля полковника Иссахара Шадми было приказано подготовить оборону участка вблизи границы, официально известного как Центральный округ, а в просторечии как Треугольник . [13] [14]
Хронология

29 октября 1956 года израильская армия приказала ввести во всех арабских деревнях вблизи иорданской границы комендантский час. [13] с 17:00 до 6:00 следующего дня. [15] : 78 Любой араб на улице должен был быть расстрелян. Приказ был отдан подразделениям пограничной полиции до того, как было уведомлено большинство арабов из деревень. Многие из них в это время были на работе. В то утро Шадми, отвечавший за «Треугольник», получил приказ принять все меры предосторожности для обеспечения тишины на иорданской границе. По инициативе Шадми официальный ночной комендантский час в двенадцати деревнях, находящихся под его юрисдикцией, был изменен с обычных часов. Затем Шадми собрал под своим командованием всех командиров пограничных патрульных батальонов и, как сообщается, приказал им «стрелять на месте» всех жителей деревни, нарушающих комендантский час. После того как приказ был отдан, командир одного из батальонов Шадми майор Шмуэль Малинки, командовавший пограничной службой в селе Кафр-Касим, спросил Шадми, как реагировать на тех жителей села, которые не знали о комендантском часе. [16] : 656
Позже Малинки показал следующее: [ нужна ссылка ]
«[Шадми сказал] любой, кто выйдет из его дома, будет застрелен. Было бы лучше, если бы в первую ночь таких было «несколько», а в последующие ночи они были бы более осторожными. Я спросил: в свете этого я могу понять, что партизан должен быть убит, но как насчет судьбы арабского гражданского населения? А они могут вернуться в деревню вечером из долины, из селений или с полей и не узнают о комендантском часе в деревне – я что, на подступах к деревне часовых поставлю? На это полковник Иссахар ответил кристально ясными словами: «Я не хочу сентиментальности и не хочу арестов, арестов не будет». Я сказал: «Хотя?». На это он ответил мне по- арабски : «Аллах Ярхаму », что я понял как эквивалент еврейской фразы: « Благословен истинный судья » [сказанное при получении известия о смерти человека]».
Шадми, однако, отрицает, что вопрос о репатриантах когда-либо поднимался в его разговоре с Малинки.
Малинки издал аналогичный приказ резервным силам, приданным его батальону, незадолго до введения комендантского часа: «Никаким жителям не разрешается покидать свой дом во время комендантского часа. Любой, кто выйдет из дома, должен быть расстрелян; арестов не будет». (там же, с. 141) [ нужна полная цитата ]
Новые правила комендантского часа были введены в отсутствие рабочих, которые были на работе и не знали о новых правилах. [17] В 16.30 мухтару (мэру) Кафр-Касима сообщили о новом времени. Он спросил, что будет с примерно 400 жителями деревни, работающими за пределами деревни на полях и не знающими о новом времени. Офицер заверил его, что о них позаботятся. Когда было отправлено известие об изменении комендантского часа, большинство немедленно вернулись, но другие этого не сделали. [18]
Между 17:00 и 18:30 в ходе девяти отдельных инцидентов со стрельбой взвод под командованием лейтенанта Габриэля Дахана, дислоцированный в Кафр-Касиме, в общей сложности убил девятнадцать мужчин, шесть женщин, десять мальчиков-подростков (14–17 лет), шесть девочек. (12–15 лет) и семь мальчиков (8–13 лет), которые не вернулись домой до комендантского часа. [19] Один из выживших, Джамал Фаридж, вспоминает, как прибыл к въезду в деревню на грузовике с 28 пассажирами:
