Падать
Падать
| |
---|---|
Транскрипция(и) на иврите | |
• ИСО 259 | Падать |
• Также пишется | Рамле Рамле (неофициально) |
Координаты: 31 ° 55'39 "N 34 ° 51'45" E / 31,92750 ° N 34,86250 ° E | |
Страна | Израиль |
Округ | Центральный |
Подрайон | Район Рамла |
Основан | в. 705 –715 |
Правительство | |
• Мэр | Майкл Видал |
Область | |
• Общий | 9993 дунама (9,993 км 2 или 3,858 квадратных миль) |
Население (2022) [1] | |
• Общий | 79,132 |
• Плотность | 7900/км 2 (21 000/кв. миль) |
Веб-сайт | https://ramle.org.il/ |
Рамла или Рамле ( иврит : רַמְלָה , Рамла ; арабский : الرملة , ар-Рамле ) [2] город в Центральном округе Израиля . — Израиля Рамле — один из смешанных городов , в котором проживает значительное количество евреев и арабов. [3]
Город был основан в начале 8-го века нашей эры Омейядов халифом Сулейманом ибн Абд аль-Маликом как столица Джунд Филастин , округа, которым он управлял в Билад аш-Шаме, прежде чем стать халифом в 715 году. Стратегическая и экономическая ценность города проистекает из его расположение на пересечении улицы Виа Марис , соединяющей Каир с Дамаском , и дороги, соединяющей средиземноморский порт Яффо с Иерусалимом . [4] Оно быстро затмило соседний город Лидду , жители которого были переселены в новый город. Вскоре после своего основания Рамла превратилась в торговый центр Палестины , служивший центром гончарного дела, крашения, ткачества и производства оливкового масла, а также домом для многочисленных мусульманских ученых . Его процветание восхвалялось географами в X–XI веках, когда городом правили Фатимиды и Сельджуки .
Свою роль столицы провинции он утратил незадолго до прибытия Первых крестоносцев ( ок. 1099 ), после чего стал ареной различных сражений между крестоносцами и Фатимидами в первые годы XII века. Позже в том же столетии он стал центром владения в Иерусалимском королевстве , государстве крестоносцев, основанном Готфридом Бульонским .
В Рамле проживало арабское большинство населения до того, как большинство из них было изгнано во время арабо-израильской войны 1948 года . [5] Впоследствии город был заселен еврейскими иммигрантами. Израиля Сегодня Рамла — один из смешанных городов , население которого составляет 76% евреев и 24% арабов (см. Арабские граждане Израиля ). [1] [3]
История
Омейядский период
Принц Омейядов и губернатор Палестины Сулейман ибн Абд аль-Малик основал Рамлу как резиденцию своей администрации. [6] [7] [8] заменив Лидду , первоначальную столицу провинции мусульман. [6] [7] Сулейман был назначен губернатором своим отцом халифом Абд аль-Маликом до конца его правления в 705 году и продолжал занимать этот пост во время правления своего брата халифа аль-Валида I ( годы правления 705–715 ), которого он сменил. [6] Он умер как халиф в 717 году. Рамла оставался столицей Палестины в период Фатимидов (10–11 века). [9] Его роль главного города и столицы округа подошла к концу незадолго до прибытия первых крестоносцев в 1099 году. [10] Свое название (единственная форма «рамл» («песок») он получил из-за песчаного участка, на котором он находился. [11]
Мотивами основания Сулеймана Рамлы были личные амбиции и практические соображения. Расположение Рамлы недалеко от Лидды, давнего и процветающего города, было выгодным с точки зрения логистики и экономики. [12] Экономическое значение этого района основывалось на его стратегическом расположении на пересечении двух основных дорог, связывающих Египет с Сирией (так называемая « Виа Марис ») и связывающих Иерусалим с побережьем Средиземного моря. [13] Сулейман основал свой город поблизости от Лидды, избегая самой Лидды. Вероятно, это произошло из-за нехватки свободного пространства для широкомасштабного развития и соглашений, датированных мусульманским завоеванием в 630-х годах, которые, по крайней мере формально, не позволяли ему конфисковать желаемую собственность в Лидде. [12]
Согласно традиции, записанной историком Ибн Фадлаллахом аль-Умари (умер в 1347 г.), решительный местный христианский священнослужитель отклонил просьбу Сулеймана о предоставлении участков в центре Лидды. В ярости он попытался казнить священнослужителя, но его местный советник Раджа ибн Хайва отговорил его и вместо этого предложил построить новый город на более высоком, соседнем участке. [14] Выбирая место, Сулейман использовал стратегические преимущества близости Лидды, избегая при этом физических ограничений уже сложившегося городского центра. [15] Историк Моше Шарон считает, что Лидда была «слишком христианской по духу на вкус правителей Омейядов», особенно после реформ арабизации и исламизации, проведенных Абд аль-Маликом. [16]
По словам аль-Джахшияри (умер в 942 г.), Сулейман стремился завоевать прочную репутацию великого строителя, следуя примеру своего отца и аль-Валида, основателей Купола Скалы в Иерусалиме и Великой мечети в Дамаске . По словам Луса, строительство Рамлы было «путем к бессмертию» Сулеймана и «его личным следом на ландшафте Палестины». [17]
Первым сооружением, построенным Сулейманом в Рамле, была его роскошная резиденция. [15] который одновременно служил резиденцией палестинской администрации ( диван ). Следующим сооружением стал Дар ас-Саббагин (Дом красильщиков). В центре нового города находилась общинная мечеть , позже известная как Белая мечеть . [18] Он не был завершен до правления преемника Сулеймана халифа Умара II ( годы правления 717–720 ). [19] Строительными работами Сулеймана финансово руководил христианин из Лидды Битрик ибн ан-Нака. [11] Остатки Белой мечети, над которой возвышается минарет, добавленный позднее, можно увидеть и в наши дни. Во дворе находятся подземные цистерны с водой периода Омейядов. [20] С самого начала Рамла развивалась экономически как торговый город для сельскохозяйственной продукции окрестностей, а также как центр крашения, ткачества и гончарного дела. Он также был домом для многих мусульманских религиозных ученых . [21]
Сулейман построил в городе акведук под названием Аль-Барада, который доставлял воду в Рамлу из Тель-Гезера , примерно в 10 километрах (6 миль) к юго-востоку. [22] Рамла заменил Лидду в качестве торгового центра Палестины. и еврейские жители Лидды Многие христианские, самаритянские были переселены в новый город. [23] Хотя традиционные источники сходятся во мнении, что Лидда почти сразу же погрузилась в безвестность после основания Рамлы, рассказы различаются относительно масштабов усилий Сулеймана по переселению жителей Лидды в Рамлу: некоторые считают, что он только разрушил церковь в Лидде, а другие утверждают, что он разрушил его. город вообще. [7] Аль-Якуби (умер в 839 г.) отметил, что Сулейман снес дома жителей Лидды, чтобы заставить их переселиться в Рамлу, и наказал тех, кто сопротивлялся. [24] [25] По словам аль-Джахшияри, Сулейман «основал город ар-Рамла и его мечеть и тем самым вызвал разрушение Лода [Лидды]». [26]
