Король ибн Хайва
Король ибн Хайва | |
---|---|
Раджа бин Хайва | |
Рожденный | в. 660 Бейсан (Бейт-Шеан), Иорданский округ |
Умер | Куссин, Умирающий |
Известный | Сыграл важную роль в строительстве Купола Скалы в Иерусалиме. |
Заголовок | Политический советник омейядского халифа |
Отец | Хайва ибн Ханзал |
Политический советник Абд аль-Малика | |
В офисе 685–705 | |
Политический советник аль-Валида I | |
В офисе 705–715 | |
Политический советник Сулеймана | |
В офисе 715–717 | |
Политический советник Умара | |
В офисе 717–720 | |
Раджа ибн Хайва аль-Кинди ( арабский : رَجَاء بْنِ حَيْوَة الكِنْدِيّ , латинизированный : Раджа ибн Хайва аль-Кинди ) был выдающимся мусульманским теологическим и политическим советником Омейядов. халифы Абд аль-Малик ( годы правления 685–705 ), аль-Валид I ( годы правления 705–715 ), Сулейман ( годы правления 715–717 ) и Умар ( годы правления 717–720 ). Он был стойким защитником религиозного поведения халифов от их благочестивых недоброжелателей. Он сыграл важную роль в строительстве Купола Скалы в Иерусалиме при Абд аль-Малике. Он стал наставником Сулеймана во время его правления в Палестине и его секретарем или главным писцом во время его халифата. Раджа сыграл влиятельную роль в обеспечении преемственности Умара над братьями или сыновьями Сулеймана и продолжал работать секретарем нового халифа. Последнее десятилетие своей жизни он провел в отставке, хотя поддерживал контакты с халифом Хишамом ( годы правления 724–743 ).
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Раджа, известный также под своим кунья «Абу аль-Микдам» или «Абу Наср», был сыном Хайвы ибн Ханзаля. [ 1 ] Он родился в Бейсане (Бейт-Шеан), в округе Иордан , прежде чем переехать на юг, в округ Палестина . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Согласно сообщению, восходящему к Радже и записанному историком ас-Суюти (ум. 1505), Раджа считал себя иерусалимцем . [ 5 ] Его приблизительный год рождения был ок. 660 г. , во время раннего правления первого Омейядов халифа Муавии I ( годы правления 661–680 ). [ 1 ]
Историк 9-го века Халифа ибн Хайят упоминает, что Раджа был мавлой (неарабским, мусульманским клиентом или вольноотпущенником) племени Кинда . [ 1 ] Современный историк Майкл Лекер считает, что его статус маула вполне возможен, но также считает, что существуют веские доказательства того, что Раджа действительно имел киндитское происхождение, благодаря существованию его полной генеалогии, которая делает его правнуком киндитского племени. Имру аль-Кайс ибн Абис, современник первого халифа Абу Бакра . Более того, Имру аль-Кайс и Раджа оба жили в Байсане: первый в более поздние годы жизни, а Раджа в юности. [ 6 ] Из-за проживания его семьи в Палестине или Иорданском округе Сирии Радже иногда дают нисбу (эпитет) аль-Филастини («Палестинец») или аль-Урдунни («Иорданец»). [ 7 ] Семья, вероятно, происходила из местности, населенной их родственниками или покровителями из племени киндитов, или поселилась в ней, чья известность в Сирии возросла при Муавии, а затем и при халифе Марване I ( годы правления 684–685 ). [ 7 ]
Карьера при халифах Омейядов
[ редактировать ]Ассоциация с Куполом Скалы
[ редактировать ]
Вероятно, именно благодаря покровительству киндитов при дворах халифов в Сирии Раджа завоевал благосклонность Омейядов , особенно сына и преемника Марвана Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 ). [ 8 ] Последний поручил Радже и своему иерусалимскому мауле Язиду ибн Салламу контролировать финансирование строительства Купола Скалы в Иерусалиме. [ 8 ] Возможно, это послужило причиной переезда Раджи в Палестину из Иорданского округа и его нового титула сайид ахл Филаштин (лидер народа Палестины). [ 9 ] Роль Раджи в его строительстве описана в самом раннем известном мусульманском