«Мы говорили с ними. Мы спросили, нужны ли им наши удостоверения личности. Они этого не сделали. Вдруг один из них сказал: «Режьте их» — и они открыли по нам огонь, словно наводнение». [20]
Один израильский солдат, Шалом Офер, позже признался: «Мы действовали как немцы, автоматически, мы не думали», но никогда не выражал раскаяния или сожаления по поводу своих действий. [21]
Многие раненые остались без присмотра, и их семьи не смогли оказать им помощь из-за 24-часового комендантского часа. Умерших собрали и похоронили в братской могиле арабы, привезенные для этой цели из близлежащего села Джалджулия . Когда комендантский час закончился, раненых забирали с улиц и доставляли в больницы. [22]
Ни один житель других деревень, находящихся под контролем Шадми, не был расстрелян, поскольку местные командиры отдали прямой приказ не подчиняться приказам Шадми и Малинки и вести огонь. [ нужна ссылка ] Например, Иегуда Франкенталь, который по собственной инициативе отказался выполнить приказ Шадми. Джейм Леви, однако, не отказывался напрямую от приказов, а позволил командирам своих взводов высказать свое моральное суждение. [16] : 656 [23]
Следующие события
Военная цензура наложила полный запрет на газетные репортажи о резне. Тем не менее, новости об инциденте просочились после того, как от коммунистов Кнессета депутатам Тауфику Туби и Меиру Вильнеру удалось проникнуть в деревню две недели спустя и расследовать слухи. [24] Однако потребовалось два месяца лоббирования со стороны них и прессы, прежде чем правительство сняло запрет на работу СМИ, введенный Давидом Бен-Гурионом . 1 ноября правительство начало внутреннее расследование, в котором, в частности, участвовал отдел уголовных расследований военной полиции . [25] Чтобы ограничить гласность, вокруг села в течение нескольких месяцев держали военный кордон, не допуская приближения журналистов. [26] Давид Бен-Гурион впервые публично упомянул об этом инциденте 12 ноября. [24]
После публичных протестов одиннадцать офицеров и солдат пограничной полиции, участвовавших в резне, предстали перед военным трибуналом за убийство. Судебный процесс проходил под председательством судьи Бенджамина Халеви . 16 октября 1958 года восемь из них были признаны виновными и приговорены к срокам лишения свободы от семи до 17 лет. Малинки получил самый длительный срок - 17 лет, а Дахан был приговорен к 15 годам лишения свободы. Суд уделил большое внимание фундаментальной ответственности Шадми, хотя последний и не был ответчиком. Впоследствии Шадми также было предъявлено обвинение, но его отдельное судебное заседание (29 февраля 1959 г.) признало его невиновным в убийстве и признало его виновным только в продлении комендантского часа без полномочий. Его символическое наказание - штраф в размере 10 пруто , то есть груш (один израильский цент), - стало стандартной метафорой в израильских полемических дебатах. [27] Тот факт, что другие местные командиры осознали, что они должны не подчиниться приказу Шадми, был назван судом одной из причин отклонения заявления Дахана о том, что у него нет выбора. Ни один из офицеров не отбыл свой срок наказания. [28]
Апелляционный суд (3 апреля 1959 г.) сократил срок наказания Малинки до 14 лет, а Дахана - до 10. Начальник штаба дополнительно сократил их до 10 и 8 лет, затем президент Израиля Ицхак Бен-Цви помиловал многих и сократил некоторые сроки наказания до 5. лет каждый. Наконец, Комитет по освобождению заключенных распорядился о смягчении одной трети приговоров к тюремному заключению, в результате чего к ноябрю 1959 года все осужденные вышли из тюрьмы. [29] Вскоре после освобождения Малинки повысили в должности и назначили ответственным за безопасность сверхсекретного центра ядерных исследований в Негеве . В 1960 году Дахан был назначен ответственным за «арабские дела» города Рамла . [6]