Период Аббасидов
Аббасиды . свергли Омейядов в 750 году, конфисковав Белую мечеть и всю другую собственность Омейядов в Рамле Аббасиды ежегодно пересматривали высокие затраты на содержание канала Барада, хотя, начиная с правления халифа аль-Мутасима, это стало регулярной частью государственных расходов. В конце 9 века мусульманское население состояло в основном из арабов и персов, а клиентами мусульман были самаритяне. [11]
Золотой век Рамлы при Омейядах и Аббасидах, когда город обогнал Иерусалим как торговый центр, позже сменился периодом политической нестабильности и войны, начавшейся в конце 10 века. Обосновавшиеся в Египте Фатимиды завоевали Рамлу в 969 году, а десять лет спустя город был разрушен Джаррахидами , ветвью племени Тайи . [27]
Тем не менее, иерусалимский географ X века аль-Мукаддаси описал Рамлу как «прекрасный и хорошо построенный город; в нем хорошая и обильная вода; в нем много фруктов». Он отметил, что он «сочетает в себе множество преимуществ, поскольку расположен посреди красивых деревень и величественных городов, недалеко от святых мест и красивых деревень», а также обильных полей, городов-крепостей и приютов. Географ также отметил значительную торговлю города и «отличные рынки», назвав качество местных фруктов и хлеба лучшими в своем роде. [28] [29] В этот период Рамла была одним из основных центров производства и экспорта масла, полученного из незрелых оливок, известного как анфа кинон ( греческий : ὀμφάκιον, ὀμφάχινον; латинский : omphacium; арабский : زيت الأنفاق ), и используемого в кухне и медицине. . [30] [31]
И наоборот, к недостаткам города относились сильная грязь этого места во время дождливого зимнего сезона и его твердая песчаная почва из-за удаленности от природных источников воды. Ограниченная питьевая вода, собранная в городских цистернах, как правило, была недоступна для более бедных жителей. [11]
К 1011–1012 гг. Джаррахиды контролировали всю Палестину, за исключением прибрежных городов, и захватили Рамлу у ее гарнизона Фатимидов, сделав ее своей столицей. Город и его окрестности были разграблены бедуинами, что привело к обнищанию значительной части населения. Джаррахиды назначили эмира Мекки Алидского аль-Хасана ибн Джафара действовать в качестве халифа вопреки Фатимидам. [32] Развитие было недолгим, поскольку Джаррахиды покинули Аль-Хасан после взяток Фатимидов, а претендент на халифа покинул город и перебрался в Мекку. [33] Армия Фатимидов во главе с Али ибн Джафаром ибн Фаллахом вырвала контроль над Рамлой у Джаррахидов, которые продолжали доминировать в окружающей сельской местности. [34] Следующее десятилетие было отмечено миром, но в 1024 году Джаррахиды возобновили восстание. Фатимидский генерал Ануштакин ад-Дизбари удерживал Рамлу на несколько месяцев, но в том же году Джаррахиды захватили город, убив и преследуя нескольких жителей и захватив большую часть богатства населения. Они назначили своего губернатора Насра Аллаха ибн Низаля. В следующем году ад-Дизбари изгнал Джаррахидов из Рамлы, но был отозван в Египет в 1026 году. В 1029 году он вернулся и разбил Джаррахидов и их союзников-бедуинов. [35]
Персидский географ Насир-и-Хусров посетил город в 1047 году и отметил:
Рамла — большой город с мощными каменными стенами, покрытыми известковым раствором, большой высоты и толщины, с открывающимися в них железными воротами. От города до берега моря три лиги. Жители получают воду из осадков, и в каждом доме есть резервуар для ее хранения, чтобы всегда был запас. Посреди Пятничной мечети [Белой мечети] также стоит большой резервуар: и из него, когда он наполнится водой, любой желающий может взять. Площадь мечети составляет двести шагов ( гам ) на триста. Над одним из его крыльца ( суффа ) есть надпись, гласящая, что 15-го числа Мухаррама 425 года (= 10 декабря 1033 г. н.э.) произошло землетрясение . [36] большого насилия, в результате которого было разрушено большое количество зданий, но ни один человек не пострадал. В городе Рамла мрамора в изобилии, и большинство зданий и частных домов построено из этого материала; и, кроме того, на его поверхности делают прекраснейшую скульптуру и орнамент. Мрамор здесь режут беззубой пилой, обрабатываемой «мекканским песком». Распиливали мрамор в длину, как и дерево, для образования колонн; не во всей красе; они также разрезали его на плиты. Мраморы, которые я видел здесь, были всех цветов: некоторые пестрые, некоторые зеленые, красные, черные и белые. В Рамле есть также особый сорт инжира, который экспортируют во все страны мира. Этот город Рамла по всей Сирии и на Западе известен под именем Филастин. [37] [38]
Период крестоносцев
Армии Первого крестового похода без боя взяли спешно эвакуированный город. Однако в первые годы существования Иерусалимского королевства крестоносцев контроль над этим стратегическим местом привел к трем последовательным сражениям между крестоносцами и египетскими армиями из Аскалона , города, удерживаемого Фатимидами, на южном побережье Палестины. Когда правление крестоносцев стабилизировалось, Рамла стала резиденцией сеньора в Иерусалимском королевстве, светлости Рамлы в графстве Яффо и Аскалон . Это был город, имевший определенное экономическое значение, и важный перевалочный пункт для паломников, направлявшихся в Иерусалим. Крестоносцы отождествляли его с библейским Рамафаимом и называли Аримафеей . [39] [40]
Около 1163 года раввин и путешественник Бенджамин из Туделы , который также принял его за более древний город, посетил « Раму » , или Рамле, где сохранились остатки стен со времен наших предков, ибо так было найдено написанное на камни. Там проживает около 300 евреев. Раньше это был очень большой город, на расстоянии двух миль (3 км) находится большое еврейское кладбище». [41]
Поздний средневековый период
В 1480-х годах, в эпоху позднего мамлюка , Феликс Фабри посетил Рамлу и описал (среди прочего) хаммам тамошний ; «построен чудесно и умно». [42]
