Хишам ибн Абд аль-Малик
Хишам ибн Абд аль-Малик Хишам ибн Абдул Малик | |||||
---|---|---|---|---|---|
10-й халиф халифата Омейядов | |||||
Царствование | 26 января 724 г. - 6 февраля 743 г. | ||||
Предшественник | Язид II | ||||
Преемник | Аль-Валид II | ||||
Рожденный | 691 Дамаск , Сирия , Халифат Омейядов. | ||||
Умер | 6 февраля 743 г. (52 года) (6 Раби аль-Тани 125 г. хиджры) Дамаск, Сирия, Халифат Омейядов | ||||
Супруг |
| ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Омейяды | ||||
Отец | Абд аль-Малик | ||||
Мать | Аиша, дочь Хишама аль-Махзуми | ||||
Религия | ислам |
Хишам ибн Абд аль-Малик ибн Марван ( араб . Хишам ибн Абд аль-Малик ибн Марван , латинизированный : Хишам ибн Абд аль-Малик ибн Марван ; ок. 691 — 6 февраля 743) был десятым Омейядов халифом , правившим с 724 г. смерть в 743 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хишам родился в Дамаске , административной столице халифата Омейядов , в 72 г. хиджры (691–692 гг. н.э.). Омейядов Его отцом был халиф Абд аль-Малик ( годы правления 685–705 ). Его мать, Аиша, была дочерью Хишама ибн Исмаила из Бану Махзум , известной семьи курайшитов , и давнего губернатора Абд аль-Малика священных исламских городов Мекки и Медины . [1] [а] Согласно истории ат-Табари (ум. 923), Хишаму была присвоена кунья (отчество) Абу аль-Валида. [3]
О ранней жизни Хишама мало информации. Он был слишком молод, чтобы играть какую-либо политическую или военную роль во время правления своего отца. Предположительно, он однажды возглавил хадж в Мекку во время своего брата аль-Валида I правления ( годы правления 705–715 ) и, находясь там, встретил уважаемого потомка халифа Али ( годы правления 656–661 ) Зейна аль-Абидина . [2] Ат-Табари приписывает Хишаму руководство экспедицией против византийцев через границу Халифата в 706 году и захват ряда их укрепленных позиций. [4]
Хишам начал демонстрировать стремление к халифату после смерти своего брата халифа Сулеймана ( годы правления 715–717 ) в 717 году. На смертном одре Сулейман назначил своим преемником своего двоюродного брата по отцовской линии Умара II , но держал приказ в секрете. , доверив откровение своему главному советнику Радже ибн Хайве . Когда Раджа сообщил семье Омейядов об этом решении, Хишам возразил, что пост халифа является прерогативой прямых потомков Абд аль-Малика, и уступил своей оппозиции только тогда, когда ему угрожали силой. [5] Он не играл никакой политической или военной роли при Умаре ( годы правления 717–720 ), но упоминается в биографии Умара X века как отправитель письма халифу с жалобами на обращение с ним и его братьями во время правления халифа. Хишам также не занимал постов при своем брате, халифе Язиде II ( годы правления 720–724 ). [6]
Халифат
[ редактировать ]Присоединение
[ редактировать ]По совету своего брата, выдающегося генерала Масламы ибн Абд аль-Малика , Язид назначил Хишама своим преемником вместо своего собственного сына аль-Валида II , которого он первоначально намеревался назначить первым в очереди. Хишам присоединился после смерти Язида в январе 724 года. [7] Он получил эту новость, находясь в своем поместье в сирийской пустыне аль-Зайтуна, которое идентифицируется как Каср аль-Хайр аль-Гарби , недалеко от любимой резиденции Хишама, аль-Русафа. [8] который идентифицирован как Каср аль-Хайр аль-Шарки . Почтовый посыльный вручил ему халифское кольцо и посох, после чего он поехал в Дамаск. [3] где он был публично провозглашен халифом. [9]
Обзор
[ редактировать ]Хишам унаследовал империю с множеством различных проблем. Однако он смог бы эффективно решить эти проблемы и позволить империи Омейядов продолжать существовать как единое целое. Его долгое правление было эффективным, и оно стало свидетелем возрождения реформ, инициированных Умаром бин Абд аль-Азизом .
Как и Валид I, Хишам был великим покровителем искусств и снова поощрял искусство в империи. Он также поощрял рост образования, строя больше школ и, что, возможно, самое главное, курируя перевод многочисленных литературных и научных шедевров на арабский язык . Он вернулся к более строгому толкованию шариата , как это делал Умар, и навязал его даже своей собственной семье. Его способность противостоять клану Омейядов, возможно, была важным фактором его успеха и может указывать на то, почему его брат Язид оказался неэффективным.
Согласно традиции, Хишам приказал хадисов знатоку Ибн Шихабу аз-Зухри (ум. 742) записать хадис, который он выучил наизусть.
