Зуфар ибн аль-Харис аль-Килаби
Зуфар ибн аль-Харис аль-Килаби | |
---|---|
Губернатор Джунд-Киннасрина | |
В офисе 684 | |
Предшественник | Саид ибн Малик ибн Бахдал |
Преемник | Абан ибн аль-Валид ибн Укба |
Личные данные | |
Умер | в. 694–695 |
Отношения |
|
Дети |
|
Родитель |
|
Военная служба | |
Верность |
|
Битвы/войны |
|
Абу аль-Худхайл Зуфар ибн аль-Харит аль-Килаби ( араб . أبو الهذيل زفر بن الحارث الكلابي , романизированный : Абу аль-Худхайл Зуфар ибн аль-Харит аль-Килаби ; умер ок. –695 ) был Мусульманский полководец, вождь арабского племени и Бану Амир выдающийся лидер племенно-политической фракции Кайс в конце VII века. Во время Первой мусульманской гражданской войны он командовал своим племенем в Аиши армии халифа Али против сил в Верблюжьей битве недалеко от Басры в 656 году. В следующем году он переехал из Ирака в Джазиру ( Верхняя Месопотамия ) и сражался под руководством Муавии ибн Аби Суфьяна , будущего основателя халифата Омейядов , против Али в битве при Сиффине . Во время Второй мусульманской гражданской войны он служил сыну Муавии, халифу Язиду I ( годы правления 680–683 ), возглавляя войска Джунд-Киннасрина (военный округ на севере Сирии) против повстанцев, выступавших против Омейядов, в битве при аль-Омейядах в 683 году. . Сегодня
После смерти Язида во время гражданской войны Зуфар поддержал предложение Абдаллаха ибн аз-Зубайра вырвать халифат у Омейядов, изгнав омейядского губернатора Киннасрина и отправив войска Кайси для поддержки прозубайридского Дамаска губернатора аль- Даххак ибн Кайс аль-Фихри . В битве при Мардж-Рахите в 684 году Кайсы были разгромлены Омейядами и их племенными союзниками из Бану Калб , соперниками Кайсов, а ад-Даххак был убит. После этого Зуфар разместил штаб в Джазиранском городе Каркисия (Циркесий) и возглавил Кайсов против Калба , совершив несколько набегов на последних в Сирийской пустыне . К 688–689 годам он оказался втянутым в конфликт с племенем Таглиб в поддержку своего союзника Кайси Умайра ибн аль-Хубаба из Бану Сулайм , несмотря на предыдущие попытки уладить их вражду. Выдержав три осады Каркисии с 685 по 691 год, Зуфар заключил мир с халифом Омейядов Абд аль-Маликом ( годы правления 685–705 ). Зуфар отказался от дела Ибн аз-Зубайра в обмен на привилегии при дворе и армии Омейядов, а также на помилование и деньги для своих сторонников Кайси, которые были интегрированы в армию Омейядов. Мир был скреплен браком дочери Зуфара Рабаба с сыном халифа. Maslama .