В первые дни османского периода, в 1548 году, была проведена перепись, в результате которой в Рамле проживало 528 мусульманских семей и 82 христианские семьи. [43] [44] [45]
2 марта 1799 года Наполеон Бонапарт оккупировал Рамлу во время своей неудачной попытки завоевать Палестину, используя францисканский хоспис в качестве своей штаб-квартиры. [46] На карте Пьера Жакотена, составленной во время этой кампании, деревня называлась «Рамле». [47]
В 1838 году Эдвард Робинсон обнаружил, что Рамле — это город с населением около 3000 человек, окруженный оливковыми рощами и овощами. В нем было мало улиц, а дома были каменными и хорошо построенными. В городе было несколько мечетей. [48]
В 1863 году Виктор Герен отметил, что латинское (католическое) население сократилось до двух священников и 50 прихожан. [49] В 1869 году численность населения составляла 3460 человек; 3000 мусульман, 400 православных и 60 католиков. [50]
В 1882 году исследования Палестины Фондом в исследовании Западной Палестины, проведенном , отмечалось, что в городе был базар, «но его процветание сильно ухудшилось, и многие дома, в том числе Сераи, превращаются в руины ». [51] Расширение началось только в конце 19 века. [52]
В 1889 году в городе, в котором в то время не было еврейского населения, поселилась 31 еврейская рабочая семья. [53]
Период британского мандата
По данным переписи населения Палестины 1922 года , проведенной властями британского мандата , в Рамле проживало 7312 человек (5837 мусульман , 1440 христиан и 35 евреев). [54] Далее христиане были отмечены по конфессиям: 1226 православных , 2 сирийских православных (яковита), 150 католиков , 8 католиков-мелькитов , 4 маронита , 15 армян , 2 абиссинца и 36 англиканцев . [55]
Менее чем через десять лет население увеличилось почти на 25%; Перепись 1931 года зафиксировала 10 347 человек (8 157 мусульман, 2 194 христианина, пять евреев и два друза ), всего в 2 339 домах. [56]
Рамла был подключен к проводному электричеству (поставляемому принадлежащей сионистам Палестинской электрической компанией ) в конце 1920-х годов. Экономист Басим Фарис отметил этот факт как доказательство более высокого уровня жизни в Рамле, чем в соседней Лидде. В Рамле, писал он, «экономические требования торжествуют над национализмом», в то время как Лидда, «которая находится в десяти минутах ходьбы от Рамле, все еще не любит такого удобства, как электрический ток, и поэтому еще не обслуживается; возможно, низкий стандарт жизнь бедного населения не позволяет пользоваться услугами по нынешним тарифам, которые не могут конкурировать с нефтью для освещения». [57]
Шейх Мустафа Хайри был мэром Рамлы с 1920 по 1947 год. [58]
По данным деревенской статистики 1938 года, население («Рамле, Эр») составляло 11 950 человек. [59]
По данным опроса 1945/46 года, население Рамле составляет 15 160 человек (11 900 мусульман и 3 260 христиан). [60]
война 1947–48 гг.
Рамла была частью территории, отведенной предполагаемому арабскому государству в соответствии с Планом раздела ООН 1947 года . [61] Однако географическое положение Рамлы и ее стратегическое положение на главном пути снабжения в Иерусалим сделали его предметом раздора во время гражданской войны 1947–1948 годов , за которой последовала интернационализированная арабо-израильская война 1948 года . бомба, созданная еврейской ополченческой группировкой «Иргун» , в результате чего 7 жителей погибли и 45 получили ранения. 18 февраля на рынке Рамлы взорвалась [62] [63]
После ряда неудачных рейдов на Рамлу израильская армия начала операцию «Дани» . Рамла был схвачен 12 июля 1948 года, через несколько дней после взятия Лидды. Арабское сопротивление капитулировало 12 июля. [64] и большая часть оставшихся жителей была изгнана . [65] Спорное утверждение, выдвинутое учеными, в том числе Иланом Паппе , характеризует это как этническую чистку . [66] К ноябрю 1949 года в Рамле и Лоде проживало около 2000 арабов. [67]
Государство Израиль
Рамла стала смешанным еврейско-арабским городом в государстве Израиль. Арабские дома тех, кто уехал из Рамлы, были переданы израильским правительством евреям, сначала беженцам Холокоста из Европы, а затем иммигрантам из арабских и мусульманских стран. [68] В феврале 1949 года еврейское население составляло более 6000 человек. Рамла оставалась в экономической депрессии в течение следующих двух десятилетий, хотя население неуклонно росло и к 1972 году достигло 34 000 человек. [68]
В отчете израильской полиции за 2013 год зафиксировано, что Центральный округ занимает четвертое место среди семи округов Израиля по количеству арестов, связанных с наркотиками. [69] Сегодня в Рамле расположены пять тюрем Израиля , в том числе тюрьма строгого режима Аялон и единственная в стране женская тюрьма под названием Неве Тирза . [70] В 2015 году в Рамле был один из самых высоких уровней преступности в Израиле. [71]
Достопримечательности
Белая Башня
Башня Рамла , также известная как Белая башня, была построена в 13 веке. Он служил минаретом Белой мечети ( аль-Масджид аль-Абьяд ), построенной халифом Сулейманом в 8 веке, от которой сегодня можно увидеть только остатки. [72] Башня шестиэтажная, с винтовой лестницей из 119 ступенек. [73]
Бассейн арок
Бассейн арок, также известный как бассейн Святой Елены и Бир аль-Анезия, представляет собой подземную цистерну с водой, построенную во время правления аббасидского халифа Харуна ар-Рашида в 789 году н.э. (в раннемусульманский период) для обеспечения Рамлы водой. стабильная подача воды. [74] Использование цистерны, по-видимому, было прекращено в начале десятого века (начало периода Фатимидов ), возможно, из-за того, что главный водопровод, ведущий в город, в то время вышел из употребления. [75]
Великая мечеть
Крестоносцы построили собор в первой половине XII века, преобразованный в мечеть, когда мамлюки завоевали Рамлу во второй половине XIII века, когда они добавили круглый минарет, вход с севера и михраб . Великая мечеть Рамлы, также известная как мечеть Эль-Омари, с архитектурной точки зрения является крупнейшей и наиболее хорошо сохранившейся церковью крестоносцев в Израиле. [76]
Францисканская церковь и хоспис
Хоспис Св. Никодима и Св. Иосифа Аримафейского на главном бульваре Рамлы, улице Герцля, легко узнать по квадратной башне с циферблатом. Он принадлежит францисканской церкви. Наполеон использовал хоспис в качестве своей штаб-квартиры во время своей палестинской кампании в 1799 году.