Военная деятельность
[ редактировать ]На военном фронте его империя потерпела ряд неудач, особенно на Кавказе против хазар ( битва при Мардж-Ардебиле ) и в Трансоксиане против тюргешей (« День жажды » и битва на перевале ). Хишам послал армии, чтобы положить конец индуистскому восстанию в Синде , и добился успеха, когда индуистский правитель Джай Сингх был убит. Это позволило Омейядам восстановить свою власть над некоторыми частями своих провинций в Индии . Некоторые вторжения в индийские королевства возглавлялись арабскими правителями Синда, но они не увенчались успехом.
При правлении Хишама продолжались регулярные набеги на Византийскую империю . Одним из регулярных командиров арабских войск был грозный Маслама, сводный брат Хишама. Он сражался с византийцами в 725–726 гг. н.э. (107 г. хиджры) и в следующем году захватил Кесарию Мазаку . Он также воевал с хазарами на Кавказе. В 728 году он месяц воевал там против хакана и победил его. Сын Хишама Муавия был еще одним арабским полководцем в почти ежегодных набегах на Византийскую империю. В 728 году он взял форт Самалу в Киликии . В следующем году Муавия нанес удар слева, а Саид ибн Хишам справа, в дополнение к морскому набегу. В 731 году Муавия захватил Харсианон в Каппадокии.
Муавия совершил набег на Византийскую империю в 731–732 годах (113 г. хиджры). В следующем году он захватил Акрун (Акроинос), а Абдаллах аль-Баттал взял в плен византийского полководца. Муавия совершил набег на Византию в 734–737 годах. В 737 году аль-Валид ибн аль-Кака аль-Абси возглавил набег на византийцев. В следующем году Сулейман ибн Хишам захватил Синдиру ( Сидерун ). В 738–739 Маслама захватил часть Каппадокии , а также совершил набег на аваров . Феофан Исповедник (стр. 103) утверждает, что, хотя некоторые арабы успешно совершили набег в 739 году и благополучно вернулись домой, другие потерпели сокрушительное поражение в битве при Акроиноне . Он отмечает, что внутренние византийские распри (борьба между Константином V и узурпатором Артабасдом ) способствовали арабским набегам Сулеймана ибн Хишама в 741–742 гг. (стр. 106), в результате которых многие византийские арабы оказались в плену. Ат-Табари ссылается на тот же рейд. [11]
В Северной Африке хариджитское учение в сочетании с естественным местным беспокойством привело к значительному берберскому восстанию . В 740 году большие силы берберов окружили лояльную армию в Вади-Шерифе, где лоялисты сражались насмерть. Хишам отправил отряд из 27 000 сирийцев, который был уничтожен в 741 году. В 742 году Хандхала ибн Сафван начал успешно, но вскоре был осаждён в Кайраване . Он возглавил отчаянную вылазку из города, которая рассеяла берберов, убив тысячи людей и восстановив власть Омейядов.
Хишам также столкнулся с восстанием армий Зайда ибн Али , внука Хусейна бин Али , которое было подавлено из-за предательства куфанов. Куфаны подстрекали Зайда к восстанию. Зайду было приказано покинуть Куфу , и хотя он, казалось, отправился в Мекку, он вернулся и тайно жил в Куфе, переходя от дома к дому и получая преданность многих людей. Юсуф ибн Умар аль-Сакафи , губернатор Ирака, узнал о заговоре, приказал людям собраться в великой мечети, запер их внутри и начал поиски Зайда. Зайд с некоторыми войсками пробился к мечети и призвал людей выйти. Затем он отбросил войска Юсуфа, но был сражен стрелой. Хотя его тело изначально было похоронено, место было указано, оно было извлечено, обезглавлено, а голова отправлена в Хишам, а затем в Медину.
В Испании внутренние конфликты прошлых лет были прекращены, и губернатор Хишама Абд ар-Рахман ибн Абдаллах собрал большую армию, которая вошла во Францию . Он осадил Бордо и двинулся к Луаре . Это ознаменовало предел арабского завоевания Западной Европы. Волна была остановлена в битве при Туре Карлом Мартелем , который правил королевством франков, за исключением анклава Фраксинетум , который просуществовал до 10 века.
