Умар ибн Абд аль-Азиз
Умар ибн Абд аль-Азиз Омар бин Абдель Азиз | |
---|---|
8-й халиф халифата Омейядов | |
Царствование | 22 сентября 717 г. - 4 февраля 720 г. (2 года, 137 дней) |
Предшественник | Сулейман |
Преемник | Язид II |
Губернатор Медины | |
В офисе [1] | 706 – 712 |
Предшественник | Хишам ибн Исмаил аль-Махзуми [2] |
Преемник | Усман ибн Хайян аль-Мурри [3] |
Рожденный | в. 680 Медина , Аравия, Халифат Омейядов. |
Умер | в. 5 февраля 720 г. (40 лет) Дайр-Симан , Сирия , Омейядский халифат |
Жена |
|
Проблема |
|
Дом | Марванид |
Династия | Омейяды |
Отец | Абд аль-Азиз ибн Марван |
Мать | Лейла бинт Асим |
Религия | ислам |
Умар ибн Абд аль-Азиз ибн Марван ( арабский : عُمَر بْن عَبْد الْعَزِيز بْن مَرْوَان , романизированный : Умар ибн Абд аль-Азиз ибн Марван ок . 680 — февраль 720) — восьмой Омейядов халиф , правивший с 717 года до своей смерти в 720 году. Ему приписывают проведение значительных реформ центрального правительства Омейядов, сделав его намного более эффективным и эгалитарным. Его правление отмечено первым официальным сборником хадисов и обязательным всеобщим образованием населения.
Он отправил эмиссаров в Китай и Тибет , предлагая их правителям принять ислам . Именно во время его трехлетнего правления ислам был принят огромными слоями населения Персии и Египта . Он также приказал вывести мусульманские силы на различных фронтах, таких как Константинополь , Средняя Азия и Септимания . Однако, несмотря на это, во время его правления Омейяды завоевали множество новых территорий на Пиренейском полуострове .
многие считали Умара первым моджаддидом и шестым праведным халифом ислама после Хасана ибн Али По мнению некоторых суннитских ученых, . Его почетно называли Умаром аль-Тани (Умаром II) в честь его прадеда по отцовской линии, халифа Умара ( годы правления 634–644 ).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Умар, вероятно, родился в Медине около 680 года. [4] [5] Его отец, Абд аль-Азиз ибн Марван , принадлежал к богатому клану Омейядов , проживающему в городе, а мать, Лейла бинт Асим , была внучкой второго рашидунского халифа Умара ( годы правления 634–644 ). [6] Его происхождение от весьма уважаемого халифа Умара позже будет особо подчеркнуто историками, чтобы отличить его от других правителей Омейядов. [4]
На момент его рождения другая ветвь Омейядов — Суфьяниды управляла из своей столицы Дамаска . Когда правящий халиф Язид I ( годы правления 680–683 ) и его сын и преемник Муавия II ( годы правления 683–684 ) быстро умерли одна за другой в 683 и 684 годах соответственно, власть Омейядов рухнула в Халифате и Омейяды Хиджаза , включая Медину, были изгнаны сторонниками конкурирующего халифа, Мекке жившего в Абдаллаха ибн аз-Зубайра ( годы правления 683–692 ). Изгнанники Омейядов нашли убежище в Сирии, где лояльные арабские племена поддерживали династию. Дед Умара, Марван I ( годы правления 684–685 ), в конечном итоге был признан этими племенами халифом и при их поддержке восстановил правление Омейядов в Сирии. [7]
В 685 году Марван изгнал губернатора Ибн аз-Зубайра из Египта и назначил отцом Умара провинцию. [8] Умар провел часть своего детства в Египте, особенно в Хулване , который стал резиденцией губернатора его отца между 686 годом и его смертью в 705 году. [5] Однако образование он получил в Медине. [5] который был отбит Омейядами при дяде Умара по отцовской линии, халифе Абд аль-Малике ( годы правления 685–705 ) в 692 году. [9] Проведя большую часть своей юности в Медине, Умар наладил связи с благочестивыми людьми города и передатчиками хадисов . [5] После смерти отца Умара Абд аль-Малик отозвал Умара в Дамаск, где устроил брак Умара с его дочерью Фатимой. [5] У Умара было еще две жены: его двоюродная сестра по материнской линии Умм Шуайб или Умм Усман, дочь Шуайба или Саида ибн Заббана из племени Бану Кальб , и Ламис бинт Али из Балхарита . От жен у него было семь известных детей, а также еще семь детей от наложниц . [10]