Музей Рамлы
Музей Рамлы расположен в бывшей муниципальной штаб-квартире британских подмандатных властей. Здание, построенное в 1922 году, включает в себя элементы арабской архитектуры, такие как арочные окна и узорчатые плиточные полы. После 1948 года это было центральное районное управление Министерства финансов Израиля . В 2001 году здание стало музеем, документирующим историю Рамлы.
Военное кладбище Британского Содружества
является Военное кладбище Содружества крупнейшим в своем роде в Израиле, на нем хранятся могилы солдат, павших во время мировых войн и периода британского мандата. [77]
Археология
Идентификация
Традиция, о которой сообщают Иштори Хапарчи заключается в том, что Рамла был библейским Гатом филистимлян (1280–1355) и другие ранние еврейские писатели , . [78] [79] Первоначальные археологические утверждения, казалось, указывали на то, что Рамла не была построена на месте древнего города. [80] хотя в последние годы к югу от Рамлы были обнаружены руины более старого города. [81] Ранее Бенджамин Мазар предположил, что древний Гат находился на месте Рас-Абу-Хамида к востоку от Рамлы. [82] Ави-Йона , однако, считал, что это другой Гат, который сейчас обычно называют Гат-Гиттаим. [83] Эту точку зрения поддерживают и другие ученые, которые считают, что существовали как Гат (предположительно, Телль-эс-Сафи ), так и Гат-Риммон или Гиттаим (в Рамле или рядом с ней). [84] [85]
История раскопок
Археологические раскопки в Рамле, проведенные в 1992–1995 годах, обнаружили остатки красильного производства ( Дар аль-Саббагин , Дом красильщиков) недалеко от Белой мечети; гидравлические сооружения, такие как бассейны, подземные резервуары и цистерны; и многочисленные керамические находки, в том числе стекло, монеты и ручки кувшинов с арабскими надписями. [86] Раскопки в Рамле продолжались и в 2010 году под руководством Эли Хаддада, Орит Сегал, Вереда Эшеда и Рона Туэга от имени Управления древностей Израиля (IAA). [87]
В январе 2021 года археологи из Еврейского университета в Иерусалиме и Хайфского университета возрастом 120 000 лет объявили об обнаружении шести гравюр на кости зубра недалеко от города Рамла на стоянке среднего палеолита Нешер-Рамла под открытым небом. По мнению археолога Йосси Зайднера, эта находка определенно была самой старой в Леванте . Для исследования кости использовались трехмерная визуализация и микроскопический анализ. Шесть линий имели длину от 38 до 42 миллиметров. [88] [89] [90]
Геология
Землетрясения
Город исторически пострадал от нескольких крупных землетрясений, в том числе от землетрясения в Иорданской рифтовой долине 1033 года , ближневосточного землетрясения 1068 года , небольших землетрясений 1070 и 1546 годов, а также землетрясения в Иерихоне 1927 года . [91]
Редкая пещерная экосистема
было обнаружено естественно изолированное подземное пространство, ныне известное как пещера Айялон В мае 2006 года недалеко от Рамлы, недалеко от мошава Яд Рамбам , . В пещере существует необычный тип экосистемы, основанный на бактериях, которые создают всю необходимую им энергию химическим путем из соединений серы, которые они находят в воде, без света или органической пищи, поступающей с поверхности. Бульдозер, работавший в цементном карьере Нешер на окраине Рамлы, случайно ворвался в пещеру. Находки объясняются изоляцией пещеры, которая привела к эволюции целой пищевой цепи специально развитых организмов, включая несколько ранее неизвестных видов беспозвоночных . Имея несколько больших залов на разных уровнях, ее длина составляет 2700 метров (8900 футов), что делает ее третьей по величине известняковой пещерой в Израиле. [92]
Одной из находок стал безглазый скорпион, получивший имя Акрав Исрачанани в честь исследователей, идентифицировавших его, Исраэля Наамана и Ханана Диментмана. Все десять экземпляров слепого скорпиона, найденные в пещере, были мертвы в течение нескольких лет, возможно, потому, что недавняя чрезмерная откачка грунтовых вод привела к сокращению подземного озера, а вместе с ним и к сокращению запасов пищи. Еще семь видов троглобитовых ракообразных и ногохвостов были обнаружены в «пещере Ноева ковчега», как окрестили пещеру журналисты, некоторые из них неизвестны науке. [93]
Демография
Год | Поп. | ±% годовых |
---|---|---|
1945 | 15,300 | — |
1972 | 34,000 | +3.00% |
2001 | 62,000 | +2.09% |
2004 | 63,462 | +0.78% |
2009 | 65,800 | +0.73% |
2014 | 72,293 | +1.90% |
По данным Центрального статистического бюро Израиля (CBS), в конце 2004 года в Рамле проживало в общей сложности 63 462 человека. В 2001 году этнический состав города составлял 80% евреев, 20% арабов (16% арабов-мусульман и 4% арабов-христиан ). [94] Рамла — центр караимского иудаизма в Израиле. [95]
Большинство евреев из Карачи , Пакистан , мигрировали в Израиль и поселились в Рамле, где они построили синагогу под названием Маген Шаломе, в честь синагоги Магайн Шаломе в Карачи. [96]
Экономика
По данным CBS, в 2000 году в Рамле насчитывалось 21 000 наемных работников и 1700 самозанятых лиц. Среднемесячная заработная плата наемного работника составляла 4300 шекелей , с реальным ростом на 4,4% по сравнению с 2000 годом. средняя ежемесячная заработная плата составила 5200 шекелей, с реальным увеличением на 3,3%, по сравнению с 3300 шекелями для женщин, с реальным увеличением на 6,3%. Средний доход самозанятых лиц составил 4900 шекелей. В общей сложности 1100 человек получили пособие по безработице, а 5600 получили надбавку к доходу.
