Первая Фитна
Первая Фитна | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Фитны | ||||||||
![]() Регион под контролем халифа Али Регион под контролем Муавии | ||||||||
| ||||||||
Воюющие стороны | ||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | ||||||||
Али Икс | Аиша Тальха † Зубайр ибн аль-Аввам X Он слушал меня 'Амр ибн аль-Ас ( WIA ) Марван I ( военнопленный ) | Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби † | ||||||
Жертвы и потери | ||||||||
Итого: 25 407–25 513+ | Итого: 47 500+ | 2,400 |
Первая Фитна была первой гражданской войной в исламском сообществе. Это привело к свержению халифата Рашидун и созданию халифата Омейядов . Гражданская война включала три основных сражения между четвертым халифом Рашидуна Али и повстанческими группировками.
можно проследить до убийства второго халифа Умара Корни первой гражданской войны . Прежде чем умереть от ран, Умар сформировал совет из шести человек , который избрал Усмана следующим халифом. В последние годы халифата Усмана он был обвинен в кумовстве и убит повстанцами в 656 году. После убийства Усмана Али был избран четвертым халифом. Аиша , Тальха и Зубайр восстали против Али, чтобы свергнуть его. Обе стороны сражались в Верблюжьей битве в декабре 656 года, из которой Али вышел победителем. После этого Муавия , действующий губернатор Сирии , объявил войну Али, якобы чтобы отомстить за смерть Усмана. Обе стороны вели битву при Сиффине в июле 657 года, которая закончилась тупиком и арбитражем.
Этот арбитраж вызвал возмущение хариджитов , которые объявили Али, Муавию и их последователей неверными. После насилия хариджитов против мирного населения силы Али разгромили их в битве при Нахраване . Вскоре после этого Муавия также захватил контроль над Египтом с помощью Амра ибн аль-Аса .
В 661 году Али был убит хариджитом Абд ар-Рахманом ибн Мулджамом . После смерти Али его наследник Хасан был избран халифом и вскоре подвергся нападению со стороны Муавии. Приведенный в боевую готовность Хасан заключил мирный договор , признав правление Муавии, который впоследствии основал Халифат Омейядов и правил в качестве его первого халифа.
Фон
[ редактировать ]
После смерти Мухаммеда в 632 году Абу Бакр стал лидером мусульманской общины. Восстановив мусульманский контроль над диссидентскими племенами Аравии , он послал армии сражаться против империй Византии и Сасанидской Персии , положив начало волне завоеваний, которые продолжил его преемник Умар ( годы правления 634–644 ). Эти сражения привели к почти полному краху Сасанидов и ограничили Византийскую империю Анатолией , Северной Африкой и ее владениями в Европе. [3] Завоевания принесли мусульманам щедрые доходы и земли. [4] В Ираке земли персидской короны и аристократии теперь оказались в руках мусульман. Они стали государственной коммунальной собственностью. Доходы распределялись между войсками-завоевателями, обосновавшимися в Ираке. [5] Умар также оставил управление провинцией региональным губернаторам, которые правили со значительной автономией. Излишки провинций тратились на мусульманских поселенцев на завоеванных территориях, а не пересылались в столицу Медину . [6]
Усман сменил Умара после убийства последнего рабом в 644 году. Политика нового халифа вызвала недовольство среди мусульманской элиты, а также обвинения в кумовстве. Он начал централизовать власть, опираясь на своих родственников- Омейядов , которые долгое время выступали против Мухаммеда, прежде чем принять ислам в 630 году. Его благосклонность к родственникам заключалась в исключении других членов курайшитов . [а] пользовавшийся значительным авторитетом во времена правления двух своих предшественников. Он назначил своих родственников губернаторами всех провинций. [7] Хотя Усман продолжал мусульманскую экспансию в Персии и Египте, эти завоевания прекратились ко второй половине его правления. [8] Приток добычи замедлился, что усилило экономические проблемы, которые ранее сдерживались поступающими доходами. [9] Это сочеталось с антипатией арабских кочевников к центральной власти, которая до сих пор была вытеснена продолжающимися военными усилиями. [10] Продолжающаяся миграция племен из Аравии на