литературном произведении, специально посвященном достоинствам Иерусалима, « Фадаил аль-Байт аль-Мукаддас», написанном иерусалимским проповедником Ахмадом аль-Васити до 1019 года. [ 10 ] Халиф приказал Радже и Язиду щедро потратить средства на строительство и украшение здания. [ 11 ] В отчете, записанном палестинским историком XV века Муджиром ад-Дином аль-Улайми , Раджа и Язид сообщили Абд аль-Малику, что после завершения строительства Купола Скалы остался профицит в 100 000 золотых динаров . в бюджете строительства [ 8 ] Халиф предложил им эту сумму в качестве дополнительной награды за их усилия, но оба мужчины отказались; в результате Абд аль-Малик приказал переплавить монеты, чтобы позолотить купол здания. [ 12 ]
Историк Нассер Раббат предполагает, что Раджа сыграл большую роль в основании Купола Скалы, помимо финансового управления его строительством. Он предполагает, что Раджа посоветовал Абд аль-Малику выбрать место для Купола Скалы на Храмовой горе и сформулировал коранические надписи, которые украшают внутреннюю и внешнюю часть сооружения. Он основывает эту теорию на старшем положении раджи при дворе Омейядов, знании Корана , социальных связях с Палестиной, знаниях о святых местах Иерусалима и его важной роли в развитии ранней мусульманской традиции о святости Иерусалима. [ 13 ]
Советник Абд аль-Малика
[ редактировать ]Ближе к концу завершения строительства Купола Скалы в 691/92 году Абд аль-Малик назначил Раджу в совместное посольство с многообещающим командиром аль-Хаджаджем ибн Юсуфом для переговоров о примирении с Зуфаром ибн аль-Харисом. аль-Килаби , лидер племенного восстания в Верхней Месопотамии . [ 14 ] Раджа продемонстрировал свой умеренный характер, помолившись вместе с Зуфаром, когда аль-Хаджадж отказался это сделать. [ 14 ] По словам аль-Баладхури , Раджа позже ходатайствовал перед Абд аль-Маликом о помиловании повстанцев, которые участвовали в массовом антиомейядском иракском восстании Ибн аль-Ашаса , известного киндита из Куфы , в 700–701 годах. [ 8 ]
Секретарь Сулеймана и Умара
[ редактировать ]Когда Абд аль-Малик назначил своего сына Сулеймана губернатором Палестины, он назначил Раджу своим наставником. [ 8 ] Раджа сопровождал сына и преемника Абд аль-Малика аль-Валида I ( годы правления 705–715 ) в паломничестве хаджа в Мекку и Медину в 710 году. [ 15 ] По словам Босворта, к тому времени, когда Сулейман присоединился к халифату в 715 году, Раджа приобрел репутацию аскета Омейядов и «выдающегося религиозного деятеля своего времени в Сирии». [ 16 ] Он рассказал традиции некоторых сподвижников исламского пророка Мухаммеда , в том числе Муавии, Джабира ибн Абдаллаха , Абу Умамы аль-Бахили и Абдаллаха ибн Умара , которые, в свою очередь, были переданы многочисленными более поздними мусульманскими традиционалистами . [ 16 ] В цитате, приписываемой брату Сулеймана Масламе , главному командующему Омейядов на византийском фронте, «благодаря Радже и ему подобным мы добились победы». [ 17 ] В свидетельстве лояльности Раджи халифам Омейядов Саид ибн Джубайр (ум. 714) заявил, что Раджа «раньше считался самым знающим юристом ( факихом ) в Сирии, но если вы спровоцируете его, вы обнаружите, что он сирийец. в своих взглядах он цитирует Абд аль-Малика ибн Марвана, говорящего то-то и то-то». [ 18 ]
