Сулейман ибн Абд аль-Малик
Сулейман ибн Абд аль-Малик Сулейман ибн Абд аль-Малик | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Золотой динар, отчеканенный при Сулеймане, возможно, в Дамаске , в 715 или 716 году. | |||||
7-й халиф халифата Омейядов | |||||
Царствование | 24 февраля 715 г. - 24 сентября 717 г. | ||||
Предшественник | Аль-Валид I | ||||
Преемник | Умар | ||||
Рожденный | в. 675 Медина , Омейядский халифат | ||||
Умер | 24 сентября 717 г. (ок. 42 лет) Дабик , Омейядский халифат | ||||
Похороны | Дабик, Омейядский халифат | ||||
Жены |
| ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Дом | Марванид | ||||
Династия | Омейяды | ||||
Отец | Абд аль-Малик ибн Марван | ||||
Мать | Валлада бинт аль-Аббас | ||||
Религия | ислам |
Сулейман ибн Абд аль-Малик ибн Марван ( арабский : سُلَيْمَان ٱبْن عَبْد الْمَلِك ٱبْن مَرْوَان , латинизированный : Сулейман ибн Абд аль-Малик ибн Марван , ок. 675 — 24 сентября 717) — седьмой Омейядов халиф , правивший с 715 года до своей смерти. Он был сыном халифа Абд аль-Малика ибн Марвана (годы правления 685–705) и Валлады бинт аль-Аббас. Он начал свою карьеру в качестве губернатора Палестины , в то время как его отец Абд аль-Малик ( годы правления 685–705 ) и брат аль-Валид I ( годы правления 705–715 ) правили в качестве халифов. Там его наставником был теолог Раджа ибн Хайва аль-Кинди , и он наладил тесные связи с Язидом ибн аль-Мухаллабом , главным противником аль-Хаджаджа ибн Юсуфа , могущественного наместника аль-Валида в Ираке и восточном халифате. Сулеймана возмущало влияние аль-Хаджаджа на его брата. Будучи губернатором, Сулейман основал город Рамла и построил в нем Белую мечеть . Новый город заменил Лидду в качестве столицы округа Палестины. Лидда была по крайней мере частично разрушена, а ее жители, возможно, были насильственно переселены в Рамлу, которая превратилась в экономический центр и стала домом для многих мусульманских ученых и оставался торговым и административным центром Палестины до 11 века.
Приняв пост халифа, Сулейман уволил губернаторов и генералов своего предшественника. Многие из них были выбраны аль-Хаджаджем и возглавили военные действия, которые привели Халифат к его наибольшему территориальному размаху. Среди них были завоеватель Трансоксианы (Средняя Азия) Кутайба ибн Муслим , который был убит собственными войсками в ходе неудавшегося восстания в ожидании его смещения, и завоеватель Синда (западная часть Индийского субконтинента) Мухаммад ибн аль-Касим. , которого казнили. На западе Сулейман сверг Мусу ибн Нусайра , завоевателя Пиренейского полуострова ( аль-Андалус ) и губернатора Ифрикии (центральная Северная Африка), и приказал убить своего сына Абд аль-Азиза , губернатора аль-Андалуса. политику своих предшественников Хотя он продолжал милитаристскую , при Сулеймане экспансия в значительной степени остановилась, отчасти из-за эффективного сопротивления на границах Центральной Азии и краха арабского военного руководства и организации там после смерти Кутайбы. Назначенный Сулейманом Восточный Халифат, его доверенное лицо Язид, вторгся в южное побережье Каспийского моря в 716 году, но отошли и согласились на соглашение о дани после поражения от местных иранских правителей. Сулейман усилил войну с Византийской империей , которая была основным направлением его военных усилий, кульминацией которой стала осада Константинополя в 717–718 годах , закончившаяся катастрофическим поражением арабов.
Сулейман погиб в Дабике во время осады. Его старший сын и избранный преемник Айюб умер раньше него. Сулейман сделал нетрадиционный выбор, назначив халифом своего двоюродного брата Умара , а не сына или брата. Осада Константинополя и совпадение его правления с приближающимся столетием хиджры ( начало исламского календаря) побудили современных арабских поэтов рассматривать Сулеймана в мессианских терминах .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Подробности о первых тридцати годах жизни Сулеймана в средневековых источниках скудны. [1] Вероятно, он родился в Медине около 675 года. [1] [а] Его отец, Абд аль-Малик ибн Марван , принадлежал к клану Омейядов племени курайшитов , а мать, Валлада бинт аль-Аббас ибн аль-Джаз, была правнучкой Зухайра ибн Джадхимы , [3] выдающийся вождь арабского племени Бану Абс VI века . [4] Сулеймана частично воспитали в пустыне его родственники из Бану Абс. [5]
На момент его рождения халифатом правил дальний родственник Сулеймана Муавия I. [6] который основал правящую династию Омейядов в 661 году. [7] После смерти преемников Муавии I, Язида I и Муавии II , в 683 и 684 годах, власть Омейядов рухнула во всем Халифате, и большинство провинций признали не-Омейядов, базирующегося в Мекке , Абдаллаха ибн аз-Зубайра как халиф. [8] [9] Омейяды Медины, включая Сулеймана, были изгнаны из города и стали беженцами в Сирии . [1] где их поддержали лоялистские арабские племена. [10] Эти племена избрали деда Сулеймана, Марвана I , халифом и образовали конфедерацию Яман в противовес племенам Кайси , которые доминировали в северной Сирии и Джазире (Верхняя Месопотамия) и поддерживали Ибн аз-Зубайра. [11] К 685 году Марван восстановил контроль Омейядов над Сирией и Египтом. [12] Абд аль-Малик, сменивший его, к 692 году отвоевал остальную часть Халифата. [13]
Губернаторство Палестины
[ редактировать ]