В 2017 году историк Адам Раз обратился в военный апелляционный трибунал с просьбой обнародовать документы, касающиеся массового убийства, включая протоколы судебных заседаний. [30] В 2021 году трибунал отклонил эту просьбу и наложил запрет на рассмотрение всего дела, даже включая тот факт, что было вынесено решение. [30] Год спустя стало законным отмечать наличие постановления, но не его содержание. [30] Бывший государственный архивариус Яаков Лозовик , знакомый с материалами, которые разыскивает Раз, заявил газете "Гаарец" , что "степень глупости этого решения настолько велика, что никаких дальнейших комментариев не требуется". [30] В мае 2022 года, после негативной огласки, суд разрешил опубликовать решение и многие, но не все, первичные документы, связанные с массовым убийством. [31]
Операция Хафарферет
Примерно 1/3 судебных заседаний прошли тайно, а стенограмма была опубликована только в июле 2022 года. [32] По словам журналистов Цви Жоффра и Рувика Розенталя , в суд поступили описания секретного плана под названием «Операция Хафарперет» («Крот») по изгнанию израильских арабов из Малого треугольника в случае войны с Иорданией, очевидно, спланированного Авраамом Тамиром по просьбе Бена. -Гурион. [7] Аналогичного мнения придерживается историк Адам Раз, который назвал резню заранее спланированной и частью операции, которая приведет к изгнанию израильских арабов из региона. [7] Шадми описал свой судебный процесс как инсценированный для того, чтобы «удержать израильскую безопасность и политическую элиту, включая премьер-министра Бен-Гуриона, начальника штаба ЦАХАЛа Моше Даяна и Центральное командование ГОК (а позже и начальника штаба) Цви Цура, от необходимости брать на себя ответственность». за резню». [7]
Стенограмма судебного процесса, опубликованная в 2022 году, показывает, что перед началом боевых действий командиры рот были проинформированы об официальном плане вытеснить жителей Кафр-Касима через « зеленую линию» в оккупированную Иорданией деревню Тира. Для этого на восточной стороне Кафр-Касима не были размещены контрольно-пропускные пункты. [32]
Юридическое воздействие
На суде над Кафром Касимом впервые был рассмотрен вопрос о том, когда сотрудники израильской службы безопасности обязаны не подчиняться незаконным приказам . Судьи решили, что солдаты не обязаны подробно проверять каждый приказ на предмет его законности, а также не имеют права не подчиняться приказам просто из-за субъективного ощущения, что они могут быть незаконными. С другой стороны, некоторые приказы были явно незаконными, и их необходимо не выполнять. Слова судьи Бенджамина Халеви , которые до сих пор часто цитируются, заключались в том, что
Отличительной чертой явной незаконности является то, что она должна развеваться над данным приказом, как черный флаг, предупреждение, гласящее: «запрещено!» Здесь важна не формальная незаконность, неясная или частично неясная, не противозаконность, которую могут усмотреть лишь ученые-юристы, а скорее явное и явное нарушение закона.... Противозаконность, которая пронзает глаз и возмущает сердце, если око не слепо, сердце не непроницаемо и не испорчено, — вот мера явной противоправности, необходимая для того, чтобы отменить обязанность солдата подчиняться и возложить на него уголовную ответственность за его действия. [33]
Этот инцидент отчасти стал причиной постепенного изменения политики Израиля по отношению к арабским гражданам Израиля . К 1966 году военная администрация была упразднена.