При преемниках Абд аль-Малика потомки Зуфара унаследовали его высокое положение и престиж при дворе Омейядов, а также его превосходство среди Кайев. В 750 году его внук Абу аль-Вард возглавил неудавшееся восстание Кайси против преемников Омейядов, Аббасидов , в ходе которого он и несколько членов семьи были убиты.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Зуфар принадлежал к Амрской ветви Бану Килаб . [1] которое само по себе было основной ветвью большого арабского племени Бану Амир , традиционное местожительство которого находилось на юго-западе Неджда (центральная Аравия). [2] Филиал Амр был известен как одно из наиболее воинственных и воинственных подразделений Бану Килаб. [1] живший в конце VI века Доисламский вождь Бану Амира из подразделения Амр, , Язид ибн ас-Саик был предком Зуфара по отцовской линии. [3] Отец Зуфара, Харит ибн Язид аль-Амири, служил командиром авангарда мусульманской армии во время завоевания мусульманами городов Хит и Каркисия (Циркесий), расположенных вдоль реки Евфрат , в 637 или 638 годах. [4] Семья, включая других членов Амра, таких как вождь племени Аслам ибн Зура ибн ас-Саик , поселилась в гарнизонном городе Басра в Ираке . [5] который был установлен для воинов арабских племен мусульманской армии в 638 году. [6]
Во время Первой мусульманской гражданской войны (656–661) Зуфар сражался вместе с силами Аиши , третьей жены исламского пророка Мухаммеда , против двоюродного брата и зятя Мухаммеда, халифа Али ( годы правления 656–661 ). , в Верблюжьей битве , недалеко от Басры, в ноябре 656 года. В этой битве Зуфар командовал людьми Бану Амира. [4] В исторических отчетах ат-Табари (ум. 923) отмечается, что во время боевых действий он был последним из ряда сторонников Аиши, который держал и направлял носовой повод верблюда, на котором она сидела, защищая ее от противостоящих ей противников. солдаты. Все участвовавшие старейшины Бану Амир были убиты в битве, за исключением, очевидно, Зуфара. [7] Али победил Аишу, которая удалилась в Медину . Зуфар переселился в Джазиру ( Верхнюю Месопотамию ). [4]
Когда Али и его иракская армия вошли в Джазиру в 657 году, дал Зуфару старшую командную роль на правом фланге сирийской губернатор Сирии Муавия ибн Аби Суфьян армии в битве при Сиффине . [8] Битва закончилась арбитражем. Али был убит хариджитом ( группировка, противостоящая как Али, так и Муавии) в 661 году, и Муавия стал халифом в том же году, основав династию Омейядов . Во время правления сына и преемника Муавии Язида I ( годы правления 680–683 ) Зуфар служил командиром армии Муслима ибн Укбы в ее кампании 683 года по подавлению восстания в Хиджазе (западная Аравия); восстание было в поддержку Абдаллаха ибн аз-Зубайра заявки на создание халифата . [4] По словам историка аль-Якуби (ум. 897), во время кампании Зуфар возглавил отряд, состоящий из людей Джунд Киннасрина (военный округ на севере Сирии) в битве при аль-Харре за пределами Медины. [9]
Лидер Кайсов в Сирии
[ редактировать ]Восстание против Омейядов
[ редактировать ]
Смерть Язида и его преемника Муавии II в 683 и 684 годах на фоне восстания Ибн аз-Зубайра привела Омейядский халифат в политический хаос. [10] Губернатором Язида и Муавии II в Киннасрине был их двоюродный брат по материнской линии Саид ибн Малик ибн Бахдал из племени Бану Кальб . [11] [12] Калб занимал привилегированное положение в Сирии, центре власти Омейядского халифата, к огорчению Кайсов . [13] Кайи Киннасрина, преобладающее племя в этом районе, возмутились тем, что находятся под властью Кальби, и под руководством Зуфара изгнали Саида. [13] Зуфар восстал против Омейядов и присягнул Ибн аз-Зубайру. [4] В то время как вожди Кайси склонялись к Ибн аз-Зубайру, лидеры Калба и их союзники изо всех сил пытались сохранить правление Омейядов и назначили дальнего родственника Омейядов Муавии I, Марвана I , на пост халифата. [10]