В неизвестную дату Абд аль-Малик назначил Сулеймана губернатором Джунд Филастин (военный округ Палестины ), должность, которую Абд аль-Малик ранее занимал при Марване. [1] [14] Назначение Сулеймана последовало за дядей халифа Яхьей ибн аль-Хакамом и сводным братом Абаном ибн Марваном . [15] В 701 году Сулейман возглавил хаджа ритуалы в Мекке. [1] Прежде чем Абд аль-Малик умер в 705 году, он назначил своего старшего сына аль-Валида I своим преемником, за которым последует Сулейман. [1] Сулейман оставался губернатором Палестины на протяжении всего правления аль-Валида, которое длилось до 715 года. [1] [16] Его губернаторство, вероятно, привело его к тесному контакту с вождями Ямани, которые доминировали в округе. [17] Он установил прочные отношения с Раджей ибн Хайвой аль-Кинди , местным религиозным ученым, связанным с Ямани, который ранее руководил строительством Купола Скалы Абд аль-Малика в Иерусалиме . [17] Раджа стал наставником и старшим помощником Сулеймана. [17]
Сулеймана возмущало влияние аль-Хаджаджа ибн Юсуфа , наместника Ирака и восточных частей Халифата, на аль-Валида. [18] и развивал связи со своими противниками. [17] В 708 или 709 году он дал убежище беглому и бывшему правителю Язиду Хорасана ибн аль-Мухаллабу и его семье — Мухаллабидам . Аль-Хаджадж уволил и заключил Язида в тюрьму, но тот сбежал в Палестину. [1] [17] Там Язид использовал свои племенные связи с многочисленным населением района Ямани Азди, чтобы получить защиту Сулеймана. [19] [20] Аль-Валид был возмущен неповиновением Язида аль-Хаджаджу, поэтому Сулейман предложил заплатить штраф, который аль-Хаджадж наложил на Язида. Он также отправил последнего и его собственного сына Айюба в кандалах к халифу с письмом с просьбой о помиловании Мухаллабидов, которое халиф предоставил. [18] [21] Согласно отчету историка Хишама ибн аль-Кальби (737–819), Язид стал близким доверенным лицом Сулеймана, который относился к нему «высочайшим уважением». [22] Хишам далее отметил, что «Язид ... оставался с ним [Сулейманом], учил его хорошо одеваться, готовил для него вкусные блюда и дарил ему большие подарки». [22] Язид оставался с Сулейманом в течение девяти месяцев, или до тех пор, пока аль-Хаджадж не умер в 714 году, и оказал на него сильное влияние и предубеждение против аль-Хаджаджа. [23] [24]
Основание Рамлы
[ редактировать ]
Будучи губернатором, Сулейман основал город Рамла как резиденцию своей администрации. [1] [25] [26] замена Лидды , первоначальной столицы мусульманской провинции. [1] [25] и первая резиденция Сулеймана в Палестине. [27] Рамла оставалась столицей Палестины в период Фатимидов (10–11 вв.). [28] Его мотивами основания Рамлы были личные амбиции и практические соображения. [29] Расположение Лидды, давнего и процветающего города, было выгодным с точки зрения логистики и экономики. Сулейман основал свою столицу за пределами города. [26] По мнению историка Нимрода Луса, это, вероятно, произошло из-за нехватки свободного пространства для широкомасштабного развития и соглашений, датированных мусульманским завоеванием в 630-х годах, которые, по крайней мере формально, не позволяли ему конфисковать желаемую собственность в городе. [29] Согласно традиции, записанной историком Ибн Фадлаллахом аль-Умари (ум. 1347), решительный местный христианский священнослужитель отказал Сулейману в просьбе о предоставлении участков в центре Лидды. В ярости он попытался казнить священнослужителя, но Раджа отговорил его и вместо этого предложил построить новый город на более высоком, соседнем участке. [30] Историк Моше Шарон считает, что Лидда была «слишком христианской по духу на вкус правителей Омейядов», особенно после реформ арабизации и исламизации, начатых Абд аль-Маликом. [27] По словам аль-Джахшияри (ум. 942), Сулейман стремился завоевать прочную репутацию великого строителя, следуя примеру своего отца и аль-Валида, основателей Купола Скалы и Великой мечети Дамаска . [31] По словам Луса, строительство Рамлы было его «путем к бессмертию» и «его личным следом на ландшафте Палестины». [32] Выбирая место, Сулейман использовал стратегические преимущества близости Лидды, избегая при этом физических ограничений уже сложившегося городского центра. [33]
Первым сооружением, построенным Сулейманом в Рамле, была его роскошная резиденция. [33] который одновременно служил резиденцией палестинской администрации ( диван ). [34] В центре нового города находилась общинная мечеть , позже известная как Белая мечеть . [35] Оно не было завершено до правления халифа Умара ибн Абд аль-Азиза ( годы правления 717–720 ). [36] С самого начала Рамла развивалась экономически как торговый город для сельскохозяйственной продукции окрестностей, а также как центр крашения, ткачества и гончарного дела. Он также был домом для многих мусульманских религиозных ученых . [37] Сулейман построил в городе акведук под названием Аль-Барада, который доставлял воду в Рамлу из Тель-Гезера , примерно в 10 километрах (6 миль) к юго-востоку. [38] Рамла заменил Лидду в качестве торгового центра Палестины. [34] и еврейские жители Лидды Многие христианские, самаритянские были переселены в новый город. [39] Хотя традиционные источники сходятся во мнении, что Лидда почти сразу же погрузилась в безвестность после основания Рамлы, рассказы различаются относительно масштабов усилий Сулеймана по переселению жителей Лидды в Рамлу: некоторые считают, что он только разрушил церковь в Лидде, а другие утверждают, что он разрушил его. город вообще. [25] Аль-Якуби (ум. 839) отметил, что Сулейман снес дома жителей Лидды, чтобы заставить их переселиться в Рамлу, и наказал тех, кто сопротивлялся. [40] [41] По словам аль-Джахшияри, Сулейман «основал город ар-Рамла и его мечеть и тем самым вызвал разрушение Лода [Лидды]». [31]