Nesher Israel Cement Enterprises, единственный производитель цемента в Израиле, имеет свой флагманский завод в Рамле. [97] Археологические раскопки на территории каменоломни Нешер обнаружили остатки крупного еврейского города Второго Храма и основанного над ним христианского византийского поселения. В этом районе было обнаружено более пятидесяти подземных укрытий, некоторые из которых использовались для хранения вещей, а другие, как полагают, служили укрытиями для людей, имеющих доступ к воде. [98]
Инфраструктура
Транспорт
Железнодорожный вокзал Рамла обеспечивает почасовое сообщение на израильских железных дорог линии Тель-Авив – Иерусалим . Станция расположена в северо-восточной части города и первоначально открылась в апреле 1891 года, что делает ее старейшей действующей железнодорожной станцией в Израиле. [99] Последний раз он был вновь открыт 12 апреля 2003 года после того, как был перестроен на новом месте, ближе к центру города.
Образование
По данным CBS, в городе 31 школа и 12 000 учеников. В их число входят 22 начальные школы с населением 7700 учащихся и девять средних школ с населением 3800 человек. В 2001 году 47% учеников 12-го класса Рамлы окончили обучение с аттестатом зрелости багрута . Многие еврейские школы находятся в ведении еврейских ортодоксальных организаций.
Арабы, как мусульмане, так и христиане, все больше зависят от своих собственных частных школ, а не от израильских государственных школ. В настоящее время существуют две христианские школы, такие как школа Терра Санта и греческая православная школа, и одна исламская школа находится в стадии подготовки.
Owpen House в Рамле — это дошкольный и детский сад для арабских и еврейских детей. Во второй половине дня День открытых дверей проводит внеклассные программы сосуществования для еврейских, христианских и мусульманских детей. [100]
Известные люди
Алфавитный список по фамилиям, если он существует. Традиционные, досовременные арабские имена по изму (имя).
- Элиас Абуэлазам (1976 г.р.), серийный убийца
- Рон Атиас (1995 г.р.), тхэквондист , представлявший Израиль на летних Олимпийских играх 2016 года.
- Орна Барбивай (1962 г.р.), генерал армии и политик
- Якуб аль-Гусейн (1899–1948), арабский националистический лидер Партии молодежного конгресса.
- Амир Хадад (1978 г.р.), теннисист [101]
- Барно Ицхакова (1927–2001), таджикская вокалистка, иммигрировала в Рамлу в 1991 году.
- Хайр ад-Дин ар-Рамли , исламский ученый-правовед 17 века.
- Мони Мошонов (1951 г.р.), актер и комик
- Ишай Олиэль (2000 г.р.), теннисист
- Халил аль-Вазир (1935–1988), он же Абу Джихад; Палестинский араб, сооснователь ФАТХ организации
Города-побратимы – города-побратимы
Рамла является побратимом :
См. также
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б «Региональная статистика» . Центральное статистическое бюро Израиля . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Также Рамла, Ремле и исторически иногда Рама.
- ^ Перейти обратно: а б «Муниципалитет Рамлы – Веб-сайт» . Ramla.muni.il . Проверено 6 мая 2009 г.
- ↑ Хайфский университет. Архивировано 3 марта 2016 г. на раскопках Wayback Machine на улице Маркуса, Рамала; Отчеты и исследования Института морских исследований и раскопок Реканати, Хайфа, 2007 г.
- ^ Пилигрим, 2011, с. 194
- ^ Перейти обратно: а б с Эйзенер 1997 , с. 821.
- ^ Перейти обратно: а б с Бахарах 1996 , с. 35.
- ^ Луз 1997 , с. 52.
- ^ Таксель 2013 , с. 161.
- ^ Странное, 1890, стр.?
- ^ Перейти обратно: а б с д Хонигманн 1987 , с. 1116.
- ^ Перейти обратно: а б Луз 1997 , стр. 52–53.
- ^ Ле Стрейндж, 1890, стр.? ; Энциклопедия ислама , статья «Ар-Рамла».
- ^ Луз 1997 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Луз 1997 , с. 53.
- ^ Шэрон 1986 , с. 799.
- ^ Луз 1997 , стр. 47, 53–54.
- ^ Луз 1997 , стр. 37–38, 41–43.
- ^ Бахарах 1996 , стр. 27, 35–36.
- ^ Энциклопедия ислама , статья «Ар-Рамла»; Мириам Розен-Аялон, Первый век Рамлы, Арабика , том 43, 1996, стр. 250–263.
- ^ Луз 1997 , стр. 43–45.
- ^ Луз 1997 , стр. 38–39.
- ^ Луз 1997 , стр. 42–43.