Мемориалы


Совсем недавно, в 2021 году, попытки официально признать резню в Израиле провалились. Законопроект, представленный «Объединенным списком» для достижения этой цели, был отклонен подавляющим большинством голосов на голосовании в Кнессете 26 октября 2021 года большинством в 93/12 голосов. Предложенный законопроект, против которого выступил житель Кфар-Касима и министр регионального сотрудничества Эсави Фрейе , также включал положения о включении информации об инциденте в школьные программы и о рассекречивании всех связанных с ним архивных документов. [9] 20 ноября 1957 года 400 почетных гостей и представителей различных слоев израильского общества, в том числе членов Кнессета , министров кабинета министров, членов правящей тогда партии Мапай , представителей национальных профсоюзов и видных представителей соседних арабских деревень, провели церемонию примирения. в память о жертвах Кафр-Касима. Церемония была задумана как « сулха ». [34] явно ссылаясь на обычай разрешения конфликтов между бедуинскими кланами. [35] Впоследствии правительство выплатило компенсацию семьям жертв. В то время основная пресса (например, JTA или Гистадруту , принадлежащая Давар ) положительно отзывалась о церемонии: [36] в отличие от арабоязычной прессы (например, «Аль-Иттихад» и «Аль-Мирсад» , спонсируемых партиями МАПАМ и МАКИ ), которые осудили это как мошенничество. [37] В научной статье 2006 года, посвященной памяти резни, Шира Робинсон [38] рассматривает сулху как «шараду», в которой на жителей деревни оказывали сильное давление, чтобы поместить конфликт «в надуманную историю симметричного насилия между арабами и евреями», инсценированную правительством с целью уклониться от ответственности и облегчить ситуацию. вес вердикта суда, что делает саму церемонию «частью преступления, которое сегодня отмечают палестинцы». [39] В научной статье 2008 года профессор Сьюзан Слёмовичс [40] подтверждает эту точку зрения на церемонию, «навязанную жителям деревни». В этой статье Слёмович, в частности, опирается на показания Ибрагима Сарсура , который пришел к выводу: «До сегодняшнего дня в Кафр-Касиме нет никого, кто согласен с отношением правительства Израиля к резне и ее последствиям». [41]
В октябре 2006 года Юли Тамир , министр образования Израиля, приказал школам по всей стране наблюдать за резней в Кафр-Касиме и задуматься о необходимости не подчиняться незаконным приказам. В декабре 2007 года президент Израиля Шимон Перес извинился за резню. Во время приема в деревне по случаю мусульманского праздника Курбан-Байрам Перес рассказал, что приехал в Кафр-Касем, чтобы попросить у жителей деревни прощения. "Раньше здесь произошло ужасное событие, и мы очень сожалеем об этом", - сказал он. Основатель Исламского движения в Израиле шейх Абдулла Нимр Дарвиш также выступил на церемонии и призвал религиозных лидеров обеих сторон навести мосты между израильтянами и палестинцами. [8]
Жители Кафр-Касима ежегодно наблюдают за резней, и с 1976 года было установлено несколько мемориальных памятников. По словам Тамира Сорека, правительство Израиля финансово поддержало установку первого памятника в 1976 году, чтобы обеспечить очищение неполитического языка. Поэтому надпись на первом памятнике описывает резню просто как «болезненную трагедию», не упоминая, кто несет за нее ответственность. [42] Более поздние проявления пространственной памяти выражали этот аспект гораздо более явно. 29 октября 2006 года был открыт музей, посвященный этим событиям. [22] [43]
26 октября 2014 года Реувен Ривлин , сдержав предвыборное обещание, стал первым действующим президентом Израиля, присутствовавшим на ежегодных поминовениях павших в Кфар-Касиме. Он назвал это «зверской резней», «ужасным преступлением», которое тяжелым бременем легло на коллективное сознание Государства Израиль. [28] [44] [45]
См. также
- Кафр Касем (сирийский драматический фильм 1975 года)
- Список массовых убийств в Израиле
- Убийства и массовые убийства во время палестинской войны 1948 года.
- Резня в Кибии
- Резня в Сабре и Шатиле
- Khan Yunis massacre
- Резня в Рафахе
Ссылки
- ^ Лукас, Ной (1975). Новейшая история Израиля . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Praeger. п. 356. ИСБН 0-275-33450-3 .
- ^ Бильский, с. 310.
- ^ «48 человек были убиты – и мы их забыли» . 3 ноября 2013 г.
- ^ «Президент Перес приносит извинения за резню в Кафр-Касеме в 1956 году» . Гаарец. 21 декабря 2007 г. Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Ронни Мэй Олескер, Школа права и дипломатии Флетчера (Университет Тафтса). Международное право и организация. Ценность безопасности против безопасности ценностей: взаимосвязь между правами меньшинства и безопасностью большинства в Израиле. 2007. с. 318.