Кайсы сплотились под руководством курайшитов, бывших помощниками Муавии I и Язида, Даххака ибн Кайса аль-Фихри , и бросили вызов союзу Омейядов-Кальби в битве при Мардж-Рахите в 684 году. [10] Некоторые традиции утверждают, что в этой битве участвовал сам Зуфар, но это было отвергнуто историками аль-Якуби и Аваной ибн аль-Хакамом (ум. 764); [14] ат-Табари считал, что Зуфар отправил войска из Киннасрина, чтобы присоединиться к силам Дахака возле Дамаска . [15] Кайсы были разгромлены, а Даххак и несколько вождей Кайси были убиты. [4] [16] Возможно, также был убит сын Зуфара Ваки. [17] Известие о поражении побудило Зуфара бежать из Киннасрина в Каркисию. [4] [16] Вместе со своими людьми он сверг губернатора Каркисии Ияда аль-Джураши. [а] Зуфар укрепил город, [4] который был стратегически расположен в месте слияния рек Евфрат и Хабур , на перекрестке дорог между Сирией и Ираком. [18] Оттуда он взял на себя выдающееся руководство потрепанными, но все еще могущественными племенами Кайси, сохраняя при этом признание Ибн аз-Зубайра халифом. [16] [19]
После своего вступления в халифат в Дамаске Марван направил опытного полководца и государственного деятеля Убайд Аллаха ибн Зияда, чтобы вырвать контроль над Ираком у Мухтара аль-Такафи , проалидского ( сторонника халифа Али и его семьи) правителя Куфы и Зубайриды, правители Басры. По пути в Ирак Ибн Зияд вел кампанию против антиомейядских элементов в Джазире, осаждая Зуфар в Каркисии около года. Не сумев выбить Зуфара, Ибн Зияд продолжил путь в Ирак, где потерпел поражение и был убит войсками Мухтара в битве при Хазире в 686 году. [19] Оппозиция Кайси Омейядам сыграла свою роль в их поражении при Хазире, когда командир бригады Кайси Умайр ибн аль-Хубаб из Бану Сулайм дезертировал со своими людьми во время битвы. [20] По словам историка Фреда Доннера, перебежчики Кайси в Хазире «все еще страдали от своего поражения при Мардж-Рахите» . [21]
Роль в айям межплеменных распрях
[ редактировать ]Битва при Мардж-Рахите открыла кровавую фазу соперничества Кайс-Калб, поскольку Кайс стремился отомстить за свои тяжелые потери. [22] Другие сирийские племена, которые выступали против Калба и сражались бок о бок с Кайсами в Мардж-Рахите, в первую очередь южноаравийские племена Джунд-Химс (военный округ Хомс ) и Иудхам из Джунд-Филастин (военный округ Палестины), заключили союз с калбами и их племенными союзниками, которые стали известны как группа Яман , намекая на реальное или предполагаемое происхождение племен из Южной Аравии ( «Яман» по-арабски). В совокупности племена ямани доминировали в южных и центральных районах Сирии и противостояли кайсам, которые доминировали в Киннасрине и Джазире. [23] Последующий этап конфликта характеризовался взаимными рейдами, известными как айям («дни»), поскольку каждый рейд обычно длился один день. Даты этих набегов не зафиксированы, но Зуфар возглавил первый набег, в результате которого были убиты двадцать членов племени Кальби в месте под названием Мусайях в сирийской пустыне , вскоре после создания штаб-квартиры в Каркисии. Калбы в ответ убили шестьдесят человек из Бану Нумайра , подплемени Амира, в Пальмире . Это спровоцировало нападение Зуфара на место под названием Иклиль, которое закончилось гибелью 500–1000 членов племени Кальби и побегом Зуфара в Каркисию невредимым. [24]