Иерусалим, расположенный в 40 километрах (25 миль) к юго-востоку от Рамлы. [42] оставался религиозным центром региона. [43] Согласно арабскому источнику VIII века, [44] Сулейман приказал построить здесь несколько общественных зданий, в том числе баню, в то же время, когда аль-Валид строил Храмовую гору (Харам аш-Шариф). [30] Баня использовалась для омовения мусульманами, поклонявшимися Куполу Скалы. [44] летописец XIII века также приписывает Сулейману Анонимный сирийский строительство арок, мельниц и садов в Иерихоне , но позже они были разрушены наводнениями. [45] Он также содержал сельскохозяйственный участок недалеко от Кутайфы , в окрестностях Дамаска, который в его честь назывался «аль-Сулеймания». [5]
Халифат
[ редактировать ]Присоединение
[ редактировать ]В 714 году аль-Валид, поощряемый или поддерживаемый аль-Хаджаджем, попытался назначить своего сына Абд аль-Азиза своим преемником, аннулировав договоренности, установленные Абд аль-Маликом, которые сделали Сулеймана наследником. [46] [47] По словам историка Умара ибн Шаббы (ум. 878), аль-Валид предложил Сулейману щедрые финансовые стимулы, чтобы тот согласился на перемены, но он отказался. [46] Аль-Валид, тем не менее, обратился к губернаторам своих провинций с просьбой признать Абд аль-Азиза, но получил положительные ответы только от аль-Хаджаджа и Кутайбы ибн Муслима , губернатора Хорасана и завоевателя Трансоксианы . [46] Советник аль-Валида, Аббад ибн Зияд , посоветовал халифу оказать давление на Сулеймана, вызвав его ко двору халифа в Дамаске , а затем, после того как Сулейман застопорился в своем ответе, мобилизовать свою шурту (отдельные войска) и выступить против Сулеймана в Рамла. [46] Аль-Валид умер вскоре после этого, 24 февраля 715 года. [1] Сулейман получил эту новость в своем поместье в ас-Сабе ( Байт Джибрин ). [48] и присоединился к халифату без сопротивления. [46]
Сулейман принял присягу на верность в Рамле. [49] и в Дамаске во время его единственного зарегистрированного визита в этот город. [5] Он продолжал править из Палестины, где его «очень любили», по словам историка Юлиуса Велльхаузена , вместо Дамаска. [50] традиционная административная столица Омейядов. [5] Историк Рейнхард Эйзенер утверждал, что средневековые «сирийские источники доказывают, что он, очевидно, выбрал Иерусалим в качестве своего основного места правления». [1] в то время как Веллхаузен и историк Хью Н. Кеннеди считали, что он остался в Рамле. [51]
Провинциальная политика
[ редактировать ]
В первый год своего пребывания в должности Сулейман заменил большинство провинциальных назначенцев аль-Валида и аль-Хаджаджа лояльными ему губернаторами. [1] [52] Неясно, были ли эти изменения результатом негодования и подозрительности по отношению к предыдущим противникам его вступления на престол, средством обеспечения контроля над провинциями путем назначения лояльных чиновников или политикой, направленной на прекращение правления сильных, давно сложившихся губернаторов. [1] Хотя Эйзенер утверждал, что «выбор губернаторов Сулейманом не создает впечатления предвзятости» в отношении фракции Ямана, [1] Кеннеди утверждал, что правление халифа ознаменовало политическое возвращение Ямана и «отразило его склонность к Ямани». [17] Одним из его непосредственных решений было назначение своего доверенного лица Язида ибн аль-Мухалаба губернатором Ирака. [51] По словам историка Мухаммада Абдулхайя Шабана, Сулейман считал Язида своим «собственным аль-Хаджаджем». [53] Язид решительно отдавал предпочтение Яману, но, по словам Велльхаузена, нет никаких признаков того, что Сулейман отдавал предпочтение одной фракции перед другой. [54] Веллхаузен считал, что Сулейман с тех пор, как он был губернатором Палестины, «возможно, был убежден», что правление аль-Хаджаджа порождало ненависть среди иракцев к Омейядам, а не укрепляло их лояльность. [55] Таким образом, Сулейман выступил против него и его влияния и свергнул своих назначенцев и союзников не из-за их принадлежности к Кайси, а из-за их личной связи с аль-Хаджаджем. [55] Сулейман поддерживал тесные связи с войсками Кайси Джазиры. [56]
Протеже аль-Хаджаджа Кутайба ибн Муслим, чьи отношения с Сулейманом были антагонистическими, был утвержден на своем посту халифом, но по-прежнему опасался, что его увольнение ожидается. [57] Во время воцарения Сулеймана он возглавлял свои войска в экспедиции к долине Яксарт в Трансоксиане. Во время остановки в Фергане он объявил восстание против Сулеймана, но большая часть его войска, изнуренная постоянными походами в дальние страны, обратилась против него. [57] Кутайба был убит армейской группировкой во главе с Ваки ибн Аби Судом аль-Тамими в августе 715 года. [1] Ваки объявил себя губернатором Хорасана и был утвержден Сулейманом, но последний ограничил свои полномочия военными делами. [57] Сулейман был обеспокоен тем, что выдвижение Ваки племенными группировками армии Хорасани (а не по его собственной инициативе) приведет к нестабильности в провинции. [58] Между тем, родственник аль-Хаджаджа и руководитель завоевания Синда Васит Мухаммад ибн аль-Касим не восстал против Сулеймана, но тем не менее был уволен, вызван в и замучен до смерти. [59]