- ^ Гордон и др. 2018 , с. 1005.
- ^ Шэрон 1986 , с. 800.
- ^ Луз 1997 , с. 47.
- ^ Петерсен 2005 , стр. 345–346.
- ^ Мукаддаси, 1886, с. 32
- ^ Странное, 1890, с. 304
- ^ Мукаддаси (1906), с. 181
- ^ Амар и др. (2004), с. 78. См. Вавилонский Талмуд , Менахот 86а, где говорится, что оливки, используемые для производства масла, не достигли одной трети своей естественной стадии зрелости и что оно использовалось главным образом в качестве средства для депиляции и придания вкуса мясу.
- ^ Гил 1997 , стр. 381–382.
- ^ Кеннеди 2016 , с. 286.
- ^ Гил 1997 , с. 384.
- ^ Гил 1997 , стр. 388–391, 396–397.
- ↑ Ле Стрейндж добавляет: «Это землетрясение упоминается арабскими летописцами, которые утверждают, что треть Рамлы была разрушена, а мечеть, в частности, осталась простой кучей руин. Сноска, стр. 21
- ^ Насир-и-Хусров, 1997, стр. 21 - 22
- ↑ Ле Стрейндж добавляет: «Рамла была арабской столицей провинции Филастин (Палестина), и поэтому ее часто называли по названию ее провинции. То же самое относилось к Шаму ( Дамаск или Сирия), Мисру ( Каир или Египет). и в других местах. Майор Фуллер начинает свой перевод (JRAS, том VI, NS, стр. 142) с этого места .
- ^ Энциклопедия ислама , статья «Ар-Рамла».
- ^ Прингл, 1998, с. 181
- ^ Маркус Натан Адлер (1907). Маршрут Вениамина Тудельского . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 26–27. Адлер отмечает, что в более ранних переводах писалось «3», а не «300», но считает это неверным.
- ^ Фабри, 1896, с. 256
- ^ Коэн и Льюис, 1978, стр. 135-144.
- ^ Из перечисленных выше источников: евреев в 1525, 1538, 1548, 1592 гг. не было; два в 1852 году
- ^ Петерсен, 2005, с. 95
- ^ «Стипендия INS 1998: Яффо, 1799» . Наполеон-серия.org . Проверено 6 мая 2009 г.
- ^ Кармон, 1960, с. 171. Архивировано 22 декабря 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Робинсон и Смит, 1841, том 3, стр. 25–33 .
- ^ Герен, 1868, стр. 34 -55
- ^ Кондер и Китченер, 1882, SWP II, стр. 252
- ^ Кондер и Китченер, 1882, SWP II, стр. 253
- ^ Иеошуа Бен-Арье, «Население крупных городов Палестины в первые восемьдесят лет девятнадцатого века, согласно западным источникам», в «Исследованиях Палестины в период Османской империи» , изд. Моше Маоз (Иерусалим, 1975), стр. 49–69.
- ^ "а в Бахке Новая Молония Рамла. | рекомендуется | 26 ноября 1889 г. | Сборник прессы Национальная библиотека» . www.nli.org.il. Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Бэррон, 1923, Таблица VII, Подрайон Рамле, стр. 21
- ^ Бэррон, 1923, Таблица XIV, с. 21
- ^ Миллс, 1932, с. 22
- ^ Фарис, А. Басим (1936) Электроэнергетика в Сирии и Палестине. Бейрут: Издательство Американского университета Бейрута , стр. 66-67. См. также: Шамир, Ронен (2013) Текущий поток: электрификация Палестины. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, стр. 71, 74.
- ^ «Шейх Мустафа Юсеф Ахмад Абдельраззак Эль-Хайри (Эль-Хайри), мэр Рамлы (1920–1947)» . Palestineremembered.com . Проверено 6 мая 2009 г.
- ^ Статистика деревни (PDF) . 1938. с. 60.
- ^ Департамент статистики, 1945, с. 30
- ^ Карта ООН. Архивировано 24 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Посольство Израиля, Лондон, веб-сайт. 2002. Цитируем Зиза Вилани – «Рамла прошлое и настоящее».
- ↑ Шотландец , 24 февраля 1948 г.: «Иерусалим (понедельник) – «Высшее командование» арабской военной организации опубликовало сегодня коммюнике для газет, взяв на себя полную ответственность за взрыв на улице Бен-Иегуда в воскресенье. Было сказано, что чтобы отомстить за нападение Иргуна на Рамле несколько дней назад».
- ^ Моррис, 2004, с. 427
- ↑ Многие беженцы, в том числе большое количество детей, умерли (не менее 400+, по данным арабского историка Арефа аль-Арефа ) от жажды, голода и теплового истощения после того, как израильские солдаты на выходе лишили их ценностей. Моррис, «Операция Дани и исход палестинцев из Лидды и Рамле в 1948 году», The Middle East Journal , 40 (1986) 82–109; Моррис, 2004, стр. 429–430 , цитирующий приказы; Мемуары Рабина (цензурированный раздел, The New York Times , 23 октября 1979 г.).
- ^ Об использовании термина «этническая чистка» см., например, Pappé 2006 .
- О том, является ли произошедшее в Лидде и Рамле этнической чисткой:
- Моррис 2008, с. 408 : «Хотя в критические месяцы преобладала атмосфера того, что позже будет названо этнической чисткой, перемещение никогда не стало общей или декларируемой сионистской политикой. Таким образом, к концу войны, хотя большая часть страны была «очищена» от арабов, другие в некоторых частях страны — особенно в центральной Галилее — осталось значительное арабское мусульманское население, а в городах в самом сердце еврейской прибрежной полосы, Хайфе и Яффо, осталось арабское меньшинство».
- Спенглер 2015, с. 156 : «Во время Накбы , перемещения палестинцев в 1947 году [ sic ] Рабин был вторым руководителем операции Дани, этнической чистки палестинских городов Лидда и Рамле».
- Шварцвальд 2012, с. 63 : «Факты не подтверждают это утверждение [об этнической чистке]. Разумеется, некоторые беженцы были вынуждены бежать: пятьдесят тысяч были изгнаны из стратегически расположенных городов Лидда и Рамле… Но это были исключения. это не правило, и этнические чистки не имеют к этому никакого отношения».