Примерно к 686 году участие Зуфара в конфликте Кайс-Калб в Сирийской пустыне было сильно ограничено постоянными кампаниями против его убежища в Каркисии со стороны халифа Омейядов Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 ). Его роль лидера рейдовых отрядов Кайси все чаще выполнял Умайр. Соплеменники последнего вторгались на земли племени Таглиб в северной долине Хабура, вызывая напряженность между двумя племенами. [25] Насилие последовало, когда представитель племени Хариш , ветви Амира, зарезал козу, принадлежавшую Таглиби, что побудило ее владельца совершить набег на Хариш. Кайсы предприняли контррейд, убив трех таглиби и захватив несколько их верблюдов. [26] В ответ Таглиб потребовал вмешательства Зуфара, чтобы заставить сулаймов уйти из этого района, вернуть верблюдов и заплатить кровавые деньги за погибших соплеменников. [25] [26] Зуфар принял два последних требования, но не смог убедить Таглиба в бесполезности вытеснения сулаймов из долины Хабур. Затем таглибы атаковали деревни Кайси недалеко от Каркисии, но были отбиты, а один из их людей, Ияс ибн аль-Харраз, отправился продолжить переговоры с Зуфаром. Ияс был убит представителем племени Кайси, что побудило Зуфара выплатить компенсацию за его смерть. [26] Юлиус Велльхаузен видел в первых попытках Зуфара примирения желание не подталкивать нейтрального и христианского Таглиба к присоединению к делу Омейядов-Ямани; [27] Историк А. А. Диксон считает, что таглибы уже были сторонниками Омейядов, и Зуфар пытался заручиться их поддержкой против калбов или, по крайней мере, обеспечить их нейтралитет в конфликте. [26]

Зуфару не удалось снизить напряженность между Сулаймом и Таглибом. [27] Из-за того, что Таглиб настаивал на выселении сулаймов, Умайр выступал против любого мирного урегулирования с племенем и старался изгнать их из этого района. Он получил приказ от брата Ибн аз-Зубайра и губернатора Басры, Мусаба ибн аз-Зубайра , о взыскании традиционных налогов, причитающихся государству с Таглиба, с условием, что это подлежит одобрению Зуфара. Зуфар, стремясь предотвратить столкновение между Таглибом и Умайром, отправил эмиссаров, посоветовав Таглибу сотрудничать и платить налоги Умайру в качестве представителя губернатора Басры. В ответ Таглиб убил эмиссаров, что разозлило Зуфара. В результате он послал Умайра и отряд Кайси против них в Макисин, где были убиты вождь Таглиби и несколько его людей. [28] В отместку Таглиб и их родственники Рабиа нанесли сильный удар по Сулайму у реки Тартар , убив нескольких их соплеменников и тридцать женщин. Масштаб рейда Таглиби вынудил Зуфара принять непосредственное участие в распре с племенем Кайси, чего он до сих пор избегал. Следовательно, он присоединился к Умайру в ответном нападении на племя в Тартаре. Таглиб дал отпор Зуфару и Амиру, но Сулайм выстоял и победил Таглиба. [29]
После еще нескольких взаимных набегов на восточную Сирию и Джазиру, в 689 году, Зуфар и Умайр столкнулись с Таглибом в Хашшаке недалеко от Тартара. Зуфар отступил, узнав о приближении армии Омейядов к Каркисии, но Умайр остался и был убит. Зуфар выразил свое горе в стихах. [30] Ожидалось, что Зуфар, будучи главой Кайса, отомстит за его смерть. [31] Брат Умайра, Тамим ибн аль-Хубаб, обратился с просьбой об этом к Зуфару. Зуфар поначалу не хотел действовать, но его старший сын Худхайл убедил его атаковать Таглиб. Он оставил своего брата Ауса ибн аль-Хариса присматривать за Каркисией, а он и Худхайл выступили против Таглиба. Зуфар послал Муслима ибн Рабиа , человека из Бану Укайл , ветви эмира, впереди себя, чтобы устроить засаду на группу представителей племени Таглиби. После этого Муслим атаковал основные силы Таглиба в Аль-Акике недалеко от Мосула . Таглибы бежали к реке Тигр, но как только они достигли деревни Кухайл на западном берегу реки, они попали в засаду, устроенную Зуфаром. Десятки членов племени Таглиби были убиты, а еще больше утонуло в Тигре. [32] Зуфар казнил двести Таглиби, взятых в плен во время рейда. [33] Ссылаясь на это событие, поэт Джарир ибн Атия насмехался над своим соперником Таглиби аль-Ахталом при дворе Омейядов, говоря:
Воины Кайса набросились на тебя на конях
Неухоженные и мрачные, [их спины] несут героев
Ты продолжал думать обо всем после них
Были ли кони и люди заряжались снова и снова
Зуфар Абу аль-Худхайл, их вождь, уничтожил ваших людей.