(секретарем или писцом) Сулеймана Раджа был главным катибом и главой отправления правосудия. [ 16 ] историк Ибн Фадлаллах аль-Умари приписывает ему Мамлюкский совет Сулеймана, когда он был губернатором Палестины, выбрать Рамлу в качестве новой столицы исламской Палестины, заменив близлежащую Лидду (Лод). [ 19 ] По мнению традиционных мусульманских историков, Раджа сыграл влиятельную роль в обеспечении преемственности двоюродного брата Сулеймана по отцовской линии, сына Абд аль-Азиза ибн Марвана , Умара , на халифате, несмотря на ожидания в правящей семье Омейядов, что один из братьев или сыновей Сулеймана бы присоединился. [ 20 ] По словам историка аль-Вакиди (ум. 823), когда Сулейман находился на смертном одре в своем армейском лагере в Дабике во время крупного наступления на византийцев в 717 году, преемственность Сулеймана стала насущным вопросом. [ 20 ] Абд аль-Малик официально назначил аль-Валида и Сулеймана своими преемниками, но не указал никого, кроме них; тем не менее, его намерение оставить пост халифата в руках его прямых потомков было общеизвестно в правящей семье. [ 20 ] Избранный преемник Сулеймана, его старший сын Айюб, умер раньше него, и плохой халиф обсуждал с Раджей потенциальную замену. [ 21 ] [ 22 ]
Две фракции Омейядов, присутствовавшие в Дабике, представляли собой анонимную группу из ближайшего окружения Сулеймана, представленную Раджей и семьей Абд аль-Малика, очевидно, представленную братом халифа Хишамом . Последняя фракция отдавала предпочтение другому из братьев Сулеймана, Язиду II , который находился в паломничестве хаджа, чтобы добиться успеха, в то время как первая поддерживала Умара. [ 23 ] В отчетах аль-Вакиди, которые в конечном итоге восходят к собственному рассказу Раджи о событиях, Раджа убедил Сулеймана обойти своих сыновей и братьев в пользу Умара. [ 24 ] Раджа был выбран для исполнения воли Сулеймана. [ 25 ] Он добился этого решения, заручившись клятвой верности от семьи Омейядов добровольному преемнику Сулеймана, имя которого держалось в секрете в запечатанном письме. [ 23 ] Как только он принес клятвы, Умар был объявлен следующим халифом, а Язид II - следующим в очереди. [ 23 ] [ 24 ] Он пригрозил применить силу против братьев Сулеймана после их протестов по поводу того, что их обходят стороной. [ 25 ] Роль Раджи в этом деле современный историк Рейнхард Эйзенер считает, вероятно, преувеличением, поскольку личный рассказ Раджи был первоначальным авторитетным источником для ранних мусульманских источников. [ 24 ] [ 21 ]
Раджа впервые встретил Умара во время паломничества хаджа 710 года, когда Умар служил губернатором Медины при аль-Валиде. [ 24 ] халифа Во время халифата Умара (717–720 гг.) Раджа был одним из трех катибов . [ 16 ] Хотя Раджа, возможно, выполнял функции секретаря Сулеймана и Умара, нет никаких свидетельств того, что он когда-либо был переписчиком, придерживаясь определенного набора стилизаций, подобных тем, которые можно увидеть на Куполе Скалы, или что группа таких переписчиков процветала. в Палестине во времена Абд аль-Малика. [ 26 ] Отсутствует точная информация о вкладе Раджи, если таковой имеется, в хорошо задокументированные административные реформы Умара. [ 24 ]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]После смерти Умара Раджа, вероятно, вышел на пенсию. [ 16 ] По словам средневекового персидского историка Абу Нуайма аль-Исфахани (ум. 1038), он отказался сопровождать преемника Умара, халифа Язида II ( годы правления 720–724 ) во время визита последнего в Иерусалим. [ 27 ] После того, как халиф Хишам ( годы правления 724–743 ) написал Радже письмо, в котором выразил сожаление по поводу казней ученых Кадари ( в то время теологической школы ислама, утверждавшей, что люди обладают свободной волей) ученых Гайлана ад-Димашки и Салиха Куббы, Раджа написал в ответ поддержку Решение Хишама; Казненные ученые были известными политическими диссидентами во время правления покровителя раджи Умара. [ 27 ] По словам средневекового историка Ибн аль-Асира (ум. 1233), Раджа умер в Кусине, местечке в окрестностях Куфы. [ 28 ] Босворт предполагает, что Раджа оказался там, возможно, в составе окружения омейядского губернатора Ирака Халида аль-Касри . [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Босворт 1982 , с. 81.