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Хишам умер 6 февраля 743 года (6 раби аль-Сани 125 года хиджры). [1] Его сын Маслама возглавил поминальную молитву. [12] Хишам пытался сделать Масламу своим преемником вместо сына Язида II, аль-Валида II. [13] Первоначальные попытки Хишама после хаджа 735 года убедить аль-Валида II уйти в отставку в пользу Масламы или, альтернативно, сделать Масламу аль-Валида II преемником, были отвергнуты. [14] [15] [16] После этого Хишам подорвал аль-Валида II, тайно заручившись поддержкой Масламы. [14] Кандидатуру последнего поддержали Маслама ибн Абд аль-Малик и дед Хишама по материнской линии, Хишам ибн Исмаил. [17] сыновья последнего Ибрагим и Мухаммед , а также сыновья вождя племени аль-Кака ибн Хулайда , которые были влиятельной семьей в северной Сирии . [14] Мать Масламы, Умм Хаким, также лоббировала его. [18] Против предложенной Масламой преемственности был Халид аль-Касри , губернатор Ирака, на что Маслама ответил оскорблением его и его мертвого брата Асада . [19] Смерть Масламы ибн Абд аль-Малика в конце 730-х годов стала серьезным препятствием для планов Хишама по преемственности, поскольку она представляла собой потерю главного сторонника плана в династии Омейядов. [17]
Аль-Валид II согласился и немедленно приказал своему двоюродному брату, ветерану-полководцу аль-Аббасу ибн аль-Валиду арестовать сыновей Хишама в Русафе , недалеко от Пальмиры , но прямо запретил беспокоить Масламу или его семью из уважения к их старой дружбе и отношениям Масламы. защита аль-Валида II от Хишама. [16] [20]
Оценка
[ редактировать ]В целом, современные историки и ранняя исламская традиция считают, что Хишам руководил успешным правлением. [21] наравне с столь же долгим правлением основателя Омейядского халифата Муавии I ( годы правления 661–680 ) и Абд аль-Малика. [1] По заключению историка Франческо Габриэли , правление Хишама «в целом было славным для арабов и плодотворным для развития исламской веры и культуры » и «ознаменовывает последний период процветания и великолепия халифата Омейядов». [22] Большинство современных историков считают, что благодаря своей трезвости, строгости и трудовой этике Хишам сохранил Халифату хорошую репутацию. В распаде династии Омейядов через несколько лет после смерти Хишама они в основном возлагают вину на его преемника аль-Валида II и давние внутренние факторы, которые Хишам не смог устранить. [23] Точно так же, по словам Бланкиншипа, исламская традиция изображает Хишама как «сознательного и эффективного, хотя и сурового и скупого администратора». [21] По мнению историка Хью Н. Кеннеди , государство Омейядов «никогда не было таким сильным, как при Хишаме всего за десять лет до окончательного краха » в 750 году. [24]
Бланкиншип, с другой стороны, заключает, что военные катастрофы правления Хишама привели к упадку династии Омейядов. [25] По его словам, государство изо всех сил старалось компенсировать значительные потери, понесенные этими поражениями. Его казна зависела от военной добычи, и у него не было эффективных средств для сбора налоговых поступлений со своих подданных. Последовал беспрецедентный экономический кризис, вызвавший ужесточение налогообложения и существенное сокращение расходов. Это вызвало широкое недовольство во всем Халифате, но при этом не смогло улучшить состояние государственных финансов. Между тем суровость и уменьшающаяся материальная отдача от кампаний вдоль границ подорвали энтузиазм провинциальных гарнизонов и еще больше увеличили зависимость Хишама от сирийской армии, основы династии, к огорчению местных войск. Поскольку сирийские войска были направлены против внешних сил на границах и для подавления крупных внутренних восстаний по всему Халифату, они понесли основной удар военных поражений. Сирийцы были в основном ямани, и их рассредоточение и тяжелые потери нарушили фракционный баланс, от которого зависело государство Омейядов, в пользу Кайсов/Мударов Джазиры. Кайс/Мудар стал основным компонентом армии под Марван II ( годы правления 744–750 ) и их разгром хорасанскими войсками Аббасидов ознаменовали конец династии Омейядов. [26]
Семья
[ редактировать ]Любимой женой Хишама была Умм Хаким , дочь Яхьи ибн аль-Хакама , брата деда Хишама, халифа Марвана I ( годы правления 684–685 ), [27] и Зайнаб бинт Абд ар-Рахман, внучка сирийского военачальника аль -Хариса ибн Хишама из Бану Махзум. [28] Умм Хаким, как и ее мать, была известна своей красотой и любовью к вину. [29] Она родила Хишаму пять сыновей, [30] включая Сулеймана, [31] Maslama, [32] Язид аль-Афкам , [16] и Муавия . [33]
Хишам также был женат на Умм Усман, дочери Саида ибн Халида. Последний был внуком третьего халифа Усмана ( годы правления 644–656 ) и одним из самых богатых людей своего времени, который жил между Сирией и Мединой. Умм Усман родила Хишаму сына Саида . [34] Других его сыновей звали Мухаммад, Абдаллах, Марван, Абд ар-Рахман и Курайшиты. [35] У него была дочь Аиша, которой он подарил поместье в Рас-Кайфе. [36]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Анекдот, цитируемый в нескольких ранних исламских источниках, гласит, что Абд аль-Малик хотел назвать Хишама «аль-Мансуром» («Победитель»), потому что он услышал новость о его рождении вскоре после победы над правителем Ирака Мусом. 'аб ибн аз-Зубайр . Аиша, которая к тому времени развелась с халифом, вместо этого назвала своего сына Хишамом в честь своего отца. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Габриэли 1971 , стр. 493.