- Голани и Манна 2011, с. 107 [ постоянная мертвая ссылка ] : «Изгнание около 50 000 палестинцев из их домов… было одним из наиболее заметных злодеяний, вытекающих из израильской политики этнической чистки».
- ^ Моррис, Бенни (2004). Рождение проблемы палестинских беженцев, 1947–1949 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 434.
- ^ Перейти обратно: а б А. Голан, Лидда и Рамле: «От палестинско-арабских городов к израильским», 1948–1967, Middle Eastern Studies 39,4 (2003), стр. 121–139.
- ^ «Закари Дж. Фостер, «Являются ли Лод и Рамла наркостолицами Израиля и Палестины?» (блог Palestine Square)» . 30 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2015 г.
- ^ «В Израиле есть только одна женская тюрьма, и фотограф запечатлел заключенных в ужасающих подробностях» . Бизнес-инсайдер . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ «Полицейское исследование: Тель-Авив-Яффо, Хайфа, Рамле и Эйлат — самые жестокие города Израиля» . Гаарец. 9 октября 2011 года . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ Каплан, Джейкоб (1993). «Рамла» . В Штерне, Ефрем (ред.). Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле . Том. 4. Иерусалим: Хартия Исследовательского общества Израиля. стр. 1267–1269 . Проверено 23 августа 2020 г. - через Рамле, Белая мечеть: Раскопки. В Галерее памятников и находок IAA.
- ^ Путеводитель по Израилю , Зеев Вильнай, Хамакор Пресс, Иерусалим, 1972, стр. 208.
- ^ «Пруд арок Рамла» . Iaa-conservation.org.il. 27 декабря 2005 г. Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ Туег, Рон, Рамла, Пруд арок: Итоговый отчет (07.09.2020) , Хадашот Археологийот, Том 132, 2020 год, Управление древностей Израиля. По состоянию на 27 июля 2020 г.
- ^ Туристические сайты Рамлы на официальном сайте. Архивировано 7 февраля 2015 г. в Wayback Machine .
- ^ В Израиле и на палестинских территориях британцы все еще заботятся о памяти 16 000 погибших на войне.
- ^ Иштори Хапарчи, Кафтор у'ферах , том. II, глава 11, св и построен в земле Филистимской, (3-е издание) Иерусалим 2007, с. 78 (иврит)
- ^ Б. Мазар (1954). «Гат и Гиттаим». Израильский журнал исследований . 4 (3/4): 227–235.
- ^ Нимрод Луз (1997). «Строительство исламского города в Палестине. Дело Омейяда аль-Рамлы». Журнал Королевского азиатского общества . Третья серия. 7 (1): 27–54. дои : 10.1017/S1356186300008300 . S2CID 163178178 .
- ^ «Том 121, 2009 год, Рамла (Юг)» . www.hadashot-esi.org.il .
- ^ Мазар (Майслер), Бенджамин (1954). «Гат и Гиттаим». Израильский журнал исследований . 4 (3): 233. JSTOR 27924579 .
- ^ Майкл Ави-Йона. «Гат» . Энциклопедия иудаики . Том. 7 (второе изд.). п. 395.
- ^ Рейни, Энсон (1998). «Обзор: Энсон Ф. Рейни». Журнал Американского восточного общества . 118 (1): 73. JSTOR 606301 .
- ^ Рейни, Энсон (1975). «Опознание Гата Филистимлянина». Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования . Мемориал Нельсона Глюка, Том: 63–76. JSTOR 23619091 .
- ^ «Винченц: Рамла | Программа Шелби Уайта – Леона Леви для археологических публикаций» . Fas.harvard.edu. Архивировано из оригинала 6 сентября 2008 года . Проверено 6 мая 2009 г.
- ^ Управление древностей Израиля , Разрешение на проведение экскаваторов и раскопок на 2010 год , Разрешение на исследование № A-5947, Разрешение на исследование № A-6029, Разрешение на исследование № A-6052 и Разрешение на исследование № A-6057.
- ^ сотрудники, TOI «Ученые: Резьба по кости, найденная в Израиле, может быть самым ранним использованием символов человеком» . www.timesofisrael.com . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Дэвис-Маркс, Исида. «Резьба по кости крупного рогатого скота возрастом 120 000 лет может быть старейшим из сохранившихся символов в мире» . Смитсоновский журнал . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Прево, Марион; Громан-Ярославский, Ирис; Кратер Герштейн, Кэтрин М.; Техеро, Хосе-Мигель; Зайднер, Йосси (20 января 2021 г.). «Ранние свидетельства символического поведения в левантийском среднем палеолите: гравированный стержень из кости зуба возрастом 120 тыс. лет с территории под открытым небом Нешер Рамла, Израиль» . Четвертичный интернационал . 624 : 80–93. дои : 10.1016/j.quaint.2021.01.002 . ISSN 1040-6182 . S2CID 234236699 .
- ^ ДХК Амиран (1996). «Индекс местоположения землетрясений в Израиле с 100 г. до н.э.». Израильский журнал исследований . 46 (1/2): 120–130.
- ^ «Подземный мир найден в карьере – Культура Израиля, Ynetnews» . Инетньюс . Ynetnews.com. 20 июня 1995 года . Проверено 6 мая 2009 г.
- ^ «Год спустя пещера «Ноев ковчег» больше не является убежищем» . Гаарец. 19 июля 2007 года . Проверено 6 мая 2009 г.
- ^ «Рамла, Израиль» . Города-побратимы Канзас-Сити.
- ^ «Караимский центр» . Туристический объект Рамла. Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 г.
- ^ Виртуальный тур по еврейской истории Пакистана , Еврейская виртуальная библиотека
- ^ «Нешер Исраэль Цемент Энтерпрайзис Лтд . » Нешер.co.il. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ «Правдивая история древних еврейских подземных укрытий в Израиле» . Гаарец . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ История станции Яффо , получено 6 ноября 2009 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 г. Проверено 5 сентября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Теннис – 2002 – УИМБЛДОН – 1 июля – Айсам-уль-Хак Куреши» . Как можно скорее Спорт. 1 июля 2002 года . Проверено 6 мая 2009 г.