Затем захватили ваших женщин и разграбили ваши стада. [34]
Нападения Омейядов на Каркисию
[ редактировать ]
Марван умер весной 685 года, и ему наследовал его сын Абд аль-Малик. Нуждаясь в укреплении своих позиций в Сирии, новый халиф поначалу воздерживался от противостояния Зуфару. Достигнув определенного уровня безопасности дома, халиф поручил своему родственнику Омейядов и губернатору Джунд-Химса Абану ибн аль-Валиду ибн Укбе выступить против Зуфара. В последовавшей битве в 688 или 689 году Зуфар потерпел поражение, а один из его сыновей был убит, но он остался под контролем Каркисии. [35]
В 691 году, после подавления восстания в Дамаске своего родственника Амра аль-Ашдака , Абд аль-Малик лично возглавил свою армию в кампании по захвату Ирака, который к тому времени полностью перешел под контроль Зубайридов. Перед входом в Ирак Абд аль-Малик решил подавить Зуфара и Кайсов в Джазире. Летом 691 года он осадил Каркисию. В течение сорока дней его катапульты бомбардировали ее укрепления, после чего последовал штурм его войск, в основном калби. Зуфар и его люди дали им отпор, что побудило Абд аль-Малика приступить к дипломатическому урегулированию. [35]
Примирение с Омейядами
[ редактировать ]Абд аль-Малик отправил одного из своих высших командиров, Хаджаджа ибн Юсуфа , и выдающегося богослова Раджу ибн Хайву в качестве своих посланников в Зуфар. [36] Выбор послов, возможно, был призван успокоить Зуфара. Будучи членом племени Сакиф , Хаджадж был таким же, как и Кайси; Раджа был связан с Ямани Кинда , с которым Зуфар имел кровные отношения. [37] Они передали послание Абд аль-Малика: Зуфар должен присоединиться к большинству мусульман в признании Абд аль-Малика халифом и взамен получить награду за его послушание или иное наказание за его непокорность. Зуфар отклонил это предложение, но его сын Худхайл рассмотрел его. Абд аль-Малик поручил своему брату Мухаммеду , который был назначен их отцом контролировать Кайсов в Джазире, помиловать и оказать неуказанные услуги Зуфару, Худхайлу и их последователям. Худхайл убедил Зуфара принять мольбы Абд аль-Малика при условии, что ему не придется присоединяться к силам Абд аль-Малика и он сможет сдержать свою клятву верности Ибн аз-Зубайру. [38] Командиры Кальби в армии Абд аль-Малика были против переговоров с Зуфаром. Они посоветовали халифу отвергнуть условия Зуфара и продолжить штурм Каркисии, поскольку к тому времени большая часть его укреплений была разрушена. Абд аль-Малик принял их совет и возобновил атаку, но не смог сместить Зуфара. [38]
К концу лета 691 года Зуфар и Абд аль-Малик заключили мир. По условиям соглашения Зуфару и его сторонникам была предоставлена охрана , и все они были освобождены от ответственности за участие в восстании, убитых ими соплеменников и расходы, понесенные Омейядами в связи с восстанием. . Зуфар пообещал не сражаться с Абд аль-Маликом и поручил Худхайлу присоединиться к его армии в иракской кампании, при этом сам не участвуя в кампании, чтобы не нарушить свою клятву, данную Ибн аз-Зубайру. Абд аль-Малик дал Зуфару неуказанную сумму денег для распространения среди своих последователей. Освятив соглашение, дочь Зуфара Рабаб вышла замуж за сына Абд аль-Малика Масламу . [39] По словам Веллхаузена, Зуфар и его сыновья Худхайл и Каусар стали «одними из самых выдающихся и известных людей при дворе [Омейядов] Дамаска». [40]