Губернатор Медины
[ редактировать ]Вскоре после своего воцарения сын и преемник Абд аль-Малика аль-Валид I ( годы правления 705–715 ) назначил Умара губернатором Медины. [5] По словам Юлиуса Веллхаузена , намерение аль-Валида состояло в том, чтобы использовать Умара, чтобы примирить горожан Медины с правлением Омейядов и «стереть [ sic ] злую память» о предыдущих губернаторах Омейядов, а именно Хишаме ибн Исмаиле аль-Махзуми , правление которого Медина была суровой для ее жителей. [4] Умар занял этот пост в феврале/марте 706 года, и позже его юрисдикция распространилась на Мекку и Таиф . [5]
Информации о его губернаторстве мало, но в большинстве традиционных источников отмечается, что, по словам историка Пола Кобба , он был «справедливым губернатором» . [5] Он часто возглавлял ежегодное паломничество в хадж в Мекку и выказывал благосклонность к исламским ученым-правоведам Медины, особенно к Саиду ибн аль-Мусайябу . [5] Умар терпел открытую критику многими из этих ученых поведения правительства Омейядов. [4] Однако по другим сведениям, в начале своей карьеры он проявил себя материалистом. [5] По приказу аль-Валида Умар предпринял реконструкцию и расширение мечети Пророка в Медине, начиная с 707 года. [5] При в целом мягком правлении Умара Хиджаз стал убежищем для иракских политических и религиозных изгнанников, спасающихся от преследований аль-Хаджаджа ибн Юсуфа , могущественного наместника аль-Валида в восточной половине Халифата. [5] По словам Кобба, это послужило «уничтожением» Умара, поскольку аль-Хаджадж оказал давление на халифа, чтобы тот уволил Умара в мае/июне 712 года. [5]
Придворный аль-Валида и Сулеймана
[ редактировать ]Несмотря на свое увольнение, Умар остался в пользу аль-Валида, будучи братом первой жены халифа, Умм аль-Банин бинт Абд аль-Азиз . [11] Он оставался при дворе аль-Валида в Дамаске до смерти халифа в 715 году. [5] и, по словам историка 9-го века аль-Якуби , он совершил поминальные молитвы по аль-Валиду. [12] Брат и преемник последнего, Сулейман ( годы правления 715–717 ), высоко ценил Умара. [11] Наряду с Раджей ибн Хайвой , влиятельным религиозным деятелем при дворе Омейядов, Умар был главным советником Сулеймана. [5] Он сопровождал последнего, когда тот возглавил хадж в Мекку в 716 году и по его возвращению в Иерусалим . [5] Точно так же он был рядом с халифом в сборном лагере мусульман в Дабике на севере Сирии, где Сулейман руководил масштабными военными усилиями по завоеванию византийской столицы Константинополя в 717 году. [5]
Халифат
[ редактировать ]Присоединение
[ редактировать ]Согласно традиционным мусульманским источникам, когда Сулейман лежал на смертном одре в Дабике, Раджа убедил его назначить Умара своим преемником. [5] [13] [14] [15] Сын Сулеймана Айюб был его первоначальным кандидатом, но умер раньше него. [16] в то время как другие его сыновья были либо слишком молоды, либо сражались на византийском фронте. [14] Назначение Умара аннулировало желание Абд аль-Малика, который стремился ограничить эту должность своими прямыми потомками. [5] Возвышение Умара, члена кадетской ветви династии, по сравнению