Библиография
- Амар, З .; Серри, Ярон (2004). Земля Израиля и Сирия в описании ат-Тамими – иерусалимского врача X века (на иврите). Рамат-Ган. ISBN 965-226-252-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: location missing publisher (link) -- (ОСЛК 607157392 ) - Бахарах, Джер Л. (1996). «Строительная деятельность Марванидов Омейядов: спекуляции о покровительстве». Мукарнас Онлайн . 13 : 27–44. дои : 10.1163/22118993-90000355 . ISSN 2211-8993 . JSTOR 1523250 .
- Бэррон, Дж. Б., изд. (1923). Палестина: Отчет и общие итоги переписи 1922 года . Правительство Палестины.
- Коэн, Амнон; Льюис, Б. (1978). Население и доходы в городах Палестины в шестнадцатом веке . Издательство Принстонского университета. ISBN 0783793227 .
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1882 г.). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 2. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Статистический отдел (1945). Статистика деревни, апрель 1945 года . Правительство Палестины.
- Эйзенер, Р. (1997). «Сулейман б. Абд аль-Малик» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Сан – Сзе . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 821–822. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Фабри, Ф. (1896). Феликс Фабри (около 1480–1483 гг. н.э.), том I, часть I. Общество текстов палестинских паломников .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Гордон, Мэтью С.; Робинсон, Чейз Ф.; Роусон, Эверетт К.; Фишбейн, Майкл (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби (Том 3): английский перевод . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Герен, В. (1868). Историко-археологическое географическое описание Палестины (на французском языке). Полет. 1: Иудея, ч. 1. Париж: L’Imprimerie Nationale.
- Хадави, С. (1970). Деревенская статистика 1945 года: Классификация собственности на землю и территории в Палестине . Исследовательский центр Организации освобождения Палестины.
- Хонигманн, Э. (1987) [1927]. «Ар-Рамла» . В Хоутсме, Мартин Теодор (ред.). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936, том VI: Марокко – Руззик . Лейден: БРИЛЛ. стр. 1115–1117. ISBN 9004082654 .
- Кармон, Ю. (1960). «Анализ карты Палестины Жакотена» (PDF) . Израильский журнал исследований . 10 (3, 4): 155–173, 244–253. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2019 г. Проверено 9 сентября 2017 г.
- Кеннеди, Хью (2016). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (Третье изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-78761-2 .
- Ле Стрэндж, Г. (1890). Палестина под властью мусульман: описание Сирии и Святой Земли с 650 по 1500 год нашей эры . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Луз, Нимрод (апрель 1997 г.). «Строительство исламского города в Палестине. Дело Омейяда аль-Рамлы». Журнал Королевского азиатского общества . 7 (1): 27–54. дои : 10.1017/S1356186300008300 . JSTOR 25183294 . S2CID 163178178 .
- Миллс, Э., изд. (1932). Перепись Палестины 1931 года. Население деревень, городов и административных районов . Иерусалим: Правительство Палестины.
- Моррис, Б. (2004). Возобновление возникновения проблемы палестинских беженцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00967-6 .
- Мукаддаси (1886 г.). Описание Сирии, включая Палестину . Лондон: Общество текстов палестинских паломников .
- Мукаддаси (1906 г.). MJ де Гое (ред.). Китаб Ахсан ат-такасим фи марифат аль-акалим (Лучшие отделы по знанию регионов) (на арабском языке). Лейден: Brill Co. OCLC 313566614 . (3-е издание, напечатанное издательством Brill в 1967 г.)
- Насир-и-Хусров (1897 г.). Ле Стрэндж, Гай (ред.). Том IV. Путешествие по Сирии и Палестине. Насир-и-Хусров [1047 г. н.э.]. Паломничество Зевульфа в Иерусалим. Паломничество русского игумена Даниила . Перевод Гая Ле Стрэнджа. Лондон: Общество текстов палестинских паломников .
- Палмер, Э.Х. (1881). Исследование Западной Палестины: списки имен на арабском и английском языках, собранные во время исследования лейтенантами Кондером и Китченером, RE Транслитерировано и объяснено Э. Х. Палмером . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Петерсен, Эндрю (2005). Города Палестины под властью мусульман . Британские археологические отчеты. ISBN 1841718211 .
- Покок, Р. (1745). Описание Востока и некоторых других стран . Том. 2. Лондон: Напечатано для автора У. Бойером. (Покок, 1745, т. 2, стр. 4 ; цитируется по Робинсону и Смиту, т. 3, 1841, стр. 233 )
- Пилджер, Дж. (2011). Свобода в следующий раз . Случайный дом. ISBN 978-1407083865 .
- Прингл, Д. (1998). Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: LZ (за исключением Тира) . Том. II. Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-39037-0 .
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 3. Бостон: Крокер и Брюстер .
- Шэрон, М. (1986). «Лудд» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 798–803. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Таксель, Итамар (май 2013 г.). «Процессы сельских поселений в Центральной Палестине, около 640–800 гг. Н. Э.: Регион Рамла-Явне как пример». Бюллетень американских школ восточных исследований . 369 (369). Американские школы восточных исследований: 157–199. doi : 10.5615/bullamerschoorie.369.0157 . JSTOR 10.5615/bullamerschoorie.369.0157 . S2CID 163507411 .
Дальнейшее чтение
- Петерсен, Эндрю; Прингл, Дени, ред. (2021). Рамла: Город мусульманской Палестины, 715–1917: Исследования по истории, археологии и архитектуре . Оксфорд: Archaeo Press. ISBN 978-1-78969-776-6 .
Внешние ссылки
- Официальный сайт (на иврите)
- «Опасная экскурсия по Рамле», Эйтан Бронштейн.
- Портал Рамла
- Израильский сервисный корпус: участие общины Рамлы
- Башня Рамла, 1877 г.
- Обзор Западной Палестины, карта 13: IAA , Wikimedia commons