В 692 году восстание Ибн аз-Зубайра было подавлено, и война Зуфара с Калбом и Таглибом прекратилась. [41] В это время Абд аль-Малик сделал Джазиру отдельной провинцией, административно отделенной от Киннасрина. По мнению историка Халида Яхьи Бланкиншипа , возможно, это было связано с расчетом с Зуфаром. [42] Отказ Зуфара от дела Ибн аз-Зубайра в обмен на высокое положение при дворе и армии Омейядов фактически сломил господство Ямана над сирийской армией. [43] С тех пор халифы Омейядов пытались сбалансировать интересы Кайси и Ямани в армии. [44] Войска Кайси пользовались поддержкой зятя Зуфара, Масламы, во время его неудавшейся войны против Византии в 717–718 годах, что еще больше укрепило союз Ямани против Кайсов внутри армии. [45] Племенной раскол в основном продолжался как фракционное соперничество за власть в провинциях, но возобновление военных действий между Кайси и Ямани в Сирии в 744 году помогло спровоцировать Третью мусульманскую гражданскую войну . [46] которое закончилось падением Омейядов в 750 г. [47]
Потомки
[ редактировать ]Зуфар умер в ок. 694–695 . [48] [49] Его сыновья «унаследовали оказанное ему уважение», а также, по словам историка Дэвида С. Пауэрса, «пользовались большим уважением у халифов». [50] Историк Патрисия Кроун отметила, что Зуфар и его семья «считались самим воплощением Кайсии ». [4] В анекдоте, записанном ат-Табари, в 722 или 723 году тогдашний губернатор Ирака Кайси Умар ибн Хубайра спросил своих товарищей: «Кто самый выдающийся человек среди Кайсов?», На что они ответили, что да; Ибн Хубайра не согласился, возразив, что это был сын Зуфара Каусар, поскольку все, что нужно было сделать последнему, это «подать сигнал горна ночью, и двадцать тысяч человек появятся, не спрашивая, зачем их вызвали». [51] [52]
Семья Зуфара, Бану Зуфар, получила от халифов Омейядов деревню или поместье в Джунд-Киннасрине недалеко от крепости в Науре, месте ниже по течению от Балиса на Евфрате. [53] По словам ат-Табари, это была деревня Хусаф, также называемая Зараат Бани Зуфар по имени семьи, [54] Расположен в окрестностях Сабхат-эль-Джаббул . солончаков [55] Поместье находилось недалеко от резиденции сына Абд аль-Малика Масламы . [4] Между Бану Зуфар и Масламой поддерживались прочные связи. Худхайл стал командиром на службе Масламы. [4] командуя левым крылом своей армии при подавлении восстания Язида ибн аль-Мухаллаба в Ираке в 720 году. [56] По словам историка Ибн аль-Асира ( ум. 1233), Худхайль убил Язида ибн аль-Мухаллаба во время той кампании. [57] Сыновья Зуфара были сторонниками халифа Марвана II ( годы правления 744–750 ), который назначил Каутара губернатором Мараша на византийско-арабской границе . [58] Внуки Зуфара Маджза ибн Каутар , более известный как Абу аль-Вард, и Ватик ибн Худхайл, были частью окружения Марвана II Кайси, но после поражения Марвана II в битве при Забе в 750 году они подчинились Аббасидскому халифату . Позже в том же году Абу аль-Вард возглавил восстание в поддержку Омейядов против Аббасидов. [59] Он был убит вместе со многими членами своего клана. [60]
Генеалогическое древо Зуфара ибн аль-Хариса аль-Килаби |
---|
Поэзия
[ редактировать ]Зуфара Фрагменты стихов сохранились в Абу Убайды » «Накаиде , Абу Таммама 9-го века «Хамасе» 10-го века и сборниках стихов «Икд аль-Фарид» и «Китаб аль-агани» , а также в историях ат-Табари. и Ибн Асакир ( ум. 1175). Ученый 9-го века Ибн Хабиб работал над диваном (сборником стихов) стихов Зуфара, но он не сохранился. [65] Среди приписываемых ему стихов был следующий о его ненависти и отчаянии после Мардж Рахита и его решимости отомстить за Кай:
Не считай меня беспечным, если я отсутствую, и не радуйся встрече со мной, если я приду к тебе.
На руинах земли могут возникнуть пастбища, но ненависть души останется прежней.
Неужели Калб уходит, а наши копья не достигают их, и убитые Рахитом оставлены так, как были? ...
Никогда во мне не видели ничего ненавистного до моего бегства и того, что я оставил позади двух своих товарищей...
Разве один-единственный день, если я его испортил, развеивает доброту моих дней и заслугу моих дел?