Временное губернаторство Ваки длилось девять месяцев. [20] заканчивающийся в середине 716 года. [57] Язид убедил Сулеймана, что Ваки был проблемным бедуином (арабским кочевником), лишенным административных качеств. [20] Хорасан, наряду с другими восточными частями Халифата, был присоединен к иракскому губернаторству Язида. [1] Халиф приказал Язиду переехать в Хорасан и оставить вице-губернаторов в иракских гарнизонных городах Куфа ; , Басра и Васит, а финансовые вопросы Ирака доверил своему назначенцу, мауле (мн. мавали неарабский вольноотпущенник или клиент) с длительными сроками. опыт работы в провинции Салиха ибн Абд ар-Рахмана . [60]
Между 715 и 716 годами Сулейман уволил Халида ибн Абдаллу аль-Касри и Усмана ибн Хайяна аль-Мурри , губернаторов Мекки и Медины соответственно, оба из которых были обязаны своим назначением аль-Хаджаджу. [59] Халид, позже считавшийся чемпионом Ямана, [55] его сменил член семьи Омейядов, зять Сулеймана Абд аль-Азиз ибн Абдаллах ибн Халид ибн Асид . [1]
На западе Сулейман уволил Мусу ибн Нусайра , связанного с Ямани губернатора Ифрикии и завоевателя Испании ( аль-Андалус ), и своего сына Абд аль-Азиза , губернатора аль-Андалуса. [1] [55] [61] Муса был заключен в тюрьму Сулейманом после его восшествия на престол, а Абд аль-Азиз был убит по приказу Сулеймана в марте 716 года. Приказ об убийстве был выполнен некоторыми из ведущих арабских командиров в Аль-Андалусе, включая старшего лейтенанта Абд аль-Азиза Хабиба ибн Аби. Убайд аль-Фихри . [62] Ат-Табари утверждал, что Хабиб доставил халифу голову Абд аль-Азиза. [63] Сулейман установил на место Мусы маулю курайшитов, и по его приказу новый губернатор конфисковал богатство семьи Мусы в Ифрикии, подверг их пыткам и убийствам. [64] Муса за свою карьеру неоднократно расхищал средства, а Сулейман вымогал у него значительные суммы во время его заключения. [65]
Военные усилия
[ редактировать ]
политику своих предшественников Хотя он в значительной степени заменил их губернаторов, Сулейман сохранил милитаристскую . Тем не менее, во время его относительно недолгого правления территориальная экспансия Халифата, произошедшая при аль-Валиде, практически остановилась. [1]
Трансоксиана
[ редактировать ]На восточном фронте, в Трансоксиане, дальнейших завоеваний не удавалось добиться в течение четверти века после смерти Кутайбы, за это время арабы начали терять территории в регионе. [66] Сулейман приказал отвести хорасанскую армию из Ферганы в Мерв и последующее ее расформирование. [57] Никакой военной деятельности при Ваки не велось. При заместителе Язида в Трансоксиане, его сыне Мухалледе , экспедиции ограничивались летними набегами на согдийские деревни. Историк ХАР Гибб объяснил арабскую военную регрессию в Трансоксиане пустотой в руководстве и организации, образовавшейся после смерти Кутайбы. [66] Эйзенер частично объяснил это более эффективным сопротивлением на границах. По словам Эйзенера, прекращение завоеваний не было показателем того, что «импульс экспансии и завоеваний ослаб» при Сулеймане. [1]
Джуржан и Табаристан
[ редактировать ]В 716 году Язид предпринял попытку завоевать княжества Джуржан и Табаристан , расположенные вдоль южного побережья Каспийского моря . Эти регионы, управляемые местными иранскими династиями и защищенные горами Альборз , оставались в значительной степени независимыми от мусульманского правления, несмотря на неоднократные попытки подчинить их. [67] Кампания длилась четыре месяца и в ней участвовала 100-тысячная армия, полученная из гарнизонов Куфы, Басры, Рея , Мерва и Сирии. [1] [68] Это ознаменовало первое развертывание сирийских войск, элитной военной группировки Халифата, в Хорасане. [69] [70] Язид разгромил турок-чёлей к северу от реки Атрек и обеспечил себе контроль над Джурджаном, основав там город (современный Гонбад-е Кавус ). [71] В письме Язид поздравил Сулеймана с завоеванием двух территорий, которое ускользало от предыдущих халифов до тех пор, пока «Бог не совершил это завоевание от имени» Сулеймана. [72] Первоначальный успех Язида был сведен на нет правителем Табаристана Фарруханом Великим и его коалицией из соседних Дайлама , Гилана и Джурджана в более поздних столкновениях в том же году. После этого Язид вывел мусульманские войска из региона в обмен на соглашение о дани с Фарруханом. [73] Табаристан оставался независимым от арабского правления до 760 года, когда он был завоеван Аббасидами , преемниками Омейядов. [74] [75] но оставался беспокойной провинцией, в которой доминировали местные династии. [76]
Осада Константинополя
[ редактировать ]
Главной военной целью халифа была многолетняя война с Византией. [51] который был не только самым крупным, богатым и сильным врагом Халифата, но и непосредственно соседствовал с Сирией, центром власти Омейядов. [77] Омейядов Первое нападение на византийскую столицу Константинополь при Муавии I провалилось. [78] [б] Тем не менее, начиная с 692 года, Омейяды перешли в наступление, установили контроль над Арменией и кавказскими княжествами и постепенно вторглись на пограничные земли империи. Генералы Омейядов, часто члены правящей семьи, ежегодно совершали набеги на территорию Византии, захватывая города и крепости. [80] [81] Благодаря длительному периоду нестабильности в Византии, [80] [82] к 712 году византийская оборонительная система начала проявлять признаки распада, поскольку арабские набеги все глубже проникали в Малую Азию . [83] [84]