- ^ Вкусно 1998 , с. 20, примечание 19.
- ^ Элад 1999 , с. 19.
- ^ Раббат 1993 , стр. 70, 74, примечание 27.
- ^ Раббат 1993 , с. 75, примечание 29.
- ^ Вкусно 1994 , с. 340, примечание 19.
- ^ Перейти обратно: а б Босворт 1982 , стр. 82–83.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Босворт 1982 , с. 83.
- ^ Элад 2008 , с. 194, примечание 139.
- ^ Раббат 1993 , стр. 66, 68.
- ^ Раббат 1993 , с. 68
- ^ Босворт 1982 , стр. 83–84.
- ^ Раббат 1993 , стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б Босворт 1982 , с. 84.
- ^ Босворт 1982 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Босворт 1982 , с. 87.
- ^ Босворт 1982 , с. 88.
- ^ Табакат аль-Фукаха , в биографии Саида ибн Джубайра.
- ^ Босворт 1982 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с Босворт 1982 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Эйзенер 1997 , с. 822.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с Босворт 1982 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Босворт 2004 , с. 683.
- ^ Перейти обратно: а б Шабан 1971 , с. 130–131.
- ^ CE Босворт, Раджа ибн Хайва аль-Кинди и халифы Омейядов , Исламский квартал 16 1972: 43 и н. 5, источники различаются
- ^ Перейти обратно: а б Босворт 1982 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Босворт 1982 , с. 122.
Библиография
[ редактировать ]- Босворт, CE (1982). Средневековая арабская культура и управление . Различные репринты. ISBN 0-86078-113-5 .
- Босворт, CE (2004). «Раджа б. Хайва» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э. и Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том XII: Приложение . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 682–683. ISBN 978-90-04-13974-9 .
- Эйзенер, Р. (1997). «Сулейман б. Абд аль-Малик» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 821–822. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Элад, Амикам (1999). Средневековый Иерусалим и исламское поклонение: святые места, церемонии, паломничество (2-е изд.). Лейден: Брилл. ISBN 90-04-10010-5 .
- Элад, Амикам (2008). «Абд аль-Малик и Купол Скалы: дальнейшее исследование мусульманских источников». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 35 .
- Лекер, Майкл (1998). Евреи и арабы в до- и ранней исламской Аравии . Эшгейт.
- Лекер, Майкл (ноябрь 1994 г.). «Как бы в канун ислама и во время «Ридды» » . Журнал Королевского азиатского общества . 4 (3): 333–356. дои : 10.1017/S1356186300005964 . JSTOR 25182938 .
- Пауэрс, Дэвид С., изд. (1989). История ат-Табари, Том XXIV: Империя в переходный период: Халифаты Сулеймана, Умара и Язида, 715–724 гг. Н.э./96–105 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0072-2 .
- Раббат, Насер (1993). «Возвращение к Куполу Скалы: некоторые замечания по поводу рассказов аль-Васити». Мукарнас . 10 . Брилл: 66–75. дои : 10.2307/1523173 . JSTOR 1523173 .
- Шабан, Массачусетс (1971). Исламская история: Том 1, 600–750 гг. Н.э. (132 г. хиджры): новая интерпретация . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-08137-8 .