с многочисленными потомками Абд аль-Малика, удивило этих принцев. [15] По словам Велльхаузена, «об этом никто не мечтал, меньше всего сам [Умар]». [15] Раджа руководил этим делом, вызвав принцев Омейядов в мечеть Дабика и потребовав, чтобы они признали волю Сулеймана, которую Раджа держал в секрете. [15] Только после того, как Омейяды согласились, Раджа сообщил, что Умар был кандидатом халифа. [15] Хишам ибн Абд аль-Малик выразил свое несогласие, но смягчился после угроз расправы. [15] Потенциальный внутридинастический конфликт был предотвращен назначением сына Абд аль-Малика, Язида II , преемником Умара. [14]
По словам историка Райнхарда Эйзенера, роль Раджи в этом деле, вероятно, была «преувеличена»; «более разумным» было то, что преемственность Умара была результатом «традиционных моделей, таких как старшинство и хорошо обоснованные претензии», вытекающих из первоначального назначения халифом Марваном I отца Умара, Абд аль-Азиза, преемником Абд аль-Малика, [17] который не состоялся из-за того, что Абд аль-Азиз умер раньше Абд аль-Малика. [18] Умар присоединился без существенного сопротивления 22 сентября 717 г. [5]
Реформы
[ редактировать ]Самая значительная реформа Умара заключалась в обеспечении равенства арабов и мавали (мусульман неарабского происхождения). В основном это относилось к неарабским войскам в мусульманской армии, которые не имели права на те же доли добычи, земли и зарплаты, что и арабские солдаты. Эта политика также распространялась на мусульманское общество в целом. [19] При предыдущих правителях Омейядов арабские мусульмане имели определенные финансовые привилегии перед мусульманами неарабского происхождения. Неарабам, принявшим ислам, по-прежнему приходилось платить джизью (подушный налог), который они платили до того, как стали мусульманами. Умар ввел в действие новую систему, которая освобождала всех мусульман, независимо от их происхождения, от налога джизья. Он также добавил в систему некоторые гарантии, чтобы гарантировать, что массовое обращение в ислам не приведет к краху финансов правительства Омейядов. [20] Согласно новой налоговой политике, обращенные мавали не будут платить джизью (или любой другой налог зимми ), но после преобразования их земля станет собственностью их деревень и, таким образом, по-прежнему будет подлежать уплате полной ставки хараджа (земельного налога). . Это компенсировало потерю дохода из-за уменьшения налоговой базы джизья. [21] Он издал указ о налогообложении, в котором говорилось:
Всякий, кто принимает ислам, будь то христианин, иудей или зороастрийец, из тех, кто сейчас облагается налогами, и кто присоединяется к телу мусульман в их жилище, оставляя жилище, в котором он находился прежде, он будет иметь те же права и обязанности, что и они. имеют, и они обязаны общаться с ним и относиться к нему как к своему. [22]
Вероятно, чтобы предотвратить возможную ответную реакцию со стороны противников уравнительных мер, Умар расширил кампанию исламизации, которая неуклонно усиливалась при его предшественниках-марванидах. Эта кампания включала в себя меры по различению мусульман от немусульман и начало исламского иконоборчества . [23] По словам Халида Яхьи Бланкиншипа , Он положил конец ритуальному проклятию халифа Али ( годы правления 656–661 ), двоюродного брата и зятя Мухаммеда, в пятничных молитвенных проповедях. [23]
Умару приписывают заказ на первый официальный сборник хадисов (высказываний и действий, приписываемых исламскому пророку Мухаммеду), опасаясь, что некоторые из них могут быть утеряны.