завоеванные территории также привела к снижению выплат из доходов от земель, что вызвало недовольство среди более ранних поселенцев. [11] Ранние поселенцы также видели, что их статусу угрожали гранты земли на завоеванных территориях видным курайшитам, таким как Тальха ибн Убайд Аллах и Зубайр ибн аль-Аввам , а также приобретение земель поздно прибывшими вождями племен, такими как Ашат ибн Кайс . Этим вождям была передана эта территория в обмен на их земли в Аравии. [12] Более того, Усман взял под свой контроль королевские земли Ирака как государственные активы и потребовал, чтобы излишки провинции были переданы халифу. Это вмешательство в дела провинции вызвало широкую оппозицию его правлению, особенно со стороны Ирака и Египта, где обосновалось большинство армий завоевателей. [13]
Воодушевляемая мединской элитой, включая таких видных деятелей, как Тальха, Зубайр, Амр ибн аль-Ас (бывший губернатор Египта, свергнутый Усманом) и вдова Мухаммеда Аиша , провинциальная оппозиция впоследствии переросла в открытое восстание. Диссиденты из Египта и Ирака двинулись на Медину, убив халифа в июне 656 года. [14] Али , двоюродный брат и зять Мухаммеда, впоследствии был признан халифом. [15]
Битва на верблюде
[ редактировать ]Аиша, Тальха и Зубайр выступили против преемственности Али и собрались в Мекке, где потребовали отомстить за смерть Усмана и избрания нового халифа, предположительно Тальхи или Зубайра, путем консультаций. [16] Повстанцы собрали армию и захватили Басру у губернатора Али, нанеся тяжелые потери его людям, с намерением укрепить свои позиции. [17] Али отправил своего сына Хасана для мобилизации войск в Куфе . [18] После того, как Али сам прибыл в Куфу, объединенная армия двинулась на Басру. [19]
Две армии встретились возле Басры. После трех дней безуспешных переговоров битва началась во второй половине дня 8 декабря 656 г. и продолжалась до вечера. [20] Зубайр покинул поле без боя. Вероятно, за бесчестный поступок, оставивший своих собратьев-мусульман в развязанной им гражданской войне, Зубайр был преследован и убит войсками аль-Ахнафа бин Кайса , вождя Бану Саада , который остался в стороне от битвы. . [21] Тальха был убит Омейядом Марваном ибн аль-Хакамом . [22]
Со смертью Талхи и Зубайра судьба битвы была решена в пользу Али. Однако бой продолжался до тех пор, пока войскам Али не удалось убить верблюда Аиши, вокруг которого сплотились ее силы. От этого верблюда битва получила свое название. [23] Сделав замечание Аише, Али отправил ее обратно в Медину в сопровождении брата. [24] Али также объявил о публичном помиловании и освободил заключенных. [25] Это помилование было также распространено на высокопоставленных повстанцев, в том числе на Марвана, который вскоре присоединился к своему родственнику из Омейядов Муавии ибн Аби Суфьяну, губернатору Сирии , в качестве старшего советника. [26]
Битва при Сиффине
[ редактировать ]
Вскоре после прихода к власти Али уволил большинство губернаторов, которых он считал коррумпированными, включая Муавию, двоюродного брата Усмана. [27] Муавия отказался уйти в отставку и сообщил Али через представителя, что признает Али халифом в обмен на пожизненное управление Сирией и Египтом. [28] Али отверг это предложение. [29]
В ответ Муавия объявил Али войну от имени сирийцев, требуя отомстить за смерть Усмана. Губернатор стремился свергнуть Али и создать сирийский совет для назначения следующего халифа, которым предположительно будет сам Муавия. [30] Али ответил письмом, что Муавия может передать свое дело в суд Али, попросив его предоставить любые доказательства, которые могли бы обвинить Али в убийстве Усмана. Али также призвал Муавию назвать любого сирийца, который мог бы претендовать на участие в совете. [31]