После смерти аль-Валида I Сулейман с большей энергией взялся за проект захвата Константинополя. [85] В конце 716 года, вернувшись из паломничества хаджа в Мекку, Сулейман расположился лагерем и мобилизовал свою армию в Дабике на севере Сирии . [1] Оттуда он руководил масштабными военными действиями против византийцев. [1] Будучи слишком болен, чтобы лично возглавить кампанию, [86] он послал своего сводного брата Масламу ибн Абд аль-Малика осадить византийскую столицу с земли, приказав оставаться там до тех пор, пока город не будет завоеван или его не отзовет халиф. [87] Уже с начала 716 г. арабский полководец Умар ибн Хубайра аль-Фазари начал параллельную военно-морскую кампанию против Константинополя. [1] В то время как к византийской столице было отправлено много войск, Сулейман поручил своему сыну Давуду возглавить летнюю кампанию против византийской границы в 717 году. [88] во время которого он захватил Хисн аль-Мара («Женская крепость») недалеко от Малатьи . [89]
Усилия Сулеймана в конечном итоге провалились. [1] Летом 717 года византийцы отбили флот Омейядов из Константинополя, в то время как армия Масламы продолжала осаду города. [90] Флот Омейядов, посланный летом 718 года на помощь осаждающим, был уничтожен византийцами, а армия Омейядов была разбита и отброшена в Анатолии. [91] Потерпев неудачу в осаде, армия Масламы отошла из Константинополя в августе 718 года. [92] Массивные потери, понесенные в ходе кампании, привели к частичному отводу сил Омейядов из захваченных византийских приграничных округов. [93] [94] но уже в 720 году набеги Омейядов на Византию возобновились. Тем не менее, от цели завоевания Константинополя фактически отказались, а граница между двумя империями стабилизировалась по линии Таврских и Антитаврских гор , через которые обе стороны продолжали совершать регулярные набеги и контрнабеги в течение следующих столетий. [95] [96]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Сулейман умер в Дабике в сентябре 717 года. [1] и был похоронен там. [97] XI века Несторианский христианский летописец Элиас Нисибис датировал его смерть 20 или 21 сентября, а мусульманский историк VIII века Абу Михнаф отнес ее к 23 или 24 сентября. [50] Он заболел после возвращения с пятничной молитвы и умер через несколько дней. [98]
Сулейман назначил своего старшего сына Айюба своим преемником в 715 или 716 году, после смерти своего брата и потенциального преемника Марвана аль-Акбара . [99] Частично этот приказ подтверждается одой современного поэта Джарира :
Имам, на дары которого будут надеяться, после Имама [Сулеймана], является избранным преемником Айюбом ... Ты [Айюб] преемник милосердного [Сулеймана], того, кого люди, читающие Псалмы узнай того, чье имя вписано в Тору. [99] [с]
Но Айюб умер в начале 717 года. [100] поддавшись так называемой таун аль-Ашраф («чума знати»), поразившей Сирию и Ирак. [101] Та же самая чума могла стать причиной смерти Сулеймана. [102] На смертном одре Сулейман подумывал о назначении своего другого сына Дауда, но Раджа посоветовал не делать этого, утверждая, что Давуд сражался в Константинополе и что неясно, жив ли он еще. [98] Раджа посоветовал Сулейману выбрать своего двоюродного брата и советника по отцовской линии Умара ибн Абд аль-Азиза, назвав его «достойным, прекрасным человеком и искренним мусульманином». [98] Чтобы избежать потенциальных внутридинастических раздоров между Умаром и братьями Сулеймана, Язид ибн Абд аль-Малик был назначен преемником Умара. [98] Назначение Сулейманом Умара вместо своих братьев бросило вызов общим предположениям семьи Омейядов о том, что должность халифа будет ограничена домом Абд аль-Малика. [103] Раджа был выбран для исполнения воли Сулеймана и заручился верностью Умару со стороны братьев халифа, угрожая им применением силы после их протестов по поводу того, что его обошли. [104] По словам Эйзенера, личные связи Раджи с традиционными мусульманскими сообщениями о выдвижении Сулейманом Умара делают роль Раджи в договоренностях о преемственности «вероятно… преувеличенной». [100] По словам Шабана, Сулейман выдвинул кандидатуру Умара, потому что тот был претендентом, «наиболее симпатизирующим его политике». [103]
Оценка и наследие
[ редактировать ]По словам Эйзенера, «сформировать соответствующую картину правления Сулеймана» сложно из-за его кратковременности. [1] Шабан считал, что короткое правление Сулеймана «допустит более одной интерпретации», и именно поэтому «он является такой неоднозначной фигурой для историка». [103] Шабан отметил, что «важность правления Сулеймана, похоже, не была осознана» из-за «подавляющего акцента» средневековых источников на правлении его преемника Умара ибн Абд аль-Азиза. [105] Хотя Шабан и Кеннеди подчеркнули поддержку Сулейманом фракции Ямана и противодействие Кайсу, [103] Эйзенер считал, что его назначения на провинциальные и военные должности мотивированы желанием укрепить свой контроль над Халифатом путем назначения лоялистов на руководящие посты, несмотря на фракционную принадлежность. [1] Эйзенер и Шабан отметили, что Сулейман в целом поддерживал экспансионистскую политику аль-Валида и Абд аль-Малика. [1] [103]