Провинциальные администрации
[ редактировать ]Вскоре после своего вступления на престол Умар провел реформу управления провинциями. [5] Он назначил компетентных людей, которых мог контролировать, указав на свое намерение «пристально следить за администрацией провинции». [13] Вельхаузен отметил, что халиф не предоставил губернаторов самим себе в обмен на передачу ими доходов провинции; скорее, он активно курировал администрацию своих губернаторов, и его главным интересом было «не столько усиление власти, сколько установление справедливости». [24]
Он разделил обширное губернаторство, установленное над Ираком и восточным Халифатом, под руководством наместника Абд аль-Малика аль-Хаджаджа ибн Юсуфа. [13] Назначенный Сулейманом в этой суперпровинции Язид ибн аль-Мухаллаб был уволен и заключен в тюрьму Умаром за то, что он не смог передать трофеи, полученные им от предыдущего завоевания Табаристана вдоль южного побережья Каспийского моря, в казну халифа. [13] [25] Вместо Ибн аль-Мухалаба он назначил Абд аль-Хамида ибн Абд ар-Рахмана ибн Зайда ибн аль-Хаттаба, члена семьи халифа Умара I, в Куфу , Ади ибн Артаха аль-Фазари в Басру , аль-Джарру ибн Абдаллах аль-Хаками в Хорасан и Амр ибн Муслим аль-Бахили , брат завоевателя Кутайбы ибн Муслима , в Синд . Он назначил Умара ибн Хубайру аль-Фазари главой Джазиры (Верхняя Месопотамия). Хотя многие из этих назначенцев были учениками аль-Хаджаджа или были связаны с фракцией Кайса , Умар выбрал их, основываясь на их надежности и честности, а не на оппозиции правительству Сулеймана. [25]
Умар назначил ас-Самха ибн Малика аль-Хавлани аль -Андалусом (Иберийский полуостров), а Исмаила ибн Абдаллаха - Ифрикией . Он выбрал этих губернаторов из-за их предполагаемого нейтралитета в племенной фракционности между Кайсами и Яманом и справедливости по отношению к угнетенным. [26]
Военная политика
[ редактировать ]После своего вступления на престол в конце 717 года Умар приказал вывести мусульманскую армию во главе с его двоюродным братом Масламой ибн Абд аль-Маликом из неудавшейся осады Константинополя в регионы Антиохии и Малатьи , расположенные ближе к сирийской границе. [5] Летом 718 года он организовал экспедицию, чтобы облегчить их отход. [27] Умар продолжал ежегодные летние набеги на византийскую границу. [5] из обязательства вести джихад . [11] Он остался на севере Сирии, часто проживая в своем поместье в Хунасире , где построил укрепленную штаб-квартиру. [5] [28]
В какой-то момент в 717 году он направил войска под командованием Ибн Хатима ибн ан-Нумана аль-Бахили в Адхарбайджан , чтобы разогнать группу турок, совершивших разрушительные набеги на провинцию. [5] В 718 году он последовательно развернул иракские и сирийские войска для подавления хариджитского восстания Шавдаба аль-Яшкури в Ираке, хотя некоторые источники говорят, что восстание было урегулировано дипломатическим путем. [5]
Источники часто называют Умара пацифистом, а Кобб объясняет усталость халифа от войны опасениями по поводу истощения средств халифской казны. [5] Вельхаузен утверждает, что Умар «не был склонен к завоевательным войнам, хорошо зная, что они велись не ради Бога, а ради добычи». [11] Бланкиншип считает это рассуждение «недостаточным». [29] Он предположил, что именно огромные потери, понесенные арабами во время их неудавшейся осады Константинополя, включая уничтожение их военно-морского флота, заставили Умара рассматривать свои позиции в Аль-Андалусе, отделенном морем от остальной части Халифата, и Киликию как был крайне уязвим для византийских нападений. Таким образом, он выступал за вывод мусульманских сил из этих двух регионов. Тот же расчет побудил его рассмотреть возможность вывода мусульманских сил из Трансоксианы, чтобы укрепить оборону Сирии. [30] Шабан считает, что усилия Умара по сдерживанию наступления связаны с недовольством элементов армии Ямани, которые, по мнению Шабана, были политически доминирующими при Умаре, чрезмерным развертыванием войск на местах. [29]