Али созвал совет исламской правящей элиты, который призвал его бороться с Муавией. [32] Две армии встретились у Сиффина, к западу от Евфрата , в 657 году нашей эры. [33] Там обе стороны вели переговоры в течение нескольких недель. [34] Примечательно, что Муавия повторил свое предложение признать Али в обмен на Сирию и Египет, которое снова было отклонено. [35] В свою очередь, Али вызвал Муавию на дуэль один на один, чтобы уладить дела и избежать кровопролития. Это предложение было отклонено Муавией. [36] Переговоры безуспешно прекратились 18 июля 657 г., и обе стороны приготовились к битве. [37] Бои начались в среду, 26 июля, и продолжались три-четыре дня. [38] К последнему дню баланс сместился в пользу Али. [39] Когда Муавии сообщили, что его армия не сможет победить, он решил обратиться к Корану . [40] Еще до полудня сирийцы подняли копии книги на копьях и кричали: «Пусть книга Божия будет судьей между нами». [41] Хотя Али с подозрением отнесся к этому призыву, его войска прекратили боевые действия. [42] Движимый сильными мирными настроениями в своей армии и угрозами мятежа, Али принял предложение об арбитраже. [43]
Арбитраж
[ редактировать ]Часть серии о Мухаккима |
---|
![]() |
Большинство в армии Али настаивало на назначении якобы нейтрального Абу Мусы аль-Ашари своим представителем . Али считал Абу Мусу политически наивным, но назначил его, несмотря на эти оговорки. [44] В соглашении от 2 августа 657 года н. э. Абу Муса представлял армию Али, а главный генерал Муавии Амр ибн аль-Ас представлял другую сторону. [45] Оба представителя обязались придерживаться Корана и Сунны и спасти мусульманскую общину от войны и разделения. [46]
Два арбитра встретились сначала в Думат аль-Джандале , а затем в Удрухе , и разбирательство, вероятно, длилось до середины апреля 658 года нашей эры. [47] В Думат-эль-Джандале арбитры вынесли вердикт, что Усман был убит неправомерно и что Муавия имел право мстить. [48] По мнению ученого Вильферда Маделунга , этот приговор был скорее политическим, чем судебным, и был ошибкой наивного Абу Мусы. [49] Этот приговор усилил поддержку Муавии сирийцами и ослабил позиции Али. [50]
Вторая встреча в Удру, вероятно, закончилась беспорядком, когда Амр нарушил свое предыдущее соглашение с Абу Мусой. [51] Делегация Куфана яростно отреагировала на уступки Абу Мусы, и бывший арбитр с позором бежал в Мекку. [52] И наоборот, Амр был с триумфом принят Муавией по его возвращению в Сирию. [53] После завершения арбитража в 659 году н.э. сирийцы присягнули Муавии как следующему халифу. [54] Али осудил поведение двух арбитров как противоречащее Корану и начал организовывать новую экспедицию в Сирию. [55]
Битва при Нахраване
[ редактировать ]После битвы при Сиффине группа отделилась от Али, когда он согласился урегулировать спор с Муавией посредством арбитража, что группа считала шагом, противоречащим Корану. [56] Большинство из них оказывали давление на Али, чтобы тот согласился на арбитраж, но впоследствии изменили курс и заявили, что право на решение принадлежит только Богу. [57] Хотя Али в значительной степени удалось вернуть себе их поддержку, оставшиеся противники арбитража собрались в Нахраване, на восточном берегу Тигра . [58] Из-за их исхода эта группа стала известна как хариджиты , от арабского слова «выходить» или «подниматься восстание». [59] [60]

Хариджиты избрали Абдаллаха ибн Вахба ар-Расиби своим халифом . Они осудили руководство Али и объявили его, его последователей и сирийцев неверными. Они объявили пролитие крови таких неверных законным . [61] Хариджиты начали допрашивать мирных жителей об их взглядах на Усмана и Али и казнить тех, кто не разделял их взглядов. [62] В одном примечательном инциденте хариджиты выпотрошили беременную жену фермера, вырезали и убили ее нерожденного ребенка, а затем обезглавили фермера. [63] Хариджиты считаются предшественниками исламских экстремистов . [64]

Али получил известие о насилии хариджитов и двинулся в Нахраван со своей армией. [65] Там он попросил харджитов выдать убийц и вернуться к своим семьям. [66] Однако хариджиты вызывающе ответили, что они несут коллективную ответственность за убийства. [66] После нескольких неудачных попыток деэскалации Али объявил амнистию (которая не распространялась на убийц) и запретил своей армии начинать военные действия. [67] Остальные хариджиты, численность которых оценивалась в 2800 человек, атаковали и были побеждены значительно превосходящей армией Али. Раненые, число которых оценивается в 400 человек, были помилованы Али. [68]
В январе 661 года во время молитвы в мечети Куфы Али был убит хариджитом Абд ар-Рахманом ибн Мулджамом . [69]