Хотя Шабан подчеркнул попытки Сулеймана еще больше интегрировать мавали в военную иерархию, [103] Историк Патрисия Кроун отвергла утверждение, что Сулейман курировал какие-либо изменения в политике относительно их интеграции. [106] Несколько традиционных исламских источников приписывают Сулейману заслугу в отмене мер аль-Хаджаджа против новообращенных мусульман-неарабов, позволив вернуться в Басру либо городскому мавали против Омейядов , который поддержал восстание Ибн аль-Ашаса в 700–701 годах, либо или иракские крестьяне, принявшие ислам и переехавшие в Басру, чтобы избежать джизьи ( подушного налога, предназначенного для немусульман). Кроун считал традиционные версии политики Сулеймана в отношении беглых обращенных крестьян «плохо подтвержденными». [107]
В панегириках современных поэтов Сулеймана, аль-Фараздака и Джарира, Сулейман рассматривается в мессианских терминах как Махди («праведный человек»), посланный восстановить справедливость после периода угнетения. [100] [108] Аль-Фараздак похвалил Сулеймана за решение всех проблем и назвал его тем, кого «предсказали священники и раввины». [108] Мессианские взгляды Сулеймана, возможно, были связаны с приближающимся столетием хиджры и связанными с этим надеждами мусульман на завоевание Константинополя во время его правления. [100] Несколько хадисов (высказываний или традиций, приписываемых Мухаммеду) связывали завоевание города с Махди, и Сулейман сыграл роль в его попытке завоевать его. [109] «Разумно», по словам Кроуна, Сулейман публично не ссылался на широко распространенное среди мусульман убеждение, что их община или мир будут уничтожены в столетнюю годовщину. [109]
Известно, что Сулейман вел распутную жизнь, а традиционные источники утверждают, что он был прожорливым и распутным. [110] Аль-Якуби описал его как «ненасытного едока… привлекательного и красноречивого… высокого мужчину, белого цвета, с телом, не выносящим голода». [111] Он был высококвалифицированным специалистом в арабском ораторском искусстве. [100] Несмотря на свой образ жизни, его политические симпатии были на стороне благочестивых, о чем главным образом свидетельствует его уважение к советам Раджи. [112] Он также поддерживал связи с религиозными противниками аль-Хаджаджа в Ираке. Он был финансово щедр по отношению к Алидам (ближайшим выжившим родственникам исламского пророка Мухаммеда ). Он назначил губернатором Медины Абу Бакра ибн Мухаммада аль-Ансари , члена благочестивых кругов города, несмотря на роль его семьи в фатальном восстании против первого члена клана и покровителя Омейядов, халифа Усмана ( годы правления 644–656 ). месть за которого послужила идеологической объединяющей точкой и основополагающим событием для династии Омейядов. [113] В отличие от современной поэзии, исламская традиция считает Сулеймана жестоким и несправедливым человеком, а его попытки обратиться к благочестивым людям проистекают из чувства вины за его аморальное поведение. [100]
Семья
[ редактировать ]У Сулеймана было четыре жены из разных ветвей семьи Омейядов. [114] Среди них была мать Айюба, Умм Абан бинт Абан, внучка аль-Хакама ибн Аби аль-Аса , отца Марвана I. [99] [115] Другой из его жен Омейядов была Умм Язид бинт Абдаллах, внучка халифа Язида I и сестра будущего претендента на халифат Абу Мухаммада ас-Суфьяни . [116] Она была матерью сыновей Сулеймана Язида, аль-Касима и Саида. Жена Сулеймана Аиша бинт Абдаллах ибн Амр была правнучкой халифа Усмана ( годы правления 644–656 ) и матерью сыновей Сулеймана Яхьи и Абдаллаха. [114] Он также был женат на Умм Амр, дочери Абдаллаха ибн Халида ибн Асида , от которой у него были сыновья Абд аль-Вахид , [114] будущий губернатор Медины и Мекки при халифе Марване II ( годы правления 744–750 ), [117] и Абд аль-Азиз. [114]
Среди других его жен была Суда бинт Яхья, внучка Тальхи ибн Убайд Аллаха , старшего сподвижника Мухаммеда и одного из первых мусульманских лидеров. [118] и Аиша бинт Асма бинт Абд ар-Рахман ибн аль-Харис, член известного курайшитского клана Бану Махзум , родившая ему двух сыновей. [119] От своих наложниц-рабынь у Сулеймана были сыновья Дауд, Мухаммад, аль-Харис, Умар и Абд ар-Рахман. [99] последний из которых умер ребенком. [114] Всего у Сулеймана было четырнадцать сыновей. [99] Мухаммед, которому на момент смерти отца было двенадцать лет, был старшим из тех, кто пережил его и дожил до правления халифа аль-Валида II ( годы правления 743–744 ). [114] [120]
Сыновья Сулеймана остались в Палестине и поддерживали прочные связи с местной знатью племени Ямани. [121] [122] Арабские племена, составлявшие палестинский гарнизон, были преданы семье. В 744 году они безуспешно попытались назначить халифом его главу, сына Сулеймана Йазида. [121] Имущество Сулеймана в Палестине оставалось во владении его семьи до тех пор, пока революция Аббасидов не свергла династию Омейядов в 750 году. [121] после чего они были конфискованы семьей Аббасидов . [114] Некоторые из его потомков, по линиям Дауда и Абд аль-Вахида, зафиксированы источниками, жившими в эмирате Омейядов (756–929 гг.) и халифате (929–1031 гг.) Аль-Андалус. [123]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В источниках есть противоречия относительно года рождения Сулеймана, поскольку в исламские годы его возраст смерти указывается как 39, 43 или 45 лет. [2]
- ↑ Традиционный взгляд на нападения на Константинополь при Муавии I считает «большим преувеличением» как на осаду историк Халид Яхья Бланкиншип , который считал, что осада Константинополя при Сулеймане и Умаре II в 717–718 годах была «единственная подобная кампания, когда-либо предпринятая» арабами. [79]
- ^ Айюб — арабское имя библейского пророка Иова .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Эйзенер 1997 , с. 821.
- ^ Босворт 1982 , с. 45.
- ^ Хиндс 1990 , с. 118.
- ^ Черт 1965 , с. 1023.