Мира не будет, пока не придут всадники с копьями и мои жены не отомстят женщинам Калба. [66]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ияд ибн Аслам аль-Джураши был соплеменником южноаравийского Химьяра и был назначен губернатором Каркисии халифом Язидом I. [16]
- ^ Нуфайл был прародителем одной из двух ответвлений Амр-ветви Бану Килаб. [61]
- ↑ Хувайлид ибн Нуфайль был главой отделения Амра Бану Килаб и дедом по отцовской линии Язида ибн ас-Саика . [62] В источниках Хувайлида запомнили как «ас-Саика», потому что он предположительно погиб в результате удара молнии. [63]
- ^ Амр ибн Хувайлид ас-Саик был отцом Язида. [62] и Зура. [64]
- ↑ Зура, доисламский дворянин племени Бану Амир , был отцом Аслама , лидера племени Кайси и бывшего омейядского губернатора Басры . [5]
- ^ Отцом Саида был Аслам ибн Зура. Он служил губернатором Омейядов в Макране . [5]
- ↑ Муслим, сын Саида ибн Аслама, был правителем Хорасана Омейядов . [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Десятина 1971 , с. 74.
- ^ Каскел 1960 , с. 441.
- ^ Сезгин 1975 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кроун 1980 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с д Кроун 1980 , с. 138.
- ^ Пеллат 1960 , с. 1085
- ^ Брокетт 1997 , с. 149.
- ^ Хаглер 2011 , стр. 60–61.
- ^ Гордон и др. 2018 , стр. 944–945.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди, 2016 г. , стр. 78–79.
- ^ Кроун 1980 , с. 94.
- ^ Каскел 1966 , с. 500.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 170.
- ^ Саффарини 2003 , с. 92.
- ^ Хоутинг 1989 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д Хоутинг 1989 , с. 63.
- ^ Роттер 1982 , стр. 209.
- ^ Хамфрис 1990 , с. 132, примечание 244.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2016 , с. 81.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 186.
- ^ Доннер 2010 , с. 185.
- ^ Кеннеди 2016 , с. 80.
- ^ Кроун 1994 , стр. 45–47.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б с д Диксон 1971 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , стр. 203–204.
- ^ Диксон 1971 , с. 100.
- ^ Диксон 1971 , с. 101.
- ^ Диксон 1971 , стр. 101–102.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 204.
- ^ Диксон 1971 , с. 102.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 204–205.
- ^ Стеткевич 2002 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 93.
- ^ Диксон 1971 , стр. 93–94.
- ^ Диксон 1971 , с. 94, примечание 49.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 94.
- ^ Диксон 1971 , стр. 94–95.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 211.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 205.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 51.
- ^ Кеннеди 2016 , с. 84.
- ^ Кеннеди 2016 , с. 87.
- ^ Кроун 1994 , с. 48.
- ^ Кроун 1994 , стр. 43, 54.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 90.
- ^ Лейн 2006 , с. 351.
- ^ Сезгин 1975 , с. 339.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 185, примечание 633.
- ^ Кроун 1994 , стр. 7–8.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 185.
- ^ Боннер 1996 , стр. 141–142.
- ^ Уильямс 1985 , стр. 20, 176, примечание 423.
- ^ Hoyland 2011 , стр. 258–259, примечание 760.
- ^ Пауэрс 1989 , стр. 134–135.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 138, примечание 480.
- ^ Кроун 1980 , стр. 108–109.
- ^ Кроун 1980 , с. 109.
- ^ Кобб 2001 , с. 48.
- ^ Кренков 1993 , с. 1005.
- ^ Jump up to: а б Каскел 1966 , с. 176.
- ^ Лайалл 1918 , с. 325.
- ^ Каскел 1966 , с. 458.
- ^ Сезгин 1975 , стр. 339–340.
- ^ Хоутинг 1989 , стр. 107-1. 65–66.
Библиография
[ редактировать ]- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Боннер, Майкл (1996). Аристократическое насилие и священная война: исследования джихада и арабо-византийской границы . Нью-Хейвен, Коннектикут: Американское восточное общество. ISBN 0-940490-11-0 .
- Брокетт, Адриан, изд. (1997). История ат-Табари, Том XVI: Разделенная община: Халифат Али I, 656–657 гг. Н.э./35–36 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-2391-2 .
- Каскель, Вернер (1960). « Амир б. Сасаа» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469456 .
- Каскель, Вернер (1966). Гамхарат ан-Насаб: Генеалогический труд Хисама ибн Мухаммада аль-Калби, Том II (на немецком языке). Лейден: Брилл. OCLC 29957469 .