Мирный договор с Хасаном
[ редактировать ]После убийства Али в январе 661 года его старший сын Хасан . халифом в Куфе был избран [70] Муавия быстро двинулся на Куфу с большой армией, в то время как военный ответ Хасана вызвал большое количество дезертиров. Этому способствовали военачальники и вожди племен, которых склонили на сторону Муавии обещаниями и предложениями денег. [71] Хасан был ранен в результате неудавшегося покушения на его жизнь. К тому времени, когда Хасан согласился на мирный договор с Муавией, его власть не выходила за пределы территории вокруг Куфы. [72] По этому договору Хасан уступил халифат Муавии. Договор предусматривал всеобщую амнистию для народа и возвращение халифата Хасану после смерти Муавии. [73] Муавия был коронован халифом на церемонии в Иерусалиме в 661 году. [74]
Хасан умер раньше Муавии, умерев в 670 году в возрасте 46 лет. [75] Считается, что он был отравлен по наущению Муавии. [76]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Группировка мекканских кланов, к которым принадлежали Мухаммед и халифы, включая Усмана.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вкусный 2012 год .
- ^ Jump up to: а б Гиббон 1906 , стр. 98–99.
- ^ Льюис (2002 , стр. 49–51)
- ^ Дайте (2010 , стр. 148)
- ^ Кеннеди (2016 , стр. 59)
- ^ Кеннеди (2016 , стр. 60)
- ^ Веллхаузен (1927 , стр. 41–42). Льюис (2002 , стр. 59)
- ^ Доннер (2010 , стр. 148). Льюис (2002 , стр. 60)
- ^ Веллхаузен (1927 , стр. 43)
- ^ Льюис (2002 , стр. 60)
- ^ Доннер (2010 , стр. 148). Кеннеди (2016 , стр. 63)
- ^ Доннер (2010 , стр. 149–150). Кеннеди (2016 , стр. 63)
- ^ Кеннеди (2016 , стр. 61–62)
- ^ Кеннеди (2016 , стр. 64–65). Льюис (2002 , стр. 60)
- ^ Кеннеди (2016 , стр. 65)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 157, 158). Роджерсон (2006 , стр. 289, 291)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 162, 163). Хэзлтон (2009 , стр. 107). Роджерсон (2006 , стр. 294). Аббас (2021 , стр. 137). Векча Валььери (2021b)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 166). Хэзлтон (2009 , стр. 107). Роджерсон (2006 , стр. 295). Пунавала (1982) . Векча Валььери (2021) . Векча Валььери (2021b)
- ^ Дайте (2010 , стр. 158–160)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 169, 170). Роджерсон (2006 , стр. 295). Пунавала (1982) . Глив (2008)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 170, 171). Роджерсон (2006 , стр. 295, 296). Векча Валььери (2021b)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 171, 172, 181)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 172, 173). Хэзлтон (2009 , стр. 118–121). Аббас (2021 , стр. 140). Роджерсон (2006 , стр. 296, 297). Векча Валььери (2021b)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 168–174)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 175, 179, 180). Хэзлтон (2009 , стр. 122). Аббас (2021 , стр. 141). Роджерсон (2006 , стр. 298). Векча Валььери (2021b)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 168–174, 180, 181). Хэзлтон (2009 , стр. 118). Аббас (2021 , стр. 140, 141). Векча Валььери (2021b)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 148, 197). Аббас (2021 , стр. 134). Хэзлтон (2009 , стр. 183)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 203). Глив (2021)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 204). Хиндс (2021)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 204, 205). Хэзлтон (2009 , стр. 130, 136)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 205, 206)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 215). Роджерсон (2006 , стр. 303, 304)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 226). Доннер (2010 , стр. 161)
- ^ Вкусно (2021)