- ^ Перейти обратно: а б Бильский, с. 322
- ^ Перейти обратно: а б с д Адерет, Офер (11 октября 2018 г.). «Последнее признание генерала связывает резню 1956 года с секретным планом Израиля по изгнанию арабов» . Гаарец . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Президент Перес приносит извинения за резню в Кафр-Касеме в 1956 году. Архивировано 5 августа 2009 г. в Wayback Machine Haaretz, 21 декабря 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ноа Шпигель, «Израиль отверг законопроект об официальном признании резни арабских граждан в 1956 году», архивировано 27 октября 2021 г. в Wayback Machine Haaretz 27 октября 2021 г.
- ^ Бенни Моррис , Праведные жертвы , с. 289
- ^ Хаджар, Лиза (1994). «Сионистская политика и закон: значение зеленой линии» . Журнал арабских исследований . 2 (1): 44–50. ISSN 1083-4753 . JSTOR 27933635 .
- ^ Таппер, Аарон Дж. Хан (7 июня 2016 г.). Иудаизмы: знакомство с евреями и еврейской идентичностью в XXI веке . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-28134-9 .
- ^ Перейти обратно: а б «Судебные документы проливают новый свет на резню израильских палестинцев в Кафр-Касеме» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ «Палестинцы под военным правлением в Израиле» . Интерактивная энциклопедия палестинского вопроса – palquest . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Ханссен, Йенс; Вайс, Макс (15 февраля 2018 г.). Арабская мысль против авторитарной эпохи: к интеллектуальной истории современности . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-19338-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Бергсмо, Мортен; Буис, Эмилиано Дж. (30 ноября 2018 г.). Философские основы международного уголовного права: взаимосвязь мыслителей . Академическое электронное издательство Торкеля Опсала. ISBN 978-82-8348-118-1 .
- ^ Идит Зерталь, Холокост Израиля и политика государственности, Cambridge University Press, 2005, стр. 172
- ^ Арабско-палестинское сопротивление . 2007.
- ^ «Поддержка перенаправления» . Кембриджское ядро .
- ↑ Йоав Стерн: через 50 лет после резни Кафр Касем хочет ответов. Архивировано 1 октября 2007 г. в Wayback Machine ( «Гаарец» , 30 октября 2006 г.).
- ^ Идит Зерталь, Холокост Израиля и политика государственности, с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б «Мемориальная выставка Кафра Касема 1956» . www.art.net .
- ^ «Резня в Кфар-Касиме: стрелять не будем» . Гаарец (на иврите). 5 октября 2008 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гади Хитман, Израиль и его арабское меньшинство, 1948–2008 гг.: Диалог, протест, насилие, архивировано 30 октября 2022 г. в Wayback Machine Rowman & Littlefield , 2016 г. ISBN 978-1-498-53973-9 стр. 70–71
- ^ Ашер, Дэнни (апрель 2008 г.). Красный и синий - История корпуса 1948–2008 гг. (на иврите). Министерство обороны Израиля . стр. 48–49.
- ^ Робинсон (2003), с. 400
- ^ Робинсон (2003), с. 411; Бильский, с. 193.
- ^ Перейти обратно: а б «Ривлин осуждает «ужасное преступление» резни в Кфар-Кассеме». Архивировано 29 декабря 2017 г. в Wayback Machine , The Times of Israel , 26 октября 2014 г.
- ^ Липманн (2001).
- ^ Перейти обратно: а б с д Офер Адерет (24 мая 2022 г.). «Резня в Кафр-Касеме: Израиль принимает решение по историческим документам. Это все, что мы можем сказать» . Гаарец .
- ^ Офер Адерет (30 мая 2022 г.). «Засекреченные протоколы резни в Кафр-Касеме 1956 года будут опубликованы» . Гаарец .
- ^ Перейти обратно: а б Жоффр, Цви (29 июля 2022 г.). «ЦАХАЛ публикует судебные документы о резне в Кафр-Кассеме» . «Джерузалем Пост» . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ Бильский (2004), с. 170.
- ^ Робинсон 2006 .
- ^ «Что такое Сулха? Архивы - Исследовательский центр Сулхи» . Исследовательский центр Сулха .