- ^ Jump up to: а б с д Босворт 1982 , с. 90.
- ^ Кеннеди 2002 , с. 127.
- ^ Хиндс 1993 , с. 265.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 90–91.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 48.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 91.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 91–93.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 92–93.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 92, 98.
- ^ Кроун 1980 , с. 125.
- ^ Кроун 1980 , стр. 124–125.
- ^ Кроун 1980 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кеннеди 2004 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 257.
- ^ Кроун 1994 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Босворт 1968 , с. 66.
- ^ Хиндс 1990 , стр. 160–162.
- ^ Jump up to: а б Хиндс 1990 , с. 162.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 257–258.
- ^ Хиндс 1990 , с. 163, примечание 540.
- ^ Jump up to: а б с Бахарах 1996 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Луз 1997 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Шарон 1986 , с. 799.
- ^ Таксель 2013 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Луз 1997 , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б Луз 1997 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Луз 1997 , с. 47.
- ^ Луз 1997 , стр. 53–54.
- ^ Jump up to: а б Луз 1997 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Луз 1997 , с. 43.
- ^ Луз 1997 , стр. 37–38, 41.
- ^ Бахарах 1996 , стр. 27, 35–36.
- ^ Луз 1997 , стр. 43–45.
- ^ Луз 1997 , стр. 38–39.
- ^ Луз 1997 , с. 42.
- ^ Гордон и др. 2018 , с. 1005.
- ^ Шэрон 1986 , с. 800.
- ^ Гордон и др. 2018 , с. 1004, сноска 2278.
- ^ Луз 1997 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Продано 1999 г. , с. 28.
- ^ Бахарах 1996 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с д и Хиндс 1990 , стр. 222–223.
- ^ Шабан 1970 , с. 74.
- ^ Вкусно 1989 , стр. 33, 35.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 263.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди, 2004 г. , стр. 105–106.
- ^ Пауэрс 1989 , стр. 28–29.
- ^ Шабан 1970 , с. 78.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 259–261.
- ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1927 , с. 260.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б с д и Шабан 1970 , с. 75.
- ^ Шабан 1970 , с. 78–79.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 258.
- ^ Шабан 1971 , с. 128.
- ^ Пауэрс 1989 , стр. 28–30.
- ^ Джеймс 2009 , с. 53.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 30.
- ^ Crone 1994 , стр. 18, 21, примечание 97.
- ^ Кроун 1994 , с. 21, примечание 97.
- ^ Jump up to: а б Гибб 1923 , с. 54.
- ^ Маделунг 1975 , стр. 198–199.
- ^ Пауэрс 1989 , стр. 42–43.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 74.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 446.
- ^ Маделунг 1975 , с. 198.
- ^ Пауэрс 1989 , стр. 58–59.
- ^ Маделунг 1993 .
- ^ Малек 2017 , с. 105.
- ^ Маделунг 1975 , с. 200.
- ^ Маделунг 1975 , стр. 200–206.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 104, 117.
- ^ Хиндс 1993 , стр. 265–266.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 25–26, 31.
- ^ Jump up to: а б Бланкиншип 1994 , с. 31.
- ^ Халдон 1990 , стр. 72, 80.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 343–344.
- ^ Халдон 1990 , с. 80.
- ^ Лили 1976 , стр. 120–122, 139–140.
- ^ Тредголд 1997 , с. 344.
- ^ Гилланд 1959 , стр. 110–111.
- ^ Пауэрс 1989 , стр. 39–40.
- ^ Лили 1976 , с. 132.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 38.
- ^ Тредголд 1997 , с. 347.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 347–348.
- ^ Тредголд 1997 , с. 349.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 33–34.
- ^ Лили 1976 , стр. 132–133.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 117–121.
- ^ Лили 1976 , стр. 143–144, 158–162.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д Пауэрс 1989 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с д и Босворт 1982 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эйзенер 1997 , с. 822.
- ^ Долс 1974 , с. 379.
- ^ Долс 1974 , стр. 379–380.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шабан 1971 , с. 130.
- ^ Шабан 1971 , с. 130–131.
- ^ Шабан 1970 , с. 76.
- ^ Кроун 1994 , стр. 20–21.
- ^ Кроун 1994 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б Кроун 2004 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Кроун 2004 , с. 76.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 262.
- ^ Гордон и др. 2018 , с. 1012.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 264.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 263–264.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Майер 2016 .
- ^ Робинсон 2020 , с. 145.
- ^ Ахмед 2010 , с. 119.
- ^ Уильямс 1985 , с. 92.
- ^ Ахмед 2010 , с. 93.
- ^ Ахмед 2010 , с. 124.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 71, примечание 250.
- ^ Jump up to: а б с Босворт 1982 , с. 92.
- ^ Хилленбранд 1989 , стр. 189–190.
- ^ Ускиса Бартоломе 1994 , с. 459.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмед, Асад К. (2010). Религиозная элита раннего исламского Хиджаза: пять просопографических тематических исследований . Оксфорд: Отдел просопографических исследований колледжа Линакр Оксфордского университета. ISBN 978-1-900934-13-8 .
- Бахарах, Джер Л. (1996). «Строительная деятельность Марванидов Омейядов: спекуляции о покровительстве». Мукарнас Онлайн . 13 : 27–44. дои : 10.1163/22118993-90000355 . ISSN 2211-8993 . JSTOR 1523250 . ( требуется регистрация )
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Босворт, CE (1968). Систан под властью арабов: от исламского завоевания до возвышения Саффаридов (30–250, 651–864) . Рим: Итальянский институт для il Medio ed Estremo Oriente. ISBN 9788863231243 . OCLC 956878036 .
- Босворт, CE (1982). Средневековая арабская культура и управление . Лондон: Вариорум. ISBN 978-0-86078-113-4 .
- Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- Кроун, Патрисия (1994). «Были ли Кайи и Йемен в период Омейядов политическими партиями?». Дер Ислам . 71 : 1–57. дои : 10.1515/islm.1994.71.1.1 . S2CID 154370527 .
- Кроун, Патрисия (2004). Правление богов: правительство и ислам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13290-9 .
- Долс, М.В. (июль – сентябрь 1974 г.). «Чума в ранней исламской истории». Журнал Американского восточного общества . 94 (3): 371–383. дои : 10.2307/600071 . JSTOR 600071 .
- Эйзенер, Р. (1997). «Сулейман б. Абд аль-Малик» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Сан – Сзе . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 821–822. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Элад, Амикам (1999). Средневековый Иерусалим и исламское поклонение: святые места, церемонии, паломничество (2-е изд.). Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-10010-7 .
- Черт, JW (1965). «Гатафан» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1023–1024. OCLC 495469475 .
- Гибб, ХАР (1923). Арабские завоевания в Средней Азии . Лондон: Королевское азиатское общество . OCLC 499987512 .
- Гордон, Мэтью С.; Робинсон, Чейз Ф.; Роусон, Эверетт К.; Фишбейн, Майкл (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби (Том 3): английский перевод . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Гилланд, Родольф (1959). «Поход Масламы на Константинополь (717–718)». Византиноведение (на французском языке). Париж: Публикации факультета литературы и гуманитарных наук Парижа: 109–133. OCLC 603552986 .
- Хэлдон, Джон Ф. (1990). Византия в седьмом веке: трансформация культуры (пересмотренная ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-31917-1 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хилленбранд, Кэрол , изд. (1989). История ат-Табари, том XXVI: Упадок халифата Омейядов: прелюдия к революции, 738–744 гг. Н. Э. / 121–126 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-810-2 .
- Хиндс, Мартин , изд. (1990). История ат-Табари, том XXIII: Зенит дома Марванидов: последние годы Абд аль-Малика и халифата аль-Валида, 700–715 гг. Н. Э. / 81–95 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-721-1 .
- Хиндс, М. (1993). «Муавия иб. Аби Суфьян» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 263–268. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Джеймс, Дэвид (2009). Ранняя исламская Испания: история Ибн Аль-Кутия . Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-47552-5 .
- Кеннеди, Хью Н. (2002). «Аль-Валид (I)» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 127–128. ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Лекер, Майкл (1989). «Поместья Амра бен аль-Аша в Палестине: заметки о новой арабской надписи в Негеве». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 52 (1): 24–37. дои : 10.1017/S0041977X00023041 . JSTOR 617911 . S2CID 163092638 . ( требуется регистрация )
- Лили, Ральф-Йоханнес (1976). Византийский ответ на экспансию арабов. Исследования структурных изменений Византийского государства в VII и VIII веках (на немецком языке). Мюнхен: Институт византийских исследований и новогреческой филологии Мюнхенского университета.
- Луз, Нимрод (апрель 1997 г.). «Строительство исламского города в Палестине. Дело Омейяда аль-Рамлы». Журнал Королевского азиатского общества . 7 (1): 27–54. дои : 10.1017/S1356186300008300 . JSTOR 25183294 . S2CID 163178178 .
- Маделунг, Уилферд (1975). «Малые династии Северного Ирана» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 198–249. ISBN 0-521-20093-8 .
- Маделунг, Уилферд (1993). «ДАБУИДЫ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, том VI/5: Чуб-бази – Даф (ф) и Дайера . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 541–544. ISBN 978-1-56859-003-5 .
- Малек, Ходж (2017). «Табаристан в период Аббасидов: перекрывающаяся чеканка губернаторов и других чиновников (144–178 гг. Хиджры)». В Фагфури, Мостафа (ред.). Иранские нумизматические исследования: том в честь Стивена Альбома . Ланкастер и Лондон: Классическая нумизматическая группа. стр. 71–78. ISBN 978-0-9837-6522-6 .
- Майер, Тобиас (2016) [2012]. «Новые соображения по поводу выдвижения Умара II Сулейманом б. Абд аль-Маликом». В Доннере, Фред М .; Конрад, Лоуренс И. (ред.). Создание ранних исламских государственных структур . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-8607-8721-1 .
- Пауэрс, Дэвид С., изд. (1989). История ат-Табари, Том XXIV: Империя в переходный период: Халифаты Сулеймана, Умара и Язида, 715–724 гг. Н.э./96–105 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0072-2 .
- Робинсон, Маджиед (2020). Брак в племени Мухаммеда: статистическое исследование ранней арабской генеалогической литературы . Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-062416-8 .
- Шабан, Массачусетс (1970). Аббасидская революция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29534-5 .
- Шабан, Массачусетс (1971). Исламская история: Том 1, 600–750 гг. Н.э. (132 г. хиджры): новая интерпретация . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-08137-5 .
- Шэрон, М. (1986). «Лудд» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 798–803. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Таксель, Итамар (май 2013 г.). «Процессы сельских поселений в Центральной Палестине, около 640–800 гг. Н. Э.: Регион Рамла-Явне как пример». Бюллетень американских школ восточных исследований . 369 (369). Американские школы восточных исследований: 157–199. doi : 10.5615/bullamerschoorie.369.0157 . JSTOR 10.5615/bullamerschoorie.369.0157 . S2CID 163507411 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Ускиса Бартоломе, Арансасу (1994). «Другие линии Омейядов в Аль-Андалусе» . В Марине, Мануэла (ред.). Ономастически-биографические исследования Аль-Андалуса: V (на испанском языке). Мадрид: Высший совет научных исследований. стр. 445–462. ISBN 84-00-07415-7 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
- Уильямс, Джон Олден, изд. (1985). История ат-Табари, том XXVII: Революция Аббасидов, 743–750 гг. Н. Э. / 126–132 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-884-4 .