- ^ Хэзлтон (2009 , стр. 196)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 135). Хэзлтон (2009 , стр. 197). Роджерсон (2006 , стр. 306)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 231). Бауэринг и др. (2013 , стр. 31). Доннер (2010 , стр. 161)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 232). Роджерсон (2006 , стр. 307). Доннер (2010 , стр. 161)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 238). Хэзлтон (2009 , стр. 198). Роджерсон (2006 , стр. 307, 308)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 238). Аббас (2021 , стр. по хитрому совету Амра). Хэзлтон (2009 , стр. 198). Роджерсон (2006 , стр. 308). Мавани (2013 , стр. 98). Аслан (2011 , стр. 137). Бауэринг и др. (2013 , стр. 43). Глассе (2001 , стр. 40)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 238). Хэзлтон (2009 , стр. 198, 199). Роджерсон (2006 , стр. 308). Бауэринг и др. (2013 , стр. 31)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 238). Аббас (2021) . Роджерсон (2006 , стр. 308). Хэзлтон (2009 , стр. 199–201)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 238, 241). Доннер (2010 , стр. 161)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 241, 242). Хэзлтон (2009 , стр. 211). Роджерсон (2006 , стр. 308). Бауэринг и др. (2013 , стр. 43). Доннер (2010 , стр. 161). Векча Вальери (2021c)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 241–243). Аббас (2021) . Хэзлтон (2009 , стр. 210, 211). Роджерсон (2006 , стр. 308). Бауэринг и др. (2013 , стр. 43)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 243). Аббас (2021) . Роджерсон (2006 , стр. 309)
- ^ Доннер (2010 , стр. 162). Маделунг (1997 , стр. 254, 255). Хэзлтон (2009 , стр. 210)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 255). Аббас (2021 г. , стр. Усман действительно был убит неправомерно). Аслан (2011 , стр. 137)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 256). Роджерсон (2006 , стр. 312)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 255). Джафри (1979 , стр. 65). Момен (1985 , с. 25). Бауэринг и др. (2013 , стр. 31). Доннер (2010 , стр. 162, 163)
- ^ Роджерсон (2006 , стр. 311, 312). Маделунг (1997 , стр. 257). Глассе (2001 , стр. 40). Доннер (2010 , стр. 165). Пунавала (1982)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 257). Хэзлтон (2009 , стр. 212)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 257). Хэзлтон (2009 , стр. 212). Роджерсон (2006 , стр. 312)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 257). Хэзлтон (2009 , стр. 212). Роджерсон (2006 , стр. 312). Бауэринг и др. (2013 , стр. 31). Доннер (2010 , стр. 163). Хиндс (2021)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 257). Глассе (2001 , стр. 40). Пунавала (1982) . Вечча Валььери (2021)
- ^ Пунавала (1982) . Хэзлтон (2009 , стр. 141)
- ^ Пунавала (1982) . Хэзлтон (2009 , стр. 141). Вечча Валььери (2021)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 248, 249, 251, 252). Аббас (2021) . Роджерсон (2006 , стр. 311, 313). Доннер (2010 , стр. 163). Вельхаузен (1901 , стр. 17). Пунавала (1982) . Вечча Валььери (2021)
- ^ Франческа, Эрсилия. Даммен Маколифф, Джейн (ред.). «Хариджи» . Энциклопедия Корана . Джорджтаунский университет . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQCOM_00103 . Проверено 18 августа 2022 г. - через Brill.
- ^ Леви Делла Вида (1978 , стр. 1074, 1075). Пунавала (1982) . Вечча Валььери (2021)
- ^ Доннер (2010 , стр. 163). Велльхаузен (1901 , стр. 17–18). Хэзлтон (2009 , стр. 145)
- ^ Веллхаузен (1901 , стр. 17–18). Хэзлтон (2009 , стр. 143). Маделунг (1997 , стр. 254)
- ^ Хэзлтон (2009 , стр. 143, 144). Маделунг (1997 , стр. 254, 259)
- ^ Хэзлтон (2009 , стр. 144). Аббас (2021 , стр. 152)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 259, 260)
- ^ Jump up to: а б Маделунг (1997 , стр. 259)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 260). Вельхаузен (1901 , стр. 18)
- ^ Мороний (2021)
- ^ Веллхаузен (1901 , стр. 18)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 311). Глассе (2003 , стр. 423)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 317–320). Момент (1985 , стр. 27)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 319, 322)
- ^ Момент (1985 , стр. 27). Маделунг (1997 , стр. 322)
- ^ Ави-Йона (2001)
- ^ Момент (1985 , стр. 28)
- ^ Маделунг (1997 , стр. 331). Момент (1985 , стр. 28)
Источники
[ редактировать ]- Бауэринг, Герхард; Кроун, Патрисия; Кади, Вадад; Мирза, Махан; Стюарт, Девин Дж.; Заман, Мухаммад Касим, ред. (2013). «Али б. Аби Талиб (ок. 599–661)» . Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691134840 .