- ^ См., например: «Евреи и арабы проводят праздник примирения в арабской деревне» . ДЖТА . 21 ноября 1957 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 3 февраля 2012 г. , «דבר | Страница 1 | 21 ноября 1957 года | Газеты | Национальная библиотека Израиля» . Давар . 21 ноября 1957 года.
- ^ Робинсон 2006 , с. 103.
- ↑ Шира Робинсон — доцент кафедры истории и международных отношений Джорджтаунского университета : [1] Архивировано 3 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Робинсон 2006 , с. 114-115.
- ^ Сьюзен Слёмовичс — профессор антропологии и ближневосточных языков и культур Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . «Сьюзан Слёмович» . Архивировано из оригинала 8 марта 2011 г. Проверено 3 февраля 2012 г. [2] Архивировано 9 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Слёмовичс и Хлейф 2008 , с. 197.
- ^ Сорек, Тамир (2015). Память палестинцев в Израиле: календари, памятники и мученики . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804795203 . Проверено 18 марта 2016 г. , с. 90-91
- ^ Юлий Кромченко и Йоав Стерн (29 октября 2006 г.). «Глава Исламского движения: Мы останемся в Израиле, живые или мертвые» . Гаарец. Архивировано из оригинала 9 ноября 2006 года.
- ↑ Президент творит историю на церемонии резни. Архивировано 14 декабря 2017 г. в Wayback Machine Ynet, 26 октября 2014 г.
- ↑ Барак Равид, Джек Хури, «Ривлин помнит резню в Кафр-Касеме в 1956 году: было совершено ужасное преступление». Архивировано 23 апреля 2015 г. в Wayback Machine , «Гаарец», 26 октября 2014 г.
Библиография
- Шира Робинсон, Местная борьба, национальная борьба: реакция палестинцев на резню в Кафр-Касиме и ее последствия, 1956–66, Международный журнал исследований Ближнего Востока , том 35 (2003), 393–416.
- Робинсон, Шира (2006). «Глава 4: Мемориалы под огнем: реакция палестинцев на резню в Кафр-Касиме в 1956 году» . В Уссаме Макдиси, Пол Сильверстайн (ред.). Память и насилие на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Издательство Университета Индианы. стр. 103–132. ISBN 0-253-21798-9 . Проверено 18 марта 2016 г.
- Слёмовичс, Сьюзен; Хлейф, Валид (2008). «Глава 8: Дни памяти и планы палестинцев. Кафр Касим, факты и эхо» . В Сэнди Айзенштадт, Кишвар Ризви (ред.). Модернизм и Ближний Восток: архитектура и политика ХХ века . Вашингтонский университет Press. стр. 186–220. ISBN 978-0-295-98794-1 . Проверено 18 марта 2016 г.
- Том Сегев , «Седьмой миллион», Owl Books, 2000, ISBN 0-8050-6660-8 , стр. 298–302.
- Леора Ю. Бильски, Трансформирующее правосудие: израильская идентичность на суде (закон, смысл и насилие), University of Michigan Press, 2004 г., ISBN 0-472-03037-X , стр. 169–197, 310–324.
- Сабри Джирис , Арабы в Израиле, Monthly Review Press, 1977, ISBN 0-85345-406-X .
- М.Р. Липпман, Гуманитарное право: развитие и масштабы защиты приказов высших инстанций, Penn State International Law Review , осень 2001 г.
- Израильский военный апелляционный суд, решение (переведенное), Палестинский ежегодник международного права , том II, 1985, 69–118.
Внешние ссылки
- Домашняя страница Куфур-Кассема (на арабском языке)
- Йоав Штерн: Спустя 50 лет после резни Кафр Касем хочет ответов ( «Гаарец» , 30 октября 2006 г.)
- «Добро пожаловать в Кафр-Касем» . Палестину вспомнили . Проверено 21 октября 2023 г.
- Рами Исса: резня в Кафр-Касиме
- Рами Исса: официальная домашняя страница Кафр-Кассема
- Документы Кафр-Касима из израильских архивов