- ^ Jump up to: а б Хлейфат 1973 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Бланкиншип 1989 , с. 2.
- ^ Хлейфат 1973 , с. 52.
- ^ Хлейфат 1973 , стр. 52–53.
- ^ Хлейфат 1973 , с. 53.
- ^ Хлейфат 1973 , с. 54.
- ^ Маршам 2009 , с. 137.
- ^ Маршам 2009 , с. 136.
- ^ Эттингхаузен, Ричард (1977). Арабская живопись . Нью-Йорк: Риццоли. стр. 34–37. ISBN 978-0-8478-0081-0 .
- ^ Хилленбранд 1989 , с. 68.
- ^ Хилленбранд 1989 , с. 72.
- ^ Маршам 2009 , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б с Хилленбранд 1989 , с. 89.
- ^ Босворт 1994 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б с Джадд 2008 , с. 453.
- ^ Jump up to: а б Маршам 2009 , с. 121.
- ^ Маршам 2009 , с. 131, примечание 30.
- ^ Хилленбранд 1989 , стр. 90–91.
- ^ Хилленбранд 1989 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Бланкиншип 1994 , с. 4.
- ^ Габриэли 1971 , стр. 493–494.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 4–5.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 116.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 6.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 6–9.
- ^ Килпатрик 2003 , стр. 72, 82.
- ^ Ахмед 2010 , с. 56.
- ^ Хилленбранд 1989 , с. 90, примечания 455 и 456.
- ^ Бланкиншип 1989 , с. 65.
- ^ Интальята 2018 , с. 141.
- ^ Хилленбранд 1989 , с. 90.
- ^ Ахмед 2010 , с. 78.
- ^ Ахмед 2010 , стр. 119–120.
- ^ Гордон и др. 2018 , с. 1048.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 83.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмед, Асад К. (2010). Религиозная элита раннего исламского Хиджаза: пять просопографических тематических исследований . Оксфорд: Отдел просопографических исследований колледжа Линакр Оксфордского университета. ISBN 978-1-900934-13-8 .
- Бланкиншип, Халид Яхья , изд. (1989). История ат-Табари, том XXV: Конец экспансии: Халифат Хишама, 724–738 гг. Н.э./105–120 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-569-9 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Босворт, К. Эдмунд (1994). «Абу Хафс Умар аль-Кирмани и возвышение Бармакидов». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 57 (2): 268–282. дои : 10.1017/S0041977X0002485X . JSTOR 620573 . S2CID 162613546 .
- Браун, Дэниел В. (1996). Переосмысление традиции в современной исламской мысли . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521570778 . Проверено 10 мая 2018 г.
- Габриэли, Ф. (1971). «Хишам» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 493–495. OCLC 495469525 .
- Гордон, Мэтью С.; Робинсон, Чейз Ф.; Роусон, Эверетт К.; Фишбейн, Майкл (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби (Том 3): английский перевод . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хилленбранд, Кэрол , изд. (1989). История ат-Табари, том XXVI: Упадок халифата Омейядов: прелюдия к революции, 738–744 гг. Н. Э. / 121–126 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-810-2 .
- Хиндс, М. (1991). «Махзум» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 137–140. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Интальята, Эмануэле Э. (2018) [1950]. Пальмира после Зенобии 273-750 гг. н.э.: археологическая и историческая переоценка . Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78570-942-5 .
- Джадд, Стивен (июль – сентябрь 2008 г.). «Переосмысление аль-Валида б. Язида». Журнал Американского восточного общества . 128 (3): 439–458. JSTOR 25608405 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Хлейфат, Авад Мохаммад (май 1973 г.). Халифат Хишама б. Абд аль-Малик (105–125/724–743), специализирующийся на внутренних проблемах (доктор философии). Лондонский университет, Школа восточных и африканских исследований.
- Килпатрик, Хилари (2003). Создание великой книги песен: компиляция и авторское мастерство в «Китаб аль-Агани» Абу ль-Фараджа аль-Исбахани . Лондон: Рутледж. ISBN 9780700717019 . OCLC 50810677 .
- Маршам, Эндрю (2009). Ритуалы исламской монархии: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2512-3 .
- Пауэрс, Дэвид С., изд. (1989). История ат-Табари, Том XXIV: Империя в переходный период: Халифаты Сулеймана, Умара и Язида, 715–724 гг. Н.э./96–105 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0072-2 .