- Доннер, Фред М. (2010). Мухаммед и верующие у истоков ислама . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-05097-6 .
- Гиббон, Эдвард (1906). История упадка и разрушения Римской империи . Нью-Йорк: Издательство Fred de Fau and Co.
- Глассе, Сирил, изд. (2003). Новая энциклопедия ислама . Пересмотренное издание Краткой энциклопедии ислама. АльтаМира Пресс . ISBN 978-0-7591-0190-6 .
- Глив, Роберт М. (2008). «Али ибн Аби Талиб» . Энциклопедия ислама, Три . Брилл Онлайн. Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года . Проверено 29 марта 2013 г.
- Холт, премьер-министр; Бернард Льюис (1977). Кембриджская история ислама, Том. 1 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29136-4 .
- Лапидус, Ира (2002). История исламских обществ (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-77933-3 .
- Леви Делла Вида, Г. (1978). «Хариджитес» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1074–1077. OCLC 758278456 .
- Кеннеди, Хью (2023). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (3-е изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-367-36690-2 .
- Лекер, М. (2012). «Шиффин» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7018 . ISBN 978-9004161214 .
- Лекер, М. (2021). «Сиффин» . Энциклопедия ислама (2-е изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0191647161 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 978-0415624404 .
- Табатабай, Мухаммад Хусейн (1977). Шиитский ислам . Перевод Насра, Хоссейна. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 100-1 52, 53. ISBN 978-0873952729 .
- Веллхаузен, Юлиус (1901). Религиозно-политические оппозиционные партии в древнем исламе (на немецком языке). Берлин: Книжный магазин Weidmannsche. ОСЛК 453206240 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: Жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300252057 .
- Хэзлтон, Лесли (2009). После Пророка: эпическая история шиитско-суннитского раскола в исламе . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0385532099 .
- Роджерсон, Барнаби (2006). Наследники Пророка Мухаммеда: и корни суннитско-шиитского раскола . Счеты. ISBN 978-0349117577 .
- Бауэринг, Герхард, изд. (2013). «Али б. Аби Талиб» . Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691134840 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Глассе, Сирил (2001). Новая энциклопедия ислама . АльтаМира Пресс. ISBN 978-0759101890 .
- Аслан, Реза (2011). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Случайный дом. ISBN 978-0812982442 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0853982005 .
- Ави-Йона, Майкл (2001). История Израиля и Святой Земли . А&С Черный. ISBN 978-0826415264 .
- Наср, Сейед Хоссейн; Афсаруддин, Астма (2021). "Али " энциклопедия Британская
- Пунавала, Индиана (1982). «Али б. Аби Талеб I. Жизнь» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.).
- Векча Валььери, Л. (2021). «Али б. Аби Талиб» . Энциклопедия ислама (2-е изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Глив, Роберт М. (2021). «Али б. Аби Талиб» . Энциклопедия ислама (3-е изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Векча Валььери, Л. (2021b). «Аль-Джамаль» . Энциклопедия ислама (2-е изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Бодли, РВК (1946). Посланник; Жизнь Магомета . Даблдей и Компания, Инк.
- Морони, М. (2021). «Ан-Нахраван». Энциклопедия ислама (2-е изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Векча Вальери, Л. (2021c). «Аль-Ашари, Абу Муса» . Энциклопедия ислама (2-е изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Хиндс, М. (2021). «Муавия I» . Энциклопедия ислама (2-е изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джайт, Хичем (2008). Великий раздор: религия и политика в раннем исламе . Издания Галлимар. ISBN 978-2-07-035866-3 . Арабский перевод Халила Ахмада Халила, Бейрут, 2000 г., Дар аль-Талиа.
- «Энциклопедия Ираника». Энциклопедия Ираника . Центр иранских исследований Колумбийского университета. 1997. ISBN 1-56859-050-4 .