Хотя он остановил дальнейшую экспансию на восток, утверждение ислама в ряде городов Трансоксианы помешало Умару вывести оттуда арабские войска. [31] [25] Во время его правления мусульманские силы в Аль-Андалусе завоевали и укрепили прибрежный средиземноморский город Нарбонна на территории современной Франции. [32]
Смерть
[ редактировать ]На обратном пути из Дамаска в Алеппо или, возможно, в свое поместье Хунасира Умар заболел. [33] Он умер между 5 и 10 февраля 720 г. [33] в возрасте 39 лет, [34] в деревне Дайр-Симан (также называемой Дайр ан-Накира) недалеко от Мааррат-Нумана . [33] Умар приобрел там участок на собственные средства и был похоронен в селе, где до сих пор видны руины его гробницы, построенной в неизвестную дату. [33] Умара сменил Язид II. [21]
Оценка и наследие
[ редактировать ]Традиционные мусульманские источники единогласно полагают, что Умар был набожным и правил как истинный мусульманин, в отличие от других халифов Омейядов, которых обычно считали «безбожными узурпаторами, тиранами и плейбоями». [13] Традиция признавала Умара подлинным халифом, в то время как другие Омейяды считались королями. [20] По мнению Джеральда Хотинга , это частично основано на исторических фактах, характере и действиях Умара. Он считает, что Умар «действительно, как показывают все свидетельства, был человеком чести, достоинства и правителем, достойным всякого уважения». [14] В результате этого и его недолгого пребывания у власти трудно оценить достижения его халифата и его мотивы. [20] Действительно, Кеннеди называет Умара «самым загадочным персонажем среди правителей Марванидов». [13] Как заявляет Кеннеди, «он был набожным человеком, который пытался решить проблемы своего времени таким образом, чтобы согласовать потребности своей династии и государства с требованиями ислама». [20] По оценке ХАР Гибба , Умар действовал, чтобы предотвратить крах халифата, «сохраняя единство арабов, устраняя недовольство мавали и примиряя политическую жизнь с требованиями религии». [35]
Родословная
[ редактировать ]Предки Умара ибн Абд аль-Азиза |
---|
Кем был его дедушка ==
- ^ Яршатер 1985–2007 , v. 23: с. 131-33, 139, 145, 148, 156, 183, 201-03; Макмиллан 2011 , стр. 95–96, 103–04; ЭИ2 , св «Умар (II) б. Абд аль-Азиз»); Халифа ибн Хайят 1985 , с. 311; Аль-Якуби 1883 , с. 339; Аль-Баладури 1916 , с. 20.
- ^ Яршатер 1985–2007 , v. 23: с. 33, 71, 76, 114, 131-33; Макмиллан 2011 , стр. 79, 92–93, 95, 102–03; ЭИ2 , св «Махзум»); Халифа ибн Хайят 1985 , стр. 293, 311; Аль-Якуби 1883 , с. 335.
- ^ Яршатер 1985–2007 , v. 23: с. 202-03, 206 и далее, 214, 217; в. 24: с. 3-4; Макмиллан 2011 , стр. 105, 110–11; ЭИ2 , св «Мурра»); Халифа ибн Хайят 1985 , стр. 311, 317; Аль-Якуби 1883 , с. 353.
- ^ Jump up to: а б с д и Веллхаузен 1927 , с. 267.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Кобб 2000 , с. 821.
- ^ Jump up to: а б Кобб 2000 , стр. 821–822.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 90–91.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 92–93.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 98.
- ^ Маршам 2022 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1927 , с. 268.
- ^ Бистерфельдт и Гюнтер 2018 , с. 1001.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кеннеди 2004 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с д Хоутинг 2000 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Веллхаузен 1927 , с. 265.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 264.
- ^ Эйзенер 1997 , с. 822.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 59.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д Хоутинг 2000 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 107.