- Кобб, Пол М. (2001). Белые знамена: раздор в Аббасидской Сирии, 750–880 гг . Олбани: SUNY Press. ISBN 978-0-7914-4880-9 .
- Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- Кроун, Патрисия (1994). «Были ли Кайи и Йемен периода Омейядов политическими партиями?» (PDF) . Дер Ислам . 71 : 1–57. дои : 10.1515/islm.1994.71.1.1 . S2CID 154370527 .
- Диксон, Абд аль-Амир (1971). Халифат Омейядов, 65–86/684–705: (Политическое исследование) . Лондон: Лузак. ISBN 978-0-7189-0149-3 .
- Доннер, Фред М. (2010). Мухаммед и верующие у истоков ислама . Кембридж, Массачусетс и Лондон: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05097-6 .
- Гордон, Мэтью С.; Робинсон, Чейз Ф .; Роусон, Эверетт К .; Фишбейн, Майкл (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби (Том 3): английский перевод . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Хаглер, Аарон М. (12 августа 2011 г.). Эхо Фитны: развитие историографических интерпретаций битвы при Сиффине (докторская диссертация). Пенсильванский университет.
- Хоутинг, GR , изд. (1989). История ат-Табари, том XX: Крах власти Суфьянидов и приход Марванидов: халифаты Муавии II и Марвана I и начало халифата Абд аль-Малика, 683–685 гг. Н.э./64 г. хиджры 66 . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-855-3 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хойланд, Роберт Г. (2011). Хроники Феофила Эдесского и распространение исторических знаний в поздней античности и раннем исламе . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1-84631-697-5 .
- Хамфрис, Р. Стивен , изд. (1990). История ат-Табари, том XV: Кризис раннего халифата: правление Усмана, 644–656 гг. н. э./24–35 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0154-5 .
- Кеннеди, Хью (2016). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (Третье изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-78761-2 .
- Кренков, Ф. (1993) [1927]. «Килаб б. Рабиа». Энциклопедия ислама: Словарь географии, этнографии и биографии мусульманских народов, Том IV: Итк-Кватта (Переиздание). Лейден, Нью-Йорк и Кельн: Brill. п. 1005. ИСБН 90-04-08265-4 .
- Лейн, Эндрю (2006). Традиционный мутазилитский комментарий к Корану: Кашшаф Джар Аллаха аз-Замахшари (ум. 538/1144) . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-14700-4 .
- Лайалл, Чарльз (1918). Муфадалият: Антология древних арабских од, Том 2 . Оксфорд: Кларендон Пресс. OCLC 697581889 .
- Пеллат, Ч. (1960). «Аль-Басра — Басра до монгольского завоевания (656/1258)» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1085–1086. OCLC 495469456 .
- Пауэрс, Дэвид С., изд. (1989). История ат-Табари, том XXIV: Империя в переходный период: халифаты Сулеймана, Умара и Язида, 715–724 гг. Н.э./96–105 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0072-2 .
- Роттер, Гернот (1982). Омейяды и Вторая гражданская война (680–692 гг.) (на немецком языке). Висбаден: Немецкое восточное общество. ISBN 3-515-02913-3 .
- Саффарини, Хусейн (2003). «Критическая оценка традиций, используемых передатчиками в исторических трудах» . Изучайте арабский и исламские религии 11 : 79–96.
- Сезгин, Фуат (1975). История арабской литературы, Том II, Поэзия примерно до 430 г. по хиджре (на немецком языке). Лейден: Брилл. ISBN 90-04-043764 .
- Стеткевич, Сюзанна Пинкни (2002). Поэтика исламской легитимности: миф, пол и церемония в классической арабской оде . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34119-1 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
- Уильямс, Джон Олден, изд. (1985). История ат-Табари, том XXVII: Революция Аббасидов, 743–750 гг. Н. Э. / 126–132 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-884-4 .
- Заккар, Сухайль (1971). Эмират Алеппо: 1004–1001 гг. Алеппо: Дар аль-Амана. OCLC 759803726 .