- ^ Гибб 1955 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Бланкиншип 1994 , с. 32.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 270.
- ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1927 , с. 269.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 269–270.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 34.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 75, примечание 263.
- ^ Jump up to: а б Бланкиншип 1994 , с. 33.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 33–34.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 268–269.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 269, примечание 1.
- ^ Jump up to: а б с д Кобб 2000 , с. 822.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 311.
- ^ Гибб 1955 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с ибн Саад 1997 , стр. 153.
- ^ Jump up to: а б Фишбейн 1990 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б ибн Саад 1997 , стр. 20.
- ^ ибн Саад 1997 , стр. 6.
Библиография
[ редактировать ]- Бистерфельдт, Хинрих; Гюнтер, Себастьян (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби (Том 3): английский перевод . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Кобб, премьер-министр (2000). «Умар (II) б. Абд аль-Азиз» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 821–822. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Кроун, Патрисия (1994). «Были ли Кайи и Йемен в период Омейядов политическими партиями?». Дер Ислам . 71 (1). Уолтер де Грюйтер и компания: 1–57. дои : 10.1515/islm.1994.71.1.1 . ISSN 0021-1818 . S2CID 154370527 .
- Эйзенер, Р. (1997). «Сулейман б. Абд аль-Малик» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Сан – Сзе . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 821–822. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Фишбейн, Майкл, изд. (1990). История ат-Табари, Том XXI: Победа Марванидов, 685–693 гг. Н. Э. / 66–73 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0221-4 .
- Гибб, HAR (январь 1955 г.). «Налоговый рескрипт Умара II». Арабика . 2 (1). Брилл: 1–16. дои : 10.1163/157005855X00158 . JSTOR 4055283 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хойланд, Роберт Г. (2015). На пути Бога: арабские завоевания и создание исламской империи . Издательство Оксфордского университета.
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Маршам, Эндрю (2022). «Родство, династия и Омейяды». Историк ислама в действии: очерки в честь Хью Н. Кеннеди . Лейден: Брилл. стр. 12–45. ISBN 978-90-04-52523-8 .
- Мурад, Сулейман Али (2006). Ранний ислам между мифом и историей: Аль-Хасан Аль-Басри (ум. 110 г. по хиджре / 728 г. н.э.) и формирование его наследия в классической исламской науке . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-14829-9 .
- Пауэрс, Дэвид С., изд. (1989). История ат-Табари, том XXIV: Империя в переходный период: халифаты Сулеймана, Умара и Язида, 715–724 гг. Н.э./96–105 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0072-2 .
- ибн Саад, Мухаммад (1997). Мужчины Медины . Том. Два. Перевод Аиши Бьюли . Та-Ха. ISBN 978-1-897940-90-7 .
- Тилье, Матье. (2014). Халифы, эмиры и кади: халифское право и формирование судебной власти в эпоху Омейядов , Bulletin d'Etudes Orientales , 63 (2014), с. 147–190.
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
- Яршатер, Эхсан , изд. (1985–2007). История ат-Табари (40 томов) . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-7249-1 .
- Аль-Якуби, Ахмад ибн Абу Якуб (1883 г.). Хоутсма, М.Т. (ред.). Истории, Vol. 2 . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Халифа ибн Хайят (1985). аль-Умари, Акрам Дия (ред.). Тарих Халифа ибн Хайят, 3-е изд. (на арабском языке). Аль-Рияд: Дар Тайба.
- Макмиллан, Мэн (2011). Значение Мекки: политика паломничества в раннем исламе . Лондон: Саки. ISBN 978-0-86356-437-6 .
- Аль-Баладхури, Ахмад ибн Джабир (1916). Истоки Исламского государства, часть I. Пер. Филип Кхури Хитти. Нью-Йорк: Колумбийский университет.
- Энциклопедия ислама, второе издание (12 томов) . Лейден: Э. Дж. Брилл. 1960–2005.